Содержание
- 1 Господи дай же мне волю молитва
- 2 «Помню, как в первый раз воззвал ко Господу»
- 3 Зачем молиться, если на все Воля Божия
- 4 Александр Панкратов-Черный — «Господи! Дай же мне волю!…»
- 5 Господи! Дай же мне волю!
- 6 Молитва последних Оптинских старцев
- 7 Молитва — Стихи (Страница 3)
- 8 Поясните, пожалуйста: если «на все есть Твоя святая воля» и «все ниспослано Тобой», то зачем просить «Открой мне волю Твою святую» (она тогда и так есть)?
- 9 Молитва Оптинских старцев
Господи дай же мне волю молитва
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.
От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая, вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.
Перевод: Встав после сна, я в полночь приношу Тебе, Спаситель, песнь и, припадая к стопам Твоим, восклицаю Тебе: не дай мне уснуть в греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно Распявшийся, скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный и безгрешный день, Христе Боже, и спаси меня.
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.
Перевод: К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав поcле сна, я спешу и, по милосердию Твоему, принимаюсь за угодные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла в мире и от диавольского действа, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты — мой Творец и всякого блага Источник и Податель, на Тебя вся моя надежда, и я шлю к Тебе хвалу теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.
Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод: Господи, сохранивший по обильной Своей благости и великому Своему милосердию раба Твоего в прошедшее время этой ночи и отразивший всякое нападение диавола, Ты Сам, Владыка, Творец всего мира, удостой меня при свете Твоей истины, с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
«Помню, как в первый раз воззвал ко Господу»
Народный артист России Александр Панкратов-Черный – о чудесах в своей жизни, о трудностях профессии и о лучшей сыгранной роли
Икона под сталинским портретом
– Александр Васильевич, ваши дедушка и бабушка происходили из верующей семьи, но были репрессированы в 1920-е годы. Ваша мама родилась в ссылке в Алтайском крае, вы тоже. Как во времена вашего детства относились к верующим?
– Веру в то время скрывали. Икон в доме не было, но, помню, в передней висел портрет Сталина. Дедушка, бабушка и мама перед обедом, ужином или отходя ко сну, крестились на него. Но когда мне было четыре года, Сталин умер. Дед вбежал в избу, сорвал портрет Сталина, сломал раму о колено и начал креститься. Мы смотрим – оказывается, за портретом Сталина стояла большая, деревянная, старинная родовая икона Николая Угодника…
– Когда и где вас крестили?
– На окраине деревни в землянке жил скрывавший свой сан священник. Он тоже был сослан. Дома у него икона стояла, было и самодельное кадило, свечечка, которую он своими руками слепил из пчелиного воска. Там меня тайно и крестили, когда я был еще младенцем. Родился я недоношенным, семимесячным. Все думали, что умру, а потому и крестили после рождения. Когда таинство совершилось, мама упала на пол и заплакала: «Дай Бог, чтобы жил и жил». Мне думается, Господь маму услышал.
Во время таинства на меня надели крестик моей бабушки, который она привезла из Петербурга. Окрестили и спрятали крестик, потому что с ним нельзя было ходить. Когда вырос, надел его и до сих пор ношу с благодарностью.
– Так когда же вы узнали о том, что крещены?
– В конце 1960-х, когда я работал в Пензенском драматическом театре. Мама приехала ко мне в гости, привезла мне тот самый крестик. Мне было уже 19 лет…
«Митрополит Питирим меня часто костерил»
– Что вы тогда почувствовали?
– Просто надел крестик. Осознанная вера приходит, когда человек уже благоразумен. Иногда это случается в раннем возрасте, иногда в позднем. Лично я помню, как в школе первый раз позвал Господа. Хулиган воткнул мне в область сердца заточку-спицу. И в тот момент я сказал: «Господи!»… и остался живой. Профессор Вячеслав Смирнов, когда посмотрел рентген, вымолвил: «Ты в рубашке родился». В трех миллиметрах от сердечной сумки прошла спица.
– Когда вы впервые попали в церковь?
