Содержание
В помощь поступающему
ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ высшее специальное учебное заведение
закрытого типа Московского Патриархата, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви. Срок обучения в семинарии — 5 лет. В Семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет (на заочную форму обучения — до 55 лет), имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
Екатеринодарская духовная Семинария не принимает на обучение лиц с ограниченными возможностями в связи с наличием особых требований к поступающим, вытекающих из внутренних установлений Русской Православной Церкви. (Основание: п. 11 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ т 29.12.2012: «… духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации»).
Для поступления в Семинарию требуются следующие документы:
- прошение о поступлении на имя ректора семинарии (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
- рекомендация епархиального архиерея или рекомендация приходского священника (для поступающих из других епархий — рекомендация заверяется епархиальным архиереем) >>Образец рекомендации ;
- заполненная анкета (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
- паспорт (копии всех заполненных страниц);
- военный билет или приписное свидетельство (копии всех страниц) ;
- фотографии 9×12 см (одна) и 3х4 см (две);
- свидетельство о рождении (копия);
- справка о прописке (форма 9);
- свидетельство об образовании (оригинал аттестата о полном среднем образовании или диплома о высшем образовании);
- автобиография >>автобиография (образец) ;
- медицинская справка о состоянии здоровья (форма 086);
- медицинский полис (действующий), справка о прививках;
- справка из наркологического диспансера (оригинал);
- справка из психоневрологического диспансера (оригинал)
- свидетельство о крещении;
- свидетельство о венчании и ксерокопия свидетельства о браке (для женатых);
- сущим в сане — копию указа о рукоположении в священный сан и копию указа о назначении.
Документы принимаются с 1 июля до 10 августа.
Вступительные экзамены начинаются с середины августа. Занятия начинаются с 1 сентября.
Студенты, обучающиеся по очной форме обучения обеспечиваются питанием, общежитием.
Во время вступительных экзаменов проживание и питание в семинарии бесплатное.
Граждане ближнего и дальнего зарубежья должны купить российский полис добровольного медицинского страхования.
П рием в Екатеринодарскую духовную семинарию осуществляется по результатам дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности – Закон Божий, основы церковного пения и собеседование. Также при поступлении учитывается результаты ЕГЭ по обязательным дисциплинам – полученный балл должен быть не ниже минимально установленного для поступления в вузы.
Вступительные испытания также включают письменный экзамен в форме изложения с элементами сочинения на тему одной из Евангельских притч.
На собеседовании абитуриент должен:
- показать знание Священного Писания, Церковной истории, основ Литургики;
- показать осмысленное знание наизусть основных молитв:
начальных: «Слава Тебе. Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите поклонимся…»;
утренних: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешного», «Пресвятая Владычица моя, Богородице», «Святый ангеле»;
вечерних: «Боже вечный», «Вседержителю Слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», Ангелу Хранителю;
молитвы Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи», а также: Символа веры, Заповедей Моисея, Заповедей Блаженств.
Абитуриент должен знать тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й, тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.
- уметь читать Псалтирь на церковнославянском языке;
- пройти проверку музыкального слуха.
Моя Семинария
Годы, проведенные нами в институте, университете, навсегда останутся золотым фондом нашей памяти. Ты еще полон сил, надежд, будущее неопределенно и прекрасно.
Было такое время и у меня: четыре года в Духовной Семинарии и четыре года в Духовной Академии. Со школьной скамьи – на восемь лет в стены Ленинградской, а потом Санкт-Петербургской духовной школы.
Потом, в 1999-м, когда окончил Академию и был рукоположен в сан диакона, началась новая жизнь. А через год стал священником и настоятелем… Потом переведен в Свято-Троицкий Измайловский собор, где служу и поныне.
И вот сейчас, когда Господь «вернул» меня в Духовную Семинарию, правда, уже в статусе преподавателя, я хожу по коридорам, молюсь в академическом храме. И узнаю… На тех же местах иконы, так же зычно и нестройно распеваются за дверьми классов семинаристы – урок пения, тот же щебет птиц в Митрополичьем парке, окружающем Семинарию. Самое удивительное: те же запахи. Запах кислых щей в дни Великого поста из трапезной, аромат старых фолиантов, когда проходишь мимо библиотеки, запах ладана и паркетной мастики, когда входишь в храм.
Мысленно возвращаюсь в 1990-е, в дни своей учебы в Семинарии и Академии.
Есть моменты грустные, есть веселые. Встречаясь со своими студентами, делюсь с ними рассказами о нашем прошлом. Хотелось бы записать о своих годах учебы, пока не стерлось из памяти, и, может быть, когда-нибудь получится это сделать.
Сегодня хотелось бы вспомнить два курьезных эпизода из дней моей учебы. Прошу отнестись к моим рассказам с добрым юмором и не делать никаких далеко идущих выводов, мало ли что в жизни бывает…
Итак, я учусь на первом курсе Семинарии.
