святые отцы о молитве осипов алексей ильич

Подробно: святые отцы о молитве осипов алексей ильич - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Святоотеческое учение о молитве Иисусовой и «Откровенные рассказы странника»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Без молитвы нет христианства. Без молитвы вообще нет религии! Потому что молитва – это и есть связь с Богом, о котором говорит само слово «религия», что в переводе на русский язык и означает: связь, соединение.

В данном случае я хотел бы привести два примера. И первый – это «Откровенные рассказы странника», третье издание которого осуществил Феофан Затворник в 1883 году, и который через десять лет напишет: «Не смотри в эту книгу, чтобы не попасть в прелесть».

Чем характеризуется эта книга? Моментальным взлетом к вершинам духовной жизни. Речь идет буквально о неделях. Человек задается вопросом: «Как же это можно непрестанно молиться?» И вдруг встречает старца, который дает ему правило: три тысячи молитв Иисусовых! Сначала трудно, потом – ничего. Исполнил. Старец ему: «А теперь – шесть тысяч!» Еще проходит неделя. Старец говорит: «Теперь – двенадцать тысяч!» После очередной недели: «А теперь – сколько угодно!»

Тот, кто никогда даже и не пытался заниматься молитвой Иисусовой, может подумать: «Ну, и что – три тысячи?» А ты сделай хотя бы сто! И тогда увидим, что это такое!

Святоотеческое наставление, которое выразил Игнатий Брянчанинов, в данном случае говорит определенно: «Сначала сто молитв Иисусовых и при этом – со вниманием, благоговением и покаянием. Рассеялся? Повтори. Не считай, что ты прошел этот узелок, если сам был в Америке». Сто молитв – и, причем, говорится это монашествующим, то есть тем, кто имеет к этому возможность: уединение, спокойствие. Потом дай отдохнуть уму, потому что наш ум не приучен к этому – наше внимание рассеивается и легко ускользает. И только потом двигайся дальше. А тут сразу – три тысячи! Двенадцать тысяч он уже сделал до захода солнца! И всё это – с такой скоростью!

Почему я об этом говорю? Я бы, наверное, никогда этим и не занялся, но однажды меня пригласили в католический монастырь в Бозе и попросили сделать доклад как раз на тему Иисусовой молитвы. И я сделал доклад на основе сравнения учения об Иисусовой молитве святителя Игнатия Брянчанинова и «Откровенных рассказов странника». И вы сами посмотрите и сопоставьте, что пишет святитель Игнатий, ссылаясь на святых отцов, и что пишет этот странник.

Там есть целый ряд вещей, которые принципиально уводят человека от правильной духовной жизни. Сама цель – как непрестанно молиться и само покаяние, как таковое – исчезла. Всё внимание обращается на появляющуюся сладость. Почувствовал голод, начинаю молиться – и голод проходит. Замерз, начал молиться – и холод уходит. Ну и так далее. Но всё это – внешнее! В книге говорится, что всё внимание надо опускать ниже сердца, а это категорически запрещено делать, потому что наше внимание способствует приливу крови в то место, куда мы его направляем. И опыт старцев говорит, что ниже сердца опускать внимание ни в коем случае нельзя, потому что раздражается центр самых низменных страстей. И некоторые, не зная этого, бросали молитву Иисусову и даже начинали ее хулить. Другие же – впадали в сладости, не понимая, чем она вызывается. То есть – впадали в прелесть! А этот странник, наоборот – опусти свое внимание ниже и твори молитву!

Святые отцы категорически запрещают искать так называемое «место сердечное». В духовной жизни того, кто долгие годы проводит в молитве, возникает момент, когда ум соединяется с сердцем. То есть происходит тот поразительный акт, который невозможно предвидеть и никак нельзя самому вызвать. Об этом много писали святые отцы, причем, говорили: ни в коем случае не вздумай искать это место сердечное для того, чтобы соединить свой ум с ним, иначе впадешь в руки дьявола. А что говорится в «Откровенных рассказах странника»? Ищи место сердечное! Опять наоборот!

Сама по себе – книга очень увлекательная. Я помню, когда я прочитал ее лет в шестнадцать – семнадцать, то потом целый день занимался молитвой Иисусовой. Но на большее меня не хватило. То есть книга очень увлекает, а поэтому мало кто смотрит на суть учения, изложенного в ней, и куда она направляет внимание человека.

