11/24 ноября почитается великомученик Мина Котуанский (Египтянин)
Святой Мина принадлежит к чину так называемых святых воинов вместе со святыми Георгием Победоносцем, Дмитрием Солунским, Артемием, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых не только в России, где его в новейшие времена не очень-то и знают, а и в Египте, в Греции и на Кипре, где ему посвящены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь. Святому Мине молятся об исцелении от немоты, болезни глаз и ног.
Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284-305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве.
Однажды в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: «Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем».
После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: «Я со Христом был и есмь и буду» на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 или 304 г. (по разным источникам). Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины.
Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя, прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня». Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них.
Возьми ее за ногу
Существует такое предание. Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему: – Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу. Хромой ответил на это мученику: – Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие? Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил: – Если не сделаешь сего, не получишь исцеления. Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом оба они почувствовали свое исцеление: немая заговорила, а хромой побежал быстро, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.
Тропарь великомученику Мине, глас 4-й
Яко Безплотным собеседника и страстотерпцем единовсельника, сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, мира мирови испроси и душам нашим велия милости.
Молитва великомученику Мине
О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемые всем, с верою и благоговением к тебе притекающим, припадаем ти, преклоньше колена сердец наших, от всей души нашей молим тя, будь нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощах наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о грехах наших, помогай в напастях и треволнениях мира сего и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.
«Я со Христом был, есть и буду»
Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 г., во времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.
Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом, скакавший вокруг храма и отгонявший турок. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане, из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины, стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти.
На Кипре святой Мина – один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда здесь не были редкостью малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова – в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.
Мужской монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев.
Монастырь основан как в последние годы венецианского владычества на острове (1489-1571), о чем есть запись 1562 г. на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки. Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 г.
Русский паломник, монах Василий Григорович-Барский (1701-1747), в своем дневнике записал: «Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 г. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом – землепашеством, посевными работами, виноградарством».
Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 г. по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737-1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием «Могила турка», неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX в., в 1825 г. там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние.
Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX ст. Были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е гг. и святого Антония в Деринее в 1930-е гг. Несколькими годами позднее, в 1949 г., был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 г. число его насельниц возросло до 60 человек. 29 марта 1965 г. группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины.
Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 г.) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 г.), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 г. обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 г., богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме.
На празднование памяти святого Мины 11/24 ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра, а сегодня и из дальних пределов, в частности, России и Украины. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что не изменил своей вере во Христа и своим словам: «Я со Христом был, есть и буду».
18.01 – почитается преподобный Мина. 2.03 – обретение мощей мученика Мина Калликелада. Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелад (Красноглаголивый). При императоре Максимине принял мученическую кончину со святыми Ермогеном и Евграфом – около 313 г. При Константинопольском императоре Василии Македонянине (867 – 886), по указанию самого мученика, явившегося в сновидении одному благочестивому мужу, мощи его обрел военачальник Маркиан. 25.04 – мученик Мина. 3.07 – святитель Мина, епископ Полоцкий. 25.07 – мученик Мина. 7.09 – святитель Мина, патриарх Цареградский. 23.10 – преподобномученик Мина Зографский. 11.11 – мученики Мина и Миней. 24.11 – великомученик Мина Котуанский. 23.12 – мученик Мина.
Старая Русса. Церковь великомученика Мины (XIV в.)
Небольшое четырехстолпное здание кубической формы. Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника. По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV в., а возможно к 30-40-м годам XV в. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. Аспида декорирована вертикальными жгутами и арочками. В XV в. церковь была перекрыта позакомарно, что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.
В 1874 г. храм перестраивался; была пристроена трапезная и построена каменная колокольня.
По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 г. храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан. В настоящее время церковь находится в печальном состоянии.
Поэт Евгений Курдаков посвятил Старо-Русскому храму («Стихотворения», Великий Новгород, 2000), такие проникновенные строки:
* * * Есть в Старой Руссе церковь Мины. Там, у заросшего пруда, Стоит она, тиха, пустынна, Забыта всеми навсегда. . Не знаю, молятся ли храмам Заброшенным, но только здесь Я был овеян ветром странным, Как бы ниспосланным с небес. И ощутил не на мгновенье, Что от всего остались нам Вот этот благовест терпенья Да, словно Русь, забытый храм, — Которые в безмолвной стыни Вот-вот исчезнут в никуда Есть в Старой Руссе церковь Мины, — Там, у заросшего пруда.
На снимках: Великомученик Мина, икона; монастырь святого Мины на Кипре; позолоченный ковчежец с мощами святого Мины; Церковь великомученика Мины в Старой Руссе.
