молитва алексию бортсурманскому

Подробно: молитва алексию бортсурманскому - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Молитва алексию бортсурманскому

Св. праведный Алексий Бортсурманский 4 Мая (Апреля 21 по старому стилю)

Вознесе Господь бездну смирения твоего превыше небес и дарова нам имя твое во источник предивных чудес. Темже во Христе во веки живый, чудотворче, молитвою спасая сущия в бедах, слыши чада твоя, верою призывающия тя, Алексие праведне, возлюбленный пастырю наш.

К пресвитерству усердному видением Ангела призванный, пастырь дивный Церкви Христовы явился еси, праведне отче наш Алексие. Моли Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати и с тобою в Царствии Божием быти.

Святый праведный отче наш Алексие, сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. И яко предумершую душу отрока молитвою твоею воскресил еси, тако душам нашим испроси у Господа к усердию воззвание. Да, избежавши молитвами твоими мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва алексию бортсурманскому

Бортсурманская земля вошла в сокровищницу почитаемых мест России благодаря Алексию. Сюда приезжают паломники из разных уголков страны. Помнят о святом и его потомки, живущие далеко от наших мест. Незримые нити связывают живущих ныне потомков отца Алексия Бортсурманского с нашим селом. И нам интересны их судьбы.

Работа по краеведению всегда интересна. Уже не первый год в Бортсурманской сельской библиотеке такая работа проводится на материалах исследования судеб и биографий потомков святого отца Алексия Бортсурманского. Они откликнулись на наше письмо, ответили с большим уважением и любовью к своему далекому предку и нашему селу, где он жил.

Из города Салавата Республики Башкортостан нам откликнулась Мирошниченко Наталья Ивановна. Вот что она рассказала в своём письме: «Мне с мамой довелось побывать у вас в Бортсурманах в 1967-м и 1978 годах. Храм был в запустении, одни стены, ни окон, ни дверей. Нам никто ничего не мог рассказать о жизни о. Алексия. Постояли мы с мамой около могилы да и в обратный путь собираться. По дороге встретили женщину, вот она и рассказала, что к о. Алексею приезжает много народа, что он многим помогает.

Самые ранние детские впечатления на всегда останутся в моей душе, это разговоры с бабушкой об отце Алексии. Она относилась уже к шестому поколению. Мои родители закончили Казанский медицинский институт и работали в г. Волжске. По православному каналу мы нашли фильм о селе Бортсурманы и смотрели, не отрываясь. Всё было так близко для сердца и души: обновлённый храм, икона Алексия. Я молилась о. Алексию и думаю, что он помог мне родить сына, которого мы в честь него назвали Алексеем. А потом мы узнали, что он рожден с отцом Алексием в один день».

Наталья Ивановна не может пока приехать в Бортсурманы, так как на её попечении находятся престарелые родители.

Члены краеведческого кружка еще не установили связь с Александром Георгиевичем Навроцуим, потомком помещицы Пазухиной, с которой подолгу беседовал отец Алексий. Потомки барыни Пазухиной сохраняют память о селе Бортсурманы и отце Алексии. В настоящее время А.Г. Навроцкий живёт в Москве. С 1975 года был директором общественного музея кузнечной науки и техники, 1984 года член Московского Дома учёных Академии наук СССР.

Все, что связано с именем отца Алексия, бортсурманцам близко и дорого, потому исследовательская работа, проводимая членами краеведческого кружка, продолжается.

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Память 20 апреля / 4 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Святой Алексий [1] (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии [2] в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.

В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.

С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.

Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».

Читайте так же:  молитва при волнении

Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»

За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.

В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5: 17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.

Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»

В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь.

Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.

1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.

И действительно, на его могиле, ревностно почитаемой до наших дней, в изобилии совершались чудеса. В советское время власти не раз пытались разорить могилу праведника, но почитание его народом и очевидность совершавшихся там чудес не позволили им совершить задуманное.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Молитва алексию бортсурманскому

Память – 21 апреля (4 мая)

Праведный Алексий родился в семье священника, (Алексий Гнеушев; 13.05.1762 — 21.04.1848, с. Бортсурманы Курмышского у. Симбирской губ., совр. Нижегородская обл.) в 1784 г.

По окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона в с. Бортсурманы в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы и в 1797 г. — во священника к той же церкви.

Однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, Алексий увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное — полунощница, 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее — молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное — 4 кафизмы; вечернее — канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущим; Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, Алексий принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду.

Читайте так же:  Отче наш молитва у старообрядцев

За свою праведную и подвижническую жизнь Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости и сподобился многих Божественных откровений. Во время Отечественной войны 1812 г. он молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и вдруг увидел ангела, который возвестил ему, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Неоднократно Алексий, был удостоен видений Спасителя, Божией Матери, святых; свои видения и откровения Алексий записывал.

За 9 лет до кончины Алексий, вышел за штат, но литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты. Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», — говорил прп. Серафим об Алексии.

Число чудесных исцелений, совершенных Алексием, очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, которая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. Перед своей кончиной Алексий всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. Алексий погребен напротив алтаря храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Бортсурманы. Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по Алексию, после которых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В окт. 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с Алексием. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать. Алексий Бортсурманский прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Молитва алексию бортсурманскому

Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа, крепкий победитель врагов невидимых показался еси, предивне Алексие. Во смирении многия труды и подвиги подъял еси, и сего ради велие дерзновение пред Богом стяжав, недугов душевных и телесных целитель явился еси; и ныне Престолу Святыя Троицы в веселии предстоя, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Ангельскими добродетельми украшенный, небожителем еще на земли уподобился еси, и яко звезда пресветлая в земли Российстей просиял еси. Темже смиренное житие твое воспоминающе и величию подвига твоего дивящеся, глаголем ти сицевая: Радуйся, преславный избранниче Божий; Радуйся, подвижниче преизрядный. Радуйся, всею душею Господа возлюбивый; Радуйся, любовию ко Христу пещь страстей угасивый. Радуйся, покаянием плотския соблазны отринувый; Радуйся, непрестанно в сердце Бога славивый. Радуйся, образе кротости и смирения; Радуйся, усердный ревнителю поста и воздержания. Радуйся, мира духовнаго умиленный тайнозрителю; Радуйся, жития добродетельнаго учителю. Радуйся, посылаяй нам от Господа пречудное поможение; Радуйся, в печалех сущим даруяй скорое утешение. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Видев Господь, яко велию злобу лукавый воздвиже на тя, мирскими соблазны тебе уловити желая, возбрани тому совершитися, и видением Ангела с чашею от пути гибельнаго отврати тебе, и отселе, отче святе, в непрестанной молитве подвизался еси, добрыми делы людем страждущим послужититщася. Прославляюще молитвенныя подвиги и добродетели твоя, спасающему грешных Богу воспоим, вернии: Аллилуйя.

Разум имея благодатию просвещенный, вся тленная блага ни во чтоже вменил еси, и ревностию по Бозе разжизаем, явил еси себе делателя заповедей Божиих неленостна, отче наш Алексие. Взирающе на славная твоя деяния, восхвалим тя тако: Радуйся, честный сосуде Духа Святого; Радуйся, нрава кроткого богомудрый обладателю. Радуйся, постниче изряднейший Господа ради; Радуйся, молитвенниче теплейший за род наш. Радуйся, наставниче в мори житейском обуреваемым; Радуйся, во всяких обстояниих болезнующим предстателю. Радуйся, скорый заступниче в бедах сущим; Радуйся, щедрый подателю милостыни неимущим. Радуйся, немощствующих благодатная крепосте; Радуйся, скорбных неиждиваемая радосте. Радуйся, недугов наших целителю: Радуйся, истиннаго благочестия подвижниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Сила Вышняго осени тя, велия искушения от демонов претерпевшаго, и даровася ти еже печаль всякую от душ страждущих отгоняти. И тако путь живота твоего в служении людем совершая, обителей райских жителем уподобился еси, идеже ныне любовию Богу взываеши: Аллилуйя.

