дополнительные ночные молитвы

Подробно: дополнительные ночные молитвы - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Молитва (намаз) Тахаджуд

Аудио версия настоящей статьи:

Тахаджуд [1] — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» [2]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» [3]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» [4].

Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) [5]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [6].

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи [7]. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» [8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

[3] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

[4] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

[5] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

[7] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.

Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

1. Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

2. Духа

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

3. Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

4. Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Читайте так же:  депрессия и молитва

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.
5. Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

6. Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Дополнительная ночная молитва

Урок двадцатый

Хвала Аллаху, Который приготовил сады Фирдауса для Своих верующих рабов! И сообщил им о благих деяниях, которые приведут их к этим садам, чтобы они не занимали себя другими делами! И облегчил им пути, ведущие в эти прекрасные сады, чтобы они покорно шли по ним! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — Мухаммаду, который выстаивал ночную молитву так долго, что трескались его пятки!

Поистине, этот месяц является месяцем поста и ночных молитв – поклонения дня и поклонения ночи. Верующий поклоняется и ночью, подчиняясь повелению Аллаха, который сказал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ، قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا، نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًان أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا.

О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением (Аль-Муззаммиль, 1-4).

Аллах Всевышний похвалил обитателей Рая за следующие качества:

كَانُوا قَلِيلًا مِّنَ اللَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ وَ بِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

Они спали лишь малую часть ночи,а перед рассветом они молили о прощении (Аз-Зарийат, 17-18).

Он также сказал:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَ قَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? (Аз-Зумар, 9).

Аллах Всевышний описал ночную молитву следующими словами:

إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا

Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению (Аль-Муззаммиль, 6).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) в тафсире (комментарии) этого аята сказал: «Это по причине того, что ночью можно лучше сосредоточиться на чтении аятов и их осмыслении, чем днём. Потому что день — шумное время суток, время скопления людей для повседневных нужд, для заработка или по другим причинам».

Ночная молитва — это поклонение, связывающее человека с Всевышним Аллахом. Оно делает человека способным преодолеть соблазны этого мира. Делает его способным бороться со своим нафсом (своими страстями). Когда вокруг полный покой и спокойствие, глаза закрываются, а тело требует отдыха. Когда все остальные спят, молящийся по ночам оставляет свою мягкую и тёплую постель. Он, проявляя терпение, преодолевая свою усталость, проводит часть ночи в поклонении Аллаху. Именно поэтому дополнительная ночная молитва является самым верным показателем искренности верующего и огромной отличительной чертой, которую Аллах Всевышний похвалил во многих местах Корана.

Ночная молитва — это сунна муаккада[1], к которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал словами: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва»[2].

Ночная молитва, совершённая в Рамадан, имеет свои достоинства и преимущества над ночной молитвой, совершённой в другое время. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи»[3].

Мусульманину следует стараться присутствовать на молитве таравих[4] для того, чтобы добиться награды за нее. Ему не нужно уходить до тех пор, пока имам не закончит таравих и витр[5], чтобы достичь награды, равной совершению молитвы в течение всей ночи.

Женщинам разрешается посещение мечетей для совершения молитвы таравих, если для них нет искушения в этом, или они сами не становятся искушением для мужчин. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха!»[6]

Читайте так же:  просительная молитва к Николаю Чудотворцу

Но женщине стоит приходить в мечеть покрытой, не показывая те части тела, которые Господь приказал ей закрывать. Ей нельзя при этом пользоваться духами, прихорашиваться и громко разговаривать.

Несмотря на великую награду, обещанную тому, кто совершит таравих вместе с имамом, есть люди, которые относятся к этому небрежно. Есть те, которые не представляют себе ужасы Дня воскресения, того дня, когда люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния. Они не вспоминают о мраке и одиноком страхе, который будут испытывать в могиле. Тогда как ночная молитва станет для человека светом, рассевающим мрак могилы. Не говоря уже о прощении грехов и прегрешений человеку, совершающему ночную молитву и о наградах и воздаянии, которые приготовил ему Аллах.

