Содержание
Послушание паче молитвы
Как меня исцелил святитель Николай Чудотворец
Мраморный престол над мощами свт. Николая в крипте базилики свт. Николая в Бари. Фото: А.Поспелов / Православие.RuМаленькое светлое родимое пятнышко у меня на левой щеке в детстве было практически не заметно. В юности оно потемнело, придавая особый шарм лицу (так говорит моя жена, ей тут виднее), ну а на старости лет оно стало расти, расти (на старом пне, как известно, и грибы растут) и превратилось в большую неприятную блямбу величиной миллиметров восемь и толщиной в два миллиметра.
Мало того, что лицо она уже не украшала и шарма ему точно не придавала, так она продолжала расти, что вызывало серьезную обеспокоенность у моих домочадцев. Они стали наседать на меня, заставляя обратиться к врачам: мало ли какое может произойти перерождение! Но мне все было недосуг. Да и не хотелось идти к врачам, и я все отмахивался:
– Да никуда я не пойду!
Тогда на домашнем консилиуме жена и дочери без меня решили, что растущую родинку нужно удалять и чем скорее, тем лучше. Заручились поддержкой и моей сестры.
Сообща взяли они меня в оборот. Сопротивление было бесполезным! Пришлось подчиниться и идти к врачам. К пущей радости домочадцев, врачи тоже посоветовали не тянуть с операцией и поскорее удалить родинку. И я созрел, хотя, честно сказать, появляться в пластырях на лице перед студентами на лекциях мне не очень-то хотелось. Решил дождаться долгих праздников или каникул и тогда удалить неприятное пятно, чтобы никто и не обратил внимания на перемены на моем лице. Нужно было только испросить благословение у батюшки на операцию.
А тут как раз позвонил мой хороший знакомый протоиерей Павел Фазан – настоятель Свято-Николаевского Всецарицы храма из города Щорса, моей малой родины. Мы с ним подружились, когда он стал строить Свято-Николаевский храм.
Это тоже целая история. Когда он попросил землю под строительство храма в парке, в центре города, его с иронией в администрации спросили:
– А сколько же у вас есть денег на строительство церкви?
– 36 гривен, – спокойно ответил он.
Тогда это было не более 200 рублей.
Председатель горсовета засмеялся: дескать, с такой суммой не построишь.
– Так не я же буду храм строить, а Господь! – заметил отец Павел.
И стоит сейчас в центре города его украшение – двухуровневый 38-метровый Свято-Николаевский Всецарицы красавец-храм!
«По вере вашей да будет вам».
Так вот, звонит мне отец Павел по пути в Печоры, а я и прошу у него благословение на операцию – удаление блямбы.
А он мне как-то так по-обыденному, спокойно:
– Не нужно тебе никакой операции! Святое маслице есть? Вот и мажь. Само пройдет.
«Как оно может пройти? – думал я. – Оно же не рассосется…»
Веры, что пройдет, у меня не было, но была надежда. Русский человек ведь без надежды на «авось» жить не может. К тому же – послушание паче молитвы! И решил я проявить послушание.
У меня оставалось совсем немножко маслица, привезенного из Бари от мощей святителя Николая Чудотворца. Совсем чуть-чуть, миллиметра четыре в стеклянной бутылочке с изображением святителя Николая. Этим маслицем я и решил по утрам мазать свое уже ставшее бугристым и твердым отвратительное пятно. Для этого из длинной спички сделал плоскую палочку.
И стал я маслицем от святителя Николая Чудотворца мазать это бугристое пятно
Буквально через неделю я начал замечать, что края пятна стали засыхать и отделяться от кожи. Их можно было даже чуток подломить и удалить. За неделю пятно уменьшалось миллиметра на полтора-два. А, главное, никто этого не замечал!
Происходило зримо невидимое чудо!
Месяца через полтора-два от пятна остался малюсенький двухмиллиметровый кусочек, еще крепко цеплявшийся за кожу. Но настала та радостная минута, когда перед зеркалом я сковырнул и его.
На щеке не осталось ни малейшего следа, будто бы там никогда ничего и не было!
Мои домочадцы весь этот процесс наблюдали без комментариев и с удивлением. Чудо происходило на их глазах.