О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемы всем, с верою и благоговеинством к тебе притекающим, припадаем ти и, приклонше колена сердец наших, от всея души нашея молим тя: буди нам ходатай пред Господем и Спасом нашим Иисусом Христом о немощех наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о гресех наших, помогай в напастех и треволнениях мира сего, и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.
Молитва вторая
О, святый великомучениче Христов, Мино многострадальне, образ благочестиваго жития на земли верным явивший, мученическою же кончиною твердость веры своея засвидетельствовавший и венец нетленныя славы от руки Венцедавца Христа восприявший на Небесех Молися о иже с верою притекающих ко святому имени твоему, блаженне, и предстательствуй выну о всех любовию чтущих честную память твою, от многоразличных бед и напастей нас сохраняюще, да ходатайством твоим от сетей лукаваго и от злых людей соблюдаеми в мире и благочестии оставльшияся дни жития нашего поживем, хваляще дивнаго во Святых Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва ко святому великомученику Мине
О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемы всем, с верою и благоговеинством к тебе притекающим, припадаем ти и, приклонше колена сердец наших, от всея души нашея молим тя: буди нам ходатай пред Господем и Спасом нашим Иисусом Христом о немощех наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о гресех наших, помогай в напастех и треволнениях мира сего, и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.
Молитва иная
О, святый великомучениче Христов, Мино многострадальне, образ благочестиваго жития на земли верным явивший, мученическою же кончиною твердость веры своея засвидетельствовавший и венец нетленныя славы от руки Венцедавца Христа восприявший на Небесех Молися о иже с верою притекающих ко святому имени твоему, блаженне, и предстательствуй выну о всех любовию чтущих честную память твою, от многоразличных бед и напастей нас сохраняюще, да ходатайством твоим от сетей лукаваго и от злых людей соблюдаеми в мире и благочестии оставльшияся дни жития нашего поживем, хваляще дивнаго во Святых Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь святому великомученику Мине
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Яко безплотных собеседника и страстотерпцем единовсельника, сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, мира мирови испроси и душам нашим велия милости.
КОНДАК, ГЛАС 4
Воинства исхити привременнаго и нетленнаго показа тя Небеснаго общника, страстотерпче Мино, Христос, Бог наш, Иже мучеников нетленный венец.
ИКОС
Великаго ходатай нам есть веселия память мучеников, на страсти мужество и победу на враги показующи в светлем и радостнем исповедании благодати. Приидите убо в ней, празднолюбцы вси, и возвеселимся, время нашего веселия лучшее и пребывающее, Мины страдальца память совершающе и приемлюще страстей разрешения дар: сего же датель Христос Бог есть, мучеников нетленный венец.
Мученик Ми ́ на Александрийский , Калликелад (Красноречивый)
Дни памяти
1 марта (переходящая) – Обре́тение мощей. 2 марта (17 февраля) в невисокосный год / 1 марта (17 февраля) в високосный год
Житие
Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305–313).
Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.
Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (17 февраля) и перенесены в Константинополь. Император Юстиниан построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец (память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников.
Богослужения
Молитвы
Тропарь мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, глас 8
Воздержа́нием страсте́й огнепа́льныя/ умертви́вше зра́ки и движе́ния, Христо́вы му́ченицы,/ прия́ша благода́ть неду́ги отгоня́ти немощны́х,/ и жи́вше и по кончи́не чудоде́йствовати;/ вои́стину чу́до пресла́вно,/ я́ко ко́сти на́ги источа́ют исцеле́ния,// сла́ва Еди́ному и Созда́телю Бо́гу.
Видео (кликните для воспроизведения).
Перевод: Воздержанием умертвив все виды и движения попаляющих огнем страстей, Христовы мученики, вы получили благодать прогонять болезни немощных и совершать чудеса, как при жизни, так и после успения. Воистину преславное чудо — нагие кости источают исцеления. Слава Единому и Создателю Богу.
Кондак мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, глас 1
Ми́ну чу́днаго, Ермоге́на боже́ственнаго, и Евгра́фа ку́пно,/ свяще́нными сладкопе́нии почти́м вси,/ я́ко почествова́вшия Го́спода, и страда́льчествовавшия за Него́,/ и ли́ка безпло́тных на Небесе́х дости́гшия,// и чудеса́ точа́щия.
Перевод: Мину чудесного, Ермогена Божественного и Евграфа вместе с ними почтим все священными молитвенными песнопениями, как воздавших почести Господу, и претерпевших мучения за Него, и достигших собрания бесплотных (ангелов) на Небесах, и источающих чудеса.
Ин кондак мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, глас 4
Добропе́сненный глас твои́х слове́с,/ Ермоге́на из глубины́ поги́бели возве́д,/ поста́ви на ка́мени жи́зни,/ отону́дуже и Евгра́ф, царя́ обличи́в,/ ра́дуяся, посека́ется в сла́вную главу́.// Но приле́жно моли́, Ми́но, спасти́ся всем, любо́вию чту́щим тя.