– Эй, Мариан, – продолжает Андрей подначивать, – сейчас подушкой кину…
– Чего. – Мариан шутя замахивается гирей…
Девять человек, и все замечательны по-своему. Мы уже привыкли к трудным богослужениям, к многочасовым стояниям, к зубрежке, и у нас выработался условный рефлекс: на удар колокола вскакивать и куда-то бежать.
К февралю месяцу в нашей комнате в воздухе повисло напряжение. Еще с осени мы замечали странную вещь: некоторые наши задумки и предприятия становились известны помощнику инспектора. Например, собрались мы по какому-нибудь поводу распить бутылку вина. Только сели и откупорили… дверь распахивается, и на пороге помощник инспектора. Как узнал. У нас было подозрение, что он мысли наши читает. Кто-то выдвинул «теорию флюидов». Согласно этой теории, помощник инспектора сенсорно настроен на волну ловить нарушителей. Вот он и барражирует в их поиске по коридорам и спальням. Как только человек собирается нарушить дисциплинарный режим, он, волнуясь, как бы не поймали, неосознанно посылает импульс. И его мысли улавливаются помощником инспектора. А если нарушителей несколько и собрались они вместе, то волны они излучают ого-го!
Действительно, бдительность инспекторов и их мастерство вылавливать нарушителей казались сверхъестественными.
Но потом мы пришли к более прозаическому объяснению. Классный руководитель (сейчас игумен Николай Парамонов, наместник Свято-Сергиевой Приморской пустыни в г. Стрельна, под Петербургом) нас предупредил, что в каждой комнате у нас есть… стукач.
Это было справедливо для многих комнат, и мы где знали, а где догадывались, кто может быть осведомителем инспекции.
Но нам было невозможно представить, что стукач есть и среди нас… Кто он?
Поздний вечер, после отбоя. Мы невесело лежим в кроватях. В последнее время мы перестали собираться вместе и праздновать, стараемся не откровенничать, потому, что инспектор знает, о чем мы даже говорили.
Вдруг Андрей садится на кровать: – Я вычислю эту с… Давайте логично:
И Андрей начинает вслух:
– Это Володя. Хотя нет. Он в армии служил и не такой, как вы, маменькины сынки.
– Может, Мариан.
Мариан единственный из нас спит и в эту минуту громко храпит.
– Нет, у него ума не хватит стучать.
– Может, Д.?
Д. (сейчас известный в Петербурге игумен) со своей кровати, обидчиво:
– А, может, это ты сам.
Андрей:
– Ладно, с тобой разберемся позже. Может, это Леша?
Алексей (сейчас священник в Петербурге), крупный, красивый парень, отличающийся некоторой психической неуравновешенностью, вскакивает:
– Да ты чо! Я тебе сейчас врежу!
– Ладно, ладно, пошутил. Это не Леша. У него тоже мозгов для этого маловато.
Успокоившийся было Алексей опять вскакивает: – Ну, всё.
Через несколько минут, когда потасовка прекратилась и ребята, отмутузив друг друга подушками, успокоились, расследование продолжается.
– Может, это Костя? (- речь идет обо мне)
Андрей загибает пальцы и перечисляет аргументы «за»: «Не дурак, не очень сближается с коллективом, недавно снизили поведение, может, хочет выслужиться и поэтому стучит?»
Так разобрали всех. Вдруг открывается дверь, и на пороге – помощник инспектора с фонариком. «Быстро спать!» Он светит на каждую кровать и смотрит, все ли на месте. (Не ночевать в Семинарии – преступление, карающееся немедленным исключением. Поймать такого человека – удачная добыча для помощника инспектора.)
Все на месте, и помощник, еще раз грозно наказав, чтобы мы молчали, уходит.
Проходит несколько минут. Сна нет. Я решаюсь прогуляться до туалета – благо это целое путешествие. До туалета метров 100, он находится в конце длинного коридора рекреации. Лампы в рекреации потушены, горит одна из десяти, так что я то ныряю в длинную темноту, то вхожу в полосу света.
Возвращаюсь из туалета назад, и встречаю помощника инспектора. Он обошел все комнаты в общежитии и возвращался в свою каморку – так мы называли его маленький кабинет.
Помощник инспектора оглядел меня строго, но ничего не сказал, ходить в туалет после отбоя не приветствовалось, но и не запрещалосьJ
И тут я, поравнявшись с ним, заговорил: «Простите, могу я выяснить один вопрос, по поводу снижения мне оценки за поведение?»
Начальствовал над дисциплиной Инспектор. Ему подчинялись помощники инспектора, которых было несколько человек и они, меняясь, постоянно дежурили и следили за поведением семинаристов.
Были среди помощников инспектора (мы их называли, просто помощник) добрые и порядочные люди. Но встречались странные и жестокие типы.
