молитва и пост два крыла

Подробно: молитва и пост два крыла - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)

О храме и приходе

Сбор средств на строительство храма

Построим храм вместе!

Ваше посильное пожертвование поможет построить храм!

Рубрики

с 2015 года

«Пост и молитва — два крыла постящегося» — настоятель храма дал наставления перед Великим постом.

Великий пост — это время не только особого воздержания и молитвы. Это время острой борьбы со многими недостатками, которые мы все каждодневно замечаем в себе. Мы всякий раз, вступая на путь поста, пытаемся измениться, истребить в себе страсти и грехи. Но как сложно в этом преуспеть, знают все православные христиане.

Как провести Великий пост, который заповедан нам Самим Господом, достойно? Как научиться не унывать, если что-то не получается и почему порой именно в пути к Светлому Христову Воскресению нас одолевают больше всего различные искушения? Об этом мы поговорили с настоятелем храма иеромонахом Спиридоном (Савиным).

  • Отец Спиридон, мы знаем, что Спаситель освятил пост Своим примером, когда постился 40 дней в пустыне (см.Мф.4:1-2). Как определить грань подражания Христу и рассчитать свои силы правильно ?
  • Знай себя и будет с тебя, говорил прп. Амвросий Оптинский. Каждый знает, какова мера его душевных и физических сил. Нужно помнить, что пост не должен умножить болезни и немощи.
    Работа у всех разная и это тоже влияет на меру поста. Одно дело — ты водитель автобуса и ты крутишь баранку, а ещё ответственен за жизнь пассажиров, и поэтому поддерживать силы ты просто обязан. А вот курить при этом брось, да к тому же убери матерную брань из лексикона. Другое дело — ты за себя отвечаешь или работа малоподвижная. В общем, если есть сомнения, попроси совета у священника на приходе или духовника.
  • Великий пост разделен на Четыредесятницу и Страстную седмицу — почему?
  • Пост, приготовляющий нас к Воскресению Христову, называется Великим не только из-за его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы . В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос, освятив пост личным примеров, повелел поститься и Своим ученикам. В 69 правиле святых Апостолов говорится следующее: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою , или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»

Пост Страстной седмицы является как бы продолжением воздержания во время святой Четыредесятницы . Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице , они являются как бы вратами к искупительным Страданиям Иисуса Христа. Пост в эти дни также соблюдается, но ослаблен, так как они праздничные: в Лазареву субботу разрешается икра, а в Вербное воскресение – икра и рыба.

Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).

  • Пост — не только отказ от каких то продуктов питания. В чем может еще выражаться пост для обычного человека, мирянина?
  • Пост и молитва — два спутника, два крыла всякого хотящего пройти Великий пост до конца и встретить Пасху. Если нет молитвы, значит мы на диете только. Отсутствует воздержание — тоже неверно. Все святые постились. Ведь мы хотим победить родоначальника всякого зла, человекоубийцу искони, диавола (см. Ин.8:44). Господь нам говорит, что сей же род изгоняется только молитвой и постом (Мф.17:21). В эти дни важно также следить за своей речью, не пустословить. Да всё тоже самое — уклонись от зла и сотвори благо (Пс.33:14).И в тоже время нужно постараться обойтись без крайностей.
  • Во время поста мы должны отказаться от различных увеселений. Но как быть, если тебя пригласили в театр или кино? Допустимо ли сходить на серьезный, классический спектакль или философский фильм, не комедийного жанра? И можно ли смотреть телевизор?
  • «Все мне позволительно, но не все полезно», — говорит апостол Павел в своем послании (1Кор.6:12). Выбор всегда за человеком. Осуждает совесть — не ходи. Считаешь, что прав — иди. Но помни, что о неполезности ты предупрежден. Пост время покаяния, а не развлечения. “Зомбоящик” разучает человека мыслить, если уже не разучил. Все серьезные новости до тебя и так дойдут, через сарафанное радио, сорока на хвосте принесет. Питать себя иллюзиями, что ты в центре событий, не полезно, и даже вредно.
  • Батюшка, скажите, если в семье не соблюдают пост — допустимо ли постится ребенку при его собственном желании? Некоторые воспитанники нашей воскресной школы задумались, как им поститься. Ведь они должны проявить и послушание родителям.

