Содержание
- 1 Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии
- 2 Монастырь «Труд и молитва» в Рамешковском районе Тверской области
- 3 Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии
- 4 Монастырь труд и молитва
- 5 Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой : фотоальбом
- 6 Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы
Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии
Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 24–25 июля 2019 года)
Дорогие Владыки, всечестные отцы, матушки игумении, братия и сестры во Христе!
В моем докладе представлен опыт организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. При организации монастырского распорядка дня за основу мы берем Евангелие и святоотеческий опыт, Устав Русской Православной Церкви, Положение о монастырях и монашествующих, а также особенности монашеского уклада жизни в данном монастыре.
Монастырские правила, которые регламентируют жизнь наших обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если мы руководствуемся ими исключительно для спасения души. Главным в них является не сама «буква закона», а то, к чему эти правила приводят братию или сестер: в идеале – к любви и духовному преуспеянию, очищению души от грехов и пороков, исполнению заповедей Божиих. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего, но на укрепление его волеизъявления к подвижническому житию, братству и молитве. Организация монастырского распорядка дня должна быть составлена с учетом того, что в монастыре подвизаются иноки разных возрастных категорий, физического здоровья и предшествующего опыта жизни.
Основное служение монашества миру – это молитва: «Благодаря монахам на земле не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира», как сказал преподобный Силуан Афонский. Основой монастырской жизни неизменно является аскеза, в первую очередь, молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами. Все остальные виды внешней деятельности – миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные – осуществляются обителями и монашествующими, не противореча молитвенному деланию. Об этом говорит нам великий святой XIX столетия, искусный в монашеском житии подвижник и святитель Русской Православной Церкви Игнатий (Брянчанинов). Братия должна неопустительно участвовать в общих богослужениях и исполнять келейное правило. Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением инока, его физическими силами и исполняемыми послушаниями. Время для келейного правила должно быть четко прописано в распорядке дня обители и ее уставе.
Отдельно стоит коснуться темы послушания в монастыре. В нашем понимании это не просто работа, но духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. «Кто прилежен в телесных работах, тот таков же и в душевных», – пишет преподобный Феодор Студит. Игумену необходимо тщательно заботиться о рассудительном распределении послушаний, а также о гармоничном сочетании телесных трудов с молитвенными упражнениями братии, особенно придавая значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, усердию и постоянству в молитве. Игумен должен как можно лучше знать свою братию, например, из индивидуальных с ними бесед, ибо, по слову преподобного Феодора Студита, он «кормилец, который ходит своих детей, наставник, который любит и заповедует и приказывает».
Разумное отношение к монастырским трудам как к смиренной и бескорыстной жертве во славу Божию, осмысленному и свободному участию в нуждах обители, содействует духовному преуспеянию монашествующих. Труды братии совершаются без спешки и излишней нагрузки. По совести проходимое послушание приготовляет человека к усердной молитве. «Кто делит свое время между рукоделием и молитвою, тот тело укрощает трудом… а душу, которая, трудясь вместе с телом, вожделевает наконец отдохновения, располагает чрез то к молитве», – напутствует преподобный Нил Синайский. И совместная церковная молитва, и общие труды братии должны быть гармоничными, уравновешенными таким образом, чтобы оставались силы для внимательной келейной молитвы.
Однако молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом. Весьма назидательной в этом отношении является практика Ватопедской обители на Афоне, где во время общих послушаний братия творит вслух по очереди Иисусову молитву. По моему благословению несколько лет назад благочинный Тихвинского Богородичного Успенского монастыря иеромонах Ианнуарий пробыл Великий пост в Ватопедской обители, знакомясь с тамошней практикой монашеской жизни, распорядком дня и уставом. У братии, занятой такой устной молитвой, нет времени на празднословие и леность. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.
Польза духовному устроению монашествующих происходит от общих трудов, в которых, по возможности, участвует все братство. Общие труды укрепляют в братии дух взаимной любви, мир, единодушие и единомыслие, открывают правильное монашеское расположение и понимание того, что всё, делаемое ради Бога, велико в духовной жизни.
Священный сан не освобождает насельников от необходимости труда. Игумен подает в этом пример всей братии.
Все послушания исполняются не ради собственной выгоды, но исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития. При этом следует помнить, что в монастыре необходимо заниматься лишь такими ремеслами, которые не являются искусительными и соблазнительными. Пример: в Свирском монастыре это огород, резьба по дереву, столярные и плотницкие работы. Пришедшие в монастырь взыскуют не справедливости и равенства, которые вообще невозможны в земной жизни, а спасения души.