В связи с этим еще раз повторю: критерием истинности духовного развития является всё более открывающееся видением своей греховности, а также видение того, что я сам не могу исцелить в себе эту греховность. Отсюда и искренность обращения ко Христу. То есть познание своей греховности является критерием того, что я – на правильном пути. Так же, как человеку больному – великое благо, если он поверит, что он действительно болен. Почему благо? Потому что только тогда он начнет лечиться!

Читайте так же:  молитвы в беде и отчаянии

Без познания своей греховности невозможна христианская духовная жизнь, потому что христианство – это есть лечебница, а не предмет и не место мистических наслаждений.

А.И.Осипов. Святые отцы о молитве. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
  • 14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
  • 13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
  • 12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его

20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

А.И. Осипов. Святые отцы о молитве. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
  • 14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
  • 13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
  • 12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его

20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

А.И. Осипов. Святые отцы о молитве. Часть 2

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Алексей Ильич Осипов

Предыдущие выпуски

  • 19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
  • 14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
  • 13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
  • 12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Читайте так же:  как вернуть семью молитвами

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 20 декабря

20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его

20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Вопросы и ответы

Видео (кликните для воспроизведения).

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Как соотнести советы святых отцов, которые были монахами, с нашей мирской жизнью?

Вопрос: «Игнатий Брянчанинов и другие святые отцы были монахами и писали для монахов. Как нам читать эти книги и как примерять на себя. Если следовать всему, что они говорят и идти таким же путем – как сопоставлять с нашей жизнью?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Законы духовной жизни – одни и те же. И не имеет никакого значения – монах ты или мирянин. Монашество и мирянство – это всего лишь два образа жизни. И об этом Игнатий Брянчанинов писал: «Важность – не в монашестве. Важность – в христианстве. Монашество лишь в той степени важно, в какой степени оно помогает человеку достигнуть совершенного христианства».

Монашество – это образ жизни. Но какой образ жизни? Тот же Игнатий Брянчанинов писал горькие слова: «Монашества уже нет», – а в России в это время были сотни монастырей! И мужских, и женских. А он говорит, что монашества уже нет, монашество уже сгнило, и осталась одна только внешняя форма. Вы не найдете человека среди монахов, который действительно занимался бы умным деланием: был бы молитвенником. То есть всё превратилось во внешнее исполнение богослужений и послушаний. А кто занимается молитвой?

Поэтому законы духовной жизни – одни. Нет деления: такие-то – для монахов, а такие-то – для мирян. Монашество – это только по идее образ жизни, но не в реальности, потому что при монашеском образе жизни человек должен максимально отречься от всех мирских проблем и задач, максимально прекратить общение с окружающим миром и не заниматься ничем мирским.

Обратите внимание: раньше монахи сами всё делали и общались только друг с другом. Никаких мирских! Только так они могли пребывать в молитве и только так могли достигать состояния умного делания, то есть – получать непрестанную Иисусову молитву. Более того – непрестанную благодатную Иисусову молитву! И тогда он действительно был монахом.

Монашество – не в форме, не в пребывании в монастыре, хотя монастырь, казалось бы, должен был помогать. Если монастырь не отрешился от всяких мирских дел, то в нем невозможно достичь ничего монашеского. А форма ничего не дает. И более того, – даже наоборот: она может погубить человека, если он подумает, что приняв форму – постриг – он уже монах. Ничего подобного! Монах – не тот, кто принял постриг, а тот, кто старается даже в мыслях не нарушать заповедей Божиих и непрерывно понуждает себя к молитве.

Еще раз повторю то, что говорит святоотеческое учение: монашество – это умное делание! Под умным деланием подразумеваются постоянные упражнения в молитве! Это погружение в себя, ибо только так человек может чего-то достичь. В мирской жизни – это невозможно, потому что голова мирского человека постоянно забита всякими вопросами, проблемами, семейными делами, отношениями с людьми и так далее. Встал на молитву, произнес два слова – и тут же «улетел» в своих мыслях. И какое тут умное делание?

А монашество – это умное делание! Почему и сказал Христос, что если хочешь спасения – живи честно в мирской жизни, живи праведно. Если же хочешь совершенства (то есть очищения от страстей) – отрешись от всего, и тогда ты сможешь достичь очищения от страстей, то есть – чистоты. Но об этом великие святые говорили: о бесстрастии говорят многие, а достигают его только единицы.

