молитва первый речей второй речей

Подробно: молитва первый речей второй речей - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Молитвы в случае немоты и нарушений речи

Молитвы преподобному Иоанну Рыльскому

Тропарь, глас 1:

Покаяния основание, прописание умиления, образ утешения, духовнаго совершения равноангельное житие твое бысть, преподобне. В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, отче Иоанне, моли Христа Бога о душах наших.

Другой тропарь, глас 4:

Тело смирив пощением, душу же возвысив пением, сосуд явися избран Святому Духу, Иоанне, отче наш, в чистоте сердца твоего, преподобне, пожив. Тем, дерзновение имея ко Господу, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

В молитвах бодренно не усыпая и в пениих непрестанных Ангелом подобяся, в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив, и к Небеси прешел еси на нетление, Иоанне отче, от смерти бо к животу вечному тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Другой кондак, глас 6:

Благодатию Божиею нас обогатил еси и делы благими известил еси, званием явися, Иоанне, угодник Христа Бога. В молитвах и постех дарований Божия Духа исполнися и бысть недугом прогонитель и заступник душам нашим.

Еще один кондак, глас 2:

Молящим тя теплейший заступниче и просящим скорейший послушателю, преподобне отче Иоанне, приими моление наше и Христа умоли помиловати нас, Единаго Преблагаго и Многомилостиваго.

Молитва:

Молитва перед иконой Божией Матери Колочская

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небесе и земли, Высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая Помощнице, всех христиан Утверждение и всем во всяких нуждах Избавление!

Призри ныне на рабы Твоя, молящияся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, со слезами припадающия и пречестному и цельбоносному образу Твоему поклоняющияся. Буди за нас Ходатаица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, мы бо, грешнии, не имамы иныя Помощницы, разве Тебе, Владычице. Ты еси наша Надежда и Упование, Ты еси Заступница и Предстательница наша, Ты обидимым Защищение, печальным Утешение, скорбящим Радование, сирым Прибежище, вдовицам Хранительница, девам Слава, слезящим Веселие, больным Исцеление, грешным Спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и, на Твой святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и прошения наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Час первый

Прииди́те, поклони́мся Цареви нашему Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припадéм Христу, Царéви нашему Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалом 5

Глагóлы мóя внуши́, Гóсподи, разумéй звáние мóе. Вонми́ глáсу молéния моегó, Царю́ мой и Бóже мой, я́ко к Тебé по молю́ся, Господи. Зáутра услы́ши глас мой, зау́тра предстáну Ти, и у́зриши мя. Яко Бог, не хотя́й беззакóния, Ты еси́; не присели́тся к Тебé лукáвнуяй, нижé пребу́дут беззакóнницы пред очи́ма Твóима. Возненави́дел еси́ вся дéлающия беззакóние, погуб ши вся глагóлющия лжу; му́жа кровéй и льсти́ва гнушáется Госпóдь. Аз же мнóжеством ми́лости Твоéя вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хрáму святóму Твоему́ в стрáсе Твóем. Гóсподи, настáви мя прáвдою Твóею, враг мóих рáди испрáви пред Тобóю путь мой. Яко несть во устéх их и́стины, сéрдце их су́етно, гроб отвéрст гортáнь их, язы́ки свóими льщáху. Суди́ им, Бóже, да отпаду́т от мы́слей свои́х; по мнóжеству нечéстия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Гóсподи. И да возвеселя́тся вси уповáющии на Тя, во век возрáдуются, и всели́шися в них; и похвáлятся о Тебé лю́бящии и́мя Твоé. Яко Ты благослови́ши прáведника, Гóсподи, я́ко ору́жием благоволéния венчáл еси́ нас.

Псалом 89

Псалом 100

Ми́лость и суд воспою́ Тебе, Господи. Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего посреде́ до́му моего. Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене лука́ваго не позна́х. Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. Очи мои на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мною: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. Не живя́ше посреде́ до́му моего творяй горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Господня вся де́лающыя беззако́ние.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава: Тропарь дня.

И ныне: Богородичен:

Что Тя наречéм, о Благодáтная? Нéбо, я́ко возсия́ла еси́ Сóлнце прáвды; рай, я́ко прозяблá еси́ цвет нетлéния; Дéву, я́ко пребылá еси́ нетлéнна; чи́стую Мáтерь, я́ко имéла еси́ на святы́х Твóих объя́тиях Сы́на, всех Бóга, Тогó моли́ спасти́ся душáм нáшим.

