творчество в молитве

Подробно: творчество в молитве - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Зачем нужен молитвослов?

Необходимый признак жизни — дыхание; необходимый признак духовной жизни — молитва. Христианин начинает каждый свой день с молитвы, молитвой его завершает, молится перед едой, перед началом всякого дела, в общем, постоянно, как дышит. Обрести это дыхание и поддерживать его — важнейшая часть нашей жизни.

Одной из самых читаемых книг для православного христианина является молитвослов — сборник молитв, составленных святыми людьми, которые мы каждый день приносим Богу. Иногда людям не очень понятно, как можно молиться чужими словами, да еще по книжке — разве молитва это не воззвание из глубины сердца? Если Бог — это наш небесный Отец, то как можно говорить с Отцом по книжке? Вы же не разговариваете с близкими людьми готовыми словами?

За этими недоумениями стоит определенное верное переживание. Действительно, с одной стороны молитва — спонтанное, естественное обращение к небесному Отцу; как говорит Апостол, «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим.8:15)». Нет ничего неправильного в том, чтобы обращаться к Богу своими словами, спонтанно, естественно, как Вы бы обращались к кому-то очень близкому и родному — потому что во Христе Бог и пожелал стать нам близким и родным. Молитва — это всегда личное обращение, а не набор заклинаний.

Но у молитвы есть и другая, не менее необходимая сторона. Молитва — постоянный труд и усилие, требующее неослабевающей дисциплины. Как говорит Апостол, «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2) Сам Господь Иисус в молитве использовал стандартный молитвенник той эпохи — Псалтырь. Даже на Кресте Он обращается к Отцу со словами Псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:2). Святой Апостол Павел наставляет христиан молиться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19)

Молитва «своими словами» естественно вырастает из молитвы словами записанными, и является ее продолжением. Мы не можем обойтись без молитвослова — по нескольким важным причинам.

Во-первых, наша «спонтанная» и «естественная» молитвенная жизнь неизбежно будет угасать. Мы всегда найдем причину, чтобы не молиться — мы слишком спешим, слишком устали, слишком заняты, да, и по правде сказать, нам слишком лень. Удивительно, но такое, кажется, не трудоемкое дело, как молитва, оказывается неподъемным, как только мы за него беремся. Почему? Вернемся к аналогии с дыханием — когда мы здоровы, мы дышим естественно и не думаем об этом. Когда мы больны — дыхание может даваться с трудом, и требовать усилий. А в духовном отношении мы все нездоровы и нуждаемся в исцелении — так что ожидать, что наша молитвенная жизнь наладится сама собою, нет оснований.

Поэтому молитва должна быть (как минимум) правилом — несколько минут утром и несколько минут вечером должны выделяться на общение с Богом. Независимо ни от чего — и говорить тут про «нехватку времени» просто нелепо. Как говорит в одном из своих интервью святейший Патриарх Кирилл, «молитва, это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени». В самом деле, мы не должны молиться в другое, оставшееся от более важных дел время. Мы должны делать другие дела во время, оставшееся от молитвы. Если мы верим в Бога, то крайне нелепо было бы считать что-то другое более важным, чем общение с Ним. Ситуация, когда Творец и Владыка мироздания готов нас выслушать, но у нас находятся более важные дела, поразительна по своей нелепости — но мы ставим себя в нее снова и снова.

Мы чувствуем себя измотанными и забегавшимися, усталыми и раздраженными, и поэтому не молимся — но мы такие измотанные и раздраженные именно потому, что не начинаем наш день с молитвы. Мы должны — как это советуют все учителя молитвы — отложить все, выгородить в своем расписании священное, неприкосновенное время, в которое мы не смеем заниматься ничем своим, а только предстоим перед Богом и взываем к Нему. И пусть земля какое-то время повращается без нас — с ней ничего не случится за эти десять минут.

И тут нам понадобится молитвослов — потому что нам бывает трудно найти слова, мы можем быть слишком сонными, или усталыми, или раздраженными для того, чтобы самим подбирать слова, и нам на помощь приходят святые с их словами.

