Содержание
- 1 Молитвы на Преображение Господне 19 августа 2016 года
- 2 Три полезных обряда с яблоками на Яблочный Спас
- 3 Молитвы на Преображение Господне 19 августа 2019 года
- 4 Яблочный спас 2019: традиции, обряды, приметы и обычаи в православии
- 5 Загадки тропаря Преображения Господня
- 6 Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Молитвы на Преображение Господне 19 августа 2016 года
Все православные христиане сегодня, 19 августа 2016 года, будут отмечать великий церковный праздник Преображения Господнего. Это день поста, так что сегодня принято читать молитвы, но не только этим известен такой знаменательный день.
На 19 августа также выпадает и народный праздник, который связан с церковными традициями — Яблочный Спас. Традиции и приметы Яблочного Спаса приурочены к природным силам. В этот день, как говорили наши предки, лето прощается с нами окончательно, отдавая бразды правления осени и зиме. Ночи становятся значительно более холодными и длинными, а на растениях начинают появляться сухая листва — все живое готовится к холодам.
Преображение Господне
19 августа — это не просто день, а день Успенского поста. Это один из четырех многодневных постов, который начинается Медовым Спасом 14 августа и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. Весь этот пост посвящен Деве Марии и ее материнскому подвигу. Это весьма строгий пост, но кратковременный по сравнению, например, с Великим.
Что касается самого Преображения, то этот праздник уже связан с Иисусом Христом. Ученики не верили до этого дня в то, что он говорит правду о своей смерти, и о том, что он должен ее принять. Они успокаивали его и пытались отговорить от страданий, но Иисус сказал, что так должно быть, что он является Сыном Божьим, и судьба его уже написана.
Далее история гласит, что Спаситель с тремя своими учениками пришел на гору Фавор, чтобы уединиться в молитвах. Петр и двое другие апостолов были настолько истощены, что уснули прямо на горе. Спасителю же явились Илия и Моисей — два ветхозаветных пророка. В этот момент Христос преобразился, став словно Солнцем, от которого исходят лучи света. Ученики проснулись и увидели это, а потом услышали голос с Небес, который мог принадлежать самому Богу или Святому Духу. Он сказал, что перед ними стоит Сын Божий, что его необходимо слушать и доверять ему, и что он действует по благоволению Отца«.
Иисус взял с Петра и двух других апостолов обещание: они никому не расскажут об увиденном до того момента, пока римляне его не убьют, и он не воскреснет. Их клятва была выполнена. В 4 веке на той горе был построен храм, и началось празднование Преображения Иисуса Христа. Он Преображается для каждого из нас 19 августа каждого года. В 2016 году это произойдет снова. Сегодня он вновь должен предстать перед нами в свете.
Молитва на Преображение к 19 августа
Это один из 12 главных православных праздников, поэтому важно соблюдать некие правила этого дня. Во-первых, люди должны посещать церковь в этот день. Во-вторых, необходимо читать молитвы. Вот лучшая из них:
Господь Иисус Христос, Боже наш, Сияние Славы Отца и Образ Ипостаси Его! Когда настанет конец времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Однако перед Крестом и вольными страстями Твоими на горе Фаворской преобразился ты в Божественной Славе Своей пред святыми Твоими учениками и Апостолами, мало скрыв плоти восприятие, что ты будешь распят, и увидишь смерть, уразумеют все страдание Твое вольное и Божество твое. Даруй же и нам всем увидеть пречистое Плоти Твоей Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умами взойти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Многие спрашивают, как правильно молиться. Это очень распространенный вопрос, на который есть лишь один правильный ответ — от всей души и от всего сердца. Не стоит читать молитвы просто потому, что это необходимо. Делайте это тогда, когда у вас назрел разговор с Богом. Он ответит вам, если у вас есть трудности, или поддержит вашу радость и сохранит ее. Главное, по-настоящему захотеть этого. Не молитесь, если вы в ярости, если вы думаете о чем-то плохом или замышляете недоброе. Разум должен быть чистым и лишенным всего скверного.
