Содержание
Молитва Праведному царю и пророку Давиду, псалмопевцу
Царь Давид известен даже неверующим людям, поскольку он стал настоящим героем веры. В Писании Иисус называет этого мужчину «мужем по сердцу Божьему», а защитная молитва царя Давида часто звучит в храмах.
Пророк известен не только как великий Израильский храм, но и как псалмопевец. Писание содержит огромное количество псалмов (песен), которые написал царь и каждый псалом полон любовью к Богу и смирением. Царь часто просит Бога помочь и защитить от врагов, которые преследуют его, поэтому верующие часто молятся его молитвами, прося о защите Всевышнего.
В чем помогает молитва
Царь Давид всегда был богобоязненным человек, именно по этой причине Бог и рукоположил юношу на царство. Но даже став главой богатого Израиля верный пастух никогда не забывал про милость Вседержителя, перед каждой войной прося милости, а за каждую победу прославляя Его. Псалмы наполнены любовью к Богу, он восхищается и не устает прославлять Творца.
Псалмы царя Давида:
В Писании также описан случай, когда Давид от радости танцевал и прыгал во славу Божью, не стесняясь народа и своей семьи.
Давид — очень значимая фигура в иудаизме и христианстве. Несмотря на это, он был всего лишь человеком и человеком грешным: имел несколько жен, а из-за одной даже убил человека. История с Вирсавией известна всем, псалмопевец увидел ее купающейся и отправил ее мужа Урию в самую гущу сражения, где он погиб, после этого женившись на Вирсавии. Позже, после обличения пророка Нафана покаялся и с кротостью принял наказание — смерть первенца от Вирсавии. Это было тяжкое испытание для семьи, но кротость пророка перед Творцом — это то, к чему следует стремиться каждому верующему.
Также это показывает, что наказание за грех получают даже те, кто пришелся по сердцу Божьему.
Кроткий и верный, он всегда смирялся перед господом, и верующее люди должны брать с него пример.
Использовать молитвы Давида следует:
- спасаясь от врагов;
- будучи преследуемым неприятелями;
- безвинно страдая;
- желая исцелится от болезней;
- во время опасных жизненных ситуаций;
- во время трудностей и испытаний.
Совет! Защитная молитва царя Давида помогает всем страждущим. Использовать ее стоит всякому, а также читать псалтырь, в котором отображен настоящий характер Творца и Его всеобъемлющая любовь к нам.
Псалтырь — это одна из поэтических книг Писания, но в то же время одна из вразумляющих, поскольку там можно найти ответы на многие вопросы.
Молитвы
Молитва первая праведному царю Давиду
Молитва вторая праведному царю Давиду
О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитва третья праведному царю Давиду
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.
История псалмопевца
История псалмопевца подробным образом описана в книге Царств в Ветхом Завете.
На то время у Израиля был царь Саул, который прогневал Яхве своим нечестивым поведением, и пророк Самуил получил указание от Него найти нового царя. Он отправился в семью, которую указал Всевышний и хотел помазать одного из сыновей. Несмотря на то что у псалмопевца были старшие братья, весьма красивые и сильные, а что важнее — взрослые, Самуил помазал елеем на царство маленького Давида, который в то время пас овец, потому что на нем почивал Дух Святой.
Во время длинных прогулок и выпаса овец будущий государь все время прославлял Вседержителя на гуслях, это для него было привычным занятием, и Бог был снисходителен к нему. Существует история, что Давид поразил медведя и льва, когда те хотели покуситься на овец. Знаменитая и история с Голиафом, когда маленький пастух сразил пращой великана и умелого бойца.
Благодаря отваге, красоте и уму помазанник Божий стал всеобщем любимцем, кроме Саула, который возненавидел и начал преследовать юношу как конкурента.
Позже Саул был убит, и Давид занял престол Израиля, так сбылось пророчество Самуила. Правил государь около 50 лет и затем уступил трон своему сыну Соломону, который не менее известен своей мудростью. Из их рода пришел Христос, и можно найти пророчества об этом в нескольких псалмах.
