Прежде всего, напомню ещё раз, что и об осторожности в отношении практических занятий молитвой Иисусовой говорю не от себя. Известно, что Оптинские старцы так советовали ревностным «не по разуму», потому что, как писал преподобный Исаак Сирин: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». И здесь люди, которые не понимают, какие необходимы условия для занятия молитвой Иисусовой и которые исходят из неправильной цели ее совершения, впадают, как правило, в самомнение, прелесть, гордыню. Эту мысль проводит и святитель Игнатий. Каково должно быть отношение к молитве Иисусовой в наше время? Смотря для кого. Одно дело для ставших на путь монашеской жизни, и другое — для тех, кто вращается в суете мирской жизни.
Что касается духоносных наставников, то под ними святитель Игнатий подразумевал тех, которые приобрели непрестанную благодатную молитву Иисусову, достигли бесстрастия и получили от Бога редкий дар видения души человека. Такие наставники действительно могли указать на те скрытые страсти и их причины, которые человек в себе не видел. Но говоря о своем времени святитель Игнатий произнес крайне обидные слова для видящих себя духовными отцами: «Богодухновенных наставников нет у нас!». И сказал не просто, а с восклицательным знаком. А он прекрасно знал состояние современного ему монашества.
Однако за неимением богодухновенных наставников святитель Игнатий предлагает очень важные советы ищущим духовной жизни.
Первый — руководствоваться писаниями и опытом преимущественно тех древних отцов и русских подвижников, которые давали советы людям, находящимся на таком же духовном уровне, как и современный христианин. К этим писаниям, конечно же, в первую очередь необходимо добавить творения самого святителя Игнатия, поскольку он подвизался и писал в эпоху, духовно очень подобную современной, и потому для нашего времени он является лучшим духовным наставником.
Второй — следует советоваться с теми людьми, которые единодуховны нам, которые искренне ищут духовной жизни, изучают и знают творения святых отцов и, что очень важно, имеют дар рассуждения. В отношении последнего условия (рассуждения) свтятитель Игнатий предупреждает, что были даже святые, которые достигали высоких духовных состояний, но, не имея дара рассуждения, предлагали иногда такие советы, которые серьезно повреждали душу человека.
Святитель Игнатий приводит в связи с этим мысли преподобных Макария Великого и Исаака Сирина. Он писал: «Святой Макарий Великий говорил, что . встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати. вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном . которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: «свят, но не искусен», и наблюдается осторожность в советовании с ними. чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец «недостоин называться святым». Вот с какой внимательностью, оказывается, нужно подходить к выбору тех, с кем можно советоваться.
Поэтому в наше время, кто хочет научиться молиться и жить правильно, непреле’стно, должен тщательнейшим образом изучать творения святителя Игнатия, прекрасно знавшего и учение Отцов, и опытно прошедшего путь молитвы. Но, конечно, если удастся найти человека, знающего, понимающего и разумного, то советоваться и с ним. Но советоваться так, как советуются с друзьями, а не как с руководителем «православной» тоталитарной секты, требующим беспрекословного себе послушания. О полном послушании в силу отсутствия сейчас богодухновенных наставников едва ли может идти речь даже в монастырях, а в миру такого и никогда не было, кроме разве отношений между лжедуховниками и лжепослушниками, особенно же лжепослушницами. Правда, нужно отличать послушание в вопросах административных (по должности), которое полезно и для духовной жизни, от послушания духовного, которое святитель Игнатий называет великим иноческим деланием.
Он писал: «Напрасно Ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях».
«И многие думали проходить послушание, а на самом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были увлечены разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успеет уронить слезу покаяния на увлечения юности своей. О слепых вождях и водимых ими сказал Господь: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15, 14)». (По материалам с сайта Богослов.ru)
Осипов правильная молитва
» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне
Профессор теологии Алексей Ильич Осипов
о « молитве правильной »
Непосредственно с темой монашества связанно учение Святителя о молитве, или об умном делании, о первостепенном значении которого в монашестве, он писал: « Без истинного умного делания монашество есть тело без души» .
Говоря, что « молитва есть высшее упражнение для ума… Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей » , Святитель раскрывает те условия, при соблюдении которых только она является таковой. В противном случае, предупреждал он, она оказывается, по меньшей мере, бесплодной, а может привести и к впадению в глубокую прелесть: переживанию ложных сладостных состояний, виде́ний, прозрений и т.п. Некоторые из этих условий молитвы, принимаемой Богом, достаточно известны: прощение ближних, отсутствие вражды к кому-либо, милосердие и др. Но многие находятся вне поля зрения большинства верующих. Поэтому услышать голос такого Учителя о правильной молитве — большое благо. За два года до своей кончины он писал: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а её-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, (а) ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет !» . Поэтому « научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение » .
Прежде всего, святитель Игнатий указывает на виды молитвы. Самая простая из них — устная, или гласная молитва, которая произносится вслух или шёпотом. Но « устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвой Иисусовой (Предисловие схимонаха Василия)» .
Помимо устной молитвы он говорит ещё о трех ее видах. « От молитвы гласной многой, — говорит священноинок [ Дорофей, автор “Цветника”. — А.О. ], — истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному ». « Молитва называется умной, когда произносится умом с глубоким вниманием при сочувствии сердца; сердечной, когда произносится соединёнными умом и сердцем, причём ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву; душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа » .
Представим наиболее важные положения учения Святителя о молитве.
Молитва внешняя и внутренняя
« Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Всё это очень способствует к удержанию ума от рассеянности ».
« Кто молится устами , — передаёт святитель Игнатий слова очень почитаемого им подвижника священноинока Дорофея, — а о душе небрежёт и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию ”.
«… одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутренней, не суть монахи (преподобный Серафим Саровский)».
« Всякая молитва , — сказал тот же великий Отец [ св. Исаак Сирин — А.О. ], — при которой не утрудится тело, а сердце не придёт в сокрушение, признаётся недозревшим плодом, потому что такая молитва — без души ». Он же сказал: « Молитвы памятозлобивых — посевы на камне » (ср.: Мф. 6. 14–15).
« Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных ».
В одном из писем святитель Игнатий говорит об одном из важнейших условий, при наличии которого лишь молитва принимается Богом. « Сегодня , — пишет он, — я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари». «Высокое занятие , — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но это высота очень опасная, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения ». « Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушённого и смиренного ».
« Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божье всуе» (Притч. 30: 9).
«Должно… совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве».
«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму».
«Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы».
«…внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную». «Без внимания молитва — не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»!
Искание наслаждения в молитве
« Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твоё мёртвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние ». « Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огонь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред всесвятого Бога ».
Как часто упрекают христианство в том, что оно, призывая человека к ви́дению повреждённости человеческой природы и своей греховности, к покаянию, к плачу о грехах, борьбе со страстями и проч., делает жизнь унылой и несчастной. Но такие упрёки проистекают из полного непонимания того, что причиной всех наших бед являются именно страсти: эгоизм, зависть, гордость, алчность, упрямство, пьянство и прочие, им же несть числа. Они отравляют личную и семейную жизнь человека, приносят неисчислимые беды. И без борьбы с ними, покаяния и молитвы ничего доброго ожидать в жизни невозможно. Это самый основной закон человеческой жизни!
И, напротив, в человеке, живущем по Евангелию, по мере очищения от страстей открывается реальное действие благодати Божьей, особая духовная радость – истинное человеческое счастье. О нём прекрасно сказал переживший его апостол Павел : « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9) . История Церкви подтверждает это с огромной силой.
Святитель Игнатий пишет: « Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление из плена, в котором держали её грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати, ощутившей, что действием этой благодати она представлена лицу Божью, возведена в непорочное и блаженное служение Богу. Радость и веселие так сильны, что Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликновению. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылившемуся, вознёсшемуся с земли на небо ?». И о своей настоятельской жизни в Троице-Сергиевой пустыне: « Здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать невыразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей,—и соделалось лицо этого врага в глазах моих, как бы лицом светлого Ангела ».
Замечательны и разнообразны слова Святителя о той радости, которую испытывает верующий в разных молитвенных состояниях своей души, когда живёт действительно по-христиански:
— в покаянии . « В слезах таинственно живёт утешение, и в плаче — радость». «Утешение, радость, наслаждение, подаяние [ других ] даров суть последствия примирения» души с Богом » ;
— в скорбях . « Апостол заповедует при молитве благодарение. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби » ;
— в любви евангельской . « Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигший христианского совершенства, так говорит: «Хочу сказать несколько слов о сущности любви. Это — самый тончайший огонь, превосходящий всякий ум и легчайший всякого ума. Действия этого огня быстры и чу́дны, они священны и изливаются на душу от Святого, Вездесущего Духа. Этот огонь лишь коснётся сердца, всякое помышление и чувство беспокойные мгновенно перелагаются в тишину, в смирение, в радость, в сладость, превосходящую всё » ;
— во внутреннем состоянии своей души и в отношении к ближним . « Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединённый с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгорячённых порывов и движений, любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом » ;
в — святости. Святые переживают «несказанное наслаждение тела радостью духовною» .
