молитва безбожника симонов

Подробно: молитва безбожника симонов - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

«Да, мы живём, не забывая. «

100 лет со дня рождения Константина Симонова

Единственный распорядитель – время,

оно запрещает вход непосвященным

и открывает его тем,

кто умеет читать и слышать.

Мы любим жизнь. Но нам она нужна

Лишь той, которой мы её создали,

За эту жизнь и смерть нам не страшна,

Мы за неё трудились и страдали…

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Сына назвали Кириллом, но позднее он сменил имя на «Константин». Причина для смены имени была веская: Симонов не выговаривал ровно половину букв своего первоначального имени, «р» и «л» ему не давались.

Отец К. Симонова пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где она вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А.Г. Иванишева. По собственному признанию К. Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.

Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.

Поэтическая биография К. Симонова складывалась успешно. Начал печататься с 1936 г. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».

В начале осени 1939 г. К. Симонов отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол, где в жизнь писателя вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это Г. К. Жуков и редактор «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».

За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений.

После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, К. Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.

Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии.

«Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

Когда «Жди меня» кто-то перевёл на немецкий, гитлеровцы восприняли стихотворение как родное, написанное неизвестным немецким автором: «Wart auf mich, ich komm zuruck…» (хотя у них была своя «Лили Марлен»).

Как военный корреспондент К. Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).

Победу двадцатидевятилетний К. Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: К. Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.

Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.

Проза К. Симонова – мужская проза. Его война объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто К. Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. К. Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х.

Время «застоя» заметно сказывается на творчестве К. Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами.

Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям К. Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).

С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.

Читайте так же:  прости меня боже молитва

28 августа 1979 года Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».

МОЛИТВЫ ИЗ ЖИЗНИ МОНАСТЫРЯ

Молитвы о единстве

Молитва первая

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую Гору искупил еси ны от клятвы законныя и возставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистеи руце Твои прострый, да чада Божия расточенная собереши во едино, и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый, Ты убо, Сый Отчее сияние; перед исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие, молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым, даждь убо нам благодать и мудрость исполнити сию заповедь на всяк день, и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам, рекий: да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг перед другом, поминая, яко аще кто больше любит, той и больше смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении, и объедини нас союзом любве неразрушимыя во едино стадо послушных овец окрест возлюбленнаго отца нашего игумена, даруя нам и зрети в коемждо брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти, яко брат наш есть наша жизнь.

Ей, Господи, собравый нас от конец земли благоволением Твоим, сотвори нас быти воистину во едину семью, живущую единым сердцем, единей волей, единей любовию, яко един человек, по предвечному совету Твоему об Адаме первороднем. Утверди, защити и покрый место святое сие, еже насади Десница Твоя, и покрый е покровом Пречистыя Твоея Матере, честнаго Крестителя Твоего Иоанна, преподобнаго отца нашего Силуана, благословляяй и заступаяй коегождо зде живущих (имена), сохраняя же нас всех от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити священное дело нашего служения, яко да созиждется обитель сия на камени евангельских Твоих заповедей местом исцеления, освящения и спасения, ради нас самих и ради всех притекающих семо, труждающихся и обремененных братьев и сестер наших, да обрящем вси покой в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая (по причащении)

ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, Иисусе Христе, удостоивший меня в час сей воспринять часть святынь Твоих честнаго Твоего Тела и Крове Твоея, услыши молитву мою и вонми гласу моления моего: Ты распростер руце Твои на Кресте, да собереши во едино всех нас, возлюбивших пришествие Твое во плоти; молюся убо Тебе: сотвори со мною чудо благоволения Твоего, и всего меня освяти любовию Твоею, и до последней глубины моей просвети мя Духом Твоим Святым, и исполни мя силою Твоею, дабы я возмог служить Тебе, служа приходящим во святое место сие всем лишенным и сокрушенным сердцем созданиям Твоим, совместно с данными мне Тобою братьями и сестрами в единстве любве и взаимного доверия.

Ей, Господи, Спасе наш, да не обрящется места никакому недоверию или сомнению между нами, могущему разрушить или повредить делу служения нашего обращающимся к нам о Имени Твоем святем.