Некоторые люди целый день бегают по своим делам, по улицам, магазинам или спортзалам, но ленятся совершить эту непродолжительную молитву, которая занимает немного времени.

Я бы хотел сделать несколько замечаний моим уважаемым единоверцам относительно ночной молитвы таравих, совершаемой в месяц Рамадан.

1) Является сунной продлевать ночную молитву, и посему не стоит тебе сетовать на это и выражать досаду. Перебори себя и помни, что ты находишься в поклонении Аллаху. Остерегайся после молитвы переброситься с теми, кто молился рядом, словами: «Что-то долговато мы читали и подустали». Твои деяния могут стать тщетными по причине такой досады и недовольства. Иногда можно услышать, что кто-то даже говорит: «Такой-то имам чуть ли не до утра продлевает молитву». Хотя ныне молитва таравих не длится больше полутора часов! Ты с лёгкостью можешь вспомнить, что порой, чтобы решить своё какое-нибудь мирское дело, тебе приходится долгое время ожидать, но ты не проявляешь никакой досады.

2) Не оставляй в своей молитве никакой доли для шайтана. Он может толкать тебя к мыслям и поступкам, приводящим к показухе и желанию быть восхвалённым. Шайтан всячески пытается удержать тебя от благих деяний. Но если ты, осилив свой нафс, начнёшь совершать благой поступок, он примчится к тебе для того, чтобы сделать недействительным твоё деяние по причине показухи или тщеславия.

3) Тебе не стоит повышать свой голос, когда имам взывает к Аллаху в мольбах. Следи также за тем, чтобы твой плач во время молитвы не переходил в громкие рыдания. Ведь для нас примером для подражания служит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которого, когда он плакал, исходил звук, схожий с шипением кипящего котла[7]. Этого нам достаточно. Тебе нужно следовать лучшему руководству.

4) На протирание лица ладонями после дуа во время совершения молитвы витр нет ясных доказательств из Корана и Сунны.

5) Не ешь много еды перед молитвой таравих, чтобы ты мог молиться спокойно, не чувствуя неудобств от переедания.

6) На тебе есть одно из прав твоих детей – их воспитание, также на тебе обязанность призыва к одобряемому. Приводи их с собой на групповые молитвы и на таравих, ставь их рядом с собой в ряду молящихся. Приучай их с раннего возраста к поклонению.

7) Перед тем, как отправиться в мечеть, старайся чисто и опрятно одеться и использовать благовония (мужчинам), подчиняясь следующим словам Аллаха:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети (Аль-А’раф, 31).

8) Береги свой язык от разговоров об имаме. Берегись злословить по отношению к нему или высмеивать его. Если у тебя есть свой взгляд на вещи, своё видение положения, то поделись с ним этим. Делай ему наставление, ведь религия – это наставление.

9) Отдались в этот месяц от частых встреч с людьми. Освободи своё время для дел загробной жизни. Не походи после молитвы таравих на освободившуюся птицу. После совершения дневного поста и ночной молитвы береги себя от всего, что вызывает гнев Аллаха: смотреть на запрещённое шариатом, слушать музыку, злословить, сплетничать, высмеивать людей, сквернословить, пустословить, смотреть на чужих женщин и совершать другие запретные дела.

Я призываю мусульманок покрываться и быть стыдливыми. И пусть мусульманка знает, что молитва, совершённая дома, лучше для неё, чем молитва, совершённая в мечети. Умм Хумейд жена Абу Хумейда ас-Саъидий (да будет доволен ими обоими Аллах) передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей. А совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома. А совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени. А совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети»[8].

Абдуллах ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Женщина не сможет приблизиться к Аллаху большим деянием, чем пребывание у себя дома».

