кийский Крест молитва

Подробно: кийский Крест молитва - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Кийский Крест Патриарха Никона

Крест был изготовлен по заказу Патриарха Никона «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры Креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение Креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на Кресте, в нижней его части, была сделана соответствующая надпись на позолоченной табличке.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

  • пятничные дни всего года, кроме пятницы Светлой седмицы, — воспоминание Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная, и следующая за ним седмица («неделей» в богослужебной практике называется воскресный день, а неделя в современном понимании называется «седмица»);
  • 14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
  • 27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Молитва Святейшего Патриарха Никона, чтомая пред Кийским Крестом

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История Кийского Креста

Кипарисовый Крест-мощевик, находящийся в настоящее время в храме преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в Москве, был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий, устроенного Святейшим Патриархом Никоном. По преданию, начало было положено поименованием самого острова.

В 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасен и прибит волнами к острову пред Онежским устьем, к острову — спасения. Он, вступив на гранитную твердь, спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо все камень голой», он и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий».

В память своего спасения он водрузил святой Крест на том месте острова, где ступил на берег. Об этом событии патриарх рассказал царю Алексею Михайловичу, и царь по просьбе Никона пожаловал ему грамоту, которою дозволял «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Грамота царя дана была 13 июня 1656 г. А через десять дней Никон издал от себя весьма обширную окружную грамоту ко всем православным отечественной Церкви и, рассказав им в начале то же самое, что прежде рассказал царю, призывал их делать пожертвования на вновь сооружаемую Крестную обитель.

В благодарность за дозволение патриарх Никон решил соорудить Крест и преподнести Его царственной семье — «крест кипарисный и украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней».

Устроенный таким образом Крест был подарен царю Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне и наследнику цесаревичу Алексею Алексеевичу. Но царь повелел «сей честный Крест» водрузить на том самом острове — спасения. Тогда Крест отправлен был Никоном на остров Кий «в первое незыблемое основание» Крестной обители.

Кийский Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 году. Только однажды в 1854 году он вывозился из монастыря ввиду нашествия англичан, при этом были утеряны некоторые иконы святых. В 1923 — 1930 годах Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, о чем сохранилась заметка в газете «Карело-Мурманский край» (1927. № 7. С. 9). В заметке указывается, что Крест был украшен листовым позолоченным окладом, позднее утраченным. Затем Крест был перевезен в Москву и хранился в запасниках Исторического музея.

Читайте так же:  зевание при молитве что это

В августе 1991 года Крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Крест: главный символ христианства

Что общего у южного русского города Ставрополь и ставропигиальных монастырей? Напомню, что таковыми называются важнейшие монастыри Русской Церкви, которые подчиняются непосредственно Патриарху – например, Троице-Сергиева Лавра, московский Данилов монастырь или Оптина пустынь (всего ставропигиальных монастырей сегодня в РПЦ 28, из них 14 мужских и 14 женских).

А общее у них то, что и там, и там, в названии использовано древнегреческое слово ὁ σταυρός (stavros) – крест. Таким образом, например, имя Ставрополя составлено из греческого слова «крест» и из греческого же слова ἡ πόλις (polis) – город. Вот и получается, что Ставрополь – это город креста. По одной из версий так его назвали потому, что русская военная крепость, из которой город и возник, напоминала формой вытянутый многоугольник, основой которого являлись две пересекающиеся оси. По другой версии, во время закладки фундамента крепости строители выкопали большой каменный крест, неизвестно как оказавшийся в этой тогда еще малонаселенной местности.

А ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Это слово – ἡ σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» и глагола πήγνυμι — «устанавливать, водружать» – дословно значит водружение креста. Оно указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест устанавливается и водружается собственноручно самими патриархами.

Вообще, конечно, крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры.

Эта та высокая диалектика христианства, о которой мы уже не раз говорили в разных статьях нашего Толкового словаря. Крест становится символом и постоянным напоминанием того, что Христос Своею смертью на кресте попрал и победил ту же смерть. Через крайнюю скорбь он пришел к главной победе и даровал тем самым спасение другим людям, указав им тот же путь, если они хотят подражать Ему.

И когда человек крестится, он не только призывает на помощь Бога и отгоняет демонов: Hoc signo vinces! – «Сим победиши!». Он еще, крестясь, добровольно возлагает на себя крест, то есть, подражает Христу, добровольно принимая скорби и страдания как единственный путь к спасению: «Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).

Ведь и фактически, если посмотреть вокруг, нельзя не увидеть, что никто не живет беззаботно, что у каждого свои скорби и страдания. От креста уйти нельзя. Это символ и человеческой жизни, которая похожа на смерть, и знак той смерти, которая на самом деле дарует настоящую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, будешь ты стараться убегать неизбежного, или примешь это безропотно и сочтешь себя достойным ниспосланных скорбей. И тогда пока еще неведомым образом, но, как сказал Христос, «иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11.30).