Молитвы о братии

Прошение первое

ГОСПОДИ И БОЖЕ НАШ Иисусе Христе, неизреченным снисхождением воплотился еси, Слове Отчее, и с нами, долу лежащими, пожил еси; Крестом же в преисподняя к сидящим во тьме и сени смертней снизшел еси; таже содержимый под стражею адовою зрак Адамов Божественным Твоим воскресением совозставил еси, и преславным вознесением Твоим на небеса возвел еси, и одесную Отца на Престоле спосадил еси, Христе, Спасе наш. Темже молим Тя: в безмерней благости Твоей, призри ныне на скорбь и нищету нашу, на неможение наше, и еже от врага на всякий час попрание, и умножи милость Твою в нас; благословением благостынным осени исходы наша на всякое дело и слово благое, и входы наша на всякую молитву, Тебе приносимую нами; законоположи нас в путех заповедей Твоих, и в слове исповедания истины Твоея неколеблемы ны сотвори; яви нас быти слугами и причастниками непостижимых Твоих Таинств, и даже до последняго издыхания нашего достойно приносити Тебе жертвы духовныя сподоби.

Ей, Господи, не посрами нас, всю надежду на Тя единаго положивших, и инаго заступления, кроме Тебе, в мире сем не имущих. Буди нам покров и ограждение, покой и радование, мир и крепость, спасение и освящение.

Ты бо един еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем, и Тебе со Отцем и Духом славу вси возсылаем во веки веков.

Прошение второе

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, егоже держава несказанна, и слава непостижима, егоже милость безмерна, и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко Всесвятый, прошения наша к полезному исполни, и сотвори с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя, Врачу и Исцелителю душ наших; настави нас ко пристанищу хотения Твоего; просвети очи сердец наших в познание истины Твоея, огради нас от всякаго пути неправды и от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу сохрани благодатию Всесвятаго Твоего Духа. Ангелу мирну заповеждь соблюдати входы наша и исходы на всякое дело благое, и даруй нам, Боже, Боже наш, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну; благослови и исправи деяния наша, словеса и помышления; вложи в нас святый и животворящий Твой страх, и радость спасения Твоего скажи нам, и сподоби нас даже до последняго издыхания нашего приносити Тебе жертву правды и славословие со всеми созданиями Твоими.

Читайте так же:  молитва иконе умиление ПреСвятой Богородицы

Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошение третье

БОЖЕ, СОДЕТЕЛЮ НАШ, призри на ны, грешныя и непотребныя рабы Твоя, и внегда призывати нам святое и поклоняемое Имя Твое, не посрами нас от чаяния милости Твоея; даруй нам, Господи, вся потребная ко спасению, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всем волю Твою. Ты бо еси Бог наш, немолчными песньми и непрестанными славословеньми от святых сил воспеваемый, исполни и наша уста хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому, и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Всесвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством честных небесных сил безплотных и всех от века святых Твоих.

Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошение четвертое

БОЖЕ ВЕЛИКИЙ И ВЕЧНЫЙ, един истинный и праведный, един щедрый и милостивый: да приидет Дух Твой на нас, и сила Твоя да осенит нас; простри от святаго жилища Твоего невидимую руку Твою, и благослови всех нас, и даждь нам по благости Твоей неизменно пребыти в путех воли Твоея, и даже до последняго издыхания нашего неотступно покрый нас безмерным Твоим благоутробием.

Ты бо един еси Защититель наш и Покровитель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Прошения о храме и о монастыре

