Содержание
- 1 Минделл Арнольд » Вскачь, задом наперед
- 2 Арни минделл молитва о которой ты не знал
- 3 Арни минделл молитва о которой ты не знал
- 4 Арни минделл молитва о которой ты не знал
- 5 Минделл Арнольд. Книги онлайн
- 6 Танец Древнего
- 7 Сновидение в бодрствовании
- 8 Арни минделл молитва о которой ты не знал
- 9 Арнольд Минделл, миротворец и фасилитатор
- 10 Лучшие книги Арнольда Минделла
Минделл Арнольд » Вскачь, задом наперед
ISBN: 5-88389-036-9, 978-5-88389-036-8
Арнольд и Эми Минделл — создатели одной из самых многообещающих на Западе школ психологии и психотерарапии — школы процессуальной работы. Это книга — подробное описание одного из практических семинаров, который они провели в институте Эсален в Калифорнии, является лучшим из имеющихся руководств по всему набору методов процессуальной работы.»Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он сидел на нем задом наперед. Вот так и мы могли бы снова научиться наслаждаться жизнью — развернув наше сознание в противоположную сторону, чтобы начать видеть и делать все совершенно по-новому», — говорят Арнольд и Эми Минделл.Процессуальная работа, как часто называют процессуально-ориентированную психологию, расширяет Юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
Арни минделл молитва о которой ты не знал
«Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он сидел на нем задом наперед. Вот так и мы могли бы снова научиться наслаждаться жизнью – развернув наше сознание в противоположную сторону, чтобы начать видеть и делать все совершенно по-новому», – говорят Арнольд и Эми Минделл.
Процессуальная работа, как часто называют процессуально-ориентированную психологию, расширяет Юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
Ниже вы можете скачать, купить или прочитать онлайн книгу, или посмотреть книги Арнольда Минделла.
ВСКАЧЬ, ЗАДОМ НАПЕРЕД
Арни минделл молитва о которой ты не знал
Арнольд и Эми Минделл
ВСКАЧЬ, ЗАДОМ НАПЕРЕД
Процессуальная работа в теории и практике
Arnold and Amy Mindell
RIDING THE HORSE BACKWARDS
Process Work in Theory and Practice
Перевод с английского Л. Масловой и В. Самойлова
под редакцией В. Цапкина
Научная редакция к.ф.н. Владимира Майкова
Минделл А., Минделл Э.
Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике/Пер. с англ. Л. Масловой и В. Самойлова. — М.:
Арнольд и Эми Минделл — создатели одной из самых многообещающих на Западе школ психологии и психотерарапии — школы процессуальной работы. Это книга — подробное описание одного из практических семинаров, который они провели в институте Эсален в Калифорнии, является лучшим из имеющихся руководств по всему набору методов процессуальной работы.
АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ — доктор философии, психотерапевт и аналитик, основатель процессуально-ориентированной психологии. Автор 17 книг, переведенных на 20 языков, в том числе: “Dreambody: The Body’s Role in Revealing the Self “ (1982); “River’s Way” (1985); “Working with the Dreaming Body” (1984); “Dreambody in Relationships” (1987); City Shadows (1987); «Coma: a key to Awakening” (1988); Inner Dreambodywork: Working on Yourself Alone» (1989) “Riding the Horse Backwards’ (1992);“Leader as Martial Artist” (1992); “Shaman’s Body” (1996); “Sitting in the Fire” (1997); The Quantum Mind (1999); Dreaming While Awake (2001); The Dreammaker’s Apprentice (2002); The Force of Silence (2003)
ЭМИ МИНДЕЛЛ — доктор философии, частнопрактикующий психотерапевт. Развивает процессуально-ориентированную психологию в областях работы с комой, этики и танца. Автор книг: “Metaskills, the Spiritual Art of Therap”y (1994); “Coma, A Healing Journey: A Guide for Family Friends and Helpers” (1999); “Alternative to Therapy. A Few Basic Processwork Principles” (2002).
© 1992, Arnold and Amy Mindell
© 2004, В.В. Майков, предисловие
Впечатления русского очевидца
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
С четой Минделлов меня, можно сказать, свела сама судьба во время первого путешествия по США, когда я и Слава Цапкин — два счастливца, посетившие за пару летних месяцев 1990 года основные институты и центры гуманистической и трансперсональной психологии, — гостили три дня у знаменитого основателя и хозяина Эсалена, писателя, исследователя и бунтаря Майкла Мерфи и его жены Далси. Далси и предложила мне посетить Эсален неделей раньше, чем было запланировано, поскольку мои планы изменились и я должен был ехать в Массачусетс. Вот так я и оказался на семинаре Минделлов.
