Содержание
- 1 Любить, молиться, петь.
- 2 Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках» методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
- 3 Три вечные струны молитва песнь любовь
- 4 «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь». план-конспект урока по музыке на тему
- 5 Три вечные струны молитва песнь любовь
- 6 Три вечные струны молитва песнь любовь
- 7 Три вечные струны молитва песнь любовь
- 8 Беседка муз
- 9 Любить. Молиться. Петь. (П. А. Вяземский)
- 10 Любить. Молиться. Петь (Вяземский)
Любить, молиться, петь.
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном,
Преданье тёмное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Пётр Вяземский.
Столетия и дни… — Пески, барханы стужи
Степные ковыли, перекати поля…
Не соль, песок скрипит во рту на ноте …ля…,
А голос, что ему, опять, как встарь, простужен!
Сибирь ласкает грудь… — Снега и бездорожье
Метели в ночь поют, свою, за упокой…
Душа моя, за свечкой и строкой…
А тело? – По нему, огонь холодной дрожью…
Столетия и дни… — Бесстрастная усталость
Косые взгляды злобы без затей…
Ах, если без, непрошенных гостей.
Так нет, своих, не много уж осталось…
Любить, молиться, петь. — Ветра поют о стуже…
Ах, голос мой, опять, как встарь, простужен.
Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II «Музыка и изобразительное искусство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.tehnologicheskaya_karta.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Небесное» и земное в звуках и красках»
Полищук Светлана Вячеславовна
МБОУ «СОШ № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Тема и номер урока в теме
Раздел II. Музыка и изобразительное искусство.
Тема 19 урок/2 урок раздела:
«Небесное и земное в звуках и красках
« Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»»
Г. П. Сергеева Е. Д. Критская, музыка 5 класс
Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;
- — личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- -метапредметные: формирование духовно – нравственных ценностей, через произведения: Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. « Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта № 3 С. Рахманинова.
- Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
— развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, при вокализации главных тем произведений Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. « Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта
— закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная музыка
- Тип урока: « открытия» нового знания
- Формы работы учащихся : беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа
- Необходимое техническое оборудование:
Проигрыватель СD, презентация PowerPoint
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Три вечные струны молитва песнь любовь
Хочется отметить песню «Живая псалтырь» в исполнении Ольги Рыбачёвой, тронувшей зрителей до глубины души. А лауреаты Международного конкурса «Вера, Надежда, Любовь», ученицы Детской музыкальной школы №1 Анна Пименова и Дарья Буторина поразили всех чистым и светлым исполнением. Выступил также артист ухтинского театра Александр Захаров с притчей Сергея Курдюкова. Совсем недавно он решил отказаться от телевизора и посвятить всё своё свободное время духовной литературе. «Жизнь стала намного красочнее, — поделился артист».
Слова настоятеля Свято-Стефановского храма протоирея Евгения Александрова помогли задуматься о своей душе, о её очищении через книгу. «Информационные технологии никуда, конечно, в наше время не денешь, но только книга способна познакомить тебя с самим собой. Ты как будто становишься соавтором и начинаешь примерять на себе те светлые образы, описанные в книгах». Произведение «Отче наш» в исполнении хора Свято-Стефановского храма ненароком вызвали у многих присутствующих слёзы, что уже говорит о том, как всё-таки людям в современном мире не хватает этой душевной и простой чистоты.
Разобраться с большим литературным потоком помогла главный методист Центральной библиотеки Татьяна Земскова. Она поведала о новом информационном списке литературы «Чтение для души. Православная художественная литература в фондах ухтинских библиотек», которая знакомит с обзором православной литературы, подготовленный сотрудниками справочно-библиографического отдела. Эти книги можно взять почитать в библиотеках нашего города. Ведущая мероприятия Екатерина Сацюк рассказала про духовную поэзию, попыталась подвести читателей к чтению нужной и полезной для души литературы.
