Содержание
- 1 Методические материалы
- 2 Урок ОПК на тему «Православная молитва»
- 3 урок по основам православной культуры «Молитва» план-конспект занятия (5 класс)
- 4 Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс
- 5 Урок по теме «Православная молитва» (модуль «Основы православной культуры») план-конспект урока (4 класс) по теме
Методические материалы
Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов
Урок №1 Россия – наша Родина
Урок № 2 Культура и религия
Урок № 3 Человек и Бог в православии
Урок № 4 Православная молитва
Урок № 5 Библия и Евангелие
Урок № 6 Проповедь Христа
Урок № 7 Христос и Его крест
Урок № 8 Пасха
Урок о посте. Журнал «Покров» с. 26
Урок № 9 Православное учение о человеке
Урок № 10 Совесть и раскаяние
Урок № 11 Заповеди
Урок № 12 Милосердие и сострадание
Урок № 13 Золотое правило этики
Урок № 14 Храм
Урок № 15 Икона
Урок № 16 Творческие работы учащихся
Урок № 17 Подведение итогов
Урок 18 Как христианство пришло на Русь
Урок 19 Подвиг
Урок 20 Заповеди блаженств
Урок 21 Зачем творить добро?
Урок 22 Чудо в жизни христианина
Урок 23 Православие о Божием суде
Урок 24 Таинство Причастия
Урок 25 Монастырь
Урок 26 Отношение христианина к природе
Урок 27 Христианская семья
Урок 28 Защина Отечества
Урок 29 Христианин в труде
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству
Урок ОПК на тему «Православная молитва»
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)
У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Какое решение нашла девочка?
Д.: — Девочка обратилась к молитве.
У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.
Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)
У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)
— За то можно благодарить Бога?
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие. (Слайд 11)
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
V. Вторичное закрепление.
1. Осмысление прочитанного.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)
VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.
1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)
Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)
Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;
на небеси — на небе;
насущный — необходимый для существования;
днесь — сегодня, на нынешний день;
должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;
искушение — соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
3. Это интересно. (Слайд 15-16)
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
VII. Первичный контроль.
1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.
Установи линии соответствия.
2. Проверка. (Слайд 17)
VIII. Итог урока. (Слайд 18)
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.
урок по основам православной культуры «Молитва»
план-конспект занятия (5 класс)
конспект урока по основам православной культуры «Молитва»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Молитва»
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…
Дорогие ребята! Начать настоящий урок мне хотелось бы приветствием «Христос воскресе!». ( Ответ детей: «Воистину воскресе!»)
Многие из вас не подозревают, что сейчас мы уже произнесли слова молитвенного призыва, которые являются частью молитвы, ее произносят православные люди со дня Святой Пасхи до Вознесения. Думаю, что и вы, хотя бы раз в жизни произносили эти слова.
Посмотрите на слайд — Михаил Юрьевич Лермонтов четко и однозначно называет главное оружие в борьбе с жизненными невзгодами – молитву.
Я назову лишь некоторые, яркие и очевидные примеры помощи Божией по молитвам людей.
1. В 1994 году группа бойцов нашего спецназа ВДВ, уходя от преследований сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета в г. Грозном. Здесь спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты — это были «ребята-срочники» во главе с капитаном. Они объединились и заняли оборону, ожидая подмогу.
Лейтенант Николай Кравченко, командир снайперского взвода, сделал все, что могло зависеть от снайпера, но силы были неравны: натиск террористов нарастал, а наши возможности таяли.
Когда положение стало совсем безнадежным, лейтенант взмолился к Богу: «Господи, сделай так, чтобы мы могли вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив — тебе построю храм!»
Тут же пришла мысль: надо решиться как можно скорее на прорыв, может, хоть кто-то останется в живых.
Лейтенант Кравченко описывает дальнейшие события так: Вокруг нас непрестанно голосили: «Аллах Акбар!», давя на психику и пытаясь поработить волю.