Когда и последний кусочек отпал, я, торжествуя, заметил:
– Вот видите! Я же говорил, что не нужно ходить к врачам!
А про себя подумал: «Есть Божий угодник и целитель – святитель Николай. Если будет на то Божия воля, любого уврачует и исцелит!»
«Возложи на них послушание…»
Дивеевская история. Монастырские послушания
«Не оставь дев Моих дивеевских», ‒ сказала Царица Небесная преподобному Серафиму при последнем Своем явлении на Благовещение 1831 года. Смиренный старец, сознавая немощь человеческого естества, ответил: «О Владычица, я собираю их, но сам собою не могу их управить!» И тогда Пресвятая Богородицы как Верховная Игумения Дивеевской обители изрекла Духом Святым исполненные слова: «Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу! Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня, и если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих: ни места, ни венца такого не будет».
Послушание всегда считалось в Серафимо-Дивеевском монастыре самым важным делом. Оно ставилось выше поста и молитвы. Дивеевским сестрам батюшка говорил: «Великое дело послушание! Паче поста и молитвы послушание!» В том же духе он настраивал и духовника обители священника Василия Садовского: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это, и я всегда говорю и благословляю им, как от сна встают ‒ тут же за работу, читая про себя, хотя бы и на ходу, мое правильце; если так сотворят ‒ спасутся!»
Батюшка Серафим заповедал сестрам в трудах быть простых, чернорабочих, а рисования, золотого шитья и других рукоделий, требующих ума, искусства и художества, он не желал допустить в обители, основываясь на правилах святителей Василия Великого и Григория Богослова. Эта заповедь преподобного Серафима связана с другой его заповедью ‒ о творении умной молитвы в течение дня и во время совершения работ. Он велел «не смущаться и не огорчаться малым молением или невозможностью исполнить все монашеству положенное по, действительно, крайнем недосуге при церковной уборке или иных делах, стараясь лишь непременно и на ходу никогда не прерывать умственной молитвы».
Так и преподобная матушка Александра проводила богоугодную жизнь в постоянных труде и молитве, и своих послушниц она настраивала жить в том же духе. Первоначальные сестры «шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии». Это были первые послушания дивеевских сестер. Даже стряпух своих у них не было, так как пищу они получали с трапезы Саровской пустыни.
Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» мы узнаем, что первые послушания в Мельничной девичьей общине, тогда крайне бедной и необустроенной, были очень трудными. Сестры сами возили лес из саровского леса для мельницы-питательницы, мололи муку, носили камни для строительства храма, копали Канавку, помогали на батюшкином огородике. Так работала и Мария Семеновна Мелюкова, будущая преподобная Марфа Дивеевская. Об ее трудах за святое послушание сам батюшка рассказывал, говоря, что при строительстве Рождественских храмов она набирала по пять-шесть камней и с молитвой на устах, молча, возносила свой горящий дух к Господу. А о небесной награде за ее подвиги и послушнические труды он говорил родному брату преподобной Марфы: «Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит!»
Горя верой в святость своего старца, сестры Мельничной общины находились в безусловном послушании у него, во всем отсекали свою волю. По молитвам батюшки Господь помогал им исполнять самые трудные дела. Так, за послушание отцу Серафиму молодая в ту пору и неопытная Ксения Васильевна приобрела жерновные камни для мельницы, а Елена Васильевна Мантурова сумела получить благословение архиерея на освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы.
С любовью руководил преподобный своими духовными чадами, строго заповедовал им исполнять послушание как повеление Самой Царицы Небесной и с отеческой заботливостью утешал, когда от скудости жизни и тяжелых трудов временами впадали они в малодушие. Так, старица Домна Фоминична рассказывала, что она и сестра Акулина Васильевна по послушанию возили дрова из саровского леса от дальней пустынки и однажды зимой сильно прозябли. По малодушию они расплакались. Пошли к батюшке в ближнюю пустынку, не зная, тут ли он, и, плача, встали около нее. Батюшка познал духом, что они пришли, принял их, как нежный отец, и так утешил, что они совершенно забыли свою усталость, холод и поспешили ехать домой.
Для того чтобы поддержать бодрое настроение, он советовал сестрам на труды брать с собой хлеба: «В кармашек-то свой и положи кусочек. Устанешь, умаешься – не унывай, а хлебца-то и покушай, да опять за труды!»
