Святой исаакий далматский молитва

Подробно: Святой исаакий далматский молитва - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Преподобный Исаакий Далматский

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 — 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ДАЛМАТСКОГО

Вско­ре же по­сле об­ре­те­ния Пре­чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, в цар­ство­ва­ние ве­ли­ко­го Кон­стан­ти­на, мно­го­пест­рый змий и мно­го­гла­вый враг и нена­вист­ник ро­да хри­сти­ан­ско­го и в осо­бен­но­сти Са­мо­го Хри­ста, Спа­си­те­ля на­ше­го, про­тив­ник свя­той ве­ры, по сво­е­му ко­вар­ству внес сму­ще­ние в Цер­ковь Бо­жию, а имен­но: он вну­шил зло­че­сти­во­му и без­за­кон­но­му им­пе­ра­то­ру Ва­лен­ту за­щи­щать ересь Ари­е­ву и спо­соб­ство­вать ее рас­про­стра­не­нию. Сей нече­сти­вый им­пе­ра­тор под­нял го­не­ние на пра­во­вер­ных хри­сти­ан; по­ве­лел за­пе­реть свя­тые хра­мы, дабы в них не со­вер­ша­лись обыч­ные Бо­же­ствен­ные жерт­вы, дру­гие же об­ра­тил в хле­вы для ло­ша­дей, иные раз­ру­шил до са­мо­го ос­но­ва­ния. Го­не­ние это про­дол­жа­лось дол­гое вре­мя. И был в это вре­мя ве­ли­кий плач и ве­ли­кая скорбь сре­ди хри­сти­ан, ко­то­рые все дни и но­чи мо­ли­лись ко Гос­по­ду, про­ся Его уми­ло­сер­дить­ся над Сво­ею Цер­ко­вью Свя­тою и со­тво­рить пра­вед­ный суд и от­мще­ние нече­сти­во­му ца­рю. В то вре­мя бы­ло так, как во вре­ме­на Апо­столь­ские, ко­гда царь Ирод «под­нял ру­ки на неко­то­рых из при­над­ле­жа­щих к церк­ви, чтобы сде­лать им зло» (Деян.12:1).

Спу­стя неко­то­рое вре­мя на за­щи­ту Церк­ви Бог воз­двиг ра­ба Сво­е­го мо­на­ха Иса­а­кия, по­доб­но то­му как в древности воз­двиг про­ро­ка Да­ни­и­ла на за­щи­ту непо­вин­ной Су­сан­ны[4]. Сей бла­жен­ный Иса­а­кий пер­во­на­чаль­но под­ви­зал­ся в во­сточ­ной пу­стыне, под­ра­жая свя­то­му Илии про­ро­ку[5] и про­во­дя жизнь ан­ге­ло­по­доб­ную. Узнав о го­не­нии, под­ня­том ари­а­на­ми на Цер­ковь Бо­жию, узнав так­же и о том, что и царь спо­спе­ше­ство­вал рас­про­стра­не­нию ере­си, он весь­ма опе­ча­лил­ся; оста­вив пу­сты­ню, он при­шел в Кон­стан­ти­но­поль для то­го, чтобы утвер­ждать ве­ру­ю­щих во бла­го­че­стии; сло­во его бы­ло по­доб­но све­че го­ря­щей; Дух Бо­жий по­чи­вал на нем и Бла­го­дать небес­ная оси­я­ла его. Уви­дав сво­и­ми оча­ми ве­ли­кие бе­ды, ка­кие тер­пе­ли ве­ру­ю­щие от зло­вер­но­го ца­ря и его еди­но­мыш­лен­ни­ков, он мо­лил Бо­га, про­ся Его при­з­реть с вы­со­ты пре­сто­ла Сво­е­го на го­ни­мых непо­вин­но и явить им ми­ло­сер­дие Свое, гор­дость же го­ни­те­лей сми­рить.