«Говорит преподобный авва Исаия Отшельник в поучении: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). Огнём растопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыслы, и истребляются из души страсти, просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце» .
« Божьи святые чудодействовали, воскрешали мёртвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, — персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость » .
Алексей Ильич Осипов
Профессор Московской Православной Духовной Академии
Как лучше молиться: своими словами или пользоваться молитвословом?
Вопрос: «Тем, кто первый раз обращается к Богу, лучше молиться своими словами или пользоваться молитвословом?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Я полагаю, что человеку, который только начинает – лучше молиться своими словами. Для него канонические молитвы, которые находятся в наших молитвословах, во многом еще будут не понятны. Не понятны – даже по языку, а уж тем более – по своему содержанию. Поэтому, лучше свои просьбы выражать своими словами. Молитва должна отличаться искренностью, а не стандартностью. Как только такой человек начнет читать молитвы, то может возникнуть ощущение формы, а не содержания. И это очень опасно, потому что таким образом можно дискредитировать молитву. Это, кстати, одна из больших опасностей (которая присутствует не только у начинающих, но и у тех, которые чуть ли не всю жизнь провели в церкви) – когда молитву начинают воспринимать как некую стандартную форму, предписанную церковью и данной в молитвословах. Тогда молитва фактически исчезает, так как не остается искреннего и разумного обращения к Богу. Это опасно.
Ведущий: – А для человека воцерковленного, который уже много лет выполняет утреннее и вечернее молитвенные правила и, может быть, даже уже знает их наизусть – насколько полезнее обращение к Богу каноническими молитвами, которые указаны в молитвослове, или всё же – своими словами?
Алексей Ильич Осипов: – Я полагаю, что для человека, который уже многое знает и для которого канонические молитвы вполне понятны – эти канонические молитвы имеют большое значение, потому что они научают, как нужно молиться. А это очень важно, потому что иногда создается впечатление, что многие просто не знают, как молиться.
У Игнатия Брянчанинова мы встречаем слова, которые, на первый взгляд, поражают. Он говорит о том, что многие не знают, как молиться. А молитва нужна правильная, потому что только правильная молитва приучает человека к действительной молитве, и только правильная молитва дает соответствующие плоды. Он всё время подчеркивает слово «правильная». На первый взгляд кажется удивительным – что такое «правильная» и что такое «неправильная» молитва.
Так вот молитвословие, которое мы находим в наших богослужебных книгах, как раз является примером того, как нужно молиться. Например: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…» Посмотрите, какое тут благоговение, какое выражение своего, выражаясь светским языком, почтения, уважения. Или молитва «Отче наш», которой научил нас Сам Господь и в которой перечисляется всё, что нужно. А что нужно? Человек через эту молитву научается, как обращаться к Богу, о чем можно молиться Богу. Или возьмите молитву Макария Великого: «Боже, очисти мя грешнаго…» Вы слышите, о чем речь-то идет? Очисти… А от чего меня очистить? А дальше вообще что-то невероятное: «…яко николиже сотворих благое пред Тобою…» Человек разумный просто ахнет: «Как? Я ничего доброго не сделал?» И кто это говорит? Великий Макарий!
Так что эти молитвословия научают, как молиться. Научают, как себя нужно чувствовать, чтобы молитва действительно дошла до Бога.
Алексей Ильич Осипов
Профессор Московской Православной Духовной Академии
Как правильно молиться – и в частности – во время литургии?
Вопрос: «Что такое молитва? Как молиться правильно и какой должна быть молитва в храме во время литургии?»
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Правильной называется та молитва, которая совершается, прежде всего – со вниманием. Прежде всего! Молитва без внимания – не молитва! Это пустозвонство! Это, простите, болтология. Это, как пишет один из святых, оскорбление Бога! Когда человек бормочет или поет слова молитвы, а сам не молится.
Итак, первое: внимание. Второе условие: покаяние. Я молю, а о чем я молю? О чем может молиться человек, глубоко больной? Он весь должен быть направлен на то, чтобы излечиться. Не правда ли? Ну, конечно! О чем больной человек будет молить врачей? Помогите исцелиться! Так вот и молитва должна быть такой, потому что мы все – глубоко больны. Ведь нас не тронь ни с какой стороны – настолько мы больны! Мы не можем не осуждать, не завидовать, не жадничать, не гордиться, не тщеславиться – мы ничего не можем! Поэтому – есть о чем молиться.
