икона знамение молитвы

Подробно: икона знамение молитвы - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»

Перед иконой Богородицы «Знамение» молятся о помощи в разных жизненных ситуациях. Чаще всего это защита семьи и домашнего очага от всякого скверна (порчи, наговоров, зависти или воровства), о сохранении мира между родными людьми, о здоровье близких.

Текст молитвы

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице:

якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби.

Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая!

Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших,

благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем,

и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков.

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Читайте так же:  молитва о любви Светлана борковская

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:

Икона Знамения Божией Матери

Многочисленные туристы любуются древними архитектурными памятниками Великого Новгорода, древними иконами, которых, к сожалению, после лютого лихолетья осталось так мало. Но немного находится приезжих, которые вникают в тот дух, что создал их. Праздное любопытство так далеко от того чувства, с которым создавались эти древние памятники, особенно иконы, в написание которых иконописцы вкладывали свою душу, пытаясь выразить через них свое мировоззрение.

Среди древних русских икон особое место занимает икона Богоматери, именуемая «Знамение». Древние новгородцы ради этой иконы построили собор и назвали его Знаменским.

Икона эта прославилась в 1170 году. В эти далекие времена нелегко жилось нашим предкам. Великокняжеская власть ослабла из-за того, что разделялась между сыновьями великого князя, кроме того, в каждом большом городе был свой князь. Князья спорили и ссорились между собой, отнимали друг у друга уделы, разоряли друг друга и довели Русскую землю до того, что ею, наконец, завладели злые враги — татары, и владычество их длилось более 200 лет.

В это время Великий Новгород достиг большого величия. Обширные владения новгородцев простирались далеко на север и восток. Многочисленные купцы с запада и юга приезжали со своими богатыми товарами и торговали в магазинах, в лавках и на обширном гостином дворе. С иностранными землями новгородцы имели политические и торговые сношения. В это время великим князем был Андрей Георгиевич Боголюбский, с которым новгородцы, особенно, не считались, а по отношению к другим князьям вообще были надменны. Все это вызывало неприязнь к новгородцам у соседей.

Поводом для выступления суздальцев против Новгорода явился спор из-за обладания землей Задвинской (по берегу Северной Двины), берегов и островов Белого моря. Большой отряд суздальцев был разбит новгородцами. Услышав об этом поражении суздальцев, великий князь Андрей Боголюбский не мог простить этого новгородцам. Он решил сокрушить Новгород. К нему присоединились его союзники: князья — Смоленский, Рязанский, Муромский, Торопчане и Половчане со своими дружинами, и, таким образом, собралось огромное войско, в котором было только князей 72 человека. Сам князь Андрей не стал во главе этого войска, а поручил его своему сыну Мстиславу.

Зимою 1170 года огромное войско двинулось на Новгород. Суздальцы были уверены в своей победе, союзники князя суздальского мысленно делили между собой богатства Великого Новгорода. Вся Россия с любопытством ожидала последствий необыкновенного похода. Союзное войско, вступив в новгородские владения, предавало все огню и мечу, не щадя ни возраста, ни пола, ни состояния. Неприятели оставляли за собой на расстоянии трехсот верст один пепел и трупы. Новгородцы не могли не ужаснуться грозной для них вести о предстоящем неравном бое со всей землей русской. Архиепископ Иоанн советовал юному князю Роману и посаднику Якуну употребить все меры благоразумия, добиваться мира с неприятелем, чтобы не проливать кровь. Неоднократно новгородцы вступали в переговоры с суздальцами, желая заключить мир, но посланные для мирных переговоров возвращались с ответом, что пощады не будет Новгороду. Получив гордый отказ на свои мирные предложения, новгородцы поручили свою судьбу Божественному Промыслу, и, в то же время, приняли все меры для защиты города.

22 февраля 1170 года явились пред стенами Новгорода грозные силы князя Суздальского и его союзников. Новгородцы при виде грозного врага клялись умереть за храм святой Софии. Все новгородцы, которые могли носить оружие, вооружились. Слабые старики, жены, дети день и ночь молились в растворенных храмах новгородского детинца. С чисто человеческой точки зрения Новгород не мог противостоять столь многочисленной рати и не мог быть спасен одними своими силами. Новгород ожидал помощи свыше, и она не замедлила явиться.

