Содержание
- 1 Игумен Варсонофий (Верёвкин): «Учение о молитве по «Добротолюбию». – СТСЛ, 2011.
- 2 Учение о молитве по добротолюбию
- 3 Учение о молитве по «Добротолюбию»
- 4 Глава 1. «ДОБРОТОЛЮБИЕ» – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ
- 5 Учение о молитве по ДобротолюбиюГлава 13. ИСКУШЕНИЯ ОТ БЕСОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
- 6 Учение о молитве
Игумен Варсонофий (Верёвкин): «Учение о молитве по «Добротолюбию». – СТСЛ, 2011.
Рукопись была написана в трудные для Церкви 1920-21 годы. Диссертация игумена Варсонофия (Верёвкина), одна из последних перед закрытием Московской Духовной академии, содержит около девятисот ссылок на пятитомное «Добротолюбие», но не имеет ни имени автора, ни оглавления, ни указания цели работы. Название «Учение о молитве по «Добротолюбию» (еп. Феофана)» ничем не выделяется от последующего текста. Поэтому при обыске в доме, где хранили рукопись, она не привлекла внимания, что и послужило её сохранности до нашего времени.
Первое, что приходит на ум при взгляде на заголовок – зачем вообще читать чьё-то изложение Добротолюбия, не лучше ли взять пятитомник и самому обстоятельно всё прочитать, научаясь попутно не только молитве, но и всем тем добродетелям, которым учат святые подвижники от своего опыта.
Сочинение игумена Варсонофия является введением в Добротолюбие. Ему удалось на основе свято-отеческого учения создать программу обучения молитве. Это своего рода лествица, по которой может взойти любой взыскующий Богообщения.
В молитве более всего нас привлекает возможность тайнозрения и блаженство. Но достичь этого сладкого плода удаётся далеко не каждому, лучше сказать, единицам. Духовники обычно не рекомендуют новоначальным, то есть тем, кто недавно крестился и пришёл в церковь, начинать с Добротолюбия. Нежелательно также и воцерковлённым христианам приступать с сему славному делу без духовного руководителя. Так когда же, – спросите вы, – по прошествии какого времени и при каких условиях можно приступать к молитве? Св. Симеону принадлежат следующие слова: «Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия… Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание. Ни безмолвие и удаление от мира не пользуют, когда властвуют леность и нерадение». Здесь требуется рассуждение, а также совет духовника.
В молитве, как и в большинстве наук, следует начинать с первой ступени, со знакомства с молитвой, её видами и многообразием: «…Всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном установляется молитвою и нарицается именем молитвы, и под сим именем сводится воедино, – будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии к Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение…» (св. Исаак Сирин).
Приступающий к молитвенному подвигу должен приготовить себя покаянием, что является безусловным. А препятствием к молитве является рассеяность помыслов. Она, – считает блаженный Диадох, – происходит, «когда душа возмущается гневом, или отягчается многоядением, или сильною печалью омрачается…».
В дальнейшем сама молитва и внимательное чтение Добротолюбия учат нас многим добродетелям, необходимым для спасения. Автор разъяснил нам, опять же словами преподобных молитвенников, как приучить себя к регулярной вечерней молитве, когда и как следует делателю молитвы переходить к молитве сердечной, например св. Нил, рассуждая о внимании, как необходимом условии для молитвы вообще и для умной в частности, говорит: «Ум человека, занятого даже простыми помышлениями о вещах, без страстных притом движений, – далеко отстоит от Бога. Также далеко отводят ум от Бога различные умозрения, тогда ум философствует, но не молится».
Что касается техники молитвы, то автор «Учения» старательно изучил и подобрал для нас необходимые цитаты отцов относительно того или иного способа молитвы. Преподобный Никита Стифат советует не ограничивать дело молитвы часами, временами или местами, «ибо кроме определённого, пожалуй, как бы по праву станешь проводить время в занятиях суетных». А святитель Григорий Палама и другие отцы главным во всём делании считают сосредоточение ума в самом себе, а различные приёмы не считают чем-то необходимым и существенным. «Они суть лишь обстановка, – пишет епископ Феофан, – приспособление внешнего к внутреннему – не бесполезное, но вместе с тем это не есть главное в подвиге молитвы, не есть существо дела».
