Содержание
Когда Бог слышит нашу молитву
Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.
Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет («не услышит нас») и даже может наказать.
Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни установлены посты.
Пост – это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т. д. А чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть – совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. «скоромную» пищу, а есть только «постную» пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная «скоромная» пища вызывает у нас желание, не молиться, а, или поспать, или же, наоборот, резвиться.
Самый большой и длинный пост бывает перед праздником Пасхи. Он называется «Великим постом».
ВОПРОСЫ: Когда мы можем надеяться на Бога, что Он услышит нашу молитву? Что нужно сделать, чтобы наша молитва была благоговейная и усердная? Услышит ли Бог молитву, если мы будем молиться спешно и рассеянно? Что установлено для прилежной и усиленной молитвы? Что такое пост?
МОЛИТВА (УСЛЫШАНИЕ И НЕУСЛЫШАНИЕ МОЛИТВЫ БОГОМ)
1. Какое прошение в молитвах бывает исполняемо Богом и какое низводит гнев Божий?
Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский).
Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский).
2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом?
Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).
3. Чья молитва бывает исполняема Господом?
Сказал авва Исаия: кто ищет Господа с болезнею сердечною, того молитве Господь внимает и исполняет прошение его, если они приносятся в духовном разуме, если молящийся в сокрушении духа заботится о спасении своем, если не опутывается ничем мирским, если трудится в страхе Божием по силам своим о том, чтоб представить душу свою непорочною на суд Божий.
4. Оказывал ли Господь свою помощь тем, кто искренно обращался к Нему в скорби с молитвою?
Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: Господи, Боже мой! молю Тебя, не погуби создания Твоего! – и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери, отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал: нет. Так и ты, сказал ему авва Антоний, достигнешь в подобную меру бесстрастия, – что и исполнилось.
5. Слышит ли Господь тех, кто любит свои похотения?
Не люби похотений; любящего похотения свои, когда он просит что у Бога, Бог не слушает. (Антоний Великий).
6. Угодны ли Богу молитвы человека, который питает в сердце своем злобу на ближнего и желает мщения?
Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. (Авва Исаия).
7. Слышит ли Бог молитву человека, который молится не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений и не из сердца смиренного и сокрушенного?
Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим всеусердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими, как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу. (Авва Исаия).
8. Почему иногда Господь медлит исполнять наши молитвы и должно ли допускать скорбь об этом?
Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (Преп. Исаак Сирский).
9. Должно ли допускать печаль, когда во время молитвы об освобождении тебя от угнетающей греховной брани бываешь не услышан Богом?
Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь не услышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: «освободи меня от того-то или даруй мне то-то». Говори в молитве твоей так: «Господи Иисусе Христе! помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! К Тебе прибегохом: не оставь меня; исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! спаси меня по великой милости Твоей: да постыдятся и посрамятся вси восстающий против меня, ищущии душу мою, изъяти ю. Господи! все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святого Духа во веки». Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушениям совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. (Авва Исаия).
10. Почему необходимо усиленно молиться Богу, когда в нас появляется благое желание и почему иногда Господь не поможет человеку, хотя он и желает доброго и всякое ли благое желание входит в сердце человека от Бога или же оно может приходить и от диавола?
Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.
Бог грешников не слушает!
Слово в Неделю о слепом
Да, прав ты, бывший слепец, тысячу раз прав, что «грешников Бог не слушает» (Ин. 9: 31)! Не слушает и не слушается Он тех нераскаянных упрямцев, которые, не желая покорно склониться пред Ним, пытаются склонить Его Самого к исполнению своих просьб. Мудрый родитель не поддастся на манипуляции испорченного ребенка, каким бы сладким голоском тот ни пел. Податель премудрости, Отец наш, тем более.
Не слушает Бог грешников и потому, что обращаются они, похоже, не совсем к Нему. Или совсем не к Нему. «Их бог – чрево» (Фил. 3: 19), или мамона, или еще что-то. Это что-то располагается на центральном месте их жизни. Они сделали идола своим богом, в результате чего Бог истинный оказался для них чем-то вроде идола, годным разве на то, чтобы предоставить в случае надобности набор религиозных услуг: помощь в выздоровлении, успех в делах, помощь в чадородии и т.д. Зачем Богу внимать тем прошениям, которые обращены, по сути, не к Нему, а к мифическому существу несоизмеримо низшего порядка?