Бог, услы­шав­ший неко­гда угод­ни­ка Сво­е­го Мо­и­сея, мо­лив­ше­го­ся о лю­дях сво­их, на­хо­див­ших­ся в бе­де (1Цар.28:17-22), услы­шал и ра­ба Сво­е­го Иса­а­кия и воз­двиг на нече­сти­во­го ца­ря Ва­лен­та вар­ва­ров, имен­но: вар­ва­ры, жив­шие в то вре­мя по ре­ке Ду­наю, со­брав все пол­ки свои, на­ча­ли вой­ну с гре­ка­ми; они уже за­хва­ти­ли в свою власть Фра­кию и при­бли­жа­лись к Кон­стан­ти­но­по­лю. Необ­хо­ди­мо бы­ло со­брать во­и­нов и ца­рю Ва­лен­ту, дабы вой­ти на брань с вра­га­ми; но здесь слу­чи­лось с ца­рем то са­мое, что слу­чи­лось неко­гда с Са­у­лом, ца­рем из­ра­иль­ским, вра­гом Да­ви­да; ибо Са­ул не воз­вра­тил­ся с по­ля бит­вы, со­глас­но про­ро­че­ству свя­то­го Са­му­и­ла, так как про­гне­вал Бо­га (3Цар.22).

В то вре­мя как Ва­лент вы­хо­дил из Кон­стан­ти­но­по­ля с пол­ка­ми сво­и­ми, бла­жен­ный Иса­а­кий за­шел впе­ред его и гро­мо­глас­но вос­клик­нул:

– Царь! Ото­при хра­мы для пра­во­вер­ных, и то­гда Гос­подь бла­го­по­спе­шит пу­ти тво­е­му.
Но царь не от­ве­чал ему, пре­зи­рал его, как про­сте­ца и безум­ца; не при­дав зна­че­ния сло­вам его, он про­дол­жал путь свой. На дру­гое утро бла­жен­ный ста­рец, по­дой­дя к ца­рю, опять ска­зал:
– От­крой, царь, хра­мы для пра­во­вер­ных, и то­гда вой­на окон­чит­ся для те­бя бла­го­по­луч­но: ты по­бе­дишь вра­гов сво­их и воз­вра­тишь­ся до­мой с ми­ром в доб­ром здра­вии.

Царь, вни­мая сло­вам его: «воз­вра­тишь­ся до­мой с ми­ром в доб­ром здра­вии», хо­тел от­крыть две­ри цер­ков­ные и от­дать хра­мы пра­во­вер­ным и уже на­чал со­ве­то­вать­ся об этом с вель­мо­жа­ми сво­и­ми. Но один во­е­на­чаль­ник, при­дер­жи­вав­ший­ся зло­че­стия ари­ан­ско­го, по­со­ве­то­вал ца­рю не слу­шать мо­на­ха, но с бес­че­сти­ем про­гнать его от се­бя. По­бра­нив стар­ца, царь с бес­че­сти­ем и по­бо­я­ми про­гнал его от се­бя и от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь.

И на тре­тий день бла­жен­ный ста­рец сно­ва по­до­шел к ца­рю; взяв за уз­ду ко­ня, на ко­то­ром он си­дел, Иса­а­кий на­чал еще усерд­нее про­сить и уве­ще­вать ца­ря от­крыть хра­мы; в про­тив­ном слу­чае гро­зил ему су­дом Бо­жи­им.

Слу­чи­лась на том ме­сте глу­бо­кая про­пасть, на дне ко­то­рой рос­ло тер­ние и бы­ло бо­ло­то; ко­гда в это бо­ло­то по­па­дал ка­кой-ли­бо зверь, то он уже не мог вой­ти от­сю­да, но за­са­сы­вал­ся бо­ло­том и по­ги­бал. В это бо­ло­то царь при­ка­зал бро­сить Иса­а­кия, дабы он по­гиб здесь; по­том от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь.

Свя­той же Иса­а­кий, бу­дучи бро­шен в бо­ло­то это, был охра­ня­ем дес­ни­цею Бо­жи­ею и не по­тер­пел здесь ни­ка­ко­го вре­да: его не уяз­ви­ло тер­ние и не за­тя­ну­ло бо­ло­то; он ле­жал сре­ди тер­ния как бы на мяг­кой по­сте­ли сре­ди цве­тов, хва­ля и бла­го­да­ря Бо­га до тех пор, по­ка не яви­лись ему три свет­лых му­жа, ко­то­рые из­влек­ли его из бо­ло­та здра­вым и невре­ди­мым и по­ста­ви­ли на су­хом ме­сте; са­ми же ста­ли неви­ди­мы.

Читайте так же:  молитва сказать спасибо Богу

То­гда пре­по­доб­ный Иса­а­кий по­нял, что это Сам Гос­подь по­слал Ан­ге­лов Сво­их из­влечь его из той про­па­сти; пав на ко­ле­на, он воз­дал бла­го­да­ре­ние Спа­си­те­лю сво­е­му за то, что Он за­бо­тил­ся о ра­бах Сво­их и не остав­лял всех, бо­яв­ших­ся Его и упо­ва­ю­щих на Него.

