гранатовый браслет молитва о любви

Подробно: гранатовый браслет молитва о любви - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Гранатовый браслет молитва о любви

Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата.

Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала:

— Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-нибудь, — и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку.

Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“.

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. „Да святится имя Твое“.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое“.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе. »

Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака. И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».

Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.

— Что с тобой? — спросила пианистка.

Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:

— Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо.

Тема самоотверженной любви и романтического поклонения женщине в повести А.И. Куприна «Гранатовой браслет» (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11

Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви.

К.Паустовский. «Поток жизни.
Заметки о прозе Куприна»

Но тогда не знал ещё царь, что скоро пошлёт ему бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Цели:

  • Раскрыть своеобразие интерпретации Куприным темы любви на примере повести «Гранатовый браслет» с учётом особенностей её художественного воплощения.
  • Учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать; обогащать и усложнять словарный запас учащихся, способствовать овладению выразительными свойствами языка.
  • Воспитывать в юношах рыцарское отношение к женщине, формировать у школьников представление о любви как высоком и прекрасном чувстве.

Методы и приёмы: эвристический (частично-поисковый) метод с элементами исследовательского и репродуктивного.

Виды деятельности учащихся.

  • Подбор материала из художественного произведения для ответа на заданный учителем вопрос или для подтверждения (опровержения) выдвинутых тезисов.
  • Выразительное чтение отрывков из повести.
  • Пересказ эпизодов повести с элементами анализа текста.
  • Анализ образа героя.
  • Анализ стилевых особенностей произведения.
  • Запись тезисов или конспекта на основе услышанного на уроке.

1. Вступительное слово учителя

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И … поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец …

2. Выступление учащихся с сообщениями о творческой истории рассказа «Гранатовый браслет»

3. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» в форме эвристической беседы

  • Давайте вспомним, с чего всё начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену которым приходят прелестные солнечные дни.
  • Перечитайте фрагменты пейзажных зарисовок в повести. Какова их общая тональность? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?
  • По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова. Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора? Какую роль играет этот персонаж в повести?
Читайте так же:  молитва о здравии к Пантелеймону целителю

Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина.

  • В ответ на вопрос княгини Веры о том, довелось ли «дедушке» видеть настоящую любовь, генерал Аносов рассказывает о двух случаях, один из которых «был продиктован глупостью, а другой … так… какая-то кислота… одна жалость…», случаях, лишь «похожих», по его мнению, на «такую любовь». Почему же безнадёжную любовь Желткова Аносов считает именно такой, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»?

– Возможно, первая победа Желткова – это победа над собой, над своей робостью и неуверенностью. Герой доказал прежде всего себе, что он и подобные ему имеют право на любовь. Вторую победу Желтков одержал над чёрствыми и высокомерными людьми, подобными брату княгини Николаю Николаевичу, который сам никого не любит и не признаёт этого права за другими. Кроме того, Желтков напомнил Василию Львовичу, мужу княгини Веры, каким сокровищем он обладает.
Правда, скорее всего, обе эти победы были одержаны ранее, в момент объяснения Желткова с нагрянувшими к нему на квартиру Василием Львовичем и Николаем Николаевичем.

  • Многие детали повести символичны. Обратим внимание на две из них. Вспомните, что позолоченная цепочка с кулоном в виде пасхального яйца, полученная в подарок Людмилой Ивановной Любимовой, прототипом героини повести княгини Веры, под пером Куприна превращается в гранатовый браслет. Кстати, Вера Николаевна получила на именины и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Что известно о свойствах граната и жемчуга? В чём заключается символическое значение этих деталей?

– Красная роза – символ любви, страсти. Именно красные розы принято дарить возлюбленным. Для Веры Николаевны этот цветок – попытка, пусть запоздалая, ответить на чувства Желткова, её признание.

