земные поклоны с Иисусовой молитвой

Подробно: земные поклоны с Иисусовой молитвой - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее:

Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

20 земных поклонов; при каждом поклоне молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

20 поясных поклонов с той же молитвой.

10 земных поклонов: при каждом поклоне молитва: «Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси меня грешнаго».

10 поясных с той же молитвой.

5 поясных с молитвой: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешном».

5 поясных с молитвой: «Все святые, молите Бога о мне грешном».

Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных.

Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвой Иисусовой. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся». После чего читаются утренние молитвы и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им, и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши занятия со страхом Божиим, молитвой, полезными мыслями и воспоминаниями.

Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтобы исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение, от смирения рождается покаяние. Чтобы можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее правило может быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12, «Приидите, поклонимся». Псалом 50, Символ веры , «Богородице Дево, радуйся» – трижды. После этого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон. Затем других 20 таких же молитв, и при каждой – поясной поклон. «Достойно есть, яко воистину», «Молитвами святых Отец наших», «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя перед Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Вы имеете письменное наставление о молитве, старайтесь заимствовать из него направление для духа Вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначального акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как Вам будет удобнее, но непременно со вниманием и неспешно. Также никак не позволяйте себе читать поверхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги, читайте их неспешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте богослужению. Хорошо приучиться к молитве мытаря, которая одобрена Господом и которую мытарь, как видно из Евангелия, произносил, находясь в церкви. Эта молитва читается так: «Боже, милостив буди мне, грешнику» или: «Боже, очисти мя грешнаго». Этой молитве равносильна молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» или «Господи, помилуй». Читайте из этих молитв ту, которую найдете удобнейшей для себя. Но читайте непременно не спеша и со вниманием. Советую держаться второй (т.е. Г. И. X. С. Б. п. м. г.). Первые две молитвы – тождезначащи, третья – сокращение второй. В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, не переставая внимать и богослужению. Можно вместе и молиться умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе – первому.

Церковную службу, когда остаетесь дома, можно заменить чтением какого-либо из акафистов: акафиста Господу Иисусу или акафиста Божией Матери. В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение литургии, в конце ее: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. [. ] В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение перед Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе. Читайте, что читали. Чтение Апокалипсиса приводит к страху Божию; воздержитесь от объяснения этой таинственной книги, довольствуясь производимым ею действием на Вашу душу. Когда найдете нужным прибавить или убавить что в Вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся, независимо от Вас, других занятий, делайте это, не сомневаясь и не смущаясь. Будьте свободны! Не связывайте себя никакой скрупулезностью. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства.

Относительно правила Вашего что скажете? Оно было дано Вам, когда ум Ваш был мертв и когда телесный труд при молитве краткой и единообразной способствовал к оживлению ума умерщвлением мечтательности. Теперь, если этот труд слишком обременителен для тела, можно его сократить, предоставя уму, освобожденному от мечтательности, плавать в словах Духа, в псалмах, пениях и песнях духовных, поюще не только устами и мыслью, но и в сердце Господеви. 331.

ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

Читайте так же:  молитва заговор на любовь парня

У вас самих есть голова; мешает класть поклоны, без поклонов молитесь; поклоны — принадлежность молитвы помогающий, а не самая молитва. Молитва — то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову, то начните не с 3000, а с 1000 и даже с 500, и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите, разве потребность будет. Но лучше все зараз выполнять положенное число, и ночью. Днем же так вперемежку. не в счет почасту творить ту же молитовку. (Вып. 8, пис. 1337, стр. 92)

Похожие главы из других книг

МОЛИТВА ИИСУСОВА

МОЛИТВА ИИСУСОВА 1. Иисусова молитва и ее значение для молитвенного навыка. Теплота плотская и духовная. Их признакиНекоторые особые движения в теле и духе бывают от молитвы, но не у всех молитвенников одинаковы, у одних такие, а у других другие, следовательно, на них

II. МОЛИТВА ИИСУСОВА

II. МОЛИТВА ИИСУСОВА 51. Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание,

Иисусова молитва

Иисусова молитва Православие – это не просто система приходов, монастырей, не просто епископы, священники и миряне той или иной, каноничной или не каноничной юрисдикции. Православие – это, прежде всего, духовная традиция, совершенно особая и, если так можно выразиться,

3. Молитва Иисусова

3. Молитва Иисусова Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Изгнанием памятования о зле и вселением в нас памятования о Боге, о добре нашему уму заграждаются «все его исходы», клонящиеся ко греху. Далее требуется от нас всяческое доброделание — долженствующее удовлетворение «влечению» ума [1, с. 286]. Для достижения

Иисусова молитва

Иисусова молитва Сегодня оставил этот мир отец моего мужа, Лакшманы Праны прабху. У него был рак печени, последняя стадия, и угас он очень быстро, легко, без боли. Я хочу рассказать про его уход, в нем было очень много необыкновенных вещей. Почти мистических.Незадолго до

