молитва езидов на русском

Подробно: молитва езидов на русском - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Вышла в свет книга о религии езидов на русском языке

По словам Авдояна, прежде езиды не издавали книг, рассчитанных на широкий круг читателей. «В открытых источниках очень много ошибочных мнений и информации о религии езидов. Так, многие, в том числе считающиеся специалистами по древним народам, полагают, что езиды привержены религии «езидизм», но наша религия называется Шарфадин, а слово езидизм пошло от самоназвания нашего народа «эзды». «При создании книги мы постарались максимально просто рассказать о кастовых делениях, о значении цифр, о сущности нашей религии и обычаев. И, самое главное, объяснить, что езиды верят в единого Бога, являющегося создателем Вселенной», — сказал автор книги.

В процессе составления книги были изучены молитвы езидов, называемые «колм». Молитвы езидов передаются духовными представителями этого народа в основном из уст в уста. Молитв–колмов у езидов несколько. Они называются «Доа», «Дрозга», «Таркин», «Шадати», «Мат и Сэна». Езиды разделяются на три касты и мирян, которых называют мридами, которым не обязательно знать все молитвы «Кавлы». Их читают сугубо духовные представители езидов – шехи и пиры, отмечает Авдоян.

Как молится езидами

ЕЗИДЫ — древний народ АДАБИ.

На крайнем северо-востоке современного государства Ирак проживает интересный и загадочный народ – езиды. Потому, что езиды в повседневной жизни используют язык, сильно похожий на язык проживающих вокруг него курдов (диалект курманджи) часто этом народ называют курдами – езидами, из за того, что их религия отличается от основной массы курдов, которые являются мусульманами. И это большая ошибка. Если все курды являются мусульманами, то у езидов своя религия (многие люди ошибочно эту религию называют езидизмом, часто считают эту религию религией поклонения Солнцу). Это тоже грубая ошибка. Во первых езиды – это не курды (наоборот курды раньше были езидами, но отказались от веры своих предков и приняли ислам, тем самым они перестали быть езидами). Езиды являются самостоятельным и древним народом. Во вторых – религия езидов – это не религия Солнца. Религия езидов подразумевает веру во Всевышнего (Создателя) и веру в семь архангелов во главе Мелек Таусом (архангелы являются представителями Всевышнего на Земле) и являются покровителями езидов. Кроме этого в легендах и молитвах езидов часто упоминается, что современные езиды являются потомками древнего народа адаби, жившего в древнейшие времена на территории древнейшей цивилизации на Земле – в Шумере.

Почти все древние письменные памятники по древней истории езидов были уничтожены персами, арабами специально для принуждения езидов к принятию ислама, для уничтожения древней истории этого народа. И вообще всегда (так уж принято в человеческой цивилизации) победивших народ (особенно их правители) всегда стремится уничтожить память о предыдущей цивилизации (народе), так как всегда свое государство считает наиболее высокоразвитым. А все ранее существовавшие государства и народы считались всегда более дикими и неграмотными. Такая же тенденция существует и сейчас. Во время войны США в Ираке были уничтожены (или вывезены в частные коллекции в США) многие памятники старины и многие древние документы.

Но память в у людей намного крепче, чем думали завоеватели, кроме памяти сохранилось много исторических фактов в древних молитвах езидских священнослужителей. Есть кроме этого память есть и в письменных документах у других соседних древних народов — у шумеров, эламитян, аккадцев, ассирийцев)

Много интересных фактов об этом древнем народе меня сильно привлекли и я стал по крупицам исследовать историю этого древнего и интересного народа. В своих исследованиях я пользовался разнообразными источниками информации – мифами, легендами, молитвами священников и просто воспоминаниями некоторых езидов.

Уважаемые Курдские Друзья, Сёстры, Братья!

Вас приглашает Томаш САБО венгерский поэт и писатель летописей активно участвовать в форуме о зелёной ревитализации малоплодотворных и пустынных местностей, или даже целых географических регионов. Название Тематического Форума: Генерал Тигр. — потому что тигр возмущается без зелёного окружения, а лев не возмущается.

Это решительное мнение многих ответственных личностей, что по скольку Курды и Уйгуры имеют взаимное историческое отношение с такими округам и реальностями, поэтому без их (-без вашего-) участия именно в ведущих ролях в этом процессе человечеству ожидается дальнейшие стихийные трагедии.

Вот линк присоединиться:

Мысли венгерского поэта об уйгурском и курдском народах.

Если вдруг я не прав, тогда исправьте меня пожалуйста. Разве можно ли по другому найти Истину, чем постоянно исправляя друг друга, искренно по дружески и по братски.

