Содержание
- 1 Руки молящегося
- 2 Что означают сложенные ладони как в молитве
- 3 «Руки молящегося»
- 4 Как нарисовать руки сложенные в молитве
- 5 Что означают сложенные в молитве руки
- 6 История о жертве и любви, которая скрывается за картиной «Руки молящегося»
- 7 Сложенные в молитве руки
- 8 Арт-фейк с разоблачением. Руки «брата Дюрера», каменоломни и бедное семейство
- 9 Руки в молитве. История о создании известной картины Альбрехта Дюрера
Руки молящегося
Историческая притча
В XV веке, в одном посёлке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало восемнадцать детей. Отец был ювелиром, ему приходилось работать по восемнадцать часов в сутки, чтобы на столе была еда.
Несмотря на отчаянную бедность, двое из сыновей Альбрехта Дюрера старшего смели мечтать, и мечта у них была одна — оба хотели стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учёбу в художественной академии. Много бессонных ночей провели братья, перешёптываясь под одеялом, и нашли выход. Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учёбы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.
В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошёл в шахты, где его ожидал опасный и тяжёлый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.
С первых дней учёбы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнёс тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так:
— И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе.
Все взгляды обратились в сторону того угла стола, сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал:
Наконец он пришёл в себя, поднялся, утерев слезы, обвёл взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал:
— Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. Посмотри, что за эти четыре года работы в шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост. Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно.
С того дня прошло уже более четырёхсот пятидесяти лет. Сегодня гравюры, акварели, картины, написанные маслом, резьба и другие работы Альбрехта Дюрера можно увидеть в музеях всего мира, но большинству из нас хорошо известна только одна из них, — картина художника, которую он посвятил брату. Та, на которой Альбрехт Дюрер в память о жертве, принесённой Альбертом, и в его честь, запечатлел его изувеченные тяжкой работой руки с соединёнными ладонями и пальцами, устремлёнными в небо. Он назвал эту великолепную картину «Руки», но весь мир, открывший сердце этому шедевру, переименовал картину в «Руки молящегося»
Что означают сложенные ладони как в молитве
В христианстве, насколько мне известно, данный жест происходит не из религиозной практики. Изначально пленники складывали ладони вместе и протягивали их для заключения в оковы. То есть жест означал подчинение. Уже позже христиане стали использовать складывание ладоней при молитве в знак подчинения Богу.
Вы замечали, что на занятиях йоги принято складывать ладони вместе и произносить — Намасте. Такой жест и слова вы, пожалуй, видели и в индийских фильмах. Тибетские монахи тоже складывают ладони. Но задумывались ли вы, насколько глубокий смысл несет в себе это простое действие и фраза. В этой статье мы поговорим об этом священном жесте. Как и почему его используют до и после занятий йоги, в обычной жизни и во время молитвы.
Простой перевод и сакральный смысл
Как гармонизировать сердечный поток?
Объединяя ладони в области сердечной чакры, мы увеличиваем Божественный поток. И начинаем купаться в божественном свете. Склонив голову и прикрыв глаза, мы расслабляем ум, отдавая его божественной энергии, и очищаемся от повседневной суеты. Эта техника используется в практике йоги и в медитациях. Так красиво здороваясь и прощаясь — Намасте, незаметно для себя вы будете делать быструю медитацию. Даже если это не занятия йоги, а обычные встречи и прощания. Благодаря этой мудре мы отпускаем наши различия и находим точки соприкосновения, так как одновременно находимся в потоке божественного света.
Древний восток и современный запад
Эта священная поза стала визитной карточкой и для упражнений йоги, и для Азии, и вообще символом востока. Улыбающийся Далай-лама, глядящий на нас сквозь сложенные пальцы, индуистские и буддийские божества на алтарях, древние скульптуры Будды и другие изображения — запоминаются нам именно этим сакральным жестом Намасте.