Достаточно подробно игумен Варсонофий знакомит нас с умной и благодатной непрестанной молитвой. Главным побуждением к непрестанной молитве является возможность приблизиться к Богу, как учит св. Исаак: «Когда кто сподобится непрестанной молитвы… то это будет означать, что он вошёл на самый верх всех добродетелей и сделался уже жилищем Святого Духа… тогда не престаёт он от молитвы, ибо Сам Дух молится в нём непрестанно».
Какими должны быть мысли и чувства? Этот раздел более всего важен для новоначальных подвижников, чаще других соблазняющихся восторженным, кровяным чувством, как его называл святитель Игнатий (Брянчанинов).
В «Учении» сказано также о плодах молитвы, о любви к ближним, которая является результатом и опорой правильной молитвы, и конечно же о страстях, и искушениях, препятствующих молитвенному деланию.
Святые отцы запрещают искать и просить высших даров Божиих, так как получение их влечёт за собой гордость и связанное с ней падение: «Не ищи прежде времени того, что будет в своё ему время, ибо и доброе не добро, если не добре делается» (святые Каллист и Игнатий). «Не полезно прежде делания первейших дел знать о вторых, ибо знание без дела надмевает, а любовь созидает, потому что всё терпит» (святой Марк Подвижник).
Каким бы ни было прекрасным руководство к деланию молитвы, все отцы единодушны в том, что проходить это делание следует при благословении и руководстве духовника. И последний совет для молящихся – не ограничиваться чтением «Добротолюбия» и «Учением о молитве» игумена Варсонофия, а молиться, и молитва сама всему научит.
Учение о молитве по добротолюбию
Будущий подвижник родился летом 1894 года недалеко от Петербурга — в Гатчине. Его мирское имя — Владимир Сергеевич Верёвкин. В семье Верёвкиных было четверо детей, родители Владимира были почётными гражданами Гатчины.
Уже в детстве Владимир Верёвкин обнаружил склонность к уединению: он избегал танцев, развлечений, собраний молодёжи, даже прогулок по парку, родным он говорил, что станет «чёрным священником». В 1911 году он закончил реальное училище в Гатчине, его дальнейшая мечта — учиться в семинарии, но родители пожелали, чтобы сначала он выучился какой-нибудь светской профессии, тогда он поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. Летом Владимир жил на Валааме и в Оптиной пустыни, где приобщался к монашескому быту.
Спустя пару лет учёбы в технологическом институте Владимир Верёвкин принимает окончательное решение связать свою жизнь со служением Богу, но до этого он послужил прапорщиком в армии. Будущему монаху пришлось послужить и в Красной армии.
Наконец, в начале 20-х гг. Владимир Верёвкин начал обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, также он пополнил ряды послушников Александро-Невской лавры. Наступило самое сложное время для церкви — советская власть массово закрывала храмы и расправлялась со священнослужителями. Однако как раз в этот период — в 1922 году в стане монашествующих прибавление: Владимира Верёвкина постригли в мантию с именем Варсонофий, тогда же он стал иеродиаконом, а затем — иеромонахом.
Иеромонах Варсонофий служил сначала в Александро-Невской лавре, а потом вплоть до закрытия был настоятелем Серафимовской церкви в Старом Петергофе, там же он основал Петергофскую общину сестёр.
В 1930 году иеромонаха Варсонофия Верёвкина возвели в сан игумена, через два года последовал арест и отправка в лагерь в Мордовию, где окончательно испортилось здоровье отца Варсонофия. Отошёл ко Господу игумен Варсонофий в Новгороде 26 июля 1939 года.
В Духовной академии игумен Варсонофий Верёвкин защитил диссертацию на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию», которая была включена в книгу, изданную Свято-Троицкой лаврой. Над диссертацией студент Владимир Верёвкин работал тщательно, неслучайно он остановился на «Добротолюбии» — сокровищнице святоотеческой мудрости, много места в диссертации уделено молитве, без которой не представлял своей жизни этот подвижник.
Помимо диссертационного труда в книге содержится письма к родным, написанные Владимиром Верёвкиным с Валаама, его проповедь в Великую Пятницу.
Учение о молитве по «Добротолюбию»
Игумен Варсонофий написал диссертацию по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков.
Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что диссертация может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви.
Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига.