Времена гонений на последователей одной из самых загадочных религий мира — езидизма — вернулись. На протяжении веков курды, приверженцы древних верований, страдали от притеснений со стороны мусульман. В начале августа ситуация повторилась. Тысячи езидов были блокированы на севере Ирака исламистами — жертвы среди курдов исчислялись сотнями. Даже в Европе отмечены случаи нападения на курдов-езидов. Зачастую преследования этой этноконфессиональной группы обосновываются тем, что якобы езиды поклоняются Сатане.

Езиды — курдская этноконфессиональная группа, проживающая в основном в Ираке (районы Шангал и Шейхан), а также в Армении, Сирии, Грузии, Турции и некоторых европейских странах. В России общины езидов официально зарегистрированы в Сургуте, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Туле, Ярославле, Самарской и Ульяновской областях, проживают они и в других местах — Московской области, Краснодарском крае.

Некоторые представители езидов приобрели известность в нашей стране: это певица Зара, советский футболист Гурам Аджоев, чемпион Европы по кикбоксингу Брои Омари, чемпион мира по боксу Михаил Алоян, криминальный авторитет Аслан Усоян по прозвищу Дед Хасан. Оценить численность езидов довольно сложно, так как зачастую из соображений собственной безопасности они называют себя курдами или арабами. Юрий Набиев, исследователь и президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом, говорит, что, по максимальным оценкам, в мире проживает около 2 миллионов езидов, из них 700 тысяч — в Ираке.

Читайте так же:  вселенская молитва Господу Богу

Вообще, проблема самоопределения остается для езидов достаточно острой. Юрий Набиев в своих работах отмечает, что одной их самых актуальных проблем для них является идентификация: несмотря на то, что этнически езиды являются курдами, некоторые приверженцы езидизма агрессивно относятся к тем, кто определяет себя как курда по национальности и езида по вероисповеданию. Существует также категория езидов, которая признает общие корни с курдами, считая, что большая часть единого народа насильственно была обращена в ислам.

По сообщениям ВВС, американские и британские военные самолеты несколько дней сбрасывали людям продовольствие и еду, однако к 12 августа, по данным ЮНИСЕФ, от обезвоживания погибли 56 детей. Барак Обама заявляет о том, что США помогали и будут помогать курдам и правительству Ирака в борьбе с исламистами.

Современные события очень напоминают прошлое. Сами езиды говорят, что на протяжении последнего тысячелетия они сражались за себя и свою религию — езидизм — с оружием в руках, страдая от притеснений со стороны мусульман. Самыми кровавыми нашествиями считаются нападения VII века: одного из сподвижников пророка Мухаммеда Халида ибн аль-Валида по прозвищу Меч Аллаха и халифа Умара ибн аль-Хаттаба, известного также под именем Повелитель Правоверных. В результате этих нападений десятки тысяч езидов были убиты или взяты в плен, насильно обращены в ислам. Согласно устным преданиям, на протяжении 12 столетий мусульмане 72 раза учиняли жестокие расправы, имевшие целью уничтожение езидской веры и культуры.

Ученые не имеют единого мнения о происхождении езидизма. Большинство придерживается гипотезы о том, что его корни уходят во II тысячелетие до нашей эры. По сути, езидизм является синкретической религией, вобравшей в себя элементы зороастризма, ислама, христианства и иудаизма. В современном виде езидизм сложился после реформ Ади ибн Мусафира (Шейха Ади), родившегося в 70-х годах XI века. Чем-то его роль в религии курдов напоминает роль Мухаммеда в исламе. До сих пор ведутся споры о том, кем был Шейх Ади по происхождению: курдом или арабом. Известно, что он изучал суфизм (мистическое течение в исламе, ставящее целью воспитание человека, свободного от мирской суеты и возвышающегося над негативными качествами своей природы), привнеся его влияние и в езидизм.

На самом деле, Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях — как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие доброго и злого начал в каждом человеке. С ангелом-павлином связано множество легенд, в частности о том, что, когда Малак-Тавус отказался подчиняться созданному богом человеку, бог изгнал ангела из рая и отправил в ад. Малак-Тавус, видя страдания грешников, плакал в течение 7 тысяч лет и затопил ад своими слезами. Однако неверным будет полагать, что Малак-Тавус и падший ангел Азазель — один и тот же персонаж. Езиды верят, что Бог простил Малак-Тавуса и вернул на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами как око Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.

Но не только Солнце рассматривается езидами как объект поклонения. В езидизме существуют обряды, связанные с поклонением Луне и звездам, горам, камням, воде. Как правило, такие обряды (воздание молитв, совершение жертвоприношения) осуществляются в начале весны, в честь пробуждения природы. Жертвоприношение — практически исчезнувший обычай, но раньше практиковалось довольно широко: для исцеления больного, для успешного завершения сложного дела, в честь Нового года. В качестве жертвенного животного обычно выступал баран или белый петух.