Через год после образования новой общины стали сестры печь свой хлеб и варить квас, наладилось стряпушечье послушание. С построением Рождественских храмов появились у них и церковное, и ризничное послушания. Сестры начали петь и читать в храме.
Отец Серафим придавал большое значение церковному послушанию и говорил сестрам: «Нет паче послушания, как послушание церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога! Нет послушания выше церкви! И все, что ни творите в ней, и как входите и исходите, все должно творить со страхом и трепетом и никогда непрестающею молитвою… И что же краше, превыше и преслаще церкви! И кого бо токмо убоимся в ней и где же и возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует!»
Когда приходила к нему новенькая сестра, прозорливым оком старец уже предвидел, на какое послушание она будет поставлена. Говорил: «Она будет у меня дрова рубить». Или: «Приставь ее к лошадкам, она нам годится; как собор-то будут класть, она нужна будет при работах». И правда, при постройке собора эта сестра принимала и отмечала кирпич.
Со временем Дивеевская обитель, исполняя повеления Царицы Небесной и заповеди своего духовного отца ‒ преподобного Серафима, превратилась в известный на весь православный мир Серафимо-Дивеевский монастырь. В основе духовной жизни дивеевских сестер оставалось заповеданное батюшкой Серафимом тщательное исполнение послушаний. До нас дошло предание, что сестры столь ответственно относились к своим послушаниям, что оставляли их лишь по старости или в случае тяжелой предсмертной болезни.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин с помощью особого состава на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Иконы писались не только для украшения храмов своей обители, но и по заказам для иконостасов других церквей.
О том, как был организован труд в живописной мастерской, вспоминала монахиня Серафима (Булгакова): «Сестры жили по послушаниям. В корпусах обычно находились мастерские и жилые келии. Кто где работал, там и жил. В монастыре была большая живописная мастерская. В ней сестры не только писали иконы, но и заготовляли доски, золотили и чеканили. У каждой была своя специальность. В последнее время создали отдельную иконописную. Больше 80 сестер жили и работали в литографии. Сами работали на камнях (накалывали), по году подготовляли каждый камень. Печатали на моторе картины. Кроме того, переводили картины на белые грунтованные доски и затем их прописывали. Отливали из алебастра фигуры преподобного с медведем и раскрашивали. Делали всякие корзиночки, игрушки. Все это раздавали и продавали в монастырской лавке».
Хор сестер в Дивеевском монастыре был многочисленный. Пение сестер производило впечатление своей музыкальностью, гармоничностью, особыми дивеевскими распевами. Пели просто, строго, нерастянуто, неторопливо. В монастыре было два хора: правый и левый. Каждый хор занимал особый корпус. Правый всегда пел позднюю обедню, а левый ‒ раннюю. Вечерню и заутреню пели оба хора (также всенощную) на два клироса. На сход соединялись оба хора. В будние дни каждый хор делился на две череды. Одна половина начинала неделю, другая кончала, по три дня.
Спевки проводились очень часто. Способных учили играть на скрипке и фисгармонии. Летом при большом стечении богомольцев обедни и всенощные служились в нескольких церквях, а пели всегда на два хора. Службы были прекрасные. Певчие читали по усопшим сестрам, пели молебны и панихиды по пустынкам, так что в мастерских им мало приходилось работать. В воскресенье вечером обязательно служили акафист преподобному Серафиму нараспев вместо второй кафизмы на заутрени. Некоторые видели, как во время пения акафиста преподобный покрывал певчих своей мантией.
Соборницы по ночам караулили по очереди собор, а остальные церковницы жили при своих церквях.
В обители было налажено большое, сложное и хорошо организованное хозяйство. Монастырь капиталов не имел, жили своим трудом. Хутора и подворья вносили свою лепту помощи, ведь кроме молодых рабочих сестер было много старых, нетрудоспособных.
В хлебном корпусе сестры пекли хлеб. На мельнице сами мололи муку. Возле мельницы были выстроены две житницы. В просфорной пекли просфоры. Трапезная размещалась в храме святого князя Александра Невского, под трапезной была стряпушечная, где варили пищу.