Для западного человека этот жест воспринимается, как религиозный. С ним связаны молитвы и прошения. Люди выросли на этом жесте, как части религиозной культуры. И поэтому наше внутреннее личное отношение к этому жесту может быть и положительное, и отрицательное. У некоторых даже может быть подсознательное сопротивление, когда мы соединяем свои руки вместе. Как будто это знак подчинения. Однако красота этого жеста находится в самом центре нашего бытия. Она вне времени и универсальна.
Жест Намасте – дар человечеству
Вы можете сами исследовать и прочувствовать, потенциал этой мудры, если будете открыты для вашего собственного опыта. Это простое, но мощное положение рук может стать практическим инструментом в вашей повседневной жизни. Если вы негромко, но с полным чувством говорите Намасте и соединяете ладони в Анджали мудру, то вы возвращаетесь в свое сердце. Не важно, будет это приветствие или прощание, начало или завершение чего-либо. Поэтому этот жест равнозначен и для храмового божества, и для учителя; родных, друзей и незнакомцев; природе и Земле.
Давайте окружать тех, кто нам дорог, а так же тех, кого мы даже и не знаем, миром, любовью и светом, с признанием того, что мы все едины. Пусть наши мысли, слова и действия наполнятся добротой друг к другу, а так же к самим себе. Пусть наша практика утренней йоги станет убежищем, чтобы успокоить наш ум и открыть наши сердца к красоте мира.
Ничего себе!
Дело в том, что последнее время, когда я молюсь, то руки сложенные в молитве непроизвольно поднимаются ко лбу, а иногда и над головой. Я никак не могла понять, что же это значит, и вот решила в плотную заняться поисками. Спасибо вам большое!
На благо Вам Татьяна! Больших познаний в практике. Благодарю)))
Занимаюсь йогой. Долгое время не знала различий в положениях рук НАМАСТЭ. Спасибо за пояснение. Благодарю!
Валентина, Хороших вам результатов )))
Занимаюсь йогой. Долгое время не знала различия в положении рук НАМАСТЭ. Благодарю за пояснение!
йогой я не занимаюсь, но руки стала почему-то часто складывать таким образом. Мне нравился этот жест. Так тепло и светло от него) Решила поискать его смысл. Спасибо.
Благодарю Вас за объяснение. коротко и ясно. Я всегда делаю этот жест когда занимаюсь хатха-йогой.
Действительно Намастэ на занятиях йоги используется, как менее формальное выражение приветствия Намаскар. Хороших вам практик!
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Имеются следующие символические положения рук: на груди — означает подчинение (поза слуги или раба); соединение рук — союз, мистический брак, дружба, верность, лояльность; сложенные руки — отдых, неподвижность; прикрыть глаза рукой — позор, ужас; руки, пересеченные в запястьях — связывающие или связанные; возложенные на что-то — перенос силы и благодати либо исцеление; руки на затылке — жертва; открытые руки — блаженство, снисходительность, справедливость; руки, сжатые в кулак, — угроза, агрессия; вытянутые руки — благословение, защита, гостеприимство; руки, вложенные в другие, — обет службы, правой рукой дают обет по жизненно важным вопросам; руки, сложенные вместе, — беспомощность, подчинение вассала суверену, низшее положение, безобидность, приветствие, лояльность; руки, сложенные ладоняни вертикально, — созерцание, восприимчивость; поднятые руки — восхищение, богослужение, молитва, приветствие, изумление, ужас, принятие прилива силы. Руки, поднятые ладонями наружу, — благословение, Божья Благодать и благосклонность; Поднятые обе руки — мольба, слабость, может означать невежество, зависимость, ка- мысль, забота. Здороваясь за руку, два человека образуют крест или анкх завета. Умыть руки — означает невинность, очищение, отбрасывание от себя вины. Заламывать руки — признак крайнего горя или жалобы.
Во всем мире понятен символический жест — покорно поднятые вверх руки — знак как пр екращения сопротивления, так и призыва к милосердию, законности или, в религиозном контексте, божественной милости.