На книжную полку: Новая книга известных специалистов по езидской религии

Москва (Россия) – В свет вышла новая книга Д.Пирбари и Д.Щедровицкого «Тайна Жемчужины. Езидская теософия и космогония». В ней представлены священные тексты езидской религии, их литературно-поэтический перевод и толкование. В работе излагаются основы мировоззрения езидов – учение о Боге, творении мира, бессмертии души и смысле жизни.

Книга издана в издательстве «Таус». Основная ее цель – ознакомить общественность с езидской религией и теософией на основе священных езидских кавлов. Как сообщили нашему изданию авторы, в ближайшее время выйдет и академический, подстрочный перевод опубликованных кавлов. Книга предназначена для религиоведов, востоковедов и широкого круга читателей. По всем вопросам приобретения можно обращаться, перейдя по ссылке: «Издательство «Таус».

В нашем расположении оказался отрывок этой уникальной книги, который мы и публикуем с разрешения авторов.

«В кавлах утверждается, что община езидов занимает особое место в истории человечества. Поскольку души езидов существовали до сотворения мира и уже тогда жили в любви, собеседуя с Богом, те же идеальные отношения между Создателем и езидами сохраняются и в жизни земной. Езиды призваны являть особую праведность, поэтому:

«Мой Царь для езидов создал из Света завет и закон» (ОШ 23).

Чисто духовные («из Света») аспекты нравственного закона впоследствии «уплотнились», «материализовались», став доступными для исполнения людьми в физическом мире. Прямая связь с Творцом через следование Его воле побуждает автора кавла воскликнуть:

«Слава Тебе, мой Господь, что езидом Ты создал меня!» (ОС 7).

Тексты кавлов часто напоминают об источнике езидской веры. Её основы были изначально определены взаимной любовью между Создателем и душами езидов:

«Владыка, Любовь изливая, был с ними беседовать рад …. И Он из Любви той взаимной для них сотворил хад и сад» (ОС 12).

Некоторые тексты сообщают, что души езидов составляли единую общину ещё от начала времён:

«Явил Он из тайны сокрытой общину езидов – сунат… Езидам Он дал законы, истину установил» (ОС 13–14).

И даже само создание вселенной стало следствием молитвы («просьбы») езидской общины, желавшей появления видимого мира для осуществления в нём любви:

«Поддержанным вышней мощью в пространстве – сунат назови. И Бога езиды просили: «О Царь, милосердье яви!» Молитву они возносили: “Творец, мы желаем любви!”» (ОС 16).

Именно после этой молитвы суната – общины езидов – последовали первые акты творения мира:

Читайте так же:  молитва Николаю Чудотворцу о помощи за здоровье

«Две искры от семени Света тогда от Отца изошли» (ОС 18).

Принадлежность к езидской общине, продолжающей занимать в мире центральное место, очень высоко оценивается в кавлах. Так, служение Богу езиды совершают вместе с Ангелами…».

Вышла в свет книга о религии езидов на русском языке

Ереван, 12 сентября, Благовест-инфо . Первая книга о религии езидов на русском языке вышла в свет в Армении. Как рассказал «Благовест-инфо» автор книги Роман Авдоян, из печати вышло первые тысяча экземпляров книги «Вероисповедание религии Шарфадин и национальные традиции езидского народа».

В книге на 60 страницах рассказывается о национальных традициях, о главной святыне – храме Лалыш в Ираке, а также историческом для езидов иракском регионе Шангал. Соавтором книги является также Эмма Садоян. В 2016 году книга была издана на армянском языке . В ближайшее время русскую версию книги, рассчитанную на широкий круг читателей, предполагается распространить также и в России.

По словам Авдояна, прежде езиды не издавали книг, рассчитанных на широкий круг читателей. «В открытых источниках очень много ошибочных мнений и информации о религии езидов. Так, многие, в том числе считающиеся специалистами по древним народам, полагают, что езиды привержены религии «езидизм», но наша религия называется Шарфадин, а слово езидизм пошло от самоназвания нашего народа «эзды». «При создании книги мы постарались максимально просто рассказать о кастовых делениях, о значении цифр, о сущности нашей религии и обычаев. И, самое главное, объяснить, что езиды верят в единого Бога, являющегося создателем Вселенной», — сказал автор книги.