В рукодельном послушании сестры занимались вышивкой. По заказу вышивали золотом, шелками, гладью по батисту и полотну. В свиточном изготовляли свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. В портняжной шили одежду для сестер, портных было несколько. В ризной изготовляли и чинили ризы, делали цветы, убирали иконы и плели русское кружево на коклюшках. В вязальном вязали на машинах. В манатейном пряли из русской овечьей шерсти и ткали манатею ‒ тонкую шерстяную ткань, из которой шили ряски и мантии. Специально выделенные сестры шили апостольники и камилавки.
В свечном корпусе в монастыре делали свечи, а подготовляли воск, промывали, топили и отбеливали в лесу на реке Ломовке, где был специальный свечной корпус.
В погребном корпусе жили погребщицы. Под корпусом помещался большой погреб, где хранились капуста, огурцы, грибы. Квасная была устроена отдельно. Там готовили и в погребе под корпусом хранили монастырский квас. В конце зимы, в марте, все погреба набивались льдом и снегом.
В монастыре имелась своя большая больница и при ней аптека. Врачи ‒ свои же сестры ‒ принимали и лечили там и приходящих крестьян. Зубы лечили и делали протезы тоже сестры.
Садовницы жили в саду. Сад был расположен в северо-восточном углу монастыря, а в юго-восточном углу находились коровник и парники. Там действовала специальная водокачка. Главная водокачка стояла у начала Канавки. Оттуда все брали воду, а на некоторые послушания был проведен и водопровод. На водокачке работали сестры. Была в монастыре своя баня.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В молотильном корпусе сестры молотили зимой и убирали хлеб и солому. Молотили цепами. Летом работали в поле. Монастырская земля простиралась на юг, к деревне Рузаново. В огородном корпусе жили огородницы.
Хозяйственными работами ведали благочинная и помощница благочинной. Помощница благочинной определяла сестер на работу в монастыре, а летом из всех послушаний ‒ на покос, на поливку огородов, на уборку хлеба, на рытье картошки, на сбор грибов в лесу и вообще на все работы вне и внутри монастыря. На тяжелые работы назначались в основном молодые. До войны 14-го года косили наемные мужики, а с войны ‒ сами сестры.
В монастыре работали две лавки ‒ бакалейная и мануфактурная. Трудившиеся здесь сестры-лавочницы (продавщицы) имели кельи в лавочном корпусе.
У монастырских ворот жили вратницы, которые следили за входящими и выходящими и запирали на ночь обитель. Возле ворот, вне монастыря, по саровской дороге, находились гостиницы для богомольцев, в которых трудились также сестры.
В игуменском корпусе находились покои матушки игумении. Здесь же велся учет всего хозяйства монастыря, была канцелярия, жили кладовщицы, ведавшие вещевыми и продуктовыми кладовыми, и почтарки, которые ходили на почту, приносили и разносили по корпусам письма, деньги и посылки.
В монастыре был приют для девочек. Он находился под Высочайшим покровительством Императрицы и назывался Александрийским, так как на его содержание отпускал средства Императорский Двор. В приюте создали четырехклассную школу. Преподавали там сами же сестры и монастырское духовенство. В этой же школе учились и дети духовенства. Девочки учились рукоделию, играть на фисгармонии.
Старушки жили в богадельне, в хлебном корпусе и рассеянных по монастырю маленьких корпусочках. Кто был в силах, нес послушание в читалах , где читали по два часа в сутки Псалтирь в определенных пустынках. Пустынки и читалки были в ведении матушки казначеи. У нее велся учет, принимались записи на вечное и временное поминовение живых и умерших, писались уставом синодики с именами. Все помянники читали специальные пономарки-монахини. Они и читали, и пономарили. Псалтирь в Рождественском храме и пустынках читали неопустительно день и ночь круглый год. Чтение закрывалось лишь в Великую среду после Преждеосвященной литургии и снова начиналось с началом всенощной в субботу Светлой недели.
В субботу на послушания не выходили, наступал «свой день», когда сестры могли что-то заработать себе, поскольку монастырь предоставлял только жилье и скудную трапезу. Одежда и обувь у каждой сестры были свои, и кто не получал помощи от родных, тем приходилось на это самим зарабатывать. Вязали платки и четки, шили одеяла, расписывали яйца и доски – делали, кто что умел.
