Содержание
- 1 Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)
- 2 Что такое Гефсимания?
- 3 Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
- 4 Митрополит Кирилл «СЛОВО ПАСТЫРЯ» Молитва Спасителя в Гефсиманском саду
- 5 Гефсиманский сад
- 6 4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)
- 7 Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу
- 8 Молитва в Гефсимании
- 9 Гефсиманская молитва
- 10 Гефсиманская молитва
Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)
Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты». Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши молился, говоря те же слова.
Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня».
Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за ним.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.
Что такое Гефсимания?
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Во Славу Божию!
На еженедельной основе приход в честь Воскресения Христова г.Покровска (Энгельса) при поддержке прихожан организует обед для бездомных и неимущих.
Братья и сестры!
Если у вас есть желание оказать помощь в этом благом деле личным участием или необходимыми продуктами для приготовления обеда, и сопутствующими товарами (чай, сахар, одноразовая посуда), просим обращаться в иконную лавку храма Воскресения Христова г.Покровска
Православная соц. сеть «Елицы»
Радио Покров FM
Тел. иконной лавки храма: +7(961)641-60-30
Икона дня
Православный календарь
Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прп. Нила Столобе́нского (1554). Прп. Антония Сийского (1556).
Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушли́вого. Мц. Филофеи (1060) (Румын.).
Прмчч. Сергия Гальковского, Андроника Барсукова (1917); сщмч. Антония Попова пресвитера (1918); сщмчч. Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского пресвитеров, Никифора Литвинова диакона, прмчч. Галактиона Урбановича-Новикова и Гурия Самойлова, мч. Иоанна Демидова (1937); сщмчч. Петра Крестова и Василия Мирожина пресвитеров (1941).
Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.
1 Тим., 289 зач., VI, 17–21. Лк., 107 зач., XXI, 28–33 – за четверг и за пятницу: 2 Тим., 290 зач., I, 1–2, 8–18. Лк., 108 зач., XXI, 37 – XXII, 8. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Лк., 24 зач., VI, 17–231.
Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
(см.: Мф 26, 36-56; Мк 14, 32–52; Лк 22, 39–53; Ин 18, 1–12)
Войдя в Гефсиманский сад, Господь сказал Своим ученикам: «Посидите здесь, пока Я помолюсь». И, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Он начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною», — попросил Он их. Отойдя немного, Он упал на землю и молился: «Отче Мой! пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вернувшись к апостолам, Он нашел их спящими и сказал Петру: «Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Отойдя в другой раз, Он продолжил молиться: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И вновь Он, придя, находит учеников спящими — веки их отяжелели. Оставив их, Господь продолжил молитву. Ангел Божий, явившись Ему, укреплял Его, но от страданий и горячей молитвы Его пот как кровь капал на землю. Встав от молитвы, Иисус Христос подошел к Своим ученикам и сказал им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
И когда Господь еще говорил эти слова, Иуда Искариот с отрядом воинов и слуг от первосвященников и старейшин с фонарями, факелами и оружием пришел в сад. Подойдя к Господу, он сказал: «Радуйся, Учитель!» — и поцеловал Его. Это был знак для воинов: Кого поцелует Иуда, Тот и есть Иисус. Но Господь сказал ему: друг! для чего ты пришел? целованием ли предаешь Сына Человеческого? Тут подошли воины и схватили Его. Петр, видя, что происходит, извлек кинжал и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более двенадцати легионов Ангелов?» И, коснувшись уха раба, Господь исцелил его. Тогда Господь обратился к людям, пришедшим Его арестовывать: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не арестовывали Меня». Тогда ученики, оставив Его, бежали из сада, а Господа, связав, повели в Иерусалим во дворец первосвященников.
Митрополит Кирилл «СЛОВО ПАСТЫРЯ» Молитва Спасителя в Гефсиманском саду
На протяжении предыдущих дней Страстной недели Спаситель ежевечерне уходил в Гефсиманский сад с учениками, ища отдохновения от трудов, уединения и молитвы. Но последнее пребывание Иисуса Христа в этом месте было особенным, и об этом повествуют все четыре Евангелия. Вот рассказ евангелиста Луки о молитве Спасителя в Гефсиманском саду:
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет…
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:42, 44).
«Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43).
«Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22:45-46).