В процессе составления книги были изучены молитвы езидов, называемые «колм». Молитвы езидов передаются духовными представителями этого народа в основном из уст в уста. Молитв–колмов у езидов несколько. Они называются «Доа», «Дрозга», «Таркин», «Шадати», «Мат и Сэна». Езиды разделяются на три касты и мирян, которых называют мридами, которым не обязательно знать все молитвы «Кавлы». Их читают сугубо духовные представители езидов – шехи и пиры, отмечает Авдоян.

Псевдоезиды наносят удар: ответ на реплику К.Анкоси

Только мы начали радоваться тому, что в Грузии появилась мощная езидская организация в лице ДСЕГ, способная на очень высоком уровне представлять езидов и отстаивать их интересы, как наружу вылезла извечная езидская проблема. Словно Дон Кихот боролся с ветряными мельницами, так и определенная группа так называемых езидов пытается всячески опорочить ДСЕГ и внести смуту среди езидов Грузии. Совсем недавно на своей странице в социальной сети «Facebook» один из видных деятелей данной группы Карам Анкоси, комментируя праздник «тавафа Эзид» в Грузии, отметил: «Почему-то, к сожалению, никто из езидов не заинтересовался и не спросил, что это за религиозный праздник, который предки езидов Тбилиси не знали и не отмечали? И, что значит слово «таваф»?
Таваф – арабское слово и означает мусульманский религиозный ритуал, который мусульманские паломники исполняют во время посещения мусульманского священного города Мекка в дни Хаджа вокруг Чёрного Камня (поищите в интернете слово «таваф»).
А причем тут езиды Тбилиси, предки которых вынуждены были оставить свои родные места и бежать на территорию современной Грузии из-за религиозного геноцида и преследований со стороны мусульман?».

Далее Анкоси размышляет о том, что якобы представители ДСЕГ навязывают езидам чуждые «мусульманские» праздники. Чтобы прояснить так ли это или нет, мы обратились в Лалыш. Там отметили высокий вклад ДСЕГ в деле сохранения езидской религии и заявили, что таваф – это езидский праздник, а в Грузии ДСЕГ организовал мероприятие в соответствии с канонами езидской религии. «В каждом езидском селении, где имеется храм, ежегодно отмечают таваф. В Грузии все соответствовало езидской религии. В мероприятии принимал участие наш представитель – Баве Чавиш. Если бы там что-то противоречило езидским традициям, то Баве Чавиша на празднике не было бы», — заявили нам в Лалыше.

Так вернемся же к термину «таваф». Слово «таваф» имеет арабское происхождение и используется народами Ближнего Востока. Большинство мусульманских терминов имеет арабское происхождение. Эти термины использовались арабами еще до появления ислама и пророка Мухаммада. Позже они были заимствованы и узаконены исламом. У мусульман термин «таваф» означает совершение обхода вокруг храма.

В «Википедии», на которую ссылается господин Анкоси и его единомышленники, можно прочитать: «Cуществительное тафа «окружение» на языке религиозных культов означает «бег» или «обход» священного объекта, камня, алтаря и т. д. Обряды обхода вокруг священного объекта играли очень важную роль в религиозном обряде древних арабов. Подобные обряды были у персов, индусов, буддистов, римлян и других народов. Во времена Второго Храма при праздновании праздника кущей (суккот) израильтяне обходили алтарь Храма по одному разу в течение первых шести дней и семь раз на седьмой.

В доисламские времена арабы, почитавшие Каабу, совершали обход вокруг неё. Возможно, это древняя традиция, «привнесённая Ибрахимом», как и другие обряды хаджа. Пророк Мухаммад не упразднил обычай обхода вокруг Каабы, который стал обязательным элементом паломничества. В 630 году он сделал свой победный въезд в свой родной город и совершил таваф верхом на верблюде. Такой вид тавафа стал исключением и не вошёл в мусульманскую традицию. Согласно Ибн Хишаму, это было незадолго до смерти в момент «прощального паломничества», когда он заложил авторитетные правила для обхода. Из старых языческих обычаев, по крайней мере, одно было строго запрещено Пророком — это совершение тавафа без какой-либо одежды».

У езидов термин «таваф» имеет два значения: поклонение и праздник в честь святого. Этот термин неоднократно можно встретить в езидских молитвах и каулах. Так, в утренней молитве сказано:

Ji derecê heta derecê,

Şêşims xudanê ferecê,

Em dê dest û damanê Şêşims tewaf bikin di şûna Kaebetillhayê û hecê.

От ступени до ступени,

Шешамс – владыка рассвета,

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы припадем (преклонимся) к руке и подолу Шешамса вместо Каабы.

В кауле «Мзгина мера» также используется термин «таваф» в качестве поклонения. Сказано:

Dikalim mîna berxa ber makê,

Читайте так же:  молитвы на контрольную

Emê tewaf bin Zimzim û Berê şivakê.

