Содержание
Урок по ОПК «Святые воины»
Тип урока: объяснение нового материала на ознакомительном уровне
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле; создать представления о героизме, смелости, подвиге;
- продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
- познакомить с отношением православной церкви к войне; совершенствовать умение работать в группах;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.
Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
Задействованные педагогические технологии:
- традиционная,
- компьютерная технология,
- технология межпредметных связей,
- проблемные технологии
Межпредметные связи: история, литература, ИЗО
Форма организации деятельности:
Методы
Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь
- объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества
- называть имена воинов, защитников Отечества
- иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
- Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
- Обобщение и систематизация изучаемого материала
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация, (Приложение 1)
- презентации детей (мини-проект)
- учебное пособие «Православная культура» 5 год часть 2
- рабочий лист (Приложение 2)
- карточки с пословицами
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
— Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
— Что являлось причиной ваших ссор?
— Что вы чувствовали?
— А чем заканчивались ваши ссоры?
— Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)-Что означает слово “война”? (Война – это вооружённая борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)
— Война — это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
3. Усвоение новых знаний
Работа в парах: “Почему люди воюют?”. (Обсуждение)
— Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн.
Учащиеся высказывают предположения.
власть над людьми
другой страны работать на себя
— Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать — список можно продолжать и продолжать. Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет. Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.
— Как должен вести себя православный человек, если начнется война?
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О защитниках Отечества) (Приложение 1, слайд №1-2)
Запишем тему урока на рабочих листах. (Приложение 2)
-Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают?
-Что такое Отечество? (родина)
-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. (слайд №3)
— А что на войне самое страшное?
— Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь — не убий). (Приложение 1, слайд №4)
— Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».
Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.
Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. (Приложение 1, слайд №5)
В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.
Народы России – русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.
С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.
Напротив, нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник — не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «вы должны преследовать других во имя Мое».
Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
— Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)
— Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества — это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны — Конституции Российской Федерации.
— Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)
— Среди православных святых было много воинов.
— Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.
(Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.)
— Давайте поговорим об этом подробнее
Работа с учебником
Откройте учебники на стр.52
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Георгий Победоносец (Приложение 1, слайд №6-9)
В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.
Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: « Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников и они убили Георгия.
Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.
Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.
Мини- проект о Илье Муромце (презентация учащихся)
Александр Невский (Приложение 1, слайд №10-14)
(рассказ учителя, просмотр отрывка из худ. фильма «Александр Невский». Приложение 3)
— Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)
Дмитрий Донской (Приложение 1, слайд №15-18) (сообщения детей)
— Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).
— Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).
— Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).
-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).
В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев
Задание №2 в рабочих листах.
Найдите толкование к каждому слову.
Смелость
Героизм
проявление храбрости, самопожертвование.
Подвиг
Беседа по итогам работы в парах
Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.
— Какие поступки недопустимы даже на войне?
(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )
-Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Приложение 1, слайд №19-20)
Работа с учебником (стр. 59)
Прочитать текст (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)
Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
— Сегодня на уроке вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
— Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?
— Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)
(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).
— Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)
— Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?
— Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
Работа с пословицами.
-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)
Жизнь дана… (на добрые дела)
Добро творить -… (себя веселить)
Доброе дело … (без награды не останется)
Добра желаешь, … (добро и делай)
Доброго человека … (в красный угол сажают)
Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?
Задание №4 и №5 на листах
Выполнить и проверить работу, обменявшись листами. (Приложение 1, слайд №21)
5. Итог урока
-Как православная церковь относится к воинам? Почему?
-Назовите воинов-героев, ставшими святыми.
Обсуждение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» (Приложение 1, слайд №22)
6. Домашнее задание.
Тема 5 (прочитать)
-Сегодня мы говорили о людях, которые отдали жизни за свое Отечество. Скоро наша страна будет отмечать праздник День Победы. Предлагаю вам составить устное письмо солдатам, в котором расскажем им о том, что узнали сегодня на уроке .
Урок ОПК на тему «Православная молитва»
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)
У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?
— Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Какое решение нашла девочка?
Д.: — Девочка обратилась к молитве.
У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.
Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)
У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)
Молитва — обращение верующего к Богу.
— А что значит православная молитва?
— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва.
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.
3. Чтение статьи учебника.
Ответы на вопросы после чтения учебника.
— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?
— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)
— За то можно благодарить Бога?
— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
— Молитва благодарственная по получении просимого.
Молитва – славословие. (Слайд 11)
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”
V. Вторичное закрепление.
1. Осмысление прочитанного.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)
VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.
1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)
Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.
2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)
Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;
на небеси — на небе;
насущный — необходимый для существования;
днесь — сегодня, на нынешний день;
должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;
искушение — соблазн, опасность впасть в грех;
лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.
3. Это интересно. (Слайд 15-16)
Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”
“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.
О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.
VII. Первичный контроль.
1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.
Установи линии соответствия.
2. Проверка. (Слайд 17)
VIII. Итог урока. (Слайд 18)
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.
» Православные молитвы » 4 кл.