Если ты пришла в мечеть, то береги свою религию. Смотри за своими детьми, чтобы они не тревожили молящихся людей. Используй своё нахождение среди молящихся женщин для призыва к Аллаху. Используя это драгоценное время, обучай правилам омовения или молитвы тех, кто не знаком с ними. Тебе нужно выйти из мечети сразу же после завершения молитвы для того, чтобы не смешиваться с мужчинами. Остерегайся прийти ради повиновения Аллаха, но вернуться к себе домой с грехами и прегрешениями.

О Аллах, прими наш пост и наши молитвы! О Аллах, содействуй нам в подчинении Тебе и отдали нас от запретного! О Аллах, исправь наше положение и положение всех мусульман! Господь наш, прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.to

  • [1] Сунна муаккада (закреплённая или утвердительная сунна) – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял постоянно и пропускал очень редко (прим. пер.).
  • [2] «Сахих» Муслима (1163).
  • [3] «Сахих» Бухари (2009) и «Сахих» Муслим (759).
  • [4] Дополнительная молитва, совершаемая в течение месяца Рамадан после ночной молитвы (прим. пер.).
  • [5] Заключительная молитва, совершаемая после дополнительной ночной молитвы (прим. пер.).
  • [6] «Сахих» Бухари (900).
  • [7] Как об этом сказано в хадисе, переданном в «Муснаде» Ахмада (4/25,26), «Сунане» Абу Дауда (904) и «Сунане» Насаи (3/13).
  • [8] «Муснад» Ахмада (6/371).
Читайте так же:  сильная молитва на красную нить

Некоторые из этих намазов вознаграждаются как 12 лет поклонения

9 суннат намазов и время их совершения

Вопрос от Азамата:

Расскажите, пожалуйста, о названиях дополнительных намазов и времени их совершения.

К категории дополнительных намазов относятся следующие сунна-намазы, не связанные с фард-намазами:

1) Тахаджуд-намаз: Намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, до наступления рассвета. Минимально количество составляет 2 ракаата, а максимальное количество составляет 8 ракаатов. Тахаджуд-намаз выполняется по два ракаата.

Вознаграждение: Самый достойный из сунна-намазов. Совершающий его будет записан в числе тех, кто премного поминает Аллаха.

2) Ишрак-намаз: Совершается после утреннего намаза, через 45 минут после восхода солнца. В течение этого времени следует избегать разговоров о мирском, будучи занятым чтением Куръана и зикрами.

3) Духа-намаз: Время этого намаза наступает через 45 минут после восхода солнца и продолжается до того момента, когда до полудня останется так же 45 минут. Состоит из двух или восьми ракаатов (лучше всего совершать этот намаз ближе к полудню).

Вознаграждение: Будут открыты небесные врата для принятия дуа. Человек, совершающий этот намаз, будет защищен от огня и ему будут прощены его грехи.

4) Намаз-аввабин: Совершается сразу же после вечернего намаза. Состоит из шести ракаатов, совершается по два ракаата (сунна вечернего намаза может быть отнесена сюда же).

Вознаграждение: Как за 10 или 12 лет поклонения.

5) Намаз тахийатуль-масджид : Намаз, состоящий из двух ракаатов, совершаемый при входе в мечеть.

6) Намаз, совершаемый после малого или большого омовения: После совершения малого или большого омовения, является мандубом совершение двух ракаатного намаза, по возможности до того, как высохнет влага на теле. Это является своеобразным выражением благодарности, за милость омовения. Для того, чтобы обрести очищение этим образом, необходимо обладать чистым вероубеждением, иметь чистую воду и быть лишенным недугов, препятствующих использованию воды. Разве это не прекрасно, когда человек, отвечающий всем этим условиям, совершает два ракаата намаза, в знак благодарности своему Господу? Наряду с этим, если после совершения малого или большого омовения будет выполнен какой-либо фард-намаз или сунна-намаз, то тем самым будет выражена эта благодарность.

