Содержание
- 1 Что такое Неусыпаемая Псалтырь и где ее можно заказать
- 2 Молитва, творящая чудеса: Неусыпаемый Псалтырь о здравии – что это и как можно заказать?
- 3 Неусыпаемая Псалтирь В Духовной Жизни Мирян
- 4 Неусыпаемая Псалтирь В Духовной Жизни Мирян
- 5 Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
Что такое Неусыпаемая Псалтырь и где ее можно заказать
Неусыпаемая псалтырь в монастырях и домах с храмами читается всю ночь. Откуда пошла традиция и почему она важна? Что собой представляет книга Псалтырь? На эти важные вопросы ответ поможет найти данная статья.
Неусыпаемая псалтырь: история и значение
Псалтырь — это одна из самых древних книг Библии, которая была написана Давидом и является поэтической книгой. Тексты ее используются крайне активно для проведения богослужений, как в древние времена, так и в современной Церкви, делясь на 3 группы:
О царе Давиде, псалмопевце:
Некоторые части отдельных псалмов стали частью проповеди перед чтением Библии, а также песен и молитв. Данные поэтические произведения можно сравнить с водой на земле — это неотъемлемая и образующая часть церкви. А вот Неусыпаемая Псалтырь в монастырях — это непрерывное чтение книги для поминания усопших и за здравие живущих в течение нескольких суток.
Неусыпаемая псалтырь является одной из разновидностей форм келейной монастырской молитвы, история которой уходит корнями в IV-V века. Характерной особенностью является то, что читается она исключительно в монастырях и на протяжении суток. Отсюда и ее название.
О некоторых псалмах:
Основанием для исполнения молитвы в такой форме является места из Библии, в которых указывается, что ангелы славят Господа непрерывно, т. е. находятся в состоянии постоянной молитвы. Для обычного человека достаточно сложно целый день читать псалмы, не отвлекаясь ни на что. Максимально приблизились к этому лишь египетские и палестинские монахи-отшельники, которые могли прочитывать Псалтырь за один день. А вот включено чтение было в устав монастыря только в IV —V веках настоятелем Александром в его монастыре около реки Ефрат, о чем и написано в его Житие.
История рассказывает, что преподобный размышлял над текстом из первого псалма о непрерывности пребывания человека в законе Божьем. Размышляя, Александр пришел к выводу, что если бы это было невозможно, то и написано бы так не было. Святой Дух дает силы и возможности, поэтому настоятель приказал ввести в устав монастыря чин непрерывного чтения псалмов.
Однако, ему не хватало решимости объявить эту молитву обязательной, и он начал просить Господа о слове или знаке одобрения. Продолжались его молитвы три года пока не получил разрешение от Господа дословно звучащее: «Начни задуманное — оно приятно Мне». После монастырь был назван в честь этой молитвы — обитель Неусыпающих. Когда Александр основал еще один монастырь в Константинополе, то традиция перешла и туда, а после распространилась на Руси.
Неусыпаемая псалтырь о здравии и упокоении в монастырях
Чем же популярна такая молитва сегодня? Неусыпаемая Псалтирь имеет огромную силу и помогает в следующем:
- защищает человека от воздействия и влияния злых духов;
- помогает искоренять грехи и страсть (любая невоздержанность: алкоголь, еда, жадность, гнев и пр.);
- помогает при исцелении тела и души.
Обычно в храмах читается Псалтырь, но лишь урывками между проповедью и таинствами. А вот в монастырях можно заказать чтение Неусыпаемой Псалтири за определённых людей (живых и мертвых). Обычно это подразумевает подачу милостыни обители.
Почему только в монастырях можно заказать подобную службу? На это есть несколько причин:
- Монахам дана особая благодать для вымаливания мирян — они живут молитвой и наиболее отдалены от мирских страстей.
- Псалтирь — это особая молитва, которая обладает огромной силой. Старцы говорили, что когда читают Неусыпную Псалтирь то от земли до неба возвышается в духовном мире огненный столб.