При определении молитвенного правила новоначальным надо учитывать, что человек, у которого еще не сформировалось правильное внутреннее устроение, изнуренный постоянными физическими перегрузками и недосыпанием, становится раздражительным, безразличным к нуждам ближних, теряет качество молитвы.
При болезни или усталости брата правило уменьшается, ограничиваясь минимумом. Тогда человек на следующий день может с новыми силами исполнять то, что ему поручается, и уже то же самое молитвенное правило исполнять в полном объеме.
У братии должно быть минимизировано свободное время, потому что не каждый инок может употребить его с духовной пользой.
У многих монастырей Русской Церкви имеются подворья. Подворье – первая ступень для желающих отказаться от суеты мира и посвятить свою жизнь Богу. Это место прохождения необходимого искуса, где человек в качестве трудника сначала испытывает себя и свои силы в труде, послушании настоятелю и братии, в соблюдении монастырского устава. В моем понимании, любое подворье должно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем. Наше же призвание заключается в том, чтобы привести человека к Богу, познакомить его с уникальным для современного мира монашеским духом, укладом, особым опытом молитвы, уставом и традициями. К этому мы всеми силами и стремимся. Слава Господу, к нам приходят именно те люди, которые осознанно выбирают для себя трудный, но приносящий множество добрых плодов монашеский путь.
И пусть всем нам в этом помогут святые угодники, много сделавшие для развития монашеской жизни на северо-западе России: благоверный великий князь Александр Невский, преподобный Александр Свирский, всея России чудотворец, преподобные Антоний Дымский, Мартирий Зеленецкий, Арсений Коневский, Серафим Вырицкий и их ученики.
Монастырь «Труд и молитва» в Рамешковском районе Тверской области
О снован в начале ХХ в. в Тверском уезде как община «Труд и молитва», являющаяся загородным хозяйством Христорождественского женского монастыря. В 1910 г. в общине был возведен кирпичный храм Воздвижения Креста Господня с престолами Гурия, Самона и Авива. В 1909-1912 гг. были выстроены келейные корпуса. Монахини держали много скота, огород, сад, пруд с карасями. Обитель была закрыта в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
Смотрите также
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected] Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях на примере обителей Тихвинской епархии
Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 24–25 июля 2019 года)
Дорогие Владыки, всечестные отцы, матушки игумении, братия и сестры во Христе!
В моем докладе представлен опыт организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. При организации монастырского распорядка дня за основу мы берем Евангелие и святоотеческий опыт, Устав Русской Православной Церкви, Положение о монастырях и монашествующих, а также особенности монашеского уклада жизни в данном монастыре.
Монастырские правила, которые регламентируют жизнь наших обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если мы руководствуемся ими исключительно для спасения души. Главным в них является не сама «буква закона», а то, к чему эти правила приводят братию или сестер: в идеале – к любви и духовному преуспеянию, очищению души от грехов и пороков, исполнению заповедей Божиих. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего, но на укрепление его волеизъявления к подвижническому житию, братству и молитве. Организация монастырского распорядка дня должна быть составлена с учетом того, что в монастыре подвизаются иноки разных возрастных категорий, физического здоровья и предшествующего опыта жизни.
Основное служение монашества миру – это молитва: «Благодаря монахам на земле не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира», как сказал преподобный Силуан Афонский. Основой монастырской жизни неизменно является аскеза, в первую очередь, молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами. Все остальные виды внешней деятельности – миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные – осуществляются обителями и монашествующими, не противореча молитвенному деланию. Об этом говорит нам великий святой XIX столетия, искусный в монашеском житии подвижник и святитель Русской Православной Церкви Игнатий (Брянчанинов). Братия должна неопустительно участвовать в общих богослужениях и исполнять келейное правило. Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением инока, его физическими силами и исполняемыми послушаниями. Время для келейного правила должно быть четко прописано в распорядке дня обители и ее уставе.
Отдельно стоит коснуться темы послушания в монастыре. В нашем понимании это не просто работа, но духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. «Кто прилежен в телесных работах, тот таков же и в душевных», – пишет преподобный Феодор Студит. Игумену необходимо тщательно заботиться о рассудительном распределении послушаний, а также о гармоничном сочетании телесных трудов с молитвенными упражнениями братии, особенно придавая значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, усердию и постоянству в молитве. Игумен должен как можно лучше знать свою братию, например, из индивидуальных с ними бесед, ибо, по слову преподобного Феодора Студита, он «кормилец, который ходит своих детей, наставник, который любит и заповедует и приказывает».