Пассы, особые касания руками, суть акты контактной магии; возложение рук есть священнодействие, перенесение божественной благодати на посвящаемого; рукопожатие (похлопывание по плечу) означает дружественное принятие; воздетые или скрещенные руки — мольбу; определенным образом сложенные пальцы — клятву или благословение.
Воздетая открытая рука в византийской властной символикетрансформировалась в христианский жест благословения. Две воздетые руки выражают обращение к небесам и готовность молящегося воспринять их волю (см. Оран-жест).
Воздетая правая рука с тремя прямо торчащими пальцами (большим, указательным и средним) призывает Бога в свидетели при принятии клятвы или присяги.
При помощи языка жестов общались между собой разноязыкие североамериканские индейцы за пределами своего племени. Отдельные жесты такого рода восходят ко временам чуть ли не доисторическим и в большинстве случаев легко понимаются (как и мимика лица); язык глухонемых во многом основывается на таких жестах (См.т.ж. Фига-жест).
Ладонь закрытая символизирует диалектику, открытая же — полемику, красноречие (Согласно Зенону из Элет, около 490—430 гг. до н. э.).
Прикосновение ладони монаршей особы к больному золотухой, грыжей, в древности и в средние века считалось целительным.
Заламывать руки — горе, отчаянье. Умыванье рук — свидетельство невиновности в пролитии крови. Так было у евреев в античные времена, у римлян. Например, осудив Иисуса на смерть, Пилат умыл руки (Евангелие от Матфея 27: 24). В тоже время изображение юной женщины, омывающей руки, — олицетворение невинности.
Хлопанье в ладоши — в древности магическое действие, призывающее
Вложить свои ладони между чьими-то ладонями: выразить верность, послушность. Так в средние века вассал поступал перед своим сувереном (покровителем), выражая полное согласие с его решениями.
С V века христианским молитвенным жестом является рука, творящая крестное знамение: ото лба до груди, и от левого плеча (у католиков и протестантов) до правого; и от правого до левого — у православных.
Руки, скрещенные на груди, — поза раздумья, размышления, ожидания.
Подать руку, пожать руку, стиснуть ладонь — согласие, единомыслие, дружба, любовь, супружество, встреча, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских монетах, на надгробиях.
Вознесенные руки восклицающего могут означать благочестие, а в погребальной символике душу человека.
Поднятая ладонь — жест, означающий свидетельство или принятие клятвы. Рука, поднятая ладонью наружу, — это благословение, Божья Благодать и расположение; если подняты три пальца, они означают Троицу. В поднятой руке большой палец символизирует Отца, указательный — Духа Святого, средний — Христа, а безымянный и мизинец — две натуры Христа. Возложение рук при обряде конфирмации — есть передача Духа, силы и благодати. Рука, поднятая ладонью вперед — символическое выражение благословения Божьего.
Соединенные руки, как в церемонии бракосочетания, являются символом единения.
Иногда на картинах эта ладонь сжимает какой-либо предмет или протягивается к нему, но чаще всего ее изображают раскрытой, причем из пальцев три выпрямлены и из них струятся лучи света, ибо это — символ Троицы. Очень часто, но не всегда, руку окружает нимб.
Приложить/прижать руку к сердцу. Прикладывать руку к уху. Приложить руку к глазам (козырьком).
Перстосложение — определенное каноном расположение пальцев пальцев для благословения предстоящих перед священнослужителем люде.
В иконописи благословляющее перстосложение — обязательный атрибур иконографии Господа Вседержителя, святителей и преподобных.
«Руки молящегося»
Рисунок, на котором изображены две сложенные в молитве руки, выполнен кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге и является штудией к центральной части «Алтаря Геллера». Дюрер рисовал собственные руки и для изображения правой руки использовал отражение в зеркале левой. Изначально на этом же листе бумаги находился эскиз головы апостола. Рисунки были разделены позднее .