Но как же это тяжелейшее бремя страданий может вдруг стать легким и благим? Это может быть, если не спрашивать, за что посланы скорби, просто принимая их. Ведь практически каждый человек в прелести, и ему очень и очень сложно увидеть свои грехи, каждый склонен думать «а меня то за что?». Но любое страдание можно перенести, если видеть в нем смысл. Этот смысл увидишь, если будешь принимать все огорчительное как должное и спрашивать «а зачем тебе это?».

«Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя…

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом».

Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты», том 1.

Кийский крест

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Кийский крест — один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями.

Рассмотреть детали:

История Кийского креста

По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест.

Читайте так же:  молитва Киприану и устинье от колдовства текст

Патриарх Никон (1605–1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию.
В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью.

Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа.

Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923–1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения.

Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2, храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Святыни Кийского креста

• I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней
• VI Камень от пещеры, где родился Христос
• VIII Камень Гроба Пресвятой Богородицы
• IX Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
• XIV Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
• XV Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу»
• XVI Камень, часть жезла Моисеева, «им же пресече Чермное море»
• II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

Иконы и мощи святых

Надпись на подножии Креста

«При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день».

Иконография Кийского Креста

Икона «Кийский Крест с предстоящими», 1671 год:

Иконописец — Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; около 1630–1703 гг.) — придворный художник царя Алексея Михайловича, с 1686 года — главный мастер Оружейной палаты. По происхождению армянин, родом из Персии. В России получил имя Богдан (Богом данный) — дословный перевод его армянского имени Аствацатур.

Этот материал можно скачать и распечатать в формате A3

Тест: Хорошо ли вы разбираетесь в истории и символике креста?

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

Календарь питания:

Особенности богослужения:

Литургия святителя Василия Великого.

Аудиокалендарь:

Библейские чтения:

Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В эти дни молящиеся в храмах совершают поклонение Кресту Господню, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Крест — главный символ христианства. Проверьте, хорошо ли вы разбираетесь в истории и символике креста, пройдя наш тест!

1. На изображениях Креста, на котором распяли Спасителя, есть несколько перекладин. Что написано на самой верхней из них?

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя перекладинами сверху и снизу. Верхняя горизонтальная перекладина символизирует табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к кресту перед распятием, чтобы посмеяться над Спасителем и унизить его. На древних крестах надпись отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век писали IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — в XVII веке.

2. Каков символический смысл нижней перекладины (подпорки для ног) Креста Господнего?

О подножии говорят многие отцы Церкви. Самое первое его значение, «практическое», — поддерживать тело Распятого на Кресте. Существуют и символические значения перекладины. Самое известное из них возникло в XV–XVII вв., когда дощечка стала изображаться со скошенным кверху правым концом. Как известно, по обе стороны Креста Господнего были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Спасителя, другой же просил Господа помянуть его в Царствии Небесном. Таким образом, приподнятый конец перекладины устремляется вверх, к небу, символизируя распятого по правую руку от Спасителя разбойника, который, покаялся и вошел с Господом в Царствие Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, который, ругаясь на Христа, закрыл для себя путь к покаянию.

Читайте так же:  подготовка к исповеди молитвы читать
3. В нижней части Креста часто изображается череп. Что это означает?

На нижней части Креста нередко изображаются камни Голгофской горы и Адамова глава — череп Адама, по преданию, похороненного на Голгофе. По Промыслу Божьему Спаситель своей смертью искупил грех Адама и даровал людям возможность спасения.

4. На иконах Распятия Христа нередко по правую и по левую стороны Креста стоит …

Иконографии Распятия свойственны изображения различных персонажей Священного Писания. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копье и трость, с помощью которых пытали Спасителя. По правую и по левую стороны Креста могут стоять Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, который при Кресте покаялся и уверовал в Христа, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

5. Крест по-гречески — σταυρός (ставрос). Существуют так называемые ставропигиальные монастыри. В чем их особенность?

Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно Патриарху, называется ставропигиальным. Ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Слово «ставропигия» (греч. «устанавливать, водружать») дословно значит «установление креста». Оно указывает на то, что в таких монастырях крест устанавливали собственноручно сами Патриархи. Подчиняются непосредственно Патриарху, например, Троице-Сергиева лавра и Оптина пустынь. В Русской Православной Церкви на сегодняшний день 28 ставропигиальных монастырей: 14 мужских и 14 женских.

6. Чем знаменит Кийский Крест?

По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, он спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров не имел названия. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове деревянный крест. Став Патриархом, он рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора по прошению Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Сейчас святыня находится в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и доступна для поклонения.