Имеяй сердце горящее любовию ко Господу, едино помышлял еси, како спастися и со Христом в Царствии Небеснем пребыти, постом и добрыми делы, а наипаче молитвою Тому послужити потшался еси, отче Алексие; духом убо тя ведый преподобный Серафим, великаго молитвенника тя провозгласи. Темже славим тя тако: Радуйся, свеще, в молитве к Богу пламенеющая; Радуйся, звездо, сияющая верным. Радуйся, благовонное молитвы кадило; Радуйся, яко тобою Господь прославляется. Радуйся, в миру монашескому жительству прилежавый; Радуйся, гласу Божественному со трепетом внимавый. Радуйся, послушниче Христов совершенный; Радуйся, совершителю службы Божия усердный. Радуйся, образ и подобие Божие в ближнем возлюбивый; Радуйся, веру делами любве утвердивый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; Радуйся, милосердия пучино. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Бурю нападений демонских претерпел еси, егда враг рода человеческаго, завистник искони, умысли погубити тя, отче, и многое множество духов нечистых снидошася, да тя устрашат. Ты же, Святым Духом укрепляем, именем Господа нашего Иисуса Христа сим противлялся еси, и заступи тя Сама Пресвятая Богородица со Ангелы, воспевающими: Аллилуйя.

Слышавше святое житие твое, отче праведне, дивляхуся людие добродетелем твоим, и притекаху в весь твою, да тя яве узрят. Отонудуже исходяще, благодариша Господа, яко воздвигает рабов Своих на утешение верным. Мы же с ними воззовем ти: Радуйся, к дому Отца Небеснаго всем сердцем устремивыйся; Радуйся, на высоту безстрастия еще на земли возшедый. Радуйся, веселия Божественнаго в юдоли скорбной сподобивыйся; Радуйся, видения лика Христова и Пречистыя Богоматере удостоенный. Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; Радуйся, плоть духу покоривый. Радуйся, нестяжателю предивный; Радуйся, человече Божий и доблий воине Христов. Радуйся, Света Невечерняго причастниче; Радуйся, святых подражателю и наследниче. Радуйся, яко велия искушения мужески претерпел еси; Радуйся, яко благодатныя дары преизобильно стяжал еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Читайте так же:  молитва от Киприана от колдовства
Видео (кликните для воспроизведения).

Боготечней звезде подобяся, светозарный путь спасения показующей, во тьме греховней блуждающим путь правый житием твоим показал еси, отче Алексие, да спасеннии тобою вопиют Богу: Аллилуйя.

Видевше людие преславная чудеса, яже благодатию Божиею сотворил еси, вси в скорбех твоего предстательства прошаху, ты же молитвою и кротким вразумлением тех укреплял еси, сего ради воспеваем ти сицевая: Радуйся, святыя Церкве похвало и радование; Радуйся, добродетельми Христа выну прославляяй. Радуйся, дарами благодатными преисполненный; Радуйся, избранниче Христов, чудесами прославленный. Радуйся, Пресвятыя Богородицы благоговейный почитателю; Радуйся, чистоты ума и сердца хранителю. Радуйся, покаяния преславный проповедниче; Радуйся, благодатную силу смирения познавый. Радуйся, Богу и ближним нелицемерно служивый; Радуйся, пред святым престолом за вся люди слезно воздыхавый. Радуйся, отче праведный, любовию твоею немощи наша покрываяй; Радуйся, бедствующим защитниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Проповедник чудес Божиих явился еси, совершенную любовь, яко дар Святаго Духа прием, немощи немощных подъял еси. Людие же вернии, недугов многообразных исцеление приявше, благодарственно взывают Богу: Аллилуйя.

Возсия чрез тебе милосердие Божие к людем русским, егда двадесять языков на Отечество наше ополчишася, грады и веси наша пожгоша, святыя церкви оскверниша, и многи убиша. Ты же, отче, яко и вси праведницы земли Русския, молился еси ко Господу о спасении Отечества нашего, и возвести Ангел тебе преславную победу воинства православнаго, небесными вои споспешествуема. Темже ублажаем тя сице: Радуйся, святый угодниче Божий, земли Русския красото и славо; Радуйся, христолюбиваго воинства присный ходатаю. Радуйся, державы Российския крепкое забрало; Радуйся, добрым воином ея несокрушимый щите. Радуйся, духовными оружии изрядно вооруженный; Радуйся, покровом Богоматере осененный. Радуйся, воине, со духи злобы ратоборствовавый; Радуйся, именем Христовым тех победивый. Радуйся, яко моление твое милость Божию привлекает; Радуйся, яко заступление твое от велия напасти избавляет. Радуйся, щедрот Божиих сокровище; Радуйся, благоутробия Его изобилие. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Хотяй Всеведец Господь милость грешным явити, смиренней молитве твоей вняти благоволи, и отрока умерша пред всеми людьми воскреси. Мы же, дивящеся таковому твоему дерзновению, прославльшему тя Господу поем: Аллилуйя.

