Содержание
- 1 Погружение в молитву
- 2 Что даёт правильное погружение в молитву?
- 3 Погружение в молитву
- 4 Стадии погружения в молитву. Кому и как передать плоды своей молитвы.
- 5 Ответы на вопросы
- 6 Епископ Якутский Роман: Погружение в прорубь полезно только с молитвой
- 7 Водосвятный молебен
- 8 Как преодолеть рассеянность на молитве?
Погружение в молитву
С девяностых годов прошлого века в различных сегментах христианства наблюдается повышенное внимание к мистицизму. Находясь в непосредственной близости с эзотерикой, эти мистические опыты увеличивают разделение между «фактической верой» и «верой чувств», угрожая подменить здравое библейское учение реакциями, управляемыми эмоциями. Молитва-погружение является одним из таких мистических практик. Ее описывают как пребывание в Божественном присутствии. Оно достигается при помощи воспроизведения нескольких спокойных духовных песней, принятия сидячего или лежачего положения и произнесения коротких, простых молитв в течение длительного периода времени. В то же время разум должен оставаться свободным от других мыслей. В тот момент, когда вы почувствуете присутствие Бога через определенные физические проявления, как например, онемение кожи, ощущение тепла или холода или даже нежного дуновения ветра, проходящего сквозь ваше тело, вы просто «погружаетесь» в это присутствие.
Хотя для кого-то это может прозвучать немного странно, данный опыт не сразу воспринимается как нечто плохое. Тем не менее, эталоном, которым мы измеряем свой жизненный опыт, является Слово Божье (2 Тимофею 3:16-17), и лишь рассмотрев молитву-погружение в его свете, мы видим, что ей недостает библейской поддержки. В Священном Писании мы не находим модели, которой следует данный вид молитвы.
Библейская молитва в своей простейшей форме является призыванием имени Господнего (Бытие 4:26), и в каждом случае, который мы находим в Писании, она описывает общение с Богом. Молитва-погружение начинается с этого же, но быстро переходит в медитативное состояние, похожее на транс. Именно в тот момент молитва-погружение теряет связь с Библией и становится более к близкой к практикам Нью Эйдж или индуизма.
Никто не отрицает, что ощущение Божественного присутствия может быть сильнейшим опытом, способным изменить жизнь человека. Но Библии противоречит не цель молитвы-погружения, а ее методика. Она направлена на получение духовного опыта Божьего присутствия через мистические упражнения. В этом она похожа на «созерцательную молитву» и созерцательную духовность, которые в равной степени не соответствуют Писанию. Истинная молитва – это разговор с Богом с целью познания Его воли (1 Иоанна 5:14). Верующий, молящийся согласно Библии, уже понимает, что находится в Господнем присутствии (Псалом 138:7; Матфея 28:20; 1 Коринфянам 6:19; 1 Фессалоникийцам 4:8; 2 Тимофею 1:14), и ему незачем стремиться к каким-либо физическим опытам, чтобы доказать это.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что даёт правильное погружение в молитву?
Блок 3
Молитва и правила Молитвы. Время для молитвы.
Каким образом нужно совершать молитву. Утро. Почему утро?
Что даёт правильное погружение в молитву?
Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить присутствие Бога.
Однако встреча с Богом в молитве происходит не всегда. Ведь даже встречаясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры, сойти в глубины, часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем. Так и в молитве. Порой мы чувствуем, что между нами и Богом — словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мысами своими грехами воздвигаем его. По словам одного западного средневекового богослова, Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы -снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.
Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве. Будем помнить о том, что всякий раз, вставая на молитву, мы соприкасаемся с Богом Живым.
Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав
Погружение в молитву
Отрывок для чтения: Лука 11.
Погружение в молитву – задача непростая. Это признавали даже апостолы Христовы, о чем мы можем судить из нашего чтения Евангелия от Луки 11, стих 1: «Когда Он (Иисус)… молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться». Можно не сомневаться, что основам молитвы их учили и их родители, и раввины в синагогах, но было что-то другое, и они не могли этого не видеть, в молитве Иисуса. Иисус не оставил их просьбу без ответа, и в результате дал им образец молитвы, которая общеизвестна, как молитва «Отче наш». Она, фактически, состоит из ряда указателей, используемых в помощь при молитве.