Перевод: Красноречие проповедей твоих подняло Ермогена из глубины погибели, поставив на камне жизни, потому и Евграф, царя обличив, радуясь претерпел отсечение славной головы. Но усердно моли, Мина, спастись всем, с любовью почитающим тебя.
Святой мина молитва
Однажды в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: «Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем».
После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: «Я со Христом был и есмь и буду» на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 или 304 г. (по разным источникам). Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины.
Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя, прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня». Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них.
Возьми ее за ногу
Существует такое предание. Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему: — Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу. Хромой ответил на это мученику: — Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие? Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил: — Если не сделаешь сего, не получишь исцеления. Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом оба они почувствовали свое исцеление: немая заговорила, а хромой побежал быстро, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.
Тропарь великомученику Мине, глас 4-й
Яко Безплотным собеседника и страстотерпцем единовсельника, сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, мира мирови испроси и душам нашим велия милости.
Молитва великомученику Мине
О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемые всем, с верою и благоговением к тебе притекающим, припадаем ти, преклоньше колена сердец наших, от всей души нашей молим тя, будь нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощах наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о грехах наших, помогай в напастях и треволнениях мира сего и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.
«Я со Христом был, есть и буду»
Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 г., во времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.
Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом, скакавший вокруг храма и отгонявший турок. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане, из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины, стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти.
На Кипре святой Мина — один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда здесь не были редкостью малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова — в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.
Мужской монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев.
Монастырь основан как в последние годы венецианского владычества на острове (1489−1571), о чем есть запись 1562 г. на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки. Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 г.
Русский паломник, монах Василий Григорович-Барский (1701−1747), в своем дневнике записал: «Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 г. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом — землепашеством, посевными работами, виноградарством».
Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 г. по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737−1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием «Могила турка», неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX в., в 1825 г. там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние.
Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX ст. Были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е гг. и святого Антония в Деринее в 1930-е гг. Несколькими годами позднее, в 1949 г., был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 г. число его насельниц возросло до 60 человек. 29 марта 1965 г. группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины.
Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 г.) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 г.), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 г. обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 г., богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме.
На празднование памяти святого Мины 11/24 ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра, а сегодня и из дальних пределов, в частности, России и Украины. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что не изменил своей вере во Христа и своим словам: «Я со Христом был, есть и буду».
18.01 — почитается преподобный Мина. 2.03 — обретение мощей мученика Мина Калликелада. Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелад (Красноглаголивый). При императоре Максимине принял мученическую кончину со святыми Ермогеном и Евграфом — около 313 г. При Константинопольском императоре Василии Македонянине (867 — 886), по указанию самого мученика, явившегося в сновидении одному благочестивому мужу, мощи его обрел военачальник Маркиан. 25.04 — мученик Мина. 3.07 — святитель Мина, епископ Полоцкий. 25.07 — мученик Мина. 7.09 — святитель Мина, патриарх Цареградский. 23.10 — преподобномученик Мина Зографский. 11.11 — мученики Мина и Миней. 24.11 — великомученик Мина Котуанский. 23.12 — мученик Мина.
Старая Русса. Церковь великомученика Мины (XIV в.)
Небольшое четырехстолпное здание кубической формы. Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника. По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV в., а возможно к 30−40-м годам XV в. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. Аспида декорирована вертикальными жгутами и арочками. В XV в. церковь была перекрыта позакомарно, что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.
В 1874 г. храм перестраивался; была пристроена трапезная и построена каменная колокольня.
По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 г. храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан. В настоящее время церковь находится в печальном состоянии.
Поэт Евгений Курдаков посвятил Старо-Русскому храму («Стихотворения», Великий Новгород, 2000), такие проникновенные строки:
Есть в Старой Руссе церковь Мины. Там, у заросшего пруда, Стоит она, тиха, пустынна, Забыта всеми навсегда. …. Не знаю, молятся ли храмам Заброшенным, но только здесь Я был овеян ветром странным, Как бы ниспосланным с небес.
И ощутил не на мгновенье, Что от всего остались нам Вот этот благовест терпенья Да, словно Русь, забытый храм, —
Которые в безмолвной стыни Вот-вот исчезнут в никуда… Есть в Старой Руссе церковь Мины, — Там, у заросшего пруда.
На снимках: Великомученик Мина, икона; монастырь святого Мины на Кипре; позолоченный ковчежец с мощами святого Мины; Церковь великомученика Мины в Старой Руссе.
Подготовил Станислав Минаков
Святой мина молитва
Все святые, помогающие в здоровье, деньгах, работе и семье
Счастье дается даром!