Новаго и дивнаго чудотворца в земли Россиистей яви тя Господь, отче Алексие, верна Господу нашему Иисусу Христу себе показавша и велия искушения претерпевша, сего ради великия дары от Господа прияти сподобился еси, и вся сия на служение ближним предал еси. Восхваляюще преславная чудеса твоя, воспеваем тебе: Радуйся, болящих здравие и хромых хождение; Радуйся, разслабленных возставление. Радуйся, из многих бесных духов нечистых изгнавый; Радуйся, яко николиже вера постыжена будет, показавши. Радуйся, людем малым сим, по заповеди Божией, себе отвергнувся, служивый; Радуйся, все упование твое на Господа возложивый. Радуйся, терпение и надежду на Бога не оставляти паству твою научавый; Радуйся, верность Тому в искушениях явити призывавый. Радуйся, предзревый будущая яко настоящая; Радуйся, ведевый дальняя яко ближняя. Радуйся, яко сокрытая яве обличал еси; Радуйся, яко имя Христово, имже чудотворил еси, возвеличил еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Странное Ангелом и человеком явися, отче праведне, житие твое: быв человек, тело носяй, дух твой, яко безтелесен, в горняя устремил еси, пренебрег вся тленная, в Бога богатея: щедроты милосердия твоего на вся с верою притекающия к тебе излиял еси. Славяще Господа, даровавшаго ти благодать сию, воспоем людие: Аллилуйя.

Всего себе на служение Богу управил еси, отче, волю Божию выну творя и умом на небесех пребывая; сего ради духовнаго мира созерцатель сподобился еси быти, сия же видения тайно письменем предал еси, токмо малое нечто блаженной игумении Марии поведав. Дивящеся же сему и устрашающеся, с верою воззовем: Радуйся, пречудный лик Христов созерцавый; Радуйся, гласу Божественному пресладкому внимавый. Радуйся, яко стража Церкве восхоте тя Господь нарещи; Радуйся, яко овцы Своя словесныя тебе поручи. Радуйся, Пресвятою Богородицею со одра болезни возставленный; Радуйся, заступления Ея удостоенный. Радуйся, благодатный мир в сердце своем стяжавый; Радуйся, всем страждущим независтно милость твою изливавый. Радуйся, очима телесныма ангельское блистание видевый; Радуйся, небеснаго пения безплотных наслаждавыйся. Радуйся, Царствия Божия на земли предтече; Радуйся, земный Ангеле и небесный человече. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Всякое естество ангельское радовашеся, егда един от Ангел возвести тебе в алтаре о начале твоего ангельскаго служения. Ты же, отче, житием твоим безплотным подобяся, воспел еси Богу: Аллилуйя.

Ветии многовещаннии умолкают, зряще обилие чудес твоих, Алексие праведне, мы же, неискусен язык имуще, обаче желанием прославити тя побеждаеми, с любовию взываем ти сицевая: Радуйся, Духа Святаго жилище украшенное; Радуйся, от бед и скорбей прибежище благоотишное. Радуйся, отче великий и смиренномудрый; Радуйся, души людския ко Христу приводяй. Радуйся, словеса Божия на сердце твоем начертавый; Радуйся, единыя правды Божия взыскавый. Радуйся, оправдания Божия паче всех тленных благ возлюбивый; Радуйся, в послушании Богови присно пребывый. Радуйся, сокровенных подвигов ради Христа делателю; Радуйся, тайныя милостыни раздаятелю. Радуйся, яко еси бесов добропобедный прогонитель; Радуйся, яко еси добродетелей в чадех твоих насадитель. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Спасти хотя душу и Царствие Небесное наследовати, отче Алексие, велиим подвигом от Господа прощение грехов прияти сподобился еси, темже улучив жизнь вечную, со Ангелы славиши Бога: Аллилуйя.