Я ничего не знал ни об Арни и Эми, ни о процессуальной психологии, но уже много лет бредил легендарным Эсаленом — гнездом новых движений в психотерапии, обновлении жизни и самопознании, давшим в свое время приют Грегори Бейтсону, Фрицу Перлзу, Станиславу Грофу и десяткам других новаторов.
Память сохранила первое впечатление об Арни как о существе, в облике которого проглядывает что-то птичье и упругая грация крупных кошачьих. Я был поражен его изумительным даром игры и перевоплощения. За несколько часов Арни разрушил клетку моих представлений о психотерапии. Он больше всего походил не на терапевта, а на дзэнского учителя, гнома-весельчака, танцующего даоса, простой, открытый и естественный, как ребенок.
Как сейчас помню работу Арни с женщиной, рассказавшей о своих суицидальных мыслях. Он предложил ей выбрать способ самоубийства и, когда она выстрелила в висок из воображаемого пистолета, мгновением позже комическим голоском вторил выстрелу “пиф!”. Затем, подобно герою фильма “Маска”, сам разделился на актера, зрителя и комментатора, восхищаясь ее смелостью и тем, как замечательно она все сделала, и тут же предложил ей повторить все еще раз. Когда же во время третьего повтора он третий раз визгливо вскрикнул вслед за воображаемым выстрелом — “пиф. ”, и бывшая самоубийца, и участники, и Арни разразились радостным хохотом. Серьезность отождествления с трагической ролью была исцелена космическим юмором. Минделл создал расширенную сцену сознания, мгновенно разрушившую клетку суицидального жизненного сценария. Конечно, такой опыт невозможно тиражировать, ибо все определяется таинственным даосским “следованием процессу”.
Во второй день семинара я решился во время обеда подсесть к Минделлам и пригласить их в Россию, в которой у них оказались семейные корни. С тех пор они трижды побывали здесь и обрели здесь последователей, учуявших в процессуальном подходе прообраз великой психотерапии будущего, включающей в себя Дао повседневной жизни, игру, радость, осознавание за пределами концепций. Обучаясь у Минделлов работе со сновидящим телом, я впервые прикоснулся к метапсихотерапии и к отсутствию границ в процессуальном подходе, изумился его диапазону (работа с комой, безумием, новорожденными детьми, в любой ситуации и без всяких ограничений, условностей и сценариев). Впервые догадался о великом единстве терапии, искусства и духовных практик. В конце же того семинара, после того как мы разыграли в группе калифорнийское землетрясение, я увидел Арни как пылающего даоса.
То, что вы узнаете о процессуальной работе и атмосфере Эсалена из этой книги, конечно, лишь тень происшедшего, ведь никакими ухищрениями невозможно архивировать бесконечномерные файлы жизни в полмегабайта текста. Реально происходившее — за пределами языка. Но и по ней мы можем догадаться о революционности минделловских открытий и уникальности его терапевтического дара.
Искусству психотерапии невозможно выучиться по формальной программе. Необходима огромная работа над собой, заменить которую невозможно ничем. У великих учителей обучаются неизвестно чему за пределами слов. Мастерству обучаются у мастеров. Убежден, что даже два дня с Минделлами могут стоять годов обычных психотерапевтических программ. Минделлы рассказывают вечные истории о Дао-потоке, об испытаниях, о судьбоносных снах, о борьбе с чудовищами, но делают это так, что коммуникативная ткань сознания, сотканная из многих языков переживания и взаимоотражений человека в других, наполняется энергией и радостью и пробуждается.
Книга “Вскачь, задом наперед” написана для тех, кто заинтересован в саморазвитии, а также для тех, кто помогает личностному росту других людей. Она будет полезна тем, кто занимается трансперсональной психологией и групповой, танцевальной и арт-терапией. С помощью обработанной записи семинара по процессуальной работе, реально происходившего в 1980-х годах, когда мы в первый раз начали сотрудничать с Эсаленом, она рассказывает о том, как складываются философия, методы и подходы процессуально ориентированной психологии.
Процессуальная работа, как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
Арни минделл молитва о которой ты не знал
Арнольд и Эми Минделл — создатели одной из самых многообещающих на Западе школ психологии и психотерарапии — школы процессуальной работы. Это книга — подробное описание одного из практических семинаров, который они провели в институте Эсален в Калифорнии, является лучшим из имеющихся руководств по всему набору методов процессуальной работы.
«Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он сидел на нем задом наперед. Вот так и мы могли бы снова научиться наслаждаться жизнью — развернув наше сознание в противоположную сторону, чтобы начать видеть и делать все совершенно по-новому», — говорят Арнольд и Эми Минделл.
Процессуальная работа, как часто называют процессуально-ориентированную психологию, расширяет Юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
Минделл Арнольд. Книги онлайн
Арнольд Минделл (Arnold Mindell) — американский психолог, вышедший из когорты Эсалена, известного калифорнийского центра по развитию способностей человека. Работает в направлении процессуальной психологии. Есть представительство и в России.
Автор ряда книг, подготовленных для публикации в России Владимиром Майковым, философом, работающим в области трансперсональной психологии.
Арнольд Минделл активно применяет метафоры квантовой физики. Считает, что свое решение изучать психологию получил свыше — поскольку по времени это решение совпало с уходом в мир иной великого Карла Юнга.
Книги (11)
Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме. Осознание пути. В учениях Дона Хуана, Ричарда Феймана и Лао цы.
В основе этой книги лежит вопрос: «Какие необъяснимые силы руководят или управляют нашими жизнями?» Что заставляет нас в один день выбирать одно направление, а в следующий — другое? Каков ответ на этот вопрос — случайность, психология, физика или шаманизм? Генетика, ваши сновидения, внешние события в человеческом мире или космос? Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела соотносятся с этой волшебной планетой. Психология — это в некотором смысле аспект космологии.
В этой работе, физика предстает как здание, стоящее на земле без всякого фундамента. Именно поэтому физики удивляются способностям и значимости математики, которая может описывать новые события еще до их наблюдения. Я буду показывать, что хотя физика действует — в том смысле, что она позволяет нам создавать компьютеры и космические корабли — для объяснения математики и того, почему физика действует, мы нуждаемся в психологии и шаманизме.
Оказывается, что физика и математика основываются на том, что было всегда известно психологии и шаманизму — на способности любого человека осознавать едва заметные, сноподобные события.
«Почему у меня такое чувство, что я безотлагательно должен написать эту книгу? Может быть, потому, что я отстаиваю новую этику, сражаюсь за расширение современного медицинского представления о смерти мозга? Или мне необходимо изучать предсмертные переживания, чтобы обнаружить собственную вечную сущность? Вечный религиозный опыт, который всегда приписывали жизни после смерти, безусловно, можно пережить в этой книге. Умирающие помогли мне полюбить этот мир, осознать неограниченный потенциал его смысла и глубины.
Как физик, я уже был знаком с теоретической относительностью нашего мира. Теперь применение процессуальной работы заставляет теоретическую физику выглядеть подобно сбывшемуся сну. Пространство, время и локальность бледнеют перед красочным переплетением жизни, проживаемой до ее полного завершения».
Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии).
«. Но если бы космонавты могли видеть психологический спектр планетарного организма, то их ужаснула бы аура Земли, пронизанная сполохами зловеще красного цвета всех оттенков — пожаров ненависти и крови массовых убийств, морей горя и рек слез, пролитых слабыми и беззащитными. Таков диагностический спектр болезни, название которой — война всех против всех, и всех вместе против Земли».
«Я убежден: для того, чтобы жить в двадцатом веке, большая часть древнего духа должна быть закупорена, хорошо это или плохо. У меня нет также сомнений в том, что любой человек, который столкнулся с телесным духом лицом к лицу, должен принять жесткий вызов: личностно интегрировать дух, который так мало популярен в этом мире.
Порой бывает легче болеть, страдать от невыносимого и беспощадного давления или сойти с ума, чем привнести в реальность дух, который заставляет человека столкнуться с социальными конфликтами, непониманием и одиночеством. Какой же в этом великий мистический вызов и какая боль — быть человеком!»
Сидя в огне. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие.
За самыми трудными мировыми проблемами стоят люди — группы людей, которые не в состоянии ужиться друг с другом. Можно обвинять преступность, войну, наркотики, жадность, бедность, капитализм или коллективное бессознательное. Но, в конечном счете, проблемы создаются людьми.
Огонь, бушующий в общественных, психологических и духовных измерениях человечества, способен разрушить мир. Но тот же огонь в силах преобразить раздоры в сообщество. Это зависит от нас самих. Мы можем либо избегать борьбы, либо бесстрашно вступать в пламя, вмешиваясь в события и предотвращая повторение самых тягостных ошибок человеческой истории.
Эта книга посвящена тому, чтобы научить вас жить, воспринимая силу Сновидения. Мы вместе пустимся в это путешествие, исследуя территорию, где шаманизм пересекает границы физики, где сны становятся телесными переживаниями, и где повседневная жизнь сливается с бессмертием.