Православная церковь почитает этого человека как великого пророка и праведника. Образ псалмопевца отражен в:
- памятнике на Сионе;
- скульптуре Микеланджело;
- картинах Рембрандта;
- произведениях Оннеггера.
Чтут его в иудаизме, христианстве и даже исламе.
В чем помогают молитвы царю Давиду
Эти молитвы помогают людям в тяжелые времена, справится с обстоятельствами и злыми людьми.
Общий же список проблем, о которых можно просить милости такой:
- от злого начальника;
- от гневливых людей;
- при тяжелых обстоятельствах;
- при несправедливом преследовании властью;
- чтобы совладать с собственным гневом;
- перед экзаменами;
- при болезнях.
Верующие люди прибегают к словам псалмопевца в поисках защиты и Бог милостив к таким страждущим. Пророк является одной из ярчайших фигур Библии, чья жизнь и поступки дают пищу для размышления сегодня каждому верующему.
Другие статьи о православной вере:
Вспоминают святого царя в православной церкви 1 января, когда на службе повсеместно в храмах читают ему тропарь.
Тропарь, глас 2-й: Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.
Тропарь, глас 2-й: Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 3-й: Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.
Кондак, глас 4-й: Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.
Молитва царю Давиду
Гнев является одним из самых деструктивных проявлений эмоционального состояния человека. Из-за него происходит большинство несчастных случаев и столкновений между людьми, поскольку человек в гневе слабо контролирует себя и зачастую «выплескивает» его на окружающих. Поэтому не зря гнев в христианстве считается одним из восьми главных греховных страстей. И чтобы не уподобляться этому греху, православные христиане произносят молитву «Царю Давиду» от гнева, направленную на защиту от впадения во грех и от гневных людей. Многие православные люди читают молитву «Царю Давиду» перед походом к начальнику, чтобы избежать несправедливого отношения в работе и уберечься от гнева начальства.
Царствование Давида и происхождение молитвы
Царь Давид ассоциируется в христианстве с мудростью и покорностью, как и его сын – царь Соломон. Но в самом начале своего царствования, согласно Ветхому Завету, Давид не проявлял таких качеств. Несмотря на христианские заветы, он имел несколько жен, и никак не хотел смиряться со своими желаниями до тех пор, пока не совершил страшный грех, который и описывается в молитве «Святому Давиду».
В самый расцвет своего царствования, Давид повстречал купающуюся красивую женщину — Вирсавию, которая была женой его военачальника —Урии. Возжелав её, Давид приказал своим придворным привести её, а затем вступил с ней в интимную связь, из-за которой Вирсавия забеременела. Чтобы скрыть это, он пытался обхитрить Урию, воззвав его с длительного похода, чтобы тот пришел к жене, и таким образом прелюбодеяние было бы скрыто, но Урия отказался. Тогда Давид отослал его на верную смерть, тайно приказав его боевым соратникам, чтобы они не помогали ему в бою. Внезапно брошенный всеми, военачальник Урия погиб в битве, а после истечения траура, царь Давид взял Вирсавию в жены.
Прознав про столь тяжкий грех, Бог послал спустя время к царю Давиду пророка Нафана. Пророк обличил грех царя в виде притчи и перехитрил его, не указав действующие имена участников и немного изменив события. Нафан спросил у Давида, как же поступить с таким человеком, который сотворил столь тяжкий грех? Не узнав себя в притче, Давид сильно разгневался и промолвил, что этот человек достоин смерти, и за все свои поступки должен заплатить вчетверо! Только после этого Нафан и сказал, что этот человек и есть Давид, и вопросил его, почему он посмел ослушаться законов Божьих?