И вот я останавливаюсь поговорить с помощником инспектора. Я пытаюсь разобраться, за что мне снизили балл по поведению. А моя вина была в следующем. Я на несколько минут опоздал на чередное богослужение (все семинаристы и студенты Академии поделены в группы и несут попеременно службу в академическом храме). В начале богослужения присутствующих проверяют по списку и ставят отсутствующим «нб». Мне было поставлено «нб», но, когда я появился на службе и объяснил ситуацию, мое объяснение записали на обороте листочка, на котором отмечали присутствующих и отсутствующих. В качестве епитимьи уставщик (священник отвечающий за порядок богослужения) предписал мне еще и завтра, с другой группой посетить богослужение. Я помолился сегодня, во искупление своего опоздания, пришел на службу на следующий день и думал, что инцидент на этом исчерпан. Однако на воспитательском совещании (оно снижает баллы по поведению) никто не посмотрел на оборот листочка с моими объяснениями, всем, у кого стояло «нб», автоматически снизили поведение на балл.
Помощник меня выслушал. Задал несколько уточняющих вопросов, записал в блокнот.
Во время нашего разговора мимо прошел наш правдолюбец Андрей. Увидев меня, разговаривающего с помощником, он сделал кое-какие выводы, замедлил шаг и, поравнявшись с нами, выразительно хмыкнул.
Когда через две минуты Андрей возвращался, мы все еще с помощником инспектора разговаривали.
Когда я зашел в комнату, там стояла звенящая тишина. Андрей уже рассказал о своем открытии. Я, по его словам, как потом мне передавали его рассказ, побежал сразу же докладывать помощнику о расследовании, которое было предпринято в комнате.
Я прошел к своей кровати и лег. Все лежали и сосредоточенно сопели. Вдруг Андрей вскочил и, задрожав всем телом, схватил подушку: «Бей гада!»
Я его оттолкнул. Никто за Андреем не последовал, и он, что-то поворчав, через некоторое время заснул.
Наши с ним отношения испортились вконец. Андрей не разговаривал со мною, не реагировал на мои слова, объявил самый натуральный бойкот. Моя вина для него была совершенно очевидна. Другие ребята не придали его рассказу никакого значения, хотя все-таки со мной были осторожны.
Прошла неделя или чуть больше. Наступил вечер Прощеного воскресенья накануне Великого поста. В храме была умилительная служба. Андрей на службу не пошел принципиально. Он был готов, чтобы его обнаружили в комнате, готов был на снижение поведения, но «идти лицемерить» он отказался. Мотивировал Андрей это тем, что все будут целоваться: ненавистная инспекция, стукачи с «нормальными пацанами». Он «в этом шоу» участвовать не хотел. Господь смилостивился над Андреем, и того в комнате не обнаружили. Вообще в тот вечер почему-то по комнатам не ходили (а так все время проверяли – на службе ли мы). Может быть, инспекция решила хоть в вечер Прощеного воскресения побыть доброй.
И вот богослужение закончилось. Мы нацеловались друг с другом, простили все обиды, примирились. Дышалось легко. Из храма мы пошли на ужин, а потом поднимаемся в свои комнаты. Захожу. Подогнув под себя ноги, на кровати сидит Андрей и читает книжку.
Я думаю, что у него мне тоже надо попросить прощения, нехорошо как-то получается – вступать в Пост непримиренными.
Делаю поясной поклон и говорю:
– Андрей, прости меня Христа ради, чем обидел.
Это была последняя капля. Смотрю: он поднял голову, а глаза горят. Лицо бледное, закусил губу и мелко дрожит. И вдруг с криком «НЕНАВИЖУ!» прыжком с кровати бросается на меня.
Схватились, упали на пол.
Слышу, Мариан крикнул кому-то: «Держи дверь». Это для того, чтобы никто не зашел и нас не увидел – тогда вылетели бы из Семинарии мы оба мгновенно.
…За ним была армия и возраст – 21, к моим 17-ти счастливым дополнением были разряды в восточных единоборствах и зеленый пояс по дзюдо. Натиск был сокрушительным, но я провел несколько приемов, которых Андрей не ожидал. Через две минуты все было кончено. Андрей лежал на полу, а его рука захвачена и вывернута. Я медленно дожимал руку, ожидая, когда он попросит пощады. Он хрипел от злости и боли и был готов умереть, но не был готов просить пощады.
А я боялся отпустить, потому что он был непредсказуем. Мог опять кинуться на меня.
Ребята окружили нас и расцепили. Андрей, глотая слезы, кинулся из комнаты.
Мариан, всегда лаконичный и однозначный в своих богословских заключениях, сказал: «Дывись: не пошел на службу, вот бис в него и вошел».