Два дня беспрерывно длилась ожесточенная битва, плач и церковные песнопения слились в одно. Смерть летала над головою осажденных. Но в эти тяжкие часы над судьбою Новгорода неусыпно бодрствовал ангел-хранитель своей отчизны — владыка Иоанн, великий муж Церкви и своего народа. Он — то ободрял защитников града, не щадя собственной жизни, то молился со слезами Премилосердному Богу о спасении своей паствы. В третью ночь, когда все знали, что следующий день должен решить судьбу города, святитель по обыкновению стоял на молитве перед образом Спасителя, и со слезами взывал к небесному Владыке об избавлении города, вдруг почувствовал необычайный трепет и услышал голос, как бы исходящий от иконы, перед которой он молился. Голос говорил: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильиной улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены против неприятелей и тотчас узришь Божие спасение».

Святитель, услышав небесный голос, исполнился великой радости и всю ту ночь провел без сна в теплой молитве, а когда наступило утро, собрал все духовенство, старейшин города и рассказал им о чудесном голосе. Точно молния, радостная весть облетела весь города. Все ободрились духом, в сердцах воскресла надежда на спасение.

Архиепископ Иоанн посылает в Спасову церковь, что на Ильиной улице, своего протодьякона с другими священнослужителями, чтобы они принесли в Софийский собор святую икону Владычицы, а сам начал служить молебен в соборе. Посланный архипастырем протодьякон, пришедши в храм Спасов, в котором стояла икона Богородицы, совершил перед нею благоговейное поклонение и хотел взять ее. Но тут совершилось чудо: при всех дерзновенных усилиях, протодьякон не только не смог взять икону, но даже не мог сдвинуть ее с места и, возвратясь в собор, с ужасом рассказал об этом.

Читайте так же:  поминальная молитва о спектакле

Святитель Христов Иоанн, услышав об этом, «довольно о невежестве своем плака», что не пошел сам за иконой, и тотчас же повелел звонить во все колокола, взять святые иконы, кресты и хоругви и в сопровождении духовенства и множества народа крестным ходом пошел в Спасову церковь. Здесь он пал перед иконой Божией Матери и стал со слезами молиться Ей. Затем стали служить молебен. Множество народа, окружив маленькую церковь, едва вмещавшую духовенство, молились с воплем и слезами, все знали, что еще день и решится судьба Великого Новгорода. Когда же по шестой песни запели кондак: «Предстательство христиан непостыдное+», святая икона Богоматери вдруг сама собою заколебалась и пошла по воздуху.

Тысячи голосов радостно воскликнули: «Господи помилуй!» С благоговением принял святитель чудотворную икону на свои руки, облобызал ее и передал нести двум диаконам. С торжественным пением понесли икону на городскую стену и поставили ее на виду врагов, где внизу кипела жестокая битва. Народ со слезами молился Царице Небесной о пощаде города. Был полдень. Тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела вонзилась в икону Богоматери. Лик Пречистой обратился к городу, и святитель увидел, что из очей Владычицы текут слезы на его фелонь+ «О дивное чудо! — воскликнул он. — Как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная? Она являет нам знамение, что со слезами молится Сыну и Богу Своему об избавлении нашего города+» Невозможно словами изобразить то воодушевление, которое овладело в эту минуту народом, с какою крепкою верою он молился в это время. А на врагов напал трепет и страх, их покрыла тьма, и в смятении они стали убивать друг друга. Новгородцы, увидев такое смятение во вражеском лагере, смело устремились на неприятеля, произошла ужасная кровопролитная битва, и суздальцы были разбиты.

После такой славной победы святитель Иоанн проводил икону Божией Матери обратно на Ильину улицу и с великою честью и со многим молением поставил в том же храме Спасителя, и с того времени ее стали звать Знаменской. На этой иконе под левым глазом Богоматери и сейчас можно видеть пятно от стрелы, пущенной суздальским воином.

