Содержание
Курбан-байрам: старинный, но нестареющий
Само название праздника жертвоприношения фокусирует внимание на понятии «жертва». Ибо он связан с исторически известной жертвенностью Пророка Ибрахима (мир ему).
Таким образом, праздник Ид аль-адха объединён не только с хаджем, обязательным для мусульман, но и с историей Ислама. Насколько же тесно сплетает Курбан-байрам далёкое прошлое и наш день?
День Арафат: вчера и сегодня
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший день – это день Арафат» (Джабир). Он отмечается накануне Праздника (9 день Зуль-хиджа) в память о встрече Адама, мир ему, и его супруги Хавы на горе Арафат.
Известно, что после переселения из Рая они потеряли друг друга на земле. Будучи разделёнными, они молились Аллаху, каялись и просили прощение. Создатель внял их просьбам и устроил встречу. Это случилось в долине Арафат. Они продолжали усердно молиться Творцу и делать Ему истигфар. Тогда Аллах пообещал Свою Милость и Прощение их потомкам, которые будут приходить на гору Арафат каждый год в этот день вплоть до Судного Дня.
Этот благодатный день (с обеда до вечера) паломники проводят в долине Арафат в молитвах, покаянии, чтении Корана, такбиров, салаватов.
Задумайтесь, это единственное место на Земле и единственный день в году, когда миллионы мусульман разом обращают к Аллаху свои души и слёзы, прося Его о помощи и прощении. Они молятся не только о себе, но и о близких, о тех, кого нет в живых, о братьях по Вере – знакомых и незнакомых. Ибо им обещано: «Нет ни одного дня, в который Аллах освобождает от огня Ада столько Своих рабов и рабынь, как в День Арафат. Поистине, Он в этот день приближается к людям и гордится ими перед ангелами. Он спрашивает, чего же они хотят» (Хадис Пророка Мухаммада, мир ему; передали Муслим, ан-Насаи).
Те, кто не поехал в хадж, в этот лучший день года также совершают большее поклонение. В первую очередь, постятся. До нас дошло предание, что Аиша, обращаясь к Масруку, да будет доволен ими Аллах, сказала: «О, Масрук, не слышал ли ты, что Посланник Аллаха, мир ему, сравнивал пост в День Арафат с постом в тысячу других дней?» (аль-Байхаки, ат-Табарани).
Курбан-Байрам: история и современность
Дата Праздника – десятый день Зуль-хиджа. Он олицетворяет смирение и упование на Аллаха, проявленные Пророком Ибрахимом, мир ему.
Из глубины веков известна история о том, что Творец приказал Ибрахиму (мир ему) принести в жертву любимого сына Исмаила (мир ему). И каждый раз в этом предании поражает единодушная готовность отца и сына исполнить Волю Всевышнего. Ведь они оба, мир им, были согласны во Имя Аллаха расстаться с тем, чем сильно дорожили: Ибрахим (мир ему) – с долгожданным сыном, Исмаил – с родителями и своей молодой жизнью. Но на их духовном уровне и не могло быть иначе – они были искренне покорны Создателю. В награду за такую жертвенность по Приказу Аллаха Джабраиль (мир ему) затупил нож, что был в руках Ибрахима, Исмаил был спасён, а в жертву принесли ягнёнка.
Курбан-Байрам начинают отмечать после вечернего намаза Дня Арафат. Повсеместно в эту ночь мусульмане читают такбиры и практикуют другие ритуалы.
Время Праздничного намаза наступает немного погодя после восхода солнца и длится до обеденного намаза. Перед этим намазом не рекомендуется употреблять пищу.
Заклание курбана происходит сразу после Праздничного намаза. Совершение этого ритуала продолжается все последующие дни Курбан-байрама. Наш Пророк (мир ему и благословение) указывал на ценность этого обряда: «Нет ничего любимее для Аллаха в дни Курбан-байрама, чем принесение в жертву животного Аллах принимает принесённое в жертву животное до того, как его кровь достигнет земли. Поэтому радуйтесь и приносите животное в жертву от чистого сердца, будучи счастливы этому» (имам ат-Тирмизи).