Моя цель состоит не в том, чтобы лишь время от времени замечать Сновидение, а в развитии постоянного осознания мира снов. С помощью нового метода, который я назвал 24-часовым Осознаваемым Сновидением, мы будем учиться проходить через реальность повседневной жизни за ее пределы, исследуя мир целительства, прорицания и бессмертия.
Как Вселенная решает личные и мировые проблемы.
Книга «Танец Древнего» Арнольда Минделла, основоположника процессуально-ориентированной психологии, представляет революционный метод работы с проблемами и трудностями на личностном и общественном уровне.
Уникальное соединение психологии и физики в сочетании с неоценимым опытом работы автора в частной практике, в деловых и правительственных организациях позволило д-ру Минделлу создать Танец Древнего — авторскую методику осознанного изменения пространства и использования Вселенной для решения задач современного мира.
Книга основателя процессуальной терапии помогает преодолеть страхи и эмоциональные кризисы через пробуждение нашего внутреннего шамана — мудреца и целителя — «сновидящее тело».
Используя в качестве примера личный опыт работы с шаманами и книги Кастанеды, автор дает методы обретения целостности и освобождения от нереалистических ожиданий, ограничивающих нашу жизнь.
В этой книге я собрал воедино все мысли по поводу работы со сновидениями, появившиеся у меня за последние тридцать шесть лет практики. Она представляет собой дальнейшее развитие юнгианских, гештальтистских и процессуально ориентированных методов работы со сновидениями, которые я использовал или разрабатывал сам.
Основная идея книги состоит в том, что сновидения можно понять, тщательно наблюдая, как мы используем свое внимание, как мы движемся и какой опыт мы переживаем в своих телах и в измененных состояниях сознания.
Танец Древнего
Как Вселенная решает личные и мировые проблемы.
Книга «Танец Древнего» Арнольда Минделла, основоположника процессуально-ориентированной психологии, представляет революционный метод работы с проблемами и трудностями на личностном и общественном уровне.
Уникальное соединение психологии и физики в сочетании с неоценимым опытом работы автора в частной практике, в деловых и правительственных организациях позволило д-ру Минделлу создать Танец Древнего — авторскую методику осознанного изменения пространства и использования Вселенной для решения задач современного мира.
Сновидение в бодрствовании
Эта книга посвящена тому, чтобы научить вас жить, воспринимая силу Сновидения. Мы вместе пустимся в это путешествие, исследуя территорию, где шаманизм пересекает границы физики, где сны становятся телесными переживаниями, и где повседневная жизнь сливается с бессмертием.
Моя цель состоит не в том, чтобы лишь время от времени замечать Сновидение, а в развитии постоянного осознания мира снов. С помощью нового метода, который я назвал 24-часовым Осознаваемым Сновидением, мы будем учиться проходить через реальность повседневной жизни за ее пределы, исследуя мир целительства, прорицания и бессмертия.
Арни минделл молитва о которой ты не знал
Преодолеть край можно многими способами. Если сравнить край с мостом, то один из способов перебраться через него на другую сторону — вообразить или увидеть во сне, что вы уже там. Однако достичь этой цели только лишь через сновидение не всегда возможно, поскольку сновидение протекает в измененном состоянии. Лучше использовать для этого сознательную визуализацию.
Другой способ — представить фигуру того, кто мешает вам обрести новую идентичность, а затем сразиться с этим обитающим у края существом. Эта фигура персонифицирует различные стереотипы, сковывающие наши действия, наши взгляды на жизнь, которыми мы до сих пор руководствовались. Эти фигуры внушают нам: “Будь со всеми любезен”, “Не будь холоден”, “Не будь таким эмоциональным”, “Люби не себя, а ближнего своего”, “Взрослые люди — хорошие, а дети — легкомысленные”. Или такое: “Не высовываться — правильно, быть заметным — плохо”.
Один метод преодоления края мы с Эми узнали прошлым летом от двух африканских целителей-колдунов: отдать право общаться с фигурой края колдуну. В настоящие времена африканские колдуны, которых мы видели, главное внимание уделяют не новой идентичности, что находится на другой стороне моста, или развитию в новом направлении. Их в первую очередь интересует демон моста, сама фигура края.