– Это было в Пензе. Артист Александр Краснов попросил меня пойти с ним на похороны священника, который с ним дружил. Церковь была бедная, но хоронили священника со всеми почестями. Я тогда впервые задумался: какая уважительность к прощанию с человеком! И потом много думал об этом. Уважительность при прощании – обряд твоего личного очищения перед тем, кто умер. Провожая усопшего, очищаешься сам. Ты прощаешь ему грехи, и вместе с тем признаешь свои и каешься. Великое дело!
– У вас есть постоянный духовник?
– Да, митрополит на покое Владимир (Котляров). А до этого духовником у меня был митрополит Питирим (Нечаев; † 2003). Познакомились мы примечательнейшим образом! Я жил тогда на Тверской улице, и из окна моей квартиры был виден храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. На сороковины по маме пришел туда свечку поставить. Помолился и сижу на скамеечке перед алтарем. И вдруг голос с небес: «Молодой человек, что это вы тут расположились?» Поднимаю глаза – митрополит Питирим. Я встаю: «Простите Христа ради, вот, присел». А он меня спрашивает: «Силы в ногах нету, что ли?» Вот так мы познакомились. И он стал моим духовником. Я ему все рассказывал, каялся во всех грехах. Он меня часто костерил. Знаете, бывает, тебя наказали, и ты уходишь оскорбленным и униженным. А после встречи с ним я уходил, наоборот, освобожденным.
«Старец Владимир тишайшей молитвой прервет разговор»
– Ходил ли митрополит Питирим на ваши спектакли?
– Нет. Мне кажется, он не посещал театр. Но он меня благословил, когда я хотел снимать фильм по роману Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». У меня не получилось воплотить в жизнь этот проект. Но я считаю, что это великое произведение о первых днях Великой Отечественной войны – богоугодное. В нем показана Святая Русь. Сцена беседы в избе – это же своеобразная Тайная вечеря. Это размышление о том, кому идти Русь защищать. Не компартия послала народ Родину защищать, а Бог, сердечность русского народа.
– Ощущаете ли вы влияние веры на вашу профессию, на процесс работы над ролью? Помогает ли она вам?
– Вера не помогает, вера тебя призывает. Вера – это подвиг. Работая над ролью, я тружусь над человеческим характером. Иногда задумываюсь: этот персонаж верующий или нет? Ведь этот момент очень важен для понимания образа. Недавно в 12-серийном остросюжетном детективе «По законам военного времени» сыграл одну из самых моих интересных ролей – потерявшего жену и дочь оберегающего ребенка шофера Федоренко. В кадре я перекрестился всего однажды, но когда смотрю этот фильм, чувствую, что сыграл глубоко верующего человека.
– Как ваш сегодняшний духовник митрополит Владимир относится к профессии актера?
– Он глубоко уважает людей искусства. Как и приснопамятный владыка Питирим, он считает, что мы несем людям истину, доброту, человечность. Я посвятил митрополиту Владимиру стихотворение:
…А после на Невский,
в Казанский собор,
Молиться и каяться.
Старец Владимир
Тишайшей молитвой
прервет разговор
И с душ окаянных грехи наши снимет.
– Вас знают, в основном, как актера. Но вы также пишете замечательные стихи. Среди них много духовной лирики. Кантатой на ваше стихотворение «Господи, дай же мне волю» открывался воссозданный Храм Христа Спасителя в Москве. Вы написали стихотворение специально для этого события?
– Нет. Митрополит Питирим, которому я читал много своих стихов, попросил меня направить стихотворение «Господи, дай же мне волю» на конкурс, и я выиграл. Текст утверждался в Патриархии. Уже затем на стихи композитор Луиза Хмельницкая положила на музыку, а исполнил это сочинение Иосиф Кобзон:
Господи, дай же мне волю! –
Рощу с березовым соком,
Песню с печалью и болью
О птице, парящей высоко.
О маме, дождавшейся сына,
О сестрах, встречающих брата –
А не о вдовах, застывших у тына,
Убитых бессмертьем солдата…
Господи, дай же нам волю! –
Солнце, горящее в синем,
Звезды на черном с луною.
Но не войны над Россией,
Но не стрельбы надо мною…
Дети, смотрящие в небо,
Пусть удивляются птицам
Запаху свежего хлеба
И улыбнувшимся лицам.
Господи, дай же мне волю!