Ev qewle, qewlê ji Eyn el-beyzaye,

Tev cels û rewaqêt mîraye,

Em li gedemgeha şêx tewaf bi lêlihaye.

Часто езиды Армении и Грузии используют этот термин, когда посещают могилы родственников. Они говорят:

Ez ber mezel tua bim

Я преклонюсь перед могилой.

Словосочетание «tua bim» является укороченным вариантом «tewaf bim» и значит «преклониться».

Второе значение этого термина используется езидами в Ираке и означает день или праздник в честь святого, на имя которого возведен храм. В Ираке, кроме главного храма Лалыш, в каждой езидской деревне стоят по несколько святынь в честь разных святых. После праздника «Айда Сарсале» в апреле начинаются праздники в честь святых и называются они таваф. Езиды говорят: тавафа Шехубакр в Бахзане, тавафа Пир Буб в Бахзане, тавафа Шешамс в селении Грепан, тавафа Мамешван в селении Ханк и так далее. Наравне с термином «таваф» также используется слово «джамаи», кстати, тоже арабского происхождения и значит «день сбора на праздник».

Но раз мы коснулись темы религиозных терминов, то надо сказать, что народы Ближнего Востока на протяжении всей своей истории много заимствовали друг у друга. Также как и в русском языке много заимствований из французского, немецкого и других языков, но от этого русский язык не стал французским. Один и тот же термин в разных языках и религиях приобретал разное значение. Так, термин шейх у арабов имеет значение главы племени, старейшины, вождя племени, тогда как у многих других народов, включая турок, курдов, езидов, персов, этот термин имеет значение духовного лидера.

К тому же, арабский язык и арабские религиозные термины существовали еще в доисламскую эпоху. Если следовать «логике» К.Анкоси, то надо отказаться от таких привычных для нас терминов арабского происхождения как: айд (ид), фтар, шейх, мрид (мюрид), кавал, каул, дуа, зиярат, хер (хейр) и множество других терминов.

Так слово «айд» является производным от арабского «ид», что значит праздник.

Слово «фтар», также происходит от арабского «фитр» (ифтар), что означает разговение, то есть ужин после поста.

Слово «шейх» означает старец или мудрец.

Мрид (мюрид) – означает ученик, послушник, последователь, стремящийся к познанию Бога.

Кавл – означает слово, сказание.

Кавал – говорящий слово, проповедник.

Дуа – изначальное значение призыв (зов), а в религиозном понимании молитва.

Зиярат – посещение, позже получило значение святого места для паломничества.

Хер – от слова «хейр», значит «добро», в религиозном понимании милостыня, пожертвование.

Для достоверности можно это перепроверить в интернете, а также в академических словарях. И господин К.Анкоси, будучи востоковедом, должен знать обо всем этом.

И самое главное, имя самого Карама Анкоси имеет арабское происхождение, от арабского корня «крм» (милость) и производные от него карим, карамат, карам и др. Но от того, что он носит арабское имя, к тому же распространенное также и среди мусульман, не дает нам повода считать его мусульманином.

Рустам Рзгоян, обозреватель ÊzîdîPress

Издана первая книга о религии езидов

Впервые для широкого читателя вышла в свет книга о езидах, их религии и обычаях. Авторы книги, вышедшей в первом издании на армянском языке, — Роман Авдоян и Эмма Садоян.

«Езиды ранее не издавали подобных книг, рассчитанных на широкий круг читателей. В открытых источниках очень много ошибочных мнений и информации о религии езидов. Так, многие, в том числе считающиеся специалистами по древним народам, полагают, что езиды привержены религии езидизм, но наша религия называется шарфадин, а слово езидизм пошло от самоназвания нашего народа — «эзды», рассказал агентству «Благовест-инфо» Роман Авдоян.

«При создании книги мы постарались максимально просто рассказать о кастовых делениях, о значении цифр, о сущности нашей религии и обычаев. И самое главное — объяснить, что езиды верят в единого Бога, являющегося создателем Вселенной», — сказал соавтор книги. В процессе составления книги были изучены молитвы езидов, называемые «колм».

Молитвы езидов передаются духовными представителями этого народа в основном из уст в уста. Молитв у езидов несколько. Они называются «Доа», «Дрозга», «Таркин», «Шадати», «Мат и Сэна». Езиды разделяются на три касты и мирян, которых называют мридами, которым не обязательно знать все молитвы «кавлы». Их читают сугубо духовные представители езидов — шехи и пиры.

Первые молитвы в религии шарфадин восходят ко временам творения ангелов, которые в этой религии занимают особое место. Молитвы составлялись, по версии авторов книги, в священном для езидов иракском Лалише и в те времена назывались «Кавлы Марга», что в переводе с езидского означает «молитвы святых мест». Второй этап составления молитв пришелся на XII век.