(Если Великий пост, — тропарь, глас 6:

Зау́тра услыши глас мой, Царю́ мой и Боже мой.

Стих 1: Глаголы моя внуши́, Господи, разумéй звание мое.

Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи.

Слава, и ныне: Богородичен: Что Тя наречем. )

Стопы́ моя направи по словеси́ Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы́ человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лицé Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим.

Да испóлнятся устá моя хвалéния Твоего, Господи, яко да воспóю славу Твою, весь день великолéпие Твое.

Трисвятое. И по Отче наш: Кондак праздника. (Если кондака нет, или Великий пост, читаем Богородичен:

В понедельник, вторник и четверг:

Преславную Божию Матерь, и святых Ангел святéйшую, немóлчно воспоéм сердцем и усты́, Богородицу си́ю исповéдающе, яко вóистинну рóждшую Бога воплощéнна, и молящуюся непрестанно о душáх наших.

В среду и пятницу:

Скоро предвари́, прежде даже не порабóтимся врагом, ху́лящим Тя и претя́щим нам, Христе Боже наш; погуби́ Крестом Твоим борю́щия нас, да уразумéют, како может православных вера, молитвами Богородицы, еди́не Человеколю́бче.

В субботу:

Яко начáтки естества, Насад телю твáри, вселенная приносит Ти, Господи, богонóсныя мученики. Тех молитвами в мире глубóце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди́, Многоми́лостиве. )

Господи, помилуй. (40)

Иже на всякое время и на всякий час, на небеси́ и на земли́ покланя́емый и слáвимый, Христе Боже, долготерпели́ве, многоми́лостиве, многоблагоутрóбне, Иже праведныя любя́й и грешныя ми́луяй, Иже вся зовы́й ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими́ и наша в час сей молитвы, и испрáви живот наш к зáповедем Твоим, ду́ши нáша освяти́, телесá очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святы́ми Твоими Ангелы, да ополчéнием их соблюдáеми и наставля́еми, достигнем в соединение веры и в разум непристу́пныя Твоéя славы, яко благословéн еси́ во веки веков, аминь.

Читайте так же:  молитва за болящего по соглашению

Господи, помилуй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сущую Богородицу Тя величáем.

Именем Госпóдним благослови, отче.

Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.

(Если Великий пост — молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами:

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. (Поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. (Поклон)

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. (Поклон)

Таже малых 12, глаголюще на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго. И паки последи молитву всю:

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Трисвятое. И по Отче наш: Господи, помилуй. (12)

Иерей: Х ристé, Свéте истинный, просвещаяй и освящáяй всякаго человека, гряду́щаго в мир, да знáменается на нас свет лица Твоего, да в нем у́зрим свет непристу́пный; и исправи стопы́ наша к деланию зáповедей Твоих, молитвами Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех Твоих святых. Аминь.

Хор: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Молитве речи нет подобной

Молитве речи нет подобной,
Душа в ней с Богом говорит.
С молитвой в сердце так свободно,
И от неё грех прочь бежит.

Молитва с небом съединяет,
Молитва силы подаёт,
Среди страданий укрепляет,
Дух утверждает средь невзгод.

Припев:
Молитва есть души дыханье,
Молитва — свет средь тьмы ночной,
Молитва — сердца упованье,
Несет покой душе больной.

Такой молитве Бог внимает,
Сердечной, искренней, простой.
Её Он слышит, принимает,
И в душу льет Свой мир святой.

Мой друг, дыши огнем молитвы,
Иисус сердце открывай,
И устоишь в тяжелой битве,
Всегда молись, не забывай

«Да исправится молитва моя»

Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его!
(1 Цар. 23: 14)

Всякое истинное открытие, достающееся открывателю, как правило, весьма непросто, становится затем легкодоступным достоянием всех последующих эпох. Когда-то очень давно поняли, что огонь можно извлекать из соприкосновения двух камней, хотя для этого надо было потрудиться. Сегодня мы получаем огонь легким движением спички. Когда-то изобретение электрического света родилось после непростых научных опытов Яблочкова и Эдисона. Сегодня мы включаем этот свет элементарным щелчком клавиши. Меняются формы – от примитивных к более совершенным, но суть остается той же.