…Потом мы с Андреем подружились. Он стал одним из самых близких моих друзей. Мариан сейчас священник на Украине, Андрей был диаконом, затем протодиаконом в Таллине. Потом он диаконское служение оставил и сейчас работает там же психологом. А жена его стала крестной нашей дочери Ульяны.
Да, а к вопросу о стукаче. Оказалось, что как раз в нашей комнате стукача не было. Нас подслушивал студент второго курса, троечник и нарушитель, живший за стенкой. В одном месте стена была фанерная, и он как-то приспособился слушать, о чем мы говорим и что затеваем. А потом бежал и докладывал начальству. Таким образом он хотел удержаться на своем месте. И ведь удержался…
Один из героев моего очерка – Мариан.
Я с Андреем в Таллине, у Андрея в гостях. 1997 год.
Андрей с моей женой. Таллин. 1997.
Как поступить
Список документов для поступления в ОДО МДА:
- Анкета-заявка (заполнить и выслать в электронном виде вордовским файлом).
- Рекомендация/благословение священника – оригинал с подписью и печатью.
- Копия Диплома о среднем профессиональном или высшем образовании на русском языке с приложением.
- Копия Паспорта с пропиской
- Копия Свидетельства об изменении фамилии (имени, отчества) при необходимости.
- Фотографии (3/4), 4 шт., подписанные на обороте.
Анкету, заполненную в электронном виде, сканированные копии рекомендации, паспорта с пропиской, диплома с приложением просим высылать заранее.
Зачисление осуществляется по результатам вступительного устного/письменного испытания по Закону Божию в объеме учебника «Закон Божий» прот. Серафима Слободского, а также собеседования.
Абитуриенту
Информация о приеме на обучение
на Отделение заочного обучения
Московской духовной академии
в 2020/2021 учебном году
Направление подготовки | Профиль | Сроки приема документов | Сроки проведения вступительных испытаний |
подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (бакалавриат) |
Практическая теология православия |
1 июня — 1 июля 2020 г. | 1 — 4 июля 2020 г. |
подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (магистратура) |
Практическая теология православия |
1 июня — 1 июля 2020 г. | 6 — 9 июля 2020 г. |
Поступающие на Отделение заочного обучения МДА должны предоставить следующие документы:
1) документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство (копия);
2) документ об образовании установленного образца (копия и оригинал);
3) две цветные фотографии формата 6х8 на матовой бумаге. При наличии сана – в соответствующей сану одежде.
4) рекомендация правящего архиерея или приходского священника, заверенная правящим архиереем (оригинал);
5) прошение на поступление на имя Ректора (Приложение 1 Правил приема):
6) анкета поступающего в Академию (Приложение 3 Правил приема) (оригинал);
7) автобиография (Приложение 4 Правил приема) (оригинал);
8) свидетельство о крещении (копия);
9) справка о составе семьи (оригинал), она же справка «О регистрации» по форме № 9;
10) страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации), или международный страховой полис (для иностранных граждан) (копия);
11) медицинская справка по форме 086/у (оригинал);
12) военный билет или приписное свидетельство (копия первой страницы и страницы с отметкой о постановке на воинский учет);
13) удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов) (копия);
14) удостоверение о рукоположении в сан священника (диакона) (для священнослужителей) (копия);
15) последний указ правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей) (копия);
16) удостоверение о постриге (для монашествующих) (копия);
17) свидетельства о регистрации и венчании брака (копии);
18) лица, поступающие в Академию по заявкам канонических подразделений Русской Православной Церкви, представляют в Приемную комиссию вместе с заявлением и иными документами также рекомендацию от имени канонического подразделения, подписанную уполномоченным лицом и скрепленную печатью.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Абитуриентам Московской и Московской городской епархий, помимо рекомендации приходского священника или архиерея, требуется пройти и получить рекомендации епархиального совета, заседания которого проводится в установленные им сроки.
ВАЖНО:
В электронной версии документы НЕ ПРИНИМАЮТСЯ!
Видео (кликните для воспроизведения). |
*Копии всех документов необходимо привозить с собой. Канцелярия ОЗО МДА не предоставляет услуги ксерокопирования документов.
Отсутствие какого-либо документа из вышеперечисленного списка делает невозможным поступление абитуриентов на ОЗО.
Абитуриенты, своевременно сдавшие все необходимые документы в Приёмную комиссию, вызываются на вступительные экзамены.
Вступительные экзамены на Отделении заочного обучения проходят в сроки, установленные Администрацией и утверждённые Ректором МДА. Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.
ОБУЧЕНИЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ.
Абитуриенту Магистратуры
К освоению программы магистратуры Отделения заочного обучения МДА допускаются клирики Русской Православной Церкви, имеющие высшее образование любого уровня, полученное в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви, и защитившие диплом. Как исключение, к вступительным экзаменам в магистратуру, могут быть допущены и миряне мужского пола, являющиеся преподавателями духовных академий, семинарий и училищ и не имеющие высшего богословского образования.