Те из колдунов, кто посильнее, атакуют фигуру края и таким образом решают проблемы. Целители описывают фигуру края в виде ревнивого существа, которое стремится разрушить вас. Они работают с проблемами отношений, телесными проблемами, психическими заболеваниями и кознями духов, стараясь представить людей, которые вас ненавидят. Эти завистники — демоны моста, фигуры края, препятствующие вашему слиянию со своим “Я”. Целители вызывают видение духа, или человека, околдовавшего вашу жизнь и препятствующего процессу вашего развития. В этих видениях им “является” завистник, который не дает вам двигаться. Этот завистник не хочет, чтобы вы изменялись, потому что тогда вы уйдете вперед и заставите его ревновать еще больше. Ревнивые демоны обычно имеют мировоззрение, которому ваше развитие может нанести вред.
Арнольд Минделл, миротворец и фасилитатор
Видео (кликните для воспроизведения). |
Процессуальная психотерапияНаправление объединяет многие психотерапевтические школы, беря из каждой самое ценное, и, кроме того, обращается к восточному взгляду на мир (к буддизму, даосизму). Процессуальная психотерапия исходит из того, что в любом происходящем с нами процессе есть смысл, который изначально в нем заложен. Умение распознавать, понимать этот смысл и следовать за различными процессами во время психотерапии в сути своей сближает данное направление с философией даосизма и дзен-буддизма.
В процессуальной психотерапии выделяется две формы процесса: первичный, который находится ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый нами и включающий различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны.
Психотерапевту в данном случае необходимо сосредоточиться на вторичном процессе, в котором заложено много творческой энергии и ресурсов, не используемых человеком в его повседневной жизни. Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться тому процессу, который раньше казался пришедшему к нему человеку совершенно ему чуждым, но в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом. Помощь в понимании того, в чем заключается вторичный процесс, и поддержка в следовании за ним является основной задачей процессуального психотерапевта.
Процессы в психотерапии и в жизниМы живем в мире первичных процессов. Первичные — связаны с обыденной жизнью, с работой, с формальными и традиционными отношениями.
— Нормально, сдал экзамен.
В процессе диалога, всех видов общения первого уровня сильнейшим образом проявляются влияние общества, родителей-воспитания, умение привычно ориентироваться в часто встречающихся обстоятельствах.
Итак — роль процессов первого порядка ясна: это жизнеобеспечение, похожее на процессы уровня физиологических потребностей у Маслоу. Основное отличие подхода Минделла — видеть прежде всего не ряд состояний, а именно реку процесса.
Вторичные процессы для него, как для психотерапевта, для исследователя и гуманиста, представляют интерес особый. Потому, что именно в этих процессах мы можем быть счастливы, несчастливы, переживать и чувствовать-как-люди.
Первое внимание, в котором человек живет в обыденности, зачастую не позволяет открыть те вторичные процессы, для этого вводится категория второго внимания. Вообще — что-то сильно напоминает Карлоса Кастанеду. Я думаю, его литература оказала на формирование идей Минделла существенное влияние.
Во втором внимании мы можем видеть события в природе, особенности поведения других, наконец — собственные телесные проявления — и действовать, прислушиваясь к этой информации.
В психологию Минделл пришел из физики, из строгого, причинно-следственного мира, который, по его словам, невероятно сух и скучен. Почему скучен? Потому, что Мир людей, эмоций, переживаний, страданий — гораздо сочнее. Так ему показалось. Это было серьезным поворотом — принять решение не изучать физику, а изучать юнгианскую психологию и постепенно создавать свою школу в психотерапии.
Школа Арни Минделла и Эми МинделлОсновой теории Минделла служит увесистый словарь терминов. Идеологией стала восточная философия Даосизма или Буддизма, вообще — восточная. Суть в том, что любое событие имеет свой собственный смысл. Телеологически все оправдано, можно искать этот смысл, но главное — постулат, что смысл есть. Этот постулат моментально облегчает состояние человека, который находится в поиске смысла.
— Жизнь потеряла всякий смысл.
— Тебя выгнали с работы, что ли?
— Не только выгнали, еще и жена ушла.
— Так вот в этом-то весь и смысл. Что же ты ищешь?
Термины процессуальной школы психотерапииОсновное в учении Минделла — концепция сновидящего тела Dreambody. Можно объяснить это так: все, что вы говорите, это выражается вербально, а то, что сообщаете невербально — это движения тела. Тело отражает сны. Те сны, которые вы видите находят выражение в характере ваших движений, в интонациях речи и даже в оговорках. Тело сновидит и является вторым коммуникатором после речи. Если вы неискренни, то вы посылаете так называемый двойной сигнал. Первая, вербальная часть не соответствует телесной — и в ответ на сообщение вы получаете совсем не тот отклик, который ожидали. Так, в общих чертах. Если вы можете уловить слабые сигналы (как свои, так и другого), на краю, пограничные к обыденности — вы можете коммуницировать в полном взаимопонимании. Это редкость, и это обычно не приветствуется в формальном мире.
