Содержание
Молитвы, которые рекомендуется читать при выполнении частичного омовения
При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».
Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).
Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
«Аль-хамду лилляhи-ллязи джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).
Умывая лицо, читают:
اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика».
(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).
Умывая правую руку, читают:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира».
(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким).
Умывая левую руку, читают:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».
(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади).
Совершая протирание головы (масху), читают:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
При мытье каждой из ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
«Аллаhумма саббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
После завершения частичного (а также и полного) омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ
«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад — Его раб и Посланник.
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).
Из книги «Намаз — опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Молитвы при малом омовении
С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!
О необходимости омовения для совершеня намаза Всевышний Аллагь в Священном Коране сказал следующее (смысл): «О верующие, кагда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы и мойте ваши ноги вместе со щиколотками» (Сура «Аль-Маида», 5:6). Пророк (САС) сказал: «Мою общину позовут в День Суда. И из-за следов омовения их лица, руки и ноги будут сиять. Кто из вас может увеличить свой блеск, пусть увеличит». (Аль-Бухари) В хадисе, приведенном Муслимом (мир ему), сказано: «Не принимается намаз без очищения (омовения)». |
В этой статье много материалов. Пусть вас это не пугает. Не обязательно знать всё наизусть — вы всегда можете зайти в нужный раздел статьи и пополнить свои знания. Наизусть надо знать только обязательные составляющие малого омовения и правильное произнесение намерения.
Сначала изучите порядок совершения и то, что нарушает действительность малого омовения. Затем выучите дуа, которые следует читать во время омовения (при произнесении их вознаграждение за омовение многократно увеличивается). Важными также для вас будут и условия действительности малого омовения. Также хорошо знать желательные и нежелательные действия.
Порядок совершения.
(все действия совершаем по 3 раза, сначала с правой стороны, затем — с левой)
1. Помыть кисти рук, включая запястья и места между пальцами.
2. Прополоскать рот и нос, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, оставшуюся — в нос. Высморкаться желательно левой рукой. Если вы на посту, то этого делать не надо.
3. Набрать воду в руки, произнести намерение (языком и мысленно) — и одновременно помыть лицо. Следует отметить, что намерение языком — сунна, мысленно — фарз. Кроме того, мысленное намерение должно совпасть с началом мытья лица.
Граница обязательной для мытья части лица проходит по нижней стороне подбородка, по границе ушей, включая виски. Далее — чуть выше границе волос на лбу.
4. Помыть руки, включая локти.
5. Протереть влажными руками голову. Делают это так (для одного цикла): большие пальцы рук упираем в виски, указательные — над бровями. Не отрывая больших пальцев, проводим ладонью плотно по волосам (остальные пальцы растопыренны), начиная от лба, и заканчивая затылком. И в обратную сторону.
6. Протереть уши и снаружи, и изнутри. Указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими — наружную.
7. Помыть стопы ног, включая щиколотки и места между пальцами.
Дуа, читаемые во время совершения омовения.
Чтение молитв при совершении омовения — сунна.
Действие
Молитва
Перевод
БисмиЛлягьи, вальХ ` амду лиЛлягьи ллязи джаг ` аляль маа т ` агьура.
С именем Аллагьа. Хвала Аллагьу, который сделал воду очищающей.
Полоскание рта и носа
Аллагьумма аг ` инни г`аля тилявати китабика ва касрати зикрика ляк(а).
О Аллагь, помоги мне читать Твою Священную Книгу и часто поминать Тебя.
Аллагьумма байиз ваджъгьи явма тасвадду фигьиль вуджугь, ва ля тусаввид ваджгьи явма табъяззу фигьиль вуджугь.
О Аллагь, освети моё лицо в тот день, когда почернеют лица и не очерни моё лицо, когда осветятся лица.
Мытьё правой руки
Аллагьума аг`т`ини китаби биямини ва х`асибни х`исабан ясира.
О Аллагь, вложи мою книгу деяний в мою правую руку и сделай мой расчёт лёгким.
Мытьё левой руки
Аллагьумма ля ту г`т`ини китаби бишимали ва ля мин варан загьри.
О Аллагь, не вложи мою книгу деяний в мою левую руку.
Аллагьумма х`арим шаг`ри ва башари г`аля -н-нар.
О Аллагь, сделай запретными мои волосы и кожу для огней Ада.
Аллагьумма джг`альни мина ллязина ястамиг`уналь къавля фаяттабиг`уна ахсанагь.
О Аллагь, сделай меня из тех, кто прислушивается к словам и следует за лучшими из них.
Аллагьумма саббит къадамаййа г` ала ссират`и явма тазиллу фигьиль акъдам.
О Аллагь, мои ноги на мосту Сират в тот день, когда они скользят.
