Содержание
Псалом Давида 39
Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.
История написания
Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида.
Другие псалмы царя Давида:
В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.
Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.
Толкование псалма
По своему содержанию текст можно разделить на три основные части:
- стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
- стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
- стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.
Читайте также интересные статьи:
Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:
Правила чтения
Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:
Для лучшего понимания его можно читать как молитву дома на русском языке:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
Псалом 38
Жизнь не бесконечна, надо об этом всегда помнить. Понимание конечности жизни приходит к человеку не сразу, но когда этот момент наступает, приходит и осознание того, что безгрешных нет, и только Господь может даровать спасение. Псалом 38 – размышление о жизни, о её скоротечности и месте человека. Царь Давид просит у Господа помощи и покоя, которые только Он может даровать.
Текст молитвы псалом 38
На церковнославянском языке
В конец, Идифуму, песнь Давиду
1 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.
2 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.
3 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим:
4 скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз?
5 Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый.
6 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.
7 И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть.
8 От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси.
9 Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси.
10 Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох.
11 Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу eго: обаче всуе всяк человек.
12 Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои.
13 Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.
На русском языке
К исполнению, Идифуму. Песнь Давида.
1 Я сказал: «Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим». Я поставил для уст моих охрану, когда стоял нечестивый предо мною.
2 Я стал нем, и смирился, и смолчал, как не имеющий благ, и боль моя возобновилась.
3 Согрелось сердце моё во мне и в размышлении моём загорелся огонь. Я произнёс языком моим:
4 «Покажи мне, Господи, конец мой, и число дней моих, какое оно, дабы я познал, чего не хватает мне».
5 Вот, Ты пядями размерил дни мои, и естество моё – как ничто пред Тобою; впрочем, всё – тщета, всякий человек живущий.
6 Подлинно, как призрак, преходящ человек, только напрасно волнуется; копит и не знает, для кого он то соберёт.
7 И ныне, кто – терпение моё? Не Господь ли? И естество моё – от Тебя.
8 От всех беззаконий моих избавь меня: на поношение безумному Ты отдал меня!
9 Я стал нем и не открывал уст моих, ибо Ты соделал так.
10 Отклони от меня удары Твои, ибо от крепости руки Твоей я исчез.
11 В обличениях за беззаконие Ты наставил человека и изнурил, как паутину, душу его; впрочем, тщета – всякий человек!
12 Услышь молитву мою, Господи, и прошению моему внемли, не промолчи, видя слёзы мои, ибо поселенец я у Тебя и пришелец, как все отцы мои.
13 Дай облегчение мне, чтобы я отдохнул прежде, чем отойду и уже не будет меня.
История написания
Точная история написания текста псалма 38 не известна, но предположительно, что царь Давид создал песнь уже на закате своей жизни. В тот момент он задумался о конечности жизни. Он просит у Господа ответа, сколько ему осталось для того, чтобы без сожаления оставить эту жизнь. Когда конец жизни близится, хочется закончить все дела, исправить ошибки, разрешить конфликты, прекратить споры. Эти размышления царя легли в основу песни-размышления, которая была навеяна мудростью, пришедшей с годами.
Когда читать псалом 38?
В храмах во время служб исполняют псалом 38 в старославянском варианте. Дома разрешается для лучшего понимания читать псалом 38 на русском языке. Обращаются к песне в безвыходных ситуациях, в минуты уныния и отчаяния. Молитва – покаяние и надежда на светлое будущее. Псалом рекомендуется к прочтению и для тех, кто лишился работы.
При прочтении молитвы нужно быть сосредоточенным на словах и думать только о своей просьбе, чтобы она была услышана. Желательно читать псалом 38 перед иконами с зажженной свечой или лампадой. Просьба должна быть искренней, поэтому не стоит использовать молитву, если её текст не близок по духу и не подходит по содержанию к сложившейся ситуации.
Толкование
Царь Давид в песне передает свои мысли в минуты скорби от приближения смерти, на этом строится толкование псалма 38.
- Стихи 1-2 – рассуждения о грехах, лжи и неуместных словах, спокойствии при нападках врагов и подавлении чувств.
- Стихи 3-4 – перед смертью в душе разгорается огонь, который не унять. От того и возникает вопрос о дне кончины.
- Стихи 5-7 – автор понимает, что жизнь его конечна и измерена, поэтому хочется знать, сколько времени отведено, чтобы завершить все дела в этом мире.
- Стихи 8-11 – царь Давид отдает себя во власть Божью, понимает, что болезни и испытания ему посылает Господь и в Его же руках находится спасение.