  • Вообще приготовить что-то постное не так уж и трудно. У нас всё для этого есть. Мы же не в пустыне. Хорошо, если в семье есть всеобщее понимание и согласие. Очень хорошо, если есть постящиеся родители и дети берут с них пример. Вот если дети хотят, а родители против, то здесь сложнее, хотя что трудного приготовить постное, главное, чтоб вкусно и питательно! Мне приходилось самому видеть семьи, где родители своим пренебрежением к посту и молитве отбили вообще всякую любовь к этому. Ну или заглушили ростки веры. И напротив, где видится любовь и понимание, там и плоды совсем другие, достойные, потому нужно ребенку не отказать. Но при этом акцент не забыть сделать на отказе от бесполезных бродилок по интернету и тому подобное.
  • Все богослужения Великого поста совершаются тихо, медленно, с глубоким благоговением. Очень много и коленопреклоненных молитв. А если здоровье не позволяет — как быть?
Читайте так же:  молитва чтоб выносить и родить

  • Знаю одну женщину. Она в храм приходить начала во время Великого поста. «Так вот там все же на колени встают», — так она говорила. А у нее колени больные — если на них встанет, то потом уже не встанет. И возраст не маленький. Говорю, ничего страшного, не вставайте. Она: «А что про меня скажут, а что подумают — вот ведь и бабушки на коленях, а я моложе их». У человека сформировалось свое “Я”, которое считает себя авторитетом в духовных вопросах, в его заложниках она и оказалась. Например, свт. Филарет, отвечая на вопрос, можно ли сидеть если ноги болят, сказал, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах!
  • Батюшка, Пасха каждый год в разные дни, соответственно Великий пост начинается по-разному. Почему?
  • Давайте познакомимся с Пасхалией. Это система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название — пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Вследствие неидентичности правил пасхалии разных религий, дни празднования Пасхи у них не совпадают. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. в Никеи) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

  • Великий пост подобен ступеням лествицы, ведущей нас к Воскресению Христову. Пройти по этим ступеням очень сложно. Кто-то порой впадает в уныние, понимая, что мало достиг в борьбе со своими грехами и страстями. А порой говорят: «Плавали — знаем!» и сворачивают с пути. Как научится не падать духом и не опускать руки?
  • Я знаю людей, которые свернули с этого пути, но опыт они получили. Говорят об этом только хорошее — душа просто летала, как выражались они. А как не падать духом и не опускать руки, так это ж просто! Будь с Церковью — это же корабль, на нём тебе найдётся место! Живи её жизнью, ты же говоришь, что любишь Бога и знаешь Его. Напомню, не обманывайтесь — кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Плавать, конечно, можно и на лодке и на бревне, но только труднее это и шансов меньше.

Прп. Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» объясняет нам и прямо таки разжевывает все стороны восхождения по духовной лестнице.

  • Отец Спиридон, дайте наставление, как правильно провести дни Великого поста. Особенно тем, кто недавно в Церкви.

  • Ничего нового я не скажу — вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33:9). Начните пост, начните посещать службы, читайте духовную литературу, спрашивайте, если что непонятно. Исповедуйте грехи, Господь ждет этого. А когда начнете ощущать, что с души спадают греховные оковы, что она обновляется, расцветает, тогда не забудьте поблагодарить Бога, Его пречистую Матерь и всех святых, за то, что своим предстоянием пред Ним они вымаливают нам время на покаяние, способствуя всячески обрести благодать и спасение.

Молитва «Спаси и сохрани»

«Спаси и сохрани» молитва, текст

Текст молитвы «Спаси и сохрани» знает каждый человек, ведь он очень прост:

Вот и все слова этой сильной молитвы. Они часто бывают выгравированы на нательном кресте, который носит человек, чтобы в трудную минуту, он мог посмотреть на них и вспомнить, что христианину всегда есть, к кому обратиться.