Мероприятие «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь» прошло «на ура». Не было бурных эмоций, яркости, но в атмосфере царила гармония, спокойствие и очищение сознания. После заключительных слов протоирея Евгения многие из зала выходили с покрасневшими глазами и светлыми улыбками. Хорошо, что есть такие музыкально-литературные вечера, на которых в суете повседневности можно хоть на час остановиться и задуматься о том, как мы живём, для чего мы постоянно куда-то бежим, что мы от этой жизни хотим. Надеемся, что совместные мероприятия Центральной библиотеки с главным редактором газеты «Колокол Севера» Николаем Лудниковым будут и дальше пробуждать любовь и свет в человеческих душах, будут неким маяком во тьме житейских бурь.
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь».
план-конспект урока по музыке на тему
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebesnoe_i_zemnoe_v_zvukah_i_kraskah.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” .
Тема 19 урока: « Небесное и земное» в звуках и красках.
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь» .
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: урок-беседа.
Краткое содержание: Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образом древнерусского и западно-европейского искусства.
— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;
— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С,В. Рахманинова.
— «Аве Мария» Франц Шуберт.
— «Аве Мария» И.С. Баха, Ш. Гуно.
— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского
— Иллюстрации образов Девы Марии.
- Самостоятельно работает с текстом, сотрудничает с группой.
- Знает, в чем выражается общность языка различных видов искусства.
- Выявляет общие черты в художественных и музыкальных образах.
- Передает свои музыкальные впечатления в устной форме.
Планируемые результаты учащегося
— Проверяет домашнее задание.
— Определяет тему урока.
— Называет цели-результаты учащихся на конец урока, объясняет систему оценивания.
Работает с текстом. Выделяет ключевые моменты. Отвечает на вопросы.
Вводит в тему урока.
Дает понятие песенность
Тема: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. »
1. Дает определения понятиям знаменный распев, песнопение, унисон.
2. Сравнивает между собой мелодии произведений. Называет сходства, подчеркивает особенности каждой и их национыльный колорит.
3. Высказывает свое понимание на слова русского поэта П. Вяземского: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. ».
Задает вопросы, просит пояснить ответы.
— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;
— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского;
— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Б.У. Найди в интернете или книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы. Подготовь краткое сообщение.
П.У. То же самое, но с презентацией.
Тема: «В минуты музыки печальной. »
- Самостоятельно изучает предложенный текст поэта В. Жуковского (которые отразили его впечатления от кратины Рафаэля «Секстинская мадонна»).
- Внимательно слушает «Аве марию» в вариантах Баха и Шуберта.
- Находит связь художественного образа этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля
Раздает текст, рассматривает картину Рафаэля «Секстинская мадонна»
— «Аве Мария» Франц Шуберт.
— «Аве Мария» И.С. Баха, Ш. Гуно.
Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об истории появления картины Рафаэля и «Аве Марии» Баха или Шуберта.
П.У. То же самое, но с презентацией и музыкой.
Тема: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. »
- Изучает текст о Богородице Деве Марии.
- Проводит сравнительный анализ музыкальных произведений. Находит сходство и отличие.
- Объясняет, в чем выражается общность языка различных видов искусства.
— «Аве Мария» Франц Шуберт.
— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского
— Иллюстрации образов Девы Марии.
Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об и иконе Божьей Матери, приводя музыкальные примеры разных композиторов.
П.У. Т о же самое, но с презентацией и музыкой.
— формирование этических чувств эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
— овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
— предлагает выполнить творческое задание (нарисовать рисунок по тему урока, написать мини-сочинение), используя прослушанное музыкальное произведение;
— наблюдает за работой учащихся
— познает содержательную структуру заданной темы.
— исследует средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве.
— находит связь между музыкой и изобразительным искусством.
— наблюдает за работой в группах и фронтально, задает вопросы, создает благоприятные условия для работы учащихся
— удерживает цели на протяжении урока.
— контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.
— создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу.
— предлагает самостоятельно оценить свою деятельность на уроке
— работает в группе, осуществляет информационную, познавательную и практическую деятельность.
— формулирует и высказывает свои впечатления, дает полные ответы на вопросы учителя.
— дает задание группам, отслеживает работу.
— выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы, обобщает;
— совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам.
Домашнее задание: . По группам
Тема: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. »
1. Дайте определения понятиям знаменный распев, песнопение, унисон.
2. Сравните между собой мелодии произведений.
Назовите сходства, подчеркните особенности каждой и их национальный колорит.
— мелодия хора «Любовь святая» Г. Свиридова;
— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского;
— Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
3. Выскажите свое понимание на слова русского поэта П. Вяземского: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье. ».
Б.У. Найди в интернете или книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы. Подготовь краткое сообщение.
П.У. То же самое, но с презентацией.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«В минуты музыки печальной. »
- Самостоятельно изучите предложенный текст поэта В. Жуковского (которые отразили его впечатления от кратины Рафаэля «Секстинская мадонна»).
- Внимательно послушайте «Аве марию» в вариантах Баха и Шуберта.
— «Аве Мария» Франц Шуберт.
— «Аве Мария» И.С. Баха, Ш. Гуно.
3. Найдите связь художественного образа этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля
Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об истории появления картины Рафаэля и «Аве Марии» Баха или Шуберта.
П.У. То же самое, но с презентацией и музыкой.
Тема: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. »
1. Изучите текст о Богородице Деве Марии.
- Проведите сравнительный анализ музыкальных произведений.
Найдите сходство и отличие.
— «Аве Мария» Франц Шуберт.
— «Богородице, Дево, радуйся» П.И. Чайковского
— Иллюстрации образов Девы Марии.
4. Объясните, в чем выражается общность языка различных видов искусства.
Б.У. Подготовь информацию для краткого сообщения об и иконе Божьей Матери, приводя музыкальные примеры разных композиторов.
П.У. Т о же самое, но с презентацией и музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II «Музыка и изобразительное искусство».
Презентация к уроку музыка 5 мкласс.
Презентация к уроку музыка 5 мкласс.
Открытый урок по музыке в 5 классе.
Презентация содержит иллистративный материал к уроку в 5 классе «Небесное и земное в звуках и красках»по программе программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Данный материал представляет.
Урок раскрывает отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно.
Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые.
Три вечные струны молитва песнь любовь
Сделайте пособие своими руками. Раскраска «Берегите первоцветы!» поможет вам организовать уроки на эту тему. Рекомендую использовать цветные мелки, рисунки получаются очень яркими.
Новогодний утренник, объёмный (22 стр). Много героев, среди них старшеклассники: Хоттабыч, Баба Яга, Дед Мороз.
сценарий 1 сентября
Работа в группе, творческие задания, самооценка, инсценировка.
Замечательный утренник, проводили вместе 2-3 класс. Насыщен песнями, танцами, трогательными моментами, множеством атрибутики: самодельными веточками с цветами, сердечками, солнышками, разноцветными костюмами к танцам. Прошёл на все 100!
Наглядный материал к уроку русского языка, формат А-4
Интегрированный урок : музыка и изобразительное искусство 5 класс
Тема урока: Небесное и земное в звуках и красках.
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: закрепление знаний (урок-беседа).
Три вечные струны молитва песнь любовь
Интегрированный урок : музыка и изобразительное искусство
5 класс
Тема урока: Небесное и земное в звуках и красках.
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: закрепление знаний (урок-беседа).
Музыкальный материал: Ave Maria Ф.Шуберт, «Аве Мария» И.С.Бах, Ш.Гуно, С.В.Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром, П.И.Чайковский «Богородице, Дево, радуйся», Струве «Матерям погибших героев».