- Стих 12 – мысли уставшего человека, который многое пережил и теперь молит о помощи.
- Стих 13 – просьба о милости Божьей, о снисхождении и избавлении от страданий перед смертью.
Несмотря на законы Божьи и многочисленные чудеса, которые Господь посылал людям, они продолжают сходить с верного пути, цепляются за материальные блага, ставят их превыше духовных, хотя для Бога они ценности не представляют. Царь Давид в тексте псалма 38 просит Господа о милости покинуть мир освобожденным от всех земных проблем и очищенным от грехов, так как только это принесет долгожданный покой.
Псалом 26, 50, 90 и Богородица Дева радуйся
Псалмы – хвалебные песни Господу. Они служат в качестве благодарности, но и могут быть оберегом. Такими защитными молитвами являются псалом 26, 50 и 90. Ими пользуются не только в христианстве. Они зачитываются в иудаизме и в католицизме. Это не просто молитвенные слова, это особое таинство, к которому все мы должны относиться с уважением. Среди многих христиан популярны Псалмы 26, 50, 90 и молитва «Богородица Дева радуйся».
Псалом 26
История написания
Псалмы были написаны царем Давидом. Каждое слово опубликовано в книге Псалтырь. Тексты псаломов 26, 50 и 90 написаны на еврейском языке, но уже давно переведены на все возможные языки мира.
Хвалебная песнь 26 была создана во времена правления царя, когда велись многочисленные войны и спокойствие было так редко. Никто не мог быть уверенным, что случиться завтра и единственной надеждой Давида был Господь.
Текст псалма 26
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Правила чтения
Псалом 26 используют, чтобы уберечь себя и своих родных от злых сил. Текст молитвы может быть зачитан:
- Если есть угроза жизни и здоровья;
- Если нужен душевный покой;
- Если на пути трудности и искушения;
- При опасности, исходящей от врагов.
Многие служители храмов советуют читать псалом 26 сорок раз. Молитва читается каждый день в течение месяца.
Псалом 50
История написания
Песнь 50 была написана не для защиты ради, а ради прощения. Давид глубоко раскаивался в совершенных грехах и просил милости Господа. Если верить истории, то царь прелюбодействовал. Ему очень понравилась жена полководца, но это не остановило Давида. В итоге женщина забеременела и царь попытался скрыть свой грех. Ходил слух, что именно царь приказал убить полководца, мужа красавицы. От людей можно много утаить, но никак не от Господа. Небеса были разгневаны. Началась война между родными детьми Давида, полилась кровь, были убийства. Поэтому только особым словом, Псалмом 50, мог Давид вымолить у Бога прощение. Текст молитвы был написан царем собственноручно.
Текст псалма 50
На церковнославянском языке с ударениями
На русском языке
Для чего читать?
Читается псалом 50 для прощения грехов и негодных поступков. Говорят, что после прочтения хвалебной песни душа перестает печалиться, уходят тревога и обиды.
Псалом 90
История написания
Псалом 90 был тоже написан не просто так. Внезапно царя настигла серьезная болезнь. Доктора все в один голос говорили, что это страшная моровая язва. Все искали лучший способ излечения Давида от недуга. Но попытки были тщетны, с каждым днем он слабел. Многие уже в мыслях похоронили царя, но в один день все изменилось. Давид исцелился с помощью чтения своей молитвы.
Текст псалма 90
На церковнославянском языке с ударениями
Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
На русском языке
Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Правила чтения
Есть другое название для псалма 90 – «Живые помощи». Зачитывать хвалебную песнь необходимо неспешно. Для успешного действия читают три раза. После каждого раза выдерживается пауза, читающий три раза креститься.
Молитва «Богородица Дева радуйся»
Особое место в сердцах верующих занимает Пресвятая Дева Мария. Молитвы к Богородице сильны и могут во многом помочь. Молитва эта имеет еще и другое название – «Ангельское приветствие».
Текст молитвы
На церковнославянском языке с ударениями
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
На русском языке
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Правила чтения
Молитва короткая, но очень сильная. Ее зачитывают при любых невзгодах и жизненных ситуациях. Ее читают с четками 150 раз. Молитва помогает:
- При переживаниях;
- При серьезных заболеваниях;
- От проклятий и опасностей;
- Чтобы встать на правильный путь.
Как читать молитвы?
Читать псалом 26, 50, 90 и молитву «Богородица Дева радуйся» можно на русском языке и церковнославянском. Если чтение происходит не в храме, то лучше произносить слова наедине с самим собой. Душа должна быть искренняя и чистая. Важно понимать весь смысл молитв.