И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!». Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что в других отчаянных ситуациях мы все время орали матом, и вдруг совсем противоположное — святое: «Христос Воскресе». Мы вдруг почувствовали такую силу, такую свободу, что все сомнения совсем улетучились. С этими словами мы бросились на прорыв, и началась рукопашная схватка.
В результате все мы прорвались. Все до одного.
2. Узнав о высадке шведов, 20-летний князь Александр спешит в храм Святой Софии, молится, а выйдя из храма, обращается к малой дружите: « Не в силе Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовём. », выступает в поход и возвращается с победой, став навсегда Александром Невским
3. Перед штурмом Измаила Суворов отдает приказ: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть». Часто говорил Суворов: «Без . молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».
Вот какую силу имеет молитва!
А можете ли вы назвать случай из вашей жизни или из жизни ваших знакомых, родственников, который невозможно назвать иначе, как Промыслом Божиим? Когда мы говорим: «Случилось чудо!».
(слайд «Картинка с водой»)
Что вы видите на слайде? (Снежинка, молекула воды) Вспомните курс физики, в чем чудо этого феномена? (ответы детей) Правильно, чудо в том, что не бывает двух одинаковых снежинок! Но чудо еще и в том, что на каплю воды могут оказывать влияние слова. Давайте посмотрим небольшой фильм об этом
Ваши впечатления о фильме? (ответы детей) Получается, что молитва благотворно влияет на воду. Кто помнит биологию, на сколько процентов человек состоит из воды? (на 70) Значит, молитва благотворно влияет и на человека.
Каково же значение слова «молитва»?
Устаревшее значение слова «молитва» — мольба, горячая просьба о чем-либо.
В словаре Владимира Ивановича Даля говорится, что слово «молитва» образовано от слова молить — маливать кого о чем; просить смиренно, покорно и усердно.
(прикрепить на доску слова «Смиренно», «Покорно», «Усердно»)
(слайд 6.1) Так кого же и о чем мы просим?
Все правильно, к кому мы обращаемся с молитвой — понятно: к Богу, к пресвятой Богородице, святым, своему ангелу-хранителю, архангелам. А знаете ли вы что-либо о том святом, чье имя вы носите? (Ответ одного ребенка). Ребята, кто знает, как обратиться с молитвой к своему святому? ( никто из ребят не знает этой короткой молитвы ) Раздать им листочки с молитвой, где пропущено имя . Теперь у вас есть очень короткая и простая молитва к вашему святому, которой вы можете пользоваться в важные моменты своей жизни.
А о чем просить?
— О том, чего нам не достает, чего мы еще не имеем, мы просим с верою у Господа
Академик богословских наук Алексей Осипов , комментируя слова одного святого, который говорил так: «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтобы не прогневать Бога малоумием своим. Просящий у царя царей чего-нибудь ничтожного уничижает его». Тогда о чем молиться? Осипов отвечает: «Господи, да будет воля Твоя. Ты знаешь, что мне нужно, что мне полезно»
(слайд 6.2) Как вы понимаете эти слова?
Все правильно, ребята, иногда мы просим чего-либо, не зная, на пользу ли нам будет просимое, или во вред.
Можете ли вы привести примеры, когда человек молился, просил у Бога чего-либо, получал это, и ему было просимое не во благо?
(пример с монахом на мерседесе).
(слайд 6.3) А почему нужно молиться смиренно?
Давайте представим, что вы помыслили о совершении зла ближнему: сказать грубое или обидное слово, проявить корысть. Силой воли вам удалось избежать этого соблазна, ты крайне рад этому, мысленно собой гордишься, т.о. попадаешь в новую ловушку приятной самодовольной мысли: какой я замечательный. Получается, что победа оборачивается поражением. Если бы ты обратился с просьбой к Богу о том, чтобы он тебя вразумил, ты бы избежал самодовольства. Смирение напоминает душе о том, что все, что мы имеем в этой жизни, дано нам от Бога, что ничего сами мы не можем и ничего плохого или хорошего не произойдет без попущения Всевышнего.