Как готовиться к молитве?
Первое, что необходимо при молитве, – вера. Писание говорит: «А без веры угодить Богу невозможно». Поэтому нам необходима вера, что Бог слышит нас и обязательно ответит на молитву, если она находится в соответствии с Его волей. Второе – изучение слова Божьего и размышление над ним. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тимофею 2:15). Брат Джон Томас в книге «Надежда Израилева» говорит: «Слово Божие – великий инструмент святости и очищения. Оно переделывает человеческий разум и ослабляет привязанность его к вещам земным. Слово погружает человека в моральную атмосферу Бога».
Слово Божие – слово живое: оно высвечивает для нас Его замыслы и пути.
Ряд других важных моментов
Молитва предоставляет нам доступ к Отцу, и Иисус есть мост или лестница, благодаря которой мы достигаем нашего Творца. В Евангелии от Иоанна 1:51 Иисус говорит Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Библия указывает, что этот стих имеет свою параллель в Бытие 23:12, где Иаков видит во сне лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы. Сравнение между этими двумя стихами открывает нам, что Иисус переделывает оригинал так, что именно к Нему, как по лестнице или мосту, восходят и нисходят Ангелы. Павел в своем Послании евреям говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (1:14). А это те, которые, согласно Галатам 3:29, являются наследниками обетований.
Итак, Иисус, как связующее звено – лестница или мост – стоит между человеком и Богом. Термин, используемый в Писаниях на этот счет – Посредник или Ходатай. Его именем и Его жертвой мы можем приблизиться к Великому и Вечному Богу. Читая слово Божие и позволяя ему воздействовать на нас, мы тем самым подготавливаем себя к молитве.
Наше положение перед Богом
Оно проиллюстрировано у Исаии 59:1,2: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас, чтобы не слышать». Какая неприглядная ситуация! Но Бог пришел людям на помощь, что показывает стих 16: «И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его». И заступник этот – никто иной как Господь Иисус Христос.
Имея привилегию молиться, просто глупо не воспользоваться ею, как говорит Писание: «Непрестанно молитесь», «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». Другими словами, мы никогда не должны прекращать молиться. Итак, осознавая наше положение перед Богом, давайте посмотрим на ряд моментов, которые должны присутствовать в наших молитвах.
Вот ряд выражений, взятых из посланий Павла, Петра и Иоанна, касающихся молитвы: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом…», «За всё благодарите Бога…», «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах…», имея уверенность, что Он слышит нас.
Ряд разновидностей молитв
Молитва мгновенная
Этот вид молитвы вызывает тяжелая или, наоборот, радостная ситуация. Именно в отчаянных ситуациях наша молитва является наиболее искренней, именно здесь проявляется настоящее рвение в обращении к Отцу. Пример подобное ситуации мы встречаем у Неемии 2:1-4: «Я сильно испугался… И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному». Даже будучи мгновенной, эта молитва выросла из прежнего размышления и изучения слова Божьего, что явно видно из стихов 4-11 предыдущей главы: «Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился». Здесь еще только подготовка к молитве, и даже стих продолжает: «И молился пред Богом небесным».
Конечно, мы должны обращаться к Богу, как это делал Неемия, день и ночь, и поэтому, когда для нас настанет критический момент, ведущий к появлению мгновенной молитвы, Бог обязательно услышит нас и придет нам на помощь. Здесь приходят на память прекрасные слова царя Иосафата: «Боже наш! …мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!» (2 Паралипоменон 20:12). Соломон в притчах советует: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (3:5,6). Мы должны, отсюда, размышлять не только о том, что мы не можем сделать, но также и о том, что мы действительно можем сделать. Когда Ангел явился в тюрьме Петру, оковы упали с его рук, и он получил повеление надеть свою одежду и обувь. Петр не мог самостоятельно избавиться от оков, но он мог сам облачиться в одежду и надеть обувь.