Разумное отношение к монастырским трудам как к смиренной и бескорыстной жертве во славу Божию, осмысленному и свободному участию в нуждах обители, содействует духовному преуспеянию монашествующих. Труды братии совершаются без спешки и излишней нагрузки. По совести проходимое послушание приготовляет человека к усердной молитве. «Кто делит свое время между рукоделием и молитвою, тот тело укрощает трудом… а душу, которая, трудясь вместе с телом, вожделевает наконец отдохновения, располагает чрез то к молитве», – напутствует преподобный Нил Синайский. И совместная церковная молитва, и общие труды братии должны быть гармоничными, уравновешенными таким образом, чтобы оставались силы для внимательной келейной молитвы.
Однако молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом. Весьма назидательной в этом отношении является практика Ватопедской обители на Афоне, где во время общих послушаний братия творит вслух по очереди Иисусову молитву. По моему благословению несколько лет назад благочинный Тихвинского Богородичного Успенского монастыря иеромонах Ианнуарий пробыл Великий пост в Ватопедской обители, знакомясь с тамошней практикой монашеской жизни, распорядком дня и уставом. У братии, занятой такой устной молитвой, нет времени на празднословие и леность. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.
Польза духовному устроению монашествующих происходит от общих трудов, в которых, по возможности, участвует все братство. Общие труды укрепляют в братии дух взаимной любви, мир, единодушие и единомыслие, открывают правильное монашеское расположение и понимание того, что всё, делаемое ради Бога, велико в духовной жизни.
Священный сан не освобождает насельников от необходимости труда. Игумен подает в этом пример всей братии.
Все послушания исполняются не ради собственной выгоды, но исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития. При этом следует помнить, что в монастыре необходимо заниматься лишь такими ремеслами, которые не являются искусительными и соблазнительными. Пример: в Свирском монастыре это огород, резьба по дереву, столярные и плотницкие работы. Пришедшие в монастырь взыскуют не справедливости и равенства, которые вообще невозможны в земной жизни, а спасения души.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При определении молитвенного правила новоначальным надо учитывать, что человек, у которого еще не сформировалось правильное внутреннее устроение, изнуренный постоянными физическими перегрузками и недосыпанием, становится раздражительным, безразличным к нуждам ближних, теряет качество молитвы.
При болезни или усталости брата правило уменьшается, ограничиваясь минимумом. Тогда человек на следующий день может с новыми силами исполнять то, что ему поручается, и уже то же самое молитвенное правило исполнять в полном объеме.
У братии должно быть минимизировано свободное время, потому что не каждый инок может употребить его с духовной пользой.
У многих монастырей Русской Церкви имеются подворья. Подворье – первая ступень для желающих отказаться от суеты мира и посвятить свою жизнь Богу. Это место прохождения необходимого искуса, где человек в качестве трудника сначала испытывает себя и свои силы в труде, послушании настоятелю и братии, в соблюдении монастырского устава. В моем понимании, любое подворье должно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем. Наше же призвание заключается в том, чтобы привести человека к Богу, познакомить его с уникальным для современного мира монашеским духом, укладом, особым опытом молитвы, уставом и традициями. К этому мы всеми силами и стремимся. Слава Господу, к нам приходят именно те люди, которые осознанно выбирают для себя трудный, но приносящий множество добрых плодов монашеский путь.
И пусть всем нам в этом помогут святые угодники, много сделавшие для развития монашеской жизни на северо-западе России: благоверный великий князь Александр Невский, преподобный Александр Свирский, всея России чудотворец, преподобные Антоний Дымский, Мартирий Зеленецкий, Арсений Коневский, Серафим Вырицкий и их ученики.
Монастырь труд и молитва
Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год. Более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах России к апостольской эпохе. Достоверные сведения о существовании христианских общин в Киеве относятся к половине IX века.
Автокефальная церковная организация с центром в Москве с урегулированным каноническим статусом возникла в 1589 году, когда Московский митрополит был признан в достоинстве патриарха как самостоятельный предстоятель Московской Церкви, то есть Церкви в северо-восточной части исторической Руси (см.Википедия).
На сайтах содержится информацию о православных храмах, соборах, часовнях, церквях России, рассказывют о наиболее выдающихся православных храмах России и монастырях России, об их увлекательной истории, архитектуре, их основателях — преподобных старцах, самых почитаемых на Руси святых. Храмы структурированы по географическому расположению.
Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой : фотоальбом
К 25-летию возрождения Сретенского ставропигиального мужского монастыря в нашем издательстве вышел фотоальбом «Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой». Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в самом сердце столицы. Более шести столетий назад на этом месте произошло чудесное избавление русских земель от нашествия Тамерлана. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее заступничество наши благочестивые предки воздвигли монастырь. На протяжении веков он был свидетелем радостных и трагических событий в истории России. Разоренный в безбожные годы, он вновь был возвращен Церкви в 1991 году. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). С этого момента началось чудесное воскресение святыни.
В фотоальбоме тематически скомпонованы фотографии, отражающие этапы восстановления древней обители. Листая это издание, Вы можете вместе в владыкой Тихоном (Шевкуновым), первыми насельниками и прихожанами обители, пройти непростой путь – от реставрации небольшого ветхого храма к созданию одного из важнейших духовных центров России. Читателю приоткрывается сокровенная жизнь монахов, воинов Христовых, – их духовная преемственность, постриги, послушания. В книге отражены не только знаковые события в истории монастыря, такие как, например, участие в процессе воссоединения Церквей или строительство Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но и насыщенные будни и светлые праздники. Широкая просветительская и социальная деятельность братии также нашла свое отражение в альбоме: семинария, хор, школа-интернат, издательство, интернет-портал и многие другие труды во славу Божию. Все это складывается в картину, которая в большой мере отражает не только возрождение Сретенского монастыря, но и духовное обновление нашего Отечества.
Вступительное слово. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Предисловие. Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
«Граду нашему непоколебимое основание». Исторические сведения
Прошлое и настоящее
Преемственность от Псково-Печерского монастыря
- Старцы Псково-Печерского монастыря
Возрождение монастырской жизни
Приделы, фрески, чтимые иконы, святыни
Участие Сретенского монастыря в процессе воссоединения Церквей
Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы
Санкт-Петербург, 26 июля 2019 г.
25 июля 2019 года в Санкт-Петербурге прошел второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», сообщает Патриархия.ru. Он начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».
В президиуме присутствовали председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Солнечногорский Алексий, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова).
Вел дискуссию митрополит Нижегородский Георгий.
Митрополит Смоленский Исидор представил собранию доклад «О формировании «богослужебного сознания» монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников.
«Именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения, — отметил архипастырь. — И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в Положении о монастырях и монашествующих: «Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой». Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального. Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении».
Владыка Исидор напомнил слушателям слова преподобного Паисия Святогорца: «Церковь — это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное — находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Архипастырь пожелал, чтобы это наставление было начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.
Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава познакомил участников дискуссии с опытом организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. В самом начале владыка Мстислав подчеркнул, что монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание, этому должны быть подчинены все послушания, которые возлагаются на насельников, и не должны противоречить миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности монастыря. Время для келейного правила необходимо четко прописывать в распорядке дня обители и в ее уставе.
Послушание также следует воспринимать как духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. Все послушания исполняются исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития.
Молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом, заметил архипастырь, рассказав в связи с этим об афонской ватопедской традиции творения вслух Иисусовой молитвы на общих послушаниях. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.
Затронув в завершение тему монастырских подворий, епископ Мстислав высказал мнение, что любому подворью нужно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем — первой ступенью для желающих ради Бога отказаться от суеты мира, местом прохождения необходимого искуса.
Выступивший в ходе дискуссии игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, поделился опытом решения проблемы соотнесения молитвы и трудовых послушаний в обители. Как игумен, отвечающий, прежде всего, за духовное преуспеяние братии, отец Исаакий старается внутримонастырские послушания приурочивать ко времени между богослужением, чтобы братия могла полноценно участвовать в монашеском правиле, а для работ, приходящихся на часы богослужений, приглашать наемный персонал. Так, на время повечерия с канонами, вечерними молитвами и ежевечерней исповедью братии (в данной обители такая регулярная исповедь соединяет и покаяние, и совет с духовником) братские послушания отменяются, на этих правилах должны присутствовать все насельники.