От издательства
Вступительное слово митрополита Германа
Предисловие ко второму изданию
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ. ПИСЬМА. ПРОПОВЕДЬ
Игумен Варсонофий и его труды по окормлению духовных чад Александро-Невского Братства
Письма Владимира Сергеевича Веревкина с Валаама
Проповедь игумена Варсонофия в Великий Пяток
УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ»
Глава 1. «Добротолюбие» — фундаментальный источник учения о молитве
1. 1. Введение
1. 2. История создания «Добротолюбия»
1. 3. «Добротолюбие» — сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе
1. 4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия»
Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов
2. 1. Определения, данные молитве святыми отцами
2. 2. Божественное установление молитвы
2. 3. Многообразие видов молитвы
2. 4. Общедоступная молитва устами
Глава 3. Первая степень молитвы — молитва устами
3. 1. Борьба с помыслами во время молитвы
3. 2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение
3. 3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии
3. 4. Молитвы утренние и вечерние и их значение
3. 5. Благие плоды молитвы в ночные часы
3. 6. Осенение молитвой всякого дела
3. 7. Молитва в посты и праздники
3. 8. Молитва в храме
3. 9. Mолитва в тихой и несветлой келлии
3. 10. Плоды домашней и церковной молитвы
3. 11. Почитание икон, святого креста и святых мощей
3. 12. Значение крестного знамения и земных поклонов
Глава 4. Вторая степень молитвы — молитва сердечная
4. 1. Первый признак второй степени молитвы — участие внимания и ума
4. 2. Второй признак — участие сердца
4. 3. Смирение, радость, благоговение — дары второй степени молитвы
Глава 5. Третья степень молитвы — молитва благодатная, или духовная
5. 1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце
5. 2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы
5. 3. Три вида духовной молитвы
5. 4. Духовная молитва — плод пламенной сердечной молитвы
Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва
6. 1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания
6. 2. Краткость — необходимое условие умной молитвы
6. 3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой
6. 4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой
6. 5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления»
6. 6. Цель упражнения в умной молитве
6. 7. Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом
6. 8. Цель постоянного творения молитвы Иисусовой — стяжание дара благодатной непрестанной молитвы
Глава 7. Благодатная непрестанная молитва
7. 1. Описание состояния человека, получившего дар непрестанной молитвы
7. 2. Особые высочайшие духовные состояния, их редкость и проявление в виде дара откровений
7. 3. Краткое описание всего процесса постепенного совершенствования в молитве
7. 4. Необходимость многих и великих трудов для достижения ощутимого единения с Богом в чистой молитве
7. 5. О навыках и постоянстве и о содействии Божественной благодати в деле стяжания чистой молитвы
7. 6. Примеры стяжания дара благодатной молитвы людьми, живущими в миру
Глава 8. Сердечные мысли и чувства, присущие молитве христианина
8. 1. Постепенный переход в молитве от прошения земных благ к благодарению Бога
8. 2. Глубокий внутренний смысл молитвы: «Господи, помилуй!»
8. 3. Образцы молитв святых подвижников
8. 4. О необходимости начинать молитву с исповедания грехов своих
8. 5. Причины, по которым нельзя в молитве настаивать на исполнении желаемого и просить высших дарований Божиих
8. 6. Cоветы святых подвижников о том, что можно и должно просить в молитве
8. 7. Призыв святых отцов к молитве за ближних
8. 8. Обязательность и польза молитвы за врагов
8. 9. О необходимости при прошении молитв у праведника и самим творить молитвы и добрые дела
8. 10. Призыв святых отцов к благодарению Бога
8. 11. Основные элементы, присущие христианской молитве
Глава 9. Плоды молитвы
9. 1. Неисчислимость благодеяний, получаемых молящимися
9. 2. Уверенность святых отцов в том, что Бог слышит взыскующих Его
9. 3. Молитва — источник небесных даров
9. 4. Молитва — пища души
9. 5. Молитва — ключ к различию добра и зла
9. 6. Молитва — источник истинного ведения
9. 7. Дары молитвы — мир душевный и светлое, радостное настроение
9. 8. Молитва — оружие против страстей
9. 9. Молитва — оружие против злых демонов
9. 10. Молитва — мать всех добродетелей
9. 11. Mолитва — просвещение и освящение ума, тела и души
9. 12. Молитва — средство единения человека с Богом
9. 13. Наивысший результат молитвы — спасение человека по дару благодати Божией
Глава 10. Условия плодотворной молитвы
10. 1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами
10. 2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом
10. 3. Гнев, многоядение и печаль — причины рассеянности на молитве