Повествование Луки сосредоточено на внутреннем борении Спасителя и отличается от свидетельств Матфея и Марка, подчеркивающих проявление слабости учеников, которые оказались неспособными сопутствовать Христу до конца и разделить с Учителем предсмертную скорбь в последние часы Его земной жизни.
Евангелист Матфей повествует об этом так: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26:37-45).
Трижды обращался Христос к ученикам Своим с просьбой бодрствовать и пребывать с Ним неотлучно в последние Его часы. Но ученики не справились с испытанием.
Особая важность этого повествования заключается в том, что нигде более читающий Евангелие не остается со Спасителем наедине. Ибо все иные события Нового Завета мы видим глазами апостолов. Но здесь они почивают, пока Спаситель остается наедине с Отцом. Этот евангельский текст являет нам Иисуса Христа в самый сокровенный момент Его земной жизни. Господь смертельно скорбит и молится до кровавого пота. В Нем нет страха перед грядущим страданием, но есть душевная мука, обнаруживающая человеческую природу Иисуса Христа.
В Гефсиманском саду Спаситель испытывает моральное страдание. Невинный и безгрешный, Он должен принять казнь и гибель за грехи мира. В истории известно немало случаев, когда человек жертвует собою ради других людей. Такие поступки называются героизмом и сохраняются в благодарной памяти поколений. Но жертва Спасителя и Его подвиг уникальны.
Мы видим Господа в тот момент, когда Он оставлен всеми. Ученики во власти сна, и никто не знает о том, что происходит в глубине Его души. Иисус обращается с молитвой к Богу Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39).
Мы внимаем словам молитвы Спасителя, но не слышим ответа на нее. Евангелист Лука свидетельствует о явлении ангела, посланного укрепить дух Иисуса, но слов ангела также не слышим. Чем же разрешается внутренний конфликт Богочеловека Иисуса Христа?
Как часто, проходя жизненные испытания, мы, подобно Спасителю, молимся: Господи, да минует нас чаша сия! Но дальнейших слов Иисуса, в которых находит разрешение Его внутренний конфликт, мы, к сожалению, почти никогда не повторяем: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
Господь Иисус Христос, имея по плоти ограниченную человеческую природу, был подобен нам во всем, кроме единственного: Он не имел на Себе греха. Грех же есть отступление от воли Божией. Поэтому в определенном смысле боль и страдание, разлад и скорбь являются следствием греха и несовершенства помраченной грехом человеческой природы. Но Спаситель был безгрешен. И потому в момент, когда Его человеческая природа обнаружила свою слабость и ограниченность, Христос преодолевает этот внутренний конфликт, подчиняя Свое человеческое начало началу Божественному: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). И скорбь отступила.
Господь приходит к ученикам и, застав их спящими, порицает за это. Но Он уже приготовил Себя к близким страданиям и смерти, преодолев естественную слабость и ограниченность своей человеческой природы. Моральные мучения оставили Его, ибо человеческая воля оказалась в подчинении воле Божественной.
Каждый из нас в течение жизни вступает в свой Гефсиманский сад и восходит на свою Голгофу. Разумеется, наши Гефсимания и Голгофа несоизмеримы с Господними, ибо испытания посылаются каждому по его силам. Нам приходится испытывать скорбь и страх, тоску, уныние и одиночество; может показаться, что наши страдания несправедливы, а люди не способны оценить то доброе, что мы ради них совершаем или готовы совершить.
Как помочь себе обрести гармонию духовного и материального, временного и вечного? Как преодолеть слабость своей человеческой природы? Только последовав примеру Господа, поручившего Себя в Гефсиманском саду милосердию Отца Небесного и спасительному Промыслу Божию, произнеся с кротостию: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
И если мы научимся в самые трудные моменты жизни соизмерять свою волю с волей Божественной и подчинять свое человеческое начало началу Божественному, если научимся поступать так, как заповедал нам Господь, то всякий раз будем обретать внутреннюю гармонию и силу духа, как обрел их Спаситель, молясь в одиночестве и забвении в Гефсиманском саду.
Гефсиманский сад
О молитве Христа и Его человеческой слабости
В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.
Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.
И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).
На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.
Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.
Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.
Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».
Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.
Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.
Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.
Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?
Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.
4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)
4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)
Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил»[415].
В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.
Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело».
Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)»[416]. То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.
Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий»[417].
Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения»[418]. Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима»[419].
Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там»[422]) образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие»[423].
Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»[424]
И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)»[425] удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:
10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности»[426].
Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу
Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу
Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!»
Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты».
Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши, молился, говоря те же слова.
Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».
В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».
Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.
Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.
Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «кого ищете?»
Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея».
Спаситель говорит им: «это Я».
От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.
Спаситель снова сказал: «Кого ищете?»
Они сказали: «Иисуса Назорея».
«Я сказал вам это Я», ответил Спаситель. «Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут».
Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо.
Но Иисус Христос сказал Петру: «вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»
Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.
В толпе слуг были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы».
Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Молитва в Гефсимании
Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.
Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.
Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.
Библия Онлайн
И слово Господне распространялось по всей стране. (Деяния св. aпостолов)
Гефсиманская молитва
«Смирил Себя, быв послушным
даже до смерти, и смерти крестной».
______________ Филиппийцам 2:8
«Душа моя скорбит смертельно…» –
Мой Иисус сказал в саду.
И с этой болью беспредельной
Он всё равно решил: «Иду».
Кровавый пот с висков сочился,
И спали вдалеке друзья,
Когда Иисус в молитве бился.
И победил, сказав: «Вот Я».
Сказал Отцу: «Что хочешь делай.
Приму всю чашу до конца».
И, встав с колен, шагнул Он смело
В объятья страшного кольца.
И тут же – поцелуй Иуды.
Затем синедрион, Пилат,
Царь Ирод, ожидавший чуда…
И вот – Спаситель наш распят.
Он всё прошёл для нас с тобою,
Смирив Себя, на крест взошёл.
Смиренье не далось без боя.
В саду Он бился всей душой.
Та Гефсимания внимала
Борьбе Христа ночной порой,
И вся земля под Ним стонала
От слов молитвы той святой.
«О, не Моя пусть воля будет,
Но пусть исполнится Твоя».
Так Иисус пример дал людям,
Покорно сердце Сам склоня.
Когда мы мечемся от боли,
Томимся ночи напролёт,
Лишь пониманье Божьей воли
Даёт нам двинуться вперёд.
И гефсиманская молитва,
Что нам оставил Иисус,
В часы и нашей страшной битвы
Летит к Отцу из наших уст.
И как бы ни был шаг тот труден,
Смертельной муки не тая,
Мы говорим: «Пусть воля будет
Твоя, Господь мой. Не моя».
Гефсиманская молитва
«…да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.» (гл.26 от Мат.)
Сад Гефсиманский полон звёзд…
Но свет их тонет в мгле ночной.
С Отцом беседует Христос,
К земле припав в мольбе немой:
— Своей любовью озарил
Народ, заблудший в темноте.
Ученикам духовных сил
Дал полной мерой…Но не те!
— Не те избранниками были!
Народ избранный глух к Добру!
Любовь и Свет не оценили…
«Распни!»- прикажут поутру…
— Плевками обесчестят тело…
Венком терновым обовьют.
Кровь в жилах злобой закипела:
Хоть и безгрешен, но распнут!
— Голгофский крест взывает к небу:
«Уйми терзание гвоздей!
Я виноватым, Отче, не был.
За что страдаю от людей?!»
— Я вывел их из мрака к Свету…
Я их учил Тебя любить!
Пусть же минует чаша эта,
Что приготовил мне испить!
Ответа нет в небесных далях…
Тускнеет звёздный хоровод…
Христос смиренен и печален.
А на челе – кровавый пот…
— Пусть будет так, Отец, как хочешь!
…Звенит Иуда серебром.
Молитвы Гефсиманской ночи
Писались кровью, не пером.
Где взять Любви такую силу,
Чтоб всех простить и всех любить?
Чтоб Душу к Небу возносила
Молитв невидимая нить?!
Страсти Христовы. Гефсиманская Молитва
Воюющая Поэзия Русского Сопротивления
28.07.08г.
21ч.15м.
Слава Роси!
Посолонь!