Серьезные вопросы отношения к личности каждого конкретного человека в братстве затронул настоятель мужского монастыря Косьминская пустынь Серовской епархии игумен Петр (Мажетов). «Задача руководителя монастыря, — сказал отец Петр, — чтобы каждый человек в монастыре раскрылся, насколько возможно. Здесь очень важно уйти от общих категорий, от обезличивающего подхода. В связи с этим возможно обратить внимание на некоторые не очень распространенные или забытые монашеские традиции. Например, при несении тяжелых, утомительных послушаний не разбивать молитвенное правило на утреннее и вечернее (на что зачастую современного человека ни физически, ни психологически не хватает), а соединить его в одно «ядро» и исполнять в наиболее благоприятное время. Или использовать практику чередования молитв и отдыха в течение ночи». Также существенным было замечание отца Петра, что монаху часто не удается быть духовно активным на богослужении. Чтобы избежать пассивного «отстаивания» Литургии или погружения в некое эстетическое созерцание, можно прибегнуть к совету, данному еще преподобным Серафимом Саровским: молиться на богослужении Иисусовой молитвой. Это будет, как сказал игумен Петр, прямым исполнением Гефсиманской просьбы Христа — бодрствуйте и молитесь со Мною.
Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии, в докладе «Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» сделала, как сказала сама матушка, попытку системно изложить названную проблему. Игумения Илариона предложила разграничить понятия монашеского устава как единого общецерковного монашеского предания и монастырского устава как свода принятых правил и порядков каждого конкретного монастыря. Докладчица очень подробно, с глубоким богословским проникновением в суть вопроса изложила смысл и значение келейной молитвы в отношении единого монашеского устава, подчеркнув, в первую очередь, определение данной молитвы как личного молитвенного труда монаха, неразрывно связанного с литургическим богослужением и послушаниями. Если плоть устава — внешние формы служения Богу, то душа его — непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы — достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.
В структуре келейной молитвы автор доклада различает молитвенное правило и личную молитву, которые существуют, тем не менее, в неразрывном двуединстве, объединяющим началом которого становится Иисусова молитва. Мера келейной молитвы индивидуальна и основывается на духовном рассуждении и опыте наставника.
Игумения Илариона на основании исторических источников рассмотрела различные примеры совершения молитвенного правила как соборного, в храме, так и индивидуального, подчеркнув, что молитва в келье не есть проявление индивидуализма, но особым образом продолжает соборное делание монашеского братства. При этом именно келейное уединение является необходимым для совершения личной молитвы. Исходя из всего вышесказанного и нужно создавать в обители условия для келейной молитвы.
Вторая часть доклада была посвящена практическим моментам создания таких условий. От игумена, игумении здесь зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства; духовное руководство братией, сестричеством; личный пример и опыт при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту; мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, к отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В заключение матушка Илариона заметила, что ее рассуждения не являются призывом к созданию неких идеальных условий келейного пребывания. Вершины личной молитвы часто достигались в весьма стесненных и жестоких условиях, так как главным в этом случае всегда остается желание всецелого молитвенного устремления к Богу.
Подводя итоги дискуссии, митрополит Георгий предложил собравшимся еще раз поразмышлять над тем, в каких случаях у иноков не остается сил на молитву и всегда ли силы бывают растрачены на монастырские послушания или иные полезные для души инока занятия. Архиерей напомнил, насколько важно для монашествующих оставлять на отдых и восстановление сил то время, которое зачастую уходит на ненужное общение с миром. Владыка пожелал всем игуменам и игумениям помощи Божией и духовного трезвения в управлении монашескими общинами.
Затем участники круглого стола обсудили проект документа комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по организации жизни монастырей и монашества «Священнослужение монахов на приходах».
Среди наиболее важных аспектов проблемы священнослужения монахов на приходах участниками дискуссии был отмечен тот факт, что монаху важно сохранять связь с обителью, в которой он принял постриг, принимать участие в жизни братства, окормляться у монастырского духовника. Живя вне общины, монах лишается необходимой части жития иноческого. С другой стороны, в реальной жизни нередко объективные условия определяют необходимость священнослужения монашествующих на приходах. Среди них — развитие церковной жизни в удаленных от центральной части России епархиях, тюремного служения и служения в Российской армии; организация приходских общин за рубежом и др. Но и во всех этих случаях необходимо помнить, что священнослужение иноков на приходах сопряжено для таковых с опасностью потери монашеского устроения, и ответственность за пребывание монаха вне стен монастыря лежит на архиерее. В ходе обсуждения проекта документа участники круглого стола поделились личным опытом решения проблем, связанных с несением послушания священноиноков в приходских храмах.
Подводя итоги круглого стола, участники поблагодарили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение провести монашеский форум, а также митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия за возможность собраться для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
По окончании собрания монашествующие совершили паломничество в Александро-Невскую лавру, на Смоленское кладбище и в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В мероприятии, организованном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству, комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества и Воскресенским Новодевичьим монастырем Санкт-Петербурга, приняли участие 113 человек: 5 архиереев, 11 архимандритов и игуменов, 21 игумения, монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.