Содержание
- 1 Молитва в ознаменование наречения ребенка именем, на восьмой день по рождении
- 2 Молитва на 8 день после рождения
- 3 Молитва о наречении имени в восьмой день по рождению ребёнка
- 4 ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
- 5 Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения
- 6 МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ
- 7 Наречение имени
- 8 Молитва в первый день по рождению дитяти
- 9 Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
- 10 Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
Молитва в ознаменование наречения ребенка именем, на восьмой день по рождении
Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш. », затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство. » произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение; священник читает первую молитву:
«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его.) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».
Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.
Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:
«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго . (именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.
Молитва на 8 день после рождения
Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем, [или: на рабе Твоей сей, ] имярек, и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениих его, во еже бегати суеты мiра, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи, Боже наш, Тебя просим и Тебя умоляем: да запечатлеется свет лица Твоего на этом рабе Твоем [или на этой рабе Твоей ] (имя) , и да запечатлеется Крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его [или ее ] , чтобы избегать ему [или ей ] суеты мiра и всякого злого умысла врага, следовать же повелениям Твоим. И дай, Господи, неизменно пребыть имени Твоему святому на нем [или на ней ] , который [или которая ] должен будет в надлежащее время соединиться со святой Твоей Церковью и стяжать совершенство через страшные таинства Христа Твоего; чтобы, по заповедям Твоим пожив и сохранив печать нерушимой, достиг он [или достигла она ] блаженства избранных во Царстве Твоем. По благодати и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Таже в руце взем отроча, стоит пред враты храма, или пред образом Пресвятыя Богородицы, и творит креста образ, глаголя:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Затем, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.
И бывает отпуст.
Затем: «Слава Тебе, Христе Боже:» и обычный дневной отпуст.
Подобает ведати, яко рожденный младенец аще убо немоществуяй не ссет, но к смерти зрит, не подобает ожидати, [якоже нецыи зле глаголют,] шестаго или осмаго дне, и тако крещати его: но в час воньже родися, токмо омыти его, и абие крестити, да не скончается непросвещен. Пять бо месяцей непраздныя, аще случится от некия язвы младенца уязвити, аки убийству по законом и правилом повинни суть: кольми паче суда подобает избегати рожденных, да не непросвещени скончаются.
Следует знать, что если рожденный младенец по немощи не сосет и выглядит умирающим, не следует ждать, как некоторые неверно говорят, шестого или восьмого дня, и лишь тогда крестить его, но должно в тот же час, когда он родился, только омыть его, и сразу же крестить, чтобы не скончался непросвещенным. Ведь если даже случится на пятом месяце беременности от какого-нибудь неосторожного удара преждевременно родить младенца мертвым, за это по законам и церковным правилам виновные подлежат возмездию за убийство: то насколько больше следует избегать вины за то, что уже рожденные скончаются непросвещенными.
Молитва о наречении имени в восьмой день по рождению ребёнка
Наречение имени ребёнка — древний обряд, проводимый на 8 день его рождения. Носит литургический характер и сопровождается чтением специальной молитвы.
В отличии от молитв первого дня, в основном сосредоточенных на матери, молитва в восьмой день полностью сосредоточена на ребёнке и по сути представляет из себя прошение о нём к Богу. Оно показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви.
По традиции в этот день ещё не крещённого ребёнка приносят к воротам храма и ждут священника. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, подойдя к ребёнку возглашает: «Благословен Бог наш. », затем читает Трисвятое по «Отче наш»; произнося после возглáса: «Яко Твое есть Царство. » отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Затем запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву:
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия΄ Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме! Веселися и ты, старче праведный, приéмый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Заканчивается обряд чтением отпуста:
«Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (святого, именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Как правильно молиться?
Молитва — это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва — это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.
Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».
Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».
Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.
Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.
