Содержание
Как молиться во время Литургии
Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.
В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.
Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.
Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»
Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:
На 3-м и 6-м часе
«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».
В начале Литургии
«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.
Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.
Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».
Чтение Апостола и Евангелия
«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».
На ектениях
«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…
Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».
«Иже херувимы» и Великий вход
«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.
Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.
При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.
Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».
Как правильно молиться: по молитвослову или своими словами? В чем разница?
Религиозные люди молятся. Молятся в храме, молятся дома. Молятся утром и вечером. Перед началом и завершением своих дел. Молитва привычна для церковных людей. И все же каждый раз, когда возникает разговор о молитве, всегда возникает много вопросов, недоумений. Особенно от людей малоцерковных или вовсе нецерковных можно услышать: зачем молиться по молитвослову; зачем молиться написанными молитвами, когда я могу молиться своими словами?
Сама постановка вопроса, предполагающего противопоставление молитв «готовых» и молитв своими словами, является изначально неверной. Молитва по молитвослову и молитва своими словами не являются взаимоисключающими.
То есть, если молимся по молитвослову, это не значит, что нельзя или не нужно молиться своими словами, и наоборот: если молимся своими словами, то это не подразумевает, что не следует молиться по молитвослову.
Однако те, кто задает вопрос о том, зачем молиться по молитвослову, когда я могу молиться собственными словами, как раз предполагают, что молитвослов, или, как часто говорят, готовые молитвы, не нужны.
Так ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним, что такое молитва. Об этом написано и сказано очень много, но мы обратим внимание на то, что есть практически во всех молитвах: просьба. Приведем пример из Писания. Единственная молитва, данная Господом Иисусом Христом, «Отче наш» содержит прошения: о хлебе насущном, об избавлении от искушений и лукавого. Прп. Максим Исповедник так определяет, что такое молитва: «Молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям». Как видно, святой отец характеризует молитву как испрашивание, то есть просьбу.
И что же, спросите вы, нельзя просить о чем-то Бога своими словами? Конечно, можно. Только вот в чем вопрос: о чем должно просить Вседержителя? И как это делать?
У апостола Павла есть такие слова: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).
Итак, по апостолу, оказывается, что мы не знаем, о чем молиться. Как понимать эти слова? Ведь все мы вроде как знаем, о чем нам молиться. Прп. Ефрем Сирин, толкуя это выражение апостола, пишет, что мы не знаем, о чем молиться, в том смысле, что не ведаем, что нам полезно, что нужно просить в молитвах. Мы, замыленные страстями и будничностью, будем наполнять молитвы теми просьбами, о которых, по сути своей, не нужно говорить, «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7–8).
Бог и так знает, в чем мы имеем нужду в этой земной жизни, и каждый раз, когда мы будем просить у него здоровье, благополучие и т. п., то наши молитвы ничем не будут отличаться от молитв нехристиан. В каком-то смысле молиться об этом естественно для человека, но для любого, даже для язычника.
Господь Иисус Христос перед тем, как дать ученикам молитву «Отче наш», говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что это многословие есть не что иное, как просьба о вещах мира сего: богатстве, удаче, успехе и т. п.
Пусть каждый сторонник того, что достаточно молиться только своими словами, честно ответит на вопрос: о чем он молится своими словами?
Уверен, что молитва будет сведена к прошению о вполне земных, или, правильнее сказать, приземленных вещах. Но ведь сказано: не будьте как язычники… не смотрите на Своего Бога как на исполнителя желаний. Бог не исполнитель наших желаний, а домостроитель нашего спасения.
Я далек от мысли, что христиане не должны просить о чем-то посюстороннем, например, о здоровье, о мире, о благополучии. В конце концов, даже в церковных молитвах есть прошения об этом.
Нет, суть в другом: христиане должны молиться не столько об этом, сколько о спасении, о покаянии, об изменении жизни. Вот в чем смысл христианской молитвы, которая, по слову апостольскому, должна быть постоянной: «Будьте постоянны в молитве» (Кол. 4:2).
И все же: неужели нельзя молиться о спасении своими словами? Самый короткий ответ: попробуйте. Проведите эксперимент: молитесь о спасении своими словами утром и вечером хотя бы 10 минут. И посмотрите, каков результат. Вы бросите так молиться на второй-третий день потому, что для 10 минут молитвы у вас не хватит слов, образов, выражений. Именно так.
Молитва, конечно, не только слова. И даже не столько. «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18), – сказано у апостола Павла. Свт. Феофан Затворник пишет: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу».
И все же это возвышение должно с чего-то начаться. С чего же? С видимой стороны молитвы, со слов и постоянства молитвенного правила.
Написанные молитвы учат, как и о чем нужно молиться. Они написаны святыми, которые молились в пустынях и лесах десятилетиями и научились, как и о чем молиться. И этот опыт зафиксирован ими в молитвах, именующихся пренебрежительным словом «готовые», как будто речь идет о каком-то полуфабрикате.