Молитвы на Преображение Господне имеют огромную силу, поскольку праздник этот олицетворяет собой понимание Христовой веры. Пусть свет ведет вас через тернии, через беды и различные преграды к пониманию Божьей истины.
На Преображение также читают «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Это самые действенные молитвы, которые обычно знает каждый христианин. В каждом православном доме читаемые молитвы преображаются в любовь и понимание между членами семьи, сотворяя уют и соединяя домочадцев прочной невидимой нитью. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Три полезных обряда с яблоками на Яблочный Спас
Яблочный Спас — это народно-церковный праздник, который отмечается каждый год в один и тот же день — 19 августа, после Медового Спаса. Этот день объединяет в себе огромное количество традиций.
Прочитать более подробно о традициях, приметах и обрядах на Яблочный Спас вы сможете в отдельной статье. Они настолько разнообразны, потому что православная церковь отмечает в этот день праздник Преображение Господне. В этот важный день в храмах читают молитвы, ведут беседы с Богом, а также проводят праздничные литургии, где вспоминают знаменательное событие, произошедшее на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков, три ученика Иисуса, увидели яркий свет, который озарил их, извещая, что перед ними стоит Сын Божий, который спасет мир от скверны.
Яблочный спас 19 августа
Этот день олицетворяет собой переход от летнего сезона к зимнему. Еще издавна люди заметили, что ночи начинают расти заметно сильнее с этого периода времени. Они становятся холоднее и все чаще напоминают о том, что скоро осень. Сады и огороды уже начинают желтеть, растения опускают головы и засыхают. На Руси с этого дня начинали зимние посадки на полях. Но осень, которая подступает все ближе — это не только время увядания, но и сезон сбора плодов, и весьма изобильных.
Обряды, о которых мы расскажем далее, нераздельно связаны с природой, которая регулирует массу процессов в нашей жизни. Этот великий день — отличное время, когда энергия космоса притягивается словно магнитом. Для этого и были придуманы множество веков и десятки поколений назад специальные ритуалы для общения с матушкой-природой.
Второй Спас или Яблочный Спас и Преображение Господне — это яркий пример того, как объединяются церковные и народные мудрости, создавая нечто более прекрасное. Это и есть прямое доказательство единения Бога и природы. Это единое целое, один организм, одна сущность и одно лицо.
Обряды на 19 августа
Яблочный Спас подразумевает присутствие яблок в каждом из ритуалов. В это время уже созревает большинство видов яблок, так что проблем с подготовкой к ритуалам и обрядам быть не должно.
Первый обряд — «Здоровое тело»
Все мы стареем и не становимся моложе, однако есть множество правил, которые указывают верный путь к продлению молодости и росту энергетики. Например, больше улыбаться и думать только о хорошем. Позитивное настроение работает как эликсир молодости. Обряд «Здоровое тело» поможет вам усилить этот эффект и стать красивее и здоровее вне зависимости от возраста.
Вам понадобятся только яблоки, мешочек или ткань и хорошее настроение. Порежьте одно или пару яблок, сорванных конкретно вами в Яблочный Спас 19 августа. Перед тем как рвать яблоко с дерева, произнесите: «Твою молодость себе забираю. Новую жизнь я теперь начинаю».
После этого вам необходимо нарезанные маленькие кусочки положить на окно на солнышко, а вечером собрать их и положить в мешочек или завернуть в ткань. Кусочки яблок впитают в себя всю необходимую энергию, которую можно будет использовать примерно две-три недели после праздника. Мешочек нужно ставить рядом с тем местом, где вы спите. Перед сном повторяйте те же самые строки: «Твою молодость себе забираю. Новую жизнь я теперь начинаю».
Когда пройдет примерно две недели, яблоки можно выбросить со словами: «Спасибо, матушка-природа за помощь твою. Благодарю тебя за дары твои. Аминь.» Уже с первого дня обряда вы начнете ощущать, как вас наполняет сила и возвращается ощущение легкости.
Второй обряд — «Обмен добром»
Купите или соберите побольше яблок. Выберите из своего окружения человека, который с радостью примет ваши дары и отблагодарит вас искренне. Это может быть родственник, друг, сосед. Когда вы передадите ему яблоки в подарок, скажите про себя: «Я покупаю себе добро, добро и тепло отдавая». Важно дать подарок прямо в руки, без посредников, иначе ничего не получится.