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.Краткие варианты молитвы на все случаи жизни:Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.Господи, помилуй.Исповедание веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, просьба о милости и помощи, упование на

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19) — так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя делания истинного покаяния. После падения, после того, как человек возлюбил свою злую несовершенную волю более

Иисусова молитва

Иисусова молитва Полный вариант этой молитвы звучит так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную). Начинать молиться Иисусовой молитвой можно уже на первых ступенях церковной жизни.Первое время следует проговаривать молитву вслух раз по

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Краткие варианты молитвы на все случаи жизни: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Иисусову молитву недаром называют «кратким Евангелием» – произнося эти слова, молящийся

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Это краткая молитва, которую можно читать в любое время дня и ночи, перед началом любого дела и после его завершения, прося Всевышнего о помощи и благодаря за

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Молитва Иисусова приносит в сердце человека все добродетели, если, конечно, он при этом противится греховным помыслам. Без молитвы нельзя приобрести добродетели. Это вовсе не означает, что тот, кто возносит молитвы Господу, может делать все что угодно,

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную).Молитвы перед вкушением пищиОтче наш, Иже ecu на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небес и и на земли. Хлеб наш насущный дождь нам днесь; и остави

МОЛИТВА ИИСУСОВА

МОЛИТВА ИИСУСОВА Наставление желающим проходить умную Иисусову молитву…Вы ищете от меня не правила молитвенного, а всегдашней умной молитвы. Дело высокое и превышающее мои меры и достоинство. Я не смею и подумать противоречить словам Григория Паламы, что возможно

Иисусова молитва для мирянина

Иисусова молитва для мирянина.

Прерывание другой молитвой.

а) молитва по четкам.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Читайте так же:  молитва о возвращении заблудшего

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

б) за секундной стрелкой.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.

г) по точкам или линиям.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.

Б) механические ритмичные:

а) во время ходьбы.

б) во время копания.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

Непрестанно молитесь: древнерусский лайфхак

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг […]

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг суточного богослужебного круга. Однако предстоять в молитве в церкви или дома перед образом по понятным причинам могли лишь единицы из иноков-подвижников. Выход был найден: символический русский ум переработал опыт восточных отцов и создал лестовку – знаменитое отечественное приспособление для непрестанной молитвы.

Читайте так же:  вернуть мужа в семью от любовницы молитва

В «Цветнике» священноинока Дорофея есть слова: «Моление непрестанное, молитва Иисусова и другие духовные подвиги достойней всех земных вещей, дел и умствований». В наши дни сложилось ошибочное мнение, что Иисусова молитва есть удел лишь священников и монахов. Но это не так. Мы все призваны к постоянному диалогу с Богом, потому нам требуются совершенные инструменты, проверенные временем и христианскими подвижниками. Иисусова молитва держит нас на плаву в океане мирской суеты, не дает впасть в отчаяние, дает воодушевление, приводит в разум раздергивающийся на пустое мозг.

Молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную) – имеет прообразы в Евангелии. Так, слепой Вартимей по выходе Иисуса из Иерихона кричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». (Мк. 10, 47). Появление Иисусовой молитвы относят к наставлениям Макария Египетского (IV век). И в Византии, и на Руси совершение этой молитвы считалось необходимым для христианина, будь то епископ или мирянин. За время существования Церкви Христовой написано довольно трактатов и пояснений об этом «источнике благодати». Но нужно отметить, что Иисусова молитва требует внимания, рассудительности, благоговения и покаяния, то есть серьезного подхода.

Поскольку мы являемся существами телесными, нам нужны физические и материальные выражения нашей веры: храмы, иконы, книги, молитвенные предметы. Для совершения Иисусовой молитвы (и не только) в незапамятные времена была придумана вервица. Установил эту праматерь русских четок Василий Великий. На Руси она превратилась в лестовку, обросла назидательным символизмом и дошла до наших дней.

Слово «лестовка» является уменьшительным от «лестницы». Такое название русские четки получили из-за своего внешнего вида. Лестовка представляет собой зашитые в кожу бобочки (березовые округлые дощечки), которые напоминают гибкую лестницу. Молитвенный предмет начинается и замыкается четырьмя сшитыми друг с другом с двух сторон треугольниками – лапостками (лепестками). Они символизируют четырех евангелистов и единство их учения. Треугольная форма установлена в честь Пресвятой Троицы. Внутри лапостков, словно в маленьком колокольчике, на «языке» нашиты 7 передвижек, по числу церковных таинств. Они используются для отсчета количества «пройденных» лестовок. Лестовку принято держать в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а передвигать – большим пальцем. На первых трех ступенях-бобочках читается молитва «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с поясным поклоном. Затем следует свободное пространство, именуемое «землей». В этом месте молящийся произносит «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А затем переходит к бобочкам с Иисусовой молитвой. Стоит отметить, что мастера при изготовлении лестовок, как правило, вставляют в ступени маленькую бумажку с написанной на ней от руки Иисусовой молитвой.