На сугубой ектении

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, пред мироискупительною Страстию Твоею моливыйся Отцу Твоему, да вси исповедающии Имя Твое едино будут, удовли вся ны к совершению заповеди Твоея сея, силою и наитием Всесвятаго Духа Твоего; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Боже Спасителю наш, раздаянием огненных языков в пятидесятный день вся языки призвавый в соединение, молим Тя, низпосли на ны дар Духа Твоего Святаго, да исполнятся сердца наша истинныя любве ко искреннему нашему и ко всякому разумному созданию Твоему; молим Ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, и благопоспешении рабов Божиих (имена); благодатию и щедротами Твоими, Господи, исполни вся прошения их; прости им всякое согрешение вольное и невольное; благоприятны да будут мольбы и милостыни их пред Престолом владычествия Твоего; покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби свободи, и даждь им мир, здравие и долгоденствие; молим Ти ся, милосердне Господи, услыши ны и скоро помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче Господи, милостивным Твоим оком на рабы Твоя сия (имена) и услыши недостойная моления наша, с верою приносимая Тебе. Сам бо рекл еси, Господи: вся елика молящеся просите, веруйте, яко приимите, и будет вам. Сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою просим: подаждь благость Твою, рабом Твоим сим и исполни благая желания их, в мире и тишине вся дни их соблюди; молим Ти ся, всещедре Господи, услыши ны и скоро помилуй.

БОЖЕ ОТЧЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ, Тебе, создавшему нас зиждем мы храмы немощными руками нашими из мертвых камней, но Ты благоволением благости Твоея сотвори нас быти живыя храмы Духа Твоего Святаго; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

БОЖЕ, БОЖЕ НАШ, в нищете и изгнании суще, не имамы ниже места, ни силы, ни власти что-либо создати, Ты же, благий Создателю всяческих, неизреченным могуществом Твоим утверждаяй всю тварь, утверди и наших рук малое дело сие; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, приступльше ко Святому Твоему жертвеннику да принесем Тебе, Богу нашему, безкровную службу, Тобою нам преданную чрез святыя Твоя апостолы, и просим и молим Тя, всеблагий Господи, призри милостивно на службу нашу, и не отвержи приношения нашего, но услыши ны и помилуй.

ОТЧЕ БЛАГИЙ И СВЯТЫЙ, щедрый и милостивый, призри человеколюбно на молитву нашу, и прииди во еже спасти нас, и егда призывати нам страшное Имя Твое, милостивно сниди до нас, и присно пребуди с нами, якоже пребывал еси со святыми Твоими апостолы; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, во дни оны премудрый Соломон взываше к Тебе, моляся: да будут очи Твои день и нощь отверсты на воздвигнутый им храм, призывание же Имене Твоего святаго на услышание молитвы, еюже молятся раби Твои; и ныне, Владыко Святый, призри милостивно на сей малый и убогий храм, и сотвори его быти местом пребывания Имене Твоего, и домом молитвы ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ОТЧЕ БЛАГИЙ, Владыко многомилостиве, благоволением Твоим призри на скорби наша, и посетив нищету нашу, спаси нас, да будем наследницы во славе святых Твоих, от века Тебе благоугодивших; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

СЫЙ, ВЛАДЫКО Боже Вседержителю, сниди к нам, милосердия ради милости Твоея, и неотступно пребуди с нами, низпосылая благодать Святаго Духа на приношения наша, яко низпосылал еси в века на жертвы отцев наших, благоугодивших пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ОТЧЕ СВЯТЫЙ, не отврати Лица Твоего от нас, яко скорбим; приими словесную сию службу нашу, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смирения, и сподоби нас воздати Тебе чистую хвалу о благодеяниих Твоих, и в мире глубоцем сохрани нас даже до последняго издыхания; молим Ти ся, услыши и помилуй.

БОЖЕ СВЯТЫЙ, Творче и Содетелю всяческих, немощными рукама мы зиждем Тебе храмы из мертвых камней, в приношение молитв и безкровныя жертвы, Ты же, везде Сый и вся исполняяй, Едине приводяй вся в совершение, сотвори нас быти живое селение Твое, во веки неизменное; молим Ти ся, услыши и помилуй.