Читайте так же:  молитва сильная утренняя

Так что творения Игнатия Брянчанинова надо рассматривать с точки зрения законов духовной жизни, а законы у него показаны очень хорошо. В частности, замечательно показано первое и необходимое условие: видеть свои грехи. Как можно их увидеть? Он приводит слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что понуждение себя к тщательному исполнению заповедей открывает человеку весь мусор и всю грязь, которые в нем есть. Ведь я даже и не думаю о том, что осуждаю других. Более того – и за грех-то это не считаю! А, оказывается, есть заповедь – не осуждай! И когда я решил жить по заповеди, оказалось, что я ее не исполняю! Я постоянно ее нарушаю! И человек начинает постигать – чем наполнена его душа. Он начинает видеть свои грехи, и отсюда начинается – покаяние. Отсюда начинается – искренняя молитва. И отсюда же начинается – духовная жизнь!

Так что не смущайтесь. Но еще лучше читать игумена Никона (Воробьева) – у него всё разъяснено и как раз применительно к мирянам.

О ком молиться?

Газета «Дари добро 11/08-14»

Наш почётный гость – известный богослов, профессор Московской Духовной Академии, которого любят студенты, читатели и слушатели, — Алексей Ильич ОСИПОВ. Мы попросили его ответить на вопросы, которые волнуют многих верующих.

— Алексей Ильич, можно ли в православном храме молиться о некрещёных?

— Странный вопрос. О некрещёных в православной церкви молятся за каждым богослужением, когда произносят ектенью: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Кто «во властех и воинстве», мы точно не знаем, но можем с уверенностью говорить, что там есть представители не только разных религий, но и атеисты и, может быть, даже сатанисты. А вспомните хотя бы послереволюционное время жестоких гонений советских властей на Церковь! Тем не менее, с амвона церковного верующие призывались и теперь призываются молиться о всех их.

Сам Господь на кресте молился о настоящих антихристах: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»? Это разве не заповедь для христиан?!

Так что молиться за всех можно и должно и дома, и в храме.

— Традиционно считается, что за некрещёных надо молиться мученику Уару, который после своей смерти вымолил из ада некрещёных родственников почитавшей его женщины.

— Прежде всего, Церковь не знает такой традиции. Это просто народное верование. Хотя в истории и сохранилось несколько сообщений о подобных случаях. Известный русский литургист святой епископ-исповедник Афанасий (Сахаров) в отношении молитв за неправославных христиан писал: «Относительно поминовения Ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях, каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что св. мученица Варвара молится о своем отце, убившем ее.

Если молитва преп. Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям.

По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле — и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение.

Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в 1917 г., но не закончен. В 1934 или 1935 году митр. Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным».

Более того, свт. Афанасий считал, что подавая помянник на панихиду, имена неправославных можно ставить среди православных, а если эти имена иностранные, то, чтобы не смущать людей, изменять их на созвучные им православные («например, вместо «Анция» — «Андрея»). «Господь, — писал он, — знающий, о ком Вы молитесь, именно тому лицу, которое Вы имели в виду, окажет милость по Вашей молитве». Однако в отношении поминовения на Проскомидии он рассудил таким образом: «Раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а теперь пришел к убеждению, что лучше этого не делать»1.

Так что дело не в мученике Уара и не в его храме. Церковь всегда молится о всех независимо от того, крещёные они или некрещёные, верующие или неверующие. Ибо основная истина Православия заключается в том, что Бог есть любовь. Поэтому о врагах Христос заповедует молиться. «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, добро творите обижающим вас». И с креста Он молился о своих распинателях: «Отче, не вмени им в грех. Они не знают, что делают». И первомученик Стефан, когда его побивали камнями, молился о своих убийцах: «Господи, не поставь им это в грех».

И второе. Когда ученики Христа не пускали к нему младенцев, он вознегодовал и сказал: «Пустите ко мне детей. Таковых есть Царство Небесное». Каких «таковых»? Крещёных? Нет, тогда таинства крещения ещё не было. И более того, Он прибавил: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Оказывается, условием спасения является не само по себе крещение, а детская чистота души, без которой и с крещением «не войдёте в Царство Небесное».

Читайте так же:  во сколько читать утренние и вечерние молитвы

Да и посмотрите, кто крестил апостолов? Крещение Иоанново – это вовсе не таинство Крещения. А чтобы Господь крестил своих апостолов, об этом нигде ничего не сказано. А благоразумного разбойника кто крестил? Но Христос сказал: «Сегодня же будешь со мной в Раю».

Это также нужно помнить, чтобы правильно относиться к крещению. Оно не пропуск в рай, без которого вход в него запрещен. Господь сказал: «Кто не имеет веры, осужден будет». «Веры» — то есть праведной жизни. Поэтому множество крещеных, но своей жизнью отрекающихся от Христа, погибнет, а многие некрещеные, начиная с ветхозаветных людей, праведно живя, спасутся. Нигде Господом не сказано: кто не крещён — погибнет. Зато множество раз Он подвергал осуждению фарисеев, лицемеров, книжников, законников и прочих, которых в не меньше и после пришествия Христова.