Не слушает Бог грешников, настаивающих на том, чтобы Он услышал, но при этом наглухо затыкающих свои уши. Так зачем же слушать, если не получится ответить, если человек этого ответа не ждет, если диалог просто не рассматривается? Более того, не нужен ему никакой ответ! Бог, молчаливо исполняющий просьбы, гораздо удобней и практичней.
Не слушает Бог грешников еще и потому, что молитвы их зачастую суетны и просьбы корыстны: не на добро, а чтобы употребить для своих собственных вожделений (см.: Иак. 4: 3). Они просят здоровья, не собираясь использовать его во славу Божию. Просят денег, не помышляя о милостыни. Просят детей, не думая воспитывать их в вере и благочестии.
Не слушает Бог грешников, ибо они не ведают, чего хотят. Их желания недальновидны и могут впоследствии, если воплотятся в реальность, причинить вред. Но пока они об этом не знают и продолжают просить, просить, просить. Конечно, нормальный отец не подаст детям змею, когда они хотят рыбы (см.: Лк. 11: 11–13). Но что если они настойчиво просят змею?
Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит
Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит. Слышит, но будет ли слушать врач горячечный бред больного? Нет, не до этого! Да и незачем – лечить такого надо! Срочно! Пройдет горячка, тогда и речь поправится, и разумность в ней появится. Затем можно будет и послушать, ведь «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их» (Пс. 33: 15). А пока не слушает Бог грешника, но и не отвернулся от него, не отвергнулся.
Паки и паки прав ты, слепец, ибо не слушает Бог даже грешников кающихся! Не вслушивается Он в их робкое: «Отче, я согрешил против неба…. », – не допрашивает, а обнимает, целует, переодевает в чистую одежду, вводит в дом и устраивает пир (Лк. 15: 17–24).
Слышит ли молитвы Бог
Слышит и отвечает ли Бог на молитвы грешника или неверующего?
В Евангелии от Иоанна 9:31 написано: «Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю» (современный перевод Российского Библейского Общества). Также иногда говорится, что «единственной молитвой, которую Бог может услышать от грешника, является молитва о спасении». В связи с вышеупомянутым текстом, некоторые люди считают, что Бог не слышит и/или не отвечает на молитвы неверующих. Тем не менее, в контексте этого стиха говорится о том, что Бог не творит чудеса через неверующего. В 1 Иоанна 5:14–15 нам сказано о том, что Бог отвечает на молитвы, если они соответствует Его воле. Этот принцип, по все видимости, относится и к неверующим. Если грешник просит Бога о том, что соответствует Его воле, то ничто не может помешать Богу ответить на такую молитву – в соответствии со Своей волей.
Ряд других стихов говорит о том, что Бог выслушивает и отвечает на молитвы неверующих. В большинстве из этих случаев говорится именно о молитве, но в одном или двух Бог отвечал на крик сердца (хотя не указывается, был ли этот крик направлен к Богу). В некоторых из этих моментов молитва была совмещена с покаянием. В других же случаях молитва была всего лишь о земных потребностях или о благословении, и Бог ответил – либо из сострадания, либо в ответ на подлинный поиск или веру этого человека.
Ниже приведены некоторые места из Библии, относящиеся к молитвам от неверующих:
Народ Ниневии молился о сохранении своего города (Ионы 3:5–10). Бог ответил на эту молитву, не исполнив Своих угроз о разрушении Ниневии.
Агарь просила защитить своего сына Измаила (Бытие 21:14–19). Бог не только защитил его, но и щедро благословил.
В 3 Царств 21:17–29, в частности в стихах 27–29, говорится об Ахаве, который постился и скорбел в связи с пророчеством Илии об его потомках. Бог ответил, не навлекая обещанных бедствий при жизни Ахава.
Языческая женщина из области Тира и Сидона молилась, чтобы Бог освободил ее дочь от демона (Марка 7:24–30). Иисус изгнал демона из ее дочери.
Апостол Петр был отправлен к Корнелию, римскому сотнику, потому что тот был праведным человеком. В книге Деяния 10:2 сказано, что Корнелий «всегда молился Богу».