Опыт жизни свидетельствует в пользу правильности рекомендации молиться по молитвослову. Представим себе, что-то кто учится на факультете журналистики и хочет научиться хорошо писать. Или юрист желает научиться выступать в суде. Или студент литературного института стремится к овладению красивым художественным стилем. Что посоветует ему преподаватель? Конечно же, больше читать признанных классиков в каждой из этих областей! Это даст возможность в процессе обучения понять и перенять уже имеющиеся достижения в конкретной сфере. И только после этого можно начинать писать речи, выступления.
Таким образом, исходя из практики жизни, каждый, кто хочет научиться молиться, должен начать с классики: читайте молитвы, написанные святыми.
Молитвенное правило
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
Мешает ли молитвенное правило молитве?
Протоиерей Алексий Уминский
Молитва и молитвенное правило
Протоиерей Алексей Уминский: Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня. Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Протоиерей Максим Козлов.
Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет?
Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях.
С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове.
С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор. Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будет покаяние, благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному. Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.
Но отец Алексий привёл слова святителя Феофана, и с ними нельзя не согласиться. Конечно же, ограничение молитвы только вычитыванием (страшное слово на самом деле) текстов, неважно, на гражданском или церковнославянском шрифте, равно как ограничение присутствия на богослужении выстаиванием, то есть некоторым физическим упражнением, — это абсолютное искажение смысла христианской молитвы.
Духовная жизнь и жесткая форма
Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.
Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…
Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.
Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Поэтому желательно соединение с церковной молитвой собственных молитвословий, — я бы даже шире сказал: некий творческий подход к тем текстам, которые мы имеем в молитвословах(1), при рассмотрении их как указания пути, а не как устава гарнизонной службы, который непременно нужно исполнить. Вот это было бы, наверное, более адекватным подходом.
Протоиерей Алексий Уминский: Мне очень нравятся слова, которые в своё время сказал о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов. Он сказал, что человек не должен становится рабом молитвенного правила. Он сказал, что то, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.
Вопрос: Иногда приходишь с работы и так устаёшь, что переключиться на молитву, чтобы прочитать её с душой, нет сил. Как Вы считаете, можно ли заменить её коротким правилом преподобного Серафима Саровского?
Протоиерей Максим Козлов: Думаю, что безусловно можно вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: лучше покороче молиться, думая о молитве, чем молиться длиннее, и при этом думать, когда молитва закончится.
Единственное, к чему я бы призвал, — всегда быть честными перед Богом. Бывает, мы пришли, занялись домашними делами, у нас действительно нет сил больше чем на три-пять минут сосредоточено встать перед иконами и душу свою вознести к Богу. А иной раз мы пришли, сделали домашние дела, посмотрели телевизор, приятно выпили чаю, позвонили другу или подруге…
Протоиерей Алексий Уминский: …минут на сорок…
Протоиерей Максим Козлов: …приняли ванну. А потом очень хочется спать. И мы говорим что, ну, какая же тут молитва, и на Серафимово правило сил не находится уже… завтра на работу вставать… нет, никак не могу. И это будет уже не вполне честно. Главное — сохранять пред Богом искренность. Тогда на самом деле не будет проблемы выбора: когда-то действительно возможно сократить молитву, а когда-то нужно иметь мужество к тому, что мы называем правилом.
Молитвенное правило — необходимость?
Протоиерей Алексий Уминский: Давайте поговорим о правиле. Сказано, что оно древнее, но насколько вообще-то оно древнее, и насколько то, что мы читаем как необходимые утренние и вечерние молитвы, является такой уж жёсткой необходимостью? Обязательны ли именно эти молитвословия? Может быть, мы можем строить свои утренние и вечерние правила как-то по-другому?
Протоиерей Максим Козлов: Действительно, есть одна справедливая мысль: эти молитвы — древние, если принять во внимание время составления каждой молитвы.
Действительно, их составляли преподобные Антоний Великий и Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст, так что эти их молитвы сами по себе восходят к эпохе святых Отцов древней Церкви. Но если говорить о времени составления их в некое последование, то это с точки зрения исторического пути Церкви произошло совсем недавно.
Наверно, многие наши зрители знают о существовании такой книги, как Домострой, где описывается идеальная, почти фантастическая русская семья XVI столетия. И вот там домашний молитвенный уклад описывается так: утром и вечером раскрываются церковные книги и читается утреня или вечерня. То есть предполагалось, что образованные московиты настолько разумеют церковный устав, что, по крайней мере, способны вычитать некий костяк последования. А вот уже в конце XVII века мы обретаем в качестве основы для молитвенного правила совсем другие книги, очень похожие на наши современные молитвословы. Интересно, что прообразом их является книга, которая называлась “Подорожная книжица”.
Принадлежала она белорусу Франциску Скорине, который, между прочим, был католиком, а не православным. И, в общем-то, мы можем предположить, что в современном виде молитвословы скорее имеют юго-западное происхождение, едва ли не при соприкосновении с униатами, среди которых они прежде всего и распространились.