Во-вторых — молитва не есть дело одиночек, даже если человек молится один в глубине пустыни. Молитва всегда вводит нас в общение с Церковью и она всегда есть дело Церкви. Молясь, мы присоединяемся к общему току молитв, восходящих от земли к небу; к тем, кто молится сейчас, к тем, кто молился до этого, в прошедшие века, и к тем, кто еще будет молиться. И молитвы, написанные нашими отцами и старшими братьями в вере — святыми, вводят нас в этот струящийся через века поток. Вера Христова не есть вера отдельно стоящих гордых одиночек, но вера народа Божия, и молясь по молитвослову, мы учимся нашей общей вере, как когда-то учились писать по прописям.

Утреннее и вечернее молитвенное правило в обычном молитвослове довольно длинное — и читать его полностью для человека, только входящего в христианскую жизнь может показаться трудным. Тогда его можно сократить — но очень важно, чтобы мы молились постоянно и упорно, не пропуская ни одного утра и ни одного вечера.

Мы не можем выжить без молитвы — как не можем выжить без дыхания.

Творчество как восхождение к Богу

И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
(Быт. 2: 15)

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Что это за явление – творчество? Посмотрим на него через призму богословия, и многое нам станет ясно.

Читайте так же:  молитва к дочери

Творческая личность

До того как стать священником, я сменил несколько профессий. В частности, работал на стройке. Люди там попадались разные, каждый со своими особенностями. Но главное, что отличало моих коллег-строителей от представителей других профессий, – это самомнение. С самомнением у строителей было всё в порядке: каждый из них считал себя специалистом высочайшей квалификации. Однажды нам предстояло проложить в земле кабель. Для этого нужно было вырыть траншею. Нас было трое, и копать никому не хотелось. Наконец, сделав над собой усилие, мы взялись за работу. Земля попалась укатанная, вперемешку с кирпичным боем – хоть динамитом рви. Минут через десять старший, демонстративно отшвырнув от себя лопату, сказал, что он личность творческая и, исходя из этих реалий, отправляется разматывать кабель, оставляя нас на траншее одних.

– А я что, не творческая? – возмутился мой напарник. – У меня вообще высшее техническое образование.

– Вот и я о том же, – сказал старший. – Пусть каждый занимается своим делом.

Он вытащил из багажника моток кабеля и возился с ним до обеда, зорко следя за нашими потугами. «Творческая личность! – ворчал мой напарник себе под нос. – Что он сотворил-то? Наберут творческих, а работать некому».

Я хотел было сказать старшему, что каждый человек по природе своей – творец, что способность творить – неотъемлемое свойство каждого из нас… Хотел и не сказал. Потому что мой напарник, как мне казалось, обдумывал план побега с земляных работ и, услышав мое утверждение о том, что и он личность творческая, легко мог бы оставить меня в траншее одного.

Назначение Адама

Если как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения на способность человека творить, можно сделать для себя множество интереснейших открытий. Согласно мысли святых отцов, Бог, сотворив видимый мир, ввел в него человека как царя и властелина. В задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии, слаженности и единству. Человек не мог, конечно, творить из ничего, как Господь, – он был призван к сотворчеству. Человек в процессе преобразования Вселенной должен был уподобиться Господу, стать богом по благодати.

Мы видим, что творить, совершенствовать, преобразовывать окружающий мир было свойственно человеку изначально. Но как, каким образом, посредством чего должно было совершать это преобразование? На этот вопрос частично можно найти ответ в Священном Писании. До грехопадения Адам почти ничего не успел сделать. Но один творческий акт был все-таки им совершен. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2: 20). Наречение имен животным и есть первый и, насколько я понимаю, единственный творческий акт, совершенный человеком в первозданной святости. Означал он и власть человека над животными, и понимание им сущности каждой из тварей. Довершать творение Адам начал словом.

Вообще слово имеет необъяснимую творческую силу. Однажды мне попалась дневниковая запись иеромонаха Василия (Рослякова), где он размышлял о природе слова. К сожалению, я не могу сейчас найти эту запись, но мысль такова: изобразительное искусство – это образ, музыка – это звук, и тут вроде бы все более-менее понятно, а вот слово – это нечто неотмирное, мистическое, потустороннее.

Каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира – через какой вид искусства – мы не узнаем. Грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Рай на шести сотках

Свое стремление и назначение преобразовывать мир человек реализует и сейчас, в своем падшем состоянии. Достаточно в летний сезон проехаться по дачному поселку, чтобы убедиться в этом. Меня всегда удивляло неистребимое желание огородников устроить у себя на дачном участке кусочек рая, насадить цветы и грядки, взрастить плодоносящий сад. Человек страдает гипертонией, врачи ему запретили бывать на солнце, но он все равно рвется на дачу, в свой маленький рай…

Нынешний человек, конечно, гораздо слабее Адама, труд для него уже не благословение, он тяжел и утомителен; человек не способнее теперь превратить в рай Вселенную – его сил едва хватает на шесть соток. Но стремление доводить до совершенства окружающий мир живет в каждом из нас. Кто-то более склонен к творчеству в технических профессиях, кто-то творит опосредованно – через искусство.

Кроме того, человек не утратил возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из житий святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники… Например, в Оптиной пустыни, после ее закрытия, из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова дает людям свои дары.

Художество художеств

Однажды учитель в школе спросил нас, как мы считаем, в каждой ли профессии уместно творчество. Я ответил, что в каждой. Мне сказали, что я не прав. Например, если рабочий на заводе обтачивает на станке гайки, то в его профессии творчество просто вредно. Я согласился и долго жил с этим убеждением. Сейчас я понимаю, что и гайки можно обтачивать по-разному. Можно закрыть глаза на допущенный брак, из-за чего, к примеру, сойдет с рельсов поезд. А можно относиться к своей работе с предельной степенью ответственности. Это и есть высочайшее творчество, творчество над своей совестью, а точнее – над своим сердцем. Работу над собственным сердцем святые отцы называли искусством искусств и художеством художеств. Наше очищенное от страстей сердце и есть самый гениальный шедевр, который мы только способны сотворить. Если человек работает над собой, то он становится способен создать нечто настоящее – будь то картина или книга, если он художник, или, например, большая крепкая семья, если Бог дал ему талант семьянина. Основа же всех этих способностей – очищенное от страстей сердце.

Читайте так же:  молитва врагу о здравии

Украинский пастор рассказал, как молиться творчески

Вряд ли любой верующий человек будет отрицать важность молитвы в своей жизни. Нужно ли говорить о том, что молитва дает Божье руководство, спасает людей, благословляет, очищает, оживляет, разрушает преграды и делает многое другое. Можно сказать, что молитва – это живое дыхание жизни человека.

Наряду с молитвами, например, ходатайства и благодарения, существует также молитва творческая или молитва веры, посредством которой наполняется жизнь человека. О такой молитве шла речь на семинарах «Наполняйте землю» в Киеве и Днепропетровске, проведенных «Миссией Олега Ремеза». О том, что такое творческая молитва, как ее применять в своей жизни, а также о своем личном опыте применения такой молитвы рассказал основатель и руководитель библейской школы «Помазание Обилия и Избытка» Олег Ремез.

Объясните, пожалуйста, что означает творческая молитва и как она выглядит практически?

Бог сказал в своем Слове, чтобы мы творили Его волю, а это, конечно, творческий процесс. Это значит насаждать Божью волю посредством Его Слова или обетований. На практике это выглядит просто. Образно говоря: вы целенаправленно высвобождаете или провозглашаете Слово Божье (обетование), как семя, своими устами, затем поливаете через благодарение Бога за урожай, называя несуществующее, как существующее, и терпеливо, в вере, ожидаете результат или урожай с посаженого вами Слова веры.

Почему важна творческая молитва?

Это процесс, который утвердил Бог для наполнения земли Его волей.

Знают ли верующие о творческой молитве?

Думаю, люди делают это, просто сам термин целенаправленно не используется — «творческая молитва». А мы говорим термины, которые делают вещи более ясными. Можно сказать так, что молитва, основанная на Слове Божьем, является творческой. Когда мы говорим «творческая», мы подразумеваем, что мы не просто молимся, думая будет что-то или не будет, мы конкретно и целенаправленно творим волю Божью с использованием Слова Божьего, занимая определенную позицию.

Как верующему понять, что сказать в молитве или сотворить?

Возьмите обетование, как семя воли Божьей, посейте его с верой в молитве или начните на основании его молиться. Проведя какое-то время в молитвах, вы будете иметь свидетельство в духе, есть ли рост семени слова или нет. Если нет, и ощущение «медных небес», то задайте вопрос Богу, по какой причине. Это может быть противостояние сатаны, либо Бог препятствует, чтобы человек изменил направление или предал ему другую форму. Например, кто-то молился за квартиру в Киеве, зная из Писания, что воля Божья на жилье есть. Но со временем после общения с Богом оказывается, что воля Божья для него лично – квартира в Германии. Очевидно, что важно не только знать волю Божью, но важно знать и место ее реализации. Это все включает в себя творческая молитва.

Что может мешать верующим применять творческую молитву?

В основном невежество. То есть, основная причина – это отсутствие системно подобранных и разложенных по полочкам знаний. Например, одной из целей библейского курса «Вера» нашей школы: дать человеку общее представление о вере, чтобы он смог ее целенаправленно применять. Т.е., когда нет системных знаний, человеку приходится что-то придумывать, применять метод проб и ошибок. И конечно, он может уклониться в сторону или устроить из своей жизни эксперимент.

Часто на семинаре вы использовали фразу «соработник у Бога». Кто это?

Видео (кликните для воспроизведения).

Эта фраза напрямую относится к творческой молитве. Допустим, Его воля, чтобы все спаслись. Естественно, мы будем провозглашать спасение людей в каком-то городе или местности. Это и есть соработать у Бога. Это те вещи, о которых не надо спрашивать: есть ли воля Божья на это. То же самое, например: «просите мир Израилю». По сути, мы становимся Его устами на земле.

Дайте несколько рекомендаций людям, которые бы хотели применять творческую молитву в своей жизни.

Рекомендую иметь четкую картину, как это делать. Т.е. увидеть саму стратегию: войти в молитвенную комнату, привести себя в порядок, т.е. покаяться, или, как Писание это называет: «помыться банею водною посредством Слова Божьего»; высвободить все инструменты: дары Духа Святого. Потом начать целенаправленно применять обетования и двигаться по ним с применением дара иных языков. Необходимо распланировать время, чтобы было без крайностей. Обязательно наличие мест из Писания, приготовленных заранее. Человек должен знать цель своей молитвы. Кроме этого, приготовить ручку, блокнот, т.е. организовать свое молитвенное место. Такой подход важен, так как вы будете ожидать, что по ходу Бог будет корректировать, вносить поправки: Он не молчит. Для это и нужно записывать.

На семинаре вы обращали внимание на важность действий после молитвы. Что это означает?

Не говорить и не делать ничего, что бы шло вразрез с тем, что вы уже сказали или посеяли в молитвенной комнате. Молитва становится соответствием для всего, что говорится и делается после молитвы.

Приведите пример из своей жизни результата творческой молитвы?

По сути, все материалы, с которыми сегодня работаю, это результаты того, что я высвободил или сказал в молитвенной комнате. Например, сейчас высвобождаю или творю новый курс библейской школы, благодаря Бога за то, что уже имею план, материал для этого курса и т.д. Что конкретно? Ресурсы, финансы – это все приходит через творческую молитву, так как, например, счетов оплаты много…

Есть ли такое понятие, как период времени от начала молитвы и до непосредственно результата или плода?

Каждое Божье семя (обетование) имеет свое время всхода. Также есть долгосрочные нужды, есть краткосрочные. В этом промежутке большую роль играет вера, любовь, прилежность или постоянство человека в молитве.

Какие обетования порекомендовали бы для начинающих?

Выбор обетований в большей степени связан с нуждами, либо же с общими моментами: дары, исцеление, мудрость, исполнение воли Божьей. Человек должен осознавать и разграничивать, что есть то, что хочет Бог от него индивидуально, а есть нужды. Мы не можем сказать, что нужды это не важно, но также и не можем сказать, что воля Божья должна быть на втором месте. Есть аспект воли Божьей, а есть обеспечение повседневной жизни человека. В каждой из этих сфер должны отрабатываться конкретные обетования.

Какова продолжительность молитвы на результат для начала?

Читайте так же:  молитва на победу в конкурсе

Я бы рекомендовал для начала не менее получаса ежедневно, чтобы ум привык.

Вечером или утром – каждый выбирает сам, исходя из своей физиологии или других моментов.

Существует отговорка: «негде молиться» и «нет времени молиться». Прокомментируйте, пожалуйста.