Невозможно что-то получать, не отдавая ничего взамен. Это главный закон природы, который стал известен людям еще тысячи лет назад. Чтобы добро вошло в вашу жизнь, сделайте его другому человеку. Поскольку праздник связан с яблоками, то стоит подарить их тому, кто оценит ваш презент. И тогда Вселенная поможет вам исполнить ваше самое сильное желание.
Третий обряд — «Новая молодость»
Еще один обряд, который нацелен на возвращение молодости и отличного самочувствия. Возьмите свежие садовые яблоки и сделайте из них сок. После этого нужно будет умыться соком три раза перед сном. Встаньте перед зеркалом и произнесите: «Сила Спаса Яблочного, помоги мне преобразиться и силы вернуть. Помоги мне встать на истинный путь. Да будет так.»
Умойтесь три раза, повторяя «Смываю старость, получаю младость». После этого оставшийся сок можно выпить или вылить — на ваше усмотрение.
Первый обряд можно повторять даже после Спаса, а вот что касается второго и третьего, тот тут действует жесткая привязка к 19 августа.
Если вы хотите пользоваться силой природы каждый день, ознакомьтесь с нашими полезными шепотками на каждое утро. Они помогут активизировать природную энергетику и окажут помощь в делах, сохранят здоровье и удачу. Хорошего вам праздника, и не забывайте нажимать на кнопки и
Молитвы на Преображение Господне 19 августа 2019 года
Особой торжественностью и божественным упоением обозначен один из главных праздников в православии — Преображение Господне. Молитвы к празднику созданы с особой любовью и величием и доносятся до самых Небес, исполняя просьбы верующих.
В понедельник, 19 августа, двунадесятый праздник Преображения предлагает каждому из нас преобразить свою душу. Преображение — стремление любого человека. Для этого нужно только одержать вверх над грехами гнева, зависти, гордыни, безверия и научиться жить так, чтобы в душе и делах присутствовала любовь, которую подарил нам Спаситель.
Священнослужители напоминают, что соучастие — главная составляющая этого дня. Церковь призывает нас вспомнить о чуде, которое произошло с Христом и которое имели счастье увидеть апостолы. Ликование переполняет каждого христианина в этот день, потому что посредством молитв мы можем приобщиться к этому откровению: пронести через себя свет, ощутить дух Спасителя. И в помощь нам даются торжественная литургия и молитвы.
Как правильно молиться 19 августа
Все молитвенные тексты, прославляющие Христа, необходимы каждому для общения с Всевышним. Славословие Господа нашего в день Преображения обязательно. Чтобы молитвы дошли до Небес, важно взращивать в себе покаяние, видеть любовь Господа и стремиться сблизиться с Ним. Внимание и восхищение помогут ощутить прикосновение Бога к сердцу и испытать истинное счастье.
В такой знаменательный день прославлять и благодарить Господа необходимо. Через молитвы рождается чувство внутреннего преображения, а жизнь кардинально изменится к лучшему.
Постарайтесь не просто вычитать торжественные молитвы, а пропустить через себя каждое слово. И если появится умиление на каком-то слове — остановитесь и почувствуйте присутствие Христа, который молится вместе с вами.
Праздничные молитвы
1. Молитва Преображению Господню:
«Иисусе Христе, Господь наш, сияй во славе Своей и образах Своих. Обрати милостивый свой взор к падшему роду людскому, помоги рабу принять данное, уверовать искренне, послушным быть до самой кончины. Преобразился Ты и предстал пред апостолами в Божественной славе Своей. Страдания Твои и смерть Твоя помним, дабы всякий неверующий в Тебя прозрел и имел жизнь вечную. Позволь и нам всем, празднующим Преображение Твое, очиститься в этот день и прийти к Тебе, видеть силу и славу Твою. Не перестанем славить имя Твое. Аминь».