Значение молитвы

У короткой молитвы «Спаси и сохрани» — высокое предназначение. Это — обращение к Господу и искренняя вера в Его помощь и заступничество даже в самой безнадежной ситуации. Мы знаем, что спасение для нас есть только во Христе и просим о нем Господа, зная, что Он тот, Кто может нам его дать. Сохрани — значит огради нас от опасности. Христианина могут подстерегать опасности не только земные, но и духовные. Иногда искушение, которому подвергает нас враг человеческий может быть гораздо опаснее бытовых неприятностей. Ведь нет ничего важнее, чем спасти свою душу. С просьбой о помощи в этом, о заступничестве мы обращаемся к Небесному отцу, выражая в словах молитвы «Спаси и сохрани» величайшее доверие Богу.

Когда читать молитву «Спаси и сохрани»

  • Не существует специально отведенного времени, когда надо было бы читать молитву «Спаси и сохрани». Она будет уместно в любое время.
  • При этом важно сосредоточиться на молитве, не читать ее формально, на ходу.
  • Молитву «Спаси и сохрани» часто читают в момент угрожающей опасности, когда от страха и волнения текст другой молитвы сложно вспомнить, «Спаси и сохрани» всегда в душе человека.
  • Когда нет возможности пойти в храм, а душа просит молитвенного общения.
  • Когда человека охватывает чувство тревоги и беспокойства, даже, если оно беспричинное.
Читайте так же:  молитва на разрешение дела

Святые и отцы Церкви о молитве

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.

Св. Иоанн Златоуст

Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.

За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Два крыла Великого поста

Представляем вашему вниманию отрывок из книги бесед архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), руководителя миссионерского отдела Русской Православной Церкви, «Любовь долготерпит». В издание вошли беседы архиепископа Иоанна — руководителя миссионерского отдела Московского патриархата, правящего архиерея Белгородской епархии, — которые на протяжении нескольких лет он вместе с журналистом Марией Городовой вёл в рамках рубрики журнала «Крестьянка», отвечая на вопросы читателей.

– Владыка, давайте сегодня поговорим о том, что такое пост. У меня к вам сразу несколько вопросов, часто встречающихся в нашей почте: «Обязательно ли поститься? Как соблюдать пост беременным женщинам, кормящим матерям, больным? И вообще, зачем нам нужен пост?»

– Однажды, как сказано, в день субботний, Христос вместе со Своими учениками проходил «засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу». (Мф. 12. 1–2). Они хотели уличить Христа в нарушении богоданной Заповеди о том, что в субботу нельзя совершать никакой работы, в том числе и приготовление пищи. А Христос на это ответил: «Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2. 27). Не человек существует для исполнения Закона, а Закон дан Богом человеку для его совершенствования.

В Евангелии много эпизодов, когда Христос обличал фарисейское, рабское следование Закону, называя фарисеев лицемерами и даже «гробами окрашенными», подчеркивая этим, что главное – не слепое следование форме, а обращение к Богу, живая связь с Ним. Так вот, пост – это не диета, цель которой изменение определенных физических качеств человека. И не свод каких-то кулинарных, пищевых, физиологических ограничений человека. Это вообще ни в коем случае не совокупность каких-то жестких, непонятных предписаний, которые превосходят всякие человеческие возможности. Пост – не обряд и не форма. Пост – это средство стяжания любви к Богу, к людям, к природе. Человек постится для того, чтобы заново ощутить любовь Божью, для того, чтобы почувствовать, что этот мир состоит не только из наших желаний, вожделений, животных инстинктов, нет. У Фейербаха была такая фраза: «Человек есть то, что он ест». Так вот, пост доказывает, что человек много больше, что он существо духовное, что он способен преодолеть те желания, страсти, инстинкты, которые часто владеют им.