Препятствием к поступлению на заочное отделение Магистратуры является отсутствие аттестации по предметам, изучаемым в Духовной Семинарии (включая иностранный и древние языки), а также не защищенная дипломная работа.
Для поступления на программу магистратуры Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:
Минимальное количество баллов по каждому из испытаний – 45.
О зачислении на I курс Магистратуры сообщается после подведения итогов работы Приёмной комиссии.
Абитуриенту Бакалавриата
На бакалавриат заочного обучения Московской духовной академии принимаются клирики и миряне Русской Православной Церкви в возрасте от 20 до 50 лет, состоящие на приходском служении и не находящиеся под церковным прещением или за штатом.
Набор на бакалавриат осуществляется с учетом представительства всех епархий Русской Православной Церкви и реальных возможностей Отделения в создании учащимся необходимых благоприятных условий в период зачетных сессий.
Для поступления на программу бакалавриата Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:
Если отсутствуют результаты ЕГЭ [2]:
3. Русский язык (письменно – диктант, минимальное количество баллов – 36);
4. История России (письменно – тест, минимальное количество баллов – 32).
Успешно сдавшие вступительные экзамены, по решению Приёмной комиссии зачисляются на 1 курс бакалавриата. Не набравшим проходной балл предлагается обучение на подготовительном отделении, по успешном окончании которого им будет предложено продолжить обучение на бакалавриате.
Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.
[1] Документы подаются строго в указанные сроки, согласно всем требованиям «Правил приёма».
[2] Статья 70, пункт 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Результаты единого государственного экзамена при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов».
Пособие для поступающих в духовную семинарию
-
Егор Шумаков 4 лет назад Просмотров:
1 Хабаровская духовная семинария Пособие для поступающих в духовную семинарию Хабаровск, 2006 г.
2 По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, ректора Хабаровской духовной семинарии Редакционный коллектив: Игумен Петр (Еремеев), проректор ХДС; Иеромонах Никанор (Лепешев), секретарь Ученого ХДС; Алексей Харламов, сотрудник Учебного комитета при Священном Синоде Абитуриентам в качестве рекомендуемой литературы для подготовки к вступительным экзаменам в семинарию обычно предлагаются книги по «Закону Божиему» протоиерея Серафима Слободского и издательства «ИМКА ПРЕСС» в пяти томах. Но эти издания имеют очень широкую направленность и порой недоступны для абитуриентов. В настоящее Пособие вошли тексты, позволяющие абитуриенту при отсутствии соответствующей литературы подготовиться к вступительным экзаменам на минимально допустимом уровне. Пособие имеет разделы в соответствии с наименованиями сдаваемых дисциплин. При составлении Пособия тексты указанных выше изданий были переработаны и дополнены материалами классических и современных авторов. Надлежит отметить, что при подготовке к экзаменам по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета абитуриентам в первую очередь следует пользоваться первоисточником. Хабаровская духовная семинария, 2006
5 ОГЛАВЛЕНИЕ Библейская история Ветхого Завета Священное Предание и Священное Писание Сотворение мира Жизнь первых людей в раю и их грехопадение Каин и Авель Потоп. Жизнь после потопа. Вавилонское столпотворение История Авраама Авраам и Исаак История Иакова История Иосифа Жизнь евреев в Египте. Пророк Моисей Исход евреев из Египта Путешествие евреев к Синайской горе Десять заповедей Сорокалетнее странствование по пустыне Вступление в землю обетованную Судьи. Начало периода Царств Царствование Давида Царь Соломон Разделение царства Пророки Возвращение иудеев из вавилонского плена и строительство второго храма Всеобщее ожидание Спасителя Библейская история Нового Завета Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение во храм Рождество святого Иоанна Предтечи Благовещение Рождество Христово Сретение Господне Проповедь святого Иоанна Крестителя Крещение Господа Иисуса Христа. Богоявление. 60
8 5. Четвертый член Символа Веры Пятый член Символа Веры Шестой член Символа Веры Седьмой член Символа Веры Восьмой член Символа Веры Девятый член Символа Веры Десятый член Символа Веры Одиннадцатый член Символа Веры Двенадцатый член Символа Веры Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Причащения Таинство Покаяния Таинство Брака Таинство Священства Таинство Елеосвящения (Соборования) Церковный устав Священнослужители Церковнослужители Монашествующие Суточный круг богослужения Требы Недельный круг богослужения Годовой круг богослужения. Праздники Рождество Пресвятой Богородицы Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Введение во храм Пресвятой Богородицы Рождество Христово Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сретение Господа нашего Иисуса Христа Великий Пост Благовещение Пресвятой Богородицы Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица Воскресение Христово. Пасха День Святой Троицы. Пятидесятница Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Ектении Богослужебные книги Использованная литература
Моя Семинария
Духовная жизнь не зависит от чудес. Есть чудеса или их нет, это никак не должно сказываться на нашей вере. И уж тем более, нельзя от происходящих в нашей жизни чудес заключать о том, что нас как-то особенно любит Бог или что мы более духовны, чем другие. По мысли святых отцов, чудеса как раз часто свидетельствуют о другом. Они не свидетельствуют о высокой вере, а являются поддержкой немощным в вере людям. Это жест любви Божией, который поддерживает, укрепляет унывающего человека, говорит ему: не робей, оставь колебания, Я – здесь.