- При чтении Неусыпной Псалтири за определенного человека, ангелы хранят того от искушений, защищают от злых духов и укрощают страсти вокруг и внутри него.
- При чтении такой молитвы имя человека упоминается не только при чтении псалмов, но и несколько раз в день, на каждой кафизме.
- Монахи читают тексты на протяжении нескольких суток, сменяя друг друга. Причем неважно день или ночь на улице.
- Неусыпная Псалтирь считается великой жертвой за уже усопшую душу.
- Поддержания монастыря — как самостоятельная организация зачастую обители нуждаются в финансовой поддержке, а заказ такой службы сопровождается пожертвованиями.
Результатом такого заказа станет польза:
- заказавшему — как желание прославить Господа, укрепления в вере и как дело милосердия;
- монастырю, в духовном и финансовом плане;
- монахам в духовном их развитии;
- окружению заказавшего, ведь это пример духовного дела и милосердия.
Заказывать Неусыпную Псалтирь можно за родных и близких, друзей и за себя лично.
Совет! В монастырях Неусыпаемая псалтырь читается на церковнославянском языке. Для домашнего чтения можно взять русский Синодальный перевод Священного Писания, он более понятен большинству людей.
Где и как заказать Неусыпную Псалтирь
Как уже говорилось ранее, Неусыпная Псалтирь читается только в монашеских обителях и нигде более.
Поэтому для заказа ее следует обратиться в ближайшую обитель, которая приняла такой чин. Обитель может быть мужская и женская. При этом совершенно неважно, за кого именно в каком монастыре подается заказ, т. е. можно читать за мужчину в женской обители и наоборот.
Срок чтения молитвы — от 40 дней до года.
Важно! Не заказывают чтение на имена самоубийц, некрещенных и людей, которые поддерживают иную веру.
Стоимость
Стоимость (сумма пожертвования) варьируется в зависимости от обители. Причем некоторые из них принимают заказы даже через Сеть, стоимость которых на одно имя начинается с 400 рублей на месяц и более. Сумма пожертвования зависит и от количества имен, о которых стоит молиться.
А вот оплату монастыри могут принимать не только финансами, но и материальной помощью — продуктами, дровами, стройматериалами и пр.
Важна не сумма и не размер помощи, а посильное участие в жизни обители. При этом следует понимать, что чтение молитвы в монастыре не является гарантом безбедной и беспроблемной жизни, человек должен прикладывать свои усилия, чтобы приближаться к Господу и отрекаться от искушений и страстей мирских.
Порядок чтения дома
Читать псалмы можно и самостоятельно в домашних условиях. Ведь молиться следует самостоятельно дома в любом случае, а просить можно за всех родных и близких.
Очень хорошо читать псалтырь всей семьей, разделяя между собой кафизмы и время чтения их. Это сближает и объединяет семью или группу людей, подвязавшихся на служение таким образом. Самостоятельно это будет достаточно трудно, но если есть желание, следует обязательно попробовать, Господь видит желание сердца и помогает в нужде.
Еще о домашней молитве:
Однако стоит помнить про правила чтения:
- при чтении зажигать обязательно свечу или лампаду;
- читать следует не спеша, вслух не очень громко;
- кафизмы читаются сидя, а песни и «славы» стоя;
- следует помнить, что молитва должна идти от сердца и искренне, поэтому жестикуляция и пафос будет лишним;
- при непонимании какого-либо отрывка не следует стыдиться, необходимо обратиться за толкованием к священнослужителю.
Совет! Перед чтением следует помолиться и высказать Господу свои сомнения и страхи, попросить помощи при чтении. Ведь это не просто тексты, а попытка человека приблизиться к Богу.
После чтения обязательно следует исповедаться и причаститься в храме.
Молитва, творящая чудеса: Неусыпаемый Псалтырь о здравии – что это и как можно заказать?
