Содержание
Устав о домашней молитве
В наше последнее, окаянное и мертвенное время в виду полного равнодушия к Христовой Истине, многие нарицаемые христиане забыли или не знают правил и учения о христианском житии. Сейчас практически отсутствует какая-либо христианская литература, рассказывающая о том, как жить христианину, чтобы не допустить духовного и телесного обмирщения и не смеситься с поганством мира. Незнание своих христианских основ приводит к тому, что все меньше и меньше христиан имеют представление о подлинной христианской жизни, а свое незнание восполняют еретическими и языческими представлениями, во множестве ходящих по миру и выдаваемых за «христианские».
Книга, представленная нами на всеобщее обозрение, уникальна и знаменита. Ее полное название «Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов». В обиходе эта Книга имеет устойчивое название «Красного Устава». Таким именем назван «Устав» по цвету обрезов книги, выкрашенных в красный цвет.
«Устав» был составлен вскоре после знаменитого старопоморского (федосеевского) собора, происшедшего летом 1883 года в Москве, в Преображенской обители, отсюда еще одно из названий Устава о домашней молитве – Московский Устав. Собор, состоящий из лучших представителей федосеевского согласия, собрался для обсуждений разных духовных и канонических вопросов, разрешения которых требовала современная отцам собора жестокая действительность. Главными устроителями и ревнителями Собора были духовные отцы и попечители Московской обители: Тимофей Москвин, Егор Кареев, инок Филарет, Феодор Москвин и др. На Соборе присутствовали виднейшие духовные отцы и иноки, а также представители общин из Казани, Режицы, Стародубья, Костромы, Уфы, Царицына, Екатеринбурга и многих других мест.
Собор был созван для подтверждения правил святых отцов и учителей Церкви, а также для свидетельства преждебывшего христианского благочестия Церкви Христовой. Кроме этого Собор был призван вразумить некоторых христиан, требующих послабления в вере, например, такого пагубного явления как принятие на исповедь отлученных от Соборной Молитвы христиан, без развода беззаконного «брачного» сожительства.
На основе составления и утверждения статей Собором 1883 года и создан был «Устав домашния молитвы…». Данный Устав распространялся вначале в рукописных списках, а затем был издан линотипическим способом количеством всего 250 экземпляров. Так что сейчас Устав является редкостью из редкостей и имеет хождение среди христиан в копиях.
«Красный Устав» состоит из двух частей, включающих около шестидесяти глав каждая. Первая часть Устава включает необходимые понятия о молитве для христиан, лишившихся соборной службы. Статьи первой части охватывают расписание служб на каждый день, на праздничные дни, а также триодный период. Там же находятся указания о молитве по лестовке за различные нужды.
Вторая часть содержит святоотеческие поучения, толкования на круг келейных богослужений. А также включает письма и ответы духовных отцов по догматическим, вероучительным и уставным вопросам. Из второй части христианский читатель может почерпнуть сведения из истории христиан древлеправославного благочестия, вплоть до конца XIX века.
Сегодня Устав является наиболее полным, доступным собранием догматических, вероучительных правил, пользующихся заслуженным уважением древлеправославных христиан. Потому потребность в его публикации невероятно высока. Глядя на статьи «Красного Устава», мы должны сверять нашу повседневную жизнь с содержанием правил святых отцов и учителей Церкви, изложенных в Уставе.
Устав домашней молитвы
Современный церковный старообрядческий Устав (христиан старообрядцев, признающих священство, что не касается безпоповцев) строится главным образом на уставах дораскольной русской Церкви, которые в свою очередь восходят к Уставу Иеруаслимского монастыря, известного на Руси в виде сборника «Церковное Око», составленного преподобным Афанасием Высоцким. По сути, весь богослужебный русский устав и основывается на разных вариациях этого монастырского устава.