Читайте так же:  молитва об умершем Крестнике

ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, пришельцы суще на земли чуждей, не имамы ни места, ниже власти к созиданию храма, достойнаго велелепия Имене Твоего, но Ты, Всеблагий, вся носяй глаголом силы Твоея, утверди и наших рук малое дело сие, и службу нашу милостивно приими; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, един сый воистину краеугольный Камень, на Немже зиждется всякая жизнь, призри милостивно на ны, недостойныя рабы Твоя, дерзнувшия в надежде на Тя воздвигнути храм сей, во еже приносити в нем мольбы и моления наша Тебе, Творцу и Спасу нашему, и основай его на твердом камени истиннаго исповедания Твоего, о Ты, основавый землю на тверди ея; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, призыванием страшнаго и всесвятаго Имене Твоего, благоволи оградитися месту сему от всякаго действа вражия, и да отступят от него вся противныя силы, и ничтоже вредное да не коснется рабов Твоих, мольбы и прошения своя приносящих Тебе в святем храме сем; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, вознеслся еси превыше всех небес и одесную Отца возсел еси в неизреченней славе, прекрасне исполнив еже о нас Отеческое смотрение. Восприяв бо древле падшее Адамово естество и Собою обожив е в славнем вознесении Твоем, спосадил еси на Престоле Предвечнаго Божества. Сего ради излей и на ны, недостойныя, обетованнаго Духа Святаго, и не лиши нас радости прежде сложения мира избранных Твоих; молим Ти ся, всеблагий Христе, услыши нас и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Сыне Божий, един сый основание незыблемое Церкве Твоея, юже Крестом Твоим и смертию стяжал еси, воскресением совершил еси, вознесением благословил еси, Духа же Святаго сошествием освятил и оживотворил еси во веки, Тебе ныне смиренно просим: благослови и ущедри вся ны, недостойныя рабы и рабыни Твоя, и вся потребная к совершению и сохранению храма сего и святыя обители сея, Божественным Твоим Промыслом изобильно подай; молим Ти ся, услыши и скоро помилуй.

Видео (кликните для воспроизведения).

ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, утверждаяй всю тварь могуществом Твоим, утверди немощных рук наших дело, и малому храму сему сотвори быти местом явления славы Твоея, и домом молитвы, ради всех народов, благоугодныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

БОЖЕ И ГОСПОДИ СИЛ, да будут очи Твои день и нощь отверсты на храм сей, и призывание Имене Твоего святаго на услышание молитвы, юже приносят Ти раби и рабыни Твоя; молим Ти ся, услыши ны и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, на камени исповедания Божества Твоего изволивый создати Церковь Твою незыблему и от врат адовых необориму, милостивно призри ныне на немощь нашу, и на камени заповедей Твоих утверди сердца наша, да к Тебе всегда взирающе и Божественным словом Твоим напояеми, и сами мы яко камение живо созиждемся в дом духовен, и храм Духа Твоего Святаго явимся, во еже приносити Тебе, Единому Богу нашему, непорочныя жертвы, благоприятныя пред Тобою; молим Ти ся, услыши и помилуй.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, силою Духа Твоего Святаго возведи ны в след стопам Твоим, и сотвори ны достойны приносити Тебе жертву духовную о гресех наших и о всем мире Твоем, да причастницы суще Божественных Твоих Тайн, обрящем милость Твою в день великий воздаяния Твоего праведнаго; молим Ти ся, услыши и помилуй.

Мемория. Константин Симонов

28 ноября 1915 года родился Константин Симонов, поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель.

Личное дело

Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) родился в Петрограде в семье генерал-майора Генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец его пропал без вести в Гражданскую войну. В 1919 году мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева.

После окончания семи классов школы Константин Симонов поступил в фабрично-заводское училище. Затем работал токарем в мастерских Межрабпомфильма, а в 1934 поступил в Литературный институт. Тогда же начал публиковать свои стихи. В 1938 году был назначен редактором «Литературной газеты». После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы). Осенью 1939 года впервые отправляется на войну, став сотрудником газеты «Героическая красноармейская» на Халхин-Голе.

После возвращения в Москву продолжает литературную деятельность. Его пьесы «История одной любви» и «Парень из нашего города» ставятся в Театре имени Ленинского комсомола. Вторая из этих пьес пользовалась большим успехом и надолго вошла в репертуар советских театров. Учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии.