И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
Дать имя – когда
Народная мудрость гласит: «С именем – Иван, а без имени – болван». Согласно Уставу Православной Церкви младенца приносят в храм для наречения имени на восьмой день по рождении. Восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый. В наши дни чин наречения имени младенцу чаще совершается в день совершения над ним Таинства Крещения. Однако молодые воцерковленные родители все же стараются придерживаться устава.
Наречение всегда считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати. Имя человека отображает его неповторимую личность, оно предполагает личное общение с Богом. Протоиерей Сергий Булгаков в одной из своих работ писал, что всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово.[26]
Только через имя, освященное молитвой и благословением Церкви, ребенок может быть допущен к участию в церковных Таинствах – Крещению и Причастию, а позже и остальным. Святое имя есть первая и самая главная собственность младенца.
Имя дается в честь какого-либо святого. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни. Поэтому имена даются по месяцеслову, иначе называемому святцами. С момента наречения ваш малыш попадает под покровительство этого святого. Тот на небе молится о нем, выступает перед Богом ходатаем и заступником. Предполагается, что, возрастая, человек будет подражать жизни своего святого покровителя, просить через него Бога о своих нуждах и тем все больше сродняться с ним. В этом выражается уверенность Церкви в том, что единственное истинное назначение и призвание человека на земле – это святость.
Священное Писание и святые отцы о…
В Библии акту наречения имени уделяется огромное внимание. С самого начала Писания, с Книги Бытия и до книг Ветхого Завета, имена часто дает Сам Господь, причем даже до рождения младенца, либо особо отмечается, как и почему мать с отцом называют новорожденного. Причем заметим, – ни разу на станицах Библии мы не встретим ситуации, когда Бог говорит: «Назови младенца так-то», а родители принимаются капризничать – это имя им чем-то не приглянулось – и дают иное. Потому что дать имя – это дело Божие. Имя связывает человека с Господом. Жизнь – от Бога, ее смысл и предназначение – от Бога, а значит, и имя – от Бога. Так происходит на протяжении ветхозаветной истории, так продолжается и в Новом Завете.
И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое (Быт. 16, 11); Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил (Быт. 16, 15).
Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него (Быт. 17, 19). И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (Быт. 21, 3).
Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо [говорила она] от Господа я испросила его (1 Цар. 1, 20).
Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его (1 Пар. 22, 9).
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лук. 1, 13). Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились (Лук. 1, 63).
И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лук. 1, 31).
Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Матф. 1, 21). По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лук. 2, 21).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения
Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения
(Эту молитву должен читать священник.)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедей Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Похожие главы из других книг
Какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела?
Какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? иеромонах Иов (Гумеров)Человек по своей природе двусоставный, поэтому он рождается дважды: телесно и духовно: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Без духовного рождения невозможно
Молитвы в первый день после рождения младенца.
Молитвы в первый день после рождения младенца. «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прийди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Милосердный, наши души». «Святый Боже, Святый Всемогущий,
Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда́ родити жене отроча́»)
Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда? родити жене отроча?») Этот обряд состоит в чтении священником трех молитв у постели матери в первый день по рождении младенца. В этих молитвах выражаются противоположные чувства. С одной стороны – это
Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»)
Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего») Одним из первых священнодействий, совершаемых над новорожденным, является так называемое «назнамение», при котором священник осеняет младенца крестным
Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего
Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего Ведомо буди, яко по рождестве во осмый день приносится младенец от бабы к храму, и стоит пред враты храма.Священник же творит: Благослове?н Бог наш: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: И по О?тче наш:
МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ
МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:Священник:
МОЛИТВА НА СНЯТИЕ ВЕНЦОВ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ
МОЛИТВА НА СНЯТИЕ ВЕНЦОВ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ Священник: Господи Боже наш, венец года благословивший и эти венцы возлагать заповедавший на сочетающихся друг с другом законным браком, и как воздаяние целомудрие им подающий: ибо они чистыми узаконенным Тобою браком сочетались.