Вспомним, хотя бы чудо воскрешения Лазаря. Спаситель воскрешает Лазаря не потому, что это был Его друг, даже не потому, что Лазарь был хорошим человеком и хорошо было бы ему прожить еще лет двадцать-тридцать. Христос воскрешает Лазаря в перспективе Собственной Смерти. Воскрешает Лазаря, давая людям знак: Он – владыка над жизнью и смертью. Он «имеет власть отдать ее и имеет власть опять принять ее» (ср. Ин. 10, 18).
Не будь этого чуда, как и других удостоверений Его силы и любви, сложно сказать, что стало бы дальше с Апостолами, соприкоснувшимися со страшной реальностью Его Страстей и Смерти.
В самые драматичные моменты истории, когда человек готов поколебаться и начать тонуть, Господь приходит на помощь и дает знак: держись, Я тут.
Страшный 1917 год. Государь отрекся от престола. Как жить русскому человеку? И Господь в этот же день, день отречения, посылает людям икону: Божия Матерь «Державная». Богоматерь держит скипетр и державу, знаки императорской власти. Это знак, что теперь она становится Царицей и Заступницей народа русского.
Большевики убивают священников, посягают на храмы и в те же страшные 1917–1919 годы по всей Руси идет массовое чудо обновления икон. Прежде потускневшие, почти черные доски просветляются, и лики на них начинают сиять огнем и переливаться многоцветьем красок. Вся небесная рать, чьи лики просветляются и украшаются, – на стороне гонимой Русской Церкви…
Очень, очень часто мы можем сказать, что, когда происходит чудо, оно происходит именно потому, что через это чудо Господь дает нам, маловерным, знать о Своем присутствии.
Много чудес и таких вот знаков было и у меня. Что никак, в свете вышесказанного, нельзя отнести к моим духовным заслугам, а скорее к моей немощной вере и милующей меня любви Божией.
Мое поступление в Духовную Семинарию предварялось рядом странных событий. Как будто два мира: Божий и демонический – боролись за меня. Кстати сказать, когда я впоследствии беседовал с моими сокурсниками, многие рассказывали о том же самом впечатлении: какое-то активное и злое противодействие и угрозы… Вместе с тем и знаки любви Божией, знаки поддержки. Силы ада не хотели нас пускать в Духовную Семинарию.
Примерно за полгода до поступления в Семинарию у меня стала болеть левая нога. Может быть, это можно сравнить с тем, как ноют суставы, мне казалось, что воспалилась кость. Это была сильная боль. Весь день все было нормально, нога не давала о себе знать. Но к вечеру появлялась и нарастала боль. Я просыпался и, обливаясь потом, лежал, сжав ногу. Около 4-5 утра боль постепенно стихала, и я мог забыться сном.
Все это настолько изматывало, что я ждал вечера, как пытки. Я молился, причащался, но боль не уходила. Я прошел всех врачей, у меня брали пункцию, ставили иголки и проч., но пользы было ноль.
Однажды мой духовник, отец Виктор, совершал крещение на дому. Я помогал ему. Мы крестили юношу, который уходил в армию. Вместе с ним молились его крестные, была и еще одна женщина, которая в службе не участвовала, только наблюдала. Потом, когда мы все вместе пили чай, эта женщина сказала моему духовнику: «Я знаю, что вы к этому относитесь отрицательно, но хочу сказать вот что. На вашем юноше сильная порча. Хотите, поможем снять. Я сама заговариваю, знаю сильных людей».
Может быть, кому-то покажется это странно, но на Урале, особенно в деревнях и селах, такие вещи, как колдовство, заговоры и проч., очень распространены. Колдуют многие, во всяком случае, ты с этим встречаешься во много раз чаще, чем в Петербурге.
Церковь называет порчу суеверием. Это так. Слишком много нездорового интереса и спекуляций с этим явлением мы, к сожалению, видим. Но Церковь не отрицает такого явления, как демоническое воздействие на человека. Никто не будет спорить, что злые духи могут на людей нападать. Это и искушения, и какие-то неприятные происшествия, и даже болезни… Все это может иметь место, конечно, в той мере, в которой это попускает Господь.
. Отец Виктор покачал головой.