Псалом 36
Псалом Давиду
Псалом Давида.
1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.
1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,
2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.
3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.
3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;
4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.
4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.
5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:
5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,
6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.
6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.
7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.
7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!
8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.
8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.
10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.
10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.
11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.
12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,
13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.
13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.
14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.
14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.
Видео (кликните для воспроизведения). |
15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.
16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,
17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.
18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.
18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,
19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.
19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,
20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.
20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.
21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.
21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,
22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.
22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.
23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.
23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,
24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.
24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.
25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.
25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –
26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.
26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.
27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.
27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,
28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.
28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.
29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.
30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.
30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –
31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.
31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.
32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.
32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,
33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.
33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.
34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.
34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.
35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.
35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;
36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.
36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.
37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.
37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,
38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.
39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.
39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;
40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.
40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.
Слава:
Слава:
Правило, читаемое во время искушений
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко aнгелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Псалом 39
В конец, псалом Давиду
К исполнению. Псалом Давида.
1 Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.
1 С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою,
2 И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя,
2 и из рва страдания вывел меня и из тины болотной, и поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои.
3 и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа.
3 И вложил во уста мои песнь новую, пение Богу нашему; увидят многие и убоятся и надеяться будут на Господа.
4 Блажен муж, eмуже есть имя Господне упование eго, и не призре в суеты и неистовления ложная.
4 Блажен муж, для которого имя Господне – надежда его, и не смотрел он на тщету и на неистовства лживые.
5 Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа.
5 Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих, и в замыслах Твоих никто не сравнится с Тобой! Я возвестил и сказал: «Умножились они сверх числа!»
6 Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси.
6 Жертв и приношений Ты не восхотел, но тело уготовал мне; всесожжений и жертв за грех не потребовал Ты.
7 Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне:
7 Тогда я сказал: «Вот, иду, в начале книги написано о мне.
8 еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего.
8 Сотворить волю Твою, Боже мой, я восхотел, и закон Твой – посреди внутренности моей».
9 Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси.
9 Благовествовал я правду в собрании великом, вот, я устам моим не возбраню, – Ты, Господи, знаешь.
10 Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа.
10 Правду Твою не скрыл я в сердце моём, истину Твою и спасение Твоё изрёк, не скрыл милости Твоей и истины Твоей от многочисленного сонма.
11 Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя.
11 Ты же, Господи, не удали сострадания Твоего от меня: милость Твоя и истина Твоя пусть помогают мне постоянно.
12 Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя.
12 Ибо охватили меня беды, которым нет числа, настигли меня беззакония мои – и не смог я смотреть; умножились они более, чем волос на голове моей, и сердце моё оставило меня.
13 Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми.
13 Благоволи, Господи, избавить меня, Господи, на помощь мне обратись!
14 Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
14 Да постыдятся и посрамятся вместе ищущие душу мою, чтобы исторгнуть её; да обратятся назад и постыдятся желающие мне зла.
15 Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже.
15 Да понесут тотчас позор свой говорящие мне: «Хорошо же, хорошо же!»
16 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое.
16 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, Господи, и да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь», – любящие спасение Твоё.
17 Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
17 Я же нищ и беден: Господь позаботится о мне; помощник мой и защитник мой – Ты, Боже мой, не замедли!
Слава:
Слава:
Псалом 39
В конец, псалом Давиду. Т.е. псалом Давида, имеющий исполниться в последние или отдаленные времена. «Иные толковали, – говорит бл. Феод., – сей псалом о бл. Иеремии, а иные – о чудном Данииле; иные относили к пленникам Вавилонским. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас Бож. Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям». – Св. Афан: «Песнь сия (т.е. псал. 39) приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства».
2. Терпя потерпех 265 Господа, т.е. сильно, постоянно ожидал помощи от Господа, и внят ми, – внял прошению моему, исполнил оное. С Евр.: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне, и услышал вопль мой».
3. И возведе мя от рова страстей 266 , т.е. страданий, бедствий. «Так, – говорит бл. Феод., – обыкновенно в Св. Писании называются самые великие опасности». И от брения 267 тины – от грязного, тинистого болота – т.е. «от грехов, в коих, как в тине, увязают уловленные ими» (Св. Афан.). – И постави на камени нозе мои, т.е. поставил на безопасном от падений месте; «не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое» (бл. Феод.); «потому что я научился (т.е. от Господа) ходить путем угодным Богу, т.е. в деятельной жизни и в правых догматах». (Св. Афан.). С Евр.: «Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота; и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои».