Слова, произнесенные в горячей молитве к Богу, имеют необыкновенную силу. Они помогут обрести надежду и успокоить болящее сердце. Священные слова божественной благодати сосредоточены в древней богослужебной книге Священного писания – Псалтыре. Это одна из основных книг ветхозаветного и новозаветного христианства. Каждый православный должен знать ответ на вопрос «Неусыпаемый Псалтырь о здравии – что это такое и почему он так необходим человеку в сложные моменты жизни?» Найти его можно в этой статье.
Что такое Псалтырь?
Псалтырь некоторые священнослужители называют «сборником гимнов», потому как это основа богослужебной жизни Церкви и её молитвенного правила. Псалтырь создан на рубеже IV-V вв. Представляет собой эта священная книга сборник псалмов, которые делятся на 3 группы:
- Поучительные. Учат человека Божественному Откровению и закону жизни.
- Хвалебные. Благодарность Господу за всё.
- Покаянные. Молитвы, которые отражают человеческое раскаяние и просьбы о помощи.
Это всеобъемлющее Писание включает в себя прошлое, объясняет настоящее и направляет человека в будущем. Святые отцы называли Псалтырь книгой, наполненной Божьей благодатью.
Как и где читается Псалтырь?
Собранная в результате многовекового богослужебного опыта, книга представляла собой прежде всего молитвенное правило для келейной, монастырской жизни. Её читают в монастырях, причем не каждый монах может это сделать. Это испытание расценивается как награда, и духовные отцы дозволяют читать Псалтырь только монахам высокой душевной организации.
Неусыпаемым Псалтырь называется из-за своего непрестанного, круглосуточного произнесения. В этой неостановимой молитве заключена сила духа, который не поддается человеческому бессилию. Поэтому ее чтение ещё называют «ангельским пением», поскольку только ангелы способны к непрестанному восхвалению Господа.
Читается Псалтырь как в мужских, так и в женских монастырях. Настоятель определяет очередность, с которой насельники произносят кафизмы, сменяя друг друга. Для каждого – свой промежуток времени, свое время суток. Читают либо в храме, либо в отведенной для этого келье. После каждой «Славы» монах открывает специальную книгу, куда занесены имена тех, о ком заказан Псалтырь, и произносит их. Но не каждая обитель сознает себя готовой к такому подвигу, а значит заказать Неусыпаемый Псалтырь можно не везде.
Псалтырь можно заказать на разный срок:
При чтении нельзя поминать самоубийц, некрещеных, а также иноверцев. Можно заказать Псалтырь об умерших. Сумма пожертвования определяется каждым монастырем отдельно.
Почему заказывают Неусыпаемый Псалтырь именно в монастырях?
Монахи – это своего рода отшельники, которые отказались от мирских благ в пользу каждого из мирян. Они молятся о целом мире, замаливают грехи каждого. Их духовный труд позволяет возвыситься над обычным миром, их молитва чище и ближе к Богу, чем обычная. Поэтому известны случаи чудесных исцелений по воле Божьей от болезней, пагубных привычек и душевных расстройств при заказе Неусыпаемого Псалтыря в монастыре.
Святая молитва становится надежной защитой от нечистого, напастей и бед. Старцы считали, что нет более сильной помощи человеку на земле, чем Неусыпаемый Псалтырь. Святитель Иоанн Златоуст писал, что псалмами может врачеваться душа. А если душа здорова, то и тело будет свободно от болезней.
Домашнее правило
Читать Неусыпаемый Псалтырь о здравии можно и в домашних условиях. Каждый из нас может обратиться к Господу в своей молитве. Просить можно о помощи лично для себя, для родственников и близких.
Часто для усиления молитвы читают неусыпаемый Псалтырь группой, распределяя между собой кафизмы и время произнесения. Или же читают одну из кафизм в определенный час. Это объединяет верующих, особенно в период скорбей и испытаний. Одному человеку будет трудно и тяжело прочесть весь Псалтырь.