Зрительный ряд урока: «Сикстинская мадонна» Рафаэль, икона Владимирской Божьей Матери, иконы русских иконописцев, фото мемориала «Скорбящая мать».
Литературный ряд: Э. Межелайтис «Женщина», Н.Некрасов «Внимая ужасам войны…», А.Кожейкин «Солдатские матери»
Организационный момент: (Звучит третий фортепианный концерт С.В.Рахманинова)
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасных и возвышенных понятиях, о вечных и незыблемых темах в искусстве. И эпиграфом нашего урока мне хотелось бы взять слова Э.Межелайтиса «Ты в помыслах моих такая: небесная голубизна – светла, ясна».
На уроках первого полугодия мы говорили о том, что связь музыки с литературой не только обогащает и музыку, и литературу, но и дает более полное и гармоничное представление о жизни. Но, слушая музыкальные произведения, всякий раз мы представляем зримые образы, рисуем в нашем воображении представляемые картины. Во многих музыкальных произведениях усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится поистине живописной. В тоже время мы встречаем множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что музыку и живопись также связывают прочные незримые нити. И наша цель понять, а как проявляется эта взаимосвязь.
Тема нашего сегодняшнего урока :
«Небесное и земное в краска и звуках»
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Учитель: Как часто говоря о вполне естественных и подчас обыденных вещах, выражая свое восхищение, наделяем их неземными качествами. Неземная красота, неземная любовь…
Издавна под такой любовью подразумевали материнскую любовь. Образ женщины-матери – это вечный образ в искусстве.
«Ты в моих помыслах такая: небесная голубизна – светла, ясна.
В прозрачности глубоких красок, неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем Покой и Благодать – две спутницы твои и каждой женщины, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первое ей, произнесет свое вот-вот родившееся слово».
Сегодня, ребята, мы постараемся понять с вами глубину материнской любви, её самоотверженность, её нежность. Художники древности и средневековья, поэты и композиторы воспевали в своих творениях вечный образ – образ матери.
C давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. Пожалуй, одна из самых прекрасных картин на земле – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В центре картины как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. У младенца недетское лицо, очень серьезный взгляд обращен к людям. В глазах матери – печаль и спокойствие. Ее кроткое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и робость, и едва уловимую тревогу за будущее сына. Ее взгляд по словам Жуковского «никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное». Она несет своего сына людям, зная, что жизнь его, станет ценой за их грядущее спасение. Имя младенца Иисус, имя его матери – Мария. Безграничная любовь к сыну, душевная чистота, которая сквозит во всем обличии, заставляют Святую Варвару и Святого Сикста (отсюда и название) с благоговением склонить перед ней колени.
Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами «Ave Maria». Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов на создание произведений. Франц Шуберт написал свою версию Ave Maria. Давайте её послушаем.
Звучит «Ave Maria» Ф.Шуберта. (На фоне музыки меняются репродукции картин Рафаэля).
Учитель: «Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство. И как тот, кто может взвесить не руке песчинку, способен ощутить весь вес планеты, так и мать, свое дитя подъемля – всю Землю держит. И только потому ее святой позволено звать.
Так в красках Рафаэля возникая, равно держа и Землю, и зерно, ты в моих помыслах такая».
Учитель: Какой была эта музыка?Что вы почувствовали, слушая эту музыку? О чем вы думали?
Ученики: Умиротворение, покой.
Учитель: Что общего в картинах Рафаэля и «Ave Maria» Ф.Шуберта?
Ответы детей.
Учитель: В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений . Дева Мария –самый почитаемый и любимый образ на Руси. Русские люди обращались к ней за помощью в самые трудные и грозные времена для нашего государства. Даже во время Великой Отечественной войны, когда немецкие полчища стояли практически в одном шаге от Москвы и рассматривали купола кремлёвских соборов в бинокли, был совершён облёт вокруг столицы на самолёте с иконой Казанской Божьей Матери. Мы же сегодня более подробно поговорим об иконе Владимирской Божьей Матери.
