Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Молитва Шахарит — ежедневная утренняя молитва («шахар» — на иврите «рассвет»), одна из трех обязательных еврейских молитв, наряду с послеполуденной Минхой и вечерней Маарив. Молитва Шахарит была установлена праотцом Авраамом, служение которого соответствовало качеству Б-жественного милосердия. Не случайно и введенная им молитва произносится утром, когда мы только начинаем свой день и еще не подвергаемся суду за свои поступки. Во времена Храма утром, как и днем до захода солнца, приносилась ежедневная жертва «тамид». После разрушения Храма, по решению еврейских мудрецов, обязательные молитвы утром и днем заменили советующие храмовые жертвоприношения.
Оглавление
Кто установил Утреннюю молитву? [↑]
Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив (или Арвит) — были установлены нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит (как сказано: «И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Г-сподом» (Берешит, 19: 27), Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив. Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцев.
Авраам наиболее полно воплотил качество Хесед — Милосердие (или Доброта). В личности и служении Ицхака превалирующими чертами были Гвура (Мужественность) и Дин (строгое соблюдение закона). Яаков же соединил в себе качества Авраама и Ицхака и стал воплощением понятия Тиферет — Великолепие или Истина.
Молитва, введенная Авраамом, не случайно произносится утром. В это время Б-жественное милосердие проявляется в мире наиболее сильно — Вс-вышний, несмотря на наши грехи, посылает нам новый день и дает возможность начать его «с чистого листа». Над нами еще не производится суд за поступки, которые мы совершим за день.
Подробнее об аспектах молитвы Шахарит, связанных с праотцом Авраамом и особенностями его служения Б-гу см. здесь.
Начало нового дня в еврейском миропонимании [↑]
Согласно еврейской традиции, новый день необходимо начать с благодарности Вс-вышнему. Пробуждаясь, мы говорим молитву «Модэ ани» (благодарность за то, что Б-г дал нам возможность проснуться — «вернул нам душу»). Затем, омыв руки от ночной нечистоты, мы произносим различные благословения: благословение на изучение Торы — важнейшей заповеди, которую мы должны выполнять каждый день; так называемые утренние благословения — благодарность Вс-вышнему, дающего нам все необходимое для того, чтобы начать новый день.
Мужчинам заповедано носить одежду с кистями — цицит, он же «малый талит» (талит катан), которая напоминает о необходимости выполнять заповеди Торы. Его надевают утром, произнося соответствующее благословение. А непосредственно перед молитвой Шахарит женатые мужчины (у сефардов также мальчики начиная с возраста бар-мицвы) закутываются в талит, он же «большой талит» (талит гадоль) — молитвенное покрывало с такими же кистями. Мужчины и мальчики, начиная с возраста бар-мицвы, в будние дни также накладывают ручной и головной тфилин — коробочки с помещенными в них отрывками из Торы, в которых говорится о нашем признании Б-жественного царства и о единстве Б-га. В тфилин принято молиться утреннюю молитву — Шахарит.
Перед Шахарит запрещено начинать дневные дела, а также есть и пить (кроме воды, чая и кофе без молока), общаться с товарищами (см. Кицур Шульхан Арух, гл.8).
Структура молитвы Шахарит [↑]
В начале Утренней молитвы произносят отрывки из Торы, посвященные порядку Храмовой службы. Они призваны напомнить, что сегодня, когда Храм разрушен, молитва заменяет нам важнейшую часть служения — жертвоприношения. Затем произносят псалмы и другие тексты, прославляющие Вс-вышнего (раздел «Псукей де-зимра» — «Стихи восхваления»), и переходят к главным частям Утренней молитвы.
Главные части Шахарит — это молитвы «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль») и «Амида» («Стояние»). Молитва «Шма» состоит из трех частей — отрывков из Пятикнижия — и окружающих их благословений. В ее тексте заключены основные принципы иудаизма: Единство Г-спода, любовь к Нему; награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение; напоминание о заповедях посредством обязанности носить на одежде кисти — «цицит» и память об Исходе из Египта.
Молитва «Амида» (в будни она называется «Шмонэ эсрэ») начинается с прославления Вс-вышнего, затем следуют мольбы об удовлетворении жизненных нужд и духовных потребностей человека и всего народа, и завершается молитва выражением благодарности Б-гу. Молящиеся сначала читают Амиду про себя, затем ведущий — хазан (кантор) — произносит ее от имени всей общины.