И пост для того и возник, чтобы восстановить эту правду о человеке. Правду о том, что человек – высшее творение Создателя, соединяющее в себе не только физический мир, но и духовный. И это восстановление истинной, духовной природы человека происходит путем преодоления им своих физических потребностей.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога, и цель поста – восстановление тех утраченных связей, которые были между Богом и человеком, восстановление той Божественной любви, которая была изначально открыта человеку.

– Спасительная сила поста давно известна человечеству. Люди постились во время испытаний, для того, чтобы испросить исцеление или прощения своей вины, для того, чтобы оплакать всенародное несчастье, вымолить прекращение какого-либо бедствия. Пост совершался перед тем, как приступить к какому-либо важному делу, для того, чтобы испросить необходимую для этого благодать.

– Ветхий Завет изобилует примерами того, как спасали посты. Например, сорокадневный пост спас город Ниневию, который был за свои грехи обречен на гнев Божий и уничтожение. В «Книге пророка Ионы» рассказывается, как Господь послал в город Иону пророка с тем, чтобы тот призвал жителей покаяться. Они услышали Иону, объявили пост, покаялись, и город был спасен – Господь принял их жертву.

Христос Сам преподал нам пример, когда Он «сорок дней и сорок ночей» постился в пустыне перед тем, как выйти к людям на проповедь.

Что касается вопросов «Обязательно ли поститься?», то тут изначально неверный взгляд на проблему. Пост – это призыв Бога к человеку и добровольный ответ человека – но ни в коем случае не насилие. Так как пост – это дело духовное, то перед тем, как приступить к нему, надо взять на него благословение. Вот это надо сделать обязательно, потому что есть большая разница между тем, когда делаешь что-то от себя, по своему решению, или же совершаешь это же действие по послушанию.

Посты нельзя рассматривать как некие отрезки времени, не связанные с Евангельскими событиями. Центром всех наших усилий, поступков в посту является Сам Христос, поэтому пост нельзя рассматривать отдельно от событий Его жизни, изложенной в Священном Писании. Поэтому весь ход церковных богослужений во время постов направлен на погружение верующего в события спасительной истории человечества.

Читайте так же:  моника Святая молитва

– И все же как вы держать эти долгие семь недель больному или беременной? Можно ли оставлять в рационе постящегося больного мясо или творог? Есть ли тут какие-то послабления?

– Знаете, когда разговор о посте идет в плоскости гастрономической, когда люди начинают высчитывать, какие скоромные компоненты входят в постную пищу (например, молоко и яйца в хлебе и т.д.), то они при этом рассуждают о букве, но теряют Дух. Видеть суть поста в этом неверно. И вообще, рассуждение о том, что входит в тот или иной рацион, – это вопрос кулинарии или диеты, но не поста.

Пост – это средство для достижения высшего блага, блага любви, поэтому он предписывает снисходительно относиться и к больным, и к беременным, и к кормящим. Пост устанавливается для того, чтобы каждый мог в меру своего духовного и физического состояния отдать Богу то, что он может. Если человек чувствует, что он не может чего-то выполнить, то он должен взять благословение на то, чтобы, например, вкушать скоромное, но тогда он должен ограничить себя в чем-то другом, например не смотреть развлекательных программ и т.д. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15. 11) – эти Евангельские слова были сказаны Христом, когда фарисеи в очередной раз пытались изобличить Его. И дальше Христос поясняет своим ученикам: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека… «(Мф. 15. 17–20).

Пост – это свидетельство готовности человека всего себя пожертвовать Богу. Но только помни, что твоя жертва к тебе же и возвращается: насколько ты отдал из любви к Богу, настолько к тебе и вернется. И потом очень важно, как ты это делаешь, для кого? «Так, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися», – учил Христос. Надо явиться постящимся «не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16–18).

– Часто люди не постятся, оправдывая себя тем, что пост истощает.

– Это заблуждение. Пост не забирает силы, он их придает. Потому что когда человек, имея перед собой ясную цель соединение со Христом, в подражание Ему постится, когда он участвует в богослужениях, он эти силы получает. Пост без участия в богослужениях теряет смысл. Если сравнить человека с сосудом, то когда мы посредством поста что-то вычищаем в себе, убираем, то сосуд становится на время пустым, человеку становится полегче, но жизнь не терпит пустоты, и все, от чего мы желали избавиться, может вернуться назад. Но если мы участвуем в богослужениях, в Таинствах, то мы наполняемся благодатью Христовой, и она дает нам силы и обновление.