4. И вложи во уста моя песнь нову, т.е. прежде, когда я был обременен несчастиями, я пел плачевные песни, а теперь, по освобождении, Бог вложил в уста мои новую, хвалебную, радостную песнь; по бл. Феод. – песнь новозаветную, соответственную новым благодеяниям; по Афанасию – закон евангельский. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа, т.е. видя великие благодеяния Твои ко мне, многие убоятся и на Тебя будут возлагать свою надежду. Или: когда увидят чудные дела Божии, совершенные Спасителем, многие убоятся Господа и уверуют в Него (Афан. и Феод.).
5. Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его – т.е. блажен человек, коему упование есть имя Божие, Его величие и всемогущество, и не призре в суеты и неистовления 268 ложная – т.е. блажен тот, кто не обращает внимания на суету и на обманчивое безумие мира или – на безумные обманы. Под безумием одни разумеют идолопоклонство и другие языческие заблуждения (Злат., Амвр. и др.) и вообще безумную людскую суету, о коей было выше (бл. Феод.); св. Афан. – попечение о настоящей жизни и напрасные заботы. С Евр.: «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи».
6. Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. Чудеса Твоя – совершенные во время домостроительства (Афан.), или в спасении человека. Помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. По Твоим помыслам, идеям беспредельным и всесовершенным никто не может Тебе уподобиться. Возвестих и глаголах , умножишася паче числа, т.е. я говорил, проповедовал о делах Твоих, но они бесчисленны; невозможно исчислить всех их – умножились без числа.
9. Закон Твой посреде чрева 270 моего. «Выражение: посреде чрева моего взято, – говорит бл. Феод., – с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им как бы желает вмещать внутри себя». – Т.е. я так сильно люблю закон Твой, что он находится в моем сердце, как величайшее сокровище. С Евр.: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10. 11. Благовестих правду в церкви велицей. Свят. Афанасий сии и следующие слова относит к Спасителю; под правдою разумеет проповеданную Господом правду, которая выше закона и сени (т.е. оправдание верою), под истиною – евангельскую проповедь, под спасением – путь к Богом дарованному спасению, к благодати, приемлемой верою, под сонмом (ст. 11) – Церковь из Израильтян и язычников. Т.е. Я благовестил Твою правду в церкви вселенской; сего проповедания, как Ты ведаешь, Я не возбраню устнам моим, т.е. всегда буду проповедовать; не скрыл Я от людей Твоей правды 271 , возвестил Я об истине Твоей и спасении людей; милости и верности Твоих обетований не скрыл от великой Церкви верующих. Бл. Феодорит относит к Давиду, который «дает обещание в вселенской Церкви проповедовать (т.е. чрез псалмы свои) правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие». Слова: от сонма многа Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион – «в Церкви великой». С Евр. ст. 10 и 11: «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: «Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим».
12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене и проч. По мнению бл. Феодорита, это говорит Церковь верующих, всегда имеющая нужду в милости Божией, «по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее». То же св. Афанасий. С Евр.: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно».
18. Яко одержаша мя злая и проч. Слова сии Св. Афанасий относит к бедствиям, постигшим Иудеев после того, как они не уверовали во Христа: бл. Феод. – к Церкви Божией, которая, «подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но приписывает с нею совершающееся грехам и проступкам, и умоляет Спасителя даровать ей помощь, тем более, что в ней есть живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую». С Евр.: «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня».
14. От сего стиха до конца псалма содержится почти то же, что и во всем 69 псалме. Вонми 272 – в некоторых Греческих Псалтирях: поспеши, как и в Еврейском; но смысл один и тот же. Здесь и далее говорит, по Феодориту, Церковь или, по Иерониму, уверовавший Израиль, озлобляемый врагами. С Евр.: «Благоволи, Господи, избавь меня; Господи! поспеши на помощь мне».
15. С Евр.: «Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла».
16. Да примут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Т.е. сами посрамятся те, которые с насмешкою говорят обо мне: хорошо, хорошо!
17. С Евр.: «Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: велик Господь»!
18. Аз же нищ есмь и убог. Это приличествует, говорит бл. Феодорит, преимущественно Давиду, который, имея пред очами спасение чрез Мессию и обилие благодати, себя называет нищим и убогим, и умоляет Господа не замедлять предсказанного спасения; по св. Афанасию, говорит это «Израиль, прежде исполненный дерзости, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим и уже соглашается в том, что и ему упование – Господь». С Евр.: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже мой, не замедли».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Потерпех υπεμεινα – υπομενω – стою, ожидаю, переношу, сношу и т. п.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.