Зачем молиться, если на все Воля Божия
Здравствуйте, увидел в Интернете цитату Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Как эта фраза соотносится с церковным взглядом? Мысль очень красивая, конечно, но что это получается — чуда по молитве совершиться не может? И вообще в жизни тогда нет места чуду — сплошное предопределение? К тому же ведь люди меняются постоянно — и в хорошую сторону, и в плохую, но это же не всегда результат молитвы…
Соединение установлено
Что такое молитва — инструмент для изменения воли Божьей или же попытка угадать эту волю, совместить с ней свои желания и просьбы? Если Бога можно упросить о перемене Его воли, возникает неразрешимое противоречие: воля Бога — плод Его премудрости, которая всегда совершенна, а совершенство не подвержено изменениям. Если же воля Бога неизменна, тогда получается, что молитва к Нему о чем-либо конкретном — дело заведомо бессмысленное, и можно лишь надеяться, что твоя просьба по счастливой случайности совпадет с Его волей о тебе. Звучит это, прямо скажем, не очень обнадеживающе. Но не будем торопиться с выводами.
Истина, как правило, оказывается шире наших представлений о ней.
«Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит», как полагали римские философы-стоики. Отношения человека и Бога в их представлении были похожи на дорогу с односторонним движением, где один только Бог действует, а человек лишь пассивно воспринимает результаты этого действия. Любые попытки сопротивления предначертанной свыше судьбе приводят человека к неоправданным потерям сил и бессмысленным страданиям. В принципе, конечно, у каждого есть возможность отважно выехать на квадроцикле навстречу бульдозеру и посоревноваться — кто кого столкнет с дороги. Но исход такого мероприятия заведомо известен и оптимизма не внушает. В такой картине мира молитва действительно ничего не может изменить.
Однако в христианском понимании этих отношений у человека всегда есть своя «встречная полоса», по которой он может двигаться либо к Богу, либо от Бога. И чудо по молитве может произойти именно там, где человек меняет направление своего движения, духовно возвращаясь к своему Создателю.
Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3). Бог не скуп, не жаден и ничем не ограничен в возможностях. Он всегда желает добра человеку и в любой момент готов дать каждому из нас все мыслимые и немыслимые блага, какие только существуют на свете. Но вот воспринять эти блага без вреда для себя и окружающих готов далеко не каждый.
Бойтесь своих желаний
В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит весьма радикальное пожелание:
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.
Но что происходило бы в мире, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал бы, например, всем, «…рвущимся к власти навластвоваться всласть»? Какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, в одночасье вдруг оказавшимся под началом у тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном — чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.
В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике «Молитвы Франсуа Вийона» Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатное пиво по утрам, наркоманам — гарантированную ежедневную дозу, а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса — по двойной порции свиных отбивных на завтрак, обед и ужин.
В этом смысле волю Бога, конечно, изменить молитвой невозможно. Зато человек может изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. И одним из важнейших инструментов такой перемены является молитва.
Кьеркегор и Брянчанинов
Утверждение Сёрена Кьеркегора «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» может показаться чересчур категоричным. Однако наш русский подвижник святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывается об этом же куда более эмоционально: «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».
Святитель как бы уточняет мысль, высказанную Кьеркегором: молитва может изменить человека вполне определенным образом — приблизить его к Богу и тем самым сделать способным к восприятию тех благ, которые Бог изливает на каждого из нас без всяких просьб с нашей стороны.
Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «…подай нам, Господи», а «…приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Иногда таким благом может оказаться даже собственная жизнь. Но суть выбора от этого не меняется.
Апостолы, путешествуя в шторм по бушующему озеру, испугались и стали будить уснувшего на корме Иисуса. И по их просьбе Он совершает чудо — велит ветрам утихнуть (причем в греческом оригинале стоит более жесткий вариант, нечто вроде нашего — «заткнись»). Но при этом укоризненно обращается и к ученикам: «Где ваша вера?» Имея на корме Повелителя бурь, апостолы все же предпочли просить его о чуде.
То, что Творец мира находится вместе с ними в одной лодке, представлялось им недостаточным для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. И апостолы получили просимое. Чудо по их молитве оказалось возможным и навсегда вошло в историю человечества как свидетельство того, что Бог слышит наши просьбы. Но вместе с этим чудом в историю также вошел и Божественный упрек в адрес просивших учеников. Нечто подобное происходит и со всеми нами, когда во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе.
Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». И те из христиан, кто опытным путем в этом убедился, вкладывали в свои молитвы совсем иные смыслы, нежели прошение о каких-либо чудесных изменениях окружающей их действительности, сколь бы угрожающей она ни была.
Ярким примером такого — поистине детского — доверия к Богу является молитва святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
Сделайте глубокий вдох
Видео (кликните для воспроизведения). |
Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. В этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается главный смысл любой молитвы, вне зависимости от ее содержания.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».
Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Странно было бы предполагать, будто Бог может в какие-то моменты нашего бытия желать нам всего этого в меньшей степени, чем в другие. И горевать о том, что человек неспособен изменить эту благую Божию волю своими молитвами, вряд ли имеет смысл.
Однако человек в духовном смысле не является какой-то раз и навсегда застывшей статичной системой. Он все время меняется, то приближаясь к замыслу Божьему о нем, то удаляясь. Сообразно его текущему духовному состоянию Бог являет ему Свою волю в таких формах, которые именно в данный момент для человека наиболее способствуют его спасению. Так, волевое действие врача всегда направлено на исцеление больного. Но, в зависимости от ситуации, одним пациентам он назначает усиленное питание и поездку на курорт, другим — горькое лекарство и постельный режим, третьим — курс химиотерапии и травмирующую операцию.
С момента грехопадения человечество оказалось духовно больным. Осознанное бытие с Богом — для человека не дополнительный бонус среди прочих благ, а необходимое условие его существования. Богообщение нужно человеческой душе так же, как телу нужен воздух, без него душа задыхается и страдает. Поэтому слова святителя Игнатия совершенно справедливы, хотя и звучат для кого-то шокирующе. Богу действительно не нужны наши молитвы, Он благ, совершенен и ни в чем не испытывает нужды. А вот сами мы — сотворенные из земли и в землю уходящие после кратких лет земной жизни, — сами мы, если оставляем молитву, начинаем духовно умирать еще до того, как нас настигнет биологическая смерть. И уже никакие посылаемые Богом блага не сможем воспринять как чудо в этом состоянии духовной омертвелости.
Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она — источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.
Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем.
Александр Панкратов-Черный — «Господи! Дай же мне волю!…»
Господи! Дай же мне волю!
Рощу с березовым соком,
Песню с печалью и болью
О птице, парящей высоко,
О маме, дождавшейся сына,
О сестрах,
встречающих брата —
А не о вдовах,
застывших у тына,
Убитых бессмертьем солдата…
Господи! Дай же мне волю!
Солнце, горящее в синем,
Звезды на черном с луною,
Но не войны над Россией,
Но не стрельбы надо мною…
Дети, смотрящие в небо,
Пусть удивляются птицам,
Запаху свежего хлеба
И улыбнувшимся лицам…
Господи! Дай же мне волю.
Господи! Дай же мне волю!
Народный артист России Александр Васильевич Панкратов-Черный знаменит не только ролями в театре и кино (читайте нашу статью на ЕлицыМедиа “Поэт – христианин”). Александр Васильевич пишет замечательные стихи о Родине, душе, любви. Любимый всеми артист – лауреат нескольких литературных премий. Чем живёт душа поэта?
Господи! Дай же мне волю!
Рощу с березовым соком,
Песню с печалью и болью
О птице, парящей высоко,
О маме, дождавшейся сына,
О сестрах,
встречающих брата —
А не о вдовах,
застывших у тына,
Убитых бессмертьем солдата…
Господи! Дай же мне волю!
Солнце, горящее в синем,
Звезды на черном с луною,
Но не войны над Россией,
Но не стрельбы надо мною…
Дети, смотрящие в небо,
Пусть удивляются птицам,
Запаху свежего хлеба
И улыбнувшимся лицам…
Господи! Дай же мне волю.
Фото: Андрей Феткулин
Половину жизни прожил –
Оглянулся, подытожил –
Ужаснулся – из всего
Не осталось ничего,
Что берётся и несётся
B день грядущий из того,
Где полжизни остаётся,
Неизвестно для кого.
Фото: Андрей Феткулин
Мама, милая, дорогая…
Как печально мне без тебя…-
И погода у нас такая
Снегом кружится и, слепя,
Видеть улицу и дорогу
Не позволит ни в ночь, ни в день.