Молитва запланированная
Для этой молитвы мы заранее выбираем определенное место. Иисус говорит: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему…» (Матфей 6:6). Господь рекомендует место, где вам никто бы не помешал для ежедневной постоянной молитвы. Даниил, как нам сообщается, молился три раза в день. Это отлично дисциплинирует. Иисус, наш великий образец, уходил молиться в отдаленные места, вставал для этого рано утром, а иногда проводил в молитве и целые ночи.
Одна из проблем, которая возрастает с годами, – сосредоточенность на молитве, невозможность сосредоточиться, подчас, просто выводит из себя. Но здесь, как утешает Павел, «Сам Дух ходатайствует за нас» (Римлянам 8:26,27). Чтение Библии также способствует сосредоточенности, ибо оно учит, как нужно говорит с Богом. «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших», как телесных, так и умственных, потому что мы не всегда знаем, как молиться. Иногда мы попадаем в такую ситуацию, от которой просим в молитве избавить нас. Всегда ли верна эта просьба? Мы должны спросить себя: «А должен ли я просить об этом?» А, может быть, Бог испытывает нашу веру и степень доверия к Нему? Все эти вопросы могут возникать и, наверное, должны возникать в нашей голове во время молитвы. Лучшее, что мы можем сделать, – это предоставить решение нашей проблемы Богу, как сделал это Господь Иисус. Его слова в Гефсиманском саду нам всем хорошо известны: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Насколько же благодарными мы должны быть Ему за подобный подход, ибо, благодаря ему, Он был послушен вплоть до смерти на кресте.
Павел пишет, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией». Молитва может быть внутренним плачем невыразимой тоски, ибо подчас очень трудно высказать то, как мы действительно себя чувствуем.
«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа». Иисус знает духовно настроенных мужчин и женщин, и «Он ходатайствует за святых», ибо их молитвы находятся в согласии с волей Отца. Молитвы не оцениваются по их красноречию, но оцениваются по их степени честности, прямоты и смирения. Насколько благодарны мы должны быть Господу Иисусу за то, что, благодаря Ему имеем привилегию доступа к Отцу. Молитва есть наша «дорога жизни». Без нее мы погибнем. Сегодня мы вспоминаем, что Бог не пожалел Своего единственного Сына, и Сын Его был готов пожертвовать Собой, дабы быть послушным воле Отца до самой смерти. Обратимся же сейчас с благодарностью в молитве к хлебу и вину, как символам великой работы нашего Первосвященника и Посредника Господа нашего Иисуса Христа.
Стадии погружения в молитву. Кому и как передать плоды своей молитвы.
Сначала просто ты думаешь, потом проговариваешь молитву, а за тем уже пытаешься… удержать внимание на ней, т.е. концентрируешься. Потом происходит твое погружение в молитву. Оно выражается в том, что ты испытываешь подъем, счастье или как будто проваливаешься куда-то, но нужно сохранять осознанность и отдавать все это состояние тому, кому кланяешься в ноги, класть к ногам.
Что нужно для реализации молитвы?
Безграничная сила молитвы.
Молитвенный настрой.
Молитва жены и матери. Как молиться за здоровье родных?
Сила молитвы жены
Силу молитвы жены нельзя рассматривать как средство установления контроля над мужем, и хочу предупредить тебя, чтобы ты не обольщала себя ложной надеждой! В действительности всё обстоит как раз наоборот. Сила молитвы заключается в отречении от самой себя, от всяких претензий на собственные силы и возможности, в готовности полностью довериться силе Бога, способного преобразить тебя, твоего мужа, всю вашу жизнь и, конечно же, ваше супружество.
Эта сила дается не для того, чтобы впоследствии стать кнутом для обуздания непокорного зверя. Она дается для того, чтобы стать средством постепенного возрождения брака, которое может произойти только благодаря молитве жены, стремящейся поступать правильно, а не просто быть правой, и скорее отдавать, чем брать. Только так можно попросить Бога войти в жизнь своего мужа ради благословений, которые, в конечном счете, будут дарованы и тебе.