Франкфуртский торговец сукном Якоб Геллер заказал Дюреру картины для алтаря, получившего впоследствии его имя. Молящийся апостол находился у правого края центральной части алтаря. В 1614 году герцог Максимилиан Баварский приобрёл центральную часть алтаря для своей коллекции произведений искусства. Не позднее 1617 года с работы Дюрера нюрнбергским художником Иобстом Харрихом была выполнена копия для оставшегося во Франкфурте алтаря. Благодаря этому обстоятельству в настоящее время можно представить себе как выглядел оригинал Дюрера, погибший в 1729 году при пожаре Мюнхенской резиденции (Википедия).
Об этой картине существует красивая притча
Как нарисовать руки сложенные в молитве
В XV веке, в одном посёлке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало восемнадцать детей. Отец был ювелиром, ему приходилось работать по восемнадцать часов в сутки, чтобы на столе была еда.
Несмотря на отчаянную бедность, двое из сыновей Альбрехта Дюрера старшего смели мечтать, и мечта у них была одна — оба хотели стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учёбу в художественной академии. Много бессонных ночей провели братья, перешёптываясь под одеялом, и нашли выход. Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учёбы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.
В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошёл в шахты, где его ожидал опасный и тяжёлый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.
С первых дней учёбы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнёс тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так:
— И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе.
Все взгляды обратились в сторону того угла стола, сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал:
Наконец он пришёл в себя, поднялся, утерев слезы, обвёл взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал:
— Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. Посмотри, что за эти четыре года работы в шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост. Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно.
Так как оба были бедными, то учиться и зарабатывать на жизнь одновременно было очень трудно. Друг Альбрехта решил, что он будет работать, пока тот учится. А уж когда картины будут покупаться, появится шанс и у него. После долгих уговоров Альбрехт согласился и стал добросовестно заниматься, пока его друг трудился часами, чтобы заработать им обоим на жизнь.
И вот пришел день, когда Альбрехт продал свою деревянную гравюру, и его друг смог снова заняться рисованием, но он сразу понял, что тяжелый труд сделал грубыми и нечувствительными его пальцы, и хорошо рисовать он уже не мог. Когда Альбрехт узнал, что стало с его другом, он неимоверно опечалился.
Однажды, возвращаясь домой, он услышал голос своего друга и увидел скрюченные, изможденные трудом руки, сложенные в молитве.
Благодарность Дюрера отразилась на его вдохновенной картине, ставшей знаменитой во всем мире. А мы можем наслаждаться и красотой его произведения, и прекрасной историей о благодарности и братстве.
Кроме художественной ценности, рисунок приобрёл большое культовое значение как символ мольбы, соболезнования, конфирмации и вообще религиозной принадлежности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Но если отделить этот лаконичный рисунок на синей загрунтованной бумаге, сделанный белилами и серой краской, от культурно-религиозных смыслов и значений, то можно убедиться: ценность этой работы ничуть не уменьшается. Невероятно точное изображение рук пожилого человека с морщинами и венами, написанное в динамике с определённым характером не может не восхищать и ставит этот рисунок в ряды значительных произведений мирового наследия.
Что означают сложенные в молитве руки
мудра бесстрашия и эмоционального контроля Аарон_маг Прочитать целиком согласно легенде эту мудру применил Будда для укрощения…
Аарон_маг Прочитать целиком МУДРА ЖИЗНИ. повышает работоспособность. способствует выравниванию энергетики организма в целом,…
Мудра пчелы. Для решения проблем с любыми видами аллергий. Bhramara-Mudra (Бхрамара-Мудра) Техника выполнения: Обе руки: Кончик…
Эта Мудра — оружие против стресса. Она разгоняет печаль, уменьшает боязливость, предотвращает неудачи и беды. Она увеличивает личный…
Мудра «Исполнение желаний» ( Кубера-Мудра ) Бог Кубера считается богом богатства в Индуизме. Он — Бог всех сокровищ и казначей…
Кому понадобится мудра Мудра необходима всем работающим людям или тем, кто только собирается начать работать. Она подойдет и тем, кто владеет…
Вы замечали, как много уверенности нам придает обычное скрещивание рук на груди? Большинство так называемых «мудр» дает моментальный эффект — Вы…
История о жертве и любви, которая скрывается за картиной «Руки молящегося»
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Картина «Руки молящегося» Альбрeхта Дюрeра была написана более 500 лет назад, но до сих пор остается одной из самых популярных в мире. Ее часто помещают на обложке Библии, изображают на монетах, делают сувениры, арт-постеры, скульптуры и реплики. «Руки молящегося» изображены на надгробии Энди Уорхола. Картина стала не просто историческим достоянием, а символом надежды для многих поколений во многом благодаря истории, связанной с ней.