Если верующий готов к этому подвигу, то он должен руководствоваться некоторыми правилами:
- Обязателен огонь освященной свечи или лампадки.
- Чтение вслух, вполголоса, неторопливо.
- Кафизмы читаются сидя, вставать нужно только при чтении песен в начале и в конце, а также на «Славах».
- Не нужно театральности, жестикуляции и особых страстей при произнесении святого текста.
- Если какой-то отрывок непонятен, не нужно этого бояться или стыдиться.
Нужно четко осознавать, о чем и для кого создан Неусыпаемый Псалтырь о здравии, что это не просто сборник псалмов, а попытка человеческой души быть ближе к Всевышнему. Нужно совмещать чтения Псалтыря о здравии с Таинством исповеди и причастия. Тогда по воле Божьей можно очистить свою душу от грехов и стать счастливее.
Неусыпаемая Псалтирь В Духовной Жизни Мирян
Во многих монастырях есть обычай просить почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Чин Неусыпаемой Псалтири заключается в том, что Псалтирь читается монахами и днем и ночью, круглосуточно и без какого-либо перерыва — непрестанно, с особыми поминовениями имен о здравии или упокоении. Такой молитвой молятся только в монастырях, потому что именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве.
Псалтирь – библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, 11 псалмов (41—48, 83-й, 84-й, 86-й) левитов, сынов Кореевых, 12 (49-й, 72—82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Священного Писания, собраны в одну книгу в V веке до Р.Х. первосвященником Ездрою.
Псалтирь есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.
В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью.
Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».
Что такое Неусыпаемая Псалтирь?
Неусыпаемая Псалтирь — особый род молитвы. Её чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени. Чтение Неусыпаемой Псалтири протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиряет душу.
После чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника — О Здравии или О Упокоении. Такие поминовения призваны к тому, чтобы молитва о человеке возносилась постоянно. Таким образом, человека будут поминать не 1 раз в день, а на каждой кафизме (в Псалтири 20 кафизм).
Сила этой непрестанной молитвы очень велика. Во время этой молитвы душа, за которую молятся, очищается, ограждается от лукавых демонов и получает помощь в борьбе со страстями. Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Издревле заказывание поминания на Неусыпаемой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чтение Неусыпаемой Псалтири это великий и тяжелый труд. Если посмотреть со стороны, может сложиться ошибочное мнение, и показаться, что молящийся человек особо не утруждается. Но это совсем не так. Для того, чтобы молитва давала больше сил и была более благотворной, человеку, читающему Псалтирь, нужно быть в полной гармонии с Богом.
Неусыпаемая Псалтирь читается как о здравии, так и о упокоении. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя. Заказав Неусыпаемую Псалтирь за свое здравие, вы сразу почувствуете помощь высших сил.
Такая сильная и долгая молитва как Неусыпаемая Псалтирь за человека, способна творить чудеса. А когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы еще больше укрепитесь в вере. Хотя Неусыпаемая Псалтирь считается самою дорогой церковной требой, но поверьте, потраченные деньги воздадутся вам сторицей.
Что касается чтения Псалтири и молитвенного поминовения дома, то такое тоже имеет место, правда это не столько «неусыпаемая псалтирь», ведь мало кто ежедневно вычитывает Псалтирь полностью. Но читать в память о живых и умерших её можно. Например, можно вычитывать хотя бы одну кафизму, при этом, поминать о здравии (упокоении) на каждой «Славе». Как именно поминать — тут можно как своими словами, так и краткими молитвенными поминовениями. Например, о живых можно молиться так: «Спаси Господи раба твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, просвети его светом Твоей истины и помоги во всех его житейских праведных делах». Можно просить за человека помощи у Бога во всех нуждах.