10. 4. Hеобходимость борьбы с помыслами во время молитвы
10. 5. Разумное благочинное пение и знание смысла молитвословий — помощники в борьбе c помыслами
10. 6. Послушание старцу-руководителю и помощь Божия — средства, облегчающие достижение чистой молитвы
10. 7. Внешние приемы борьбы с помыслами
10. 8. Созерцание красоты окружающего мира, чтение Святого Писания и писаний святых отцов — орудия, способствующие чистой молитве
10. 9. Воздержание от неполезных бесед, понуждение себя к молитве из глубины сердца, хранение совести, отрешение от суетных забот, а также трезвение — помощники на пути к чистой молитве
Глава 11. Добродетели, необходимые для совершенной молитвы
11. 1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей
11. 2. Смирение — первая добродетель, способствующая истинной молитве
11. 3. Дом молитвы — терпение
11. 4. Cлезы во время молитвы — знамение милости Божией
11. 5. Умиление сердечное — необходимое условие истинной молитвы
11. 6. Любовь к ближним — и как результат молитвы, и как ее опора
Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления
12. 1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие — несовместимы с чистой молитвой
12. 2. Память о смерти — мать непрестанной молитвы
12. 3. Второстепенность доброгласия при молитве
12. 4. Значение внешнего положения молящегося
12. 5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления
12. 6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними
12. 7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося
12. 8. Необходимость внимания к внутренним желаниям и стремлениям воли
12. 9. Содействия промысла Божия и дара Духа Святого на пути к чистой молитве
Глава 13. Искушения от бесов во время молитвы
13. 1. Искушения от бесов через мысли
13. 2. Искушение от бесов через ощущение «света»
13. 3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа
13. 4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения
13. 5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов
13. 6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого
13. 7. Совет святых отцов: не принимать видений
13. 8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов
13. 9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии
13. 10. Советы святых отцов о том, как избегать прельщения
13. 11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати
13. 12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений
13. 13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы
Видео (кликните для воспроизведения). |
Глава 14. Конечный предел молитвы
14. 1. Сердечная теплота — признак совершенной молитвы
14. 2. Веселие духа при чистом уме — другой признак совершенной молитвы
14. 3. Предел молитвы — соединение с Богом чистой и нераздельной любовью
14. 4. Признаки того, услышана молитва или нет
14. 5. Три способа достижения того, чтобы молитва была услышана
14. 6. Причины, по которым молитва может быть неуслышанной
14. 7. Важность сохранения плодов молитвы
14. 8. Пример из жизни святителя Григория Паламы, показывающий, что все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве
Глава 15. Необходимость духовного руководства при прохождении молитвенного подвига
15. 1. Причины, в силу которых молящемуся необходим старец-руководитель
15. 2. Примеры того, к чему приводит подвиг, совершаемый без совета старца
15. 3. Описание того, как смирение и рассудительность приобретаются под руководством старца
15. 4. Священное Писание о старчестве
15. 5. Советы святых отцов относительно выбора старца
Глава 16. Молитва — пища и жизнь для души
16. 1. Только любовь выше молитвы
16. 2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе
16. 3. Торжественный призыв святых подвижников к постоянной молитвенной связи с живым всемогущим Богом
Заключение
1. Краткое изложение содержания данной работы
2. Молитва — путь к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном
Отзыв о сочинении студента Владимира Веревкина на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию»»
Глава 1. «ДОБРОТОЛЮБИЕ» – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ
1.1. Введение
Одним из главнейших двигателей и условий христианской жизни является молитва. Это есть существенный признак всякой религии вообще. Без нее не совершается ни один шаг в христианской жизни. Вследствие чрезвычайно важного значения, которое молитва имеет для христианина, она всегда являлась предметом поучений и одной из главных тем творений отцов и учителей Церкви. Эти творения представляют собой весьма важные источники и материалы для ее изучения. В высшей степени ценным памятником в этом отношении является сборник творений подвижников Христовой Церкви, называемый «Добротолюбием». Сборник содержит в себе полную и подробную науку о молитве. Книга «Добротолюбие» так высока и полезна, что является главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни 2 .