Если не начать молиться, то ни место, ни время не появятся. На такие вещи никогда нет времени, потому что изначально мы никогда не планировали это делать и наш ум не видит в этом пользы. И также никто сразу от рождения не был научен этому. Поэтому это то, чему нам нужно учиться, что вкладывать в свою голову и, в конце концов, сформировать хорошую привычку.

Творческая молитва

Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя
и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих.
Лука 22;32

«Ты некогда обратившись. » Мы знаем, что происходит дальше, Пётр уверял Иисуса в своей верности, затем он трижды отрекается, падает и вновь кается. Иисус прекрасно знал, что произойдёт с ним, знал его характер, но Он глядел намного дальше. Уже сейчас в этом горячем, необузданном, непостоянном человеке, который отрубит ухо первосвященническому рабу за Иисуса, а потом предаст Его, видел преданного раба. Господь видел в нём, свой избранный сосуд. Иисус глядел на Петра, как скульптор глядит на глыбу мрамора и видит в ней, не угловатый камень, а того ангела, которого хочет изваять, освободить из под обломков. Пусть его ещё нет физически, но он уже живёт в сердце скульптора. Так и Иисус в своём сердце, уже видел Петра обратившимся, Он уже работал с этим материалом.

Что же предавало Иисусу, такую уверенность, где та тайная мастерская, в которой Господь небесным молотом, выковывает человеческие сердца? Ответ, на этот вопрос, мы находим вначале стиха: «. Я молился о тебе. » Какие блаженные слова, как елей они ложатся на сердце слушающих. Если бы сегодня, кто нибудь из нас мог услышать, подобные слова от самого Иисуса в свой адрес. Что более могло бы, ободрить, утешить страждущего, может ли быть что нибудь сильнее, ходатайственой молитвы Иисуса своему Отцу.

Сердце Иисуса, вот та тайная мастерская душ, попав в которую, ты не уйдёшь прежним, но преображённым, освящённым, обновлённым. Молитва есть та творческая сила, способная передвигать горы. И этой силой, которой совершал свои чудеса Иисус, Он наделил нас с вами.

Всякая истинная молитва, есть творчество. Даже в физическом мире, ни одно творение не появляется просто так, не будучи прежде выношено, пережито, в мыслях и сердце человека. Так и Бог, никогда не совершает своих великих дел, минуя личную, человеческую веру. Всякий раз при исцелении Он вопрошал, веришь ли? По вере твоей, будет тебе. Он говорил:

«Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам:
если кто скажет горе сей:» Поднимись и ввергнись
в море» и не усомнится в сердце своём,но поверит
что сбудится, по слову его, будет ему.»
Марка 11;23-24

Мы действительно обладаем этой силой, к сожалению не каждый осознаёт это и не многие пользуются, как тот нищий в притче, у которого в огороде хранится бесценный клад, но он об этом не знает. Главное условие, овладеть чудным сокровищем: «. не усомнится. «, как только Пётр стал сомневаться в возможности ходить по воде, стал тонуть. Помолившись о чём либо, мы должны глядеть на это, как на свершившийся факт.

Слышал одну историю про пастора, который не имел обычных вещей необходимых для его служения, стола, стула и велосипеда. Он начал молится о них и Бог сказал, что он должен глядеть на это как будто они уже есть. В воскресение он объявил, что Бог услышал его молитву и дал просимое. Несколько человек не поверели и придя домой к нему, уличили в обмане. На это пастор спокойно сказал, одному из пришедших: «Сколько времени тебя мать носила во чреве?», тот ответил 9 месяцев.
-Тебя кто нибудь тогда видел?-
— Нет-
-Но ты уже был? —
— Да —
Так вот, Бог уже дал мне эти вещи, они во мне, а когда появятся, это уже вопрос времени. Над ним стали смеяться и дразнить, беременный пастор. Но просимое росло в нём и в скором времени, эти вещи у него появились.

Подобным образом, Бог даёт бездетному Авраму, имя Авраам (отец множества) и Сарра, должна теперь называть его так. Что могли подумать окружающие люди, глядя на них. Авраам начал жить этим новым именем.