В словаре Минделла есть термины границ, каналов, есть и описание функционирования каналов психического восприятия.
Есть и особая категория — метанавыки. То, с каким чувством вы что-либо делаете. Особую важность имеют они для коммуникации, для любого общения, для любых действий.
Одну из самых созвучных времени статей словаря позволю себе привести целиком, в переводе В. Майкова.
Deep democracy — Глубокая демократия1. Понимание того, что для адекватного представления реальности необходимо все. Осознание того, что мир может быть понят только частично.
2. Чувство того, что мир существует, чтобы помогать нам становиться нашими цельными самостями, и что мы существуем, чтобы помогать миру сиять целиком.
3. В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ это означает открытость ко всем нашим внутренним голосам, чувствам, и движениям — не только к тем, которые мы знаем и поддерживаем, но и к тем, которые нам не слишком хорошо известны и вызывают страх.
4. ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ глубокая демократия означает наличие текущего осознания наших высочайших идеалов и наихудших настроений.
5. В ЖИЗНИ ГРУППЫ она означает готовность слушать и экспериментировать с любой частью, которая выходит на первый план.
6. В ГЛОБАЛЬНОЙ РАБОТЕ, глубокая демократия ценит политику, этническую принадлежность, сепаратизм, и дух природы.
7. Глубокая демократия означает, что всех следует поощрять замечать и выражать любые свои чувства.
8. В работе с большими группами глубокая демократия описывает открытость, уважение и понимание фасилитатора ко всем частям группы. Это значит позволять всем различным сторонам группы проявляться и взаимодействовать друг с другом; власти, бунтарям, всем боязливым и молчаливым частям предоставляется форум для свободного выражения.
9. Открытое и приемлющее отношение ко всем различным частям внутри и вне нас.
10. Глубокая демократия — это новая процедура осознания, которая уважает все личности, части и состояния сознания.
11. Она требует от вас умения в контакте с внешним миром замечать все свои внутренние переживания, удерживать осознание в данный момент чувств, сновидения и социальной власти.
Спасение организаций: фасилитация в конфликтах и кризисахМинделл много раз участвовал в «спасении» организаций. Дело в том, что концепция dreambody вполне может быть распространена на группу — эдакое коллективное сновидящее тело. Если второе внимание задавлено различным негативом — завистью, мстительностью, страхом, плохими предчувствиями — то в группе дела идут вразнос. Обычно не принято высказывать свои эмоции, если дела идут плохо: если бизнес накрывается медным или другим тазом — все переживания внутри. Если бы пригласили Минделла, он бы, во первых, усадил всех, к примеру, на пол, потом — дал высказаться, выступая в роли фасилитатора, направляя участников так, чтобы они высказывались от сердца, искренне. Обычно в результате такого общения группа преодолевает кризисный стресс — да и люди становятся ближе друг другу. Это первый этап, после его прохождения можно искать пути действий: что необходимо предпринять, что делать, куда бежать. Заметьте, после установления общения во втором внимании. Так что без искреннего выражения чувств (пусть это злоба, агрессия по отношению к начальнику, еще что-нибудь неприемлемое) пути преодоления группового кризиса найти невозможно, и группа (предприятие) рассыпается, закомплексованная деловым этикетом. Кризис — тут не до европейскости и этикета!
Как распрощаться с миромИсключительно интересный опыт общения Минделла с людьми, находящимися на смертном одре. Мне запомнился один пример. Госпиталь. Безнадежный старый негр, он скоро умрет. Минделл взял его за руку и попросил говорить.
— Я никогда не был на каникулах… Я всегда работал и никогда не отдыхал…
— А что бы вам больше всего хотелось?
— На каникулы, хочу отдыхать.
— Ну так отправляйтесь, сделайте то, что хотите, вам никто не может препятствовать!
— Ну конечно можно!
Глаза пациента закрыты, он сообщает, что видит обстановку отдыха, пляж, пальмы и все такое. Через несколько минут он умирает.
Подумайте, кто находится рядом с умирающими? Глубоко огорченные родственники — это самый лучший вариант. Многим приходится прощаться с миром, когда рядом находится полицейский, или, не дай бог, наш милиционер. Худшая из смертей.
Минделл считает, что можно и необходимо общаться вербально, мысленно, телесно — с находящимися в коме. Он полагает, что это общение имеет огромную цену, огромное значение для находящегося в коме, а обычно, тело в коме уже и человеком не считают. Инсульт — кома — поддержка — и отключение поддерживающих приборов. Врачи говорят о лекарствах и о чем-то своем… Тоже мерзкая смерть.