Как правило, мясо курбан делят на три равные части: родственникам, нуждающимся и себе. Но можно поделить так, чтобы отдать больше.
Как и принято, в дни Праздника мусульмане радуют друг друга встречами, угощениями, подарками. Посещают родственников, друзей, могилы близких, а также тех, кто одинок, болен или пребывает в нужде.
Дни ат-Ташрик: прошлое и настоящее
Это 11, 12, 13 дни Зуль-хиджа. Со слов нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «День Арафат, день жертвоприношения и три дня ат-Ташрик – это наши дни Праздников, о мусульмане!» ( Абу-Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
«Ат-ташрик» можно перевести как «сушка мяса на солнце». Это были дни, когда мясо-курбан заготавливали впрок, сушили, чтобы оно не испортилось.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Всевышний Аллах повелел паломникам пребывать в долине Мина в День Жертвоприношения и три дня ат-Ташрика, чтобы они отдыхали, кушая мясо своих жертвоприношений. Они находятся в гостях у Всевышнего Аллаха, будучи почитаемыми и прощёнными.
все остальные мусульмане земли участвуют вместе с паломниками в обрядах месяца Зуль-хиджа, соблюдая пост и совершая прочее поклонение. Они заслуживают прощения посредством приближения к Аллаху пролитием крови своих жертвенных животных.
И, таким образом, все мусульмане в эти дни становятся гостями Аллаха Всевышнего, кушая то, чем Он их наделил, и проявляя благодарность за оказанные им Милости» («Итхафахль аль-Ислям би хусусыйат ас-сыйам», 308).
Паломники в дни ат-Ташрик трижды ночуют в Мине, а также бросают камешки по трём джамаратам. Те, кто не поехал в хадж, больше не постятся, могут заниматься курбаном (если не получилось в день Байрама). Главное, мусульманам в эти дни полезно проявить большее усердие в богослужении: чтении намазов, Корана, зикров и такбиров. Ибо говорил Пророк, мир ему: «Дни ат-Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха» (Муслим, Ахмад).
Особенность дней ат-Ташрик – это почти повсеместное звучание такбиров. Их читают в мечетях, домах, а в мусульманских регионах – и в общественных местах.
« Во времена джахилийи жертвоприношение совершалось идолам (тагутам). Поэтому (мусульманам) было предписано произносить такбир в качестве указания на то, что (их) ритуал совершается только ради одного Аллаха, упоминая лишь Его Имя» – писал аль-Хаттаби (Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари»).
Поздравляем всех читателей с Праздником жертвоприношения – древнейшим и, вместе с тем, современным для каждого муслима!
Рецепты праздничных блюд на Курбан-байрам
21 августа начинается главный мусульманский праздник — Курбан-байрам. Еда — одна из самых важных его составляющих. Без каких блюд не обходится торжественный обед и каков распорядок дня празднующих, рассказала Зарема Тагирова, кулинарный блогер и знаток татарской кухни.
«Праздник жертвоприношения», или Курбан-байрам, — самый главный праздник для мусульман. Он начинается через 70 дней после окончания тридцатидневного поста в месяц Рамадан и совпадает с днём завершения паломничества в Мекку.
В день Курбан-байрам верующие умываются, надевают чистые одежды и посещают мечеть для праздничной утренней молитвы — намаза, с чтением проповеди, а также посещают и кладбища, чтобы почтить память усопших родственников. Заключительным этапом праздника является принесение в жертву какого-либо животного — барана, козы, верблюда или быка, при этом возраст барана не должен быть больше года, а быка или коровы — не более двух лет. Животное должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков, его приносят в жертву в соответствии с канонами: читают молитву, а мясо делят на три части — одну отдают нуждающимся и нищим людям либо оставляют в мечети, вторую часть используют в приготовлении праздничных блюд, которыми угощают родственников, друзей и соседей, а третья часть остаётся в доме хозяина. Мясо не должно храниться, его необходимо съесть по окончании Курбан-байрама, а кости — предать земле.