Мужчина не может жить с женщиной, которая в нем сомневается. Ему важна её вера в него, принятие его авторитета, уважение. Если этого нет — у него слабый тыл, он не способен исполнять своё предназначение. И мужчина постепенно теряет интерес и к этой женщине, и к своим обязанностям. Но у жены есть способы повлиять на мужа: молиться, любить, заботиться, уважать, верить в него, есть еще очень мощный способ — кормить его освященной пищей. Все родственники связаны одним корнем судьбы — если один человек начинает молиться, все остальные меняются сами. Кто живет для Бога, о том человеке Бог сам заботится.
Сила молитвы жены за мужа несравнимо больше, чем даже сила молитвы его матери (простите, мамы). Разумеется, нет ничего горячее молитвы матери, просящей за своего сына, но, женившись, мужчина оставляет отца и мать и становится единым целым со своей женой. Теперь они одна команда, сплоченная духовным единством. Сила союза мужа и жены в глазах Бога намного превосходит сумму их сил вне брака. Причина этого в том, что супругов объединяет Святой Дух, Который придает силу их молитвам. Поэтому нельзя не молиться: ведь слишком многое поставлено на карту. Можете вы представить себе молитву только за правую часть вашего тела? Если одна сторона лишена поддержки и защиты и разрушается, то та же участь ожидает и другую часть тела. То же самое можно сказать о тебе и твоем муже. Если ты молишься за себя, но не молишься за него, ты никогда не получишь желанного благословения и не ощутишь полноты жизни. Все, что происходит с ним, происходит и с тобой, и избежать этого невозможно.
Как молиться за другого человека? Не надо лезть в события, контролировать, заставлять, убеждать. Смиренно просите в молитве, чтобы человек сдал свой экзамен. Действует или карма, или желание, обращенное к святости, бескорыстная просьба за другого человека. Делайте это регулярно, искренне, с любовью, и с большим преданием, с верой.
На самом деле, духовная практика — это не восторгаться молитвой, не с упоением читать духовные книжки. Духовная практика для женщины — это когда она терпеливо, спокойно доносит свои знания. Духовная практика — это деятельность, не направленная на внешний результат. Скупые люди живут в ожидании внешнего результата, а разумные отказываются от этой идеи, действуют внутри себя. Внешний результат они получают быстрее, но он им не так уже и нужен, как раньше. Молитва дает вам мягкость сердца и спокойствие. Даже если вы видите, что есть проблемы, вы можете говорить о них без раздражения, спокойно, или наоборот, не говорить о них совсем, принять эту ситуацию как этап вашей жизни, и дать мужу возможность принять на себя ответственность за их решение и в это время продолжать молиться с просьбой о благословении.
Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 197 | Нарушение авторских прав
Ответы на вопросы
С девяностых годов прошлого века в различных сегментах христианства наблюдается повышенное внимание к мистицизму. Находясь в непосредственной близости с эзотерикой, эти мистические опыты увеличивают разделение между «фактической верой» и «верой чувств», угрожая подменить здравое библейское учение реакциями, управляемыми эмоциями. Молитва-погружение является одним из таких мистических практик. Ее описывают как пребывание в Божественном присутствии. Оно достигается при помощи воспроизведения нескольких спокойных духовных песней, принятия сидячего или лежачего положения и произнесения коротких, простых молитв в течение длительного периода времени. В то же время разум должен оставаться свободным от других мыслей. В тот момент, когда вы почувствуете присутствие Бога через определенные физические проявления, как например, онемение кожи, ощущение тепла или холода или даже нежного дуновения ветра, проходящего сквозь ваше тело, вы просто «погружаетесь» в это присутствие.
Хотя для кого-то это может прозвучать немного странно, данный опыт не сразу воспринимается как нечто плохое. Тем не менее, эталоном, которым мы измеряем свой жизненный опыт, является Слово Божье (2 Тимофею 3:16-17), и лишь рассмотрев молитву-погружение в его свете, мы видим, что ей недостает библейской поддержки. В Священном Писании мы не находим модели, которой следует данный вид молитвы.