Нас в AdMe.ru тронула историческая притча, записанная в книге Джеймса Кеннеди. Ее правдивость эксперты ставят под сомнение, но это не помешало ей стать частью фольклора и сквозь годы дойти до наших читателей.
В поселке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало 18 детей. Отец был ювелиром, ему приходилось работать по 18 часов в сутки, чтобы прокормить большую семью. Двое из сыновей Альбрехта Дюрера — старшего мечтали стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в художественной академии. Много бессонных ночей провели братья, перешептываясь под одеялом, и нашли выход. Договорились подбросить монетку — проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.
В воскресный день, выходя из церкви, братья подбросили монетку. Альбрехту Дюреру — младшему повезло, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие 4 года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.
С первых дней учебы Альбрехт стал одним из самых талантливых учеников во всей академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так: «А сейчас, Альберт, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе».
Все взгляды обратились в ту сторону стола, где сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал: «Нет-нет-нет». Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал: «Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно. Посмотри, что за эти 4 года работы в шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост. Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно».
В благодарность за бесценную жертву брата художник изобразил его поврежденные артритом руки. В некоторых интерпретациях история продолжается тем, что Альбрехт подглядывал за молящимся братом, чтобы нарисовать его руки, в других — Альберт вовсе не брат, а друг Альбрехта, который высоко оценил талант начинающего художника и решил его поддержать.
С тех пор прошло более 5 столетий, но смысл притчи актуален и сейчас. У каждого из нас найдется близкий человек, который поддерживал, верил и помогал даже тогда, когда это шло вразрез с его интересами. История картины вдохновляет и наполняет сердце благодарностью родителям, чьи руки тоже постарели и погрубели за те годы, пока мы росли под их заботой и теплом.
Сложенные в молитве руки
Молящиеся руки — Альбрехт Дюрер Руки молящегося, ок. 1508 Betende Hände 29,1 × 19,7 см Галерея Альбертина, Вена «Руки молящегося» являются одним из самых знаменитых рисунков немецкого художника … Википедия
Дюрер, Альбрехт — Альбрехт Дюрер Albrecht Dürer … Википедия
ААРОН — (евр. ahãrön, «осиянный»; греч. Άαρών), в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты. А., сын Амрама и Иохавед из колена Левия, брат Моисея и Мариам Пророчицы, рождается во времена пребывания… … Энциклопедия мифологии
Аарон — в ветхозаветных преданиях первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты; брат Моисея. * * * ААРОН ААРОН, первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, (см. МОИСЕЙ (пророк)) говорил с народом вместо… … Энциклопедический словарь
Автопортрет Дюрера (1500) — У этого термина существуют и другие значения, см. Автопортрет Дюрера … Википедия
Четыре апостола — … Википедия
Адам и Ева (гравюра Дюрера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адам и Ева (значения) … Википедия
Носорог (гравюра Дюрера) — Альбрехт Дюрер Носорог … Википедия
Арт-фейк с разоблачением. Руки «брата Дюрера», каменоломни и бедное семейство
Цветы от Маяковского — опровергнутый фейк , анекдоты вокруг Раневской скорее всего неистребимы , роз Пиросмани было , конечно , не миллион , а несколько десятков букетов , но они хотя бы были , а вот история « рук молящегося» вполне достойна разбора. Несмотря на сомнительный литературный стиль и не менее сомнительное правдоподобие , она отчего-то чрезвычайно нравится людям ( а , значит , тиражируется снова и снова). Давайте попытаемся проанализировать , сколько в этой « подлинной истории» подлинности. И , так как для этого вам сначала придётся её прочитать — запаситесь носовыми платками и следите за уровнем сахара в крови , потому что процент слащавости и сентиментальности в тексте опасно высок.