7) Тауба-намаз : Если мусульманин совершит какой-либо грех, то должен немедленно раскаяться в этом. Для человека, который раскаивается в совершенном грехе, является мандубом совершение намаза в два ракаата с последующим обращением к Аллаху Всевышнему с просьбой о прощении. В хадисах сообщается о том, что если человек искренне раскаялся в совершенном грехе, и принял твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного, и попросил у Аллаха прощения, то Он простит его.

8) Намаз-Хаджат: Если у человека есть какое-либо желание, связанное с этой жизнью или с жизнью вечной, то ему нужно как следует выполнить малое омовение, а затем, после ночного намаза совершить нафиль-намаз, состоящий из двух, четырех, а в соответствии с другим мнением двенадцати ракаатов. После этого намаза человек читает специальное дуа, прося Аллаха Всевышнего исполнить его просьбу.

9) Истихара-намаз: Человеку, который испытывает сомнения по поводу того, является ли то, или иное дело благом для него, следует совершить два ракаата намаза, перед тем как лечь спать. В первом ракаате этого намаза после суры аль-Фатиха читается сура аль-Кяфирун, а во втором ракаате после аль-Фатихи читается сура аль-Ихлас. После завершения этого намаза, читается дуа-истихара. После этого человеку следует лечь спать в состоянии омовения, и по возможности повернувшись в сторону киблы. В одном из хадисов сообщатся, что таким образом истихара-намаз следует делать на протяжении семи ночей, обращая внимание на те чувства и ощущения, которые возникают в сердце.

(Намазы, не относящиеся к фард-намазам и ваджиб-намазам, называются нафиль-намазами)

Кладезь благ – ночные молитвы

Кладезь благ – ночные молитвы

Есть особенное время в ночи, в которое умолкает мирское, успокаиваются сердца и словно замирает весь мир. Особенное время для тех верующих, которые верны своему Творцу и посвящают эти часы разговору с Ним и поклонению Ему. Это время третьей части ночи, до наступления утренней молитвы. И молитва этого промежутка (от ночной до утренней) называется молитва-тахаджуд, то есть «молитва, (совершаемая) после сна».

В хадисе от имама Муслима о ней сказано: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна». Также от Абу Хурайры сообщается, что когда у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?», он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Видео (кликните для воспроизведения).

Ночная молитва – кладезь благ, о которых передано со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Одно из них – это очищение от грехов. В хадисе, переданном от ад-Дайлями, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада». В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо».

Второе благо – это то, что эта молитва служит одной из причин введения человека в Рай. Как сказано в хадисе от ат-Тирмизи: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаха, кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».

Она также отдаляет ужасы могилы, как сказано об этом в хадисе от Ибн Маджа: «Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы»

То, что Всевышний отвечает на дуа человека, совершающего ночные молитвы, также передается из достоверных хадисов. От Муслима передается: «В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит». И в хадисах, переданных Абу Саидом аль-Худри и Абу Хурайрой, да будет доволен ими Аллах, говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах ждёт, пока не наступает последняя треть ночи, затем нисходит на нижнее небо и обращается: «Есть ли тот, кто просит о прощении? Есть ли тот, кто кается (в своих грехах)? Есть ли тот, кто просит (о чём-либо)? Есть ли тот, кто обращается с мольбами?» И это продолжается до тех пор, пока не засверкает утренняя заря». (Муслим, Ибн Хузайма, Ахмад)

Особенный дар этого поклонения – это приближение к Всевышнему. От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помните о ночном намазе, ведь поистине он практиковался праведниками, жившими до вас, это способ достижения близости к вашему Господу, он является искуплением грехов и он служит защитой от непослушания» (ат-Тирмизи, 3549, ибн Хузайма, 1135)

Читайте так же:  текст молитвы молитва Богу отцу Господу саваофу

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». И как не вспомнить о той радости, которую испытывает верующий, находясь в уединенной молитве в близости к Аллаху. Праведники очень высоко ценили эту возможность, считая упущение ночных молитв существенным лишением. Говорят, что однажды к Хасану аль-Басри пришел человек и признался, что совершает грехи, однако несмотря на это, обеспечен всем, что нужно, и доволен жизнью. Он спросил его: «А выстаиваешь ли ты ночи в молитве?» Тот ответил: «Нет». И сказал ему Хасан аль-Басри: «Достаточно тебе того лишения, что Аллах лишил тебя чести говорить с Ним в глубине ночи».