Вместо этого он меня соборовал. После соборования дня три боль была меньше, но потом вернулась.
Мои мучения усугубляла мысль, что я не смогу быть священником, ибо это большая нагрузка на ноги. Как же я смогу стоять во время богослужений, продолжающихся по нескольку часов, если у меня такая нога? Мой отец, кстати, винил в таинственной болезни именно церковные службы, которые я к тому времени усердно посещал. Я, не зная причины, был склонен ему верить. «Подожди поступать в Семинарию, поступи, поучись в Университете, потом, когда поправишься, будем думать о Семинарии…», – говорил мне мой отец, и я серьезно думал над его словами.
Так мучительно тянулось весеннее и летнее время 1991 года, года моего поступления в Семинарию.
Сестра умирающей и сама умирающая старушка вскочили и засуетились вокруг нас. Принесли йод, валерьянку, напоили нас горячим чаем с вареньем. Потом отец Виктор торжественно совершил исповедь и Причастие. Опасность, которой мы, милостью Божией избежали, всех сплотила и как-то мобилизовала. Старушка, еще полтора часа назад готовившаяся отдать Богу душу, чувствовала себя хорошо. Сидела вместе с нами, провожала до дверей и желала всяческих благ.
Потом мы с отцом Виктором размышляли: какое чудо, что мы вошли и вышли в последнюю дверь последнего вагона. Из девяти дверей мы выбрали ту (на ней настоял о. Виктор), которая оказалась наименее опасной. Страшно подумать, что было бы, если бы мы вошли в другую дверь и меня затянуло под трамвай.
Мы помолчали и вдруг почувствовали холодок. Мы поняли: какая-то злая сила пытается мне помешать поехать в Семинарию. Так много было этих знаков… Нога, теперь вот трамвай .
Да еще нет вызова из Семинарии. Каждый вечер бежал к почтовому ящику… но пусто.
И вдруг, буквально за десять дней до экзаменов в Семинарию, – вызов: «Вы допущены к приемным испытаниям в Ленинградскую Духовную Семинарию…» Значит, Богу все-таки угодно, чтобы я поступал?
Я ни о чем таком не думаю. Мне не до политики – дома уже лежат билеты на самолет, который в три часа дня стартует на Ленинград.
Потом мы едем домой на «запорожце» завхоза (того самого завхоза), сидим за столом. Едем, наконец, в аэропорт.
Через 2 часа я в Ленинграде, но так как разница между Пермью и Ленинградом 2 часа, я оказался в том же самом времени, в которое вылетел. Три часа дня.
Автобус до метро, потом блуждание по метро. Сел не на ту ветку, запутался в переходах, пассажиры бегут, путаются в советах, куда мне ехать. Приехал на станцию метро «Площадь Александра Невского» я через 2 часа.
Митрополичий парк (до революции этот парк принадлежал митрополиту, сейчас с митрополитом парк никак не связан), канал; от всего веет спокойствием и уютом. А вот и огромный корпус Духовной Семинарии. Захожу с чемоданом, робко поднимаюсь на несколько ступенек до вахтера. На стенах – картины со сценами из Священного Писания, вахтер, пожилой и строгий усатый человек, похожий на старорежимного швейцара.
– Что вам угодно?
– Простите, я приехал учиться.
– Вы здесь учитесь.
– Пока нет…
– Значит, приехал не учиться, а поступать.
Объяснил мне, как пройти наверх, где найти помощника Инспектора.
Взбираюсь вверх, как на Голгофу. С тяжелым чемоданом, на пределе сил, на 4-й этаж. Стучусь в комнаты помощника Инспектора. Им оказался Александр Васильевич Маркидонов. Один из самых интеллигентнейших людей в Академии.
Александр Васильевич поселил меня в комнату, сказал, что скоро начинается ужин и что я уже сегодня могу спуститься на ужин и присоединиться к трапезе – она для всех абитуриентов бесплатна. А пока, если желаю, могу пройти в храм, где начинается богослужение.
Я зашел в храм. Было вечернее богослужение. Прекрасно тихо пели. Сквозь цветные витражи в виде крестов лился вечерний свет. Паркет храма был весь расцвечен этими крестами, ложившимися на пол цветными пятнами.
Я сделал три земных поклона перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» – святыней академического храма, а потом три земных поклона перед миловидной иконой Божией Матери Казанской. После этого встал в сторонке и от всего сердца благодарил Господа за счастье добраться сюда и быть здесь.
После ужина я вышел в город. Везде суета, стихийные митинги, на Дворцовой площади – люди с флагами, много молодежи. По сравнению с Пермью люди здесь казались раскрепощенными и свободными.
От этого бурления людей, от множества машин, от красоты, которая в Петербурге обрушивается на тебя отовсюду, закружилась голова. Пришел в Семинарию. В парке на все голоса пели птицы. Уже приезжали старшие семинаристы и в своих комнатах праздновали встречу. Слышалось чоканье стаканов, взрывы хохота.