То же самое происходит и в духовной жизни человечества. Духовный опыт одного человека, когда этот человек свят, опыт, дающийся трудами и скорбями, становится достоянием многих поколений и эпох, источником великого блага для бесчисленного количества людей. Как достижение тех ученых мужей, что открыли электричество, одарило нас светом в любое время суток и всеми сопутствующими благами, так духовный опыт великих духоносных мужей становится источником благодатного света и спасения для всех тех, кто приобщается ему.

Посмотрите на Царя и Псалмопевца Давида. Его псалмы – опыт его духовной жизни, осоленной скорбями и напастями. Немало из них написано во время разнообразных жизненных испытаний и даже после случавшихся в его жизни грехопадений, осмысленных потом и раскаянных. Многие из псалмов Давида начертаны после избавления от напастей, а иные и вовсе писаны в изгнании. Но именно потому, что родились они в исстрадавшемся верующем сердце, сохранившем при всех испытаниях праведность и преданность Богу, Давидовы псалмы удостоились наития Святого Духа. И, будучи Боговдохновенными, имеют силу напоевать благодатью и наши сердца. Надо лишь приложить малый труд по прочтению этих псалмов.

И об одном из таких псалмов – псалме 140 – мы и поговорим сегодня. А точнее сказать, мы, используя своевременный повод – время Великого поста, попытаемся осмыслить богослужебное употребление этого псалма на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».

Давид понимал: он не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание

По мнению толкователей, 140-й псалом написан Давидом в тот период, когда царь Саул, опасаясь потери власти, замыслил убить Давида (см.: гл. 19–24 1 Цар.). Потрясенный до глубины души замыслом тестя – Давид был женат на дочери Саула Мелхоле, – он вынужден был спасаться бегством, хотя и был невиновен, ибо не имел никакого помысла свергать царя. Соответствующими мыслями и ощущениями и наполнен весь псалом. Давид просит Господа услышать его молитву. Осознавая свою невиновность, он просит избавить его от сети, которую ему приготовили; просит, чтобы в эту сеть попали сами устроившие ее, а он был избавлен. С другой стороны, Давид признает свою греховность, просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию. Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание.

Такова общая смысловая композиция этого псалма. Если мы обратимся теперь к песнопению «Да исправится молитва моя», то заметим, что в нем использована лишь первая часть 140-го псалма. Структура расположения стихов псалма в этом песнопении и его место в Литургии Преждеосвященных Даров позволяет нам увидеть некоторые новые смысловые аспекты псалма применительно уже к нашей духовной жизни, что мы и попробуем сейчас сделать.

Читайте так же:  молитва 12 родимцев

Во-первых, обращает на себя внимание тот момент, что песнопение «Да исправится молитва моя» построено в виде прокимна, то есть сначала исполняется основной стих – собственно «Да исправится молитва моя», а затем он чередуется с другими тремя стихами. В конце вновь пропевается основной стих. Обратившись к литургическим источникам, мы действительно находим данные о том, что ранее в константинопольской соборной традиции это песнопение было прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. И уже значительно позже «в студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, “Да исправится молитва моя” перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения».

Во время пения «Да исправится…» следует преклонить колени. Обратим внимание на то, что это коленопреклонение в литургийном ряду находится между двумя другими подобными моментами. Коленопреклонение совершается перед «Да исправится…» – при возгласе «Свет Христов просвещает всех» – и вскоре после «Да исправится…» – на важнейшем «Ныне силы небесные». Случайно ли это? Не думаю. Здесь указание на важнейший смысловой ряд в литургийном пространстве. В этом ряду первое коленопреклонение связано с обращением к оглашенным, готовящимся принять святое крещение. Это обращение, имеющее значительный вероучительный смысл. Последнее коленопреклонение связано с важнейшим моментом Литургии, когда переносятся Святые Дары. Ну а с чем связано коленопреклонение во время песнопения «Да исправится молитва моя»?

Структура прокимна, присущая этому песнопению, позволяет нам говорить о его особенном нравоучительном характере. Он состоит в том, что первый и основной стих песнопения указывает на важнейшее дело христианина, дело, сопровождающее всю его жизнь, – на молитву. Стихи, «проложенные» между основным, – указание на моменты, которые способствуют преуспеянию в молитве либо, напротив, препятствуют сему. Это своего рода духовный многослойный «пирог», в котором основной слой обретает свой истинный «вкус» лишь в сочетании с прочими. Хотите убедиться в том, что это так? Тогда пойдем дальше.