По­мо­лив­шись, до­ста­точ­ное вре­мя и укре­пив­шись Ду­хом Свя­тым, Иса­а­кий встал; за­тем по­шел по­спеш­но окруж­ным пу­тем и, обо­гнав ца­ря, оста­но­вил­ся на пу­ти его. Уви­дав свя­то­го, царь весь­ма ис­пу­гал­ся и от стра­ха и удив­ле­ния мол­чал. Свя­той же с дерз­но­ве­ни­ем ска­зал ему:

– Вот, ты хо­тел по­гу­бить ме­ня в тер­нии и бо­ло­те; но Гос­подь со­хра­нил ме­ня жи­вым и по­слал мне Ан­ге­лов Сво­их, ко­то­рые вы­ве­ли ме­ня из той про­па­сти. По­слу­шай же ме­ня, царь! от­крой хра­мы для пра­во­вер­ных; то­гда ты по­бе­дишь вра­гов и воз­вра­тишь­ся об­рат­но с сла­вою; но ес­ли не по­слу­ша­ешь ме­ня, то не воз­вра­тишь­ся с по­ля бит­вы, а по­гиб­нешь на нем.
Царь весь­ма уди­вил­ся дерз­но­ве­нию мо­на­ха и свет­ло­сти ли­ца его, но несмот­ря на это не по­слу­шал его, так как серд­це его бы­ло оже­сто­че­но и уда­ле­но от Бо­га. По­том царь от­дал бла­жен­но­го двум са­нов­ни­кам сво­им Са­тур­ни­ну и Вик­то­ру и при­ка­зал им со­дер­жать его в узах. При этом он ска­зал им:
– Дер­жи­те у се­бя се­го на­до­ед­ли­во­го стар­ца до тех пор, по­ка я воз­вра­щусь и воз­дам ему воз­мез­дие за его бес­стыд­ство и дерз­но­ве­ние.
Пре­по­доб­ный же Иса­а­кий, бу­дучи пре­ис­пол­нен бла­го­да­ти Ду­ха Свя­то­го вос­пы­лал еще боль­шею рев­но­стью (как неко­гда про­рок Ми­хей про­тив Аха­ва, ца­ря из­ра­иль­ско­го) и гро­мо­глас­но воз­звал к Ва­лен­ту:
– «Ес­ли воз­вра­тишь­ся в ми­ре», то знай, что «не Гос­подь го­во­рил чрез ме­ня. И ска­зал: слу­шай, весь на­род!» (3Цар.22:28). Го­во­рю же те­бе, что ты, вы­ве­дя вой­ска свои на брань, не одо­ле­ешь вар­ва­ров, но по­бе­жишь от них, бу­дешь взят ими и жи­вой сго­ришь на огне.

Ко­гда свя­той ска­зал это, царь с гне­вом от­пра­вил­ся в даль­ней­ший путь, свя­той же был от­ве­ден в узы.

Меж­ду тем гре­ки со­шлись с вар­ва­ра­ми; бит­ва бы­ла весь­ма же­сто­кая; по по­пуще­нию Бо­жию по­бе­ди­ли вар­ва­ры, со­глас­но про­ро­че­ству свя­то­го Иса­а­кия; мно­гие из гре­ков па­ли от ме­ча; сам царь Ва­лент был ра­нен и, не бу­дучи в си­лах про­ти­вить­ся вра­гам, об­ра­тил­ся в бег­ство. Вар­ва­ры же пре­сле­до­ва­ли гре­ков и по­се­ка­ли во­и­нов гре­че­ских как тра­ву; они на­сти­га­ли уже и са­мо­го ца­ря, ко­то­рой бе­жал лишь с од­ним со­вет­ни­ком сво­им, во­е­на­чаль­ни­ком, ари­а­ни­ном, по­со­ве­то­вав­шим ему не слу­шать Иса­а­кия. Подъ­е­хав к неко­е­му се­ле­нию, он уви­дал са­рай, в ко­то­ром ле­жа­ла со­ло­ма; так как конь его был уже утом­лен, он слез с него и скрыл­ся в том са­рае вме­сте с со­вет­ни­ком сво­им. Но не укрыл­ся он от ка­ра­ю­щей ру­ки Бо­жи­ей, по­то­му что вар­ва­ры, пре­сле­до­вав­шие его, до­е­хав до то­го се­ле­ния и узнав, что в том са­рае скры­ва­лись гре­ки, по­до­жгли его со всех сто­рон и со­жгли до ос­но­ва­ния. Так по­гиб ока­ян­ный царь тот и его злой со­вет­ник.

