Содержание
Молитвы Архангелам
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ (Michael)
Призываю Тебя, Архангел Михаил!
Буди со мною всегда. Надели и наделяй каждое мгновение моей жизни твоей силой, энергией и терпением!
Научи найти свой Путь в этой жизни, свой Путь к Богу, Путь к познанию Его. Научи найти дорогу к самому себе, к познанию самого себя через познание Бога. Укажи дорогу и проведи по ней.
Наполни меня жарким теплом, наполни меня любовью к познанию и знаниям. Надели мои желания динамикой, научи желать достойно. Научи знать время и место моим желаниям, знать время и место исполнению их. Научи понимать жизнь и любить её во всех проявлениях.
О, Архангел Михаил, приди и будь со мною! Будь защитой и помощником для меня, моих родных, близких, и дорогих людей. Будь защитой для моей Родины, будь защитой и наставником Вселенной. Будь, Михаил, миром и добром для всех призывающих Тебя.
Приди и будь с нами, о, Архангеле Михаиле!
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ ГАВРИИЛУ (Gabriel)
Призываю Тебя, Архангел Гавриил!
Приди, мой давний друг, принять благодарность от меня. Раскрой свои объятия. Приди, мой свет, мой белый свет сквозь серые будни, свет сквозь тёмные дни одиночества, бед, дни непонимания. Приди, мой свежий ветер творческой любви. Прошу у Тебя помощи, прошу вдохновения. Научи меня, Гавриил, прощать. Прощать моих врагов и этим избави от них, научи меня не злиться на людей желающих мне зла. Поставь вокруг меня и родных моих тройную защиту-свет от зависти. Взмахом своих крыльев обрати людскую зависть в прах и пепел, лиши её силы.
Мой добрый друг, повели моему сердцу возжечься братской любовью, повели моей душе очиститься и укрыться белизной. Обрати мои очи к Богу и Тебе, о, мой прекрасный друг. Не позволяй злу ослеплять меня. Не позволяй прекращать моим устам говорить единственно правильные слова по отношению к тебе: «Я люблю тебя, мой Свет, мой Друг, мой Ангел-хранитель Гавриил!».
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ АНАИЛУ (Anael)
Призываю тебя, Архангел Анаил,
приди, овеянный Божественной Любовью и Славой.
Приди и научи нас любви, научи нас любить бескорыстно, извлеки страх из наших сердец, сними оковы с наших крыльев. Вознеси над обыденностью наши стремления, научи наши сердца желать высокой любви, дай потребность в ней.
Научи биться наши сердца, научи стучать их громко, возглашая в бесконечность Имя Бога. Говори, говори с нашими душами и научи слышать тебя, понимать тебя, любить твою ангельскую песнь-хвалу.
Прошу у тебя света – освети наши дороги к Богу, освяти наши жизни-путешествия.
Приди, Анаил, и очисти нас пламенной верой, возроди огненной Любовью, обрати наши очи к Небу.
Прошу тебя, Архангел Анаил, научи нас не бояться Света, Свободы, Мира, Радости, Добра, научи нас нуждаться в этом, научи нас жить этим.
Приди, Анаил, и буди со всеми людьми!
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ КАССИИЛУ (Kassiel)
Призываю тебя, Архангел Кассиил!
Приди и научи меня мыслить. Научи добиваться знания, научи в малом видеть большое, научи читать между строк и разуметь сокрытое. Просвети мой разум Божественным светом, Божественным откровением.
Научи понимать созданное Богом: понимать себя как часть целого, понимать всё как часть Божественной Воли. Наполни мою жизнь гармонией, уравновесь человеческое и божественное начало в моей сути. Посей, и взрасти знания о Боге, мудрость Его в моей душе, в моём восприятии. Помоги проявить и преумножить всё доброе, дарованное мне от рождения.
Приди, Архангел Кассиил, научи меня молиться, возносить благодарность за каждое мгновение моей жизни. Научи моё тело, душу, и дух непрестанно трудиться во имя Господнее, непрестанно искать истину и находить.
Научи меня совершенствовать и преумножать дарованные мне таланты.
Приди и будь всегда со мной, великий Архангел Кассиил!
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ РАФАИЛУ (Raphael)
Архангел Рафаил, призываю тебя!
Приди и раздели со мною трапезу радости. Научи меня полностью принимать дары красоты. Приди и научи моё сердце ликовать, научи восхищаться. Научи мои мысли стремлению к Богу. Раскрой путь к Господу Богу Иисусу Христу. Научи понимать Бога через красоту природы: пение птиц, шум-трепет ласковых берёз, вдох-выдох океана. Раскрой мне тайну моего бытия, моего послания в этот мир. Отнеси благодарность Богу за дарованную мне жизнь.