Что касается чтения псалтири по усопшим. Такая практика более распространена. Когда человек переходит в иную форму бытия, мы (живые) должны исполнять свой долг любви к умершему не поминками с алкоголем и прочими языческими вещами, а молитвенным поминовением и деланием добрых дел. Если человек читает псалтирь несколько дней, то можно начинать с первой кафизмы. Если, псалтирь об умершем это однократное поминовение, то читается 17-я кафизма. Именно эта кафизма считается заупокойной. Ее читает духовенство на поминальные субботы в храмах.
Чтение Псалтири как за живых, так и за умерших приносит пользу не только тем, за кого мы молимся, но и самим читающим. Несомненное влияние на душу человека оказывает сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Чтение Псалтири отгоняет бесов и привлекает Божию благодать. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. Старец Паисий Святогорец писал, что Псалтырь это удивительно богоугодная книга, наполненная умилением и благоговением. Ее чтение успокаивает, отвлекает от тревожных, беспокоящих мыслей, настраивает на разговор с Богом.
Афанасий Великий писал: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Неусыпаемая Псалтирь В Духовной Жизни Мирян
Во многих монастырях есть обычай просить почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Чин Неусыпаемой Псалтири заключается в том, что Псалтирь читается монахами и днем и ночью, круглосуточно и без какого-либо перерыва — непрестанно, с особыми поминовениями имен о здравии или упокоении. Такой молитвой молятся только в монастырях, потому что именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве.
Псалтирь – библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, 11 псалмов (41—48, 83-й, 84-й, 86-й) левитов, сынов Кореевых, 12 (49-й, 72—82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87-й) Емана и один (88-й) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Священного Писания, собраны в одну книгу в V веке до Р.Х. первосвященником Ездрою.
Псалтирь есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.
В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью.
Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».
Что такое Неусыпаемая Псалтирь?
Неусыпаемая Псалтирь — особый род молитвы. Её чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени. Чтение Неусыпаемой Псалтири протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиряет душу.
После чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника — О Здравии или О Упокоении. Такие поминовения призваны к тому, чтобы молитва о человеке возносилась постоянно. Таким образом, человека будут поминать не 1 раз в день, а на каждой кафизме (в Псалтири 20 кафизм).
Сила этой непрестанной молитвы очень велика. Во время этой молитвы душа, за которую молятся, очищается, ограждается от лукавых демонов и получает помощь в борьбе со страстями. Молитва за живых или умерших при чтении Неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая «и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Издревле заказывание поминания на Неусыпаемой Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.
Чтение Неусыпаемой Псалтири это великий и тяжелый труд. Если посмотреть со стороны, может сложиться ошибочное мнение, и показаться, что молящийся человек особо не утруждается. Но это совсем не так. Для того, чтобы молитва давала больше сил и была более благотворной, человеку, читающему Псалтирь, нужно быть в полной гармонии с Богом.
Неусыпаемая Псалтирь читается как о здравии, так и о упокоении. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя. Заказав Неусыпаемую Псалтирь за свое здравие, вы сразу почувствуете помощь высших сил.
Такая сильная и долгая молитва как Неусыпаемая Псалтирь за человека, способна творить чудеса. А когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы еще больше укрепитесь в вере. Хотя Неусыпаемая Псалтирь считается самою дорогой церковной требой, но поверьте, потраченные деньги воздадутся вам сторицей.
Что касается чтения Псалтири и молитвенного поминовения дома, то такое тоже имеет место, правда это не столько «неусыпаемая псалтирь», ведь мало кто ежедневно вычитывает Псалтирь полностью. Но читать в память о живых и умерших её можно. Например, можно вычитывать хотя бы одну кафизму, при этом, поминать о здравии (упокоении) на каждой «Славе». Как именно поминать — тут можно как своими словами, так и краткими молитвенными поминовениями. Например, о живых можно молиться так: «Спаси Господи раба твоего (имя), прости ему прегрешения вольные и невольные, просвети его светом Твоей истины и помоги во всех его житейских праведных делах». Можно просить за человека помощи у Бога во всех нуждах.