= (Слайд 6.4) А если человек молился и не получил просимого? Как к этому относиться?
Действительно, многие люди не получив того о чем просили, начинали сомневаться в Боге и его помощи. По этому случаю есть короткий анекдот, который показывает, что Бог слышит всегда, но мы не всегда замечаем эту помощь. (Анекдот с утопленником).
=Я думаю, что теперь мы поняли, о чем можно молиться и как. А как вы думаете, может ли быть молитва без веры? ++++Ваши примеры?
Неслучайно говорят: «Молитва является одним крылом, вера — другим, и они возносят нас к небу. С одним крылом никто не может летать. Молитва без веры также бессмыслена, как вера без молитвы»
Вы помните историю, о чеченском прорыве, которую мы упомянули вначале нашей встречи?
Ее рассказал бывший разведчик спецназа Николай Кравченко, теперь священник Русской Православной церкви. Эта история — еще один пример спасения через молитву и путь к Богу.
Частое повторение молитвы важно: непрерывными взмахами крыльев птица взлетает выше облаков, пловец многими взмахами рук достигает желанного берега. Но если птица перестанет летать, то она неизбежно останется на земле, а пловцу просто утонет. ( Показать слово «усердно»)
«Христос Воскресе!» Серафим Саровский придавал этим словам особое значение и с этим приветствием обращался к людям не только в дни Святого праздника.
Христос Воскресе! Пусть эта молитва звучит в ваших сердцах, я надеюсь, что сегодняшний разговор будет вам в чем-то полезен.
Завершить наше занятие я бы хотел риторическим вопросом : «К кому вы обратитесь за помощью в трудной ситуации: к незнакомому человеку (например, ко мне) или к тому, кого вы хорошо знаете (например, ваш друг)?» Очевидно!
И в молитвах мы обращаемся к Богу, к Богородице, своему ангелу-хранителю и к святым, чье имя мы носим. Поэтому я даю вам задание: узнать о своем святом. Чтобы он стал для вас человеком знакомым и близким и чтобы молитва ваша была живой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева «Основы Православной культуры», 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от .
урок проведён в рамках недели духовно — нравственного воспитания.
«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения.
Урок по основам православной культуры «Апостол Павел».
Урок разработан совместно с учителями-коллегами на курсах по ОРКСЭ. Урок прошёл апробацию уже на 2-х классах, в течение 2-х лет. Тема очень интересна детям. Они с большой охотой несут фотографии своей.
Конспект занятия (презентацию могу выслать на Вашу почту).
Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.
Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс
Класс: 4
Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом
Задачи урока:
- Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
- Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
- Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.
1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.
2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.
Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)
М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”
Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)
Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.
3. Изучение нового материала.
Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)
Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).
Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?
Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.
В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.
Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)
Какие бывают молитвы?
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13
Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:
Вид молитвы | Обращение |
? | “Аллилуия!” |
? | “Подай, Господи!” |
? | “Господи, помилуй!” |
“Слава Богу!” |
Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:
Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись
А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?
Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15
Отче Отец иже который еси “Ты есть” на небесех “на набесах” Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю” Да будет воля Твоя человек доверяет Богу Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед намиИ не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром И избави нас от лукавого защити от зла
Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?
Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”
Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.
— Что это? — спросил старец.
— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.
— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.
Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.
— Отчего это? — спросил старец.
— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.
Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.
“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”
Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”
Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”
И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.
— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.
В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:
— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.
В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.
Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)
Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?
Тест “да”, “нет” ( “УЗНАЛ”)
1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)
2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)
3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)
4. Молиться можно только в храме (Нет)
5. В молитве просят только за себя (Нет)
А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?
Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!
Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.
Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
7. Домашнее задание.
- Продолжить составлять словарик по теме 4.
- При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
- Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
- Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)
8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.
А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.
Урок по теме «Православная молитва» (модуль «Основы православной культуры»)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок «Православная молитва» (модуль «Основы православной культуры») был разработан и проведён мною в 4 классе в рамках практического семинара «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnaya_molitva.docx | 28.3 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
МО ГО «СЫКТЫВКАР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37»
МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА»
ЧЕРВЯКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.
- Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
- Познакомить с видами молитвы.
- Познакомить с молитвой «Отче наш».
- Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
- Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
- Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
- Воспитание желания быть духовно красивым человеком.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.
1. Подготовка к изучению нового материала.
— Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.
— О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.
2. Сообщение темы урока.
— О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?
(о православной молитве)
— От какого слова образовалось слово «православная»?
— Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» — означает «верный». Второй корень – «слав» — от слова «славить» происходит от «словить» — «говорить слово»
— Что тогда означает слово «православие»?
(верно и правильно говорить слово)
— От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.
— Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.
— И что же такое молитва?
обращение к Богу
живая связь с Богом)
— В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.
3. Постановка задач урока.
— Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?
— И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы .
( Что такое молитва?
Какие бывают молитвы?
Зачем нужна молитва?
Что значит молиться?
Когда молитву используют в жизни? и др.)
— Где мы можем узнать, что такое молитва?
(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)
— Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.
Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.
Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.
Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.
2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.
Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
- Моление, обращённое к Богу, к святым.
4.Работа по учебнику.
— Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?
— Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?
(работа по учебнику)
— А когда люди обращаются к Богу?
— Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
— О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?
— Что значит в трудную минуту?
(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)
— А какую молитву читалЛермонтов?
-Почему вы так думаете?
— Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.
-Может кто-то знает эту молитву?
(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
(показ молитвы на слайде)
— Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.
5. Словарная работа.
Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.
— В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.
— Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.
— Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.
(словарная работа на слайдах по щелчку)
(показ молитвы на слайде)
— Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?
(работа по учебнику)
— Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?
(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)
— А как мы будем читать?
(вариант, предложенный детьми)
— Кто знает молитву, выйдете вперёд.
(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)
— А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?
— А какие молитвы существуют?
— Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.
— Распредели словосочетания на группы
переживание радости от встречи с Богом
благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)
нужен хороший урожай
человек не думает о своей пользе
тревога на сердце
за здоровье близких
за благополучие близких
ощутить близость с Богом
— А какую молитву чаще всего произносит человек?
— Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?
— Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?
6. Подведение итога урока.
— А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?
— Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.
— Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?
— Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.
— На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.
-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?
(Чтобы лучше понять, что такое молитва)
— Что даёт молитва человеку?
(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)
— Как действует молитва на душу человека?
(становится добрее, милосерднее, терпимее)
-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?
(родителям, друзьям, в другом классе)
— Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.
— А какая молитва считается неправильной?
(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)
6. Составление синквейна.
— Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все слёзы эти соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог – в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним
Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним .
В.В.Лопатин , Л.Е.Лопатина . Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление. 2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова . Толковый словарь русского языка. Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращённое к Богу, к святым.
«Отче наш» – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.
Отче Иже Иже еси на небесех да святится на небеси прославляется яко на небе насущный днесь остави необходимый для существования даждь сегодня, на нынешний день долги должником нашим прости грехи тем людям, которые против нас согрешили искушение соблазн, опасность впасть в грех лукаваго всего хитрого и злого, то есть диавола Отец Который Который находится на небесах, или Небесный пусть как дай
1.Подумай , какой образ возникает у тебя при слове «молитва». 2. Напиши свой образ на листочке. 3. Объединись с соседом по парте, сравните ваши образы. 4. Объединитесь с соседней партой, сравните ваши образы. 5. Выберите один образ, который вам понравился больше всего. 6. Нарисуйте образ в группе .
Синквейн . 1 строчка – 1 существительное, отражающее тему. 2 строчка – 2 прилагательных, отражающих тему. 3 строчка – 3 глагола, отражающих тему. 4 строчка – фраза, выражающая отношение к предмету. 5 строчка – ключевое слово, обобщающее тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока; «Любовь и уважение к Родине».
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1.
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся.
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.
Урок — ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. .
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.