кое что о молитве

Подробно: кое что о молитве - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Кое-что о молитве

Действующие лица:

Старшие ангелы: Ангел 1 (без слов)

Ангел 2 (без слов)

Ангел 4 — один из младших ангелов

Младшие ангелы (без слов) — минимум 5 (чем больше, тем лучше)

Молитвы (голоса за сценой; лучше заранее сделать их запись):

Молитва 1 — молится женщина

Молитва 2 — молится мужчина

Молитва 3 — все равно

Молитва 4 — молится женщина

Молитва 5 — молится мужчина

Молитва 6 — молится женщина

Молитва 7 — все равно

Место действия: небеса

Реквизит: большая вывеска «Молитвенный отдел», четыре стола, три стула, четыре телефона, три ручки, нарезанная бумага

Костюмы:

Ангелы — белые одеяния; старшим ангелам, сидящим за столами, нужно сделать какие-нибудь знаки отличия (например, повязки вокруг головы).

Человек — обычная одежда

Четыре стола стоят в ряд на небольшом расстоянии друг от друга; на каждом из них телефон. Вывеска «Молитвенный отдел» прикреплена к одному из столов. За первыми тремя столами сидят старшие ангелы.

Первый стол. Возле этого стола кипит работа: Ангел 1, прижав плечом трубку к уху, слушает молитвы; одной рукой быстро записывает их на листки, другой отдает эти листки подбегающим младшим ангелам. Они образуют нечто вроде очереди к этому столу, но не стоят ни минуты: они подбегают, хватают листок и убегают за сцену, откуда тотчас же возвращаются, снова подбегают и т.д. Примечание: оживленное движение вокруг этого стола не прекращается на продолжении всего действия, поэтому важно поставить сюда достаточное количество младших ангелов и хорошо все отработать.

Второй стол. Здесь гораздо спокойней. Ангел 2 больше слушает, иногда записывает молитву и передает листок своим младшим ангелам (достаточно двух), которые также спокойно стоят у стола и дожидаются.

Третий стол. Ангел 3 слушает, ручка и бумага у него наготове, но он ничего не записывает, и младшие ангелы не подходят к этому столу. Не отнимая трубки от уха, Ангел 3 от нечего делать смотрит по сторонам, играет ручкой, переменяет позу: то откидывается на стуле, то опирается на стол. Примечание: не переиграйте; не надо, чтобы ангел вел себя слишком развязно (зевал или что-нибудь в этом роде) — это будет похоже на издевательство над людьми, чьи молитвы он слушает.

На четвертом столе просто стоит телефон. За этим столом никто не сидит, никто к нему не подходит, и рядом с ним нет даже стула.

Все это продолжается какое-то время, достаточное для того, чтобы зрители могли рассмотреть все столы и разобраться, что происходит у каждого из них.

Выходит Человек, с интересом смотрит по сторонам.

Человек: Ух ты, а здесь что? (читает) «Молитвенный отдел». Вот это да! (вертит головой, следя за младшими ангелами)

Ангел 4 (подходя к нему): Здравствуй! Ты новенький?

Человек (радостно): Да, только прибыл! Машиной сбило. Вот, хожу, смотрю на все, никак не насмотрюсь! А у вас тут, значит, молитвы поступают?

Ангел 4: Ну, не совсем. Все молитвы сразу идут непосредственно к Престолу (почтительно показывает вверх), а у нас они сортируются по важности, силе и срочности.

Человек: Здорово! А почему вот тут беготня, а там спокойно?

Ангел 4: Это от молитв зависит. Давай я тебе все покажу. (Подводит его к первому столу) Вот смотри. Тут у нас всегда полно работы. Горячая линия. Здесь молитвы самые сильные, самые бескорыстные. Такие всегда действуют. Вот послушай.

Ангел 4 берет трубку у Ангела 1 и протягивает ее как бы одновременно Человеку и зрителям. Раздаются молитвы.

Молитва 1 (проникновенно): Отец небесный, прошу Тебя о моей двоюродной сестре. Пусть она уверует, Господь. Ты видишь ее жизнь, Ты видишь, что она старается всем делать добро, но она не знает Тебя. Прошу Тебя, открой ее сердце, пусть она поймет, как Ты нужен ей. И научи меня, как мне ей помочь, как привести ее к Тебе.