Что касается чтения псалтири по усопшим. Такая практика более распространена. Когда человек переходит в иную форму бытия, мы (живые) должны исполнять свой долг любви к умершему не поминками с алкоголем и прочими языческими вещами, а молитвенным поминовением и деланием добрых дел. Если человек читает псалтирь несколько дней, то можно начинать с первой кафизмы. Если, псалтирь об умершем это однократное поминовение, то читается 17-я кафизма. Именно эта кафизма считается заупокойной. Ее читает духовенство на поминальные субботы в храмах.
Чтение Псалтири как за живых, так и за умерших приносит пользу не только тем, за кого мы молимся, но и самим читающим. Несомненное влияние на душу человека оказывает сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Чтение Псалтири отгоняет бесов и привлекает Божию благодать. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. Старец Паисий Святогорец писал, что Псалтырь это удивительно богоугодная книга, наполненная умилением и благоговением. Ее чтение успокаивает, отвлекает от тревожных, беспокоящих мыслей, настраивает на разговор с Богом.
Афанасий Великий писал: «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Что такое неусыпаемая Псалтирь и нужно ли ее заказывать в монастырях?
Псалтирь, пожалуй, одна из самых древних богослужебных Священных книг ветхозаветной и новозаветной христианской религии. Она была написана на протяжении нескольких столетий святым пророком и царем Давидом, а также некоторыми другими людьми. Псалтирь являлась основой богослужения Ветхозаветной Церкви и занимает огромное и чрезвычайное место в богослужениях и обрядах новозаветной Православной Церкви. Ее значение, как для жизни Церкви в общем, так и индивидуальной жизни каждого христианина в частности, невозможно переоценить. Многие стихи псалмов и целые псалмы разобраны на прокимны перед чтением Священного Писания, входят в состав богослужебных песнопений и келейных молитв. Псалмы пронизывают богослужебную и молитвенную жизнь Церкви, как вода является основой всего живого на планете Земля.
Многие сонмы угодников Божиих, как ветхозаветных, так и новозаветных, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири. Вспомним египетских и палестинских монахов-подвижников, которые за день в своих пустынных кельях выпевали всю Псалтирь.
Святитель Василий Великий отмечал, что Псалтирь «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».
Т. е. мы видим, что Псалтирь в духовном отношении имеет, по словам вселенского великого учителя Церкви, две функции: научающую человека Божественному Откровению и помогающую осуществить заповеди Творца в повседневной земной жизни.
Святитель Амвросий Медиоланский говорил об этой книге очень возвышенно: «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».
А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь духовным врачевством. И это не просто эпитет. Это ее, если хотите, функция. С помощью чтения-молитвословия псалмов врачуется человеческая душа.
Маркелл-пресвитер скитский из Лавры Келий (Египет) писал: «Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет, и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».
Остановимся с Божьей помощью на вышеупомянутых цитатах. Анализируя их, мы увидим, что применение Псалтири в повседневной жизни христианина многофункционально и спасительно. Почему?
Псалтирь открывает нам тайны Священного Писания, содержащего Божественное Откровение.
Псалтирь помогает нам применять истины и Божественные глаголы Библии в жизни. Так сказать, жить по ним.
Псалтирь является для души своего рода спасительным лекарством, через которое она, врачуясь, приближается к Царствию Небесному.
Псалтирь – одно из главных оружий, которым мы отражаем невидимых врагов: диавола и бесов, боящихся псалмов как огня.
Потому, конечно же, очень важно в своей домашней келейной молитве по мере своих сил и с учетом занятости повседневными делами читать молитвенно Псалтирь.
Что такое неусыпаемая Псалтирь?