Приди великий отрок-мудрец, призываю всем сердцем тебя, Архангел Рафаил! Подари мне гармонию. Надели мир внутри меня радостью. Одари меня тишиной.
Приди, Архангел Рафаил, принеси цветную музыку красоты. Открой мои духовные очи для созерцания цвета, запаха, смысла.
Веди меня всю жизнь, веди меня к Богу, буди повелителем моих ощущений. Будь повелителем моего восприятия.
Приди, о, Архангел Рафаил, буди мне другом и союзником в понимании окружающего мира и его красот.
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ САХИИЛУ (Sachiel)
Архангел Сахиил, приди!
Прошу тебя: научи меня мудрости. Научи распознавать людей, распознавать в них доброе и злое, научи распознавать в людях себя. Научи понимать суть вещей, событий, суть себя, тебя. Научи обуздывать мудростью плоть. Наполни мою жизнь мудростью, познанием, знанием, пониманием.
Научи ведать.
Научи видеть.
Наполни светом Божественной Любви мою жизнь, жизни всех людей.
Научи распознавать во всём промысел Божий.
Научи, Архангел Сахиил, быть собой – не терять первоисточник и свет в себе. Видеть начало и ведать конец.
Архангел Сахиил, приди ко мне и наполни мою жизнь Божественным светом любви и радости, светом понимания.
МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ САМУИЛУ (Samuel)
Призываю тебя, Архангел Самуил!
Призываю твою силу и красную сферу Божественной энергии. Приди, мой друг Самуил! Ты был со мной всегда, ангел силы и творчества! Твоё дыхание в биении моего сердца, узнаю твой голос в томительном духе вдохновения. Прими мою благодарность за бесчисленное множество подарков дарованных мне твоей любовью и великодушием. Теперь я знаю, – ты показывал, мне творческие дали, обращая мои очи в сторону святого и духовного, наполнял моё сердце любовью к Богу. Благодарю тебя за это. Благодарю за то, что научил самопожертвованию, научил отдавать жизнь за други своя. Благодарю за то, что научил меня ещё в детстве выносливости и бесстрашию. Ты говорил: «Будь тверда», и я была камнем в решениях своих. Ты говорил: «Будь океаном огня, испепеляй всё злое в себе», и я делала это. Ты говорил: «Смотри в себя», и я видела. Ты учил владеть собой, и я властвовала.
Благодарю тебя, Архангел Самуил, за твои святые уроки!
Призываю тебя, Архангел Самуил, приди и будь со мной!
Самуил-пророк
Самуил-пророк. ( I Цар. I:20, II:11 ; Деян. III:24 ; Евр. XI:32 и др.) – Самуил – пророк и судья народа израильского.
Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром. Как бы сознавая с этой минуты, что ее молитва принесена не тщетно, и пошла она в путь свой и ела, и лице ее не было уже печальное как прежде. Анна родила сына и назвала его Самуилом, потому что она испросила его у Господа. Как только позволили обстоятельства, она возвратилась и исполнила свой обет, посвятивши Самуила Богу в Силоме, и отрок остался служить Господу при Илии священнике ( I Цар. II, 11 ).
Кратки, но многознаменательны сведения об отроческой жизни Самуила, сообщаемые священным писателем. Будучи еще отроком, он надевал на себя льняной ефод по обычаю священников и участвовал в служении пред Господом. Это служение Самуила происходило в присутствии и под надзором престарелого Илия и, вероятно, состояло не более как в помощи почтенному первосвященнику в отправлении некоторых общих и менее важных частей богослужения в Скинии.
Благочестивые попечения Анны о своем возлюбленном сыне не прекращались во все время пребывания его в ограде Скинии. Ежегодно, как только приходила в Силом, она в заботливости о своем юном первенце приносила ему верхнюю малую одежду, приготовленную своими собственными руками.
Характер и поведение отрока Самуила были таковы, что приобрели ему благоволение Божие и любовь всех знавших его. Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей ( I Цар. II, 26 ), говорит свящ. повествователь.