Общение со Всевышним помогает человеку выйти на правильный путь, отдалиться от порицаемого и сомнительного. Хадис, переданный от ат-Тирмизи, гласит: «Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху»

Всевышний одаривает человека по причине этой молитвы и в этом, и в следующем мире. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал такой хадис: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.

Пять благ в мирской жизни: Аллах сохранит его от бед; выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина; его будут любить сердца праведных и все люди; его языка будет исходить мудрость; Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.

Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате: мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом; облегчится ему отчёт в День Суда; он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии; книга деяний будет дана в правую руку в Судный день»

Помимо того богатства, которое наследуют совершающие ночную молитву, есть и те, о которых не упомянуто в хадисах. Например, то, что лицо человека озаряется светом, и праведники говорили о том, что это происходит потому, что человек ночью находится в присутствии «света Всевышнего», уединяясь и жертвуя сном ради общения с Творцом. Ночные молитвы успокаивают сердце, утешают человека в его бедах, радуют его в благополучии. Так же, как человек нуждается в общении с другими людьми, он нуждается в уединении с Творцом, в котором он открывается, очищается и возрождается духом. Как сказал имам Саффарини, факих и суфий: «Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Ведь Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу». Поэтому то благо, о котором не упомянуто в хадисах, но обязательно достается поклоняющемуся – это отдохновение души и очищение ума, которое время от времени необходимо всем верующим и вообще всем людям.

Дополнительные молитвы до и после обязательных

Дополнительные молитвы

Тахаджуд намаз (ночной намаз)

Тахаджуд намаз — намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, особенно дорог тем мусульманам, которые хотят еще более приблизиться к Богу, соблюдая дополнительные акты поклонения.

Количество рака’ат: от 2 (лучше 4) до 12 рака’ат по желанию.
Время выполнения: желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).

Выполнять в сочетании двух или четырех рака’ат, а нията достаточно одного. Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-‘иша). Но вознаграждение в этом случае, конечно, будет меньше.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Лучший намаз из дополнительных намазов — это намаз, выполняемый глубокой ночью — намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).

«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».

«Вероятность принятия Всевышним ваших ду’а увеличивается к середине ночи».

«Здоровайся (т.е. говори ассаляму ‘алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят — и ты войдешь в Рай с миром».

«В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в ду’а, Аллах выполнит» (передал Муслим).

«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).

«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы». (передал ибн Маджа)

«Намаз-тахаджуд равен 4 рака’атам, выполненным в Лейлятуль-Кадр (передал Тибрани).

«Если встаете ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбудите его».

«Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллах».

Намаз-ишрак

Количество рака’ат: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой и, продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 рака’ата намаза-ишрак, тот получит награду как за один Хадж и одну Умру (передал Тирмизи).

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет меньше.
Великий исламский шейх Султан Баху (рахматуллах ‘алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение — в моменты распространения первых солнечных лучей уровень духовности возрастает у тех, кто читает намаз-ишрак.

Намаз-духа’ упоминается во многих хадисах.

Количество рака’ат: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 рака’ата отдельно.
Время: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа’. Кто выполняет 2 рака’ата намаза-духа’, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 рака’ата — тот будет среди преданных; кто выполняет 6 рака’ат, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 рака’ат, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выпоамаз — опора религии[79][79]’.

Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин охраняется от грехов и становится чистым рабом Аллаhа, достойным попадания в Рай.

Читайте так же:  молитва от врагов Матроне и Господу Богу

Пророк Мухаммад, мир Ему, спросил: ‘Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?’ Они ответили: ‘О Посланник Аллаhа, никакой грязи не останется’. На это Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘И пятикратный намаз подобен этому: Аллаh намазом стирает грехи[80][80]’.