С началом Великой Отечественной войны становится военным корреспондентом в действующей армии. Его материалы публикуются в газетах «Известия», «Боевое знамя», «Комсомольская правда», «Красная звезда». Фронтовые поездки Симонова простирались от Заполярья до Черного моря. Он чудом избежал окружения под Могилевом, побывал в осажденной Одессе, вернувшись оттуда на подводной лодке, высаживался в тыл противника за полярным кругом, попал под бомбежку в отбитой десантом моряков Феодосии, работал на Волге, под Брянском, в Закавказье, ходил в разведку, участвовал в атаках, «мог писать в походе, на машине, в блиндаже, между двух боев, в ходе случайного ночлега, под обгорелым деревом». В 1942 году в «Правде» было напечатано знаменитое стихотворение Симонова «Жди меня».

В 1943 году получил звание подполковника. В 1944 – 1945 года побывал в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем боев за Берлин, присутствовал при подписании акта о капитуляции Германии. Был награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», орденам Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. За годы войны им были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», «Под каштанами Праги» повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Читайте так же:  самая сильная молитва на удачу во всем

После войны побывал во многих зарубежных командировках. С 1946 года – заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР, тогда же возглавил редакцию журнала «Новый мир». К этому времени Симонов был уже многократным лауреатом Сталинской премии (1942 – за пьесу «Парень из нашего города», 1943 – за пьесу «Русские люди», 1946 – за роман «Дни и ночи», 1947 – за пьесу «Русский вопрос», 1949 – за сборник стихов «Друзья и враги», 1950 – за пьесу «Чужая тень»). Но официальное признание получали лишь те работы Симонова, который строго следовали определенным властями идеологическим курсом. Например, полностью пропагандистские пьесы «Русский вопрос» и «Чужая тень» отражали объявленный партией курс на борьбу с космополитизмом. Стихи Симонова все чаще превращались в рифмованную публицистику. Даже небольшое отклонение в творчестве тут же встречало яростную критику, как произошло с повестью «Дым отечества», посвященной разоренной войной Смоленщине. Роман «Товарищи по оружию» Симонову пришлось неоднократно править.

В 1950 году на посту редактора «Нового мира» Симонова сменяет Александр Твардовский, но через четыре года Твардовский был в первый раз снят с этой должности и до 1958 года журнал вновь возглавлял Симонов, который не изменил курс Твардовского на публикацию произведений, вызывавших порой гнев надзирающих органов.

В 1958 году Константин Симонов оставил пост редактора «Нового мира» и отправился в Ташкент, где работал до 1960 года корреспондентом «Правды» в Средней Азии. Он побывал на Памире, в горах Тянь-Шаня, в Каракумах, посещал стройки новых газопроводов. Но и в Средней Азии война оставалось главной темой литературного творчества Константина Симонова. Именно там он написал свой знаменитый романа «Живые и мертвые» (1959). За ним последовали романы «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1971), которые составили трилогию «Живые и мертвые», посвященную трем этапам Великой Отечественной войны: первым неделям боев, битве на Волге и освобождению Белоруссии.

В течение нескольких лет Симонов готовил книгу «Сто суток войны», в которой объединил дневниковые записи 1941 года с позднейшими размышлениями. Книга был набрана в трех последних номерах «Нового Мира» за 1967, но из-за противодействия военной цензуры была опубликована только семь с лишним лет спустя, да и то с огромными купюрами. В 1976 вышли два тома под названием «Разные дни войны», куда вошли дневники Симонова за 1942 – 1945 годы с его комментариями.

Умер Константин Симонов в Москве 28 августа 1979 года.

Чем знаменит

Берлин, 1967 Eva Brüggmann

О чем надо знать

Свое несомненно привилегированное положение среди советских писателей Константин Симонов неоднократно использовал для помощи другим писателям, чьи сочинения не могли пробиться через цензурные запреты. Будучи главным редактором «Нового мира», он помог выйти в свет роману Дудинцева «Не хлебом единым», благодаря Симонову была напечатана ждавшая публикации десять лет повесть В. Кондратьева «Сашка», он участвовал в борьбе за разрешение спектаклей Театра на Таганке и «Современника». Многие другие книги, переводы, сценарии, фильмы, выставки брал под защиту Константин Симонов. Он написал предисловие к первой публикации «Мастера и Маргариты» в 1966 году в журнале «Москва». Большой резонанс вызвало его выступление на межвузовском совещании по вопросам изучения советской литературы (1956 года), где он критиковал постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В тот же год в «Новом мире» Симонов опубликовал «Литературные заметки», где доказывал, что вторая редакция романа «Молодая гвардия» (которую Фадеев сделал под напором критики, обвинившей его в недооценке руководящей роли партии в подпольном движении) оказалась хуже первой.