4. Заключительное слово учителя

Любовь – величайшая тайна в мире. Над загадкой её человечество бьётся тысячи лет. Со времён Адама и по нынешний день миллионы мужчин и женщин боготворят и проклинают это чувство, воспевают его и низводят до уровня скабрезности. Но как бы там ни было, мечта об истинной любви живёт в душе человека. Каждый мужчина может быть хоть немного благородным рыцарем, а каждая женщина – прекрасной дамой.
«От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным украшением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки». Поверьте, произнести такие слова, равно как и услышать их в свой адрес – уже счастье.
Герой повести «Гранатовый браслет» высказал мысль, не новую для нас. Вспомните бессмертное пушкинское:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5. Домашнее задание

1. Творческая работа (задания по выбору).

2. Письменно ответить на вопросы:

1. Л. Крутикова утверждает: «Драматический финал, вымышленный писателем, придавал необычную силу и весомость чувству Желткова. Его любовь побеждала смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княгиню Веру Шеину…»
Л. Рослякова высказывает противоположное мнение: «Вдумаемся в её фразу, завершающую рассказ: «Нет, нет, – он меня простил теперь. Всё хорошо». Не с этой ли убеждающей интонации начинается обретение прежней стабильности, уравновешенности и возвращение в обычное состояние душевного уюта: ведь ленивое сердце так легко поддаётся уговорам, и оно успокоится прежде, чем высохнут слёзы, а воспоминание о Желткове будет предано забвению, да и гранатовый браслет никогда не попадётся ей на глаза».
Какая из двух трактовок финала вам ближе?

2. Известный литературовед О. Михайлов пишет: «Стремясь воспеть красоту бескорыстного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи», Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного и жалкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна «выпрямить», окрылить его. Замкнутая сама в себе, эта любовь обладает лишь разрушительной силой… Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания героя. Богатство души Желткова оборачивается внезапно её бедностью».
Согласны ли вы с такой точкой зрения исследователя? Желтков – герой или жертва?

3. Почему Желтков предпочёл уйти из жизни? Возможен ли в повести «Гранатовый браслет» иной финал?

Молитва о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Предпросмотр страницы №2

10.Записывается вывод: на страницах повести речь идет о чувстве , имеющем одно название, но служение ему, понимании его противоположно, контрастно. Контраст – средство, выстраивающее события повести таким образом, чтобы яснее была авторская позиция и авторская мысль.

Прием контраста в повести не случаен. Посмотрите на эпиграф. Эта музыка сопровождает повествование с самого начала и до конца.

Соната- музыкальное произведение, состоящее из 3х-4х контрастирующих тем, связанных друг с другом единым замыслом.

Запишите определение к музыке, которая сопровождает Желткова.

11.Какую же мысль пытался донести до читателя так искусно автор, какие чувства пробудить?

Запись в тетради:

Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения личного начала в человеке. Любовь истинная, сильная- спасительная сила , оберегающая «чистое золото человеческой натуры» от опошления, от разрушительной власти быта, предрассудков цивилизованного общества. Поэтому высокая духовная красота Желткова , его благородство и духовная сила подчеркнуты автором.

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» — это молитва о высокой, самоотверженной любви.

Письменно , используя материалы урока ,ответить на вопрос: «Почему повесть можно назвать молитвой о любви?»

Молитва о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Предпросмотр страницы №1

Урок литературы учителя русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 города Славянск-на-Кубани Краснодарского края Белик Л.И.

Читайте так же:  молитва для бизнеса удачного

Тема: молитва о любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»).

Цель: анализ повети в единстве идейно-эстетического содержания.

1.Обмен первоначальными впечатлениями о прочитанной повести:

-чувства, возникшие после прочтения ;

-ваше отношение к теме, к тому, как автор ее раскрывает;

-кто главный герой, как вы поняли и приняли его личность;

-в чем, по-вашему , заключается основная мысль повести , согласны ли вы с ней;

-симпатии и антипатии автора повети:

а)откуда, по вашему мнению, могло возникнуть слово «молитва» в названии урока?

Запишите в тетради слово молитва, раскройте значение этого слова.