Звучит «Богородице, Дево, радуйся!» П.И.Чайковского.
Учитель: По преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана самим Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила сама Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитается как первый живописец и покровитель всех художников.
А сейчас мы будем слушать прекрасную музыку, которую написали И.С.Бах и Ш. Гуно и смотреть на произведения великих иконописцев, которые сохранили для нас образ простой женщины, Матери Иисуса Христа, спасителя всего человечества.
Звучит «Аве Мария» И.С.Баха, Ш.Гуно. (слайды с произведениями русских иконописцев).
Учитель: Какое настроение – цветовая гамма (грусть и свет – светлые и темные краски.
Мелодическая линия – неопределяемость движения на картинах, возврат к высокому звуку – возвышение.
Почему же авторы подчеркивают величие. Кем была Мария? Почему в глазах Марии такая глубокая печаль? В чем материнский подвиг Марии?
Ответы детей.
Учитель: Такой подвиг удел не только святых. Сколько матерей проводили своих сыновей на войну в 1941-45 годах. Не всем было суждено вернуться назад. Но жизни они отдали во имя спасения нас ныне живущих. И их матери приняли этот геройский путь своих детей и прошли его с ними до конца.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Всем матерям погибших героев посвящен монумент «Скорбящая мать».
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой песней «Матерям погибших героев»,которую написал Г.Струве. Давайте её послушаем.
Прослушивание песни Г, Струве «Матерям погибших героев».(Демонстрация слайдов фото монументов «Скорбящая мать»).
Учитель: О чем рассказывает песня?
Учитель: Какие чувства она у вас вызывает?
Учитель: Мы часто слышим песни, посвященные героям. Как вы думаете, почему авторы посвятили свою песню их матерям?
(Работа над песней)
Вывод
Учитель: Какую идею раскрыли произведения, прозвучавшие на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
Учитель: В душной, тревожной, ночной тишине
давит тревога на грудь.
Сердце, как чайка на тихой волне,
тоже не может уснуть.
Тоненькой свечки горит огонёк,
в небо молитва летит:
«Дай ему силы на сотни дорог,
злую беду отведи».
Ветер качнул старый клён второпях,
бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
«Боже, помилуй, спаси».
Дождь застучал. Догорает свеча,
а за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам –
матери ждут сыновей.
Кажутся им почему-то всегда
ночи страшнее, чем дни.
«Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!»
Учитель: Урок закончен. Всем спасибо.
Три вечные струны молитва песнь любовь
сценарий 1 сентября
Работа в группе, творческие задания, самооценка, инсценировка.
Интегрированный урок : музыка и изобразительное искусство 5 класс
Тема урока: Небесное и земное в звуках и красках.
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: закрепление знаний (урок-беседа).
Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства и литературы.
6 класс
Тема: «Народное искусство Древней Руси».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Открытый интегрированный урок музыки, изо и литературы
на тему «Джаз – искусство XX века»
Беседка муз
Популярные публикации
Последние комментарии
Любить. Молиться. Петь. (П. А. Вяземский)
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Любить. Молиться. Петь (Вяземский)
← Брайтон | Любить. Молиться. Петь автор Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) |
Петербургская ночь → |
См. Стихотворения 1839 . Дата создания: 1839, опубл.: 1862 [1] . Источник: lib.ru |
Любить. Молиться. Петь
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном,
Преданье тёмное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!
Примечания
В рецензии на альманах Белинский назвал стихотворение «выдающимся» произведением сборника (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5. С. 123). Отрицательный отзыв оно получило в статье Д. И. Писарева «Русская литература» («Русское слово», 1862, № 2, с. 18).