– Владыка, еще один вопрос. Наша читательница из М., верующая, пишет, что ее муж не желает придерживаться поста в плане воздержания от супружеских отношений и что это часто приводит к конфликтам. Что тут можно посоветовать?

– Мы, священники, в своей практике часто сталкиваемся с такими жалобами. Более того, давно замечено, что во время постов часто вдруг у неверующих мужей или жен появляется какая-то особая сексуальная агрессивность. Это порождает в семье непонимание, конфликты и даже может привести к разрушению семьи. Что тут можно посоветовать? Во-первых, и мы уже об этом говорили, надо вспомнить слова апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 7.14). Во-вторых, мне кажется уместным здесь вспомнить высказывание Василия Великого о том, что Закон не должен быть палкой в руках слепого, который размахивает ею направо и налево и бьет всех… Нельзя ни в коем случае обострять отношения, быть непримиримой. Пост нельзя навязывать. Пост ни в коем случае не должен довлеть над человеком и не должен быть прессом. Обратите внимание, мы неслучайно говорим не об изменении человека под воздействием поста, а о преображении. Это разные вещи. Для преображения должен быть свободный выбор самого человека, тут нельзя заставить. И раз уж мы говорим о том, что суть поста – стяжание любви, то единственно возможный совет нашей читательнице – проявить терпимость, терпение, понимание и снисхождение к близкому человеку.

Для нее в этой ситуации пост будет заключаться в том, чтобы она сама не провоцировала мужа и ограничивала себя. Думаю, можно говорить о том, что женщина в такой ситуации должна проявить жертвенность ради целостности семьи.

Общий совет дать невозможно, надо понимать главное: там, где Закон начинает довлеть над жизнью, там, где жизнь начинает уничтожаться, там уже нет Христа, потому что Он и есть жизнь.

– Владыка, для человека невоцерковленного, пост – это трудно, с чего можно начать этот путь, путь к Богу?

Видео (кликните для воспроизведения).

– Да, пост – это трудно, и трудности эти чаще всего не внешние, а внутренние. Я бы даже сравнил пост с гражданской войной, которая происходит в человеке, когда каждый раз решается, с кем ты? Со Христом или нет. Есть масса искушений, которые подстерегают вставшего на этот путь, они тянут его за собой вниз. Но у поста есть два крыла: молитва и милосердие, добрые дела. Без них пост слепой обряд, мертвая форма. Они возносят человека к Господу и дают ему силы. Откройте в молитвослове молитву Ефрема Сирина…

Читайте так же:  молитва о выздоровлении больного Матроне

– Это ту самую, которая поразила молодого Пушкина, которую он незадолго до смерти изложил в стихах и о которой сказал: «Во дни печальные Великого поста, Все чаще мне приходит на уста. И падшего крепит неведомою силой…»

– Да, эту. Молитву которая читается на всех, кроме субботы и воскресенья, богослужениях Великого поста. Вчитайтесь в нее, она небольшая, в ней нет ничего чрезвычайного, непонятного, незнакомого. Сначала в молитве изложено то, от чего бы человек хотел освободиться, затем в ней перечислено то, чего он хочет достичь, – те духовные дары, о которых человек просит у Бога. И кончается молитва призывом: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Все очень просто, почти обыденно, предельно знакомо. Вот с этой молитвы, написанной сирианским монахом Маар-Афремом в IV веке, и начните свой Великий пост.

Пост и молитва — два крыла

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов. «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе», — так говорит святитель Василий Великий. Воздержание в малом укрепляет волю человека, делая ее способной на большие свершения. Так истинный постник со всех сторон ограждает дом души своей от вторжений и прилогов бесовских. Молитва же наполняет Божией благодатью душу человеческую, освящая ее святой радостью Богообщения. И сонмища демонов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве.