По­сле то­го сра­же­ния остав­ше­е­ся в це­ло­сти вой­ско гре­че­ское на­пра­ви­лось на­встре­чу рим­ско­му им­пе­ра­то­ру Гра­ци­а­ну[6], ко­то­рой шел на по­мощь гре­кам. При­дя в об­ла­сти гре­че­ские, Гра­ци­ан из­брал в ца­ри гре­кам Фе­о­до­сия, на­зы­ва­е­мо­го Ве­ли­ким. Фе­о­до­сий, со­брав во­и­нов, от­пра­вил­ся на вар­ва­ров, по­бе­дил и про­гнал их и с тор­же­ством воз­вра­тил­ся в Кон­стан­ти­но­поль.
Меж­ду тем неко­то­рые из во­и­нов гре­че­ских, не знав­шие еще о по­ги­бе­ли Ва­лен­та, в ско­ром вре­ме­ни по­сле его смер­ти при­шли к пре­по­доб­но­му Иса­а­кию, со­дер­жав­ше­му­ся в узах и ска­за­ли ему:

– При­го­товь­ся к от­ве­ту, ибо в ско­ром вре­ме­ни воз­вра­тит­ся царь с по­ля бит­вы и бу­дет те­бя до­пра­ши­вать и му­чить.
Но свя­той от­ве­чал им:
– Про­шло уже семь дней, как я обо­нял смрад от со­жжен­ных ко­стей его; ибо, как я ска­зал, он со­жжен.

Слы­шав­шие это при­шли в ве­ли­кий страх; и дей­стви­тель­но в ско­ром вре­ме­ни при­шло из­ве­стие о по­ги­бе­ли Ва­лен­та. По­сле это­го свя­той Иса­а­кий был осво­бож­ден от уз, и все на­ча­ли по­чи­тать его как про­ро­ка Бо­жия.

МОЛИТВЫ
Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Исаакия
глас 8
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Исаакий Далматский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

Читайте так же:  спасти рядового райана снайпер читает молитву

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

Икона святого Исаакия

Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:

Преподобный Исаакий Далматский

Аудио

Память 30 мая / 12 июня

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Исаакий Далматский

Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пу­стыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаа­кий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и то­гда Господь благопоспешествует пути твоему». Но прави­тель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На сле­дующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаа­кий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.

По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и то­гда ты возрадуешься. Не послушаешь меня — знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.

Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 авгус­та 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятал­ся в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб ти­ран, так сбылось пророчество св. Исаакия.

Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».

Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедли­тельно издал эдикт, по которому православным возвраща­лись храмы после сорокалетнего перерыва.

Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в го­роде, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В кон­це концов он уступил при ус­ловии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба санов­ника, ставшие духовными сы­новьями Исаакия, соперни­чали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник оста­новил свой выбор на поме­стье Саторника, расположен­ном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселил­ся в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Каждое утро оба сановни­ка, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, про­сил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.

Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он под­визался, вскоре стало первым монастырем Константинопо­ля (382). Под его влиянием возникли другие монашеские со­общества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия [17 ин.] в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой офици­альной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Читайте так же:  отпускная молитва текст

Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предо­ставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в де­лах милосердия и благотворительности.

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константино­польским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворитель­ности, в частности создал больницу, ответственных за кото­рую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя от­страненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Кон­стантинополь и, стремясь направить против Златоуста те об­винения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вы­звал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.

Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. По­лучив Божественное откровение о скором конце своей зем­ной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую от­служил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых са­новников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и по­ложили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в мо­настырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Преподобный Далма ́ т Далматский (Константинопольский), игумен

День памяти

Житие

Жития преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

Видео (кликните для воспроизведения).