В православной традиции к умирающему приглашают священника — он помогает уйти.
Сны наявуОдна из техник Минделла — сновидение наяву. Особая техника, требующая покоя и медитации. Она позволяет увидеть те вторичные малозаметные сигналы души, которые мы не слышим, в шуме обыденности. Сновидение — это и процесс предсознательной, чувственной осведомленности о мире или о себе. Сновидение — это то, благодаря чему мы видим сны, способны мечтать, воображать. Особая степень мастерства — осознанное сновидение, когда во сне человек бодрствует. Это все — по Кастанеде. Желание контролировать свои сны возникает у человека потому, что его неудержимо влечет к свободе. То, что наяву никогда не произойдет, происходит в контролируемом сновидении. Для психотерапевта — это способ изменения клиента, способ научить его воплощать желания, завершать гештальты и способствовать тому, чтобы человек осознал свои истинные мотивы, потребности. В дурных руках умение контролировать сновидения — эдакое роскошное развлечение, или еще хуже — полный уход от попыток договориться с реальностью. Так и любая психотехника (как вообще любая вещь) может применяться на пользу, может быть бесполезной, а может вредить.
Особый личный интерес Минделл уделяет сейчас распространению своего учения — процессуальной психологии и психотерапии, в Москве есть его представители, их легко найти в www.
Другой интерес — работа с миром (worldwork). Под этим термином он определяет работу с группой, и совместную работу нескольких групп. Цели такой работы — преодоление напряженности, попытки предотвращения физического насилия. У него был опыт работы с группой, состоящей из конфронтирующих Белфастцев, католиков и протестантов. Группа собиралась тайно, и в процессе занятий, как он считает, были достигнуты успехи, ведущие к миру, к прекращению конфронтации. Дорогу к миру всегда можно найти — все во власти людей.
Российский опыт и идеальный мирВ 93 г. Минделл фасилитировал общение в группе, состоящей из представителей народов Кавказа и русских на конференции по предотвращению напряженности. Эта работа описана в книге «Сидя в огне». Интересно, что от высказываний представителей силовых структур, он их называет KGB — по старинке, он чувствовал холодные мурашки по спине — это как в песне поется: «Холодок бежит за ворот». Не знаю, как вы, читатель, а я иногда этот холодок чувствую, это такое свойство нашей страны. Мало того, что просто холодно большую часть года, есть еще люди, добавляющие холодка за ворот.
На конференции была групповая работа, и были какие-то успехи. Что из всего этого вышло в результате, мы знаем. Но это была лишь одна конференция, чего можно было добиться, но он все равно пытался.
Идеальный мир Минделла — мир, где люди и группы (меньшинства и большинства) способны понимать друг друга, знать свои ранги, силу и слабость своего положения, но не пользоваться этим положением, а с мудростью осознавать его, и в соответствии с этим осознанием строить общение. Идеальный мир — в котором каждый учится понимать другого, учится слышать и действовать, не нанося вреда. Не знаю, возможен ли такой мир, крепче ли он реального мира. Или он возможен только в сознании и подсознании обиженных, злых и угнетенных.
Интересен взгляд Минделла на терроризм. Он считает это явление присущим современной организации мира, и заявляет, что борьба с террористами — бесполезна по своей сути. Бесполезно уничтожать террористов. На их место река мэйнстрима вынесет всех, кто не вписывается, не укладывается в рамки ее потока, озлобленных и готовых к мести. Парадоксально, но Минделл считает, что с террористами нужно разговаривать, по крайней мере с теми, кто готов к диалогу, и не тогда, когда они, захватив заложников выставляют требования, а заблаговременно.
Я задал ему вопрос: «Арнольд, а возможна ли психотерапия без недуга, без болезни, как культурный феномен». Он ответил, что нет, терапия — она на то и терапия, чтобы лечить. Приводить в чувства и ставить на ноги, наделять силой и свободой.
А вот работа с миром — это уже не лечение, это, скорее, развитие человека, обучение основам осознанности себя, своего места в мире и основам жизни в мире — созидательной и насыщающей душу.
Лучшие книги Арнольда Минделла
ISBN: | 5-17-028747-X |
Год издания: | 2005 |
Издательство: | АСТ |
Язык: | Русский |
«Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он сидел на нем задом наперед. Вот так и мы могли бы снова научиться наслаждаться жизнью — развернув наше сознание в противоположную сторону, чтобы начать видеть и делать все совершенно по-новому», — говорят Арнольд и Эми Минделл.