Давид осознал, насколько тяжкий поступок он совершил и как сильно прогневал Бога. Он сразу же раскаялся, произнеся свою знаменитую молитву Давида с просьбой о защите, и с той поры стал полностью смиренный и благочестивый. Бог не стал карать смертью Давида, простив ему грех, но кара Господня распространилась на его род.
Защитные молитвы царю Давиду
Молитва «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его»
Помяни Господи царя Давида и всю кротость его, как Батюшка царь Давид был тих, краток, терпелив, и милостив, так чтоб все враги для раба божьего (имя) были тихи, смирны, терпеливы, и милостивы.
Вторая молитва
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.
Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь!
Третья молитва
О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитву «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его» необходимо произносить с полным смирением и отречением от мирских забот.
От чего защищает молитва царя Давида
Защитная молитва царя Давида помогает утихомирить гнев внутри себя и полностью защититься от данного греха, а также от его дальнейших проявлений. Она помогает отвадить гневных людей, дабы они своей злостью не заставили православного человека позабыть Божью заповедь. Произнеся молитву пророку Давиду, нужно полностью отречься от внутренних стенаний и сомнений, если они наполнены злобой и гневными помыслами.
Лучше всего читать молитву от гнева и раздражения пророку Давиду перед выходом из дома, дабы обеспечить себе безопасность на всю дальнейшую дорогу. Поэтому эту молитву православные христиане зачастую читают совместно с дорожными молитвами.
Псалом 131
Песнь степеней
Песнь ступеней.
1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:
1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,
2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:
2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:
3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,
3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,
4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,
4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,
5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»
6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.
6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,
7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.
8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –
9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.
9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;
12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».
13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.
13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:
14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.
15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,
15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,
16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.
17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:
18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя».
Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем. Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем. Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе. Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и. Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы, священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
Псалом 131
В отличие от многих песен в Псалтири псалом 131 был написан не царем Давидом, а его сыном, царем Соломоном. Просительная песнь посвящена важному событию для израильтян, которое произошло за 1000 лет до Рождества Христова. Царь просил у Господа благословение на перенесение Кивота Завета из скинии.
Текст молитвы псалом 131
На церковнославянском языке
1 Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго:
2 яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю:
3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея,
Видео (кликните для воспроизведения). |
4 аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима,
5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю.
6 Се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы.
7 Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его.
8 Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
9 Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются.
10 Давида ради раба Твоего не отврати лице помазаннаго Твоего.
11 Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем.
12 Аще сохранят сынове твои завет Мой, и свидения Моя сия, имже научу я, и сынове их до века сядут на престоле твоем.
13 Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе.
14 Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и.
15 Ловитву eго благословляяй благословлю, нищыя eго насыщу хлебы,
16 священники eго облеку во спасение, и преподобнии eго радостию возрадуются.
17 Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему.
18 Враги eго облеку студом, на немже процветет святыня Моя.
На русском языке
1 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его,
2 как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова:
3 «Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё,
4 не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим,
5 пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!»
6 Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных,
7 войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.
8 Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, –
9 священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются.
10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
11 Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём;
12 если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём».
13 Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе:
14 «Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его.
15 Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом,
16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
17 Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему:
18 врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя.
История написания
Царь Давид, отец Соломона, был простым пастухом, но Богом был венчан на царство. В историю он вошел, как человек праведный, хотя не раз совершал грехи и был за них наказан. Путь Давида был труден, но он никогда не оставлял Господа. Он перенес Ковчег Завета, или Кивот Завета согласно Библии, в скинию. Псалом 131 написал царь Соломон, чтобы получить благословение Господа перенести Кивот Завета в новый храм, который был восстановлен при нем, из скинии, созданной его отцом.
В тексте псалма 131 чувствуется то же беспокойство, которое испытывал царь Давид, моля о перенесении Кивота Завета – величайшей святыни еврейского народа. Эта же тревога сквозит в словах, относящихся к восстановлению храма, который должен стать домом для Господа, куда каждый верующий может прийти в поиске благословения и помощи.
Для чего читают псалом 131?