презентация урока для интерактивной доски по теме
Презентация и разработка урока «Православные молитвы» 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
» Православные молитвы » 4 кл. | 1.75 МБ |
Разработка урока » Православные молитвы » 4 кл. | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок на тему : « Православная молитва» Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №163 Мандригель О.И.
Православные люди обращаются к БОГУ с мольбой. .
Это обращение называется МОЛИТВА Молитва — обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим
Слово ПРАВОСЛАВИЕ означает умение правильно славить БОГА, то есть молиться
Молитва в День рождении Молитвы о путешествующих Молитва о получении прошения Молитва об исцелении от болезни Молитва об избавлении от искушений Молитва от тюрьмы и о заключенных чтобы не сесть и не посадили Молитва учащегося ребенка в трудном учении Молитва на удачную торговлю успешную и хорошую МОЛИТВА О ДЕТЯХ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ДОМА И НЕ ВЕРНУЛИСЬ (О ПРОПАВШИХ ДЕТЯХ) 1. Молитвы-просьбы.
Молитва-просьба. Об избавлении от искушений (преподобного Симеона Нового Богослова) Не попусти* на меня, Владыко, Господи, искушение, или скорби, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них или даруй мне крепость перенести их с благодарностью. Не попусти* – не позволять, не допускать.
Родился в 949 году в Малой Азии в городе Хрисополис (в настоящее время район Стамбула) в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, но с ранних лет был склонен к уединённой монашеской жизни. Симеон Новый Богослов
2.Молитва — благодарения . Благодарить нужно Бога не только тогда, когда получаем просимое, но и когда не получаем, «потому что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение», — учит святитель Иоанн Златоуст . В силу сего молитва благодарственная приближается по своему значению к хвалебной и потому нередко ставится после нее — на второе место
Иоанн Златоуст Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. В ряде христианских церквей почитается как святой. г. Антиохия — (в древней Сирии, территориия современной Турции).
3. Молитва- славословия Данная молитва не содержит каких-либо прошений, а только восславляет Бога . В конце утрени поется великое славословие
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Дети, что бывает с вами, когда вы в чем-то провинились перед вашими родителями, а они не наказывают вас, потому что вы попросили прощения и обещали вести себя хорошо? Рады вы бываете тогда? — Конечно! — О, как вы тогда радуетесь и благодарите ваших родителей за то, что они так любят вас и добры к вам. А когда родители купят вам новую красивую одежду, подарят вам что-нибудь? Разве вы опять не радуетесь? — Так же мы должны поступать и по отношению к Небесному Отцу — Богу. Мы должны благодарить Бога за то, что Он не только не наказывает нас за грехи, но еще посылает нам свои богатые милости. За это, и особенно, дети, за спасение всех нас от вечной погибели, мы должны с чувством сердечной благодарности всегда говорить Ему: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Эта коротенькая молитва называется кратким славословием, потому что в ней мы только прославляем Бога за любовь и милосердие к нам, грешным, но ничего себе у Него не просим и никакой своей нужды не высказываем .
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется . Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (« благой, добрый дар »).
Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми . Икона святого Александра Невского. Икона святого Николая Чудотворца.
Икона святого Лазаря. Икона святой Ольги.
1. Работа по учебнику стр 14. читаем М. Лермотова стихотворение « Молитва» 2. Знакомство с самой известной молитвой « Отче наш..»
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго .
Фрагмент текста молитвы Отче наш на церковнославянском в храме Pater Noster в Иерусалиме.
Рефлексия 1.Что такое молитва? 2. Что означает слово православие? 3. Какие бывают молитвы? 4.Как вы понимаете смысл слова благодать? 5.Какие люди называются святыми ? 6.С какими святыми мы сегодня познакомились? 7.Как вы думаете молитва «Отче наш..» это: молитва-благодарение, молитва- славословие, молитва-просьба? 8.На стр. 15 прочитаем вопросы . Д.З стр. 13 Прочитать последний абзац, определить гл. мысль .
. Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех . Иоанн Златоуст
Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс
Класс: 4
Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом
Задачи урока:
- Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
- Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
- Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.
1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.
2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.
Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)
М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”
Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)
Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.
3. Изучение нового материала.
Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)
Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).
Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?
Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.
В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.
Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)
Какие бывают молитвы?
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13
Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:
Вид молитвы | Обращение |
? | “Аллилуия!” |
? | “Подай, Господи!” |
? | “Господи, помилуй!” |
“Слава Богу!” |
Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:
Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись
А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?
Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15
Отче Отец иже который еси “Ты есть” на небесех “на набесах” Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю” Да будет воля Твоя человек доверяет Богу Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед намиИ не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром И избави нас от лукавого защити от зла
Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?
Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”
Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.
— Что это? — спросил старец.
— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.
— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.
Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.
— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.
— Отчего это? — спросил старец.
— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.
Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.
“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”
Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”
Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”
И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.
— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.
В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:
— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.
В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.
Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)
Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?
Тест “да”, “нет” ( “УЗНАЛ”)
1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)
2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)
3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)
4. Молиться можно только в храме (Нет)
5. В молитве просят только за себя (Нет)
А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.
— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.
— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.
— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.
— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.
— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.
6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?
Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!
Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.
Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
7. Домашнее задание.
- Продолжить составлять словарик по теме 4.
- При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
- Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
- Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)
8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.