Слово Божие в те дни было редко, открытое видение было запечатлено, но Самуил еще в отрочестве удостоился особенного откровения Божия. Однажды по окончании дневного богослужения Илий и его юный служитель удалились на покой, и вскоре Самуил пробудился троекратно повторенным призыванием его от Бога. Дитя сначала не познало Божественный голос, призывавший его и думая, что его зовет престарелый первосвященник, вставал при каждом зове и приходил к первосвященнику. Илий понял, что Господь зовет отрока, и указал ему, как должно ему действовать при Божественном призывании. Самуил повиновался. И пришел Господь, и стал, и воззвал, и открыл ему Свою волю, состоявшую в истреблении дома Илия за дурные поступки его сыновей, Офни и Финееса. Это служило, так сказать, посвящением Самуила в пророческое служение, и скоро его юношеское ухо ознакомилось с голосом Божественного откровения.
Самуил начал и продолжал свое пророческое служение под особенным водительством Божиим, так что весь Израиль знал и уповал на Самуила, как на верного пророка Господня, Иегова являлся неоднократно и обитал в Силоме, и из сего святилища, как бы из тайников грома, Самуил принимал глас Всемогущего и сообщал об оном всему Израилю. Таковы, по сказанию Свящ. Писания, детство и юность Самуила.
Его дальнейшее появление на страницах свящ. истории является уже в том высокознаменательном и ответственном служении, которым пользовались пророки во время иудейской феократии в качестве представителей Великого Царя. Вот уже в течение довольно долгого времени Израиль пожинал горькие плоды своего нечестия. Сыны Израиля были разбиты в битве с филистимлянами; Ковчег Божий был отнят и взят в плен; два сына Илия убиты, а сам Илий, услышав это, упал с седалища, сломал себе хребет и умер; все, что было лучшего в Израиле, по-видимому, погибло. Цель, однако, очистительных бедствий, понесенных израильтянами, была достигнута. Нечестие народа мало-помалу уменьшалось, гордость смирялась, и вот в духе истинного покаяния весь дом Израилев оплакивал свои грехи и постился пред Господом. Это было удобным временем для пророка провозгласить величье и господство Иеговы.
Он был верен своему Божественному Учителю и немедленно приступил к испытанию искренности сокрушения Израиля и силы обращения его к Господу Богу отцов. Он потребовал полного уничтожения идольского служения и всецелого приготовления сердца для служения Господу и Ему единому. Народ согласился, и Самуил пригласил весь Израиль собраться в Массифу, с тем чтобы в присутствии всех сынов Израилевых он мог ходатайствовать за них пред Господом. Колена Израилевы собрались в указанном городе, сознали свои прегрешения, выразили свое покаяние и постом и молитвой возобновили свой завет с Царем небесным.
Здесь мы встречаем первые указания на Самуила, как на лицо, отправляющее должность судии в Израиле ( I Цар. VII, 6 ), вероятно, потому, что в этот день он был избран народным собранием заместить должность, которая оставалась свободной со дня смерти первосвященника Илия. Отдавая свои судьбы с сего времени в руки Самуила, народ этим выразил сознание своего безначалия, неурядиц и бедствий, как главных причин их нечестивого образа жизни, и вместе с тем он, так сказать, совершенно предавал себя под власть и защиту Того, Который всегда был покровителем и хранителем Израиля. Вслед за тем милости Божии, неизменно связанные с такими условиями жизни, не замедлили излиться на Израиля, как и во времена древние.
В то время как Самуил и израильтяне были заняты столь важным религиозным делом, вожди филистимские объявили им войну. По народной просьбе Самуил принес агнца во всесожжение и молил Господа об Его небесной помощи. Молитва была услышана. Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами, и могущественный глас Божий исполнил их таким ужасом, что они легко были побеждены и бежали пред сынами Израилевыми. Самуил не упустил воздать должную хвалу и благодарение Иегове и воздвигнул камень Авенезер для воспоминания победы, одержанной с помощь Всевышнего; и действительно, со дня оной филистимляне во все время правления Самуила не делали уже более никаких неприятельских вторжений в землю Израилеву.
Слава пророка Самуила теперь вполне установилась. Он оказался достойным народного доверия во всех отношениях. В качестве судии он делал ежедневные обходы знатнейших городов, как, напр., Вефиля, Галгал, Массифы, с тем чтобы требующие правосудия не имели нужды предпринимать трудные путешествия, и управлял Израилем со всем правосудием и бескорыстием. Его главное пребывание было в Раме, где он устроил также жертвенник Господу. В его правление Израиль пользовался полным миром и благосостоянием.
В течение многих лет Свящ. Писание ничего более не говорит о Самуиле. Впрочем, легко можно заключить, что в течение этого долгого периода пророк-судия оставался верным Богу и верным народу, которым правил, и что под мудрым и справедливым его управлением Израиль жил беспечально и пожинал богатые плоды его правления, каждый под виноградником и под смоковницей своей. Но по времени, на склоне лет Самуила правление его ослабевает, народу делается тягостным.