Ангел 1, что-то черкнув на листке, передает его одному из младших ангелов (он делает это после всех трех молитв). Сразу же после первой молитвы начинается вторая, после второй — третья.

Молитва 2 (уверенно): Господь, прошу Тебя, благослови все церкви нашего города; пусть они растут и крепнут в Господе, пусть проповедуют Слово Божие и приводят людей к Богу. Благослови служителей, благослови их семьи; дай им все, что им нужно для служения; ответь на их молитвы.

Молитва 3 (смиренно): Господь, дай мне мудрости и знания Слова Божьего. Пусть, когда я буду читать Библию, каждое слово раскрывается для меня. Научи меня всему, что мне нужно знать, и научи, как применять эти знания в жизни. Укажи, какие еще хорошие книги мне было бы полезно прочитать, чтобы духовно расти. Научи меня делиться этими знаниями с другими людьми, разъяснять им Твое слово. Спасибо, Господь.

Ангел 4 (отдавая трубку Ангелу 1): Ну ладно, не будем им мешать. Видишь? Такие молитвы — самые действенные. Здесь же идут благодарственные молитвы и молитвы покаяния.

Человек (показывая на второй стол): А там какие молитвы?

Ангел 4 (переходя туда): Здесь у нас молитвы, так сказать, более материальные. Тут все зависит от искренности человека и, разумеется, от веры. Давай послушаем. (берет у Ангела 2 трубку)

Молитва 4: Господь, мне нужен новый костюм, а лучше два. Ты видишь, я не прошу кучи денег, пять машин или чего-нибудь такого; я прошу только то, что мне нужно. Имею я право хорошо одеваться? Разве в этом есть что-то плохое?

Ангел 2 выслушивает эту молитву, но никак на нее не реагирует. Сразу же начинается другая молитва.

Молитва 5: Господь, мне не хватает немного денег на отпуск. Я не хочу просить у родителей или занимать у друзей, я лучше попрошу Тебя. Помоги мне, пожалуйста, найти какой-нибудь дополнительный заработок. Спасибо, Господь.

Ангел 2 что-то быстро записывает на листке и передает его младшему ангелу, который, взяв листок, уходит за сцену. Ангел 4 возвращает Ангелу 2 трубку.

Человек: Слушай, а почему первой не ответили? Оба просили материальных вещей: первая одежды, а второй денег.
Ангел 4: А разве ты сам не видишь? Первая сама не верит, что ей действительно нужны два костюма, и пытается доказать это и себе, и Богу. К тому же она прямо с этого начала свою молитву, а второй, прежде чем попросить денег, полчаса молился за других людей.

Читайте так же:  научно обоснованная молитва

Человек: А-а, вот что. Ты смотри, какие тонкости!

Ангел 4: А разве ты не знал этого на земле?

Человек: Знал, конечно. Но как-то не представлял, что это вот НАСТОЛЬКО реально.

Ангел 4: Да. К сожалению, некоторые понимают это только здесь, и поэтому на земле лишаются очень многого. Ну хорошо, пойдем дальше. (переходит к третьему столу)

Человек: Да, вот этот стол меня больше всего интересует. Тут что-то совсем застой.

Ангел 4: Застой здесь потому, что мы бы и рады ответить, да ничего не можем поделать. Вот послушай сам.

Берет у трубку у Ангела 3.

Молитва 6 (полуплача): Господи, я не понимаю, не понимаю, почему это со мной случилось? Почему, за что? . Мне и так было несладко, а теперь? Что, ну что мне теперь делать? . Почему Ты это допустил, Господь? Почему на меня все валится? Почему другие нормально живут? Что мне делать теперь.

Ангел 4 возвращает трубку.

Ангел 4 (грустно): Видишь?

Человек: Жалко ее!

Ангел 4: Конечно жалко. И тем более жалко, что помочь мы не можем. Веры-то в этой молитве нет. А молитва без веры — сам знаешь. что автомобиль без бензина.

Человек: Вот бы ей это сказать! Можно, я скажу? (хочет взять трубку)

Ангел 3 (закрывая трубку рукой): Ты что? Так нельзя, ты ее испугаешь! Мы ей по-другому скажем: через пастора. (Ангелу 4) Ты знаешь эту церковь?

Ангел 4: Конечно.

Ангел 3: Вот и хорошо. Подскажи-ка пастору эту идею про автомобиль.