Прочитайте, обменяйтесь определениями.

б)Где в тексте молитва о любви? Найдите ее и прочитайте выразительно.

в)Какая любовь смогла найти такие слова, вылиться в форму молитвы? Найдите в тексте ответ и запишите.

«…большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет …»

Видео (кликните для воспроизведения).

«…любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, …для которой совершить подвиг , отдать жизнь, пойти на мучения не труд , а одна радость…»

3.С кем из героев связана тема этой высокодуховной ,самоотверженной любви, любви подвижнической, любви –служении ?В каких эпизодах звучит эта тема?

а)письмо Желткова (выразительное чтение);

б)рассказ генерала Аносова о любви;

4.Только ли о такой любви ведет речь автор? О какой еще? Найдите это определение в тексте.

О любви, которая «приняла у людей пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».

5.Как раскрывает автор этот мотив?

а)рассказ генерала Аносова о женитьбе. С чем, по-вашему, связана трагедия личной жизни генерала?

б)отношение Анны к мужу;

«Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком .Мужа она терпеть не могла.»

в) Вера Николаевна и ее муж. Почему генерал Аносов не торопится назвать счастьем их супружеские отношения?

6.Итак, можем ли мы уточнить тему повести Куприна?

-Эта повесть о любви.

-единой, всепрощающей , самоотверженной , о любви подвижнической, любви-служении ;

-о любви пошлой, ставшей жизненным удобством ,мелкой и гадкой;

7.Есть ли ответ в повести, почему обычной стала любовь –развлечение, пошлое и мелкое чувство?

а) мужчины не верят в возможность такой любви , не способны к сильным желаниям и героическим поступкам .

8.Верите ли вы в возможность такой любви?

9.Как называется художественный прием, когда в произведении сталкиваются два противоположных явления?

Молитва 4

Наградить фанфик «Молитва»

Разве можно быть таким безумцем?

Он любит — любит каждою секундой каждой минуты и каждого часа. До последнего вздоха, сошедшего с мертвенно побледневших губ. Он любит её, и сердце от сотни иголок приятно покалывает в этом чувстве: один взор этих глаз — и новая иголка кольнула внутри. Взгляд её был тягуч и привлекателен, он, обладая страшной неведомой силой, постепенно утягивал далеко за собой и тем нес несчастному погибель: глаза цвели гордой красотой хладнокровия, но всегда смотрели ясно, как с каким — то умом, тем горьким пониманием, который заставлял её жалостливо и слабо засмеяться чуть хрипловатым голоском. Она понимала эти чувства, но как до конца своего верить не могла, насколько преданной верностью и любовью могли смотреть голубые глаза прямо в ответ, никогда не получая взаимности. Сердце ропщет, а взор прикован, тело не пошевельнется. Никто так слушать преданно и чутко не мог, как тот, чьи глаза уже почти пусты от скопившейся в них грусти, чья улыбка до сих пор тепла.

Кто наверняка бы не доходил то такого отчаяния, будь бы у него надежда на ответ.

Желтков вспоминал эти глаза и тихонько смеялся: они могли уничтожить. Они уже его убивали, надламывая и заставляя душу звонко разлететься дробью по полу в сотне кусочков и затеряться в уголках, но будто бы сладко и пьяно становилось от очей, цветущие в хладнокровие, но посмотревшие прямо на него. Продать бы дьяволу душу за парочку взглядом, какие удастся поймать в доли жалких секунд. Несчастный любит и когда последняя слеза блеснет меж ресниц — решение не будет изменено. Произнесенная великой клятвой, уйдет вместе с ним. Пусть яркие блики станут мутно пестрить перед ним, заслоняя собой очертания мира — грустная улыбка мученика, исполнившего то, о чем могло велить ему само сердце, исказиться на счастливом лице. Даже если целый мир воспротивится данному чувству, то пламя, разгоревшееся в груди, какое скорее уничтожит само себя, чем когда — то погаснет — останется при нем.

Она свет в его жизни.