2. Молитва Преображения Души:
«Господь мой, ты всегда рядом со мной. Я принимаю Тебя в своей душе, ведь Ты, я и все люди — единое целое. Ты пришел в жизнь и испытал на себе боль и мучения, дабы показать всем и каждому, что они живут глубоко внутри. И я, раб Твой, признаю, все, что есть у меня — результат моих же усилий. Прими раскаяния мои о всем сотворенном мной. И великой силой Своей прости мои грехи. Прости меня и моих предков за все их непростительные поступки и мысли, совершенные намеренно или случайно. Прости весь наш род, ибо не знаем мы, что творим. Я же славить Тебя не перестану за то, что Ты есть в моей жизни и ведешь меня путем очищения. С Твоей воли хочу преобразиться и обрести настоящее счастье. Аминь».
День Преображения Господня — светлый праздник, в котором нет места унынию. Помните, что перед великой молитвой не лишним будет покаяться в содеянных грехах, дабы обрести право на собственное преображение. Мы желаем вам встретить этот великий день в радости и наполнить свою жизнь смыслом. Берегите себя, веруйте в Господа и не забывайте нажимать на кнопки и
Яблочный спас 2019: традиции, обряды, приметы и обычаи в православии
Народный праздник — Яблочный Спас — ежегодно отмечают 19 августа. В этот день в православии празднуют Преображение Господне
В августе в стародавние времена праздновали несколько Спасов – праздники связывали по времени с созреванием овощей, фруктов, зерновых культур и других даров Земли.
До наших дней сохранились три Спаса – Яблочный, Медовый и Ореховый, в которых народные и церковные традиции тесно переплелись.
«Спас» — это сокращенная форма от слова Спаситель — все три Спаса в церковном календаре связаны с Сыном Божиим и с Его деяниями.
Sputnik Грузия поинтересовался, что за праздник Яблочный Спас, и рассказывает, какие традиции, обряды, приметы и обычаи связаны с ним в православии.
Яблочный Спас
Второй или Яблочный Спас отмечали в дохристианские времена в середине августа – в конце сбора урожая. Он напоминал народу о великой силе природы и ее неоценимых дарах.
В праздник плодородия устраивали веселые гулянья с песнями и танцами и приносили богам в жертву плоды в благодарность за хороший урожай.
Церковь, с принятием христианства, связала народное торжество с праздником Преображения Господня. Согласно Писанию, Господь, когда молился на горе Фавор со своими учениками, полностью преобразился — лицо Его просияло, а одежды стали ослепительно белыми.
Яблочный Спас стали называть Спас на горе благодаря этому божественному явлению. Поэтому каждый человек в этот день должен задуматься о праведности своей жизни и изменить ее к лучшему.
Яблочный Спас также называли Праздник первых плодов, Первые осенины, Горохов день, Средний Спас и так далее.
Традиции и обычаи праздника
В Яблочный Спас, по традиции, праздничные службы проходят во всех действующих православных храмах, где верующие исповедуются и причащаются. Люди издревле считают, что Господь посылает на людей Свое благословение в Яблочный Спас.
После Богослужения в храмах, по традиции, освящаются фрукты – обычай этот восходит к Ветхому Завету. В те далекие времена в храм для благословения люди несли злаки и гроздья винограда в знак благодарности Всевышнему.
Традиция на Руси, где виноград далеко не везде рос, преобразовалась — люди стали освящать яблоки, сбор которых приходился на Яблочный Спас. Соответственно, главным символом праздника стали яблоки, которые олицетворяют достаток и благополучие.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Прихожане, по традиции, по сей день несут корзинки с виноградом, яблоками и другими плодами в церковь, которые, по обычаю, начинают есть только после обряда освещения.
На Яблочный Спас, по древнему поверью, ангелы угощают яблоками души детей на небесах. Поэтому родители, потерявшие детей, после обряда освящения раздавали угощение в храме или часть яблок оставляли на могилках.
На кладбище, по традиции, и сегодня идут после церковной службы и поминают всех почивших родственников, а не только детей.
Чтобы благословить посев, по обычаю, приглашали священника и на поля.
В праздник, по обычаю, запрещаются любые работы по дому, шитье, стирка и строительные работы – на Яблочный Спас можно только готовить пищу и собирать урожай.