В будние дни и только в миньяне (группе из десяти взрослых мужчин в возрасте бар-мицва и старше) после Амиды произносят Таханун — особые молитвы о прощении грехов. В понедельник и четверг — дни, когда в мире наиболее сильно проявляется качество суда и особенно необходимо раскаяние — перед Тахануном говорят исповедь в грехах Видуй.
После этого в понедельник и четверг, а также в Рош-Ходеш, в посты, в Субботу и в праздничные дни читают Тору. В будние дни и обычные Субботы читают недельную главу Пятикнижия, приходящуюся на данную неделю.
После чтения Торы читают: «Ашрей» («Счастливы пребывающие в Храме Твоем»), псалом «Ла-Менацеах» («Руководителю хора… Ответит тебе Г-сподь в час беды»; этот псалом не читают в праздничные и полупраздничные дни) и «У-ва ле-Цийон» («И придет в Сион Избавитель»), включающий утверждение святости Вс-вышнего, произносимое всей общиной — «Кдуша ле-сидра» (в широком смысле так называется и весь этот раздел утренней молитвы).
После этого переходят к «Алейну лешабеах» («На нас возложено прославлять Господина всего мира…»), затем к псалмам, которые пели левиты на ступенях Храма (существовал специальный псалом на каждый день недели), и отрывку о порядке воскурений в Храме.
Между различными частями молитвы читают кадиши — прославления общиной святости Вс-вышнего:
— после «Порядка жертвоприношений»— Кадиш де-рабанан (т.н. «Раввинский кадиш», произносимый после чтения отрывков из Устной Торы);
— перед Псукей де-зимра — Кадиш ятом («Кадиш сироты», или «Поминальный кадиш», который читают скорбящие);
— после Псукей де-зимра — Хаци-кадиш («Полу-кадиш»), и после него Барху — призыв хазана к общине благословить Вс-вышнего;
— после Тахануна — Хаци-кадиш;
— после «У-ва ле-Цийон» — Кадиш шалем («Полный кадиш»);
— после Алейну лешабеах, а также после псалма левитов на данный день недели — Кадиш ятом;
— после «Порядка воскурений» — Кадиш де-рабанан.
Текст молитвы Шахарит см. на сайте
Время чтения Шахарит [↑]
Утреннюю молитву лучше всего начинать как можно раньше — как только кончается ночь и начинается утро.
Как определить это время?
Согласно мнению еврейских мудрецов, молитву Шма — а ее читают до утренней Амиды — разрешено молиться тогда, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого с расстояния четырех ама (двух метров) и узнать его (Кицур шульхан арух, 17:1, 10:2). Время же для чтения Амиды — появление первых лучей солнца (Там же, 18:1).
Чтобы установить самую позднюю временную границу молитвы Шахарит, необходимо произвести определенные расчеты. Для них пользуются понятием временного часа. Продолжительность этой единицы не постоянна, она зависит от географической широты и от времени года. Чтобы ее узнать, нужно разделить длину светового дня (от восхода до захода солнца, по другому мнению — от зари до выхода звезд) на двенадцать. (Например, если световой день длится 18 часов, то временной час будет равен полутора часам!)
Исходя из этого, «Шма, Исраэль» нужно прочитать до конца третьего временного часа, а Амиду — до конца четвертого.
Все эти моменты времени обычно указываются в еврейских календарях. Начало и конец чтения Шма соответственно имеют названия — «зман крият Шма» и «соф зман крият Шма», а начало и конец чтения Амиды — «зман тфила» и «соф зман тфила» («тфила» на иврите «молитва», и так часто называется и главная еврейская молитва дня — Амида).
Утренние благословения
1. Прежде, чем утром произнести первое благословение, надлежит ополоснуть рот, — чтобы произнести имя Всевышнего в чистоте и святости. (Естественно, что исключением являются дни постов.)
2. Благословение «. повелевший нам омывать руки», с которого начинаются утренние благословения, принято произносить, уже вытерев руки полотенцем, подняв их к вискам и слегка раздвинув пальцы.
3. Все утренние благословения произносят даже тогда, когда всю ночь бодрствовали и не снимали одежды. Однако в этом случае их начинают читать только с рассветом — в то время как после сна их можно читать даже посреди ночи (но не раньше полуночи).
4. Благословение «. дарующий зрение слепым» произносит также слепой, — потому что он тоже получает пользу от этого дара, когда зрячие указывают ему дорогу.
5. Время молитвы «Шахарит» начинается с рассветом. Поэтому после начала рассвета не следует начинать какую бы то ни было работу или отправляться в путь раньше, чем молитва «Шахарит» будет прочитана целиком.