Итак: «В 15 столетии» — это правда , но «…в маленькой деревушке недалеко от Нюрнберга» — враньё.
Семья Дюрера жила непосредственно в Нюрнберге. Об этом мы знаем от самого художника , любезно оставившего нам попытку автобиографии , из той её части , где он пишет о своём отце — тоже Альбрехте Дюрере: «Затем Альбрехт Дюрер , мой дорогой отец , приехал в Германию; он долго пробыл в Нидерландах у больших художников и наконец приехал сюда в Нюрнберг , когда считали 1455 год от рождества Христова в день св. Элигия [25 июня]».
Информация об огромной семье « в которой было восемнадцать детей. Восемнадцать!» — в такой формулировке тоже неверна.
В семье Дюреров и в самом деле родилось 18 детей , но в ней никогда не было 18 детей одновременно.
Потому что на свете они не заживались. Об этом мы тоже знаем и из автобиографии Альбрехта Дюрера — младшего и из записей Альбрехта Дюрера — старшего , подробно рассказывавшего в своём дневнике о появлении каждого младенца.
Следуем далее по тексту. «Несмотря на почти безнадежное положение , у двоих детей была мечта. Они хотели развивать свой талант в искусстве , но они знали , что их отец не сможет отправить ни одного из них на обучение в Академию в Нюрнберг» — в этом фрагменте прекрасно приблизительно… всё. Про то , что положение отца Дюрера не было безнадёжным , мы уже догадываемся. Забегая вперёд сообщу , что тогда уж мечта была не у двоих , а у троих — все три выживших сына Альбрехта-старшего нашли себя в искусстве. Отправлять детей в Нюрнберг папе было не надо — они в нём и так жили.
А в Академию художеств он мог их отправить только на машине времени — в Нюрнберге 15 века ещё не было Академии художеств.
Хотя Нюрнбергская Академия и старейшая в Германии , основана она была только в 1662 году. Но , строго говоря , для начального обучения мальчикам никакая Академия не нужна — их отец , Альбрехт Дюрер — старший , великолепный рисовальщик ( а иначе и быть не могло — золотых дел мастера сами разрабатывали эскизы) и всё , что касается графики , может преподать своим детям сам.
Вот , кстати , автопортрет
Альбрехта Дюрера — старшего , созданный им в 1486 году.
Как видите , история про жертву брата рассыпается , как карточный домик , но мы продолжим: «Альбрехт Дюрер выиграл и поехал в Нюрнберг. Альберт пошел работать в опасные шахты , и на протяжении четырех лет он оплачивал обучение брата , чьи работы в Академии сразу же стали сенсацией».
Однако Альбрехт и Альберт это как « Марьюшка , Марусенька , Машенька и Манечка» в загадке Корнея Чуковского — варианты одного и того же имени.
Конечно папа и мама Дюреры давали своим детям одинаковые имена ( Хансов у них было трое), но обычно ждали , когда предыдущий носитель имени умрёт. И , как вы помните , из сыновей там оставались « я , Альбрехт , и мой брат Эндрес , а также мой брат Ханс».
« …чьи работы в Академии сразу же стали сенсацией. Гравюры Альбрехта , его ксилогравюры и его картины превосходили даже работы многих его профессоров…» — пока Академия не открыта , нашему Альбрехту Дюреру приходится учиться просто в крупной мастерской.
Там нет никаких « многих профессоров», а есть Михаель Вольгемут , художник тогда довольно известный , хотя сейчас и подзабытый.