Прямая речь

«Примат общественных интересов над личными связан с высокой идейностью людей, строящих коммунизм, с творческим характером их труда — это реальная правда жизни. Но слово «примат», как известно, обозначает «преобладание», а не вытеснение, не подмену, не забвение личного во имя общественного. Между тем в каких разных формах именно забвение личного нашло себе выражение во многих наших прозаических книгах! И в форме изъятия, и в форме умолчания, и в форме поверхностного, небрежного изображения. Как часто жертвенное самоотречение, добровольное самообеднение фигуры, выбранной в качестве положительного героя, выдавались в книгах за выражение все того же примата общественного над личным».
Из выступления Константина Симонова на Втором всесоюзном съезде советских писателей (1954)

«Одна из трагических черт минувшей эпохи, связанных с понятием «культа личности», заключается в противоречии между тем, каким был Сталин на самом деле, и каким он казался людям. И едва ли стоит смягчать это, уже теперь прочно закрепленное в нашем сознании, трагическое противоречие. Я глубоко убежден, что в книгах, изображающих историю нашего общества, будет рассказана вся правда о всех сторонах нашей жизни в разные эпохи, в том числе и вся правда о Сталине. Это необходимо для нормального развития нашего общества, и это, безусловно, будет сделано. Но не думаю, что мы, писатели, должны при этом делать вид, что уже тогда, в эти годы знали все наперед».
Константин Симонов, из предисловия к собранию сочинений (1966)

«Феномен «Жди меня», вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августе 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит».
А. Кириллов «Константин Симонов»

10 фактов о Константине Симонове

Материалы о Константине Симонове

«Жди меня» – поэтическая молитва Константина Симонова

Сегодня Симонову исполнилось бы сто лет. Умер он несколько эпох назад, в августе 1979-го. Долгожителем не стал: сказалось перенапряжение военных лет, которое он перенес и на последующие годы. Несомненно, он был не только одним из самых любимых в народе русских советских писателей, но едва ли не самым плодовитым.

Читайте так же:  молитва от заразной болезни

Литературное наследие Симонова огромно. Стихи, художественная проза, драматургия, публицистика, несколько томов дневников, без которых невозможно получить представление о Великой Отечественной. Но среди многих томов Симонова никогда не затеряется одно стихотворение. То самое. Оно привнесло в нашу жизнь особый оттенок смысла и чувства.

Валентина Серова, ее сын Толя и Константин Симонов. Фото: cbs3-uao.ru

Симонов написал его в начале войны, когда был оглоушен первыми боями, первыми поражениями, трагическими окружениями, отступлениями. Сын и пасынок офицера, от армии он себя не отделял. Симонова часто спрашивали: как ему явились эти строки? Однажды он ответил в письме читателю: «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…» Женщина – это Валентина Серова, знаменитая актриса, вдова летчика, Героя Советского Союза, будущая жена Симонова. Стихотворение действительно появилось как лекарство от разлуки, но написал его Симонов не в действующей армии.

В июле 1941-го, ненадолго вернувшись с фронта, поэт ночевал на переделкинской даче писателя Льва Кассиля. Он был обожжен первыми боями в Белоруссии. Всю жизнь ему снились эти бои. Шли самые черные дни войны, трудно было укротить отчаяние. Стихотворение написалось в один присест.

Публиковать «Жди меня» Симонов не собирался: оно казалось слишком интимным. Иногда читал эти стихи друзьям, стихотворение ходило по фронтам, переписанное, подчас – на папиросной бумаге, с ошибками… Стихотворение прозвучало по радио. Оно сначала стало легендарным, а потом – напечатанным. Публикация состоялась не где-нибудь, а в главной газете всея СССР – в «Правде», 14 января 1942 года, а уж вслед за «Правдой» его перепечатали десятки газет. Его знали наизусть миллионы людей – небывалый случай.