Самуил в старости разделил дело правления между двумя своими сыновьями, Иоилем и Авией. Молодые люди не ходили по стезям своего отца. Страх к Богу и ненависть к любостяжанию отнюдь не были преобладающими чертами в их характере. Они, по словам свящ. повествователя, уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно ( I Цар. VIII, 3 ). Такой образ действий естественно не мог нравиться сынам Израилевым, и их воспоминание об Офни и Финеесе и об их преступном образе действий во время старости Илия были слишком живы в памяти, чтобы дозволить поступать точно так же сыновьям Самуила.
Опасаясь горьких последствий для своего отечества вследствие беззаконного образа действий сыновей его, старейшины Израилевы собрались в Раму, представили свои жалобы и опасения престарелому пророку и просили его поставить царя над ними, чтобы тот судил их подобно народам языческим в предотвращение грозящей опасности. Самуил был опечален таким своеволием народа; но прежде чем дать решительный ответ, он обратился с молитвой к Господу, желая узнать волю Его. Иегова в Своем ответе свыше объявил ему истинное свойство их непокорности и недоверия к нему, доселе управлявшему ими, но повелел ему в этом случае снизойти до желания народа и дать им царя. Царем был избран и помазан на царство Саул, сын Киса, из колена Вениаминова.
При торжественном помазании его на царство Самуил объявил народу, что отселе управление им будет принадлежать царю, а он с детьми останется между частными людьми. При этом в Галгалах он с глубоким смирением подверг себя общему суду, прося объявить пред Богом и Его помазанником о притеснениях и обидах, если какие кто терпел от него, обещаясь тотчас вознаградить за все. Весь народ единогласно свидетельствовался Богом, что никто никогда не терпел от него никакого притеснения.
Тогда Самуил произнес свой последний суд на них: изобразил Божественное покровительство Божие, столь многократно оказанное народу израильскому во времена вождей и судей, и в заключение сказал, что требованием царя сделана ими несправедливость Богу, а в подтверждение слов своих испросил у Бога знамение – грома и дождя во время жатвы, когда в Палестине не бывает ни грома, ни дождя. Весь народ затрепетал и просил молитв пророка, сознавая грех свой. Пророк, успокаивая их, увещевал не отступать от Господа, бояться Его и служить Ему от всего сердца; я же, говорил он, не перестану молиться за вас и наставлять вас. Если же будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете ( I Цар. XI-XII ).
И действительно, Саул недолгое время хорошо правил Израилем, но венец скоро оказался тяжелым для его легковерного ума, и он скоро поколебался и упал. Взявши на себя лично принести жертвы Господу для снискания Его милости и призвания Его помощи в войне с филистимлянами, Саул получил строгое осуждение от пророка Самуила, указав ему на его святотатство и сообщив, что его царство окончательно будет отнято у него и дано Господом мужу по сердцу Божию.
Вскоре после сего вторично легкомысленный царь вызвал осуждение себе от престарелого пророка по следующему случаю: Саул и его войско по повелению Божию напали на амаликитян и на все их владения, но из чувства алчности они исполнили Божественное повеление только отчасти, не доведя до конца. Пророк Самуил снова укорил царя в его великом грехе, напомнил ему об его низком происхождении, его последующем возвышении на царский престол и об его неблагодарности к Господу, проявившейся в неповиновении, и снова подтвердил ему, что Господь лишает его царства.
После сего Самуил расстался с царем с чувством глубокой горести и удалился в Раму. И более не видался Самуил с Саулом, замечает свящ. историк, до дня смерти своей ( I Цар. XV, 35 ). Впрочем, пророку не было дозволено долго пребывать в бесполезной скорби: Самуилу было повелено Богом тайно помазать нового царя над Израилем – это был Давид, младший из сынов Иессея из колена Иудина. Затем Самуил возвратился в Раму, и о нем почти не говорится более в Свящ. Писании до его смерти.
В последние дни главным занятием его служила ходатайственная молитва за народ свой и руководствование сынов пророческих, составлявших целое общество пророков, или училище, служившее к распространению духовного просвещения (см. Пророческие сыны). О силе его молитвы пред Богом неоднократно упоминается в Свящ. Писании и по его смерти ( Иер. XV, 1 , Сир. XLVI, 16–21 ).