К празднованию 25-летия игуменства матушки Марии (Ушаковой) в 1887 году монастырь выпустил брошюрку с перечнем всех монастырских послушаний и занятых на них сестер. Названо было 53 послушания.
Послушание паче поста и молитвы
Сегодня ходил к обедне, к вечерне, остальное время читал жизнеописание старца о. Макария. Вот был человек. Хоть бы немного мне, грешному, походить на него. Докончил все жизнеописание, и теперь читать не придется, вероятно, довольно долго.
Батюшка благословил завтра, аще жив буду, начинать послушание, а все остальное чтение оставить. Сегодня у меня времени целый час, постараюсь припомнить что-либо из Батюшкиных бесед.
«Послушание паче поста и молитвы,— говорил Батюшка.— Не смущайтесь, если придется опаздывать или даже пропускать вовсе церковную службу. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго Вас не будут оставлять. Постепенно нужно проходить иноческое житие, это наука из наук. Как всякую науку нужно проходить, изучать под руководством более или менее опытного в сей науке человека, так и здесь необходимо держаться своего старца. Но «единого достоит вопрошати»,— ибо может произойти духовное разделение».
Дневник иеромонаха Никона (Беляева). Запись от 13(26) января 1908 года
Откуда взялось изречение: послушание превыше поста и молитвы?
Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.
Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)
В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.
Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).
Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.
«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.
Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.
Кто сказал что послушание превыше поста и молитвы
(Слово от Патерика, яко послушание боле есть постного жития и пустынного. Прол. Мая 2)
Говорят, что послушание паче поста и молитвы. Можно ли верить сему?
Так, братие, как сейчас слышали, подлинно послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть. Послушание вносит в монастырь мир и тишину. А мир и тишина суть первые условия к процветанию обителей. Подумайте, что же бы было, если б в монастырях каждый захотел жить по своей воле и вышел бы из послушания настоятелю? Тогда бы ссорам и смятениям не было конца, и монахи жили бы в монастыре, как в аду. Ведь хорош только тот дом, где хозяин один; а когда хозяев много, там никогда нет ни порядка, ни лада. Так и в монастыре. Да и в монастыре это особенно. Монах всегда должен быть сосредоточен в себе, всегда должен иметь ум и сердце устремленными к Богу, всегда должен быть благоспешен к молитве. А какая тут может быть сосредоточенность, какое богомыслие, какая молитва, когда вокруг тебя самоволие и разнузданность? Тут ничего при таких условиях не может быть хорошего, а могут следовать тьма за тьмою и нечистота за нечистотою. Помните же это, братие, и держитесь послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других. Аминь.
Что сам в себе представляет из себя пост? Это ведь и есть упражнение в подчинении своей воли, воле Божией, воле Матери Церкви. Имеется в виду пост установленный Церковью. Именно с нарушения поста и началось непослушание, родившее первородный грех, а соблюдение поста это как раз и есть попытка через послушание вернуться в свободу чад Божиих, утерянную Адамом. Послушание выше поста это абсурд, масло масляное.
Послушание выше молитвы? Что такое молитва? Молитва, это средство соединения человека с Богом, средство исполнения заповеди: возлюби Бога всем сердцем! То есть автор изречения «послушание выше поста и молитвы» подготавливал для себя почву, чтобы с помощью этого изречения отменить исполнение заповеди Божией. И предотвратить своё изгнание, которое, как учит нас Евангелие и совершается именно молитвою и постом. Спаситель, во время своей земной жизни, высказал своё отношение к таким манипуляциям, обличая фарисеев: «оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (МК.7:8)
В житиях святых встречаются упоминания о том, что они употребляли это изречение, но так же несомненно и то, что они использовали его совсем не с теми целями и употребляли не в том смысле, в котором его употребляют современные фарисеи, желающие быть не пастырями овец Христовых, а их безраздельными владельцами.