Устав (Око церковное)
Особенности церковного Устава
Монастырский устав господствует как в храмовой, так и в домашней молитве. Это в первую очередь касается ежедневного богослужебного круга. Всех чинопоследований богослужения дня — семь: вечерня, павечерница, полунощница, утреня и первый час, третий, шестой и девятый часы. Литургия — эта божественная и священнейшая из служб служба, не находится в числе семи богослужений дня, но есть служба особенная. В древности все эти семь богослужений дня служились в определенное каждому время. Однако со временем, ради удобства молящихся, они были соединены в последования, совершаемые, как правило, утром и вечером.
Разумеется, полноценно совершать ежедневный дневной круг Богослужения можно только в монастыре. В приходских храмах дневной круг Богослужения совершается лишь в некоторые дни: воскресенья, дни праздников и памятных дат, отдельные дни поста. То же самое касается и домашней молитвы. Редко кто имеет возможность совершать ежедневное Богослужение, полностью следуя монастырскому уставу. В данном случае предпочтительно совершение как можно более полного, приближенного церковному богослужению в дни, когда таковое совершается в приходских храмах. В остальные же дни допустимо более краткое молитвенное правило.
Особенности сокращённого молитвенного правила дома
Если в домашних условиях невозможно хранить все специализированные богослужебные книги, есть возможность исполнять Богослужебный круг иным способом. В этом случае Богослужение исполняется чтением Псалтыри или одной Исусовой молитвой с поклонами. В современных изданиях старообрядческих молитвенников указывается, что за Вечерню читается одна-две кафизмы (кафизма — глава Псалтыри, состоящая из нескольких псалмов), за великопостную Павечерницу (Нефимон) — одна-две кафизмы, за Полунощницу — одна-две кафизмы, за утреню — от трех до пяти кафизм, за первый час — одна кафизма, за Часы — две-три кафизмы.
Также Богослужение предлагается исполнять Исусовой молитвой (а также другими краткими молитвами Богородице, святым) с поклонами земными и поясными, в зависимости от усердия:
- за вечерню — 100–200 поклонов;
- за Павереницу — 50–100 поклонов;
- за Утреню — 200–400 поклонов;
- за Первый час — 50–100 поклонов;
- за Часы — 200–300 поклонов.
В сборнике преп. Кирилла Белозерского на замену дневному Богослужебному кругу предлагается читать половину Псалтыри в день (10 кафизм). Если же нет Псалтыри или человек неграмотен, преподобный рекомендует молиться 3000 молитв за половину Псалтыри или 6000 молитв за всю Псалтырь. Кафизма приравнена к 300 Исусовым молитвам.
Однако не стоит забывать, что все эти указания касаются иноческой жизни. Дабы не переусердствовать или, наоборот, не забросить молитву, но адекватно приспособить домашнее молитвенное правило под свой трудовой и семейный график, требуется совет духовного отца.
Богослужебные книги и молитвенный устав
Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.
Старообрядческий молитвенник
Людям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву, «Отче наш», «Достойно есть», «Трисвятое». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге Молитвенник, изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.
Немного о домашнем молитвенном уставе
Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.
Старообрядческий календарь
В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.
По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.
Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев
Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:
Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.
Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.
Псалтырь
Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.
Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.
Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.
Часовник
Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.
Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.
Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия
Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.
Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие и Библия (Острожского издания Ивана Федорова).
Евангелие напрестольное и Библия Острожская
Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?
Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.
Устав о домашней молитве
Основной книгой, которая в настоящее время определяет порядок совершения богослужения по старому чину, является издание 1641 года (Устав, сиречь Око церковное. — М., 1641). Кроме того, вспомогательным материалом могут являться как более ранние издания Устава, так и различные книги, составленные в позднейшее время. На данной странице представлены ссылки на некоторые из наиболее распространённых книг уставного содержания.
Устав. — М., 1610 (файл формата pdf размером 384 Мб)
Устав. — М., 1633 (файл формата pdf размером 193 Мб)
Устав. — М., 1641 (файл формата pdf размером 995 Мб)
Типик сиречь устав церковныи обители святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, яже близ понта окияна в северных странах общежительной лавры Данилова монастыря иже на Выгу реце. О церковном пении, и о трапезном благочинии, и о прочем монастырском благоустроении [Устав поморский]. — Саратов: [изд. В.З. Яксанова], 1913. — 184 л.