Пишу Кровью Сердца и Светом Души…
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА
Реальность все дальше и дальше уходит за Грань Понимания,
Вновь вместе с Христом ждет Начала Страстей Изначальная Русь,
Пришли ОНИ в место, что с давних Времен здесь звалось Гефсимания,
Исус Иоанну:» Побудьте все здесь, Я пойду помолюсь…»
На Русской Земле снова Иго, как-будто Вселенское Горе,
И, значит, Сердцам разрываться от Боли и снова грубеть,
Исус, взяв с Собою Петра ,Иоанна, Иакова, вскоре
Идя с ними, начал Смертельной Тоской тосковать и скорбеть
Все замерло в Миг во Вселенной, утихло Веселье и Битвы,
Один лишь Христос все, что есть и что будет в Молчаньи Творит,
Весь Мир ожидает Начала Его Гефсиманской Молитвы,
Которая ужас Распятья и смерть на Кресте предварит
«Без Пастыря, что поражен, ведь придется рассеяться Стаду
А Мне предстоит Кровь Свою здесь за грешников снова пролить…»,
Русь стала подобна опять в Тишине Гефсиманскому Саду
Куда Сын Господень идет вновь о Чаше Страданий Молить,
Тогда говорит ИМ Исус:» Братья! Вы, не ходите со мною,
Душа Моя здесь не находит Покой и Смертельно скорбит,
Вселенная вся после Ночи Мытарств скоро станет иною,
Ведь Сын Человеческий будет Кагалом Распят и убит…»
Он пал на Лицо и Молился неистово, с Верой и Страхом,
С Ним рядом был слышен пронзительный Шепот Склоненной Руси,
«Отец! Если можно, Мне Завтра подняться над Смертью и Прахом,
То Чашу Страданий Моих на Кресте мимо Ты пронеси…»
И вот в Иудее, забывшейся, завтра наступит суббота,
Спаситель, страдая, совсем преклонил в Скорби Духа Главу,
И Капли Его от Душевных Мучений Кровавого Пота,
Стекали со Лба и Лица ручейками по камню в траву…
Вернувшись назад, Он находит ИХ спящими всех от Печали,
«Как можете спать Вы? Иаков, Симон? Ночь Страстная грядет,
Отца Своего Я молил о Спасеньи Своем, а Вы спали,
А, впрочем, Сын Божий, как Бог предназначил, на Смерть и пойдет…
Отец Мой Небесный! Тоска Вековая и Скорбь Меня Гложет,
Искус и Сомненья в Душе в Час Решительный Чувствую Я,
Но, коль ЭТА Чаша Меня миновать, Авва Отче, не может,
То будет на ЭТО, Мой Отче Всевышний, лишь Воля Твоя…»
Русь вместе с Христом обращается к Богу:»К Тебе припадаю!,
Здесь ТОТ, кто ничтожен был раньше, повсюду теперь Господин…»
«Отец! Ты-же знаешь, о том, как Скорблю Я и, как я Страдаю,
Ведь в этой Пустыне безбожников вновь Я остался Один…»
Сгорела Заря над Россией, Рождающей Силу в Страданьи,
Багровый Закат над Горой Елеонской давно уж потух,
Христос, от Молитвы Страстной обессилев, умолк в Ожиданьи,
И Ангел Господень, по Воле Отца, укрепил Его Дух
Во ВСЕ Времена Молит Русь Вседержителя лишь о Спасении,
Чтоб Чашу Страстную Страданий от Смуты Он мимо пронес,
Ведь, Первым из Мертвых Нетленным Восстав ,Он в Своем Воскресении,
Надежду дал Всем Изможденным, ослепшим от Горя и Слез…
Русь стала Голгофой, Судьба Ее-Вечно Страстная Седмица,
Она, как Христос, за весь Мир во грехе вновь восходит на Крест,
Смерть попрана будет Христом и Россией, и ад посрамится,
И в День Воскресения Русский простор огласит Благовест
Христос и Россия идут, поднимаясь по Крестной Дороге,
Из Века в Другой наступающий Век, как в Кровавом Бреду,
С Молитвой о Чаше Страстной, у Начала Страстей, на Пороге,
Во ВСЕ Времена Русь Святая с Христом в Гефсиманском Саду…
Видео (кликните для воспроизведения). |
Уже на Голгофе готовят Кресты, бечеву и Оковы,
И Русь с Ним Одна, вновь к Страстям приготовясь Грядущего Дня,
«Вставайте, пойдем, начинаются в Вечности Страсти Христовы,
Уж близится ОН , в Предназначенный Час Предающий Меня…»
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.