Святой Серафим Саровский, наставляя дивеевских сестер, говорил о том, что нельзя отказываться от монастырского послушания, имея в виду некий физический труд, однако он же всех благословлял и на непрестанную молитву, и что всякое послушание необходимо ей сопровождать, и о том, что монахи, не имеющие внутренней молитвы, это не суть монахи, а обожжённые головешки. В его случае, говоря о том, что послушание выше молитвы, он имел в виду внешнюю молитву, вычитывание правила. Что, если монах сидит в кельи, то надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, а если зовут на послушание, то (оставив это чтение) надо идти на оное (не оставляя при этом непрестанной внутренней молитвы).
Под словом послушание он ни в коем случае не имел, и не мог иметь в виду, нарушение заповедей Христа или канонов Святой Церкви.
«Без Мене не можете творити ничесоже»(Ин.15:5) говорит Христос, то есть и вторая часть исследуемой фразы «послушание выше молитвы» так же бессмысленна, как и первая, если употреблять ее в отрыве от учения Христа в целом, как его собственно и употребляют современные книжники и фарисеи, с целью добиться послушания себе в своих административных целях, далеко отстоящих от истинной цели Святой Матери Церкви, состоящей единственно в спасении душ чад Божиих, а отнюдь не в превращении их в бессловесных рабов, употребляемых для удовлетворения своих книжно-фарисейских нужд.
Без помощи Божией мы не можем делать ничего, в том числе и быть истинными послушниками, помощь же Божия подаётся в молитве, а пост, это и есть упражнение в послушании воле Божией, поэтому враг не может пребывать там, где имеет место такое сочетание добродетелей, именно поэтому он так на них и ополчился, используя свои излюбленные орудия: ложь, лукавство и лицемерие.
Прежде всего послушание – Богу
– Честно говоря, мне не совсем понятна ситуация, когда человек ради послушания может давать себе послабления в посте и молитве, потому что не понимаю, кто потребует от человека послушания именно в этом, кто сопрягает послушание с несоблюдением поста и молитвы.
Эти слова связаны с послушанием не людям, а Богу. Безусловное послушание Богу для человека выше любой другой добродетели, в этом заключается абсолютно всё: и пост, и молитва, и любые другие подвиги. И эти добродетели ведут человека к послушанию Богу. Потому что посредством поста человек умерщвляет свои страсти, посредством молитвы человек к Богу обращается и старается соединиться с Ним. А послушание Богу – это то, что соединяет человека с Богом. Ведь и отпадение от Бога произошло через непослушание, и естественно, через послушание мы к Богу возвращаемся.
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему
Послушание людям угодно Богу лишь постольку, поскольку оно бывает сопряжено с послушанием Ему, нашему Творцу. Но если мы пребываем в послушании человеку ради человека, то такое послушание, безусловно, к Богу нас не приближает, оно, наоборот, нас отдаляет. И здесь нужно быть очень внимательным, чтобы уважать действительно Бога, а не человека и ни в коем случае не путать одного с другим. А такая ошибка достаточно часто совершается.
О мере подвига советуйся с духовником
Над всеми обстоятельствами превалирует любовь
– Так и понимать эти слова. Любовь выше закона. Милосердие выше справедливости. Враги даны нам для того, чтобы мы научились любить. Еда – лишь средство для того, чтобы образумить свою душу. И если мы начнем строить козью морду тем, кто, не зная о нашем постничестве, накрыл стол, желая нас утешить, мы причиним вред и им, и себе. Если же мы начнем специально ходить по гостям, чтобы, ссылаясь на эти слова, поесть вволю, ущерб будет тот же самый.
Послушание – это проявление свободы
– Если кто-то в угоду послушанию сокращает пост и молитву, то надо спросить, а кого и что он слушает.
Сейчас очень много людей с надорванным здоровьем. Возможно, речь идет о послушании врачу, который говорит, что вам не полезен строгий пост, вы заболеете. Тогда, конечно, нужно выбрать пост себе по силам. Пост – это не направление в больницу, а средство нашего духовного совершенствования и возрастания. И если ваше здоровье не позволяет вам поститься по всей строгости устава, поститесь в меру сил своих. Но очень легко сказать, что раз я немощный и больной, то я могу совсем не поститься. Это крайность и некая расслабленность, которая никакого отношения к словам о послушании, посте и молитве не имеет.
А преподобный Иоанн Лествичник говорит о духовном послушании, и нам, мирянам, на самом-то деле трудно себе и представить, что это такое. Он говорит о положении, когда жизнью монахов управляют старцы, каким он был сам, которым нечто в духовной жизни открыто.