Несмотря на то, что песнь была написана, как просьба о благословении, псалом 131 читают для поиска защиты и помощи в разных ситуациях. К тексту молитвы обращаются люди, которые ищут поддержки и защиты, целые народы, страдающие от нападок врагов, молят Господа о спасении с помощью этой молитвы.
В церковных службах принято исполнять молитвы в старославянском переводе, но дома разрешается читать псалом 131 на русском языке. Молитвы читают ежедневно до тех пор, пока просьба не будет услышана и исполнена. Строгих правил для чтения молитв нет, слова допускается менять, но важно сохранять смысл текста. Главное, чтобы молитва была искренней и честной, отражала мысли верующего и просьбу.
Толкование
Чтобы понять толкование псалма 131, следует разобрать смысл отдельных стихов:
Господи помяни царя Давида и всю кротость его
Я рекомендую всем людям избавляться от негативных эмоций и ни на кого не держать зла. В случае возникновения гнева требуется читать молитву «Господи помяни царя Давида и всю кротость». Сегодня я о ней расскажу подробнее.
Опасность злости
Современные люди даже не задумаются над тем, как часто они злятся. Злость для них уже давно стала нормальным состоянием. Однако, при этом все, кажется, позабыли, насколько данная эмоция опасна. Не зря ведь она считается разрушающей. Если вспомнить, то именно всплеск гнева чаще всего становится причиной стычек между людьми. Именно по этой причине гнев входит в перечень 8 греховных страстей. Хотя некоторые люди об этом и вовсе не догадываются. Как ни странно, но они считают, что злость не является грехом. Но в итоге, приходят в церковь, и понимают, что это совершенно не так.
Библия учит человека прощать своих обидчиков и не держать на них зла, а также полностью контролировать собственные эмоции. Послушание и кротость – вот черты, которые должны отличать истинного христианина. Научиться этому можно. И главным помощником в этом непростом деле для христиан должен стать текст «Господи помяни царя Давида и всю кротость».
Царствование Давида и происхождение молитвы
Сразу необходимо отметить тот факт, что христиане очень почитают царя Давида. Поскольку он отличался мудростью и покорностью. Хотя такими качествами царь обладал не всегда. В самом начале своего царствования он был совершенно иным человеком.
Кроме того, вопреки христианским канонам, мужчина имел несколько жен и категорически отказывался пытаться как-то усмирить собственные желания. Однако все изменилось после того, как он совершил страшный грех. Стоит отметить, что именно этот грех и описывается в молитве. Поговорим об этой истории более подробно, чтобы понять, что именно послужило толчком для изменения характера правящего царя.
Однажды царь гулял в лесу и заметил там купающуюся нагую деву. Она настолько поразила его своей красотой, что монарх отдал приказ своим придворным привести ее во дворец. Монарху было хорошо известно о том, что эта девушка, Вирсавия, была законной супругой военачальника Урии. Он долгие годы служил императору верой и правдой. И, тем не менее, это обстоятельство не смогло сдержать императора от совершения греха.
Позже выяснилось, что эта связь не прошла бесследно. Несчастная девушка забеременела. Чтобы как-то скрыть свое прелюбодеяние, царь немедленно вызвал своего полководца, который в этот момент находился в другой провинции. Но обстоятельства сложились таким образом, что мужчина не смог приехать. Тогда царь отдал тайный приказ, согласно которому никто не должен был помогать на поле боя Урии. Когда мужчина повел армию в наступление, соратники его покинули, и он был убит. Как только у жены погибшего военачальника закончился траур, ее призвали во дворец. После этого Вирсавия стала женой императора.
От людского рода утаить этот грех ему удалось. Но Творца обмануть Давид не смог. О прелюбодеянии он поведал одному из пророков и поручил ему отправиться в замок, чтобы побеседовать с Давидом и наставить его на путь истинный. Явившись во дворец, пророк рассказал царю странную притчу. Героем этого рассказа был сам Давид.