Молитва в первый день рождения
Молитва в первый день рождения Едва появится на свет Божий новый человек, как св. Церковь уже ограждает и его и родившую его мать от всякого зла особыми тремя молитвами, которые читаются иереем в епитрахили над родильницей и новорожденным младенцем. В последовнии не
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 11/24 мая
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 11/24 мая В 863 г. в Византию прибыли послы князя Ростислава, просившего прислать в Моравию для проповеди Евангелия христианских учителей. Тогда было решено
Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении Молитву читает священник Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в
Молитва Господу в день рождения
Молитва Господу в день рождения Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости,
Молитва в день рождения
Молитва в день рождения Господи Боже, Владыка всего мира, видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты
Молитва в первый день после рождения младенца
Молитва в первый день после рождения младенца (Эту молитву должен читать священник.)Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в
Молитва в День рождения
Молитва в День рождения Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого.От Твоей Святой воли зависят все дни и года моей жизни.Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить ещё один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты
Молитва при наречении имени младенца
Молитва при наречении имени младенца Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (или ея), во еже бегати суеты мира и
Молитва в день рождения
Молитва в день рождения Господи Боже, Владыко всего мира видимаго и невидимаго! От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тя, Премилосердый Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехом моим я недостоин этой милости, но Ты
МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ
МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ
Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство:
Также отпустительный тропарь дня или святого храма.
Слава, и ныне: Ходатайством, Господи, / всех святых и Богородицы / Твой мир подай нам / и помилуй нас, как Единый Милосердный.
Затем священник запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву:
Господи, Боже наш, Тебя просим и Тебя умоляем: да запечатлеется свет лица Твоего на этом рабе Твоем [или на этой рабе Твоей] (имя), и да запечатлеется Крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его [или ее], чтобы избегать ему [или ей] суеты мiра и всякого злого умысла врага, следовать же повелениям Твоим. И дай, Господи, неизменно пребыть имени Твоему святому на нем [или на ней], который [или которая] должен будет в надлежащее время соединиться со святой Твоей Церковью и стяжать совершенство через страшные таинства Христа Твоего; чтобы, по заповедям Твоим пожив и сохранив печать нерушимой, достиг он [или достигла она] блаженства избранных во Царстве Твоем. По благодати и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Затем, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.
Затем: «Слава Тебе, Христе Боже:» и обычный дневной отпуст.
Следует знать, что если рожденный младенец по немощи не сосет и выглядит умирающим, не следует ждать, как некоторые неверно говорят, шестого или восьмого дня, и лишь тогда крестить его, но должно в тот же час, когда он родился, только омыть его, и сразу же крестить, чтобы не скончался непросвещенным. Ведь если даже случится на пятом месяце беременности от какого–нибудь неосторожного удара преждевременно родить младенца мертвым, за это по законам и церковным правилам виновные подлежат возмездию за убийство: то насколько больше следует избегать вины за то, что уже рожденные скончаются непросвещенными.
Наречение имени
Нарече́ние и́мени – обряд, совершаемый на 8 день после рождения ребёнка, именуется в Требнике: «Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В прежние времена младенцам имя нарекали задолго до дня Крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения.
В Ветхом Завете был закон, по которому в восьмой день полагалось обрезание младенца. В Новом Завете вместо этого обряда обрезания ставится наречение имени. Если в обрядах первого дня не произносится никакого имени, то теперь ребенок называется по имени и его имя соотносится со Святым Именем Божиим: «…и даждь, Господи, не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем…».
Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.
Молитва в первый день по рождению дитяти
Издавна повелось в первый день после рождения дитяти приглашённым священником читать три особые молитвы к Господу.
Их словами выражаются прямо противоположные чувства, которые испытывает любая православная женщина после родов. С одной стороны — радость материнства. С другой — печаль об испорченности мира грехом, которым является сопровождающая процесс зачатия ребёнка похоть. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16:21). Исцелить мать и дитя после родов и призваны молитвы в первый день по рождению ребёнка.