Первые вышитые мной молитвы появились из схем, найденных на просторах интернета :

Схематические изображения Ликов шить я не стала, т.к. в итоге они не всегда получаются качественные.

Всегда молиться – таким был завет Спасителя. Потому что молитвы – это дыхание нашей духовной жизни. Вместе с остановкой молитвы духовная жизнь замирает точно так же, как физическая – с остановкой дыхания.

Молитвы – это все наши разговоры и обращения к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым. Каждый из нас в молитве может обратиться к нашему Небесному Отцу со своими печалями и радостями, попросить поддержки или снять груз со своей души. Читать молитвы можно не только на богослужениях, проповедях или молебнах, но и в любое другое время и в любом месте.

Душеполезного Вам поста и Ангела -Хранителя во всех делах!

Романовское благочиние Балашовской епархии

сайт Романовского благочиния Балашовской епархии

Пост и молитва-крылья души

Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.

Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.

Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!

Павел Денисов,

священник, благочинный Романовского округа.

Свято-Владимирский Храм

Украинская Православная Церковь, Донецкая епархия

г.Донецк, пр.Ковпака — 4а, тел: +38 (071) 342-03-12
+38 (062) 385-43-07

Наши два крыла – пост и молитва

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта

Как-то незаметно подошло время Великого Поста, время духовного обновления. В нашем храме на протяжении всей первой седмицы проходили особые постовые богослужения, которые привлекали множество молящихся. В среду и пятницу были отслужены Литургии Преждеосвященных Даров, а на вечернем богослужении с понедельника по четверг совершалось чтение великого покаянного канона св.Андрея Критского. Каждая служба преизобиловала коленопреклонными молитвами.

Для тех, кто был все эти дни в храме, час за часом, день за днем с души как будто спадали оковы привычных будничных мыслей и чувств. В ней происходил какой-то переворот, и она наполнялась горним воздухом; приходило осознание своих грехов и сокрушение о них. Казалось, что ты приближаешься к Обители Отчей, где ждет тебя Небесный Отец, Который хочет тебя приголубить, и взять твою руку в Свою милующую ладонь.

В конце богослужений наши пастыри — настоятель храма отец Георгий и клирик отец Владимир – обращались к прихожанам со словами проповеди, которые поясняли смысл богослужения и открывали путь приближения к Богу.

Так, после вечерних чтений покаянного канона Андрея Критского наши священнослужители раскрывали молящимся великие духовные тайны, которые сокрыты в этом глубочайшем христианском произведении. Великий покаянный канон написан праведником – преподобным Андреем Критским, который с детства стремился к Богу. До семи лет он был нем, а после причащения в святом храме его уста открылись и он получил дар речи. С 14 лет он вступает на путь монашества. На Шестом Вселенском Соборе в звании дьякона Андрей Критский участвовал в борьбе с еретиками. Преподобный Андрей проявлял милосердие к ближним, имел множество добродетелей. Он был поставлен епископом на острове Крит. Умер он в возрасте 80 лет в 740 г.

Читайте так же:  заговоры и молитвы на остуду

Прп. Андрей Критский оставил большое наследие – каноны к двунадесятым праздникам, в день памяти святых, церковных событий.

Самое главное его творение – Великий покаянный канон, который раньше читали в день Мариининого стояния, а позже отцы Церкви благословили читать канон на первой седмице Великого Поста. В каноне 250 стихов. Это подарок и Богу и нам. Канон велик теми чувствами, которыми он наполнен. В стихах канона приводится множество примеров из Ветхого Завета — согрешения, воздержания и раскаяния.

Белые одежды, которые нам даровал Господь при рождении, постепенно грязнятся от греха и даже становятся багряными. Но даже и в таком состоянии каждый человек дорог Господу и может быть согрет Его любовью. Собирайте себе сокровища на небе, а не на земле. Духовные сокровища – это вера, добрые дела по отношению к нашим ближним, молитва. Вера – это дар Божий, и нужно благодарить за это Господа. Ведь сколько людей лишены веры, хотя люди стремятся быть ближе к Богу. Часто люди молятся о земных благах, о преодолении земных трудностей, а не о Вечности.