Сборник «Добротолюбие» является богатейшим материалом для изучения молитвы на всех ее ступенях. В него пошли извлечения из письменных творений тридцати восьми христианских подвижников, живших в период между IV и XIV веками. В этих творениях заключаются интересные данные о переживаниях, которые испытывали подвижники при прохождении ими подвижнического пути, при прохождении ими молитвенного подвига. С первого и до последнего тома красной нитью проходит в них учение о молитве. Подвижники, создавшие этот коллективный труд, не есть теоретики, лишь рассуждающие о молитве и дающие ее определение. Нет, это люди, практически прошедшие молитвенный подвиг и испытавшие на себе все то, чему учат в своих творениях. В «Добротолюбии» мы имеем дело с точною записью того, что испытывали подвижники, проходя духовную жизнь. Причем запись эта, по словам епископа Феофана (Вышенского затворника), редактировавшего «Добротолюбие», сделана собственными словами святых отцов 3 .
Подвижники в трудах и подвигах своей жизни пережили все то, что дает молитва. Они на опыте убедились в ее силе и значении для человека. Отсюда-то и вытекает их непоколебимая уверенность в благодатном действии на человека совершенной молитвы. Все это вместе с теми результатами, каких достигали подвижники, невольно привлекает и заинтересовывает читающего и изучающего «Добротолюбие» 4 . Этим же объясняется и тот интерес, который вызывал этот сборник среди любителей благочестия еще при первых своих изданиях.
1.2. История создания «Добротолюбия»
«Добротолюбие» представляет собою весьма обширный сборник, состоящий из пяти больших томов и имеющий почти 3000 страниц текста. Оно издавалось и России несколько раз, и первое его издание на славянском языке вышло в 1793 году, будучи издано трудами известного подвижника Паисия (Величковского), возродившего у нас старчество. Первое издание называлось «Добротолюбие, или Словесы и главизны священного трезвения. Перевод с эллино-греческого языка в трех частях» и заключало в себе творения лишь семнадцати подвижников.
На русский язык оно было переведено преосвященным Тамбовским Феофаном Затворником в период с 1833 по 1890 год, причем в русское издание вошли творения уже тридцати пяти подвижников. После того «Добротолюбие» несколько раз переиздавалось, и в него вошли уже творения тридцати восьми подвижников, которые и послужили материалом для настоящего труда.
Во вступлении епископ Феофан объясняет появление русского перевода назревшей необходимостью. Говоря, что читающие его, услаждаясь и назидаясь сокровищами духовной мудрости, заключенной в нем, высказывали сожаление, «что многое в книге остается непонятным не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода», епископ Феофан заключает, что очевидна потому потребность нового перевода сей книги 5 .
Далее он сообщает, что потребность эта частично удовлетворялась переводами, опубликованными в журнале «Христианское чтение» с первых лет его издания, а также изданиями отдельных статей, входящих в состав «Добротолюбия». Затем епископ Феофан говорит, что при составлении настоящего сборника сначала он имел и виду «лишь проверить переведенное уже, доперевести недопереведенное и дать читателям «Добротолюбие» и русском переводе – в том составе, какой оно имеет на греческом языке». Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо его увеличить сравнительно с греческим, так как последнее не содержит всего того, что дали святые отцы о руководстве в духовной жизни и чем желалось бы ему доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда предлагаемый сборник – тоже «Добротолюбие», только расширенное 6 . Кроме этого, епископ Феофан предупреждает, что не все писания святых отцов внесены в сборник сполна. Многое, говорит он, было удобнее представить в извлечении, что и делалось иногда в систематическом порядке, а иногда без него – в виде отдельных изречений 7 .
1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе
Самое слово «Добротолюбие» есть перевод греческого слова « Φιλοκαλείν », которым озаглавлен греческий подлинник. Оно означает «любовь к прекрасному, возвышенному, доброму». «Ближайшим образом, – поясняет епископ Феофан, – оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни». Проявления этой жизни, в которой заключается существо христианства, «не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни». Далее епископ Феофан поясняет: «И если б все, бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущение близости и отдаления Божия. – если бы все это и многое другое, неразлучное с истинною в Господе жизнию, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину сколько привлекательную, столько же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие» 8 .