Ангел 4 (радостно): Будет сделано! (Человеку) Извини! (бежит было за сцену)
Человек (догоняя его): Подожди, подожди! Еще одно слово! А тот, последний стол? Почему там никого нет?

Ангел 4 (приостановившись): Там? Там, в общем, и не молитвы даже. Как бы это покороче объяснить. Понимаешь, люди, которые здесь говорят, считают это молитвой, поэтому эти слова поступают к нам. Но на самом деле их никто не слушает. Вообще, мы собираемся отключить этот телефон. Ну, я полетел! (бежит дальше)

Человек (кричит ему вслед): А можно послушать?

Ангел 4 (у самого выхода): Можно, но не советую! Приятного мало! (убегает)

Человек медленно подходит к телефону и осторожно снимает трубку. Раздается молитва.

Молитва 7 (сварливо): Господь, я, конечно, никого не хочу осуждать, но что же это такое, а? Что же это творится? Я не понимаю, Господь, как Ты все это терпишь и почему не накажешь, кого следует! Вот, говорят, Бог, церковь, христианство, любовь к ближнему! И что? Я лично особого христианства не вижу. Да! Что-то я не вижу к себе особой любви! Вот, говорят, духовная жизнь, молитва! И где это все? Что-то я не замечаю, чтобы кто-нибудь после службы остался, помолился хотя бы часа два! Нет, спешат домой, а то и раньше некоторые уходят. Не хочу, конечно, никого осуждать. А молодежь эта? Я уж не говорю о том, как они одеваются и причесываются! Как они себя ведут! И, главное, никому и дела нет! Подхожу недавно к этому, как его? Ну, в синей рубашке (тоже, служитель называется!) и говорю — смотри, мол, чего это там парень в рваных джинсах явился? Да еще, кажется, и с сигаретами. А он мне в ответ: знаю, говорит, он первый раз в церкви. Ничего себе, а? Не хочу я, конечно, этого в синей рубашке осуждать, Бог ему судья, но что же это такое? Ну и что, что первый раз? Пусть знает! Вставить ему как следует, а то и выгнать вон! Что за беспорядки такие? Я никого не осуждаю, конечно.

Слушая эту молитву, Человек смотрит то вокруг, то на трубку с выражением удивления и брезгливости. Сначала он берет трубку в руку, но, прослушав несколько фраз, перехватывает ее и держит двумя пальцами, отстранив от себя, как будто что-то противное. В конце концов он бросает трубку и вытирает руку, которой держал ее, о свою одежду.

Ангелы 1, 2, и 3, заслышав эту молитву, затыкают свободное ухо и поворачиваются спиной к четвертому столу. Младшие ангелы тоже закрывают руками уши и стараются отвернуться.

Умное делание. О молитве Иисусовой

Содержание

От составителя

«Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?

Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу» (Еп. Никон).

«Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.

Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова» (Еп. Иустин).

Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно-нощное моление молитвою Иисусовою.

По вступлении моем в обитель, я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем А., который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и, таким образом, с течением времени у меня составился сборник о молитве.

Материал сборника разрастался из года в год, и потому он не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил лично для меня, как справочник.

Теперь мне пришла мысль издать мой сборник или справочник, в надежде на то, что, быть может, он окажет помощь тем, кои ищут руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни, и приведенные в сборнике мудрые советы св. отцов и современных нам подвижников помогут им в их добром намерении.

Читайте так же:  молитвы успокоительные для души

В сборнике встречаются повторения одного и того же; это – от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Все же, передаваемое от сердечного убеждения, должно иметь живейший интерес, тем более нужный в нынешние времена, когда повсюду наблюдается крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, цель издания нашего сборника та, чтобы всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам еп. Игнатия, «люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, «боятся» этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться». Далее еп. Игнатий говорит: «Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих».

Посему у составителя и явилась насущная потребность собрать все необходимое для разъяснения этого духовного делания и встречающихся при этом недоумений. Сам же собиратель, не смея и подумать назвать себя «умным молитвенником», осмелился лишь извлечь из сокровищницы св. отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве, советы, необходимые, как воздух дыханию нашему, всем ревнующим о своем спасении.

В настоящий сборник об умном делании, по вопросу о молитве, входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, как то: Святителя Димитрия Ростовского, Архимандрита Паисия (Величковского), Старца схимонаха Василия и других делателей священной молитвы Иисусовой.