Бог дает обетования, относящиеся ко всем (верующим и неверующим), как, например, обетование из книги пророка Иеремии 29:13: «Будете искать Меня и найдете, ведь вы всем сердцем будете стремиться ко Мне». Это относится к Корнелию (Деяния 10:1–6). Но существует много обетований, которые, согласно их контексту, касаются лишь христиан. Так как христиане приняли Христа как своего Спасителя, они могут смело подходить к престолу благодати, чтобы получить помощь во время нужды (Евреям 4:14–16). Им также сказано, что когда они просят что-либо в соответствии с волей Божьей, то Он услышит и даст им согласно их просьбам (1 Иоанна 5:14–15). Есть также много других обетований христианам о молитве (Матфея 21:22; Иоанна 14:13, 15:7).
Таким образом, да, есть случаи, когда Бог не отвечает на молитвы неверующего. В то же время, по Своей благодати и милости, Бог может вмешиваться в жизнь неверующих в ответ на их молитвы.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Бог слышит молитвы и отвечает на них
Отис Гейтвуд
Природа свидетельствует о том, что Бог позаботился о наших нуждах
Наш мир и то, как он удивительно устроен, является свидетельством того, что Бог замечательно позаботился о всех наших нуждах. Человеческое тело больше чем на девяносто процентов состоит из воды, и Бог так устроил, что поверхность нашей планеты на три четверти покрыта водой. Разнообразие продуктов питания, которые Бог насадил на земле, вполне достаточно для удовлетворения наших нужд. Когда мы устаем, мы закрываем наши глаза на несколько часов сна, и у нас полностью восстанавливается израсходованная энергия. Когда мы заболеваем, мы обращаемся за лекарством к великому фармацевту-природе. Все это говорит о том, что Бог удивительным образом позаботился о всех наших ежедневных нуждах.
Бог создал нас зависимыми от Него
А теперь разрешите задать вопрос: «Вы думаете, что Бог ежедневно производит новые солнечные закаты и восходы для радости людей, что Он простер безграничное пространство со звездными мирами для нашего созерцания, что Он обеспечил нас всем необходимым и вложил в наше сердце понимание того, что только через молитву мы можем получать от Него все необходимое и после этого Он отвернулся от нас и не слышит наших прошений?»
Если бы человек был совершенным, то Бог мог бы спокойно обитать на своем престоле и не было бы необходимости Ему вникать в нужды людей. Но, к сожалению, мир, в котором мы живем, несовершенен. Человек подвержен болезням, страданиям и смерти. Boг создал нас такими, чтобы мы нуждались в Его помощи. И если Он создал нас такими, то не может быть, чтобы Он отвернулся от нас и не внимал нашим просьбам, чтобы Он оставил нас одних на произвол судьбы.
Бог создал мир для человека
Этот мир был бы несовершенным без человека. Человек был создан для мира, и мир был создан для человека. Что животные могли бы делать с электричеством, металлами, нефтью, каменным углем, подземной водой, атомом, радио и телевидением? Эти вещи представляют определенную ценность только для человека. Природа была бы незавершенной без человека. Человек усовершенствовал сельское хозяйство и породы домашнего скота. Даже собаки и кошки стали домашними животными благодаря стараниям человека. Где обитает человек, там поля более плодоносят, цветы более красочны, птицы поют более мелодично, вырастают города, строятся дороги и возводятся дома. Только человек наделен способностью управлять, покорять и приспосабливать природу для себя. Таким образом, Бог приспособил эту землю для нужд человека вполне сознательно и благословил труд его рук, и Он использует человека как Своего помощника для завершения Его работы.
Бог приглашает нас обращаться к Нему с нашими нуждами
Бог не только заботится о нас, но Он приглашает нас обращаться к Нему за помощью. Он оставил нам такое обетование: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» /Мф.7:7/. Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» /Мф.7:11/. А в Петр.З:12 сказано: «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их». В Евр.4:16 говорится: «Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Почему Бог часто не отвечает
Может быть, есть те, кто готов возразить: «Я молился, и Бог мне не ответил,и потому я не верю, что есть Бог».
Мы можем задать встречный вопрос: «Как вы знаете, что Бог вам не ответил?» Может быть, вы ответите: «Потому что я не получил того, что просил». Но, может быть, есть уважительная причина, что вы не получили то, что просили.