Процессуальная работа, как часто называют процессуально-ориентированную психологию, расширяет Юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В ней сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.
«Жил в одном древнем американском племени дурак, наделенный дурацкой мудростью, которого прозвали «перевернутый». И все он делал не так. К примеру, конь его скакал правильно, а он…
ISBN: | 5-17-028745-3 |
Год издания: | 2005 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии (изд-во АСТ) |
Язык: | Русский |
«Почему у меня такое чувство, что я безотлагательно должен написать эту книгу? Может быть, потому, что я отстаиваю новую этику, сражаюсь за расширение современного медицинского представления о смерти мозга? Или мне необходимо изучать предсмертные
«Почему у меня такое чувство, что я безотлагательно должен написать эту книгу? Может быть, потому, что я отстаиваю новую этику, сражаюсь за расширение современного медицинского…
ISBN: | 5-17-024617-X |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
Книга основателя процессуальной терапии помогает преодолеть страхи и эмоциональные кризисы через пробуждение нашего внутреннего шамана — мудреца и целителя — `сновидящее тело`. Используя в качестве примера личный опыт работы с шаманами и книги
Книга основателя процессуальной терапии помогает преодолеть страхи и эмоциональные кризисы через пробуждение нашего внутреннего шамана — мудреца и целителя — `сновидящее тело`.…
ISBN: | 978-5-93454-147-8, 1-887078-64-9 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Беловодье |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
Большинство ученых даже не подозревает, что физика и математика основываются на том, что было всегда известно психологии и шаманизму, — на способности любого человека осознавать едва заметные, сноподобные события. Эта книга посвящена нашему процессу осознания и его непостижимой способности участвовать в создании реальности. В ней обсуждается тонкое взаимодействие природы с самой собой на заднем плане нашего восприятия, создающее наблюдаемый мир.
Большинство ученых даже не подозревает, что физика и математика основываются на том, что было всегда известно психологии и шаманизму, — на способности любого человека осознавать…
ISBN: | 5-17-021063-9 |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты Трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
За самыми трудными мировыми проблемами стоят люди — группы людей, которые не в состоянии ужиться друг с другом. Можно обвинять преступность, войну, наркотики, жадность, бедность, капитализм или коллективное бессознательное. Но в конечном счете
За самыми трудными мировыми проблемами стоят люди — группы людей, которые не в состоянии ужиться друг с другом. Можно обвинять преступность, войну, наркотики, жадность, бедность,…
ISBN: | 5-17-021064-7 |
Год издания: | 2004 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
Эта книга посвящена тому, чтобы научить вас жить, воспринимая силу Сновидения. Мы вместе пустимся в это путешествие, исследуя территорию, где шаманизм пересекает границы физики, где сны становятся телесными переживаниями, и где повседневная жизнь
Эта книга посвящена тому, чтобы научить вас жить, воспринимая силу Сновидения. Мы вместе пустимся в это путешествие, исследуя территорию, где шаманизм пересекает границы физики,…
ISBN: | 5-17-021065-5 |
Год издания: | 2003 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
В этой книге я собрал воедино все мысли по поводу работы со сновидениями, появившиеся у меня за последние тридцать шесть лет практики. Она представляет собой дальнейшее развитие юнгианских, гештальтистских и процессуально ориентированных методов
В этой книге я собрал воедино все мысли по поводу работы со сновидениями, появившиеся у меня за последние тридцать шесть лет практики. Она представляет собой дальнейшее развитие…
ISBN: | 978-5-17-050145-8 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | АСТ |
Серия: | Тексты трансперсональной психологии |
Язык: | Русский |
В основе этой книги лежит вопрос: «Какие необъяснимые силы руководят или управляют нашими жизнями?» Что заставляет нас в один день выбирать одно направление, а в следующий — другое? Каков ответ на этот вопрос — случайность, психология, физика или шаманизм? Генетика, ваши сновидения, внешние события в человеческом мире или космос? Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела соотносятся с этой волшебной планетой. Психология — это в некотором смысле аспект космологии.
В основе этой книги лежит вопрос: «Какие необъяснимые силы руководят или управляют нашими жизнями?» Что заставляет нас в один день выбирать одно направление, а в следующий -…
ISBN: | 978-5-91160-066-2 |
Год издания: | 2014 |
Издательство: | Институт консультирования и системных решений |
Язык: | Русский |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Книга расширяет представления о тонкой грани между психологией и психиатрией и предлагает новый взгляд на экстремальные состояния сознания. Книга адресована психологам,…
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.