Пре­по­доб­ные Иса­а­кий, Дал­мат и Фавст бы­ли игу­ме­на­ми Дал­мат­ской оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Дал­мат слу­жил в вой­ске свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–395) и поль­зо­вал­ся его ува­же­ни­ем. Оста­вив мир, пре­по­доб­ный Дал­мат меж­ду 381 и 383 го­да­ми вме­сте с сы­ном Фав­стом ушел в оби­тель пре­по­доб­но­го Иса­а­кия близ Кон­стан­ти­но­по­ля. Пре­по­доб­ный Иса­а­кий по­стриг от­ца и сы­на в ино­че­ский чин, и оба они ста­ли ве­сти стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. Од­на­жды в Ве­ли­кий пост пре­по­доб­ный Дал­мат не вку­шал пи­щи в те­че­ние 40 дней, а за­тем, укре­пив­шись, до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Хри­сто­ва про­был в вос­хи­ще­нии, удо­сто­ив­шись Бо­же­ствен­ных ви­де­ний. При­бли­жа­ясь к кон­цу сво­ей жиз­ни, пре­по­доб­ный Иса­а­кий в 383 го­ду по­ста­вил вме­сто се­бя игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Дал­ма­та, по име­ни ко­то­ро­го оби­тель ста­ла на­зы­вать­ся Дал­мат­ской.

Пре­по­доб­ный Дал­мат явил­ся рев­ност­ным по­бор­ни­ком пра­во­слав­ной ве­ры на III Все­лен­ском Со­бо­ре в Ефе­се (431), осу­див­шем ересь Несто­рия.

По­сле Со­бо­ра свя­тые от­цы воз­ве­ли пре­по­доб­но­го Дал­ма­та в сан ар­хи­манд­ри­та Дал­мат­ской оби­те­ли, в ко­то­рой он и скон­чал­ся де­вя­но­сто­лет­ним стар­цем (по­сле 446 го­да).

О пре­по­доб­ном Фав­сте из­вест­но, что он, по­доб­но от­цу, был ве­ли­ким ас­ке­том и из ино­че­ских по­дви­гов осо­бен­но пре­успел в по­сте. По­сле смер­ти от­ца пре­по­доб­ный Фавст стал игу­ме­ном оби­те­ли.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 2

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Перевод: Пощением воссиявшие, как светила, и ереси ниспровергшие верой, молитвенными песнопениями прославим Исаакия и Далмата с Фавстом, как Христовых угодников, Его молящих обо всех нас.

Исаакий исповедник

Житие преподобного отца нашего Исаакия исповедника

Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина, многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту защищать ересь Ариеву и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведный суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена апостольские, когда царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (Деян 12, 1).

Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего, монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны (Дан 13). Сей блаженный Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его.

Читайте так же:  молитва чтобы быстро и выгодно продать квартиру

Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить. Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (Исх 14), услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы выйти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (1 Цар 28,17—22).

В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:

— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

Но царь не отвечал ему, презирая его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.

На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:

— Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.

Царь, внимая словам его «возвратишься домой с миром в добром здравии», хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным и уже начал советоваться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя.

Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в дальнейший путь.

И на третий день блаженный старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.

Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог выйти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.

Святой же Исаакий, будучи брошен в болото, был охраняем десницею Божией и не потерпел здесь никакого вреда; его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.

Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.

Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:

— Вот ты хотел погубить меня в тернии и в болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! Открой храмы для правоверных, тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно со славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.

Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим, Сатурнину и Виктору, и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:

— Держите у себя сего надоедливого старца до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.

Преподобный же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахаава, царя израильского) (3 Цар 22) и громогласно воззвал к Валенту:

— Если возвратишься в мире, то знай, что не Господь говорил чрез меня (3 Цар 22,28); говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне. Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.

Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекли воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, который бежал лишь с одним советником своим, военачальником арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник. После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану, который шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим. Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.

Читайте так же:  утренняя молитва краткая

Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:

— Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.

Но святой отвечал им:

— Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.

Слышавшие это пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.

Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор, возвестили ему все о преподобном Исааке — сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.

Блаженный же Исаакий, возблагодарив Бога за все, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.

В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждый из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:

— Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, — я у того пребуду все дни жизни моей, кто первый построит дом мне.

И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.

Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келию, построенную для него. Но преподобный продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по несколько дней, не желая огорчать его отказом.

Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти. Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впоследствии начала называться Далматскою.

Потрудившись во многих богоугодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой; на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

Тропарь преподобному Исаакию Далматскому

Тропарь, глас 8:

В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.

Кондак, глас 8:

Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Величание

Видео (кликните для воспроизведения).

Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Святой исаакий далматский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here