« К моменту окончания учебы он уже стал зарабатывать неплохие суммы за свои работы» — что-то он к концу ученичества , конечно , зарабатывает , а в «странствии» ( обязательный этап обучения для подмастерьев многих цехов), скорее всего , обеспечивает себя сам. Хотя Альбрехт — старший ( бывший , вопреки цитируемому тексту , человеком вполне зажиточным) наверняка выдал ему какие-то деньги на начало пути.
«Когда юный художник вернулся в свою деревню , семья Дюрер устроила праздничный обед на лужайке , чтобы отпраздновать триумфальное возвращение Альбрехта» — когда не такой уж юный ( странствия продолжались 4 года) Альбрехт Дюрер вернулся в Нюрнберг , возможно его семья и устроила праздничный обед на лужайке. А заодно и помолвку. Потому что Альбрехт — младший , уже вполне успешно работавший в типографии в Базеле , может бы и ещё пожил вне дома , но в 1493 году Альбрехт — старший решил , что пора мальчика женить и сговорил за него 14-летнюю дочь своего приятеля , медника Ханса Фрея — Агнес Фрей.
« После долгого и незабываемого обеда , за которым звучало много музыки и смеха , Альбрехт встал со своего почетного места во главе стола , чтобы поднять тост за своего любимого брата , который столько лет жертвовал , чтобы исполнить мечту Альбрехта. В конце своей речи он сказал: «Теперь , Альберт , мой благословенный брат , пришел твой черед. Теперь ты можешь поехать в Нюрнберг за своей мечтой , и я буду заботиться о тебе» — мы уже смирились с тем , что брату Альберту Дюрер ничего подобного сказать не может , и мы не знаем , что он сказал после гипотетического обеда своим младшим братьям Эндерсу ( родившемуся в 1484 году) и Хансу ( который был ему практически незнаком , потому что родился в 1490 году).
Более того , из его переписки мы точно знаем , что Альбрехт своим братьям неоднократно помогал.
«Скажите моей матери , чтобы она поговорила с Вольгемутом о моем брате , не может ли он дать ему работу , пока я не вернусь , или устроить его к кому-нибудь другому , чтобы он мог себя содержать. Я охотно взял бы его с собой в Венецию , это было бы полезно и мне и ему также для изучения языка. Но она боится , что на него упадет небо. Я прошу Вас , присмотрите сами за ним , на женщин надежда плоха. Поговорите с мальчиком , как Вы это умеете , чтобы он учился и хорошо себя вел , пока я не вернусь , и не был бы в тягость матери. Один я бы не пропал , но содержать многих мне слишком трудно. Ибо никто не выбрасывает своих денег» (из письма Дюрера Вилибальду Пиркгеймеру).
Руки в молитве. История о создании известной картины Альбрехта Дюрера
Так как оба были бедными, то учиться и зарабатывать на жизнь одновременно было очень трудно. Друг Альбрехта решил, что он будет работать, пока тот учится. А уж когда картины будут покупаться, появится шанс и у него. После долгих уговоров Альбрехт согласился и стал добросовестно заниматься, пока его друг трудился часами, чтобы заработать им обоим на жизнь.
И вот пришел день, когда Альбрехт продал свою деревянную гравюру, и его друг смог снова заняться рисованием, но он сразу понял, что тяжелый труд сделал грубыми и нечувствительными его пальцы, и хорошо рисовать он уже не мог. Когда Альбрехт узнал, что стало с его другом, он неимоверно опечалился.
Однажды, возвращаясь домой, он услышал голос своего друга и увидел скрюченные, изможденные трудом руки, сложенные в молитве.
«Я смогу показать миру, как я ему признателен, если нарисую его руки, такими, какие они сейчас, сложенными в молитве». Эта мысль вдохновила Альбрехта Дюрера, когда он осознал, что никогда не сможет вернуть своему другу потерянного мастерства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Благодарность Дюрера отразилась на его вдохновенной картине, ставшей знаменитой во всем мире. А мы можем наслаждаться и красотой его произведения, и прекрасной историей о благодарности и братстве.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.