6. До окончания «Шахарит» запрещено есть, а также пить любые напитки, кроме воды. Однако если голод и жажда мешают сосредоточиться во время молитвы, то прежде, чем начать молиться, можно немного поесть (например, печенья) и выпить кофе или чай. Если человек настолько слаб, что не в состоянии молиться, если до окончания субботней или праздничной молитвы он не поест и не попьет, ему лучше спокойно помолиться «Шахарит» дома, совершить «Кидуш» и немного поесть, а затем уже прийти в синагогу и вместе со всеми прочитать молитву «Мусаф».
7. Перед молитвой не следует идти к знакомому, чтобы поприветствовать его, так как это означает, что к человеку проявляют большее уважение, чем ко Всевышнему. Однако встретив знакомого, можно сказать ему «Шалом!». Лучше же всего ограничиться кратким приветствием вроде «Доброе утро!», чтобы тем самым намекнуть, что сейчас не время для разговоров.
Порядок пробуждения еврея
A Jewish man wearing Tallit and Tefillin read from the Torah book pray to God under a blue sky with sheep clouds.
С момента пробуждения человек предстает перед Б-гом, чтобы исполнять Его заповеди — мицвот. Они вносят в жизнь особый уклад, наполняющий ее духовным содержанием и возвышающий нас над материальностью. Исполняя мицвот, связанные с утренним пробуждением, человек приступает к служению Б-гу. Он омывает руки, подобно тому, как это делали коаним в Храме, одевается по законам скромности — ведь “вся земля полна величием Всевышнего” — и покрывает голову в знак Богопочитания.
Засыпая, мы вручаем душу Всевышнему, а утром Он возвращает нам ее, освеженную и успокоенную. Поэтому человек благодарит Создателя, говоря:— “Я благодарю Тебя, Царь, вечно живой, за то, что Ты возвратил мне мою душу по милости Своей — велика вера в Тебя”.
Затем омывают водой обе руки. Это называется “нетилат ядаим шел шахарит “(утренним омовением рук). Дети, встав утром, также должны омывать руки. Нужно стараться как можно скорее омыть руки после пробуждения. Перед омовением нельзя дотрагиваться до рта, глаз, носа, ушей; а также трогать продукты питания.
а) Утром мы встаем как обновленные создания и приступаем к служению Б-гу, и поэтому сразу же с началом дня мы должны омыть руки еодой, подобно тому, как коаним в Храме каждое утро омывали руки перед жертвоприношением (что называлось “освящением рук”).
б) В связи с тем, что во время сна руки касаются тела, мудрецы (“XA3AЛ”) установили утреннее омовение рук и благословение на него перед утренней молитвой.
в) К моменту пробуждения на руках остается особая нечистота сна (טומאה), и чтобы удалить ее, мы омываем водой по 3 раза каждую руку.
Каким образом совершают омовение?
Сосуд с водой берут правой рукой и перекладывают в левую с тем, чтобы сначала омыть правую руку. Льют воду 3 раза поочередно на каждую руку в таком порядке: правая, левая, правая, левая, правая, левая. (Существует мнение, что руки следует омывать четыре раза, т.е. вылить воду еще раз на каждую руку).
Следует лить воду на всю кисть до запястья. Сосуд должен быть целым (нетреснутым, невыщербленным и т.п.) и содержать не меньше, чем “ревиит” воды.
Нельзя пользоваться этой водой после омывания в других целях и нельзя в нее вступать, поэтому ее выливают в таком месте, где не ходят люди.
Когда еще омывают руки?
Есть еще ряд случаев, когда следует омывать руки.
Перечислим некоторые из них:
— омывают руки, выйдя из туалета или из ванной, а также после того как стригутся, бреются или обрезают ногти;
— после пребывания на кладбище или после участия в похоронах омывают руки 3 раза. Не омыв рук. не входят в дом.
В вышеупомянутых случаях следует омыть руки как можно скорее.
— если касаются рукой обуви, или ног, или частей тела, которые, как правило, покрыты одеждой, или дотрагиваются до корней волос — омывают после этого руки.
Покрытие головы
Каждый еврей должен на протяжении всего дня покрывать голову – в знак Б-гопочитания.
В Гемаре “Шабат” говорится, что, покрывая голову, человек приучается к боязни и смирению перед Б-гом и улучшает свои душевные качества. Желательно покрывать голову и во время сна.
Порядок утреннего одевания
Пророк Миха призывал еврейский народ: “Будь скромен перед Б-гом твоим”. Человек должен во всем вести себя по законам скромности. Скромность и стыд — высокие душевные свойства, приближающие человека к пути Торы.