Библейская молитва в своей простейшей форме является призыванием имени Господнего (Бытие 4:26), и в каждом случае, который мы находим в Писании, она описывает общение с Богом. Молитва-погружение начинается с этого же, но быстро переходит в медитативное состояние, похожее на транс. Именно в тот момент молитва-погружение теряет связь с Библией и становится более к близкой к практикам Нью Эйдж или индуизма.
Никто не отрицает, что ощущение Божественного присутствия может быть сильнейшим опытом, способным изменить жизнь человека. Но Библии противоречит не цель молитвы-погружения, а ее методика. Она направлена на получение духовного опыта Божьего присутствия через мистические упражнения. В этом она похожа на «созерцательную молитву» и созерцательную духовность, которые в равной степени не соответствуют Писанию. Истинная молитва – это разговор с Богом с целью познания Его воли (1 Иоанна 5:14). Верующий, молящийся согласно Библии, уже понимает, что находится в Господнем присутствии (Псалом 138:7; Матфея 28:20; 1 Коринфянам 6:19; 1 Фессалоникийцам 4:8; 2 Тимофею 1:14), и ему незачем стремиться к каким-либо физическим опытам, чтобы доказать это.
© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Епископ Якутский Роман: Погружение в прорубь полезно только с молитвой
Епископ Якутский и Ленский Роман на сайте «Православная Якутия» обратился к боголюбивой пастве в дни Крещения Господня:
Дорогие братия и сестры!
Видео (кликните для воспроизведения). |
В эти светлые дни Православная Церковь, торжественно прославив Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, отмечает великий праздник – Крещение Господне, или Богоявление.
Издавна наш благочестивый народ любит всем сердцем Праздник Крещения Господнего. Обращаясь к неисчерпаемому источнику богословия – православному богослужению – мы вместе со всей полнотой Православия призваны уяснить духовный смысл Богоявления.
Вода – древнейший религиозный символ. В Священном Писании в рассказе о сотворении мира упоминается о воде: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2)
Таким образом, вода становится символом зарождения и обновления жизни. Именно поэтому вода часто воспринималась во многих культурах как первичная субстанция. Но после грехопадения прародителей – вся земля несет печать проклятия (Быт. 3:17). Не осталось ничего, чтобы было изъято из катастрофических последствий, все подвержено тлению, в том числе и символ жизни — вода.
Господь Иисус Христос – Новый Адам (1Кор.15:45); и как через ветхого Адама все существующее стало причастно тлению и смерти, так через Иисуса Христа – все освящается, обновляется, оживотворяется. Во Христе весь мир получает новое существование, становится новым творением (2Кор.5:17). В молитве, которую священник от имени всех молящихся читает во время освящения воды, говорится «Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа и сокрушил головы гнездящихся там змиев». Слова эти объясняют нам, что Господь Иисус Христос, приняв Крещение от руки Иоанна Предтечи, тогда, две тысячи лет назад, освятил и изъял водную стихию из абсолютной власти тления, уничтожив над ней власть духов злобы и назначив ей стать источником возрождения, очищения и чистоты.
Все творение служит великому делу Христа! И Церковь Его радуется этому обновлению твари, торжественно воспевая: «от всего творения принял Ты служителей Твоего таинства: от Ангелов – Гавриила, от людей – Деву, от небес – звезду и от вод – Иордан, в котором Ты беззаконие мира истребил; Спаситель наш, слава Тебе!» (стихиры на литии).
Радуюсь тому, что многие тысячи жителей нашей республики спешат в эти дни окунуться в освященных водах. И тем более это удивительно, что ни суровые погодные условия, ни дальние расстояния, не становятся преградой к приближению к святыне.
Однако само погружение в прорубь будет полезным и душе и телу только в его соединении с церковной молитвой, с храмовым богослужением праздника Богоявления.
Некоторые люди в эти дни минуя храм Божий и евхаристическое общение, спешат к погружению в воду без молитвы церковной.
Возлюбленные братья и сестры, освящение и прощения грехов может осуществляться только в Церкви Христовой. Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. В эти праздничные дни нам необходимо помнить, что праздник Крещения Господнего, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа».