1. «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя».

В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу. При этом, как это ни парадоксально и ни печально, подобная «Каинова» жертва – неизбежный временный удел всякого христианина, ибо нерассеянная молитва – «жертва вечерняя», то есть является плодом многолетних и усиленных трудов. И получаем мы этот плод нередко лишь к «вечеру», то есть ближе к закату жизни.

Это основной лейтмотив песнопения. В нем – указание цели. Далее следуют вышеупомянутые моменты в «проложенных» стихах.

2. «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́».

Здесь указание на качества, которыми обладает настоящая молитва и которые мы должны для своей молитвы приобретать. И во-первых, речь об искренности и покаянном характере молитвы. Вот как говорит об этом великий Златоуст: «Что же выражает Псалмопевец словами: “Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня”? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан. Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться» [1] .

Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно

Во-вторых, нельзя не заметить: во второй части стиха – та же мысль, что и в первой, только изложенная другими словами. И это не в последнюю очередь говорит нам о необходимости в молитве постоянства. Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно. Неслучайно призывает апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Постоянство в молитве – то же, что капля, которая точит камень. Подобно маленькой ничтожной капле, которая со временем разрушает даже твердыню камня, наши немощные, но постоянные молитвенные потуги способны разрушить греховную сердечную коросту и ввести молитву в сердце, где она становится по- настоящему сильной и действенной.

3. «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ничто так не расхищает из сердца молитвенный плод, как постоянно открытые уста. Потому и Премудрый призывает: «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29). «Дверь ограждения» и «хранение» своим устам мы должны просить у Бога, поскольку привыкли держать свои уста открытыми и говорим много лишнего. Никакой иной грех так не «легок» и не «приятен», как пустословие. Он способен быстро «сгладить» плохое настроение, аккуратно «прикрыть» лень. Он, как ничто иное, доставляет нам много «приятных минут», но при этом отнимает нечто очень важное – пусть небольшой, но все же благодатный плод, который обретает наше сердце после нашей немощной, но все же молитвы. А потому христианину, искренне молящемуся об исправлении молитвы, «яко кадило», также искренне следует бороться с пустословием, многословием и, разумеется, сквернословием. «Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания» [2] , а это, согласимся, нечасто случается.

4. «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х».

Самооправдание – великое зло. Потому, когда согрешишь, признавай: я согрешил

Этот непростой, как кажется, стих содержит достаточно простую мысль: «Не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинения во грехах». Как самоосуждение для человека – великое благо, так самооправдание – великое зло. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи. А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога» [3] .

Грех естественным образом порождает в душе чувство вины и ощущение неизбежности наказания. Возникает желание куда-то от этого спрятаться. Когда человек не вполне понимает значение покаяния, тогда и возникает самооправдание как попытка спрятаться от ответственности. Самооправдание – то же, что стремление страуса уйти от опасности через погружение головы в песок. Это смешно, но не только. Самооправдание порождает для человека существенное зло: чем более человек сам себя оправдывает, тем более осуждается Богом. А потому тот христианин, кто стремится к нерассеянной и плодотворной молитве, должен избегать самооправдания, ибо просить Бога о милости и одновременно привлекать на себя Его осуждение – то же, что одной рукой что-то строить, а другой все тотчас же разрушать.

Читайте так же:  молитва для улучшения бизнеса Святому Иоанну

Воздевание рук во время молитвы – очень древняя внешняя форма обращения к Богу, хотя в современной богослужебной практике она используется священниками нечасто. Основная мысль этой формы-образа – дать возможность человеку как можно сильнее выразить устремленность его к Богу и Небу. Выразить и затем – по принципу перехода от внешнего к внутреннему – помочь устремиться к Богу его уму, его сердцу и воле. Песнопение «Да исправится молитва моя» именно об этом. Это молитва о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло наконец в гармоничное единство с нашим внутренним миром. И, наверное, поэтому оно так полюбилось нашим православным людям.

Славим Бога

Молитвы антифонов. Автор комментария — Вячеслав Горшков

  • Главная
  • Великий пост
  • Славим Бога

По завершении ектении в храме начинают звучать три антифона – как правило, это псалмы с припевами (в праздничные дни третий антифон состоит из евангельских Блаженств), исполняемые двумя хорами попеременно.