На Второй Спас, по традиции, пекут яблочные пироги с добавлением меда. На праздничный стол также подают блинчики с различными начинками, сладкие каши, печеные яблоки, компот из свежих фруктов.
На Яблочный Спас, по традиции, угощали всех соседей и друзей, а вечером все вместе шли в поле и с песнями и плясками провожали лето.
На Яблочный Спас Успенский пост все еще продолжается, посему православным запрещено есть любую пищу животного происхождения. В православный праздник Преображения Господня церковным уставом разрешается есть рыбу и выпить немного вина.
В Яблочный Спас хозяйски, по старинному обычаю, проводили ритуал по очищению дома. Для обряда использовали яблоки и церковную свечу. В частности, разрезали плод на две половинки, доставали сердцевину, свечу ставили в одну из половинок и с ней обходили дом.
Во время обряда читали молитвы и просили Господа даровать семье мир и согласие, а жилище защитить от невзгод и дурного глаза. Затем крепко связывали две половинки яблока веревкой, уносили его подальше от дома и закапывали в землю. Готовить угощение хозяйки начинали, завершив обряд очищения.
В Яблочный Спас с торгов продавали целые телеги с яблоками, а люди, имевшие сады, угощали плодами больных, сирот и нищих.
Приметы праздника
До наших дней сохранилось очень много примет и гаданий, связанных с Яблочным Спасом. В народе верили, что первое съеденное яблоко расскажет о будущем. Кислое яблоко указывало на неприятности, сладкое – на радость и счастье, кисло-сладкое предсказывало крепкую семью, покой и уют в доме.
Девушки, загадывая свое самое заветное желание, часто съедая первое яблочко, обмакивали его в мед. По приметам, загаданное обязательно исполнится, если просьба идет от чистого сердца.
Много примет связано и с погодой — дождь на Яблочный Спас сулил мокрую и холодную зиму. А вот солнце и тепло в праздник – явная примета, что зима будет снежной, но без сильных морозов.
В Яблочный Спас, по приметам, нельзя прогонять мух, если они сядут на руку, чтобы не спугнуть счастье.
Северный ветер во время посева – хороша примета, указывающая, что колосья пшеницы уродятся крупные.
По приметам, скоро наступит холодная и дождливая осень, если начался мелкий дождь и пчелы собираются в рой. Если пчелы слетаются на мед – это явная примета, что в доме будет достаток.
Пожелтевшие листья на деревьях на Яблочный Спас – примета, что в скором времени сильно похолодает.
Заниматься шитьем на праздник – плохая примета, «нарушитель» всю жизнь будет лить слезы.
Много скворцов на деревьях – по приметам, к суровому январю.
Яблочный Спас, по народным приметам, означает наступление осени и преображение природы — ночи после 19 августа становятся намного холоднее.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Загадки тропаря Преображения Господня
До 26 августа, отдания праздника Преображения Господня, в храме можно услышать тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже». Почему он написан в прошедшем времени, зачем в нем подчеркивается наша греховность и для чего призываются молитвы Богородицы, рассказывает Ольга Седакова.
(Sub specie poeticae)
Тропарь Преображения Господня построен просто. Первая его часть – три стиха – излагает событие, которое празднуется: как обычно, в богословской перспективе и, как обычно, в форме обращения, во втором лице. «Ты преобразился на горе». Богословский комментарий тропаря предельно сжат: сказано, что преображение – это явление Славы Божией и что возможность видеть эту славу у человека весьма ограничена. О связи Преображения со Страстями говорит уже кондак Праздника. О ветхозаветных прообразах явления Славы Господней, богооткровениях на горе Моисею и Илии говорят библейские паремии и другие праздничные песнопения.
Заметим, что в отличие от многих праздничных тропарей и кондаков, в преображенском тропаре речь ведется в прошедшем времени, а не в настоящем (ср. «Днесь спасения нашего главизна», тропарь Благовещения; «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак Рождеству; «Явился еси днесь вселенней», кондак Крещению; «Днесь благоволения Божия предображение», тропарь Введения во храм; «Дева днесь предстоит в церкви», кондак Покрову и др.). Можно предположить, что эта форма избрана неслучайно: тропарь Преображения (как и кондак этого Праздника) говорит об этом событии как о случившемся единожды [1] , он не хочет представить его как происходящее сейчас («днесь»), перед глазами собравшихся. Увидеть свет Преображения страшно и непосильно даже избранным Ученикам, что отмечено в третьем стихе: они видели славу Божию, «якоже можаху» – насколько это было в их силах. Евангельское повествование и иконография Преображения изображает ужас Учеников, «павших на лица свои» (Мф.17:6).
И потому, вероятно, появляется в следующем стихе редкая для праздничных песнопений (и естественная в молитвах) самохарактеристика поющих и слушающих его как «грешных»: «Да воссияет и нам, грешным». О том, чтобы удостоиться видения этого «присносущного», вечного – и при этом невидимого для обыденного, грешного взгляда – невещественного света, чтобы он «просиял и нам», просит вторая часть тропаря (еще три стиха), прямо переходящая в славословие Христу как подателю Света.
Основной мотив тропаря – свет: его несут слова «свет», «воссияет», «светодавец», «слава» (библейская слава имеет обычно световую природу, хотя необязательно: чудо в Кане Галилейской – «преображение» воды в вино – описывается как «явление славы», хотя собственно о свете в этом эпизоде ничего не говорится, Ин.2:11). Со световой природой связана и святость, о святых обычно говорится, что они «просияли».
Свет Преображения, фаворский свет – важнейшая тема православной традиции, богословия и мистики, молитвенной практики. Вечный, то есть божественный, нетварный свет, который созерцается «умными очами», «очами сердца». Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости.
Можно спросить, почему наш тропарь в своей просьбе о даровании видеть этот свет обращается к заступничеству Богородицы («молитвами Богородицы»): ведь во всех синоптических повествованиях о Преображении речи о Ней не заходит?
Это уточнение просьбы связывает Преображение, явление Христа по славе, с Рождеством. В нашем тропаре Христос представлен как «податель света». В евангельских повествованиях Он облекается светом, как будто в подтверждение стиха Псалма: «Одеяйся светом яко ризою» (Пс.103:2). Но Он и есть Свет: «Света от Света» (Символ веры), «свет неприступный»: «пришел еси и явился еси, свет неприступный» (кондак Крещения).
В праздничных тропарях на Рождество Богородицы и на Сретение звучит одна и та же фраза: «Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш» — с глаголом из нашего тропаря «да возсиет». В событии Преображения Христос «показа учеником славу Свою». Но Он и есть Слава Божия («Божия слава и Божия мудрость», «Слава Бога Отца»), и потому Богородица именуется «священное сокровище славы Божия» (кондак на Введение во храм).
Тема «света Христова» и Христа – Света – любимая тема множества литургических песнопений, включающих в себя стихи Псалмов и другие цитаты Св. Писания: «во свете Твоем узрим свет (из Пс.35:10)»; «да знаменуется на нас свет лица Твоего»; «Свет истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека грядущего в мир (цитата из Ин.1:9)»; «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца небеснаго»… Свет, который есть жизнь – «и жизнь была свет человеков» – и который «во тьме светит» (Ин.1:4-5).
По свидетельству всех трех синоптиков, апостол Иоанн был одним из трех свидетелей Преображения – и при этом в его повествовании этот эпизод отсутствует. Но след – или плод – этого опыта лежит в сердцевине пролога к Евангелию от Иоанна, к Иоаннову богословию света, которое излагается как богословие свидетельское: «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца» – «и мы видели…» (Ин.1:14).
Примечание
[1] В «Августе» у Б. Пастернака явление фаворского света представлено как вошедшее в обиход, регулярное:
«Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора».
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 августа; 1 день предпразднства (с 18 авг.) и 7 дней попразднства (по 26 авг.)
Историческое содержание
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.
Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?
Преображение: событие и смысл
Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Преображение: единичное событие и ежегодный праздник
Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?
Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.
Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.
Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.
Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.
В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .
Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.
Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
Для любознательных читателей:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.