7. Многие святые изображаются на иконах с крестом в руках. В чем особенность креста, который держит святая Нина?

Крест святой Нины полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой. По преданию, Богородица явилась ей во сне и вручила крест перед тем, как направить ее на проповедь Евангелия в Грузию. Крест святой Нины — главная святыня Грузинской Церкви. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.

8. Какой из этих крестов называется антониевским?

Б — известен как антониевский крест. Это название крест получил в честь раннехристианского подвижника Антония Великого (IV веке). Многие исследователи полагают, что именно на таком кресте был распят Христос. В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, напоминающее букву «Т». У художника Николая Ге есть картина «Распятие» (1892), где Христос изображен на кресте именно такой формы. Первый же крест А — корсунский. Согласно церковному преданию, он считается одним из самых древних христианских крестов, который князь Владимир вывез из Корсуни (Херсонеса), где крестился. Два последних креста — якореобразный В и седмиконечный Г.

Крест — главный символ христианства. Одна из недель Великого поста даже носит название Крестопоклонной и посвящена Животворящему Кресту. Поклонение святыне было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Именно Крест является главным орудием спасения и символом не только искупительной смерти Христа, но и Его Воскресения. Также образ креста говорит о том, что вся жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой ведет пост. Во время всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами крест, и люди поклоняются ему. Христов призыв, который звучит в евангельском чтении этого дня таков: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной». Именно Его Крест — спасительный и дает силу нательным крестам, который каждый христианин носит на груди.

Поделитесь Вашим результатом:

Facebook Twitter Google + VK

Крест — главный символ христианства. Одна из недель Великого поста даже носит название Крестопоклонной и посвящена Животворящему Кресту. Поклонение святыне было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Именно Крест является главным орудием спасения и символом не только искупительной смерти Христа, но и Его Воскресения. Также образ креста говорит о том, что вся жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой ведет пост. Во время всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами крест, и люди поклоняются ему. Христов призыв, который звучит в евангельском чтении этого дня таков: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной». Именно Его Крест — спасительный и дает силу нательным крестам, который каждый христианин носит на груди.

Поделитесь Вашим результатом:

Facebook Twitter Google + VK

Крест — главный символ христианства. Одна из недель Великого поста даже носит название Крестопоклонной и посвящена Животворящему Кресту. Поклонение святыне было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Именно Крест является главным орудием спасения и символом не только искупительной смерти Христа, но и Его Воскресения. Также образ креста говорит о том, что вся жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой ведет пост. Во время всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами крест, и люди поклоняются ему. Христов призыв, который звучит в евангельском чтении этого дня таков: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной». Именно Его Крест — спасительный и дает силу нательным крестам, который каждый христианин носит на груди.

Читайте так же:  молитва просьба о сыне

Поделитесь Вашим результатом:

Facebook Twitter Google + VK

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Кийский крест в Крапивниках. Какие мощи были вложены в крест

Патриарх Никон говорил, что Кийский крест изготовлен из Честного Древа кипариса. И привезен он из Палестины. По размерам он как крест, на котором был распят Иисус Христос ради спасения человечества. В него была помещена часть Древа Креста Господня. А также туда были помещены мощи святителей и мучеников.

Кийский крест в Крапивниках уникальный как святыня, и как исторический памятник. Уникальность в данном случае самая что ни на есть правда.

На самом деле очень мало реликвий, которые будут насыщенны столькими смыслами и непосредственно связаны с фигурой одной из самых заметных предстоятелей Русской Православной церкви на всем протяжении существования. Речь идет о Патриархе Никоне.

Так выглядит Кийский крест в Крапивниках. Фото: kudago.com

В житие патриарха Никона есть обращение к царю Алексею Михайловичу

В житие патриарха Никона мы видим такую надпись, которую он написал царю Алексею Михайловичу в 1656 году:

«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».

В этом послании мы видим, речь идет об устроении на острове Крестного монастыря. Это мы можем видеть из содержания текста.

Патриарх Никон сам лично писал обращение к царю Алексею Михайловичу. Фото: 3.bp.blogspot.com

Далее патриарх Никон, сообщает о Кийском кресте, который он решил послать на остров:

«Есть же той Честный Животворящий Крест…привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».

Никон пишет, что данный крест изготовлен из честного древа кипариса. И привезен он из Палестины. По размерам он как крест, на котором был распят Иисус Христос ради спасения человечества. В него была помещена часть древа креста Господня. А также туда были помещены мощи святителей и мучеников. Патриарх пишет о том, что крест в Крапивниках будет спасать весь христианский род. Тем, кто будет к нему приходить и просить помощи, тот получит благодать.