Что же готовят на праздник из жертвенного мяса? В первый день — блюда из субпродуктов: печени и сердца. Второй день начинают с тарелки супа, приготовленного на бульоне из бараньих голов и голяшек. Готовят тушёное мясо, жаркое, дополняя рисом, бобовыми и овощами. В третий день на столах мусульман появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.
Особое место на праздничном столе отведено сладостям, которыми принято украшать столы и одаривать детей. В Курбан-байрам выпечка, как правило, готовится с использованием миндаля и изюма: это всевозможные восточные печенья, пироги и бисквиты.
Блюда для праздничного стола
Джиз быз
Джиз быз — блюдо пастухов, которым они питались и питаются в своих долгих путешествиях по пастбищам. Ливер невозможно долго хранить, вот почему это блюдо быстро готовится и тут же съедается. Потроха барашка — это кладезь витаминов и вкусов. В блюде используется весь ливер, по вашему вкусу, — печень, сердце, почки, лёгкое, брюшина, селезёнка и бараньи яйца (для мужской вариации джиз-быза). Готовят джиз-быз в садже (вогнутая стальная или чугунная сковорода с двумя ручками по бокам. — Прим. ред.), либо в казане или воке.
Ингредиенты (на 4 персоны):
- набор бараньего ливера (печень, лёгкое, сердце, селезёнка) — 1 шт.;
- лук репчатый — 4—5 шт.;
- масло растительное / курдючное сало — 3—4 ст. ложки;
- чеснок — 2—3 зубчика;
- перец болгарский — 2—3 шт.;
- томаты — 3—4 шт.;
- кориандр — 1 ч. л.;
- перец чёрный молотый и соль по вкусу.
Способ приготовления:
Лук очистить от шелухи, помыть. Мелко нашинковать и убрать на время в сторону. Перец болгарский и томаты помыть и нашинковать. Вымыть набор бараньего ливера. Каждую составляющую отдельно нарезать. Сердце — убрать протоки и сгустки крови. Печень нарезать крупно, убрав лишнюю плёнку. Лёгкое и селезёнку также нарезать не очень мелко.
В казане распустить масло с зубчиком чеснока. Как только он станет коричневым, его нужно убрать из масла. Первым обжарить сердце в течение 1—2 минут, затем добавить печень, после — лёгкие и селезёнку. Тщательно перемешать и обжарить в течение минуты.
В финале добавить лук, нашинкованные томаты и перец. Они придадут блюду вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая, 5 минут. В конце блюдо нужно посолить, поперчить и всыпать кориандр. Перед подачей посыпать крупно нарезанной кинзой.
Салат «Восточный»
Не последнее место на праздничном столе занимают салаты с ливером и мясом. Восточный салат вариативен, и его можно приготовить как с печенью, так и с отварной говядиной или бараниной. Все продукты должны быть нашинкованы соломкой.
Ингредиенты (на 4 персоны):
- печень барашка или говядина отварная — 200 г;
- томаты — 3-4 шт.;
- огурец солёный — 3—4 шт.;
- перец болгарский — 3—4 шт.;
- лук красный — 1 шт.;
- кинза;
- масло растительное — 2—3 ст. л.;
- соевый соус — 1/2 ч. л.;
- уксус яблочный — 1/2 ч. л.;
- перец свежемолотый;
- соль морская;
- кунжут.
Способ приготовления:
Печень барашка очистить от проток и плёнок, нарезать тонкой соломкой и обжарить 1—2 минуты на хорошо разогретой сковороде.