Апостол Иаков говорит, что вы «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» /Иак.4:3/. Другими словами, если мы молимся эгоистичной молитвой только для удовлетворения наших собственных желаний, то мы ничего не получим. Не эгоистична ли наша молитва? Может быть, она сконцентрирована только на нас самих?
Бог дает нам то, что мы просим
Необходимо иметь в виду, что Бог отвечает на молитвы четырьмя различными способами. Во-первых, Бог может дать нам то, что мы просим, и даже больше, чем мы просим. Соломон, царь Израильский, молился о мудрости, и Бог наделил его обильно этим даром, и так как его молитва не была эгоистична, то Бог вдобавок дал ему богатство. Бог отвечает на наши молитвы и посылает нам даже больше того, о чем мы просим.
Во-вторых, Бог может дать нам только то, что мы просим. Илия молился о дожде, и Бог послал дождь и больше ничего.
В-третьих, Бог может дать нам что-то другое взамен того, что мы просим. Апостол Павел трижды просил Бога, чтобы Он удалил жало из плоти его /2Кор.12:8/, но Бог ответил: «Довольно для тебя благодати Моей…» Бог не дал ему того, что он просил. Павел просил, чтобы Бог удалил жало от него, а Бог вместо этого дал ему великую благодать. Бог таким образом ответил на его молитву. Если Бог в ответ на нашу молитву не дает нам того, чего мы просим, а посылает нам взамен что-то другое, не будем обвинять Бога, что Он нам не отвечает. Он отвечает, но Он посылает нам то, что больше служит нашему благу. Даем ли мы нашим детям все, что они желают? Не говорим ли мы иногда им, что то, что они просят, не полезно им? Разве, поступая таким образом, мы перестаем любить их? Если мы угождаем всем прихотям наших детей, то это значит, что мы не любим их настоящей любовью, потому что дети часто не знают, что им полезно, а что нет. Бог знает наши нужды гораздо лучше нас, и если Он посылает нам иногда что-то другое взамен просимого, то вместо сомнения, огорчения и недовольства мы должны прославлять Его за Его любовь к нам, потому что Он посылает нам все, что служит нашему благу.
Бог может отказать в нашей просьбе
Видео (кликните для воспроизведения). |
Бог может не слышать нас по причине греха
Если мы не живем праведно, то должны знать, что Бог не будет отвечать на наши молитвы по причине наших грехов. В Ис.59:2 сказано: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». А в Пр.28:9 говорится: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость».
Бог является Богом не только во время беды
Некоторые люди смотрят на Бога только как на Того, Кто может выручить человека из беды, и обращаются к Нему только во время болезни, а остальное время не нуждаются в Нем. Если мы не любим Бога и не служим Ему в доброе время, мы не можем ожидать, что Он услышит и благословит нас в день скорби. Если мы хотим, чтобы Он слышал наши молитвы и отвечал на них, мы должны стараться жить праведно. В 1Петр.3:12 сказано, что «лицо Господне против делающих зло». А в Иоан.9:31 говорится: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».
Бог отвечает на молитвы праведных
Если вы являетесь дитем Божьим и стараетесь жить праведно, вы можете быть уверены, что Бог слышит ваши молитвы, даже если Он отказывает вам в ваших просьбах или посылает вам что-то другое вместо просимого. В Еф. 3:20 сказано, что Бог может «сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем». Если вы сомневаетесь, что Бог есть, поверьте Его слову, обратитесь к Нему в молитве, и Он простит все ваши грехи, и вы станете христианином.
Чтобы Бог услышал нас
В Греции увидел свет шестой том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». Agionoros.ru предлагает Вашему вниманию третью главу этого издания.
Страсти — помехи в общении с Богом— Батюшка, если во мне есть страстность, может ли моё сердце поработать в молитве?
— Как сердце станет работать в молитве, когда в тебе есть страсти? Возьми-ка ржавый провод и присоедини к телефону. Можно будет по нему говорить? Связь будет то и дело прерываться, и в трубке услышишь только треск. Так и человек, когда у него внутри ржавчина, страсти, то в его духовной жизни случаются замыкания, по его же собственной вине. Нужно беречь себя от гордости, эгоизма, своеволия, наглости. Потому что когда человеком обладают страсти, его не может посетить благодать Божия и он не в силах помолиться. Ему нужно очистить свои «провода» от ржавчины, чтобы они хорошо проводили ток, и он мог бы общаться с Богом. А чем больше человек будет очищаться от страстей, тем больше будет преуспевать в молитве.
Страсти — это помехи, мешающие нашему общению с Богом. Если помехи не исчезнут, то как общаться с Богом? На фронте радист, когда слышал помехи, говорил тому, кто его вызывал: «Не слышу вас, слышимость “ноль”» или «Слышимость “единица”, проверьте связь и повторите попытку». Из-за помех человека не было слышно. Слышимость должна была быть выше «трёх». Слышимость «пять» считалась очень хорошей. Иначе радист кричал, а его не было слышно из-за помех. Сначала он должен был настроить передатчик и приемник своей рации, а потом настроиться на одну частоту с центром.
Так и для того, чтобы настроиться на одну частоту с Богом, необходимо свой передатчик настроить на частоту любви, а приёмник на частоту смирения; чтобы Бог слышал нас и чтобы мы Его слышали, ведь Его частота — это любовь-смирение. Человек должен трудиться, сколько может, чтобы поймать эту частоту. Тогда он войдёт в общение с Богом, и его ум будет постоянно пребывать в Боге. Желаю вам войти в это общение. Аминь.
Корысть препятствует общению с Богом
— Батюшка, Вы сказали, что мне нужно зарядить мою батарею духовным содержимым. Как это сделать?
— Старайся приобрести духовное благородство, любочестие, чтобы ушла корысть. Корысть препятствует молитве, потому что разлучает человека с Богом, поставляет непроницаемую стену. Знаешь, что значит непроницаемая стена? Словно Бог тебе говорит: «Чадо, я тебя не понимаю!».
— Батюшка, может ли монах быть последовательным в исполнении своих монашеских правил, но при этом страдать отсутствием жертвенности и любви к братиям?
— Конечно, может. Если он думает только о себе, то может молиться, подвизаться и т. д., но при этом иметь большое о себе мнение и быть равнодушным к другим. Но тогда он всегда будет оставаться нищим. Ведь пока человек занят собой, не в смысле заботы об искоренении своих страстей, а в том, чтобы делать, что ему нравится, что удобно, он не может преуспевать.
— Значит, батюшка, и в послушании, во всё
м, всегда и везде нужно быть хорошим.— Во всём! Чтобы иметь общение со Христом, нужно быть во всём угодным Христу. А Христу угодно, чтобы мы угождали нашему ближнему, в хорошем смысле. Поэтому я обращаю особое внимание на духовное благородство, на жертвенность. Ведь если монах исполняет правило, а на другое — жертвенность и т. д. — не обращает внимания, то и правила его становятся бесполезны.
Когда я пришел в монастырь 1 , меня как новоначального поставили помогать трапезарю. Тогда один престарелый монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы я ему в келью носил суп. Я заканчивал послушание и носил ему суп. Как-то раз это увидел один брат и сказал мне: «Не приучай его особо, а то потом станет просить то одно, то другое и совсем не даст тебе покоя, не сможешь даже правила своего исполнять. Со мной знаешь, что произошло? Помог я ему как-то раз, когда он болел, так он меня потом вообще в покое не оставлял, то и дело стучал в стену: “Окажи любовь, сделай чай” или “Окажи любовь, помоги повернуться”. Потом через несколько минут опять, тук-тук: “Окажи любовь, положи мне горячий кирпич 2 ”. Кирпич — чай, кирпич — чай, какие уж тут правила, так что под конец я стал уже выходить из себя!». Ты только послушай! Кошмар! Старый человек страдает, стонет, просит его о помощи, а ему неохота идти, чтобы не прерывать правила! Бред какой-то. Для Бога гораздо важнее «кирпич — чай», чем все его поклоны и чётки, сотворённые… со всяческим прилежанием! С одной стороны говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а с другой: «Оставь меня в покое»!
— Батюшка, как может человек получить благословение Божие?
— Когда человек имеет родство с Богом, тогда Бог подаёт Своё благословение. А иначе зачем давать? Чтобы Его благословение попиралось? Я это по своему опыту знаю. Когда я ездил на Синай 3 , была сильная засуха. За несколько лет не упало ни капли дождя, так что приходилось тяжело и монастырю, и бедуинам, которые жили рядом. Монахи молились о даровании дождя, но безрезультатно. Когда пришла пора обрезать оливы 4 , я тоже пошёл помогать. После того как бедуины обрезали деревья, монахи толстые ветки оставили для монастыря, а тонкие отложили в сторону. Бедуины просили им отдать эти ветки, чтобы ими топить, варить на огне еду, согреваться по ночам, когда очень холодно; но монахи не разрешили и бедуины ушли расстроенные. На следующий день, когда бедуины снова пришли просить, я связал все тонкие ветки в охапки и их им отдал. Тогда один старый бедуин сказал: «Ты хороший человек; будет дождь». На самом деле, не успел я вернуться в монастырь, как пошёл дождь и шёл долго. Молитва бедуина открыла небеса. Тогда я никому об этом не сказал.
Бог не слушает молитву гордого
— Батюшка, после одного некрасивого с моей стороны поступка у меня есть помысел, что моя молитва неугодна Богу.
— Если этот помысел происходит от настоящего смирения и ты говоришь: «Я прогневляю Бога своим некрасивым поведением», тогда чувствуешь божественное утешение. Если же огорчаешься из-за эгоизма и говоришь: «Как я могла до этого дойти?», то не получаешь утешения, потому что «Бог гордым противится» (1 Петр. 5, 5). Бог не слышит молитвы гордого, потому что гордость это преграда.
Чтобы молитва наша была услышана, она должна исходить из «сердца сокрушенна и смиренна» 5 . Стоит нам со смирением сказать: «Господи, такого, как я, как можно слушать?», и тут же Благой Бог нас слышит.
— Батюшка, почему иногда, когда меня постигает какое-нибудь искушение, я не могу молиться?
— Когда находит искушение и не можешь молиться, знай, что в тебе есть эгоизм и тщеславие. Искушение остаётся, пока человек не начнет себя презирать. Как только он осознает свое непотребство, приходит помощь от Господа и искушение проходит.
— Батюшка, я прошу Бога, чтобы Он помог мне освободиться от дерзости, но не вижу никакого результата.— Когда человек старается и молится, а результата нет, то это значит, что либо в нем живут эгоизм и гордость, либо есть предрасположенность к гордости, и это препятствует благодати Божией действовать через молитву. Если мы чего-то просим в молитве, то Благой Бог подаёт это, если в нас есть смирение и осознание собственной греховности.
— Батюшка, когда я горячо прошу Бога, чтобы Он избавил меня от одной моей слабости и со своей стороны борюсь с ней, но из-за гордости не получаю просимого, то что мне делать?
— Прежде попроси прощения у Бога. Скажи: «Боже мой, во мне есть гордость, из-за которой ко мне не приходит от Тебя помощь, но, прошу Тебя, просвети меня, чтобы я поняла, что нужно делать, чтобы преодолеть свою слабость». Как только ты признаешь, что в тебе есть гордость и поэтому тебя не оставляет определённая слабость, Бог известит тебя, в чем её причина и как её искоренить.
— Батюшка, как я должна себя чувствовать во время молитвы?
— Чувствуй смиренно, чтобы Бог тебе помогал. У смиренного человека нет собственной воли; он послушен воле Божией и творит Его заповеди, потому Бог и слышит его молитву и подаёт небесное благословение. Насколько человек слушает Бога, настолько и его слушает Благой Бог.
В молитве нужна настойчивость и терпение
— Батюшка, иногда, когда я прошу Бога о чём-то и не получаю, то задаю себе вопрос: «А слышит ли Бог мою молитву?».
— «Ли» означает, что ты сомневаешься в любви Божией и таким образом сама аннулируешь свое прошение в самый момент его подачи, а значит и теряешь право на внеочередное обслуживание.
— Когда, батюшка, я прошу Бога о чём-то и не получаю этого сразу, нужно ли настаивать?
— Да, нужно. Смотри, когда мы идём в какое-нибудь учреждение и обращаемся к ответственному лицу с просьбой, то иногда приходится проявлять настойчивость, чтобы добиться желаемого. «Прошу, помогите, а иначе я не уйду отсюда». Так и в молитве требуется настойчивость; с настойчивостью просила и хананеянка Христа 6 , и вдова неправедного судию 7 .
— Но чем больше проходит времени, батюшка, и моя просьба остаётся без ответа, тем больше я расстраиваюсь.
— Когда мы просим чего-либо в молитве, то должны ждать с терпением. Однажды у меня опух глаз и сильно болел. Я трижды ходил к иконе Божией Матери и просил её об исцелении, чтобы я мог по ночам читать Псалтирь. Взял и масло от лампады перед иконой, помазал им глаз, но он не проходил. Через несколько дней стало ещё хуже; глаз болел сильнее и опухал всё больше. Прошло пятнадцать дней. Тогда я опять со смирением пошёл к иконе Богородицы и сказал: «Матерь Божия, прости меня; ещё раз Тебя побеспокою». Опять взял масло из лампадки и только помазал им глаз, как он тут же выздоровел. Неужели Богородица не могла и в первый раз исцелить мне глаз? Но для моей пользы Она оставила меня пострадать. И ты проси со смирением и терпеливо жди. Молитва, которая творится с верой, болезнованием, настойчивостью и терпением, если просимое будет нам во благо, бывает услышана.
1 В монастырь Есфигмен в 1953 году.
2 Раньше вместо грелок использовали нагретые кирпичи.
А слышит ли Бог наши молитвы?
«Действительно ли Бог вмешивается в нашу жизнь, когда мы молимся Ему о даровании нам силы и мира, например? Иногда мне кажется, что хотя я и молюсь об этом, но никогда не получаю желаемого, и к несчастью, я уже потерял надежду, я боюсь, что перестаю верить в силу молитвы».
Это очень важный вопрос, которые задают себе многие люди, даже воцерковленные. И он связан с культурой потребления. Мы переносим наш индивидуальный потребительский запрос на наши отношения с Богом, выставляя Ему список просьб в молитве. В чем же проблема такого подхода к молитве?
Во-первых, такая молитва в конечном итоге не принесет человеку ни счастья, ни удовлетворения от получения желаемого.
Во-вторых, наше представление о счастье и довольстве может не совпадать с представлениями Бога об этом. Потому что наше представление может быть эгоистичным и потребительским. Мы люди, и поэтому не всегда даже точно знаем, чего хотим, и не всегда можем охватить все детали желаемого нами в данный момент. Мы не можем предвидеть всех последствий от получения просимого. Только Бог видит и предвидит все, имея совершенное знание обо всех вещах. Он видит всю картинку целиком, в том числе Он знает что будет полезно именно мне.
Я могу стать причастным к видению Бога обо мне через молитву. Потому что Бог — Сущий. Он не какая-то конструкция в моем мозгу, которую я представляю или изучаю и строю в голове, чтобы потом уже помолиться. Нет. Бог — Сущий. Мы можем говорить с Ним и через эту связь меняться. Это первый дар молитвы — общаться с живым Богом и становиться причастным Ему. Я открываюсь Богу, а Он не закрывает Себя от меня. Он всегда готов дать мне Свои дары, будь то сила, мир смирение, благодарность, самореализация, стабильность и равновесие, которое я нахожу в Нем.
Таким образом, один из способов для нас стать открытыми Божией силе и Божиему миру — это молитва.
Фото Сергей Погребицкий/happy-school.ru
Бог не меняется от того молюсь я или нет. Но кто меняется через мою молитву? Я сам. Особенно если я молюсь так, как учит Бог. В молитве мы открываемся Богу, молитва — это не преодоление барьеров, которые Бог поставил перед нами, но мы открываемся, чтобы свершилась Его воля.
Перед тем как научить нас молиться, Иисус Христос говорит нам в Евангелии от Матфея (6:8): «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Есть два ответа на вопрос о том как молиться:
1. Начать молиться
2. Продолжать молиться
Так мы начинаем открываться Божьему миру и Божьей силе, и всем другим дарам Святого Духа, которые Он хочет даровать нам. Все барьеры в наших отношениях с Богом — на нашей стороне, а не на Его.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поэтому не надо терять надежду, соскальзывая в самонадеянность или эгоизм в отношениях с Богом. Мы всегда можем вернуться к настоящей молитве, молиться так, как Он учил нас и открыться Богу. Действие молитвы не зависит от нашего представления о том как она действует. Она все равно действует, надо просто молиться.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.