В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда позаимствованы сии изречения, с ссылкою на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Валаам, 27 июля 1936 г. Игумен Харитон.

О МОЛИТВЕ ЧЕЛОВЕКА, УЕДИНИВШЕГОСЯ В КЛЕТИ СЕРДЦА СВОЕГО, ПОУЧАЯСЬ И МОЛЯСЬ ТАЙНО

Предисловие

Среди Вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться.

Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» ( Мф.6 6).

Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.3:4 ). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: «Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» ( 2Кор.4 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего – невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко» ( Пс.63:7 ). Также и апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» ( 1Кор.2:11 ). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.

Обучение тоже бывает двоякое – внешнее и внутреннее: внешнее в книгах, внутреннее в богомышлении; внешнее в любви к мудрости, внутреннее в любви к Богу; внешнее в витийствованиях, внутреннее в молитвах; внешнее в остроумии, внутреннее в теплоте духа; внешнее в художествах, внутреннее в помышлениях; внешний «разум кичит» ( 1Кор.8:1 ), внутренний же смиряется; внешний любопытствует, желая знать все, внутренний же себе внимает и ничего иного не желает, как только знать Бога, с Давидом говоря Ему: «Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу» ( Пс.26:8 ). И еще: «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ).

Вещественная клеть безмолвствующего в ней человека затворяет одного, внутренняя же, духовная, вмещает в себе и Бога, и все небесное царство, согласно евангельским словам самого Христа: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.27:21 ). Сие в словах Макария Египетского изъясняется так: сердце – сосуд малый, но в нем бывают вмещаемы все веши; там Бог, там ангелы, там жизнь и царство, там небесные грады, там сокровище благодати. Во внутренней, сердечной клети человеку подобает затворяться чаще, чем между стенами, и, собравши там все помышления свои, представлять ум свой Богу, молиться Ему втайне со всей теплотою духа и живою верою, вместе же с этим поучаться и в богомыслии, чтобы возможно было ему возрасти в мужа совершенна.

Глава II. О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви

Прежде всего да будет известно, что христианину (особенно же лицу духовному по долгу звания своего) подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом Создателем, Любителем, Благодетелем и высшим добром своим, Которым и для Которого он и создан, ибо для души, созданной Богом, должно быть центром, то есть конечной целью, не что иное, как только сам Бог, от Которого она и жизнь, и природу свою получила и для Которого ей нужно жить вечно. Ведь все видимое на земле, любезное и желательное: богатство, слава, жена, дети, одним словом, все красивое, сладкое и любезное мира сего не свойственно душе, но только телу, и, будучи временным, оно скоро пройдет, как тень, – душе же, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном вечном Боге, как в высшем благе своем, прекраснейшем всех красот, сладостей и люблений, сладчайшем и любезнейшем, и как в естественном своем месте, откуда она произошла и куда она должна снова возвратиться: ибо как плоть, происходя от земли, в землю возвращается, так и душа, произойдя от Бога, к Богу возвращается и у Него пребывает. На то она и создана Богом, чтобы в Боге пребывать во веки. Посему в сей временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться быть с Ним и в Нем и в будущей жизни вечно.

Читайте так же:  симеон Святой молитва

Соединиться же с Ним каждый может не иначе, как только крайней сердечной любовью. Ибо и евангельская грешная жена потому получила у Него великую грехопростительную милость и крепкое единение с Ним, «яко возлюби много» ( Лк.7:17 ). Он любит любящих Его, прилепляется ко прилепляющимся к Нему, предоставляет Себя ищущим Его и неоскудно подает сладость желающим насладиться любовью Его.

Для того, чтобы возмог человек возбудить в сердце своем такую божественную любовь, чтобы соединиться с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя ум свой к Богу. Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце божественную любовь, которая, воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все безвестное и тайное своей премудрости и соделает его как бы пламенно-огненным серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и почерпающим в этом духовную сладость.

Глава III. Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто

Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения о творимой духом и умом молитве и тем положить начало рассуждению.

В послании к Ефесянам св. ап. Павел советует молиться духом: «Всякою (сказал он) молитвою и молением молящеся на всяко время духом» ( Еф.6:18 ). Тот же апостол в послании к Коринфянам говорит: «Дух мой молится, а ум мой без плода есть» ( 1Кор.14:14 ).

Как же это бывает, что человек молится духом, а ум его остается бесплоден?