После совершения омовения читают такое дуа.
«Ашгьаду алля иляягьа илляллагь, вах` дагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мух`аммадан г‘абдугьу ва расулюгь. Аллагьумма-дж‘альни мина-ттаввабина, вадж‘альни миналь -мутат`агьгьирина, вадж‘альни мин ` ибадика-с-салихина, субханаллагьаумма ва бих`амдика, ашгьаду алля илгьа илля анта, астагьфирука ва атубу иляйка. Ва саллаллагьу г‘аля саййидина Мух`аммад ин ва г‘аля алигьи ва сах`бигьи ва саллям».
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Всевышнего Аллагьа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник. О Аллагь! Причисли меня к тем, чьё покаяние Всевышний принял и сделай меня предельно чистым, сделай меня из числа праведных рабов. Вославляю Тебя, о Аллагь, и восхваляю. Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови и приветствуй о Всевышний, Мухаммада, его род и сподвижников».
Арканы малого омовения.
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Произнесение мысленного нийята (намерения) одновременно с началом мытья лица. Для намерения возможны 2 варианта:
а) Освобождение от хадаса (состояние с нарушенным омовением). «Я намереваюсь слелать суннат малое омовение для устранения хадаса»;
б) Подготовка к намазу. «Я намереваюсь совершить фарз (обязательное) малое омовение».
Сунной является добавить «во имя Аллагьа».
Здесь очень важным моментом является то, что произнесение слова «фарз» должно совпасть с моментом касания ладонями верхней части лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук от кончиков пальцев, включая локти.
4. Масху — протирание части головы (не менее четверти) намоченными руками.
5. Мытьё обеих ног от кончиков пальцев, включая щиколотки (лодыжки).
6. Выполнение всех этих действий строго в названной последовательности.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу. Если не исполнен хотя-бы один аркан, то омовение недействительно (считается несовершённым).
Условия малого омовения.
Для того, чтобы омовение считалось действительным, необходими соблюдать следующие условия:
1. быть мусульманином,
2. быть дееспособным,
3. для женщин — находится в состоянии очищения от менструации и послеродовых выделений,
4. вода для омовения должна быть чистой и очищающей (родниковая, речная, морская и другая природная вода),
5. вода при омовении должна обтекать все моющиеся части тела,
6. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть нечистот (наджаса),
7. отсутствие на теле того, что может изменить цвет, вкус или запах чистой воды,
8. во время омовения на моющихся частях тела не должно быть даже малого количества какого-нибудь изолятора (краска, лак, клей и т.д.), препятствующего соприкосновению воды с омываемой частью тела,
9. необходимо осознавать обязательность данного омовения,
10. необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие — только желательными. Надо четко понимать: что является фарзом, а что — сунной.
Желательные действия малого омовения.
Желательными действиями при выполнении малого омовения являются:
1. Сидеть, повернувшись лицом к Каабе;
2. Перед началом омовения произнести слова «А’узу биЛлягьи мин аш-шайтани р-раджим» и «бисмиЛлягьи рах’мани р-рах’им»;
3. Вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использоваться для омовения. Если омовение делается под краном, то и тогда сунной является мыть руки 3 раза;
4. Чистить зубы. Лучше сиваком;
5. Прополоскать рот и нос 3-мя пригоршнями воды и высморкаться. Берёте в правую ладонь воду, часть набираете в рот, остальное – в нос. Высмаркиваться надо левой рукой;
6. Прополоскать горло;
7. Промыть лицо, руки и ноги выше обязательных границ;
8. Протереть всю голову;
9. Протереть уши снаружи и изнутри;
10. Троекратно промыть каждую омываемую часть тела;
11. Промыть с протиранием рукой. То есть не только должна вода омыть тело, а и протереть рукой;
12. Омовение всех частей одну за другой (не затягивая по времени);
13. При омовении (а также при очищении чего-либо) желательно размышлять о читоте и тонкости воды, о её удивительной способности очищать и обеззараживать.
Нежелательные действия малого омовения.
Нежелательными действиями (караха) при выполнении малого омовения являются:
1. Омовение каждого из частей тела более 3 раз;
2. Мытьё сначала левых, а потом правых частей тела.
3. Встряхивание воды с частей тела и хлопание руками по лицу во время его мытья;
4. Вытирание омытых частей тела полотенцем при необходимости. Например, если есть опасность простуды, то можно;
5. Прибегание к помощи другого человека при омовении, если в этом нет необходимости;
6. Совершение омовения водой, нагретой на солнце в посуде, изготовленной из ковкого материала (медь и др.);
7. Ведение посторонних разговоров при омовении;
8. Совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть внутрь;
10. Расходование воды не в меру (т.е. более 1л для малого омовения и 5 л для полного).