Это одна из форм церковной (келейной) исключительно монастырской молитвы, которая с Божьей помощью была выработана историческим опытом Церкви в конце IV – начале V в. по Рождестве Христовом. Осуществляется только в монастырях. Неусыпаемой Псалтирь называется из-за непрерывности чтения псалмов. Оно обозначает круглосуточное чтение практически всеми монахами обители по очереди Псалтири.
Основания к этому, конечно, есть в Священном Предании, говорящем нам о том, что Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Бога, т. е. в непрерывной молитве. Для земного человека, безусловно, это очень тяжело. Максимально приблизиться к небесному идеалу пытались египетские, палестинские, сирийские монахи-подвижники, выпевая за день всю Псалтирь.
Впервые же опыт неусыпаемой Псалтири был применен преподобным Александром в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат в конце IV – начале V в.
Вот как об этом повествуется в Житии преподобного Александра: «Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1:1–2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия. Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Если, говорил он, невозможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога. И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.
Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор. 12:2).
После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина».
То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси.
Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть). Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»). По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По прочтении третьей славы – за покойных православных христиан.
С практической стороны чтение неуспыпаемой Псалтири выглядит следующим образом. Игумен (настоятель) монастыря с Божьей помощью, исходя из числа братии, устанавливает очередность среди насельников чтения псалмов. Для каждого из них выделено определенное время суток, включая и ночь. Вывешиваются специальные графики, и каждый монах может увидеть, когда ему идти читать. Чтение происходит либо в храме, либо в специально отведенной для этого молитвенной келье, располагающейся, как правило, рядом с храмом. Вместе с Псалтирью там находятся специальные журналы, в одних помещены имена живых православных христиан, в других – почивших. Монах после каждой «Славы» раскрывает журналы и молится о всех людях, заказавших неусыпаемую Псалтирь. Обычно ее заказывают на следующие промежутки времени: сорок дней, полгода, год. Тот же порядок с чтением неусыпаемой Псалтири и в женских монастырях.
Подавать поминания на неусыпаемую Псалтирь можно только о крещенных в Православной Церкви людях. За упокой так же. Кроме того, нельзя за упокой подавать на Псалтирь о самоубийцах.
Почему неусыпаемая Псалтирь читается только в монастырях? Потому что монахи принимают на себя ответственность молиться о всем мире. Они отрекаются от мира, чтобы предстоять за него в молитве любви, и посвящают ей львиную долю своего времени. Конечно же, мирские люди, из которых состоит обычный приход в любом населенном пункте, не могут себе этого позволить (заботы о семье, о хлебе насущном и т. д.). Потому организовать в обычном приходе «неусыпающих» практически невозможно. Но в приходах есть очень хорошая практика «двадцаток». Когда из числа наиболее активных в молитвенном плане прихожан выделяют двадцать человек, задачей которых есть прочитывание в день по одной кафизме с обычным делением на «Славы» и поминания по ним. Таким образом, за день в населенном пункте также вычитывается вся Псалтирь, и эта святая молитва становится невидимым щитом, ограждающим жителей от всякого зла.
Я лично сталкивался с ситуацией, когда о человеке, довольно тяжело грешившем и находившимся из-за греха и недуга, вызванного им, на пороге смерти, заказали в монастыре неусыпаемую Псалтирь. В результате он с Божьей помощью исцелился от своего греха и болезни и сейчас ведет нормальную жизнь.
Ведь на неусыпаемой Псалтири непрестанно возносятся молитвы о православных христианах! И неужели Бог их не услышит? Конечно же, услышит и придет на помощь! «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). И недаром в исихастских практиках Иисусовой молитвы большое внимание уделяют дыханию и биению сердца. Наш стук в двери Царства Небесного – это наша искренняя сердечная молитва друг о друге и о всем мире. Молясь и подавая записки в неусыпаемой Псалтири, мы призываем благодать Божию, исцеляющую наши души, отгоняющую лукавых духов и созидающую в нас мир и спокойствие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И двери в Царствие Небесное открываются нашей искренней молитвой…
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.