Второе необходимое условие, знание воли Божией. Чтобы научиться, видеть и слышать Бога, необходима, чистота сердца: «Чистые сердцем, Бога узрят.» Человек со своими амбициями, чувствами, представляет своего рода фильтр, где слова Бога, преломляются, переосмысливаются и воспринимаются субъективно. Для преодоления, этого барьера необходима молитва сердца, созерцательная молитва. Молитва без слов, воздыханиями неизреченными, где происходит слияние двух воль, в трепетное единение. Человек начинает чувствовать, как сила благодати начинает действовать через него. Так человек, ведомый Духом Святым, живёт в соответствии с законом Божьим, как в чём то естественным для него, даже не задумываясь об этом. Закон Божий, сокрыт в сердце, такого человека. Он слышит Его голос, в глубине своего естества. Такой человек может повторить за Иисусом, будет так и так, потому что я молился о тебе.

Протоиерей Василий Фермос: «Молитва – это постоянное творчество»

Вы, наверное, слышали, что молитва – это как центральная ось, основа духовной жизни, а также что качество молитвы определяет наши […]

Вы, наверное, слышали, что молитва – это как центральная ось, основа духовной жизни, а также что качество молитвы определяет наши отношения с Богом. Я думаю, что насколько молитва важна, настолько она недопонята. И иногда я удивляюсь, когда вижу людей среднего возраста, которые прошли определенный путь, преуспели в различных сферах жизни – семейной и профессиональной, – но их молитва осталась на том уровне, как они молились в десятилетнем возрасте. Говоря иными словами, они преуспели во всех сферах жизни, но не в молитве.

Может быть, это потому, что молитва часто понимается ошибочно, то есть считается, что она является лишь сообщением с определенным текстом к Богу или отправлением прошений к Богу. Отсюда возникают и знакомые сомнения, которые мы все слышали, например: «Ну, почему необходимо об этом говорить Богу – неужели Он этого не знает?» Или другое смущение, связанное молитвой, – что она имеет смысл тогда, когда мы переживаем трудности, а затем мы о ней забываем.

Читайте так же:  молитвы за пьющего сына Матроне

«Молитва существует для того, чтобы представить себя Богу как личность»

Для того чтобы понять, почему молитве необходимы истина и любовь, мы должны осознать сущность молитвы. Я думаю, что молитва существует не для того, чтобы что-то сказать Богу, или чтобы о чем-то информировать Его, или что-то просить у Него. Молитва существует для того, чтобы представить себя Богу как личность. С теми или иными различиями, мы живем так, что встречаем очень много трудностей на пути к истине и любви в повседневной жизни. Мы часто, порой и каждую минуту, теряем себя и смысл жизни, так что иногда может пройти несколько дней, в течение которых мы с утра до ночи находимся в пространстве, где нет истины и любви. Поэтому нам необходимо состояние, которое оформит нас как личности – личности, исполненные истины и любви. Это означает, что нам необходимо состояние, в котором мы встанем перед Богом. Именно молитва приводит нас к личной и ответственной встрече с Богом.

И поскольку молитва нас формирует как личности, ей необходимы истина и любовь. Исходя из нашего опыта, мы знаем, что во всех межличностных отношениях нам необходимы именно эти два основных элемента: истина и любовь. Нам многое необходимо, но эти две онтологические оси определяют личность человека и его отношения. Неслучайно Сам Христос в Евангелии говорит, что Он есть Истина и Любовь. То есть Он приходит и раскрывает, что это две онтологические оси, которые отождествляются с Его личностью. Этот выбор не случаен.

Почему я упомянул об опыте наших межличностных отношений? Все мы понимаем, как нас раздражает, вредит и утомляет обман другого человека, но нечасто понимаем, как раздражает и утомляет других людей наша собственная ложь. Все мы злимся, если не получаем любовь от других людей, но редко осознаем то, как сильно утомляем других людей, когда не предоставляем свою любовь, которая им необходима.

Во всех наших межличностных отношениях нашим врагом является наша экзистенциальная ложь, то есть не только те случаи, когда мы сознательно обманываем другого человека, но когда мы несознательно обманываем, когда мы лживы перед ним, чтобы его расположить к себе. Это одно и то же – ложь является врагом истины. И второе – самолюбие, которое является врагом любви. Это два главных врага наших межличностных отношений. Очень важно понять, что истина и любовь зависят друг от друга. Лучшее описание этому я нашел в рассказе старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», который советует: «Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим».. Ассоциация, которую нельзя так просто разглядеть, но которая содержит огромную мудрость.