- ↑ Впервые — в «Одесском альманахе». Одесса, 1840. Вошло в сборник В дороге и дома. Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. — М.: Типография Бахметева, 1862. — С. 217. , но в наборной рукописи текста нет.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. Общественное достояние Общественное достояние false false Читать онлайн «100 шедевров русской лирики» автора Коллектив авторов — RuLit — Страница 3Из очарованной дали? Брюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) Милый, прости, что хочу повторять Прежних влюбленных обеты. Речи знакомые – новы опять, Если любовью согреты. Милый, я знаю: ты любишь меня, И об одном все моленья,— Жить, умереть, это счастье храня, Светлой любви уверенья. Милый, но если и новой любви Ты посвятишь свои грезы, В воспоминаниях счастьем живи, Мне же оставь наши слезы. Пусть для тебя эта юная даль Будет прекрасной, как ныне. Мне же, мой милый, тогда и печаль Станет заветной святыней. Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свёрнутый, запечатлённый свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый стих. Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжёт огнём, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звёздной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечём ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя! Я люблю тебя и небо, только небо и тебя, Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя. В светлом небе – бесконечность: бесконечность милых глаз. В светлом взоре – беспредельность: небо, явленное в нас. Я смотрю в пространства неба, небом взор мой поглощен. Я смотрю в глаза: в них та же даль – пространств и даль времен. Бездна взора, бездна неба! я, как лебедь на волнах, Меж двойною бездной рею, отражен в своих мечтах. Так, заброшены на землю, к небу всходим мы, любя… Я люблю тебя и небо, только небо и тебя. Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) В эту ночь я буду лампадой… В эту ночь я буду лампадой В нежных твоих руках… Не разбей, не дыши, не падай На каменных ступенях. Неси меня осторожней Сквозь мрак твоего дворца, — Станут биться тревожней, Глуше наши сердца… В пещере твоих ладоней — Я буду пылать иконней… Не ты ли меня зажег? Любовь твоя жаждет так много… Любовь твоя жаждет так много, Рыдая, прося, упрекая… Люби его молча и строго, Люби его, медленно тая. Свети ему пламенем белым — Бездымно, безгрустно, безвольно. Люби его радостно телом, А сердцем люби его больно. Пусть призрак, творимый любовью, Лица не заслонит иного, — Люби его с плотью и кровью — Простого, живого, земного… Храня его знак суеверно, Не бойся врага в иноверце… Люби его метко и верно — Люби его в самое сердце! Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) Любить. Молиться. Петь… Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своем, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чем-то неземном, Преданье темное о том, что было ясным, И упование того, что будет вновь; Души, настроенной к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу Благословлял всегда с любовью и мольбой И песни внутренней был арфою живой! Моя вечерняя звезда… Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На потемневшие года Приветный луч пролей ты вновь! Средь юных, невоздержных лет Мы любим блеск и пыл огня; Но полурадость, полусвет Теперь отрадней для меня. Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) Читать онлайн «Литературная Газета 6281» автора Газета Газета — RuLit — Страница 31 «Ты – Женщина, и этим ты права…»: Стихи о любви / Составитель и автор предисловия А.