Ветер ставнями бьет тревогу –
В дом, как в колокол, как в мишень,
В душу гонит тоску по каплям… –
Грусть слезами готова течь,
И мерещится месяц саблей,
Будто звездная в небе сечь.
И в ночи не хватает свечек,
Чтобы тени ушли к углам…
От простуды укрыться нечем –
Не хватает душе тепла…
Вот погода у нас какая,
Мама, милая, дорогая…
Фото: Андрей Феткулин
Родина, ах, моя Родина! –
Берег реки вдалеке,
Красная кровью смородина
Капелькой на руке…
Крик одиночества в осени…
И журавли… журавли…
С берега хочется броситься, –
С самого края земли…
Реки окажутся – речками,
Церкви – покажутся свечками,
И, умирая уже,
Самое-самое вечное –
Родина, болью в душе…
Фото: Андрей Феткулин
В телевизоре отражается
Мое маленькое окно,
Отражением искажается
Все, что улицей мне дано.
И дома за окном перекошены,
И машины, как пауки,
Вот старушка в пальто поношенном,
С тонкой тросточкой, без руки.
Желтый мячик ей в ноги катится,
Словно солнышко с небес,
Но старушка, крестясь, вдруг пятится,
Будто это из ада бес…
А у стенки в стеклянной лужице
Отражаются купола
Золотые… На фоне ужаса…
Молчаливые, без тепла.
Видно, колокол где-то прячется,
В колокольню засунув звон…
Ах! Узнать бы, когда обозначится
Тонкой линией горизонт – синий-синий
Моей России.
Фото: сайт “Фотоконкурс”
Я никогда дышать не перестану –
Мне Богом жить и жить разрешено,
Мне надо утром выходить к туману,
Мне надо настежь открывать окно,
Мне надо солнце встретить на восходе,
А на заходе надо проводить…
И раствориться капелькой в природе,
И сердцем боль таких же капель пить, Любить.
Молитва последних Оптинских старцев
Молитва последних оптинских старцев 1
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Д ай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Н а всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
К акие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя.
В о всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
В о всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Н аучи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Г осподи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Р уководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
А минь.
Молитва оптинских старцев 2
1 Православный молитвослов с приложением молитв Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 816 с.
2 Авторство знаменитой «Молитвы оптинских старцев» принадлежит преподобному Амвросию Оптинскому, о чем есть соответствующее повествование в его житии. Однако некоторые части вносили в молитву и жившие после него Оптинские старцы.
Источник: Оптинский патерик. Приложения. Молитвы.
Молитва — Стихи (Страница 3)
Стихи — Молитва
О, Господи, спаси и сохрани от всех болезней, нищеты, насилия.
И путь мне укажи средь жизненных невзгод и не покинь в меня в бессилии.
О, Господи, спаси и сохрани от всех соблазнов: их так в жизни много.
Не дай блуждать во тьме, и веру укрепи в людей, и не оставь одну в дороге.
Дай веру мне в любовь и укрепляй её ежеминутно, ежечасно.
И жизнь мою продли, хотя на год. ведь жить хоть трудно, но прекрасно.
А. коль наступит час покинуть этот мир, переступить порог в миры иные,
Ты. отпусти грехи, Господь. Не будь так строг за все дела греховные, земные!
Взываю молча к небесам,
Ведя с самим собою битву,
Господь, внемли моим словам.
Прошу, услышь мою молитву.
Услышь, Господь, и вразуми,
Наставь на путь, ведущий к цели.
Печать сомнения сними
С души, пленённой в бренном теле
Дай мне терпение принять,
Что изменить, увы, не в силах
И научи удар держать,
Как больно б жизнь меня не била.
И научи меня терпеть
Что б вдруг однажды не сломаться
И терпеливо ждать уметь,
Не отступать и не сдаваться
Я не прошу судьбы иной
И не желаю лёгкой доли.
Но чтобы быть самим собой,
Дай мне терпения и воли
Дай право мне, набравшись сил,
Со злом коварным расквитаться!
Пусть я терпел, но не простил
И по заслугам пусть воздастся!
Благослови меня на бой
На стороне добра и света!
Я не хочу судьбы иной,
Лишь дай мне мужество на это!