Слово «дух» в Cвятом Писании разумеется в человеке различно. Иногда оно полагается вместо дыхания, иногда вместо самой души, иногда вместо какого-либо желания и намерения, как доброго, так и злого, а также вместо какой-либо добродетели или недобродетели, как-то: дух смирения, дух любви, дух милосердия, и противоположное им: дух гордыни, дух ненависти, дух сребролюбия и прочее. Иногда же слово «дух» полагается вместо какого-либо дарования Святого Духа, как, например, дух премудрости, дух разума, дух прозорливства и прочее, а иногда и вместо самого ума, как пишется у того же; апостола: «Обновляйтеся, – говорит он, – духом ума вашего» ( Еф.4:23 ).

Когда апостол советует ефесянам молиться духом, то здесь вместо духа он полагает сам ум, который должен молящийся человек устремить к Богу. Когда же, пиша коринфянам, он говорит о духе молящемся и об уме, пребывающем бесплодным, то в данном месте он полагает дух вместо голоса и дыхания человеческого, как бы говоря к ним: какая вам польза, коринфяне, если вы молитесь только голосом вашего дыхания, а ум ваш не внемлет молитве, но мечтает о чем-то ином? Какая польза говорить языком много, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тьмы слов языком произнес ты, о человек! Какая польза от того, если бы всей гортанью, на сколько позволит дыхание твое, воспоешь, а ум твой не предстоит Богу и не видит Его, но уклоняется помышлениями в иное место? Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной. Хорошо рассудил и св. Киприан, говоря: «Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?» Апостол дает коринфянам, а вместе и всем нам, себя в пример, говоря: «Помолюся духом, помолюся же и умом; воспою духом, воспою же и умом» ( 1Кор.14:15 ). Когда, говорит он этим, я молюсь языком и голосом, происходящим от моего дыхания, то должен молиться и умом.

Глава IV. Краткая, но часто творимая молитва, более полезна, чем продолжительная

От искусных в богомыслии я узнал относительно творимой умом от сердца молитвы, что теплее и полезнее бывает та, которая кратко, но часто делается, чем продолжительная. Впрочем, и продолжительная молитва бывает очень полезна, но только для совершенных, а не для новоначинающих. В продолжительной молитве ум у непривыкшего к ней человека не может долго предстоять пред Богом, но обычно, побежденный немощью непостоянства, увлекается внешним, и теплота духа поэтому вскоре остывает у него. Такая молитва есть уже не молитва, но одно смущение ума, вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как в церковных соборных пениях, так и в читаемых долго келейных правилах. Краткая же, но частая молитва более устойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Посему и Господь говорит: «Молящеся не лишше глаголите» ( Мф.6:7 ), ибо не по многоглаголанию будете услышаны. И Иоанн Лествичник поучает: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках за словами. Одно только слово мытаря умилостивило Бога и одно же верующее слово спасло разбойника. Крайнее многословие в молитве рассеивает ум в мечтаниях, тогда как единословие помогает собрать ум».

Но кто-либо скажет: почему апостол в послании к Солунянам говорит так: «Непрестанно молитеся» ( 1Сол.5:17 )?

Читайте так же:  молитва к Богородице пояс Богородицы

Итак, начни теперь, о душа, понемногу браться за намеченное тебе обучение, начни во имя Господа, согласно увещанию апостола, говорящего так: «Вся, еже аще творите словом или делом, или умом, вся во имя Господа Иисуса Христа творите» ( Кол.3:17 ), т.е. творите все, как бы говорит он, с добрым намерением и не столько из-за своей корысти, хотя бы и духовной, сколько для славы Божией, чтобы во всех ваших словах, делах и помышлениях прославлялось имя Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Прежде всего изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва?

Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться – значит, предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью зреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.

Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу на Него.

Кое что о молитве

О молитве домашней

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.

Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя… и с одним «Господи помилуй» можно обойтись… Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.

Совсем не читать- не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.

( № 771. письмо 417. вып.З. стр. 164.)

В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите — ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.

( № 788. письмо 117. вып. 1. стр.1237.)

Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: «Се жених грядет…» «День он страшный…» и подобныя… -А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однакож в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

( № 734. письмо 1045. вып.6. стр.86.)

Служба по псалтири

По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправлять поклонами, как опять указано в той же Псалтири… Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е. не кажется длинною.

1 сентября 89 г.