Каждый день Великого Поста может стать прекрасным цветком. Собрав все цветы в единый букет, мы тем самым сделаем подарок Господу – в день святой Пасхи. Это и пощение, и участие в богослужениях. Аромат букета – это наша молитва, не торопливая и формальная, но искренняя, теплая, идущая из глубины души. Аромат – это дух, который наполняет молящегося.

Пост и молитва – это два крыла. Они возносят нас к Престолу Божию. В дни поста мы стараемся выполнить все наше молитвенное правило, а также читаем кафизмы, другие молитвы. Но свт. Феофан Затворник говорит, что люди часто молятся простыми читательными молитвами то есть, не вкладывают своего сердца («Четыре слова о молитве»).

Вспомним события Ветхого Завета. Царь Саул отправляет юношу-пастуха Давида сражаться с Голиафом, вооружает его, дает ему доспехи. А победил Давид своего противника обычным камнем, пущенным из пращи (рогатки). Наша молитва должна быть простой, сердечной, как лепет ребенка к отцу. Между ребенком и отцом – родство, любовь, поэтому они понимают друг друга.

Иногда мы заставляем себя молиться. При этом представляем, что Бог где-то далеко. Молитва воспринимается нами как обязанность, закон, набор слов, а она должна быть дыханием нашей жизни, чтобы Бог был в нашем сердце. Мы думаем, что Бог неприступный, что Он очень строг, а надо представить, что Он – наш любящий Отец.

Чтобы сохранить букет, нужно менять воду каждый день, орошать этот букет слезами своего покаяния. Соберем цветок к цветку и подарим этот букет Самому Господу.

Важное место в Великом Посту имеет молитва преподобного Ефрема Сирина. Там есть такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и уныние отвращают нас от Бога, ведут ко многим другим грехам. В Отечнике описан такой случай. Бесы не могли приблизиться к ученику старца, который каждый день строил стену из камней и разрушал ее, и тем самым не был в праздности и унынии.

Иногда православную веру называют религией уныния. Но апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. » (Галатам 5:22).

Если христианин выглядит задумчивым, то это не значит, что он в унынии, — он думает о вечном. Бесы искушают христианина, когда он уже идет по пути спасения: «Как хорош тот путь, который ты оставил (земные радости)». И тогда человек начинает унывать. Или, например, если умирает близкий нам человек, то мы начинаем плакать об усопшем. Но мы должны понимать, что душа унеслась к Престолу Божию. Также в случае тяжкой болезни бывает уныние. Святые угодники болели всю жизнь, но благодарили за все Бога. Царство Небесное силою берется, и поэтому не будем унывать, когда нам тяжело. Или, например, святые угодники иногда ощущали свою оставленность Богом, но это дается для того, чтобы человек понял, что не сам он достиг своих добродетелей и благодати.

Одним из событий на первой седмице Великого Поста стало воспоминание о благодатной помощи святого мученика Феодора Тирона. В связи с этим благословляется вкушение колева из пшеницы. Согласно Церковному Преданию, по велению царя-язычника снедь на рынках была окроплена идоложертвенной кровью. Святой Феодор явился православному епископу и дал указание сварить пшеницу и так пережить это время, пока оскверненная пища будет потреблена язычниками.

Первая седмица Великого Поста дает направление духовного делания, как бы устанавливает ту высоту, которой надо держаться, вызывает в душе то благостное расположение, которое дает силы для пощения и продолжительной молитвы.

Прекрасные песнопения, которые дарили все эти дни правый и левый клирос, действительно стали ароматным приношением и Господу, и всем молящимся в храме.

В дни совершения Божественной Литургии в храме много причастников. Причастие укрепляет нас на пути несения подвига Великого Поста, дает нам духовную радость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Два крыла – пост и молитва – способны дать полет душе. Не будем пренебрегать этой возможностью!

молитва и пост два крыла
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here