Дай мне возможность изменить,
Коль это будет мне по силам,
То, что мешало раньше жить!
Дай, бог, что б так оно и было!
И дай мне мудрость отличить
Одно желанье от другого.
И срок отпущенный дожить,
Не совершив ошибок снова.
И после всех перипетий
И воздаяний по заслугам,
Пусть станет слово «Не убий»
Венцом для жизненного круга.
Взываю молча к небесам
Молитву обращаю к богу,
Господь, внемли моим словам
И освети мою дорогу!
На голом острове растёт чертополох.
Когда -то старцы жили там — остался вздох.
Их много было на челне. По воле волн
Прибило к берегу не всех — разбился челн.
Спросил один чрез много лет :- А сколько нас?
-А сколько б ни было, все тут, -был общий глас.
Их было трое, видит Бог. Всё видит Бог.
Но не умел из них никто считать до трёх.
Молились Богу просто так сквозь дождь и снег :
-Ты в небесех — мы во гресех — помилуй всех !
Но дни летели, годы шли, и на тот свет
Сошли два сивых старичка — простыл и след.
Один остался дотлевать,сухой, как трут :
— Они со мной. Они в земле. Они все тут.
Себя забыл он самого.Всё ох да ох.
Всё выдул ветер из него — остался вздох.
Свой вздох он Богу возносил сквозь дождь и снег :
Ты в небесех — мы во гресех — помилуй всех!
Мир во гресех послал корабль в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль.
Насела буря на него — не продохнуть,
И дал он течь, и дал он крен, и стал тонуть.
Но увидала пара глаз на корабле :
Не то костёр, не то звезда зажглась во мгле.
Солёный волк взревел: — Иду валить норд — ост!
Бывали знаки мудреней, но этот прост.
Пройдя,как смерть, водоворот меж тёмных скал,
Прибился к берегу корабль и в бухте стал.
И буря стихла.Поутру шёл дождь и снег,
Морские ухари сошли на голый брег.
Они на гору взобрались, — а там сидел
Один оборванный старик и в даль глядел.
Ты что здесь делаешь, глупой? — Молюсь за всех.
И произнёс трикрат свой стих сквозь дождь и снег.
Не знаешь ты святых молитв,- сказали так.
Молюсь, как ведаю, — вздохнул глупой простак.
Они молитву » Отче наш» прочли трикрат.
Старик запомнил наизусть. Старик был рад.
Они пошли на корабле в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль.
Но увидали все, кто был на корабле :
Бежит отшельник по воде, как по земле.
— Остановитесь !-им кричит. — Помилуй Бог,
Молитву вашу я забыл. Совсем стал плох.
— Святой ! — вскричали все,кто был на корабле :
Ходить он может по воде, как по земле.
Его молитва, как звезда, в ту ночь зажглась.
— Молись, как прежде!- был таков их общий глас.
Они ушли на корабле в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль.
На голом острове растёт чертополох.
Когда- то старцы жили там — остался вздох.
Как прежде молится сей вздох сквозь дождь и снег :
— Ты в небесех — мы во гресех — помилуй всех !
Поясните, пожалуйста: если «на все есть Твоя святая воля» и «все ниспослано Тобой», то зачем просить «Открой мне волю Твою святую» (она тогда и так есть)?
Отвечает священник Игорь Дудко:
Для начала, хочу подчеркнуть, что «Молитва Оптинских старцев» не является литургическим текстом, принятым Церковью для богослужебного употребления, а поэтому она не претендует на каноничность и не нуждается в какой-то специальной апологии.
- В нашем мире, все, что имеет место быть, либо непосредственно ниспосылается Богом, либо Им попускается. Т.е., ничто не происходит во Вселенной без ведома её Создателя.
- Прошение открыть волю Божью, связано с желанием молящегося совершать поступки, не противоречащие благому Промыслу Божьему о человеке, не допускать ошибок, которые каждый способен совершить по своему нерадению и самоволию.
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Господи, Великий, Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомления сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно. Аминь.
Здесь мы собрали для вас краткие молитвы о помощи в самых трудных и необычных обстоятельствах: от болезни ребенка до молитвы, когда нет сил никому молиться.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А эксперты сайта Милосердие.ru ответят на самые актуальные вопросы, связанные со всеми этими темами.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.