( № 787. письмо 907. вып.5. стр.64.)

О чтении псалмов

Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом, никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы… Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание… и так молился.

( № 849а. письмо 908. вып.5. стр.66.)

Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.

Все не суетясь, — чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.

( № 867. письмо 1460. вып.8. стр.154.)

Чтение святаго Евангелия

Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.

Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.

18 октября 77 г.

( № 778. письмо 783. вып.5. стр.8.)

Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; — а когда просыпаетесь, — и молитесь лежа, это не худое дело, — а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.

( № 765. письмо 1378. вып.8. стр. 155.)

Сон во время молитвы

Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, — что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.

( № 796. письмо 708. вып. 4. стр. 148.)

Сон во время молитвы

Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший отец архимандрит!

Виноват, что немного не скоро отвечаю. Как вас сон одолевает, так меня леность.

Что вас сон берет, дело это натуральное, и ничего тут грешнаго нет. Жаление об этом, конечно, не худое дело. Но что же сделаешь?!

Попробуйте, когда читают вам, не садиться, а ходить. Может быть сон и не заберет. Если трудно ходить, по причине утомления предшествовавшаго, то лучше прямо и сесть затем, чтобы соснуть. Соснете немного, а потом читать заставляйте. Разрешаю вам, после служб, или ранней, соснуть часика два, или больше. А потом слушать чтение.

Читайте так же:  молитва перед иконой Богородицы колочской

Если и это неудобно, то ничего не остается, как бороться по силе. Заснете, побраните себя — и только. Кажется, ведь, уж к старости подошли.

( № 795. письмо 508. вып.З. стр.215.)

Иисусова молитва отгоняет сон

Что до ваших немощей, как вы их называете, то, как я уже писал, я не умею составить против них рецепта. Терпите, боритесь, и укоряйте себя, когда не устаиваете, и все тут. Когда подходит сон, встаньте и пройдитесь. Когда и тут станет докучать, начинайте с читающим разсуждать о читаемом.

В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет — это одно), а внедрится в сердце — это другое; тогда она придает бодрости и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт. Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами. Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге много об этом говорится.

( № 794. письмо 512. вып.З. стр.216.)

О чем молиться за ближняго

За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных — грешнаго.

(№ 707. письмо 557. вып.4. стр.102.)

Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.

( № 698. письмо 731. вып. 4. стр. 102.)

Среди Вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться.

Прежде всего да будет известно, что христианину (особенно же лицу духовному по долгу звания своего) подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом Создателем, Любителем, Благодетелем и высшим добром своим, Которым и для Которого он и создан, ибо для души, созданной Богом, должно быть центром, то есть конечной целью, не что иное, как только сам Бог, от Которого она и жизнь, и природу свою получила и для Которого ей нужно жить вечно. Ведь все видимое на земле, любезное и желательное: богатство, слава, жена, дети, одним словом, все красивое, сладкое и любезное мира сего не свойственно душе, но только телу, и, будучи временным, оно скоро пройдет, как тень, – душе же, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном вечном Боге, как в высшем благе своем, прекраснейшем всех красот, сладостей и люблений, сладчайшем и любезнейшем, и как в естественном своем месте, откуда она произошла и куда она должна снова возвратиться: ибо как плоть, происходя от земли, в землю возвращается, так и душа, произойдя от Бога, к Богу возвращается и у Него пребывает. На то она и создана Богом, чтобы в Боге пребывать во веки. Посему в сей временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться быть с Ним и в Нем и в будущей жизни вечно.

Для того, чтобы возмог человек возбудить в сердце своем такую божественную любовь, чтобы соединиться с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя ум свой к Богу. Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце божественную любовь, которая, воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все безвестное и тайное своей премудрости и соделает его как бы пламенно-огненным серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и почерпающим в этом духовную сладость.

Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения о творимой духом и умом молитве и тем положить начало рассуждению.

Как же это бывает, что человек молится духом, а ум его остается бесплоден?

Прежде всего изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва?

Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться – значит, предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью зреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.

Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу на Него.

В настоящий сборник об умном делании по вопросу о молитве входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, таких как: святитель Димитрий Ростовский, архимандрит Паисий Величковский, старец схимонах Василий и другие делатели священной молитвы Иисусовой. В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда заимствованы сии изречения, со ссылкой на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Видео (кликните для воспроизведения).

кое что о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here