Война – это не только сражения и походы, не только музыка ненависти, не только гибель друзей и теснота госпиталей. Это еще и расставание с родным домом, разлука с любимыми. Стихи и песни о любви ценились на фронте выше патриотических воззваний. «Жди меня» – одно из самых известных русских стихотворений ХХ века. Сколько слёз было пролито над ним… А скольких оно спасло от уныния, от черных мыслей? Стихи Симонова убедительно внушали, что любовь и верность сильнее войны:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Стихотворение всколыхнуло страну, стало гимном ожидания. Оно обладает силой врачевания. Раненые шептали строки этого стихотворения как молитву – и помогало! Актрисы читали «Жди меня» бойцам. Жёны и невесты переписывали друг у друга молитвенные строки. С тех пор, где бы ни выступал Симонов – до последних дней, его неизменно просили прочитать «Жди меня». Такая мелодия, такая спаянность слов и чувств – это силища.

Но можно понять и мать поэта, Александру Леонидовну Оболенскую. Ее обидело главное стихотворение сына. В 1942-м его нашло материнское письмо: «Не дождавшись ответа на свои письма, – посылаю ответ на помещенное 19/1-42 в «Правде» стихотворение «Жди», в частности, на строку, особенно бьющую меня по сердцу при твоем упорном молчании:

Пускай забудут сын и мать…

Конечно, можно клеветать

На сына и на мать,

Учить других, как надо ждать,

И как тебя спасать.

Чтоб я ждала, ты не просил,

И не учил, как ждать,

Но я ждала всей силой сил,

Как только может мать,

И в глубине своей души

Ты должен сознавать:

Они, мой друг, нехороши,

Твои слова про мать».

Конечно, это несправедливая строка – «Пусть забудут сын и мать…» Так бывает у поэтов: рядом с автобиографическими мотивами проявляются и привнесенные, не имеющие отношения к его личной семье. Симонову нужно было сгустить краски, подчеркнуть незримую связь между двумя любящими – и материнской любовью пришлось пожертвовать. Чтобы обострить образ! А Александра Леонидовна сына простила – вскоре они уже в письмах по-дружески обсуждали новые стихи и пьесы Симонова.

Симонов читает стихи бойцам и офицерам. Фото: godliteratury.ru

…Молитва о любви и верности. Наверное, нет в истории русской поэзии стихотворения, которое так часто повторяли в трудную минуту. Оно помогло миллионам людей, знавших наизусть строки, которые Симонов поначалу считал слишком личными, не подходящими для публикации…

Невозможно забыть, как читал он «Жди меня» с эстрады в конце семидесятых, незадолго до смерти. Постаревший, осунувшийся «рыцарь советского образа», он не прибегал к театральным интонациям, не повышал голос. А огромный зал прислушивался к каждому слову… Война принесла нам столько потерь, столько разлук, столько ожидания, что такое стихотворение не могло не появиться. Симонову удалось воссоздать в стихах и государственное измерение войны, и армейское, и – человеческое, личное.

И стихи повлияли на судьбу войны, на судьбы людей. Симонов писал много лет спустя: «Помню лагерь наших военнопленных под Лейпцигом. Что было! Неистовые крики: наши, наши! Минуты, и нас окружила многотысячная толпа. Невозможно забыть эти лица исстрадавшихся, изможденных людей. Я взобрался на ступеньки крыльца. Мне предстояло сказать в этом лагере первые слова, пришедшие с Родины… Чувствую, горло у меня сухое. Я не в силах сказать ни слова. Медленно оглядываю необъятное море стоящих вокруг людей. И наконец говорю. Что говорил – не могу сейчас вспомнить. Потом прочел «Жди меня». Сам разрыдался. И все вокруг тоже стоят и плачут… Так было».

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот именно – так было. Об этом впору вспомнить в день столетия поэта.

молитва безбожника симонов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here