Но сразу молитвы по рождению дитяти не читают. Сперва священник перед дверями дома, в котором родился новый член общества, надев епитрахаль возглашает: «Благосоловен Бог наш». Произносит Трисвятое по Отче наш, затем в Господский или Богородичный праздник – тропарь и кондак его, в прочие дни – тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас:» и, если хочет, тропари праздников Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. И только после следующие молитвословия:
Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди: покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешняго дне даже до последняго ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых; яко благословен еси во веки веков, аминь.
Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богороди цы и Приснодевы Марии, и яко младенец во яслех возлегий, и яко детищ восприемлем бывый; Сам и сию рабу Твою, днесь родившую сие отроча, помилуй, и прости вольныя и невольныя ея прегрешения, и сохрани ю от всякаго диавольскаго мучительства; и из нея рожденнаго младенца соблюди от всякаго яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных. Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради; и соблюди от всякаго наития невидимых духов. Ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, и от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны, и различных ей находящих утробных стужений; и изведи ю скорою милостию Твоею во смиренном ея теле во исправление: и из нея рожденнаго младенца сподоби поклонитися земному храму, егоже уготовал еси славословитися имени Твоему святому. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи Боже наш, благоволивый снити с небес, и родитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, спасения ради нас грешных, ведый немощное человеческаго естества, прости рабе Твоей (имя), днесь родившей, по множеству щедрот Твоих. Ты бо рекл еси Господи: раститеся и умножайтеся, и исполните землю и обладайте ею. Сего ради и мы, раби Твои, молимся, и дерзающе незлобивым Твоим человеколюбием, со страхом вопием к Царствия Твоего Святому имени: призри с небесе и виждь немощь нас осужденных, и прости рабе Твоей сей (имя), и всему дому, в немже родися отроча, и при коснувшымся ей, и зде обретающымся всем, яко Благ и Человеколюбец Бог прости: яко Един имаши власть оставляти грехи, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь.
Заканчивает молитвы словами: «Слава Тебе, Христе Боже:» и совершает обычный дневной отпуст.
Как правильно молиться?
Молитва — это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва — это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.
Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».
Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».
Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.
Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.
И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».
Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
Молитвы читает священник
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении
Молитвы читает священник
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы в первый день по рождению дитяти
Молитвы читает священник
Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих зачахомся, и сквернави вси есмы пред Тобою. Сохрани сию, и сего младенца, егоже роди: покрый ю под кровом крилу Твоею, от днешняго дне даже до последняго ея скончания, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых; яко благословен еси во веки веков, аминь.
Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богороди цы и Приснодевы Марии, и яко младенец во яслех возлегий, и яко детищ восприемлем бывый; Сам и сию рабу Твою, днесь родившую сие отроча, помилуй, и прости вольныя и невольныя ея прегрешения, и сохрани ю от всякаго диавольскаго мучительства; и из нея рожденнаго младенца соблюди от всякаго яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных. Сию же соблюди под державною рукою Твоею, и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради; и соблюди от всякаго наития невидимых духов. Ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, и от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны, и различных ей находящих утробных стужений; и изведи ю скорою милостию Твоею во смиренном ея теле во исправление: и из нея рожденнаго младенца сподоби поклонитися земному храму, егоже уготовал еси славословитися имени Твоему святому. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи Боже наш, благоволивый снити с небес, и родитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, спасения ради нас грешных, ведый немощное человеческаго естества, прости рабе Твоей (имя), днесь родившей, по множеству щедрот Твоих. Ты бо рекл еси Господи: раститеся и умножайтеся, и исполните землю и обладайте ею. Сего ради и мы, раби Твои, молимся, и дерзающе незлобивым Твоим человеколюбием, со страхом вопием к Царствия Твоего Святому имени: призри с небесе и виждь немощь нас осужденных, и прости рабе Твоей сей (имя), и всему дому, в немже родися отроча, и при коснувшымся ей, и зде обретающымся всем, яко Благ и Человеколюбец Бог прости: яко Един имаши власть оставляти грехи, молитвами Пречистыя Богородицы и всех святых Твоих. Аминь.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.