Кто не мечтает быть счастливым? Такого человека, пожалуй, на свете нет. Но когда спросишь кого-нибудь: «а что значит – быть счастливым?» – люди говорят о вещах, которые, в общем-то, к счастью имеют лишь косвенное отношение. Помните мультфильм про Летучий корабль? «Построишь?» – спрашивает царь. «Куплю!» – отвечает воевода. Так и мы, люди, думаем, что будут деньги – будет все. Конечно, деньги нужны, без них в современном мире не обойтись. Но тот же мир показывает нам, что деньги могут решить лишь временные, сиюминутные проблемы. Обеспечить постоянное счастье деньги не могут. Если вы не согласны с этим, прочитайте любую газету: каждый день люди гибнут в катастрофах, умирают от рака и СПИДа, попадают в тюрьму… И среди этих людей есть и богатые, и очень богатые! Однако богатство не помогло им спастись от беды…
А хорошее здоровье – разве это не счастье? А крепкая, дружная, любящая семья? А когда все близкие живыздоровы – разве это не удача? А когда вас поддерживают верные друзья, никто не завидует вашей красоте и богатству, все желают вам добра и готовые в любой момент подставить плечо – это ли не фантастическое везение? И можно ли все это купить за деньги? Нет! Это все дается даром, безвозмездно. И единственный Податель всех этих благ – Господь.
Так почему же мы так редко обращаемся к Нему? Почему вспоминаем о Нем только в беде? А ведь только Бог может дать и удачу, и богатство, и любовь. Только Он может сохранить благополучие и отвести беду. Что же мешает нам обратиться к Нему с молитвой? Наше малодушие и маловерие. «Бог далеко, разве есть Ему дело до моих проблем?» – думают многие. Часто человек подсознательно ощущает, что недостоин земных благ, что слишком он грешен для этого, и боится просить Бога о чем-то.
Но ведь есть у нас, людей, перед Богом молитвенники и ходатаи! Святые угодники и чудотворцы, которые сами были людьми и сами испытывали беды и болезни, переносили лишения и невзгоды. Нет для них малой просьбы или ничтожной нужды. И они всегда рядом с нами, лишь стоит произнести их имя – они уже слышат нас.
Эта книга рассказывает о том, как по молитвам святых угодников совершаются великие чудеса. Избавиться от нищеты, исцелиться от тяжких недугов, сохранить семью и дом, решить проблемы с работой – все это возможно при молитвенной помощи святых. Даже того, кто не задумывается о Божественном, Бог и Его небесные помощники все равно поддерживают, оберегают и в любой момент готовы прийти на помощь. Так велико милосердие Божье, так неисчерпаема Его любовь к нам! По молитвам святых дастся все! Только верьте и молитесь!
Прося у Бога различных благ, веруй, что Бог все для всех. Просишь ли у Него здоровья, веруй, что Он твое здоровье; просишь ли веры – Он твоя вера; любви ли – Он твоя любовь; мира ли и радости – Он твой мир и радость; помощи ли в трудных обстоятельствах – Он твоя помощь и защита. Какого бы блага ты у Него ни попросил, Он и есть именно это благо. Если Он найдет своевременным, то даст тебе все, чего ни попросишь.
Просите – и дастся. Когда Бог отвечает на нашу молитву?
«Просите и дастся», – говорит Священное Писание. Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не понимает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа, его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.
Очень часто можно услышать такую жалобу: «Я молился, молился, а все мои молитвы остались без ответа!»
Но почему же часто бессильна наша молитва? Почему нередко остаются холодными и черствыми наши сердца? Есть в этом какая-то тайна… Есть. Но тайной она остается только для нас – современных немощных христиан, христиан скорее по имени, чем по духу. Для нас, молящихся об избавлении от своих личных, малых скорбей и соблазнов, устами произнося «избави нас», а на деле разумея «меня, меня»! Эта тайна – тайна церковной соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя. Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и благодать Божью, которая крепче, нежели самая сильная воля, и являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства… Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие.
Мы почему-то уверены: достаточно нам стать на молитву, и Бог обязан предстать перед нами, обратить на нас внимание, дать нам ощутить Свое присутствие, дать нам уверение, что слышит нас. Давайте снова обратимся к опыту митрополита Антония Сурожского, которого наша Православная Церковь сегодня признает самым выдающимся богословом.
Видео (кликните для воспроизведения).
«Если можно было бы вызвать Бога… механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений, – пишет в своей книге «Проповеди» владыко Антоний. – Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе. Если быть справедливым и посмотреть на эти отношения именно как на взаимные, то ясно, что у Бога гораздо больше оснований печалиться на нас, чем у нас оснований жаловаться на Него. Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь и мы отвечаем: “Извини, я занят”, или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше!»