Для скачивания доступно два варианта: цветной текст в формате pdf (209 Mб) и чёрно-белый текст в формате pdf (10 Mб) .
Помимо приведённых печатных изданий, в книжных собраниях России сохранился богатейший рукописный литургический материал как дораскольного периода (уставы, монастырские обиходники и соборные чиновники), так и более позднего происхождения, обязанный своим появлением труду уставщиков-старообрядцев.
Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви
XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015
Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.
Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).
Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:
- происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
- последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
- дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
- молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.
Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.
По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.
В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].
Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230].
Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.
Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.
Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.
Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.
Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник [Афанасий (Сахаров), 195–196].
По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П. Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» [Frøyshov, 123], наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира. «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).
В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ. Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» [Сопова, Желтов]. Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга. Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви [Евфимий (Моисеев)].
В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в., его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.
Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:
Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели. Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями. Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).
Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.
Азы православия
Традиции, правила, нормы христианского благочестия. Советы и рекомендации. Опыт и рассуждения на тему православной этики (поведения в храме, семье, обществе).
УСТАВ О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ.
Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.
I. Креститься без поклонов полагается:
1. В начале и конце чтения Св. Писания.
2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую. «, «И во единаго Господа Иисуса Христа. «, «И в Духа Святаго. «. сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш. «, при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже. «.
6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом. «, «Победную песнь поюще. «, «Приимите, ядите. «, «Пийте от нея вси. «, «Твоя от Твоих. «.
5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся. «, «Святый Боже. «, «Аллилуиа».
7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже. «.
9. На каноне на каждом припеве.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую. » и по «. величаем».
11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже. » и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому. помолимся».
14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:
1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем. «, после возгласа «И сподоби нас, Владыко. «.
3. При первом и втором явлении Святых Даров.
4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:
1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На «Достойно есть. «.
5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице. » и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко. » — три поклона.
8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
VI. Поклонение головы:
1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
2. На Великом входе.
3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения:
1. При словах «Мир всем».
2. При словах » Благословение Господне на вас. «
3. При словах «Благодать Господа нашего. буди со всеми вами».
4. При словах » И да будут милости Великого Бога. со всеми вами».
5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси. «).
6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем. » кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет. «.
7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:
1. Великим постом при возгласах «Свет Христов. «.
2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стояние на коленях
1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена. помолимся».
2. Великим постом при пении «Да исправится. «.
3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
Здесь нужно отметить, что стояние на коленях не свойственно православным христианам и совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.
X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).
3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
4. В дни причащения Святых Тайн.
5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.
Устав о домашней молитве (?) Церковная книга СОСТОЯНИЕ. НОВАЯ ЦЕНА.
Доступно: | 0 шт. |
Цена: | 6000.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
Лот размещен: | 16/12/2018 23:57:41 |
Предложение действительно до: | 17/12/2018 10:47:52 |
Лот находится в городе: | Саратов (Россия) |
Доставка: | |
по городу: | За дополнительную плату: 200.00 р. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 400.00 р. |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№86999544 |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Подробное описание
Устав о домашней молитве (?) Церковная книга, 1916 (?) г. Состояние на фото. Блок крепкий. Размеры 20х12 см Задавайте вопросы ДО ПОКУПКИ. Возможны дополнительные фото. После покупки претензии не принимаются. Способ оплаты – перевод на карточку сбербанка в течение 6 дней после покупки. В противном случае ставлю отрицательный отзыв и перевыставляю лот. После получения денег обязуюсь в течение 6 дней выслать лот, тщательно упаковав. За работу почты ответственности не несу. По желанию покупателя – отправка с объявленной ценностью (+4% от стоимости лота). Доставка только по РФ 400 р (почта). Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале. |