Что происходит, когда наша молитва содержит истину и любовь к Богу? Я скажу это по-другому – чтобы наша молитва имела истину, то мы должны стараться быть слишком простыми, чтобы быть лживыми перед Богом. Может быть, мы не в состоянии построить полную истину перед Богом, может быть, это относится к области утопии, мало кто может этого достичь, но более всего мы должны поддерживать чувство простоты, даже если в значительной степени мы являемся перед Богом лживыми.

В той степени, в которой мы достигаем некоторой истины (она не является чем-то количественным, белым или черным), истина нашей молитвы позволяет нам лучше познать как самого себя, так и Бога -это происходит одновременно. Самопознание ведет к богопознанию. Почему? Потому что таким образом очищаются познавательные органы человека, и он может лучше познать Бога. Святой Исаак Сирин так говорит об этом: «Кто познал себя, тому дается ведение всего, потому что познать себя есть полнота ведения о всем, и в подчинении души твоей подчинится тебе всё». Мы это постигаем, когда наша молитва настоящая. Разумеется, этот процесс происходит постепенно. Что мы постигнем, если в нашей молитве есть любовь? Она связывает нас с Богом и с людьми. Истина, то есть знание, без любви – это нечто неопределенное и теоретическое. Что с ним делать? Нечто подобное высказано в стихе песни: «Свобода без любви, мой свет, это река без воды». На языке Священного Писания слово «знание» означает участие. Знать – значит участвовать в другом человеке. Поэтому в Ветхом Завете есть выражение «познал свою жену», то есть один человек участвовал в другом человеке. То же самое слово было использовано и об отношениях между человеком и Богом.

«Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Самосущего Бога входит в нас по этому каналу» (архимандрит Софроний (Сахаров))

Таким образом, мы видим, что истина неразрывно связана с любовью, что истина приводит к знанию, которое определяется участием в Боге и людях. Святой Софроний (Сахаров) (вы, наверное, слышали о нем, читали его прекрасные книги) говорит: «Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Самосущего Бога входит в нас по этому каналу». То есть происходит «переливание» жизни. Сейчас все это звучит лишь теоретически для современного человека, но это возможность для каждого из нас, оставаясь чадами нашей эпохи, войти в реальность Церкви.

Необходимость заключается в том, чтобы понять эти истины, однако современный человек не интересуется тем, о чем мы сих пор говорили. Причина, по которой он интересуется молитвой, – это возможность успокоиться. Молитва полезна для него, независимо от того, находится он дома или в церкви, – он считает молитву очень полезный именно для этого. Она действительно успокаивает его, этим не стоит пренебрегать в эпоху стресса и напряжения, в которую мы живем. Пока я нуждаюсь в успокоении, на первый план выходит побочный эффект, совершенно второстепенный в отношении молитвы и ее последствий. Если мы сосредоточимся лишь на том, что молитва нас успокаивает, открывается путь для психологической «духовности» в том смысле, в каком сегодня повсеместно используется это слово. Когда говорят spirituality, то люди понимают под этим словом психологические переживания, которые включают в себя спокойствие, мир, преодоление себя, выход из своего Я, открытие вселенной и открытие неопределенным образом чего-то сакрального.

Читайте так же:  молитва для малыша от сглаза

Старец Софроний очень серьезно воспринимал молитву. Я действительно считаю, что люди, которые были молитвенными «профессионалами», могут нам передать молитву. Он пишет (и этим предложением начинается его книга о молитве): «Молитва – это бесконечное творчество». Давайте это свяжем с обычными человеческими обстоятельствами. Все мы знакомы с постоянным творчеством. Мы проживали его в разных состояниях нашей жизни, в нашей профессии, нашем любимом увлечении, в разных наших занятиях. Тот, кто творит, не живет в постоянном экстатическом состоянии. Например, необходимо преподать какое-то знание в университете или на своем рабочем месте, написать роман или нарисовать картину и т.д., и вы работаете некоторое время. Один раз вы радуетесь и наслаждаетесь. Иной раз вы вытираете пот со лба, вздыхаете, стираете, исправляете, расстраиваетесь, настаиваете, удивляетесь, воодушевляетесь, учитесь. В любом творчестве есть смена приятных и неприятных состояний, благодаря которым мы создаем, производим, появляется конечный результат нашего творения.