Молитвы религии Шарфадин знакомят с законами, нормами морали, обычаями и обрядами, а также рассказывают и об Иисусе Христе, Ное, Моисее, Аврааме, Заратустре и Мохаммеде. Структура молитв весьма сложна. Недостаточно зубрить их, а нужно дать объяснение каждой строке.

Обязательны утренняя и вечерняя молитвы. Ранняя молитва — Шадатя сва зу — произносится с рассветом, как только человек просыпается, умывается. Он должен встать лицом к востоку, обе руки вознести ввысь к солнцу и начать молитву. Утренняя молитва завершается одним и тем же изречением — «Азиземн аз кем, то тамам». Вечерняя молитва — Шадатя эваре — произносится уже в постели. Молитва — самая важная часть духовной жизни езидов, ибо они считают, что при переходе в мир иной два ангела смерти — Насрдин и Сджадин — будут спрашивать езида о его религиозной жизни.

Далее говорится о значении чисел в религии шарфадин. Одним из сокровенных является цифра три. Так у езидов обязательно соблюдать три запрета — это запрет на брачные узы между кастами, запрет с приверженцами других религий и запрет на неуважительное отношение или оскорбление одной касты другой. Цифра три присутствует и в праздниках езидов. Перед каждым из праздников соблюдается пост в течении трех дней. И даже поминки проводятся у езидов в течение трех дней после предания усопшего земле.

Примечательно, что самоназваний у езидов также три. Авторы книги рассказывают, что в первых молитвенниках езиды называются вначале «мтхайра», что в переводе с езидского означает «я обязан (религии)», позже «адаби», означающее «закон» (езиды также называют первочеловека Адабом, как мы называем Адама) и третье имя уже «эзди», что переводится как «видеть Божий путь». Согласно шарфадинской религии, Бог имеет 3003 имени. Но в основном езиды, говоря о Боге, называют Его именем Хадэ.

Читайте так же:  молитвы о даровании жены

Очень подробно в книге представлены и кастовые разделения. У езидов две духовных (шехи и пиры) касты и одна мирян (мриды). Авторы рассказывают об основных религиозных праздниках и обычаях. В религии шарфадин после молитв совершаются жертвоприношения. Читатель может ознакомиться также с ролью и обязанностями духовных лиц езидов, а также узнать о святынях и священных местах этого народа.

В современном мире, по разным данным, численность езидов составляет около двух миллионов человек, в основном проживающих на территории Ирака, Сирии, России, Армении, Грузии. Колыбелью своей родины езиды считают Святой Лалыш (иракская провинция Синджар, или Шангал). В августе 2014 года в местности Синджар боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ) физически уничтожили множество езидов, отказавшихся принять ислам. Более 350 тысяч езидов стали беженцами, из них 70 тысяч были вынуждены были скрываться в горах, тысячи женщин были проданы террористами в сексуальное рабство. В книге Авдояна рассказывается и о геноциде езидского народа в ходе мировой истории.

«Эзданама»: история «фальшивого Бога»

Вместо вступления

Возможно, заголовок данной статьи, которую вы прочитали, может показаться провокационным и, скорее, он так и будет воспринят. Но в действительности это не так. «Эзданама» как книга молитв, бейтов, песнопений и кавлов езидской религии была создана в конце 90-х гг. прошлого века. Книга выпущена издательством «Лалыш», которое некогда принадлежало «Союзу езидов» (СЕ, Германия). Естественно, здесь речь не идет о простой книге и каждый может по-своему понять ее, оценить и комментировать, но данная тема выходит за рамки книги и касается сугубо устного предания езидов «улме синги» (т.е. наука, хранимая в груди) и свята для них. Определенные люди пытаются утвердить эту книгу в качестве святыни среди некоторых езидских общин (в частности, езидов Кавказа). И это побудило меня вновь написать статью на данную тему. Я, как свидетель создания этой книги и ее фальшивого Бога, а также как специалист по езидской религии, считаю обязанным рассказать исследователям, специалистам и читателям историю «Эзданама». Когда, как и где появилась «Эзданама» и как она превратилась в историю «фальшивого Бога»?