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами обладатели великого дара – Православной веры и призваны к свидетельствованию, к разъяснению нашей веры перед всеми людьми – родными, близкими, друзьями, соседями. И в праздничные дни Богоявления нам следует поступать согласно вере нашей, руководствуясь словами святого Апостола Павла, предостерегающего верующих от увлечения «пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).
Поздравляю вас с праздником Богоявления. Пусть Господь соблюдет сердца и помышления наши в вере и добродетели (Фил.4:7-8)
С любовью о Господе,
Епископ Якутский и Ленский РОМАН
Январь 2013 год
Водосвятный молебен
Что такое Водосвятный молебен
Чтобы рассказать, что такое водосвятный молебен, стоит объяснить, что такое молебен в Русской Православной Церкви. От обычной домашней молитвы молебен отличает то, что для совершения молебна верующие собираются в храме и обращаются с конкретной просьбой или благодарением. Молебны еще называют «требами». Конечно, храм — это не стол заказов, поэтому молебен — это именно мольба, о чем-то с верой, что Господь устроит все так, как будет лучше душе человека.
- Простые;
- Благодарственные;
- Водосвятные;
- Акафистные.
Какие бывают водосвятные молебны
Во время водосвятного молебна освещается вода. Водосвятные молебны тоже отличаются друг от друга. Так, например агиасма – это чин великого освящения воды, который совершается на праздник Крещения Господня. Вода с этой службы хранится весь год, до следующего праздника.
Но бывает и малое освещение воды, которое совершается в любой день по согласованию с настоятелем храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.
Как проходит водосвятный молебен
Для водосвятия в центр храма выносится стол, на который ставят большую чашу с водой, кладут Евангелие и Распятие. Водосвятный молебен читают по служебникам — специальным книгам. Священник произносит ектинью – просительное молитвословие о том, зачем служится этот молебен. Водосвятный молебен часто обращен ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская=), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской. В чинопоследовании будут читаться имена из записок, которые подают прихожане, само же последование может быть разным. Например, если читается акафист, служба будет идти дольше.
Примерный порядок выглядит так:
- Выносят стол с чашей воды, Евангелием, Распятием.
- После возгласа священнослужителя произносится псалом 142-й.
- Поют: «Бог Господь» и тропари. Во время этого иерей производит крестообразно кадит воду.
- За прочтением псалма 50-го, тропарей и ектении, производят каждение храма.
- После этого читается прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18).
- Затем проводится чтение Евангелие (Ин. 5, 2-4).
- За этим произносят ектению:
Миром Господу помолимся , в которой возносятся прошения об освящении воды. В основном при этом происходит каждение воды. После чего священник произносит молитву об освящении воды.
Иногда читается особая молитва:
Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .
- Затем священник берет Крест. Распятие он направляет к себе. Затем делает крестообразное движение поверх воды его нижней частью. После происходит погружение всего Креста в воду. В это же время поются тропари: Спаси, Господи, люди Твоя… (трижды) и Твоих даров… .
- После этого иерей целует Крест, который вынули из воды, и кропит всех присутствующих и храм.
- Все по очереди прикладываются к кресту, а священник кропит каждого.
Как заказать молебен с водосвятием
Молебен с водосвятием редко совершается по заказу. Во многих храмах он проводится каждый четверг. Малый чин традиционно исполняется по православным праздникам и любые другие дни, определенные богослужебными указаниями. При каких-то чрезвычайных случаях или бедствиях по просьбе одного или многих людей может совершиться молебен с водосвятием, не приуроченный к православному празднику. В ряде случаев, молебен дозволяется проводить дома, на улице, если того требуют обстоятельства. Заказать малый водосвятный чин нужно заранее.
Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.
Надо обратиться к опыту святых
– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.
Творите молитву Иисусову
Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах
– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.
Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.
Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.
Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».
Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам
– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.
А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.
По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.
Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски
Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову
– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.
Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.
Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.
Рассеянность происходит от несмирения
– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?
Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.
Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.
Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет
Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.
Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.
Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.
Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись
– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!
Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве
Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас
– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!
Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.