Удивительно то, что мы готовы признать творчеством любой вид деятельности человека, но не молитву. Почему я говорю об этом? Потому что существуют очень распространенные аргументы: «У меня нет стимула». «У меня не всегда есть желание». «Начинаю делать, но устаю». Можно услышать разные возражения, которые не пришли бы нам в голову, если бы мы рассматривали молитву как процесс со-творения. Во всем этом скрывается то, что от молитвы ожидается постоянное экстатическое состояние. Если бы мы слушали какого-то необразованного человека, который представляет себе, что строит отношения с девушкой, или женится, или уже женат, и его брак будет всегда счастливым и полон наслаждений, то мы сказали бы ему: «О чем ты говоришь, так не бывает!» Мы бы научили его, что такое отношения, как их построить, как постепенно этому научиться. Однако, как ни удивительно, мы не готовы оценить этот урок, этот систематический труд, который иногда кажется неблагодарным. Таким образом, творчество предполагает метод, процесс.

Другое, что включает в себя творчество, это то, что мы должны учиться на своих ошибках. Старец Софроний говорит: «Множество людей приходят в рукотворные храмы, чтобы помолиться, но немногие доходят до Божьей скинии». Независимо от того, произнесена ли молитва в рукотворных храмах, то есть во время церковного богослужения, или дома, в действительности мало кто доходит до Божьей скинии. Я верю, что иногда это вопрос количества (конечно, это не единственная причина), как бы банально это ни звучало. То есть я чувствую, что мы часто заканчиваем нашу молитву до того, как реально начать молиться, – когда человек уже находится в притворе, но еще не чувствовал внутреннего тепла храма.

Кроме того, известные молитвенники, одним из которых является старец Софроний, который постиг чистую молитву, являются смиренными и живут подобно Христу, то есть приобретают ум Христов и поэтому становятся смиренными, как Христос. Старец Софроний говорит нам: «Часто молитва означает исповедание перед Богом нашего окаянного состояния». И это может быть настоящей молитвой. Затем придет и истинное состояние, если поднимемся на эту ступень. Человек часто может говорить, что молитва – это исповедь перед Богом, но в то же время он не расположен или не имеет времени для молитвы. Но мы должны пребывать в этом положении перед Ним, и это делает нас личностями.

В заключение скажем, что в молитве необходим минимум истины и любви, чтобы двигаться вперед. Если есть эти два минимума, то они взаимно увеличивают друг друга. Одно умножает другое. Никогда не может существовать полной истины в молитве человека, за исключением немногих людей. Я бы сказал, что это дар, который дается сердцам, которые имеют очень чистое произволение и постоянно борются. Кроме того, никогда не может существовать полной любви в одном человеке, только в тех редких случаях, когда его молитва подражает молитве Христа в Гефсимании.

Прежде чем закончить, позвольте припомнить то, о чем говорит святой апостол Павел, и это немного трудно понять, потому что речь идет о соработничестве Бога и человека, которое в большей степени является тайной. Он говорит, что Тот, Кто учит нас молиться, это Святой Дух. И продолжает: «Иногда Святой Дух молится внутри нас». Вообще, наше отношение к Святому Духу немного неопределенно, возможно, потому, что в Нем нет чего-то осязаемого, что есть во Христе. Но в действительности путь человека начинается со Святого Духа, Который приводит его к Христу, а Христос приводит к Отцу. Мы не получили достаточную близость со Святым Духом. Апостол Павел раскрывает нам таинственную истину о том, что Святой Дух молится внутри нас. Это трудно понять. Во всяком случае, выражение «приняли духа усыновления» означает Миропомазание, которое мы получили после Крещения. Принимая святое Миропомазание, мы стали Божьими детьми, и через Духа усыновления мы можем назвать Бога Отцом.

Напомните себе, что в Литургии, в конце, перед Причащением, наступает время молитвы «Отче наш», когда все верующие должны все вместе исповедовать Бога как Отца, исповедовать дар усыновления. Ранее, когда мы перенесли Святые Дары на великом входе и поставили их на Святую Трапезу, священник произносит следующую молитву: «Пошли Святого Духа на эти Дары и на всех нас», – имея в виду момент освящения. Говоря иными словами, просим, чтобы нас осенил Святой Дух, чтобы мы чуть позже назвали Бога Отцом в молитве «Отче наш» и затем вкусили плод усыновления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар

творчество в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here