Стена несокрушимая бысть молитва твоя людем православным, егда же призва тя Господь в обители небесныя, велиею скорбию о сиротстве своем сокрушающеся, плакашася вся чада твоя духовная горце; обаче и радостию о вечном твоем блаженстве плач растворяюще, взываху тебе: Радуйся, отче снятый, с нами на земли поживый; Радуйся, сродниче наш, Богу угодивый. Радуйся, молитися о нас пред Престолом Божиим присно обещавый; Радуйся, в животе богоугоднем утверждатися выну нас наставлявый. Радуйся, яко земля, приявшая мощи твоя, освятися; Радуйся, яко тою мнози недужнии исцелишася. Радуйся, по успении твоем с любящими тя духом пребываяй; Радуйся, просящих с верою николиже тщи отвращаяй. Радуйся, истинный пастырю стада Христова; Радуйся, правило жизни благочестивыя. Радуйся, заступниче наш богодарованный; Радуйся, наставниче наш богопросвещенный. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Пение всеумиленное приими от нас, отче праведне, пред Престолом Всесвятыя Троицы непрестанно моляся за ны; мы же со Ангелы и всеми святыми радующеся о славе твоей, поем Богу: Аллилуйя.

Светозарному светильнику уподобился еси, отче, сияние святости источая, благодати Духа Святаго исполнен быв. Мы же, мысленныма очима на тя взирающе и лучами, от тебе исходящими, согреваеми, любовию к тебе уязвляемся и взываем ти таковая: Радуйся, древним великим отцем в подвизех подражавый: Радуйся, тех ревности по Бозе преисполненный. Радуйся, невещественным огнем осияваемый; Радуйся, на воздусе моливыйся. Радуйся, яко тобою благословися земля окрестная; Радуйся, яко тобою прославися Новград Нижний. Радуйся, страны нашея Российския дивная доброто; Радуйся, Вселенския Церкве цвете благоуханный. Радуйся, крине небесный, на земли процветший; Радуйся, во плоти ангельскою чистотою блиставый. Радуйся, силу правыя веры, человеки обновляющую, всем явивый;Радуйся, славу Христа Человеколюбца показавый. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Читайте так же:  в библии о молитве

Благодать от святых мощей твоих обильно изливая, вся недужныя с верою к тебе притекающия здравы сотворяеши, отче Алексие. Славяще Господа, даровавшаго нам о тебе таковыя милости, хвалебную песнь воспоем Ему: Аллилуйя.

Поюще равноангельное житие твое и преславная чудотворения, Алексие праведне, дивящеся добродетелем твоим, ублажаем тя яко дивнаго о нас молитвенника пред Богом, темже со умилением вопием ти: Радуйся, источниче исцелений благодатных; Радуйся, сострадальниче сирых и страждущих. Радуйся, милостивый скорбящим помощниче; Радуйся, наставниче ищущим спасения. Радуйся, Небеснаго Отечества гражданине; Радуйся, Горняго Иерусалима жителю. Радуйся, добродетели ризу светлую стяжавый; Радуйся, радости вечныя удостоенный. Радуйся, яко в обителех райских наслаждаешися; Радуйся, яко Господу в веселии предстоиши. Радуйся, о всех помощи твоея просящих молит венниче; Радуйся, за вся верныя ко Христу и Богородице ходатаю. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

О, прехвальный угодниче Христов и великий чудотворче, праведне отче Алексие, приим малое сие приношение наше, умоли Господа Иисуса Христа даровати нам в покаянии усердие, к деланию заповедей Божиих твердое произволение, в правой вере утверждение, во всех делех наших благое поспешение и по скончании живота нашего души спасение, да с тобою вкупе воспоем Богу: Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

4 мая Русская Православная Церковь чтит святого праведного Алексия Бортсурманского

«Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», – так говорил о нем преподобный Серафим Саровский.

По случаю празднования дня памяти святого праведного Алексия Бортсурманского в храме Успения Божией Матери села Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области была совершена праздничная Божественная литургия и отслужен водосвятный молебен святому праведному Алексию.

После этого верующие прошли крестным ходом вокруг церкви. По словам благочинного Пильнинского округа священника Андрея Смирнова, на Божественную литургию в Бортсурманы приехали верующие не только из окрестных сел, ни из Чувашии, Нижнего Новгорода и Москвы.