В настоящее время этот чудотворный образ Божией Матери Знамение находится в Софийском соборе города Новгорода.

Православные молитвы ☦

3 молитвы иконе Божией Матери «Знамение»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение»

«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение» иная

«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение» иная

«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.»

Читайте так же:  очищение дома молитвами и заговорами

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI — XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Читайте так же:  Иисусова молитва как правильно произносить

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3]. То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.

[2] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте также:

Икона об иконе

Журнал «Нескучный Сад»

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

Читайте так же:  как воду молитвой заговорить

Молитва иконе «Знамение» Божьей Матери

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Православие богато различными образами святых. Есть такие, которые обязательно должны быть в доме каждого православного человека. Но есть и такие, о которых мы слышим очень редко и то, только тогда, когда попадаем в ситуацию и нам необходимо попросить помощи именно у этой иконы. К таким относят образ и молитву Божьей Матери «Знамение».

Лик Божьей Матери, что означает и в чем помогает

Данный образ относят к числу самых первых иконописных образов Богородицы. На нем изображена Богоматерь, которая молится с поднятыми вверх руками, а на ее груди на фоне круглого щита находится младенец Спас-Эммануил. Позже были написаны и прочие иконы, за основу которых была взята данная.

История

Иконы данного плана начали появляться на территории Руси еще в 11-12 веке, после того, как в 1170 году случилось чудесное знамение от Новгородской иконы. В то время на территории новгородских земель проходили ожесточенные битвы. Защитники понимали, что их силы меньше, чем врагов и они начали молится Господу, а также всем святым.

На третьи сутки боев архиепископ услышал голос. Он говорил ему, что необходимо взять икону Божьей Матери в храме и разместить ее на стене города. Это и было сделано, но бои не останавливались. После очередного наступления в лик попала стрела и Дева Мария обратилась к городу и оросила его слезами.

В сказании говориться, что враги были очень напуганы данным явлением и многие потеряли зрение. Они не понимали уже где враги, а где соратники и начали стрелять друг в друга. Этим воспользовались войска новгородские и разгромили вражеское войско. С тех пор эту икону начали хранить в Новгороде, где для нее был построен отдельный храм.

Многие паломники стараются посетить эту святую обитель и прочитать молитву иконе «Знамение» Божьей Матери. Бывали различные моменты, за время существования данного лика, когда он был за шаг от уничтожения. Не раз его хотели сжечь, разрушить, но каждый раз она чудом оставалась невредимой. Все это объясняют ее заступническими способностями.

О чем моляться

Большое количество ликов и списков данной иконы находятся в различных храмах и церквях не только на территории России. Днем почитания данного образа считают 10 декабря, когда благодарят ее за свершения чудес и заступничество. Молитвы Богородице «Знамение» слышны от многих прихожан. У каждого есть своя просьба, но всех их объединяет искренняя вера и ожидание положительного результата.

Многие, не зная особо ничего о данной иконе, задаются вопросом о том, в чем помогает Богородица «Знамение»? большинство молитв к ней направлены с целью:

  • Примирения враждующих.
  • Отстранится от междоусобных войн.
  • Обретение покоя и мира.
  • Уберечься от пожара и бедствий.
  • Возвращении потерянных вещей.
  • Защите от пожаров.
  • Улаживание конфликтов и налаживание отношений.
  • Излечится от тяжелых заболеваний.
  • Защитится от воровства и преступников.
  • Уберегает от злоумышленников и завистников.
  • Защищает от нападения врагов.
  • Дарует мир в доме, семье и всем мире.

К данному лику обращаются используя следующие слова:

«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.»

Не зависит от того, в чем помогает Божья Матерь «Знамение», читайте молитвы как перед ее образом, так и перед другими. Самое основное – это чистые помыслы, с которыми произносятся слова молитвы, а также вера в том, что обязательно сбудется то, о чем просите. Большинство людей отмечают, что искренняя молитва, которая произнесена перед данным ликом, поможет решить большое количество различных проблем.

икона знамение молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here