До «Эзданамы»

До того как «Эзданама» стала «Эзданамой» и, соответственно, была создана история «фальшивого Бога» некоторые представители «Союза езидов» связались со мной и попросили меня помочь им в создании «езидской» книги. Я должен сказать, что с самого начала я с сомнением отнесся к их организации. Между нашим пониманием трактовки езидства (религии, мировоззрения, истории, философии) имелась большая разница. Но, несмотря на это, я согласился оказать им помощь. Я хотел, чтобы хоть какая-то часть истории «Бога езидов» была опубликована. Тогда, как известно, не было упорядоченных работ по езидизму. После моей беседы с Али Сачиком и господином Хасаном Дутаром, которые на тот период были руководителями «Союза езидов», мы договорились, что я буду консультировать их и помогать с переводом с арабского алфавита на латиницу, а также редактировать. После этого началась дискуссия над названием книги и ее содержанием. По моему предложению мы решили назвать эту книгу «Азданама» (потом ее переименуют в «Эзданама»). Мы определились, что она будет состоять из четырех частей:

1.Предисловие
2. Молитвы
3. Бейты и песнопения
4. Кавлы

После «Эзданамы»

До того как «Эзданама» была опубликована в виде «книги учения езидов», естественно, я знал, что в ее кавлах, молитвах, бейтах, языке, истории и сказании, Бог будет сфальсифицирован и в этой книге Бог представлен как «примитивный Творец» в руках «примитивной твари».
После публикации «Эзданамы» выяснилось, что езидизм в сознании и понимании этой организации — «дилетантская религия» с «Богом-дилетантом», «дилетантской историей», «дилетантской наукой» и «дилетансткой философией».

Естественно, этого нет в езидской религии. Езидизм как монотеистическая религия содержит в себе природу, человека в Боге и Бога в человеке. Главный недостаток в этих езидских «патриотах», которые своим ограниченным умом создают ограниченного Бога.
Но возникает главный вопрос. Почему курдский национализм так жаждет фальсификации езидской религии?

«Эзданама» или «Зардаштнама»

Надо отметить, что в конце 90-х (1999 г.), когда шла подготовка «Эзданама», на экранах «MEDYA TV» в программе «Zanîngeha MED», которую я вел раз в неделю (по средам) вместе со многими курдскими учеными и специалистами, я выразил свое отношение к этому вопросу. Вкратце я процитирую: «Наряду со многими сходствами езидизма и зороастризма (почитание солнца, света, пиров и четырех стихий, гриван, белый цвет, сохранение природы, перевоплощение, единение бытия и др.) есть один факт, который указывает, что езиды не являются зороастрийцами, также как зороастрийцы не являются езидами. В результате, несмотря на множество общих черт между этими двумя религиями, они всеже разные и самостоятельные».

Здесь надо подчеркнуть, что это вовсе не означает, что какая-то из этих религий выше или лучше, или же Бог одной «истиннее» или «священнее» Бога другой. Нет, религия (какая бы ни была), если она для человека и защищает его права, то это религия от Бога.

Для меня Бог имеет божественное и человеческое начало. Он является «великим человеком», также как человек должен быть «великим Богом».
Фактически религия – это мост между «самопознанием» (человекопознанием) и познанием Бога.

Я, как человек, уважаю зороастризм также как и езидизм. Не только потому, что эта религия основывается на человеколюбии и дружелюбии, но и как имеющая глубокую философию, свет и мораль.

В виду того, что идеология зороастрификации езидизма давит на совесть езидов, создатели этой теории всячески постарались пронизать «священную книгу» езидов курдским национализмом и представить в качестве религиозной идеологии.

Для этого и понадобилась «Эзданама». И вот тут уже должна была начаться история фальсификации езидской религии. Для этого и понадобился Зороастр, который должен занять место в устном предании езидов и стать для них предводителем, просветителем и спасителем .

Читайте так же:  молитва о ясности ума

Как известно, религия, религиозность и духовная вера – это право каждого человека. Следовательно, каждый человек имеет право верить в ту религию, в которой его сердце находит покой. Каждый человек свободен в выборе вероисповедания или в смене своей веры, но никто не имеет права на свое усмотрение вносить изменения в чужую религию или же заставить кого-то фальсифицировать ее.

То, что был сделано в «Эзданаме», — это не только фальсификация езидской религии, но и выворачивание ее наизнанку, ее унижение.

Курдский Зороастр и «персидский зороастризм»

Несмотря на то, что некоторые востоковеды, курдоведы и иранисты пытаются связать происхождение Зороастра с курдами, все же из источников видно, что на западе Ирана среди курдов зороастризм не был распространен, а, напротив, была борьба против него. По этой причине Зороастр покинул свои края и переселился на восток Ирана, где и начал распространение своих идей.

Согласно большинству источников, на востоке Ирана, т.е. в противоположность современному Курдистана, вера Зороастра получила быстрое распространение и главной причиной этому, видимо, была власть, так как первыми ее приняли правители страны, и она стала религией элит. Когда зороастризм стал государственной религией, все были вынуждены принять ее и отречься от своей прежней веры. С расширением территорий Персидской империи распространялся и зороастризм. То есть, расширение Персидской империи подразумевало расширение зороастрийской религии. Около 6 с половиной веков (645 лет) зороастризм был официальной религией империи персов: Ахеменидской империи (550-330 г. д.э.) и Сасанидской империи (226-651 н.э.).