Однако, пророк, посетивший его, очень умело завуалировал детали. И поэтому монарх не смог понять, что в этом рассказе главным героем является именно он. Когда рассказ подошел к концу, пророк спросил Давида, какого наказания заслуживает человек. Разумеется, царь, слушая рассказ, возмущался и говорил, что праведный христианин никогда не должен поступать подобным образом. Он даже сказал, что тот человек заслуживает смерти.
Как только царь озвучил тот приговор, который хотел бы назначить герою притчи, мудрый пророк поведал ему правду. Он рассказал, что знает, какой именно грех совершил Давид. Более того, он упомянул и о том, что Творец желает наказать его за совершенное прелюбодеяние. Тяжесть его греха была настолько велика, что ему действительно грозила смерть. Поскольку он не просто вступил в интимную близость с женой другого мужчины.
Он пошел на обман и предательство, чтобы заполучить ее себе в жены и скрыть совершенный грех. Услышав о том, что Господу известно об этом грехе, Давид просто упал на колени и вознес молитву. Он молил небеса о помиловании. Молитва его была короткая, но Всевышний решил над ним сжалиться. Бог не стал отнимать жизнь у этого несчастного.
Поначалу никто не понимал, почему Господь решил не отказывать в милости тому, кто совершил такой тяжкий грех. Ведь, как известно, грешники должны гореть в адском пламени. Но данная история показывает, насколько великодушным оказался Господь по отношению к своему рабу, который оступился. И позже стало понятно, почему Давиду удалось вымолить милость у небес.
Ведь позже он стал образцом покорности и кротости. С тех пор он никогда не нарушал заповеди Господа и жил так, как полагается праведному христианину. Кроме того, когда у него родился сын, Давид сделал все возможное, чтобы вырастить его человеком достойным и праведным. Позже и его сын стал очень известен. Ведь сыном Давида был царь Соломон.
Трактовка молитвы
Ознакомившись с историей правления и грехопадения царя Давида, каждый, наверняка, поймет, какой смысл имеет молитва. Ведь, обратившись к Господу с этой молитвой, Давид просил:
- милости – осознав всю тяжесть греха, совершенного им, царь решил попытаться вымолить прощение у Господа, чтобы не просто продолжить свою жизнь, а посвятить ее искуплению;
- просветления – чтобы как можно быстрее найти способ искупить тот ужасный грех, царь попросил Бога о просветлении;
- кротости характера – поскольку царь всегда был вспыльчивым человеком, который запросто поддавался своим желаниям и не мог им сопротивляться, он пожелал обучиться кротости.
Так и человек, который возносит эту молитву, просит у Господа не только просветления и милости. Он также пытается вымолить у Творца возможность обучиться кротости. Ведь это очень важно, научиться послушанию. И если человек сможет обуздать свои чувства, возьмет под контроль гнев, то он гарантировано станет намного ближе к Господу. Именно поэтому священнослужители настоятельно рекомендуют как можно чаще использовать эту молитву.
Считается, что с ее помощью человек действительно сможет найти способ, как обуздать собственный гнев. Вот только молиться необходимо с максимальной искренностью. Поскольку если человек сам не желает научиться контролировать эмоции, то никто ему не сможет с этим помочь. Эту простую истину необходимо запомнить. Ведь некоторые люди, вознося молитву, надеются, что их жизнь изменится как после взмаха волшебной палочки. Прочитал молитву и стал кротким. К сожалению, подобное невозможно.
Молитва лишь поможет христианину найти правильный и действенный способ унять гнев и не более. Все остальное полностью зависит от самого человека и от его желания. Не последнюю роль в этом вопросе играет и вера. Если христианин верит, что небеса ему помогут, то именно так и произойдет.