Далее епископ Феофан сравнивает путешественников, пишущих путевые заметки, со святыми отцами, проследившими в разных направлениях все тропы духовной жизни и написавшими свои заметки обо всем, что «встречали и испытывали в многотрудном шествовании своем» 9 .
1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия»
Так как в прохождении духовной жизни очень большое значение имеет молитва, то поэтому в «Добротолюбии» ей уделено весьма много внимания. В нем она рассматривается всесторонне, во всех ее проявлениях и степенях. Начиная с низшей, внешней, и кончая высшей, умной, молитвой, молитвой совершенных, пред нашим тором раскрывается последовательная цепь степеней молитвенного подвига, выясняются смысл и цель молитвы и очевидными становятся те неоценимые блага, которые дает она.
Предметом нашего исследования является рассмотрение этого учения, изложенного христианскими подвижниками на страницах «Добротолюбия» 10 .
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12.
См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI.
Учение о молитве по ДобротолюбиюГлава 13. ИСКУШЕНИЯ ОТ БЕСОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
Православие и шизофрения
Согласно медицинским терминам шизофрения – это изменение в состоянии сознания. Такое состояние наступает вопреки воле человека. Как результат человек совершенно по-другому воспринимает мир. Посторонние люди часто человека с таким заболеванием воспринимают как сумасшедшего.
Православная религия рассматривает данное заболевание как вселение басов в человеческую душу. Нужно отметить что религия и заболевания психики на протяжении многих веков была тесно повязана между собой. Все это связанно с тем, что много подвижников и старцев страдали на такие недуги. Более того очень часто заболевания были не выраженными, а надуманными. Как бы там ни было с любым заболеванием нужно сражаться и стараться от него избавится. В медицинской практике данную болезнь лечат различными методами.
В православии же принято читать молитву от шизофрении для родственников. Такое прошение можно произносить своему ангелу хранителю или любому другому святому. Чаще всего молитву читают святой Матроне.
Молитва святой Богородице
Еще одна известная молитва, это молитва Богородице при женских болезнях. Чудес, которые произошли перед образом святой Божьей Матери множество:
- исцеление больных ног Ивана Грозного;
- воскрешение мертвого ребенка по молитвам родителей;
- масса исцелений женских болезней.
Богородица, одна из самых праведных женщин, поэтому к ней обращаются все верующие. Известно более восьмисот икон Богородицы. К ней взывают и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. Есть неоднократные случаи, когда женщины обретали желаемую беременность, и даже излечились от онкологических заболеваний. Текст молитвы:
Конечно, первым делом обратитесь за лечением болезней к квалифицированным медикам, но чтоб врач помог, и не принес никакого вреда, и выздоровление прошло как можно скорее, обязательно обращайтесь сильными молитвами о женском здоровье к Матроне Московской, Богородице перед иконой «Целительница» или к Всевышнему Богу о прощении грехов и избавлении от болезней. Главное, молиться с искренним желанием, чистой душой и верой в чудесное исцеление.
Смотрите еще видео с молитвой Пантелеймону Целителю от всякой болезни:
Молитва от женских болезней
Сильная молитва от шизофрении матери о дочери, о сыне
Сильными молитвенными прошениями от заболевания психики родителей за своих детей считаются прошения, вознесенные Николаю Угоднику. Для этого:
- Посетите церковь.
- Купите в храме святой лик, 36 свечек и святую воду.
- Придя домой поставьте икону в уютный угол, а вокруг нее 12 свечей.
- Зажгите свечи возле иконы и поставьте рядом святую воду.
Когда весь описанный процесс будет выполненным тогда начинайте читать молитву:
Смотрите еще видео рассказ священнослужителя о том, как нужно молиться чтобы избавиться от шизофрении:
Молитва от шизофрении сильная
В чем помогает блаженная Матрона
Еще при жизни святая отличалась праведной жизнью. За всю жизнь она сотворила не мало чудес. Святая является для многих покровительницей, которая показывает пример сильного духом человека. Жизнь, которую она прожила показывает, что никогда нельзя сдаваться, в независимости от того в каких условиях живет человек и какие испытания на него были посланы Богом.
Многих верующих интересует в каких же ситуациях помогает святая. На самом деле точного списка нет. Но несмотря на это чаще всего к святой обращаются:
- Прося защиты от недругов.