А. Бобров. – М.: Издательство «ФАВОР», 2010. – 304 с. О высказанном на этих страницах Пётр Вяземский мог бы отозваться так: к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Три вечные струны зазвучали в Золотом веке русской поэзии, откликнулись сиреневыми мелодиями Серебряного века и, наконец, сквозь трагический ХХ век дошли до нового тысячелетия. Так и твоя книга состоит из трёх разделов. В первом – стихи Золотого века, во втором – часть лирики века Серебряного, и завершающим аккордом Гимна Женщине звучат стихи поэтов ХХ века и современности. Явленные шедевры любовной лирики ещё раз доказывают чувствующему человеку, что русская поэзия – вершина культуры, а русские поэты умели и не разучились любить! Александр Трубицын. Умереть любимой . – М.: Молодая гвардия, 2010. – 343 с. По прочтении книги Валентин Распутин прислал автору письменный поклон: «Прочёл со слезами, но и с гордостью: есть же ещё не только такие бабы, но и такие мужики! Как же надо было любить, какая же досталась доля не разлучаться, быть постоянно вместе, перелиться друг в друга, чтобы произнести такое слово!» «Перелилась» в книгу песнь Александра Трубицына во славу и память Любимой, ушедшей из жизни слишком рано, – в честь Жанны Мамиевны Касьяненко, известной журналистки. «Эта книга написана для женщин. Я не знаю, какая ты, какого цвета твои глаза, сколько тебе лет, где ты живёшь, как пахнут твои пальцы… Но я хочу, чтобы ты узнала, что жила на свете женщина, прекрасная и Любимая…» И ещё автору очень хотелось, чтобы читательницы смогли перенять у его Жанны какие-то женские тайны и секреты, чтобы «стать для кого-то прекрасной и Любимой». Общая оценка: Оценить: 0,0 Проголосовало: 0 чел. 12345 За всё, за всё тебя благодарю я. Лучшие стихи Золотого века о любви (9 стр.)Прелестный цвет, душистый, ненаглядный, Московских роз царица и краса! Вотще тебя свежит зефир прохладный, Заря златит и серебрит роса. Судьбою злой гонимая жестоко, Свой красный день ты тратишь одиноко, Ты про себя таишь дары свои: Румянец свой, и мед, и запах сладкой, И с завистью пчела любви, украдкой, Глядит на цвет, запретный для любви. Тебя, цветок, коварством бескорыстным Похитил шмель, пчеле и розе враг; Он оскорбил лобзаньем ненавистным, Он погубил весну надежд и благ. Счастлив, кто, сняв с цветка запрет враждебный, Кто, возвратив ее пчеле любви, Ей скажет: цвет прелестный! цвет волшебный! Познай весну и к счастью оживи! Южные звезды! Черные очи! Неба чужого огни! Вас ли встречают взоры мои На небе хладном бледной полночи? Юга созвездье! Сердца зенит! Сердце, любуяся вами, Южною негой, южными снами Бьется, томится, кипит. Тайным восторгом сердце объято, В вашем сгорая огне; Звуков Петрарки, песней Торквато Ищешь в немой глубине. Тщетны порывы! Глухи напевы! В сердце нет песней, увы! Южные очи северной девы, Нежных и страстных, как вы! Ты светлая звезда Ты светлая звезда таинственного мира, Куда я возношусь из тесноты земной, Где ждет меня тобой настроенная лира, Где ждут меня мечты, согретые тобой. Ты облако мое, которым день мой мрачен, Когда задумчиво я мыслю о тебе, Иль измеряю путь, который нам назначен, И где судьба моя чужда твоей судьбе. Ты тихий сумрак мой, которым грудь свежеет, Когда на западе заботливого дня Мой отдыхает ум и сердце вечереет, И тени смертные снисходят на меня. Любить. Молиться. Петь Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своем, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чем-то неземном, Преданье темное о том, что было ясным, И упование того, что будет вновь; Души, настроенной к созвучию с прекрасным, Три вечные струны: молитва, песнь, любовь! Счастлив, кому дано познать отраду вашу, Кто чашу радости и горькой скорби чашу Благословлял всегда с любовью и мольбой И песни внутренней был арфою живой! «За милой встречей вслед на жизненном пути…» За милой встречей вслед на жизненном пути Как часто близок день утрат и расставанья. И там, где молодость воскликнет: до свиданья! Там старость говорит печальное прости. «Моя вечерняя звезда…» Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На потемневшие года Приветный луч пролей ты вновь! Средь юных, невоздержных лет Мы любим блеск и пыл огня; Но полурадость, полусвет Теперь отрадней для меня. «Мне не к лицу шутить, не по душе смеяться…» Мне не к лицу шутить, не по душе смеяться, Остаться должен я при немощи своей. Зачем, отжившему, живым мне притворяться? Болезненный мой смех всех слез моих грустней. Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале. |