— Я тоже это пережил. Священники приводили такое суждение: поскольку умер безгрешный младенец, то он будет избавлен от адских мук, но не получит вечное блаженство в Царстве Небесном, потому что некрещёный. Его душа будет находиться где-то на периферии ада. Сердце разрывалось оттого, что в православном храме нельзя даже свечку поставить и записку подать о безгрешном младенце…

— В Послании патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере 1723 года говорится даже, что некрещеные младенцы подлежат «вечному наказанию… и не спасаются». Так три патриарха «исправили» Самого Христа, сказавшего: «Таковых есть Царство Небесное». Вот, до чего можно дойти, следуя ложному католическому учению о т.н. первородном грехе. Отсюда, забыв святых отцов, к сожалению, и мы часто питаемся.

Это точка зрения законников, которых осудил Христос в Евангелии. Над некрещеными младенцами, как удостоенными Самим Христом Царства Небесного, конечно же, нужно совершать молитвословие, но другое, не общее покаянное, ибо они безгрешны. Уверен, что такой молитвенный чин будет в Церкви.

— Относится ли это к младенцам, убитым во время аборта; ведь они безымянные? Старица Антония предлагала крестить их задним числом, давать им имена и усиленно молиться за них. По рассказам свидетелей, в результате такой практики у них (женщин?) необыкновенно улучшались здоровье и жизнь в семье, и они считали это подтверждением правильности выбранного пути. А как Вы относитесь к советам старицы Антонии?

— К большому сожалению, у нас всё чаще можно встретить, когда пожилых верующих женщин, не имеющих никакого знания святых отцов, но берущих на себя смелость давать советы и отвечать на любые вопросы жизни, начинают называть старицами. А они от своего ума делают такие «открытия», которые прямо противоречат основным христианским истинам веры и часто приносят легковерным людям большие беды.

В данном случае, во-первых, Церковь запрещает кого-либо крестить задним числом и давать им имена. Тем более, что имя в молитве не имеет никакого значения для Бога. Он знает, о ком мы молимся.

Во-вторых, молиться нужно не за младенцев, о которых сам Господь сказал: «Таковых есть Царство Небесное», а за матерей, совершивших такой грех. Да и рассудите сами, кто за кого может молиться: они, жители Царства Божия о нас, или мы грешные о них?

В-третьих. Об уровне развития души абортированных младенцев мы ничего не знаем. Это для нас тайна. Поэтому о них нам разумнее было бы молчать, а не фантазировать и не смущать простодушных матерей, предлагая им вместо искреннего раскаяния делать (не по правилам церковным) столько-то поклонов, вычитывать такие-то молитвы, будто бы избавляющие их от греха.

— Алексей Ильич. Сейчас в Новороссии украинцы убивают русских и наоборот. Торжествует мировая закулиса, сумевшая заставить славян истреблять друг друга. А может ли быть правым делом участие в гражданской войне? Могут ли её участники спасать свои души?

— Прежде всего, я не согласен, что «украинцы убивают русских и наоборот». К сожалению, там и те, и другие убивают и своих, и других. Затем, нельзя такие вопросы ставить в столь общей форме. Это всё равно, что рассуждать: убийцы спасутся или нет? Но какие? Убийца по злобе погибнет, также согрешит и солдат на войне, если не будет убивать противника, ибо он совершит грех предательства. Сергий Преподобный послал монахов Александра и Андрея на Куликово поле конфетки давать? Кто первый вышел на бой с Челубеем?

— Александр Пересвет. Победив «непобедимого» богатыря Челубея, он необыкновенно поднял дух русских воинов, но умер от страшной раны. Потом погиб и Андрей Ослябя, успев отправить на тот свет многих татар. Но Преподобный Сергий благословил монахов на защиту Отечества. А в гражданской войне православные истребляют друг друга…

— Вот я и говорю, что в общей форме этот вопрос не имеет смысла. Попытаюсь разъяснить. Армия и каждый солдат — это только инструмент в руках власти. И война с обеих сторон ведется с ней, а не с солдатами. И убийство солдат противника есть не что иное, как одна из необходимых мер борьбы с властью противника, которая рассматривается как преступная. Поэтому такое убийство не рассматривается в Православии как грех. Преподобный Сергий Радонежский не для совершения же смертного греха отправил двух монахов на Куликовскую битву. И Тарас Бульба Гоголя, расстреляв даже собственного сына, совершил нравственный подвиг, а не убийство.