В другой день мы сдавали пение. В третий день писали изложение с элементами сочинения. Нам зачитывали притчу из Евангелия, и мы должны были написать, какой нравственный смысл можно вынести из притчи и как это применимо конкретно к нашей жизни.
Ребята поступали разные. Были аккуратненькие и чистенькие поповские сынки, были вчерашние хиппи, много было людей с высшим, а то и двумя высшими образованиями. Был один немолодой человек, который пытался поступить в… восьмой раз. Он опять не поступил. Поступил через два года, то есть на десятый раз. Сейчас он священник в пригороде Санкт-Петербурга.
Гуляю однажды по Митрополичьему парку. Смотрю, на скамейке в тени деревьев сидит один из абитуриентов. Вместе с ним мы сдавали вступительные экзамены. Я подошел и сел рядом. Он покосился на меня, а потом говорит загадочно: «Вот как бывает: иногда ты победишь грех, иногда грех победит тебя».
Сижу, думаю над этими словами. А мой сосед говорит: «В этот раз грех победил меня!» И с этими словами достает пачку сигарет и закуривает.
Этот юноша поступил, и мы проучились с ним несколько месяцев вместе, на одном курсе. Потом он стал хватать двойки и понял, что учиться не может. Все попытки нагнать учебу были безрезультатны. Тогда этот студент вообще перестал ходить на занятия. А потом перестал ходить и в храм, на молитву и на службы. Так прошла неделя или даже больше… Последний день пребывания его в стенах нашей духовной школы был таким: Идет Воскресная литургия. Все в храме, а наш студент, голый по пояс, плещется у умывальника. Подходит онемевший от такой наглости помощник инспектора. Смотрит, потом говорит: «Боюсь, у вас будут большие проблемы»
Наш герой не спеша умывается, вытирает лицо, потом поднимает голову, смотрит пристально на помощника и говорит: «А вы не бойтесь».
И вот экзамены сданы. Осталось несколько дней до объявления результатов. Учебная комиссия обрабатывает данные и готовит списки поступивших. И тут Господь дарит мне подарок: бесплатную поездку на Валаам.
Теплоход, плеск темной ладожской воды – и три дня изумительного путешествия. Я впитывал все, что вижу, что чувствую, как сухая губка. Страшные развалины монастырских храмов, корпусов, оскверненные святыни (так было в 1991-м, сейчас, конечно, все отреставрировано, и Валаам преобразился). И все это человеческое бесчиние соседствует с божественной лепотой: корабельные сосны, медовый запах смолы, … Вместе со мной в каюте ехал один священник, более того, целый игумен. Но был он… в элегантной рубашке и брюках, а не в рясе с крестом. Я спросил батюшку: «Как же так? Вы ведь могли послужить молебен, провести с людьми беседу, исповедовать, окормлять… А никто и не знает, что вы священник».
Игумен улыбнулся: «Милый, юный друг. Я хочу просто отдохнуть от людей. Спокойно помолиться, подумать о своем. Стоит надеть рясу – и покоя ни минуты не будет…»
Я был принципиально не согласен, а сегодня… согласен. Необходимо уединяться. Помните, что и Христос, Который был куда как востребован людьми, уединялся, чтобы побыть одному, чтобы помолиться. Пиджак и брюки для игумена стали той кельею, в которую он, находясь посреди людей, уединился для молитвы и размышлений.
На Валааме я познакомился с внуком отца Павла Флоренского, богослова, которого я к тому времени уже читал и достаточно хорошо знал. В то время внук – отец Андроник – был игуменом Валаамского монастыря. А потом мы с моим спутником, отцом игуменом, под плеск волн говорили о богословии Флоренского и спорили: нужно его причислять к лику святых, или нет. Я считал, что стоит, как новомученика. Отец игумен парировал: «Прославление в лике святых автоматически делает авторитетными и труды человека, по сути, его сочинения становятся святоотеческой литературой. А в богословии отца Павла есть еретические мысли».
И вот теплоход причалил к пристани Ленинграда. На трамвае, потом метро спешу в свою (а может, не свою?) Семинарию. У вахты списки. И среди других – моя фамилия. Поступил!
А через два дня, 1 сентября, – Божественная литургия. От волнения, от усталости у меня закружилась голова, и я почувствовал, что теряю сознание. Схватился за икону. Это была икона, как сегодня помню, святого Апостола Иоанна Богослова. Он меня и поддержал. Черные пятна перед глазами постепенно рассеялись, и я пришел в себя.
А через несколько дней нога, которая мучила меня болями, прошла совершенно. Боль становилась все меньше и меньше, и числу к 10-му сентября исчезла окончательно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И наступил новый большой и важный период моей жизни: 8 лет учебы в Семинарии и Академии.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.