Все овощи вымыть, обсушить. Лук нашинковать полукольцами и убрать в сторону. Томаты, перец и огурец нарезать тонкой соломкой.
В миске соединить соевый соус, уксус яблочный, масло растительное, соль и перец. Всё перемешать. Проверить на баланс кислоты — сладости.
Овощи и печень выложить в миску и заправить соусом. Выложить в тарелку салат, сверху посыпав кунжутом.
Шулюм
Шулюм — это наваристый, сытный суп из мяса, крупно порезанных овощей и зелени. Как правило, его готовят на открытом огне, а выбор овощей обуславливается сезонностью. Из мяса выбирают голяшки, лопатки и другие составные части барашка, а также говядину, птицу и дичь.
Ингредиенты (на 4—6 персон):
- баранина (голяшка) — 2 кг;
- лук репчатый — 2 шт.;
- перец болгарский — 10 шт.;
- картофель — 6—8 шт.;
- томаты — 8—10 шт.;
- петрушка — 200 г;
- кинза — 200 г;
- базилик — 200 г;
- укроп — 200 г;
- соль;
- перец горошком;
- перец свежемолотый;
- перец чили.
Способ приготовления:
Баранину нарубить кусками по 100—150 граммов. Лук репчатый очистить. В кастрюлю налить холодную воду, уложить мясо и лук. Первые 40 минут солить нельзя. После закипания снять пенку, уменьшить огонь и варить 1 час.
Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Добавить в бульон после 40—45 минут приготовления блюда. Перец сладкий нарезать соломкой. На помидорах кожицу надрезать крест-накрест, обдать кипятком и очистить от кожуры. Нарезать дольками. После часа варки мяса в кастрюлю закладываются перец и томаты.
Всю зелень мелко нашинковать. За 10 минут до готовности начинаем её добавлять: сначала укроп и петрушку, затем через пару минут базилик, а когда суп уже готов — кинзу.
Шах-плов
Плов — блюдо, объединяющее людей, традиции и нации за одним столом. Его вариаций великое множество, но одним из самых ярких представителей праздничных пловов является шах-плов, блюдо азербайджанской кухни. Название происходит от его внешнего вида, который напоминает корону средневековых восточных правителей.
Характерная черта азербайджанских пловов — газмах (это слово нельзя перевести на русский — Прим. ред.). Это корочка из лаваша, теста или лапши, а также нижний слой риса, который прилипает к нему. Суть газмаха в том, что он, поджариваясь, препятствует сгоранию риса. Под казан часто укладывают специальный круглый железный лист, который не даёт сгореть плову и способствует равномерному распределению температуры.
Ингредиенты (на 4—6 персон):
- рис длиннозерновой (лучше Басмати) — 200—300 граммов;
- баранина (мякоть) — 500—600 граммов;
- масло топлёное или курдючный жир;
- соль;
- шафран — щепотка.
Газмах:
- лаваш тонкий — 2—3 шт.;
- масло топлёное — 80 граммов;
- кунжут.
Ширин-ашгара:
- курага — 80 граммов;
- изюм (киш-миш) — 80—90 граммов;
- масло топлёное.
Зирвак:
- луковица — 1 шт;
- морковь средняя — 1 шт;
- смесь для плова (семена барбариса, кумин, перец чили, зира) — 1 ч. л.
Способ приготовления:
Рис: минимум за 3—4 часа до приготовления плова необходимое количество риса как следует промыть. Залить водой, посыпать сверху солью и оставить в стороне. Важно сделать это заранее, так он быстрее сварится. В чашку всыпать шафран, залить его кипятком, накрыть блюдцем, дать отстояться минимум 4 часа или ночь.
Наполнить самую большую кастрюлю водой (воды также должно быть много, т. к. рис набухает при варке) и поставить на сильный огонь. Всыпать много соли, несколько столовых ложек. Как только вода в кастрюле начнёт закипать, влить в неё воду, в которой замачивался рис. Как только всё снова закипит — всыпать рис, помешивая. Когда он сварится, откинуть на дуршлаг и остудить.