Родился отец Алексий Гнеушев 13 мая 1762 года в семье священника. В двадцать два года окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Преосвященный епископ Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет Преосвященный епископ Павел посвятил его во священники той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и похоронен. Сейчас в этом храме покоятся святые мощи преподобного.

Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать.

Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился.

Вернулся домой он уже другим человеком. С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям; с этого дня повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины.

К лику святых святого праведного Алексия Бортсурманского причислили в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память святого было определено праздновать 4 мая по новому стилю. Мощи святого угодника были торжественно перенесены в Успенский храм села Бортсурманы в специально устроенную раку.

В своем докладе на Архиерейском Соборе председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий про святого Алексия сказал так:

«Священник Алексий Бортсурманский (Гнеушев; 1762 – 1848) – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и доныне ходят молиться на его могилу».

Народ почитает его как помощника в унынии и беспомощности.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Святой праведный Алексий Бортсурманский: к святости через преступление

Подвиг в миру всегда возможен. О немонашествующем монахе – Сергей Комаров.

Сегодня Церковь празднует память перенесения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, русского подвижника. Житие его довольно необычно. Родился святой в 1762 году, в 1784-м окончил Нижегородскую семинарию, женился и был поставлен диаконом, а затем и священником в селе Бортсурманы (тогда Симбирская губерния, ныне Нижегородская область). В первые годы священства отец Алексий не отличался особым благочестием – служил по силе, занимался хозяйством, любил выпить вина с друзьями и приятелями. Если не считать исполнения им священнических обязанностей, то можно сказать, что во всем остальном он жил так, как все – как миллионы крестьян того времени.

Однажды вечером к нему пришли односельчане и попросили причастить умирающего больного. Но священник поленился идти ночью через все село. Он выгнал просителей, сказав, что ничего с больным не произойдет до утра. Однако ночью он не мог уснуть, ворочался с боку на бок и все же решил идти к недугующему. Войдя в дом к больному, он понял, что опоздал – тот уже умер. Рядом с ним отец Алексий увидел Ангела с Чашей. Потрясенный видением, батюшка с рыданиями рухнул на колени перед покойником.

С тех пор жизнь священника очень изменилась. Он начал ежедневно служить Литургию, вычитывал многочасовое монашеское правило. Сохранился перечень молитвенных (или просто душеполезных) текстов, читаемых кающимся батюшкой каждый день до самой смерти: полунощница, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, поучение из «Пролога»; утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. Также днем прочитывались четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ко всему этому подвижник прибавлял полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Питался святой по строгому монастырскому уставу. Дав себе зарок никогда не быть праздным, в свободное время он работал на огороде или по хозяйству. Весь доход жертвовал бедным, отделяя только немного на прокормление семьи и на нужды храма. Были даже случаи, когда праведник подбрасывал в дом к неимущим деньги, подобно святителю Николаю Мирликийскому. Всех приходящих к нему он принимал в любое время суток, причем говорил с людьми с необыкновенной кротостью и лаской.

Читайте так же:  молитвы заговоры от обжорства

За усиленную подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога многие дары: прозорливости, исцеления, духовного утешения. Впоследствии он сподобился разных видений и откровений. Так, во время Отечественной войны 1812 года, молясь о победе русского оружия, подвижник увидел Ангела, который сообщил ему, что силы небесные уже устремились на сокрушение врага. Также праведник удостоился посещения Самого Спасителя и Его Пречистой Матери.

Последние годы святой праведный Алексий провел в малой келье, специально построенной для него в части его дома. Здесь он усилил аскетические подвиги. Литургию по-прежнему служил почти ежедневно, большую часть дня и ночи молился. Кушал раз в день, не употребляя даже растительного масла, а в первую и последнюю седмицу Великого поста не ел ничего. Спал на жестком войлоке, носил власяницу, не мылся (вода не касалась тела старца последние 30 лет его жизни). Терпел множество бесовских нападений и страхований. О святости подвижника был наслышан сам преподобный Серафим Саровский, который говорил о нем: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возожженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Своими молитвами святой Алексий исцелил девочку, не ходящую от рождения, и воскресил мальчика – своего прихожанина. Слава о чудотворце разошлась по всей губернии и привлекла к нему множество посетителей, принимать которых старец считал своим долгом. Даже ослабев в продолжительной смертельной болезни, он считал грехом не пустить к себе пришедшего человека. Придя в полное истощение от недуга и постоянного приема посетителей, праведный Алексий окончил свой жизненный путь в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, через которое он слабой рукой благословлял людей. Отдав последнее благословение, святой старец тихо скончался. Его похоронили в саду, напротив алтаря Успенской церкви села Бортсурманы.