Ласковый призрак и нежный призрак, теплыми объятиями прижавший к себе. Тень, черный отблеск на стене. Частица того, чем он так дышит. Дни станут мрачны и горестны без существования того, кого так любишь. Дар, ставший вместе с тем величайшим из проклятий, свяжет нитью судьбы, какую нельзя разорвать.

Каждый день сопровождается воспоминанием о ней. Полупрозрачный купол голубых небес простирается над землей, облака с летним ветром плывут воздушными замками за тонкие полосы небосклона, солнце сияет меж ветвей и чуть слепит. Он воображает самые разные фигуры в облаках и вздыхает: грудь колыхается, переполненное тем горячим чувством. Эфиром сладким наполнилось сердце.

Ее имя для него священно.

«Да святится имя Твое» — повторяет вновь и вновь и смотрит на дрожащую, побледневшую руку свою, дотрагивающейся до пистолета. Внутри все прежде по нескольку раз перекрутится и сожмется, в груди защемит, завоет, но слова порой бывают немы и господин Г. С. Ж. не передаст того, что чувствует. Столько раз прокричав о том, как не желает уходить, медленно, но смиренно с неохотой подходит к черте «нужно». Понимая эту необходимость, он почти не боится. Нет, он не боится. Она всегда с ним: точно в сердце. Не оставит и не бросит, успокаивая в час последним воспоминанием радостным своим.

«Это любовь, которую богу было угодно за что — то меня вознаградить.»

«Да святится имя Твое» — этот человек продолжает любить, даже когда кончики пальцев вздрагивают от холодного оружия и отдергиваются, но снова берут в руку. Крепко сжимают и осторожно нащупывают курок, дабы через пару секунд произвести выстрел. Волосы разлохмачены и взъерошены, вид, в начале бывавший обеспокоенным и волнительным, становится слишком спокойным и какая — то мука с бесконечным обожанием, соседствующая с отчаянием отражается в голубом отблеске стекла почти кукольных глаз. Руки дрожат, сотрясаясь как в лихорадке. «Да святится имя Твое» — умея любить, он бы никогда не смог причинить ей страдания, и благодаря за то, что та существует, чувствует горький комок в горле.

Читайте так же:  молитва чтобы простить бывшего мужа и отпустить

Дуло прислоняется к виску.

С глаз катятся слезы.

Славься и будь любим блеск этих глаз и прелесть души, славься!

Освятись твое прекрасное имя.

«Да святится имя Твое» — слезы быстрее катятся с глаз и скатываются по подбородку. Он шепчет во тьме неустанно и просит, умоляет, говоря самим небесам и ей. «Да святится имя Твое» — раздается болезненный всхлип, но мужчина продолжает едва ли смеяться, даже в самые последние секунды не умея возненавидеть и уничтожить. Приятно и больно. «Да святится имя Твое» — и застывает улыбка на чьих — то дрожащих устах. Пистолет держит крепко. Пальцы чуть давят на курок.

Смолкает голос, прекращаются те очарованные молитвы и никто на самом деле больше слышать этого человека не мог, кроме темноты и браслета, зловеще сверкающего кровавым цветом. Осчастливленный любить, но несчастный тем, что никогда не получит ответа на собственные чувства, история этого человека сложилась трагично. Он любил. Любил до забвения и даже в миг последний боготворил того, кого так любит.

1. Тема любви в повести а. Куприна «Гранатовый браслет»

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет». В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!».

Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое».

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Больше всего поражает, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин.

Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

Невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву.

«Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви.

Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

В повести «гранатовый браслет»

Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная. В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая.