Крест с мощами был отдан в Крестный монастырь

Вот какой замысел был у патриарха Никона. Именно он просил у государя царя поставить крест с мощами. Когда Никон основал Онежский Крестный монастырь, то он отдал ему эту святыню. Говорили, что это был небывалый ранее крест мощевик. Ранее до этого кресты мощевики встречались довольно редко.

Этот был огромный по-своему масштабу. В 1657 году на остров Кий как раз отправилась главная его святыня — кипарисный крест, который был привезен из Палестины.

Кийский крест был довольно больших размеров. Фото: mtdata.ru

Уже в Москве патриарх украсил крест серебром и золотом, а также драгоценными камнями и жемчугом. Затем положил в них до 300 мощей святых.

Крест от Честных древ привезли из Успенского собора к Сретенским воротам. Затем его проводили до Крестовой заставы, где несколько лет назад встречали привезенные мощи митрополита Филиппа. Также с частицей мощей митрополита Филиппа крест был передан в храм.

Не одной реликвии Никон не поместил в крест просто так

Но стоит обратить внимание на то, что патриарх Никон ни одной реликвии не поместил в крест просто так. Стоит и полагать то, что расположение их подчинялось какой-то определенной программе. Конечно же, этот вопрос требует отдельного серьезного исследования.

Можно представить, какой характер Никон вложил в отношение к этой святыне. По состоянию на сегодняшнее время в Кийский крест, вложенные три главных частицы мощей. Того, кого церковь прославила в лике праведных — друга Господа Лазаря Четырехдневного, его сродника по плоти Иакова, и Иакова Боровичского.

В Кийском кресте находятся мощи Лазаря Четырехдневного. Фото: pravme.ru

То, что мощи в кресте Лазаря и брата Господня Иоанна, это как раз не требует никаких объяснений. А вот мощи Иоанна Боровичского Никон вложил по вполне понятной причине. Он привез их тогда в основанной им Валдайский монастырь для укрепления новой обители. Итак, таким образом, получилось трое праведных мощей.

Читайте так же:  слышит ли Бог мои молитвы

Но удивительно и то, что ни одного блаженного и не одних частиц мощей юродивого, не были вложены крест. Программа ансамбля Крестного монастыря, которая была предложена, не строилась именно вокруг самого креста. Помимо Крестовоздвиженского собора и храма Происхождения Честных древ Животворящего креста Господня, на острове Кий появилась и Всесвятская церковь, а также кладбищенские храмы.

После революции Кийский крест находился в музее

Долгие годы Кийский крест пребывал в монастыре, для которого он изначально и предназначался. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, который был построен в 1660 году при деятельности самого Никона. Также в то время им были основаны и другие монастыри — это Воскресенский Новоиерусалимский собор под Москвой, Иверский монастырь, Валдайский монастырь, и Крестный на острове.

В 1854 году на острове Кий произошла эвакуация.

Во время эвакуации в 1854 году были утрачены некоторые частицы мощей на кресте. После революции крест решили вывести на Соловки, где он занял место в экспозиции местного музея. Об этом свидетельствует и заметка в газете Мурманский край.

После этого музей закрыли, и Кийский крест снова оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь. До того момента как крест передали в храм преподобного Сергия Радонежского, святыня находилась в государственном историческом музее. Только после крест поместили в храм Сергия Радонежского.

На следующем фото можно увидеть, как располагались мощи на кресте патриарха Никона.

Схема расположения на Кийском кресте частиц мощей. Фото: posmotrim.by
  1. Камень Гроба Господня;
  2. Неизвестный камень;

III. Камень от пещеры, где постился Господь до дней;

  1. V. Неизвестные камни;
  2. Камень от пещеры, где родился Христос;

VII. Неизвестный камень;

VIII. Камень Гроба Пресвятой Богородицы;

  1. Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча;
  2. XI, XII, XIII. Неизвестные камни;

XIV. Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода;

  1. Камень оттрапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу;

XVI. Неизвестный камень.

В основании Кийского креста есть выгравированная запись

В основании креста выгравирована следующая запись:

«При державе Благовернаго и Христо-любиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день».

Также стоит сказать о том, о чем молятся кресту Христову, в чем помогает.

Кийскому кресту молятся в различных трудных и жизненных ситуациях, о сохранении душевных сил, об исцелении от различных заболеваний.

В настоящее время Кийский крест находится в Москве

Многим будет интересно, где же в настоящее время находится Кийский крест? Где его можно увидеть собственными глазами?

Кийский крест можно увидеть по такому адресу: город Москва, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2, храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Перед Кийским крестом читаются молитвы и песнопения

Перед Кийским крестом читается тропарь и кондак во время его празднования.

Тропарь, глас 1:

Кондак, глас 4:

Также перед крестом читается молитва святейшего Патриарха Никона:

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа.

Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

кийский Крест молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here