В те времена в современных курдонаселенных областях (т.е. в Курдистане, тогда назывался западным Ираном) зороастризм вовсе не существовал и не признавался. До арабских завоеваний, которые начались в 640 г. на территории Курдистана, курды не признавали никакую официальную религию. Они, в противоположность персам, не признавали зороастризм в качестве официальной религии, тогда как среди них были распространены разные формы верований (митраизм, езидство, магизм, зурванизм, солнцепоклонство и др.).

По этой причине мы можем уверенно сказать, что, вместе с «курдскостью» Зороастра, зороастризм был национальной религией персов. В Иране это является политической реальностью, но в тоже время это научная и историческая правда.
Также как и ислам является для арабов идеологией, также и зороастризм был идеологией персов.

«Кавл о Наврозе»: где кавл и где «Навроз»!

Как продолжение фальсификации езидской религии, очевидно, что творцы «Эзданамы», согласно идеологии зороастрификации или же точнее курдификации езидизма, посчитали важным, чтобы «Навроз» сделали кавлом или же кавлы сделали «Навроз» езидским.
Но важен вопрос: какое отношение имеет «Навроз» к курдскому национализму и, какое отношение имеет к кавлам как к религиозному явлению?

Где кавлы и где Навроз?

Разумеется, я не могу не отметить, что до национализации «Навроза» курдами и его утверждения в качестве «национального дня», среди восточных народов, в особенности иранских народов, этот день был «религиозным днем». То есть, в восточной мифологии, в частности в мифологии зороастризма, это был день победы света над тьмой и поэтому праздновался в качестве нового дня (Навроз). И означало это, что Навроз – первый день месяца фарвардин, когда отмечалась победа доброго божества Ахура Мазды над злым божеством Ахриманом.
Но надо сказать, что курдский национализм одержал верх и «Навроз» транспортировался из сферы «религиозного разума» в сферу «национального разума». Поэтому сегодня курдами «Навроз» оценивается не как мифология и религия, а как национализм и национальное сознание.

Езид, «Эзданама» и фашизм «курдского национализма»

Когда курдские националисты пытаются фильтровать езидизм через курдский национализм, они стараются слово «Эзидхан» вычеркнуть из езидских кавлов, бейтов и молитв, а взамен насильно добавляют туда слово «Курдистан», что, несомненно, является проявлением фашизма. И если действительно Эзидхан — Курдистан и это, безусловно, так, то почему курдские националисты хотят насильно стереть термин «Эзидхан» и превратить его в «Курдистан»?
Как только в устном предании езидов, которое на 95% состоит на курманджи, находят «некурдские» слова, то, согласно их мышлению курдского национализма, насильно курдизируют их, что, несомненно, есть фашизм, поскольку теория «чистого языка» является основой «языка» фашизма. Интересно, почему курдские националисты, согласно своему мышлению и тому же курдскому национализму, не делают этого с исламом и Кораном, который является книгой 97% населения Курдистана, а языком этой книги является арабский, который распространен по всему Арабистану?

Послесловие

Несомненно, «Эзданама» — это один из примеров примитивной и дилетантской «национализации» езидизма и езидской проблемы. Эта «национализация» — курдский метод, который разделяют все курдские партии, групы и идеологии. Можно задать такой вопрос: почему «Эзданама» и почему сейчас?
Те, кто следят за моими статьями, которые я публикую на курдском и арабском, знают, что моя критика курдского национализма и ее силовых методов, не является нечто новым. Я давно занимаюсь ее критикой. Но в виду того, что у езидов плохая память, как я это пишу не раз, к моему глубокому сожалению, я посчитал нужным еще раз поднять эту тему и связал ее с примером «Эзданамы».
Понятно, что езиды — это истинные курды, а езидизм — это курдская и курдистанская религия, но почему для курдов самой большой проблемой является насильная курдизация езидов и езидизма?
Если Эзидхан — это Курдистан, то и Курдистан был Эзидханом, но почему курдский национализм так ненавидит Эзидхан и хочет насильно превратить его в Курдистан?
Если езиды — «истинные курды» и курды были езидами, то зачем курды и их национализм не хотят верить езидам? Почему езиды не становятся такими же курдами Курдистана, и Курдистан не становится таким же для езидов?

Видео (кликните для воспроизведения).

Хошанг Брока (Германия), философ и социолог. а также автор множества работ по езидской теологии

молитва езидов на русском
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here