В «Гранатовом браслете» автор использует прием зеркального отражения. Здесь в «зеркалах» отражаются разные представления о любви вообще и о безответной любви Желткова (рассказ генерала Аносова, альбом шаржей и т.д.). Сюжет и здесь организован таким образом, что герои оказываются разлучены силой обстоятельств, разным социальным положениям (она — замужняя женщина из высшего общества, ), он — простой телеграфист, не имеющий никаких шансов на взаимность). Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки — самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Читайте так же:  как вернуть мужчину молитвы

Внешняя канва сюжета мелодраматична. Но произведению сообщает философскую полноту музыкальная тема: эпиграфом к «Гранатовому браслету» взято название сонаты Бетховена. В финале рассказа героиня слушает как раз эту вещь Бетховена, и ее внутренний монолог о любви звучит как стихотворение в прозе, вторит музыке, в нем есть что-то от акафиста, со всей силой показывая, как сбывается «пророчество» телеграфиста.

Сразу же можно задать вопрос – а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении нечто иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека – свою сестру, которая была для неё всем, у неё и в мыслях не было любить своего мужа, не говоря даже про Желткова, которого она не разу живым и не видела.

Желтков, что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовал несчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокою любовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся на волю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет – судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу – зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить больше не писать ей. И всё.

Куприн на протяжение всего рассказа пытается внушить читателям «понятие любви на грани жизни», и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно нет любви – нет жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в

Вас…». И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь: «…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…».

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова. Возможно, это была попытка как то самоутвердится, не мучить себя всю оставшеюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того, от кого она отказалась, и если возможно полюбить его. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому — «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Наверное, просто’ невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт. Мне кажется, невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву. «Гранатовый браслет» — это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви.

Вопрос №21. И.Бунин. Философско-нравственные проблемы смысла жизни в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья». Композиция, символические образы.

Бунин в своем творчестве поднял все значительные темы и вопросы, которые всегда волновали русскую литературу: человеческая жизнь и смерть, их смысл, судьбы России, сущность русского народа, любовь во всех ее проявлениях. Тема смерти очень сильно и пронзительно звучит в бунинской прозе 1905—1915 годов. В ней нет никаких утешений вроде поэзии труда или радостей семейной жизни — быт бесконечно скучен, труд тяжел, люди бесповоротно чужды друг другу и, приходя в эту жизнь, сразу же устремляются к ее концу. Мы рассмотрим два рассказа этого периода, ясно его характеризующие: рассказ «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

Мир — бездна, пучина, трясина, и гибель —.лишь вопрос совпадения. Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб, независимо от того, что он собой являет с точки зрения социальной иерархии. Так развертывается проблема жизни и смерти в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — одном из самых известных рассказов Бунина.

Богатый американец отправляется в путешествие в Италию на роскошном пароходе, но так и не получив удовольствия от поездки, он внезапно умирает. Его смерть мучительна и безобразна, так что «хозяин жизни» начинает вызывать сострадание. Герой отнюдь не являет собой образец духовных добродетелей и высот, но все окружение, независимо от социального положения, оказывается совер­шенно под стать ему, ничем не лучше его. После его смерти все демонстрируют брезгливое равнодушие к произошедшему, стремясь лишь сохранить разнузданное истерическое веселье. Даже танцующая пара оказывается нанятой за деньги. В мире оказывается все фальшивым и иллюзорным: любовь, богатство, высокое положение. Но отнюдь не иллюзорной и, пожалуй, единственной реальностью в жизни человека оказывается смерть.

Здесь основной темой становится не проблема вопиющих разрывов в социальном положении, а мимолетность и случайность человеческой жизни. Герой, вызывающий жалость личностной ущербностью, совершенно не противопоставлен всем остальным персонажам парохода. То, что случилось с господином из С-Ф могло произойти с кем угодно из присутствующих на корабле. Примечательно и название корабля «Атлантида»: это символ неизбежно идущих к краху, к смерти всех персонажей, веселящихся теперь на корабле.

Огромное значение для понимания рассказа имеет избранный Буниным эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».

Бунин противопоставляет друг другу две силы — силу человеческого гения и силу природной стихии. Если первая воплощена в командире, то вторая нашла свое художественное воплощение в описании «океана». Это противопоставление двух сил —• человеческой дерзости и силы стихии — является движущей силой всей повести. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира . » — говорится в начале повести.