От чего защищает молитва
Такой вопрос священнослужители слышат довольно часто. Поскольку далеко не все люди понимают, для чего именно необходимо читать данную молитву. Некоторые из них уверены, что использовать данный текст необходимо только в крайних случаях, когда гнев полностью овладевает человеком. Действительно, в такой ситуации и правда можно прочитать молитву. Но это не означает, что она защищает только от внезапных вспышек гнева.
Молитва царя Давида способна помочь:
- утихомирить гнев – довольно часто случается так, что человек постоянно ощущает, как внутри него кипит гнев. И при этом он совершенно ничего не может с этим поделать. Ему приходится просто мириться с этим состоянием. Вот только долго пребывать в состоянии такого стресса никто не может. И рано или поздно, если не предпринять мер, произойдет ужасное. Чтобы не допустить этого, следует вознести данную молитву, искренне попросив о помощи небеса;
- защититься от греха – когда человек подвержен такой негативной и разрушительной эмоции как гнев, над ним нависает ужасная опасность. Ведь он в любой момент может стать жертвой грехопадения. В таком случае крайне важно предупредить этот момент и вовремя взять под контроль эмоции;
- отвадить злых людей – нередко праведные христиане становятся жертвами людей, которые одержимы гневом. Они могут серьезно пострадать от таких людей. Более того, основная опасность заключается в том, что человек и вовсе может позабыть божьи заповеди.
Кроме того, священнослужители уверены, что произнесение молитвы царя Давида способно помочь людям избавиться от гневных помыслов. Именно по этой причине рекомендуется читать молитву каждый день, выходя из дома. Это особенно важно, если работа человека сопряжена с определенными рисками. Тогда молитва царю Давиду действительно станет отменным помощником.
Царь Давид и вся кротость его
– В Ветхом Завете очень много незабываемых людей, ярких, мощных личностей – что отличает Давида от всех прочих, в чем его особенность? Почему именно он, точнее, его голос, его псалмы стали совершенно неотъемлемой частью православного богослужения и нашей христианской жизни?
– Давид – удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города – города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.
Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид – родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.
И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,– то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос – потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2Цар.7:14–16 ). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,– все это сходится в одной личности.
– Давид – царь, второй царь в истории Израиля; первый из царей, Саул, оказался недостойным помазания, и его сменил Давид. Кончилась эпоха Судей, началась эпоха Царств. Хотелось бы спросить о духовном смысле царствования, помазания на царство. Почему Господь велит пророку Самуилу дать израильтянам царя, как бы снисходя к их неспособности без царя обойтись? Получается, что это вовсе не великое событие в жизни Израиля, а, наоборот – свидетельство некоего падения, слабости.
– Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть – это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: «поставь над нами царя» ( 1Цар.8:5 ), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1Цар.8:7–9 ) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.
– Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что «Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» ( 2Цар.16:10 ). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2Цар.18 )… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.
– Всегда ли, однако, он это выдерживает? А история с Урией Хеттеянином и женой его, Вирсавией? (см.: 2Цар.11 )
– Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2Цар.12 ) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка – это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.
– Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?
– Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3Цар.2:8–9 ). А Давид эпохи Саула, молодой Давид – это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает – это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1Цар.25 ). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1Цар.27 ). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости – именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.
– Многим памятны ахматовские строчки: «Во мне печаль, которой царь Давид По-царски одарил тысячелетья». Но ведь он еще и радостью одарил нас по-царски – радостью о Господе…
– Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2Цар.6:5 ). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: «пред Господом играть и плясать буду» ( 2Цар.6:21 ).
– Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу «престол Давида, отца Его» ( Лк.1:32 )? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя – и Престолом Сына Божия?
– Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.
– Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?
– В понимании наших предков Давид – это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой – объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он – младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон – кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой – избранность Богом вопреки человеческим установлениям.
– Почему нет ни одного православного храма, освященного во имя Давида? Ведь память Давида совершается Церковью (10 января), и Псалтирь читается и поется в каждом храме.
– Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида – по-древнееврейски.
– Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам – священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?
– Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь – именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык – определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.