После кончины праведника многие люди получали исцеление и благодатную помощь, молясь на могиле старца Алексия. В начале XX века были собраны материалы для канонизации, но революционные события помешали. Прославление святого праведного Алексия Бортсурманского состоялось лишь в 2000 году, на Архиерейском cоборе РПЦ. Сегодня мощи чудотворца находятся в храме села Бортсурманы Пильненского района Нижегородской области. Рядом с храмом XVII века – могилка старца. Многие верующие приезжают к мощам святого, получая помощь Божию по его молитвам.

В истории святого Алексия примечателен тот факт, что его подвиг начался с преступления. По вине нерадивого священника верующий человек умер без христианского напутствия – это серьезное духовное преступление, за которое можно было лишиться сана. Но страшная ошибка батюшки стала отправной точкой для его новой жизни, а точнее – жития. Можно ли сомневаться, что впоследствии святой Алексий вымолил спасение не только умершему без причастия больному, но и самому себе, а также тысячам других людей? А трамплином для резкого изменения жизни стал трагичный и непоправимый, казалось бы, случай. Наш удивительный Бог воистину способен обратить падение в восстание, проигрыш в выигрыш, потерю в приобретение, смерть в жизнь.

В церковной жизни часто происходят подобные истории. Например, за несколько лет алтарничества в кладбищенском храме мне пришлось видеть множество случаев искреннего обращения в веру целых семейств через смерть любимого родственника. Раньше люди жили как хотели, Христа не знали и храма чуждались. И вдруг погиб в автокатастрофе любимый всеми младший сын. Шок, потрясение. Отпели сына в кладбищенской церквушке, похоронили. Что дальше? Смысл жизни потерян, депрессия, уныние. И вот сын является матери во сне и просит есть. Родители приходят к батюшке, спрашивают, как реагировать на такие видения. Конечно, священник говорит: «Сын ваших молитв просит. Придите на Литургию, исповедайтесь, причаститесь, помяните сыночка. Останьтесь на панихиду, еще помолимся о нем». Они приходят, все делают по сказанному – и им становится легче. Затем снова сынок снится, говорит, что холодно ему, просит дать одеться. Они – к батюшке. Тот говорит: «Раздайте бедным вещи покойного с просьбой помолиться о сыне». Они раздают, и образ любимого человека перестает сниться.

Потом снова приходят в храм. «Что такое? – говорит батюшка. – Снова сны?» Нет – оказывается, просто помолиться пришли в церковь, хорошо им здесь. Так и начали ходить, воцерковились. Сами встали на путь спасения, сына вымаливают и за все благодарят Бога. И таких случаев – сотни.
Если человек не может проснуться сам, Господь будит его через удары судьбы. Только всегда ли мы желаем понять смысл таких потрясений? Как правило, мы ропщем, недоумевая: за что мне, хорошему, все это?

Житие преподносит еще одну важную мысль: подвиг в миру всегда возможен. Да, русская глубинка XVIII века совсем не похожа на современный городской Вавилон, в суете которого мы вращаемся ежедневно. Но все же: вокруг святого Алексия тоже находилось множество людей, но он не бежал от них, а молитвенно служил им. В очередной раз можно убедиться: твердая решимость послужить Богу и ближним всегда найдет формы воплощения при любых внешних обстоятельствах. И для этого далеко не всегда необходимо уходить в пустыню.

Живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (св. Матрона Московская, св. Алексий Мечев), Сан-Франциско (св. Иоанн Шанхайский), Токио (св. Николай Японский) или других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира. Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: в сельской тишине Нижегородской области, в шуме городского столпотворения, среди звуков непонятной речи японцев. В режиме гонений и в период относительной свободы в XVII, XIX, XX, XXI веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все что угодно. Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость». Житие Алексия Бортсурманского, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.

Видео (кликните для воспроизведения).

Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих. Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!

молитва алексию бортсурманскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here