Они возникли именно как замена церковных книг для мирян, а духовенству полагается вычитывать повечерие, вечерню, молитвы, которые есть в служебнике для подготовки к богослужению… а вот для мирян — некий такой упрощённый чин. Он, с одной стороны, хорош, потому что это древние и значимые молитвы, с другой стороны, он, конечно, предполагает некий творческий подход. Я могу предложить, по крайней мере, две идеи для внутреннего размышления в этом отношении.
Протоиерей Алексий Уминский: Очень интересно. На самом деле, это большая проблема, потому что в последнее время люди боятся своей собственной свободы. Боятся творчески подходить к молитве, к молитвенному правилу, к посту. Вот если у Вас есть советы, отец Максим, очень было бы интересно, чтобы Вы ими поделились.
Протоиерей Максим Козлов: Чтобы было не так страшно, я прикроюсь святителем Феофаном. Он в ответ на многие письма людей, жалующихся, что у них сухость на молитве, что они устают от молитвенного правила, говорит так: заметь, сколько в среднем ты читаешь утренние и вечерние молитвы, и дважды или трижды в неделю ни в коем случае не пытайся прочитать правило целиком, но на эти пятнадцать-двадцать минут начни его с самого начала. Может быть, ты дочитаешь только до начальных молитв, но пусть каждая будет произнесена с полной мерой глубины и искренности. А чтобы тебе не было страшно, что это растянется на три часа, знай, что ты будешь молиться те же двадцать минут, но не вычитывать, а прорываться в предстояние пред Богом…
Протоиерей Алексий Уминский: …Отличный совет, замечательный…
Протоиерей Максим Козлов: …И если каждый из нас будет пытаться делать это, хотя бы чередуя с обычным прочитыванием правил, это же очень хорошо.
Второе размышление такого рода: вот если мы рассмотрим, из чего состоит наше богослужение, то увидим, что в нём неизменные составляющие сочетаются с такими, которые меняются раз в неделю, и с такими, которые повторяются только раз в год. Вот этот принцип соединения постоянного с изменяемым в сегодняшнем молитвословии у нас фактически отсутствует, а его, конечно, нужно применять.
Иной раз мы причастились Святых Христовых Таин, душа просит благодарения Богу, — и в тот же вечер вычитывать обычные покаянные молитвы будет в какой-то степени неискренним, нечестным перед Богом, потому что хочется Его за сегодняшний день благодарить. Так откроем акафист или какой-то благодарственный канон, и прочитаем то, в чём преимущественно изливается наше благодарение Богу. Далее, готовясь в двунадесятый праздник к принятию Святых Христовых Таин, вместо обычных трёх канонов возьмём и почитаем канон двунадесятого праздника, но только подумавши над ним, постаравшись его уразуметь. Это принесёт нам больший духовный плод, даст нам значительно лучший результат, чем прочитывание в очередной раз одного из трёх канонов. Каждому нужно искать для себя пути к живой молитве.
Без молитвенного правила не допускают к Причастию?
Вопрос: На исповеди батюшка меня спросил: Вы полностью читаете молитвенные правила? Я говорю: Нет, читаю правило преподобного Серафима Саровского. А он: Я Вас к Причастию не допускаю. Правильно ли это, и что мне теперь делать?
Протоиерей Алексий Уминский: Я Вам очень сочувствую, думаю, что батюшка ошибся. Так нельзя относиться к человеку, который идёт к Причастию…
Протоиерей Максим Козлов: Я бы в данном случае извинился перед нашей зрительницей за духовенство. Мы иной раз забываем, что священник — строитель Святых Таин, а не сторож при них, — сторож, который имеет право, зачастую по собственным вкусовым предпочтениям, сказать: тебе я разрешаю причащаться, а тебе нет. А нужно поставить человека перед некой нормой, которая предлагается Церковью, и сказать ему: ты знаешь, вот сегодня ты не помолился, но ты должен знать, что Церковь предлагает именно такой путь для подготовки, и ты это вообще-то на будущее знай, измеряй свою жизнь тем, что предлагается Церковью. А теперь спроси свою совесть, и если ты знаешь, что сделал то, что мог при своих обстоятельствах, то воздохни о своей немощи пред Богом и иди причащаться. Это было бы милостивее…
Читайте также:
(1) Понятие “творческий подход” не включает в себя, разумеется, переиначивания текстов святоотеческих молитв. — Прот. М. К.
Запись беседы протоиерея Алексия с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем Храма святой мученицы Татианы — Домовой церкви МГУ, в прямом эфире телепередачи “Православная энциклопедия”. — Ред.
Прим. Ред., — молитвенным правилом называют утренние и вечерние молитвы, которые христиане совершают каждый день. Их тексты содержатся в православном молитвослове, а чтение молитв строго регламентировано. Часто верующие обсуждают, насколько «обязательным» является чтение молитвенного правила, допускают ли к причастию, если человек не успел прочитать молитву и, можно ли установить жесткие рамки для молитвы и общения с Богом. Духовный отец может вносить изменения в молитвенное правило отдельного человека, в зависимости от его жизненной ситуации. В Русской Православной Церкви существует молитвенное правило и для тех, кто только пришел в Церковь и пока привыкает к новому порядку и укладу жизни.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.