Самуилу приписывается написание некоторых свящ. книг: так, по свид. самого Свящ. Писания две первые книги Царств писаны преемственно Самуилом, Нафаном и Гадом ( I Пар. XXIX, 29, 30 ). Самуил, судивший Израиля с юности все дни своей жизни, умер за два года до смерти Саула в маститой старости, был оплакан всем Израилем и погребен в своем доме в Раме.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Почти во всех отношениях Самуил является лицом весьма замечательным. Отрок Самуил служит прекрасным образцом всего, что есть только приятного и любезного в уме и сердце отрока. С ранних лет привязанность к Иегове, его постоянное служение в святилище, неизменное благочестие, любезный, кроткий нрав, высокое благоволение, приобретенное им в очах Божиих и человеческих, его особенные успехи почти на всех путях, несомненно, делают его особенно выдающимся примером для детей, юношей и отроков. Муж Самуил осуществил в себе все надежды, возложенные на него как на судию Израиля. Святость и правосудие проникали всякую его мысль и каждое действие. Верность Иегове и ревность о благосостоянии Израиля руководили всеми действиями его жизни. В особенности он был мужем молитвы и, как ходатай, он имел особую силу у Бога и всегда получал ответ на свое ходатайство.
В кн. пр. Иеремии ( Иер.XV, 1 ) и в кн. Псалмов (Пс.ХCVIII, 6) он стоит наряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе ( Деян. III, 24 ) и наконец св. ап. Павел в послании к Евреям ( Евр.XI, 24 ) причисляет его вслед за Давидом к лику древних, засвидетельствованных верой.
Память пророка Божия Самуила празднуется Церковью 20 августа.
Пророк Самуи ́ л , судия Израильский
День памяти
Житие
Житие пророка Самуила, судии Израильского
Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился, испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный»), и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.
Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1Цар.4,22).
По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей Иоиля и Авию судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1Цар.8,20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1Цар.; Сир.46,16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.
Богослужения
Молитвы
Тропарь пророка Самуила, глас 2
Дар многоче́стен дан бысть непло́дней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Перевод: Дар особо почитаемый был дан неплодной утробе и принесен в жертву, как всесожжение благоприятное, Господу твоему. Ты послужил Ему свято и праведно, потому почитаем тебя, пророк Божий Самуил, как молитвенника о душах наших.
Ин тропарь пророка Самуила, глас 5
От ма́тере умоле́нный, тезоимени́те да́ния Бо́жия,/ от Бо́га зва́ния во младе́нчестве сподо́бися,/ честны́й проро́че Саму́иле,/ до́бре пасы́й непокори́выя лю́ди/ и царе́м яви́выйся устрои́тель,/ и о нас, ве́рно чту́щих тя, моли́ И́стиннаго Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Ты появился по молитвам матери, носящий имя «услышал Бог», ты во младенчестве удостоился призвания Господом, почитаемый пророк Самуил, ты хорошо пас непокорный народ и стал основателем царства (Израильского), и о нас, с верой почитающих тебя, моли Истинного Бога, да спасет души наши.
Ин тропарь пророка Самуила, глас 2
Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».
Кондак пророка Самуила, глас 8
Я́ко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу,/ и из мла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.
Перевод: Как особо почитаемый дар, прежде зачатия ты был посвящен Богу, и с младых лет Ему, как Ангел, послужил ты, всеблаженный и удостоился пророчествовать о будущем. Потому взываем к тебе: «Радуйся, пророк Божий Самуил, великий архиерей».
Ин кондак пророка Самуила, глас 8
Пома́зателю ца́рский,/ па́че же свята́го богови́дца Дави́да,/ вели́кий Саму́иле,/ потщи́ся умоли́ти о нас,/ да пома́жемся Свята́го Ду́ха ма́стию/ и бу́дем стра́нни неприя́зни,// я́коже Дави́д нечи́стому ду́ху Сау́лову.
Перевод: Помазавший на царство святого Боговидца Давида, великий Самуил, поспеши умолить о нас, чтобы мы были помазаны миром Святого Духа и были чужды злу, как Давид нечистому духу Саула.
Святой пророк Самуил
Святой пророк Самуил 1 был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова 2 . Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» 3 . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.
Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.
В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.
Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.
Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.
Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.
Самуил стал преемником священника Илия – судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) – таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу – Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.
После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям – Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне – единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.
После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.
Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.
Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.
Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.
Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).
Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.
1 Его история рассказывается в 1-й книге царств (1-я книга Самуила у евреев).
2 Согласно другим источникам, Самуил происходил из колена Левиина, поскольку исполнял обязанности священника.
3 Скорее, «имя Божие» либо «здесь – Бог», согласно Оригену.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Пророк Самуил
Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.
Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30 000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4,22).
Видео (кликните для воспроизведения). |
По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей – Иоиля и Авию – судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16–23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.