Читайте так же:  молитва о погашении долгов

И. Бунин дает почувствовать эту другую мощь, всеразрушающую силу слепой стихии, о которой стараются не думать, но присутствие которой тяготеет над всеми. Но эту последнюю минуту «гибели Вавилона» не хотел показать нам Бунин. Наоборот, он с необычайной художественной силой заполнил определение, которое дано Вавилону в Апокалипсисе. За стенами этого города протекает наша человеческая, слишком человеческая, жизнь, с ее радостями и горестями, с очарованием первой любви, не все ли равно чем пробужденной в юной душе, со страшным призраком смерти, неожиданно, всегда врасплох нас застающей. Но кто-то издали следит за нашим заумным миром, погруженным в океан стихии, и только некоторым нет-; нет и послышится голос сирены: «Горе тебе, Вавилон крепкий».

Г. — один из многих пассажиров большого корабля «Атлантида», похожего «на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Океан, уже давно ставший в мировой литературе символом жизни в ее изменчивости, грозности и непредсказуемости «Сирена» — символ мирового хаоса, «музыка» — спокойной гармонии. В конце рассказа Бунин повторно описывает блестящую и легкую жизнь пассажиров корабля, в том числе танец пары нанятых влюбленных: и никто не знал их тайну и усталость от притворства, никто не знал о теле Г. «на дне темного трюма, в соседстве с мрач­ными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу. ». Этот финал можно трактовать как победу над смертью и в то же время как подчиненность извечному кругу бытия: жизнь — смерть.

Писателя до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому приходит Бунин, можно сформулировать следующим образом: сама жизнь, которая дается человеку по никому, кроме Бога, не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто «неразводимыми». Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

Cочинение ««Гранатовый браслет» одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна»

Чем было чувство Желткова — истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя — слабостью, малодушием, пропитанным страхом или силой, желанием не досаждать и оставить любимую? В этом, на наш взгляд и заключается истинная коллизия повести. Анализируя «Гранатовый браслет» Куприна, Ю. В. Бабичева пишет: «Это своеобразный акафист любви…».

А. Чалова приходит к выводу, что при создании «Гранатового браслета» Куприн воспользовался моделью акафиста. «Акафист» переводится с греческого как «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть». Он состоит из 12 пар кондаков и икосов и последнего кондака, который не имеет пары и повторяется трижды, после чего читается 1 икос и 1кондак. После акафиста обычно следует молитва. Таким образом, считает А. Чалова, акафист можно разбить на 13 частей. Столько же глав и в «Гранатовом браслете». Очень часто акафист строится на последовательном описании чудес и подвигов во имя Божие. В «Гранатовом браслете» этому соответствуют истории любви, которых можно насчитать не меньше десяти. Несомненно, очень важен 13 кондак. В «Гранатовом браслете» 13 глава явно кульминационная. Мотивы смерти и прощения в ней четко обозначены.

И в эту же главу Куприн включает молитву. Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “…должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. По мнению Волкова С., «именно Генерал Аносов сформулирует основную мысль повести: Любовь должна быть…». Волков, сознательно обрывает фразу, подчеркивая, что «настоящая любовь, существующая когда-то давно, не могла исчезнуть, она обязательно вернется, просто ее пока могли не заметить, не узнать, и неузнанная, она уже живет где-то рядом. Ее возвращение станет настоящим чудом». «У самой княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем эта любовь не принесла ей желанного счастья — она бездетна и страстно мечтает о детях».

По мнению Волкова С., «герои повести не придают настоящее значение любви, не могут понять и принять всей ее серьезности и трагичности». Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры. И потому усомнился старый генерал — та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть». Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет — немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас…».

И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. И находясь у гроба влюбленного в нее Желткова, «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Видео (кликните для воспроизведения).

«В годы реакции, — пишет Афанасьев В. Н., — когда декаден

гранатовый браслет молитва о любви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here