Даже во время одевания надо вести себя скромно и стараться, чтобы тело не обнажалось без надобности, ведь весь мир исполнен присутствия Творца и все открыто перед Ним.
Тора учит, что правой стороне следует отдавать предпочтение перед левой. Поэтому вначале одевают правую часть одежды, а затем — левую. Но шнурки завязывают сначала с левой стороны из-за того, что на левую руку навязывают “тфилин”. Таким образом обуваются в следующем порядке: обувают, не зашнуровывая, правый ботинок, затем — левый ботинок, шнуруют его и затем шнуруют правый.
Снимая обувь, разувают левую ногу раньше правой, подчеркивая этим значимость правой стороны.
Умываясь, тоже начинают с правой стороны. Когда моют все тело, начинают с головы.
Утренние благословения – «биркот а-шахар»
Утренние благословения
Наши мудрецы постановили ежедневно благословлять Творца за всевозможные блага, которые Он нам дарует. Эти благословения называются «Биркот а-шахар» – утренние благословения, ибо принято их говорить рано утром, еще до утренней молитвы.
Какие благословения входят в состав утренних благословений?
Следующие благословения называются утренними благословениями:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам омывать руки.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который по мудрости Своей создал человека и сотворил в нем многочисленные отверстия и полости. Открыто и известно престолу славы Твоей, что, если бы отворилось одно из них или замкнулось одно из них, нельзя было бы существовать и устоять перед Тобою ни часа. Благословен Ты, Господь, излечивающий все живое и творящий чудеса.
Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она! Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее во мне, и Ты заберешь ее у меня и вернешь мне ее в будущем. Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, Владыка всех творений, Господин всех душ. Благословен Ты, Господь, возвращающий души мертвым.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который дал петуху способность отличать свет от тьмы, день от ночи.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня не евреем.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня рабом. .
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной.
(Женщины говорят: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший меня по воле Своей!)
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, открывающий глаза слепым.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, одевающий нагих.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освобождающий узников от оков.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, распрямляющий согбенных.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, возвышающий сушу над водами.
Видео (кликните для воспроизведения).
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший для меня все необходимое.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, направляющий шаги человека.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, препоясывающий народ Израиля великолепием.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, венчающий народ Израиля славою.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, дающий силы уставшему.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, отводящий сон от глаз моих и дремоту от век моих.
И да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, на то, чтобы приучать нас к Торе Твоей и вселять в нас верность заповедям Твоим. И не вводи нас ни в грех, ни в преступление, ни в злодеяния, ни в искушение, ни в позор. Да не возьмет над нами верх злое начало. И отдаляй нас от плохого человека и от дурного товарища. И привлекай нас к доброму началу и к добрым делам. И заставь начало наше покориться Тебе. И дай нам в этот день и во всякий день обрести благосклонность, милость и милосердие в Твоих глазах и в глазах всех видящих нас. И воздай нам любовью благодатной. Благословен Ты, Господь, воздающий благодеяниями народу Своему, Израилю!
ВРЕМЯ БЛАГОСЛОВЕНИЙ
Как отмечено выше, правильно говорить утренние благословения еще до утренней молитвы. Однако, если человек не успел их произнести до утренней молитвы, он может высказать благословения после молитвы; но в этом случае он уже не может сказать благословение на омовение рук, ибо мудрецы постановили делать омовение рук непосредственно до утренней молитвы, и благословение Эло-ай, нешама шенатата би… («Г-сподь, душа, которую Ты дал мне…»), так как есть галахические авторитеты, которые считают, что он уже выполнил обязанность благословить Творца за возвращение души, произнеся благословение Мехае а-метим («Воскрешающий мертвых») в молитве Шмоне эсре.
Тот, кто проснулся после полуночи, может сказать утренние благословения, за исключением благословения «Который дал петуху способность отличать свет от тьмы, день от ночи» – с этим благословением стоит подождать до рассвета. Все же, если человек услышал крик петуха, он может сказать это благословение и до рассвета.
“…Который дал петуху способность отличать свет от тьмы, день от ночи”
Утренние благословения предпочтительно сказать до конца четвертого временного часа. Если прошел четвертый час, следует постараться сказать до полудня. Если прошел и полдень, постфактум можно благословить до наступления ночи.
БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ
Заповеди Творца – великая милость по отношению к Его созданиям, ибо Его предписания помогают нам стать более совершенными. Кроме того, награда за каждую заповедь, даже самую маленькую, настолько велика, что мы не способны в полной мере ее представить и оценить. Поэтому мудрецы постановили каждый день благодарить Творца за то, что Всевышний удостоил нас возможности исполнять Его заповеди. По постановлению мудрецов, следует ежедневно произносить три благословения, в которых мы выражаем Творцу нашу искреннюю благодарность за Его великий подарок.
Вот эти благословения:
Благословение за то, что Г-сподь не создалне евреем;
Благословение за то, что Г-сподь не создалрабом;
Благословение за то, что Г-сподь не создалженщиной.
Рассмотрим каждое из этих благословений:
Благословение за то, что Г-сподь не создал не евреем
В этом благословении мы благодарим Творца за то, что у нас есть много заповедей, в отличие от не еврея, который обязан выполнять только 7 заповедей. Гер не говорит этого благословения: он не может сказать, что Всевышний не создал его не евреем, ибо к еврейству пришел он сам. (Важно подчеркнуть, что в святых книгах говорится о величии геров и о большой святости, которую геры приносят в наш народ. Читайте об этом «Геры приносят много святости».
Женщина говорит это благословение в женском роде: «… за то, что Ты не создал меня не еврейкой (שלא עשאני גויה)»
Благословение за то, что Г-сподь не создал рабом
Согласно законам Торы, у кнаанейского раба было меньше предписаний, чем у свободного человека. В этом благословении мы выражаем Творцу нашу искреннюю благодарность за то, что мы были созданы свободными людьми и, следовательно, у нас есть больше заповедей.
Женщина говорит это благословение в женском роде: «… за то, что Ты не создал меня рабыней (שלא עשאני שפחה)».
Благословение за то, что Г-сподь не создал женщиной.
У мужчин есть больше заповедей, нежели у женщин, поэтому мужчины ежедневно благодарят Всевышнего за дополнительные заповеди, которые Он им дал, и это выражается в благословении: «что Ты не сделал меня женщиной».
А женщины, в свою очередь, благодарят Б-га за то, что Он создал их совершенными, и говорят: «За то, что Он создал меня по своему желанию» — т.е. отвечающей Его конечному стремлению, совершенной.
Подробнее об этом читайте тут: Плохо быть женщиной?
Порядок благословений
Если еврей сказал благословение «распрямляющий согбенных» до благословения «освобождающий узников от оков», пусть уже не говорит «освобождающий узников от оков».
Шахарит – утренняя молитва
Молитва шахарит – это утренняя молитва. Она является одной из трех молитв, которые каждый еврей обязан молиться ежедневно. В Талмуде сказано, что Авраам постановил ее молиться.
Молитва шахарит состоит из следующих основных частей:
Паршиет а-корбанот (произнесение отрывков из Устной и Письменной Торы о жертвоприношениях)
Псукей Дезимра (стихи прославления)
Таханун (молитва о прощении грехов)
Чтение Торы (в соответствующие дни, например, в понедельник и четверг, первый день месяца и т.д.)
Еврейские молитвы
Молитвы еврейского народа
Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.
Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.
Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.
Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.
Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.
Отличие молитвы на иврите от православной
В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.
Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.
Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.
Как правильно читать еврейскую молитву
По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.
В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.
Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.
Современный перевод Сидура на русском языке
Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.
Концепция Сидура заключалась в следующем:
В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.
Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:
Утренняя молитва;
Молитва Благословения;
Молитвы Минха и Маарив;
Молитвы вечера Субботы;
Молитвы утра Субботы;
Молитвы Минха и завершение Субботы;
Молитвы Рош ходеш;
Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.
Еврейские молитвы на все случаи жизни
Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.
Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:
При рождении ребенка;
При уходе из жизни человека;
Во время проведения обряда обрезания;
Перед едой;
Сразу после пробуждения и перед сном;
Во время празднования свадьбы;
В собственный день рождения;
При стихийных бедствиях;
При раздорах в семье.
В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.
Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.
Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.
В переводе на русский язык она звучит следующим образом:
«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».
Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:
На русском языке молитва звучит следующим образом:
О здоровье
Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.
Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:
Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.
В субботу слова молитвы звучат следующим образом:
Расписание молитв
ПРАВИЛА
Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.
Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.
Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию: 10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»; 11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».
Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.
Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.
После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».
После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.
Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.
Шахарит
Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны. Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.
Минха
Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.
Маарив
Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.
Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.
Чтение свитка ТОРЫ
Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.
Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.
Молитвы в субботы и праздники
Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей. Шахарит в 10:00 в субботу.
Зажигание субботних свечей
Видео (кликните для воспроизведения).
Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.