Каждому антифону предшествует молитва священника. Эти, а также некоторые другие молитвы священника, к сожалению, произносятся не слышно для собравшегося народа. За такими молитвами закрепилось название «тайные», превратно понимаемое, как «секретные». На самом деле «тайные», означает «относящиеся к таинству». Ничего секретного в этих молитвах нет, более того, подразумевается ответ молящегося народа на эти молитвы в виде «Аминь». Традиция неслышного чтения этих молитв сложилась к VIII веку, хотя церковных постановлений, предписывающих так читать эти молитвы нет. Наоборот, 137-я новелла Юстиниана (565 г.) прямо запрещает так поступать:

«Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали Божественное приношение и бывающие при святом Крещении молитвы, но таким голосом, который хорошо был бы слышим верным народом, дабы души слышащих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение».

Молитва первого антифона

На церковнославянском языке

На русском языке

Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей, и яви нам и молящимся с нами неистощимые милости Твои и щедроты Твои.
Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Веру в какие качества Бога исповедует Церковь в этой молитве? Откуда мы знаем, что Бог таков? Прочитайте Псалом 28:1-2 1 Псалом Давида. Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, 2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. Почему мы славим Бога? Зачем воздавать Ему славу, честь и поклонение?

Молитва второго антифона

На церковнославянском языке

На русском языке

Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.
Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя.
Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Как вы понимаете слова «люди Твоя» или «народ Твой» в этой молитве?

Когда мы молимся и просим Бога спасти «народ Его», речь не идет о народе как нации. Речь идет о всей Церкви, включающей в себя людей из разных народов и племен. Красота Нового Завета именно в том, что люди, вступившие в него с Богом, составляют единый народ, народ Божий.

Считаете ли вы себя частью народа Божьего? Почему?

Прочитайте 1 Петра 2:9-10
9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Что значит быть народом Божьим?
В чём особенность этого народа?

Молитва третьего антифона

На церковнославянском языке

На русском языке

Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя.
Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ты, даровавший нам эти общие и согласные молитвы, и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, просимое подавать обещавший, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную даруя.
Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Что мы исповедуем в этой молитве?

Прочитайте Евангелие от Матфея 18:19-20
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Читайте так же:  молитвы о спорте

В чём особенность единодушной молитвы?
При каких условиях мы можем быть уверены, что Господь не просто услышит нашу молитву, но и ответит на неё?

Остановимся на антифонном пении как таковом.
Слово «антифон» в переводе с греческого означает звучащий в ответ, откликающийся, вторящий. Этим словом определяется попеременное пение двумя хорами. Давайте посмотрим, где о подобном пении говориться в Писании.

Первое упоминание о двух хорах мы находим в Книге Исход. В 14-й главе, 21-й стих говорит о мужском хоре, которым руководил Моисей: «Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили. ». В следующей главе мы обнаруживаем второй хор, женский, которым руководит сестра Моисея – Мариам: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием».

В упомянутых отрывках не говорится прямо о попеременном пении, но позже, если говорится о двух хорах, то часто упоминается именно попеременное пение. Вот один из примеров:

Прочитать Книгу Ездры 3:10-11
10 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.
11 И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня.

Также в Псалтири есть прямой призыв славить Бога попеременным пением.

Прочитать Псалом 146:7
Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях.

Как вы думаете, почему говорится не просто о пении, а именно о поочерёдном, попеременном?

С одной стороны попеременное пение двумя хорами – очень красиво. С другой стороны, перекликающиеся хоры – пример того, как рождается общее церковное прославление Бога. Для такого прославления необходим внутрицерковный диалог. Наше свидетельство друг другу об опыте жизни с Богом очень естественно порождает общую хвалу и славословие, способствует укреплению веры, надежды и любви в церкви.

Насколько часто вы делитесь с другими тем, что Господь делает в вашей жизни?
Как вы сами относитесь к свидетельствам других христиан об их опыте общения с Богом?
Вспомните, что в последний раз побудило вас к искренней хвале и прославлению Бога?

Но наперед нужно сказать, для чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему сами пророчества преимущественно произносятся с пением. Для чего употребляется пение? Послу­шай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чте­нием духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно со­ставленная божественная песнь.

Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усып­ляются ими. Кормилицы, нося их на руках, и ходя взад и вперед, напевают им какие-нибудь детские песни и тем погружают в сон глаза их. Часто и путешественники, в жаркий полдень, погоняя вьючных животных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград, или делая что-нибудь другое, часто также поют. И мореплаватели, работая веслами, делают тоже. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, а иногда все вместе поют какую-нибудь песню. Все же, и женщины, и путешественники, и земледельцы, и мореплаватели, делают это для того, чтобы пением облегчить трудность работы, так как душа, при звуках стройной песни, легче может переносить скуку и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склон­ность к этому роду наслаждения, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удоволь­ствие и вместе польза.

От мирских песен может произойти вред, погибель, и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни до­ставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни. А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том, послу­шай, как говорит Павел: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом»; далее указывает и способ испол­нения Духом: «поя», говорит, «и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:18, 19). Что значит: «в сердцах ваших»? Зна­чит: с разумением, не так, чтобы уста произносили слова, а душа блуждала где-то по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык.

Молитвы об оглашенных

Автор комментария — Вячеслав Горшков

  • Главная
  • Великий пост
  • Молитвы об оглашенных

Молитвы об оглашаемых, то есть о некрещеных, готовящихся к крещению, завершают первую часть литургии. Перед началом литургии верных диакон призывает оглашаемых покинуть храм.

Призыв дьякона

На церковнославянском языке

На русском языке

Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии изыдите, елицы оглашеннии изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Диакон: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все оглашаемые, выйдите! Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся!

На практике храм мало кто покидает после этого призыва диакона. Тем не менее, попробуем разобраться с вопросом о некрещённых – почему они не могут остаться?

Прочитайте Первое послание Коринфянам 11:23-33
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

Читайте так же:  молитва Киприана от чародейства

Ап. Павел прямо связывает церковную вечерю с той, на которой Иисус был с апостолами.
Был ли та Вечеря открытой для всех? Почему?

Вечеря апостолов со Христом совершалась по обычаю еврейских пасхальных трапез. А закон об этих трапезах был такой:

Прочитайте Исход 12:43-49
43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее;
44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;
45 поселенец и наемник не должен есть ее.
46 В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте.
47 Все общество Израиля должно совершать ее.
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее;
49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.

Кто мог, а кто не мог участвовать в пасхальной трапезе? Почему?

Мало того, что иноплеменники не могли есть пасхальную трапезу, так ещё и совершалась она, как правило в пределах одного дома – одной семьи.
Так и с церковной вечерей. Старший на вечере – Христос, а участники должны быть с Ним из одного дома, из семьи Божьих детей. Как необрезанные не допускались к ветхозаветной пасхальной трапезе, потому что не были частью Божьего народа, так и некрещёные не могут принимать участие в Вечере Господней, потому что ещё не присоединились к Телу Христову.

На церковнославянском языке

На русском языке

О чьём служении говорится в этой молитве? В чём суть этого служения?

Эта молитва перекликается со словами ап. Петра относящимися ко всем верным, а не только к предстоятелям церкви.

Прочитайте 1-е послание Петра 2:4-10
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Во время литургии осознаёте ли вы себя царственным священством, которое приносит духовные жертвы Богу? Как это меняет ваше мировосприятие?

На церковнославянском языке

На русском языке

Священник: Паки и многажды Тебе припадаем, Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше, очистиши наша души и телеса от всякия скверны плоти и духа, и даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего жертвенника. Даруй же Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго. Даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися. Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Верные: Аминь. Священник: Вновь и многократно мы припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, и вере, и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться. Чтобы силою Твоею всегда хранимые, мы Тебе славу воссылали, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Верные: Аминь.

Из этой, произносимой священником молитвы, видно, что верные воспринимаются как сослужащие священнику. Священник не служит сам, не служит для народа, но все верные вместе сослужат Богу.

Что говорится в молитве о том, как мы должны служить?

Прочитайте Послание Евреям 12:28-29 28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огонь поядающий.

Почему наше служение должно быть с благоговением и страхом?

Прочитайте 1-е послание Иоанна 4:16
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Если у нас не будет любви, то где мы будем по отношению к Богу?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ап. Павел высказался кратко и ёмко: “Все у вас да будет с любовью». Без любви невозможна ни христианская жизнь, ни служение Богу. Любовь и страх Божий – необходимые условия для служения Богу, особенно общецерковного на литургии.

молитва первый речей второй речей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here