- Молят об исцелении многих психологических заболеваний в том числе и шизофрении.
- Просят силы пережить раздоры и скандалы в семье.
- Молят помощи при финансовых трудностях в семье.
К святой обращаются в разных жизненных ситуациях. Она помогает каждому христианину, кто в этом нуждается. Она помогает в печали и горе, в сложных финансовых ситуациях святая помогает найти хорошую работу, молодым парам родить ребенка и т.д. Главное, чтобы все прошения были произнесены правильно и с глубокой верой в душе.
Учение о молитве
«Когда двое влюбленных целыми часами могут разговаривать по телефону, и когда на них кричат: «Да заканчивайте же, наконец, свой разговор», они отвечают: «Но мы ведь разговаривали-то всего ничего»! Почему так происходит? Ответ очень прост: дело в том, что, когда мы разговариваем с любимым человеком, нам кажется, что время бежит очень быстро»[868], – пишет греческий богослов архимандрит Нектарий (Мулациотис). Если живая вера, смирение и любовь водворились в сердце христианина, его душа начинает сильно стремиться к Богу. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41, 2–3),– воспевает пророк Давид». Христианин жаждет и желает богообщения. Поэтому именно молитва становится для христианина тем живоносным источником, который питает душу. «Всякий истинный христианин, – как замечает преподобный Амвросий Оптинский, – не только в земной жизни не разлучается с Богом, но и не прекратит этого общения с Ним в бесконечных веках. И нет большего утешения для христианина, как ощущать близость Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве»[869]. Именно молитва устанавливает непосредственную связь с Богом, Который преображает, укрепляет и помогает немощному человеку на его пути ко спасению.
Однажды, когда духовная дочь старца Анатолия (Зерцалова), попросила батюшку прислать его фотокарточку, преподобный ответил: «Лучше всех крестиков и крестоносцев, всех портретиков и их подлинников – вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку Иисусову. Тогда, когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима»[916]. Преподобный Анатолий был великий и благодатный молитвенник, что даже старец Амвросий Оптинский говорил: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи даётся»[917]. Он не только был её делатель, но и наставник для многих иноков и инокинь. «Молитву Иисусову он почитал главным средством ко спасению, глубже всего запечатлевающим в душе нашей постоянную память о Боге и, как огонь, очищающим и воспламеняющим её»[918]. Преподобный Макарий Оптинский пишет, что молитва – обоюдоострый меч: «произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкой духовной гордостью и мнением о себе – вредит самим нам, и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него»[919].
Преподобный Иосиф, тоже считает, что «превозношение приводит к нарушению нашей молитвы»[946]. По мнению преподобных, вообще главной причиной развлечения на молитве в основном и служат наши страсти, поэтому каждый христианин, который стремится достигнуть настоящей, живой молитвы, должен очищать себя от страстей посредством воздержания, терпения и смирения.
«Её начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья.
Смущённый вихрь, призренье, порицание.
Подвижника встречают: видит он,
Как скорби восстают со всех сторон»[951].
В свете вышесказанного становятся особенно понятными слова преподобного Льва Оптинского, который говорит: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и, невольно, помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следовательно, источник молитвы у каждого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом»[952].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Серьёзны и примечательны слова преподобного Анатолия (Зерцалова). Он утверждает, что путь настоящей умной молитвы даётся не книгою, а кровью: «Даждь кровь и приими Духа. У меня были опыты, – говорит старец, – что учёные и даже очень учёные по книгам, на деле не на волос, не понимали этого духовного делания»[953]. Поэтому основным начальным советом старцев в делании молитвы, было стяжание покаянного и смиренного чувства к Богу, трепетного и простого благоговения. «В молитве не стремись к высокому, а, сознавая во всём свою немощь, имей себя всегда поверженным пред Богом, призывая Его со смирением и простотой, как дитя призывает отца»[954], – поучает нас старец Макарий Оптинский. Он советует «не углубляться слишком в значение слов молитвы, а читать просто и смиренно, произнося её устами»[955]. Такая молитва, по мысли старца, принесёт пользу и не попустит впасть в прелесть. «Если мы будем относиться к великому молитвенному деланию нерадиво и без страха Божия, то такое делание находится в опасном положении, оно не на правильном пути»[956], – говорит Глинский старец преподобный Серафим (Романцев).
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.