Читайте так же:  молитва Святой матрене

В условиях гражданской войны, защищая Отечество, ее участники должны сами по своему разуму и по своей совести определить для себя истинную власть и, соответственно, бороться против власти преступной. А Бог видит, насколько честно каждый это делает.

— Два ближайших храма, в которых я люблю молиться, построили… на деньги мусульман: церковь Николая Чудотворца в Отрадном и церковь Уара в Вёшках. Повлияет ли такая благотворительность на посмертную участь иноверцев?

— Только Господь Бог может ответить на этот вопрос. Но знаем, что «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». И каждый человек, оказывающий милость другим, тем самым, прежде всего, оказывает пользу, самому себе. Неважно, кто он: огнепоклонник, мусульманин, христианин, буддист. Все, кто проявляет милосердие, тем самым поступают по Богу и, следовательно, соответственно расположению своего сердца получат благо от Него.

— Ещё. Мусульмане из какой-нибудь башкирской деревни, когда видят злодеяния земляка, собираются вместе, проклинают его – и он через некоторое время умирает от непонятной болезни или несчастного случая. Иудеи читают особую молитву о нехорошем политическом деятеле – и он тоже умирает. А почему в Православии нет проклятия?

— У них своя вера, они по своей совести и поступают. Церковь же никого не проклинает, ибо любовь – основной закон христиан.

— Но разве мы должны любить врагов Отечества? Мы уничтожаем их материальным оружием – почему же нельзя применять оружие духовное, например, предать анафеме тех, кто считает себя православным?

— Надо понимать, что такое проклятие. Проклятие как выражение сердца, наполненного злобою, является грехом, преступлением. И совсем другой имеет оно смысл, когда речь идет об отвержении того, что неприемлемо, что опасно с христианской точки зрения. В этом случае причиной является не злоба, а несогласие, неприятие, отторжение. То есть мы можем что-то отвергать, не имея злобы, предостерегая себя или других от зла. Этот смысл имеет анафема, или отлучение человека от Церкви. Она анафематствует, то есть объявляет, что такой-то христианин отныне не является ее членом, поскольку он разрушает основы ее веры и жизни. Но Церковь никому не желает ни зла, ни смерти.

— На Юго-Восток Украины направляют фашистские орды Порошенко, Яйценюк и другие иуды, которые продались Америке и уничтожают свой народ. В окружении сотен охранников они чувствуют себя безнаказанными. Но есть и Божий суд. Можно ли предавать анафеме таких деятелей, если они крещёные?

— Анафеме предаётся человек, который называет себя членом Церкви, но хулит ее, Христа. А анафематствовать кого-то за политическую деятельность было бы странно.

— А как нам относиться к призывам священников греко-латинской Церкви «убивать москалей, не жалея патронов»?

— Можно только сожалеть об этом. Они этим отрекаются от христианства.

— Трудно спасти свою душу воинам, которые убивают друг друга в гражданской войне. А какова посмертная участь тех, кто отказывается воевать против своего народа? Харьковские журналисты рассказали мне, что таких отказников зверски убивают головорезы «правого сектора». У ребят вырезают органы для продажи на Запад, а тела бросают в ямы и закапывают около дорог, не ставя опознавательных знаков.

А вспомните двух спецназовцев из «Беркута», которые в Львове отказались встать на колени перед сатанистами из «правого сектора» (большинство спецназовцев встали), отказались служить антинародной власти: их увели в подвал, забросали бутылками с горючей смесью и сожгли заживо. Можно ли считать таких воинов мучениками, погибшими за веру и Отечество, которые сподобились жизни вечной? Или их жертва была напрасной?

— Нет ничего напрасного перед Богом. Нет ничего случайного. Но мучеником называют только того человека, которого казнят, если он не отрекается от своей веры. Если же его убивают по другой причине, то этот термин к нему не прилагается, хотя он мог совершить и великий подвиг и, возможно, свят перед Богом. Такой в лучшем случае может быть назван страстотерпцем.

— В гражданской войне есть герои, которые погибли, защищая народ, о которых будут молиться благодарные соотечественники. Хочется верить, что народные герои получат вечное блаженство в Царстве Небесном. В отличие от предателей своего народа, которые обогащаются на страданиях и смерти соотечественников.

— Да. Блаженны те, которые, как сказал Христос, отдали жизнь свою за друзей своих.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С. 273.

святые отцы о молитве осипов алексей ильич
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here