Намаз, зарождая в сердцах людей любовь к Создателю и страх перед Ним, охраняет от греховных действий. Эта истина доказана в Священном Коране.

Означает: ‘Читай (Мухаммад) Книгу Аллаhа и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа запрещают[81][81]’

Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в Рай. Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза[82][82]’.

ВРЕМЯ НАМАЗОВ

Существует пять обязательных намазов. Это намазы ас-субх (утренний), аз-зухр (полуденный), аль-аср (послеполуденный), аль-магриб (вечерний) и аль-ишаа (ночной). У каждого из них есть свое определенное время, в которое они должны выполняться. Это одно из условий. Нельзя выполнять намаз раньше его времени, также как нельзя без уважительной причины выполнять намаз позже его времени. В обоих случаях это является большим грехом. Сказано в Священном Коране:

Означает: ‘Поистине, верующим молитва предписана в установленное время[83][83]’

О времени намаза Аллаh Всевышний сказал также в Коране:
Означающее: ‘Славьте Аллаhа, когда настанет вечер для вас и когда настанет утро. Ему — хвала на небесах и от вас на земле и ночью, и в полдень[84][84]’.

Время утреннего намаза ас-субх — начинается с появлением (истинный рассвет) светлой полосы на востоке параллельно горизонту, и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.

Время полуденного намаза аз-зухр — начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока, и продолжается, пока длина тени от объекта не будет равна одной (или по высказыванию другого ученного — двум длинам) этого объекта.

Время послеполуденного намаза аль-аср — начинается, как только заканчивается намаз аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.

Время вечернего намаза аль-магриб — начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката или просвета после зарева.

Время ночного намаза аль-ишаа — начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.

Время намаза аль-витр — это время ночного намаза, этот намаз читается после намаза аль-ишаа.

Время намаза аль-джум`а — это время намаза аз-зухр пятничного дня.

Время намаза ат-таравих — во время намаза аль-ишаа в месяце Рамадан.

Время праздничного намаза — начинается спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита.

Время, когда нельзя читать намаз.

В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются. Время, когда нельзя читать:

1) во время восхода солнца;

2) когда солнце в зените;

3) при заходе солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз ‘аль-аср’ этого же дня, если он не был выполнен.

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард — обязательные намазы.

2. Ваджиб — необходимые намазы.

3. Нафиль — дополнительные намазы.

Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.

2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны, гайри муаккада[85][85], 4 рака`ата фарда.

4. Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны гайри муаккада, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Намазы, которые также обязательны,
помимо пятикратного намаза:

1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-джаназа (по усопшему) — это фард кифайя.

Это намазы, выполнение которых необходимо.

1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата

2. Праздничные намазы: 2 рака`ата

Нафиль-намазы — это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадана.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;

Нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения дополнительного сяваба.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени когда запрещается читать намаз; он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

в) тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время; он состоит из 2-х рака`атов.

ФАРДЫ НАМАЗА

Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: 6 из них — вне намаза, они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов — в намазе, которые называются рукнами намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

1. Очищение от хадаса[86][86], который удаляется совершением омовения (малым — вуду, или большим- гусулем).

2. Очищение от наджасы (нечистот) — это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. (См. главу ‘Тасяттур’)

4. Направление на Кыблу. То есть — читать намаз, обратившись в сторону Кыблы. Кыбла — это Кааба, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаhу. Кааба находится в Мекке в мечети ‘Аль-Харам’.

5. Время. То есть — совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени.

6. Намерение. То есть — знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение вслух намерения — сунна.

РУКНЫ НАМАЗА:

1. Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира в начале намаза.

2. Кыям. Стояние во время намаза.

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку’у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.

6. Ка`ида. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения ‘Ат-тахият’.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительные молитвы до и после обязательных

дополнительные ночные молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here