Итак, условия молитвы: внимание, благоговение и покаяние. Это три важнейших условия, при которых только – молитва может быть молитвой. Если этого нет – происходит самообман. И кстати: почему мы живем и зачастую не чувствуем никаких изменений? Причина простая: не молимся. «Как? Я хожу в церковь!» Ходишь, а что проку? Совсем не молимся! Вот где беда! Дома – не молимся, в храм придем – опять не молимся. Какой-то жуткий самообман! Сколько времени проводим в храме! Вы посмотрите, сколько записок подается? А сколько раз помолились? Сколько раз сказали от всей души: «Господи, помилуй меня!» Это катастрофа! Мы подменили молитву внешней ее формой. И она убивает человека. Всю жизнь – православный и… Никакого православия нет!
Во время литургии, когда песнопения понятные и когда дьякон произносит, например: «Господу помолимся…» – и надо помолиться: «Господи, помилуй!» Если же поют что-то непонятное, то кто мешает нам заниматься великой, священной молитвой, завещанной святыми отцами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» Надо обязательно приучать себя к этой молитве! Тот, кто начнет это делать, очень скоро увидит, что служба будет пролетать – и не заметишь как! Понуждать себя надо! Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. Надо учиться молиться, и обучение надо начать с самой краткой молитвы: «Господи, помилуй!» – и произносить ее с полным вниманием, покаянием и благоговением. Можно же во время службы попытаться произнести эту краткую молитву хотя бы несколько раз? Это надо делать! И тот, кто станет на этот путь и постепенно будет в этом упражняться – какое благо принесет он своей душе!
19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
Этот день в истории. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)
Мульткалендарь. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Видео (кликните для воспроизведения).
Читаем Апостол. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
А.И. Осипов. О молитве сегодня. Часть 1
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Персоны
Алексей Ильич Осипов
Предыдущие выпуски
19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
Этот день в истории. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)
Мульткалендарь. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Апостол. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
19 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Причины церковных нестроений. Часть 1
14 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вновь поступившим в МДА. Часть 2
13 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 2
12 декабря 2019 г. А.И. Осипов. Вызовы современности. Часть 1
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
Этот день в истории. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)
Мульткалендарь. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Апостол. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Осипов правильная молитва
Молитва – как связь – это духовное содержание любой религии. И есть неверная молитва, которая м. привести к самым печальным последствиям.
Особое внимание отцы уделяют молитве Иисусовой, т.к.утренние и вечерние молитвы совершаются только в свое время, а молиться надо весь день.
Надо упражняться в молитве, понуждать себя к ней (как спортсмены упражняются) – и с начала, а не с середины и не с конца.
С середины – начинают те, кто принимают руководства отцов без подготовки, хотят взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца – те, кто хотят немедленно раскрыть благодатные действия молитвы, ее благодатные дары, переживания и сладости (Кстати, этим наполнена книга «Откровенные рассказы странника…»).
Этапы молитвы: 1) Устная молитва – языком или шепотом.
2) Следующая ступень – эта молитва м.стать умственной молитвой – как мысль.
3) Следующий этап – соединение ума с сердцем – когда в ответ на покаянную молитву начинает откликаться сердце, и происходит неизъяснимый акт, который дается Богом – акт соединения ума с сердцем. Это происходит не по воле человеческой, а только по воле Божией. Тогда молитва становится непрестанной – что бы человек ни делал.
4) Есть и более высокая ступень молитвы – которая совершается в полном молчании ума и всех сил души, в полном мире души. Дух молится в человеке. Иногда это называется созерцательной молитвой. Исаак Сирин писал о таком молчании – «молчание суть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира».
Поэтому молитву надо начинать не с конца и не с середины, а с начала.
Начало молитвы – это три главных компонента молитвы — Внимание и благоговение с целью покаяния.
Где нет внимания, нет молитвы, там молитва провалилась. И можно какие угодно всенощные отстаивать – проку никакого не будет.
Монах Меркурий, «В горах Кавказа» — непрестанность молитвы отнюдь не означает ее благодатность, поскольку главное здесь – это дары молитвы. И Петр Дамаскин – что итогом правильной молитвы д. быть «видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
И можно всю жизнь совершать службы, присутствовать за службами – и так и не помолиться. Гигантское время проводят верующие за службами – и представьте, все впустую. А самомнение какое начинает расти! Кажется, в храме, на богослужении – а на самом деле – мыльные пузыри.
Распяли Христа как раз те, кто провел всю жизнь в храме – и вне сомнений – ни разу не помолились.
Видео (кликните для воспроизведения).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter