Содержание
Сила молитвы
Первое, с чем человек – сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, – это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.
Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.
В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.
Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.
Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых.
. Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.
А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.
…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.
И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?
А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.
…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.
Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).
Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.
А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.
И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:
– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?
– Нет, – ответила моя знакомая.
– А вдруг Он услышит.
Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.
Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.
«Мы увидели силу молитвы»
История о том, как случайно – а на самом деле совсем неслучайно – четыре батюшки оказались там, где замерзали в машине, заглохшей ночью в снегу, два студента.
Об этом надо рассказать. Сначала – обычное сообщение одного из новостных порталов: «На участке трассы М-8 “Холмогоры” с 311-го по 317-й километр в Даниловском районе Ярославской области затруднено движение транспорта. Причиной стали сложные погодные условия – накануне был снегопад, сказались также и резкие перепады температуры воздуха днем и ночью. Кроме того, днем на 315-м километре трассы в кювет съехала фура. Водитель вызвал подъемный кран, и сотрудники ГИБДД временно перекрыли движение. Работы сопровождал обильный снегопад, который продолжался до позднего вечера». Казалось бы, ничего особенного: всего шесть километров дороги заблокировано – подожди пару часов, и поедешь себе дальше.
Во-первых, зима. Во-вторых, у Сергея умер отец. В-третьих, два сына Сергея возвращались с похорон деда в Ярославль. Причем срочно: в медицинском институте какие-то зачеты, и опоздать на учебу нельзя. Рванули из Вологды после печального расставания засветло и в спешке. Родители попросили не спешить и, как только ребята окажутся дома, позвонить и рассказать, как добрались. Три часа прошли хоть и грустно, но спокойно: пока ребята доберутся! Когда прошло шесть часов, Сергей не на шутку всполошился. Звонок:
– Папа, нам полицейские сказали, что пока легковые машины пропускать не будут: расчищают трассу, убирают опрокинувшуюся фуру. Нам настоятельно посоветовали ехать в объезд, через Данилов, а там проселочными дорогами.
– Включите навигатор, и без паники! Бензин есть?
– Пока есть. Не холодно.
– Держите в курсе.
Под ночь (метель, снег, заморозок) – звонок: “Мы сбились с дороги, застряли в чистом поле в какой-то яме…”
Под ночь (метель, снег, заморозок) – звонок, уже совсем тревожный:
– Вызывай МЧС. Бензин заканчивается, мы сбились с дороги, навигатор сдох, застряли в чистом поле в какой-то яме.
– Ни слова матери! Она и так испереживалась. Вызываю. Как вы там, держитесь?
– С трудом. Вызови, пожалуйста, МЧС.
Вызвал. Получил ответ:
– Ой, так это вам не в вологодский МЧС звонить надо, а в ярославский.
– Вы что, коллегам перезвонить не можете?! Там в машине два парня застряли, замерзнуть могут.
– А позвоните сами.
Сдерживая негодование, Сергей позвонил нам. Говорит: только что отца похоронил, и, честное слово, за сыновей более чем тревожно.
Валерьянка. Молитва. Очень искренняя молитва.
До ярославского МЧС дозвонился, но ответ ничуть не обнадежил:
– Да, нам ребята тоже дозвонились. К утру туда трактор подъедет.
Тут Сергей заорал:
– Мне, что ли, вам объяснять, что холод в таких условиях может убить?! У парней – ни теплой одежды, ни валенок: они налегке поехали.
– Трактор подойдет. Ждите.
Валерьянка. Молитва. Уже совместная – с супругой.
Как оказалось, в общей молитве принимали участие и сыновья. Причем один из них (Сергей называет его «лоботрясом») крещеный, но номинально, а другой («спиногрыз») – не крещеный вообще. Плоды общей молитвы стали известными в три ночи, когда сыновья позвонили родителям в последний раз.
Прямо на нас двигается невесть откуда взявшийся автомобиль. Тормозит – и оттуда выходят… священники!
– Не буду я настаивать на том, чтобы один воцерковлялся, а другой крестился. Ну, не буду! Зачем мои нотации? Я думаю, что сыновья как-то и без нотаций разберутся. И с Богом у них отношения после этого случая, совсем неслучайного, станут поближе. Я увидел силу молитвы – родителей за детей и детей за родителей. А еще я увидел настоящих русских батюшек, имена которых не знаю ни я, ни выжившие сыновья. Спаси их, Господь.
Мне добавить почти нечего. История эта произошла в ночь на 17 февраля.
Сила молитвы
16 августа 2012 г.
Поистине много может усиленная молитва ( Иак 5:16 ). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает пример из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.
Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих. Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.
Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память.
Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула – это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.
Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете – молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.
Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве – это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности – это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства – ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.
Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение – это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва – это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).
Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии) Бога и человека.
Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим), буквально означает ‘Сила’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы и нетварные действия, причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога 1 . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия – содействие.
Кроме того, единство по личности как событие истории уже совершилось, когда Вторая Ипостась Святой Троицы воплотилась, и Божество и человечество Христа соединились в Божественной Ипостаси Бога Слова.
Источник: Журнал «Альфа и Омега»
Читать онлайн «Сила православной молитвы»
Автор Измайлов Владимир Александрович
Annotation
Молитва – бесценный дар человеку. Только начав молиться, мы открываем перед собой совершенно другое измерение жизни и начинаем постигать основополагающие истины. Данное издание отличается своими исключительными практичностью и полезностью. В него вошли все ключевые темы, касающиеся православной молитвы, и главные молитвы православия. Вы узнаете, для чего и как нужно молиться, как и почему действует молитва.
Сила православной молитвы: Для чего, как и кому нужно молиться
Вступительное слово: о молитве
Молитва – общение с Богом
Действует ли молитва?
Что значит молиться?
Правильное отношение к молитве
Как скоро приходит ответ на молитву?
Обращайтесь к Богу в любую свободную минуту
Для чего нужно молиться?
Что такое молитва?
Какие бывают молитвы?
Как нужно молиться?
Приступая к молитве…
Как молиться дома?
Как молиться в церкви?
Видео (кликните для воспроизведения). |
О чем просить Бога в молитвах?
Когда молитва может быть не услышана?
Молитвы за других людей
Молитвы за ненавидящих и обидящих
Как молиться в течение дня?
Главное – не количество, а качество
Основные молитвенные правила
Молитва Господня «Отче наш»
Песнь Пресвятой Богородице
Сила православной молитвы: Для чего, как и кому нужно молиться
Автор-составитель В. А. Измайлов
Вступительное слово: о молитве
Многие люди полагают, что молитва – это всего лишь текст, прочитав который, можно получить желаемое или избавиться разом от всех грехов. Однако это не так. Что же такое молитва, какое значение она имеет в нашей жизни?
Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу.
Преподобный Нил Синайский
Молитва – это огромная сила. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, – писал святитель Димитрий Ростовский, – но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников».
«Во время молитвы мы беседуем с Богом» , – говорил святитель Иоанн Златоуст. Молитва – это бесценный дар человеку, с помощью которого он может беседовать с Господом, обращая к нему свои ум и сердце. Все на Земле дается нам Богом – пища, одежда, дом, наше существование, и поэтому мы обращаемся к Богу во всех случаях жизни.
Молитва – общение с Богом
«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе», – говорил святитель Феофан Затворник.
Христианство – это не сборник каких-то отдельных разрозненных фактов, знаний, представлений. Это, прежде всего, общение с Богом, нашим Небесным Отцом, наши с Ним отношения. Эти отношения отражены именно в молитве. Именно она дает нам возможность ощутить Его присутствие в нашей жизни. Для верующего Бог – не есть нечто отвлеченное, абстрактное, Он идет с ним по жизни, помогает и поддерживает в трудную минуту. Каждое наше действие, каждый наш поступок так или иначе либо приближают нас к Богу, либо удаляют от Него.
«Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а действовать так, как если бы все зависело от нас» , – говорил святой Фома Аквинский. Как это верно! Нужно молиться Богу, просить у него, но при этом нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать в соответствии с Божьими заповедями.
Молитва – это дар Божий человеку. Но этот дар дается только тем, кто готов его принять . Нельзя помолиться один раз и забросить, считая, что этого достаточно. Постоянная, ежедневная молитва – вот путь к Богу.
Молясь каждый день, следуя правилам, установленным Богом, человек получает ответ на молитву и благодать Святого Духа. Во время такой молитвы верующий получает утешение, Бог укрепляет его в его молитвенном подвиге. Чтобы непобедимая сила Бога проникла в нас и помогла нам противостоять всем разрушительным влияниям окружающего мира, нужно как можно чаще обращаться к молитве.
Тайная вечеря. Фреска. Фото Р. Седмаковой
Молитва – лучший путь к достижению единения с Богом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах».
Говоря об особом настроении во время молитвы, следует упомянуть, что нельзя сознательно себя возбуждать, искать некие видения, нельзя давать излишнюю волю воображению. Как часто в молитву вмешивается лукавый, пытаясь проникнуть в мысли молящегося, отвлечь от молитвы, от единения с Богом! Такая молитва не принесет пользы тому, кто ее возносит. Нужно всячески противостоять проискам зла.
Действует ли молитва?
Иногда людям кажется, что молитва не действует : человек молится, просит чего-то у Бога, а ничего не меняется в его жизни, ему кажется, что Бог его не слышит. Однако Господь не всегда сразу откликается на наш при зыв. Как уже говорилось, мало просить, нужно и самому предпринимать усилия к изменению своего существования и продолжать молиться. Тогда, если человек продолжает верить, обращается с молитвой к Богу, он в конце концов увидит благой результат. Чтобы мы сумели познать исходящие от Бога дары, Он после посещения на какое-то время нас оставляет. Именно путем смены таких состояний мы можем понять Его благоволение.
Часто верующий, обрадовавшись тому, что Бог услышал его молитвы, думает, что так будет всегда, и отчаивается, видя, что слова другой молитвы не имеют такого же действия. Однако это не так. Нужно верить, что горячая молитва возвратит Господа. Бог приходит, и часто Он меняет образ Своего явления. Так человек обогащается Божественными познаниями, растет в страдании и в радости.
Что значит молиться?
Что значит молиться? Это значит – высказать Богу наши сомнения, страхи, тоску, отчаяние, – словом, все, что связано с условиями нашей жизни . Господь приходит к нам, когда мы смиренно открыты для Него. Он приближается тихо, так что некоторые могут и не заметить Его появления.
Если настроиться на молитву и отринуть все посторонние мысли, она способна очистить ум и сердце.
Если молитву сделать ежедневным правилом, через нее можно постигнуть глубину замысла Божия о нас, суть которого сводится к тому, что наша земная жизнь – это всего лишь краткий миг, который дается нам Богом, чтобы мы проникли в глубину всепроникающей и всеохватывающей Христовой любви.
Правильное отношение к молитве
Начало восхождения к Богу – это наше правильное отношение к той молитве, которая должна вести нас к Нему, пока нам не откроется то, что Он хочет нам открыть.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что молиться нужно всем сердцем , ибо тот, кто не молится Богу сердцем, «тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля» . Молясь, человек стоит перед Богом, поэтому молитва должна быть разумом, сердцем, всеми чувствами. Когда мы молимся, мы должны представлять себе только Бога, который наполняет Своим присутствием все вокруг.
Бог спасает нас не только тогда, когда мы уже погрязли в грехах, но и тогда, когда греховные страсти только собираются опутать нас. Тогда Господь приходит к нам по молитве нашей. Это означает, что нельзя поддаваться искушениям и малодушно опускать руки, когда грехи одолевают нас, нужно молиться Богу, чтобы Он не допустил до греха. «Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, – вот еще одна цитата из трудов праведного Иоанна Кронштадтского, – а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа – дом, страсти – огонь». Главное в молитве – близость сердца к Богу.
А. Бугро. Ангельское пение. 1881
Молиться нужно не по принуждению, а искренне, от сердца . Молясь, нужно искренне желать того, о чем просим, верить в это, чувствовать праведность и истинность просимого.
Если наша жизнь далеко не праведна, омрачена многочисленными грехами, то и молиться нам бывает очень трудно.
Как скоро приходит ответ на молитву?
Молитва – это не монолог. В молитве содержится не только наше обращение к Богу, но и Его ответ. Это диалог, и, как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказать свои просьбы, мысли, поведать о чувствах, но и услышать ответ, который не всегда бывает сию минутным. Иногда Бог .
Сила молитвы православной
Главное – не количество, а качество
Святитель Феофан Затворник советовал исчислять молитвенное правило не количеством молитв, а качеством, то есть тем временем, которое человек готов посвятить Богу . Так, можно молиться утром всего лишь полчаса или даже десять минут, во время которых мы будем читать одну молитву, а не несколько, но это время должно быть полностью посвящено Богу, каждое слово молитвы должно быть прочувствовано, пройти через сердце. Утром многие, как правило, спешат на работу и не оставляют времени для чтения молитв, вечером же зачастую человек приходит усталым и ему не хочется что-либо делать. Тем не менее на все можно найти время. Утренние молитвы желательно читать до завтрака; если же вы никак не успеваете, можно делать это по дороге на работу. Вечерние молитвы можно читать до ужина или по дороге домой.
Перед началом молитвы нужно перекреститься . Молитвы подразумевают и поклоны – поясные и земные. Кроме того, следует обращать внимание и на осанку. При молитве нужно стоять прямо, смотреть на иконы, помня, что, глядя на них, мы предстаем перед лицом нашего Отца Небесного.
Если во время чтения молитвы внимание рассеялось, нужно возвратиться к тому месту, где вы отвлеклись, и повторить молитву. Бывает, что человек никак не может сосредоточиться. В этом случае нужно повторить молитву несколько раз, но постараться добиться того, чтобы все внимание было сосредоточено на молитве, общении с Богом. Нельзя стоять перед иконой и произносить пустые слова.
«Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, то есть смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют» , – говорил преподобный Макарий Оптинский. Нужно молиться искренне, от сердца, а не думать о том, что выполнение правила запишется вам в заслугу.
Как подготовиться к молитве?
К молитве нужно внутренне подготовиться, привести свои мысли, свое состояние в равновесие. Нельзя начинать молитву, если вы раздражены, рассержены или обижены – либо наоборот, пребываете в состоянии эйфории. Нужно сначала внутренне настроиться на молитву. После молитвы также следует какое-то время подождать, осмыслить ее, не погружаясь сразу же в повседневные дела. Как уже говорилось, молитва – это труд, и этому труду нужно учиться. И когда наша жизнь начинает меняться, это означает, что молитва принесла свои плоды. «Правило – не существенная часть молитвы , – говорил святитель Феофан Затворник, – а есть только внешняя ее сторона. Главное же дело есть – молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и наконец с преданием Господу всецело» .
Основные молитвенные правила
Существует три основных молитвенных правила:
Полное молитвенное правило, предназначенное для духовно опытных верующих, монахов. Оно есть в полных молитвенниках, которыми пользуются священнослужители.
Краткое молитвенное правило, предназначенное для всех верующих. Эти молитвы есть в молитвословах.
В кратком правиле читают следующие молитвы:
Утром: Святому Духу («Царю Небесный»), Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», молитвы святого Макария Великого («От сна восстав», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко»), «Помилуй мя, Боже» (псалом 50), «Верую», молитва к Ангелу Хранителю («Святый Ангеле»), «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших.
Вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Минимальное молитвенное правило преподобного Серафима Саровского. Оно предназначено для тех дней, когда человек очень утомлен или у него совсем нет времени. В этом случае читают трижды молитву «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Верую».
Однако не стоит пренебрегать молитвенным правилом, ссылаясь на занятость или усталость. Нужно преодолевать себя.
Старайтесь утвердиться в догматах Господа и апостолов, чтобы все, что вы ни делаете, обращать во благо плоти и духу, вере и любви, в Отце и Сыне и Святом Духе…
Священномученик Игнатий Богоносец
Как совершать молитвенное правило?
Главные православные молитвы следует знать наизусть, тогда их можно читать в любых обстоятельствах и в любом месте. При этом желательно понимать значение каждого слова, произносить молитвы, осмысляя каждое слово. Поскольку молитвы написаны на церковнославянском языке, который труден для понимания, можно воспользоваться переводом молитв на русский язык.
Утром, приступая к молитвам, подумайте, что вам следует сделать в течение дня, и попросите у Бога благословения . В течение дня в любую свободную минуту читайте «Отче наш».
Христос принес единственную на все времена Жертву, благодаря которой людям стал возможен вход в Царство Небесное
Молиться нужно не только за себя и своих близких, но также и за тех, кто вас обидел, причинил боль. Такая молитва не только успокоит вашу душу, но и благотворно повлияет на этих людей. В конце молитв следует поблагодарить Бога.
Хочется привести слова Иоанна Златоуста: «Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву».
Как читать молитвенное правило во время праздника Святой Пасхи?
Пасхальное Богослужение – совершенно особенное богослужение, непохожее на церковные службы остальных дней года. После Воскресения Христова идет Пасхальная седмица. В эти дни вместо вечерних и утренних молитв читаются Часы Пасхи из молитвослова. Часы Святой Пасхи – это особые молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяются обычные молитвословия перед Литургией. Также они читаются вместо утренних и вечерних молитв.
Готовящиеся к Причастию вместо покаянного канона ко Господу Иисусу Христу и канона ко Пресвятой Богородице должны прочитать канон Пасхи, а также Последование ко Святому Причащению.
Перед молитвословиями трижды читают тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Псалмы и молитвы с Трисвятого («Святый Боже…») по «Отче наш…» (с тропарями после него) при этом не читают.
Со второй седмицы начинают читать обычные утренние и вечерние молитвы, а также Правила ко Святому Причащению, куда входят каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
При этом до праздника Вознесения Господня вместо молитвы Святому Духу («Царю Небесный…») трижды читают тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых…»).
От Вознесения до дня Святой Троицы молитвословия начинают с Трисвятого («Святый Боже…»). Молитву Святому Духу («Царю Небесный…») не читают и не поют до праздника Святой Троицы, также до этого дня отменяются и земные поклоны.
Главные молитвы
Молитва Господня «Отче наш»
Молитва очень много значит для любого человека. Чем чаще мы молимся, тем ближе мы к Богу.
Приступающие к Господу должны совершать молитвы в безмолвии, мире и великом покое и внимать Господу не с воплями непристойными и смешанными, но с томлением сердца и трезвыми помыслами.
Преподобный Макарий Великий
Сам Иисус Христос учил своих учеников молиться. В дни Его земной жизни они обратились к Нему с просьбой научить их правильно молиться. Они просили Его: «Господи, научи нас молиться» (Лк. 2, 1). Позже, в Нагорной беседе, Иисус Христос предостерегал учеников от ложной, неискренней, многословной молитвы, совершаемой напоказ, призывая молиться просто, без лишних слов и напыщенности. И Господь дал Своим ученикам, а в их лице и всему человечеству, молитву «Отче наш». Поскольку эта молитва дарована нам Самим Господом, она называется молитвой Господней. Эта молитва кратка, но кажется, будто вся мудрость Божественная заключена в ее строках. «Ибо какая молитва может быть более духовна, как не та, которая завещана нам Христом, ниспославшим нам и Духа Святого? – писал святитель Киприан Карфагенский. – Какое моление может быть более истинным у Отца, как не моление, исшедшее из уст Сына, Который есть Истина? Следовательно, молиться не так, как научил Он, есть не неведение только, но и преступление…»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господь сказал: «Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.