Перед молящимся – 12 молитв Иисусовых. Их рекомендуется совершать с земным поклоном (если молитва совершается перед образом, о чем позже). Этот «ряд» символизирует 12 апостолов, «которые со Христом по земле ходили». Затем молящегося ожидает «великая» ступень с молитвой «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» и земным же поклоном. И вновь – Иисусова молитва с поясными поклонами, 38 раз. Здесь «лесвичное богословие» напоминает нам, что «Богородица 38 недель Христа во чреве носила». Затем следует вторая «великая» ступень – «Помяни мя, Владыка, егда приидеши во Царствии Си». После этой молитвы с поясными поклонами еще 33 – Христос 33 года «по земле ходил». «Великая» «Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Си» и 17 молитв Иисусовых с земным поклоном напоминают нам о количестве ветхозаветных пророчеств о Христе. Мы оказываемся на свободном месте, называемом «небо», творим молитву Слава, И ныне, трижды «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». Вот и закончилась лестовка. По ее окончании читается 3 раза «Господи, помилуй» и Слава, и Ныне.

«Лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина»

Кому-то эта схема может показаться сложной, но она очень быстро осваивается, и, как станет понятно позже, лестовка применима в самых разных ситуациях, в том числе и на богослужении. Например, первые 12 ступеней до большой или от той же первой «великой» до второй (40) очень помогают не загибать пальцы во время положенных на службе «Господи, помилуй», а перебирать лестовку пальцами и сосредоточиться на молитве. Для кого-то символизм лестовки иногда кажется диким и излишним. Но чтобы понять, зачем он, стоит вспомнить, что лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина. Кстати, с лестовкой на многих иконах изображается Серафим Саровский, а совсем недавно производством русских четок довольно серьезно занялись на Валааме.

В «Уставе о домашней молитве» довольно подробно предложено по немощи, неграмотности или обстоятельствам, приведшим к отсутствию в храме на службе, заменить весь богослужебный круг чтением молитв по лестовке. И здесь также есть вариации: без поклонов (что предполагает и молитву во время делания каких-то дел и просто физических перемещений в пространстве), с поклонами и в самом упрощенном варианте для больных людей. Обратимся к уставным указаниям.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За полунощницу: шесть сот молитв.
  • За утреню: полторы тысящи.
  • За часы без почасия: одну тысячу; с почасием: полторы тысячи.
  • За вечерню: шесть сот.
  • За великий немифон: семь сот.
  • За малую павечерню: четыреста.
  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Несмотря на то, что выше мы рассматривали варианты с земными и поясными поклонами, устав говорит, что все поклоны – поясные. Добавление земных «подвигов» – на усмотрение молящегося. На 38 и 33 ступенях также могли добавлять молитвы Богородице и другим святым, на усмотрение молящихся. Или всем сразу: «Святии вси, молите Бога о мне, грешнем».

Читайте так же:  сильная молитва приворот на любовь мужчины читать

Есть и совсем облегченные правила:

  • За вечерню: двести поклонов.
  • За павечерню: сто поклонов.
  • За полунощницу: двести поклонов.
  • За утреню: четыреста поклонов.
  • За первый час: сто поклонов.
  • За часы: триста поклонов.

И при самой «крайней нужде» (болезнь, время, иные обстоятельства):

  • За вечерню: сто поклонов.
  • За павечерню: пятьдесят поклонов.
  • За утреню: двести поклонов.
  • За первый час: пятьдесят поклонов.
  • За часы: двести поклонов.

Лестовкой можно было заменить чтение Псалтыря. Вновь обратимся к уставу.

  • За весь псалтырь: шесть тысяч молитв Иисусовых.
  • За кафизму: триста молитв.
  • За славу: сто молитв.

Отдельно стоило бы сказать о древнерусской практике подготовке к Причастию с помощью лестовки. Из Византии на Русь пришел обычай редкого причащения. Скорее всего, это было связано с высоким уровнем благочестия… и трудной подготовкой. Желающему причаститься надлежало говеть неделю (!) и читать Правильные каноны. В их отсутствие предлагалось ежедневно молиться 10 лестовок, причем 3 из них – полностью с земными поклонами. По немощи разрешалось сокращать их количество до 7. Однако даже это нам, современникам, далеко не всем сегодня будет под силу.

Как видим, на Руси (а сегодня в среде старообрядцев, единоверцев и ряда православных христиан) лестовка при своей компактности становится поистине универсальным «молитвенным щитом». Изготовить «орудие против супостатов» можно самостоятельно, все материалы находятся в свободном доступе.

Великий пост – прекрасное время для погружения в чистые воды молитвы. Святые отцы называют молитву делом дел, а для нас она становится «хлебом насущным», без которого просто невозможно представить христианина. Традиция молитвы по лестовке в наши дни начинает возрождаться, и, будем надеяться, станет полезной и нам, современным христианам.

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
Читайте так же:  молитва когда долго нет детей

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

земные поклоны с Иисусовой молитвой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here