Представить себе в нашей обыденной жизни такую дилемму: послушание или молитва – мне трудно. В монастырях – может быть, но там другая дисциплина, и монахи идут в монастырь, давая обет послушания. Так что это в первую очередь касается тех, кто выбрал такой подвиг в своей жизни.
Но можно себе представить ситуацию, когда действительно человек должен действовать по послушанию. Если он послушается, будет хорошо, не послушается, будет плохо. Но все дело в том, кто накладывает это послушание. Если это какой-то самонадеянный человек, пусть даже в священном сане, то он может только навредить своему пасомому.
Убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься, – это искажение духовной жизни
И еще нужно иметь в виду, что послушание – это проявление свободы. Ты свободно подчиняешься, ты понимаешь, что, исполняя послушание, ты пытаешься творить волю Божию. А если твоя совесть протестует, ты можешь, полагаясь на голос своей совести, поступить иначе. Но тут надо всё очень взвешивать, потому что духовная жизнь сложна, и речь идет о невидимой брани, о каких-то незримых вещах и проблемах, и нам, людям грешным и страстным, очень легко запутаться в собственных представлениях и заблуждениях. Можно переспросить, можно еще раз обратиться к духовнику, можно искать какого-то духовно опытного священника, желательно старца, чтобы спросить у него, так ли ты должен поступать или нет. Но это касается сложных вопросов духовной жизни, и встречаются они достаточно редко. А убегать за псевдопослушание от поста, потому что тебе не хочется поститься по всей строгости устава, – это некое малодушие и искажение духовной жизни.
Благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника
– Абсолютно правильно придерживаться в духовной жизни советов и благословений духовника. Если, конечно, эти советы и благословения не противоречат здравому смыслу и христианской вере – в таком случае за разъяснением нужно обратиться к другим пастырям.
Вообще очень хорошо и благочестиво каждому человеку иметь духовного наставника. Чаще всего это просто батюшка храма, в который вы ходите, человек, которому вы доверяете. Мы спрашиваем у духовника совета в затруднительных для нас ситуациях, когда самостоятельно решение не принять.
В отношении поста самой правильной я считаю ситуацию, когда мы сами думаем, какую меру поста можем принять, учитывая наши силы, здоровье и прочие обстоятельства. И уже определив себе меру поста, мы идем с этим к духовнику. Духовник может одобрить наше решение, может как-то его подкорректировать, но помните: по-настоящему только вы сами реально знаете меру ваших сил и возможностей.
Считаю очень неразумным, когда священник навязывает свою меру поста людям. Это приводит как к психологическим срывам, так и к проблемам со здоровьем.
Пост и молитва – это тоже послушание
Почему же произнесены были эти слова?
Во-первых, послушание превыше самовольных духовных подвигов, чрезмерного поста и непосильного молитвенного правила. Если христианин, не посоветовавшись с духовником, без благословения, принимает на себя какие-то подвиги, то есть опасность, что он подорвет свои силы и в итоге станет не способен ни к посту, ни к молитве. Послушание – это добродетель, помогающая здраво относиться к любому христианскому деланию.
Послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина
Из Пролога вспоминается история о двух монахах, родных братьях, один из которых стал постником, а другой отличался великим послушанием. Однажды им пришлось молиться об умершем человеке, так вот тот воскрес по молитве именно преуспевшего в послушании брата. Таким образом, послушание обладает великой силой и наделяет этой силой молитвенное делание христианина.
Подлинное послушание ни в коей мере не отменяет ни поста, ни молитвы, а только делает их более сильными.
Призыв к совершенству обращен ко всем нам
Воля Божия открывается в Его Церкви, в Священном Писании и Предании, в правилах церковной жизни
Научись послушанию, тогда и молитва, и пощение будут к пользе
– Как мне кажется, это слова были сказаны с той целью, чтобы поумерить тщеславные подвиги монастырской братии, совершаемые в ущерб возложенным на них обязанностям. Выводить эту фразу за монастырскую ограду я бы не рискнул, уж очень много это порождает кривотолков. Яркий пример – ситуация, описанная в вопросе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.