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Условия малого омовения
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).
7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.
8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.
Обязательные действия (арканы) омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.
Желательные действия (сунны) омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.
С намерением выполнить сунны омовения желательно:
1. Направление в сторону Киблы при совершении омовения.
2. Применение сивака.
3. Произнесение перед омовением слова истиазы «Аузу. » и басмалы .
4. Предварительное трёхкратное мытьё кистей рук.
5. Полоскание рта и носа одновременно.
6. Мытьё всех омываемых частей тела выше обязательного (руки мыть до плеч, ноги – до колен).
7. Мытьё всех омываемых частей тела по три раза.
8. Мытьё сначала правой части тела (т. е. правой руки и правой ноги), затем – левой.
9. При поглаживании головы протереть всю голову.
10. Протирание ушей.
11. Протирание рукой омываемых частей тела во время мытья.
12. Разведение бороды, если она густая.
13. Разведение пальцев рук и ног при их мытье.
14. Омовение всех частей тела подряд, одну за другой (без перерыва между ними).
15. Чтение шахады до и после завершения омовения.
16. Выпить из оставшейся после омовения воды.
17. Не разговаривать во время омовения.
18. Желательно читать специальные молитвы в начале и в конце омовения и при мытье омываемых частей тела.
19. Прочитать дуа после омовения, глядя в небо, даже если вы слепой.
20. Не вытирать омытую часть тела (без причины).
Нежелательные действия при совершении омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.
Когда желательно обновить омовение
Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.
Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.
Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Молитвы (дуа), читаемые после малого (вуду’) и большого (гусль) омовения
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلٰهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ،
وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ .
Транскрипция дуа:
Ашхаду алляя иляяха иллял лаахь, вахдаху ляя шариикя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь.
Перевод дуа:
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварища. Также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и По сланник».
اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ ، واجْعَلْنِي مِنَ المُتَطَهِّرِينَ .
Транскрипция дуа:
Аллаахумма дж‘альнии минат тавваабин, ва дж‘альнии миналь мутатоххи риин.
Перевод дуа:
«О Всевышний, сделай меня из числа людей кающихся и очищающихся».
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ
أَشْهَدُ أنْ لَا إِلَهَ إِلَا أنْتَ
أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتَوبُ إِلَيْكَ .
Транскрипция дуа:
Субхаанакял лаахумма ва би хамдикь, ашхаду алляя иляяха илляя ант, ас тагфирукя ва атуубу иляйкь.
Перевод дуа:
«О Господь, Ты далек от всех недостатков! Хвала Тебе! Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу Тебя о прощении и каюсь пред Тобою».
Частичное омовение тела
Всевышний Аллах в священном Коране сказал:
يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين
Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)».
Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.
Условия частичного омовения
Условиями частичного омовения тела являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).
Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:
1. Ждать наступления времени совершения намаза.
2. Подмываться.
3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.
5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.
Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.
Порядок совершения частичного омовения
1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.
2. Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.
3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду»
(«ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
«Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).
В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.
4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.
5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти. Сначала моем правую руку, а затем левую.
6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.
7. Рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны.
8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги.
На этом омовение завершается.
Обязательные действия частичного омовения
Из описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть:
1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.
2. Полное мытье лица, от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно.
3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.
4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.
5. Мытье ног, включая щиколотки.
6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.
Обстоятельства, нарушающие частичное омовение
Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:
1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.
2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).
3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.
4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».
Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.
Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».
Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.
Желательные действия частичного омовения
Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:
1. сидеть лицом к Каабе;
2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения;
3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);
4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак);
5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;
6. мыть лицо за его границами;
7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);
8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно.
9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;
10. протирать между пальцами рук и ног;
11. промывать густую бороду до корней волос;
12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);
13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;
14. мыть с протиранием;
15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;
16. не расходовать сверх меры воду;
17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;
18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса;
19. после совершения омовения рекомендуется произнести «Шахаду» и специальную мольбу.
Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи».
Нежелательные действия частичного омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. омовение частей тела более или менее трех раз;
2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);
3. встряхивание воды с частей тела;
4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;
5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;
6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);
7. ведение посторонних разговоров при омовении;
8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;
9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;
10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;
11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Порядок совершения малого омовения
1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
6. Трижды вымыть лицо.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.
В конце желательно[8] произнести следующие слова:
«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ
وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ
اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ
وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ
أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ
وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»[9].
По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави[10] и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)»[11].
По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14].
Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.
Вода для омовения
Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15 пригодно для употребления в пищу»[16].
Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18].
Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].
В Священном Коране сказано:
«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.
[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.
Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.
Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.
[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).
[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.
[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.
Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.
[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».
[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.
[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.
[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».
[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.
[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.
[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».
[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.
[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.
Видео (кликните для воспроизведения). |
[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.