Ширин ашгара: промыть сухофрукты, уложить в сотейник и залить водой, чтобы она покрыла их полностью. Поставить на огонь, тушить. Как только вода испарится, добавить масло. Обжарить ашгара на среднем огне 3—5 минут, затем дать остыть.
Зирвак: соломкой нашинковать морковь и лук. В сухой казан положить смесь для плова и прогреть. Добавить масло или курдючный жир, протопить немного, затем обжарить овощи до золотистого цвета.
Баранину нарезать на кусочки, добавить частями в казан, припечатывая их со всех сторон. Добавить немного воды и тушить с зирваком 30 минут.
Газмаг: лаваш тонкий нарезать на полоски шириной 1,5—2 см.
Сборка шах-плова: казан или форму смазать топлёным маслом, посыпать кунжутом и выложить по всему периметру нарезанный лаваш внахлёст. Его концы должны свисать за стенки казана. Снова смазать топлёным маслом. Затем выложить слой риса, слой зирвака с бараниной, слой ашгара и снова всё повторить по аналогии.
Последний штрих: к заранее замоченному шафрану добавить немного масла и полить плов по всей поверхности. Теми кусочками лаваша, которые свисали с казана, выстелить верх плова, смазать топлёным маслом и накрыть крышкой. Поставить казан на огонь или в заранее разогретый духовой шкаф до 180 градусов на 1 час.
Перед подачей перевернуть плов кверху дном, нарезать на куски.
Печенье «Шакер-пури»
Кулинарное искусство Востока создавалось и создаётся женщинами. В любой семье, независимо от достатка, умение готовить передаётся из поколения в поколение. Это суть жизни и традиции народов. Мать не записывает рецептов: её дочери смотрят годами, как она колдует на кухне. Все девушки и женщины с детства знают золотое правило: «Твой глаз — это лучшие весы».
Восточная кухня славится изобилием сладостей и десертов. В основе многих из них специи, фрукты и сухофрукты, орехи. В Курбан-байрам отдаётся предпочтение десертам с содержанием миндаля. Печенье «Шакер-пури» — это лакомство, которым встречают и угощают гостей с чаем, ещё его раздают детям.
Ингредиенты (на 6—10 персон):
- мука в/с — 200 г;
- масло сливочное — 100 г;
- мука миндальная — 80 г;
- корица — 1/2 ч. л.;
- яйцо — 1 шт.;
- желток — 1 шт.;
- сахарная пудра — 100 г;
- молоко — 125 мл.;
- ванильный сахар — 20 г;
- разрыхлитель — 5 г.
Способ приготовления:
Масло комнатной температуры взбить в пышную массу вместе с ванильным сахаром и сахарной пудрой. Добавить яйцо и желтки, молоко. Всё тщательно перемешать. В массу всыпать просеянную муку вместе с разрыхлителем и корицей. Заместить тесто.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тесто раскатать в пласт толщиной 1—1,5 см, при помощи формы в виде полумесяца нарезать. Уложить на лист, застланный пергаментом, и поставить в духовку, разогретую до 220 градусов, на 15—20 минут.
Достать готовое печенье, смазать по желанию сахарным сиропом и посыпать миндальными лепестками или же посыпать сахарной пудрой. Подавать к чаю.
Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?
В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
По мазхабу имама Абу Ханифы
‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.
Время совершения праздничного намаза
Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.
Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.
После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар».
После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.
Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.
После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.
Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».
После произнесения такбира вступления в намаз «Аллаhу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».
Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».
Далее совершают поясной и земные поклоны, читают сидя молитву «Ат-тахият», и завершают намаз произнесением саляма.
Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может прочитать намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз (салят-уль-‘ид) и читает обычный намаз-сунна в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Как совершать праздничный намаз в Ураза Байрам или Курбан Байрам
Хаит(гает) или просто праздничный намаз в Ураза Байрам (Ид Аль Фитр) или Курбан Байрам всегда совершается в два ракаата. Но существуют отличия в ее совершении от обычного двухракаатного намаза. Кроме того, данное поклонение совершается вместе с имамом.
Первый ракаат
1. Совершается намерение
2. Произносится дуа «ас-Сана»
3. Делаем 3 такбира, поднимая и опуская их без усилия вдоль тела 4. Читаем суры «аль-Фатиха» и «аль-Аля»
Второй ракаат
1. Читаем суры «аль-Фатиха» и любую небольшую суру
2. Совершаем 3 такбира, поднимая и опуская руки, а на четвертый необходимо опуститься в поясной поклон
Далее имам произносит праздничное богослужение (проповедь). За ним может следовать чтение священного Корана, после чего верующие могут приступить к поздравлению друг друга с наступлением одного из самых главных праздников Ид Аль Фитр, также известного как Ураза Байрам или Рамадан Байрам.
Подробности совершения праздничного намаза
Первый ракаат
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракаата праздничной молитвы, делая это искренне ради Аллаха». Имам в своем намерении также говорит о том, что совершает намаз с людьми, стоящими сзади него. Верующие же дожны добавить, что делают намаза вместе с имамом.
После намерения мужчины подносят руки на высоту ушей, прикасаясь большими пальцами к их мочкам. Женщинам стоит поднять руки на уровень плеч. Вслед за имамом верующие произносят «такбир» — «Аллаху Акбар».
Мужчинам рекомендуется разделить при этом пальцы, а женщинам — сомкнуть вместе. Далее мужчины кладут руки на живот, под пупок, складывая правую руку на левую и придерживая большим пальцем и мизинцем этой руки запястье левой. Женщины кладут руки на грудь, складывая руки так, что кисть правой лежит на левом запястье. Взгляд всех молящихся должен быть устремлен в то место, куда опустится его лицо во время ас-Саджда (земного поклона).
Далее все молящиеся читают про себя молитву «ас-Сана»:
«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»
После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся произносят 3 такбира («Аллаху Акбар») с поднятием и свободным опусканием кистей рук при каждом, как и ранее в этом намазе. Между такбирами делаются небольшие паузы. После третьего такбира, необходимо перевести руки в изначальное положение.
Молящиеся, вместе с имамом произносят про себя следующие слова
«а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим»
(«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна»).
Имам вслух произносит суру «аль-Фатиха»:
Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыым.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин. Аамиин
После, в первом ракаате желательно (но не обязательно) прочесть суру «аль-А’ля» — чтение так же происходит вслух.
«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса».
В заключении первого ракаата, имам вместе с верующими делает обычный поясной и земной поклоны со словами «Аллаху Акбар».
Второй ракаат
Сура «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» во 2 ракаате не читается. Имам произносит про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», затем вслух читается «аль-Фатиха», а после какую-нибудь суру из числа коротких, например «аль-Ихляс»:
«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад»
После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три раза «Аллаху Акбар», поднимая и опуская кисти, как и в первом ракаате.
После завершения 3 такбира, имам произносит четвертый о, вместе с верующими, опускается в поясной поклон. Далее все совершается как и в первом ракаате.
Когда имам, а c ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракаата, нужно сесть на левую ступню и прочитать «ташаххуд», положив руки на бедра, не сомкнув пальцы:
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить
Прочитав «ташаххуд», молящиеся, не меняя своего положения, произносят «салават»:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».
После чтения «салавата» желательно обратиться к Всевышнему с мольбой. Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве дуа может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм дуа. В то же время мнение ученых едино в том, что текст дуа, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.
После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения На этом два ракаата праздничной молитвы завершаются.
После второго ракаата
Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):
«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».
Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):
«Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».
Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.