молитвы для клироса

Подробно: молитвы для клироса - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

МОЛИТВЫ ПЕВЧЕГО О ДОСТОЙНОМ СЛУЖЕНИИ

Представляю молитвы певчего ко Господу и святым о помощи в служении, о подаче верного молитвенного духа, о вечном спасении. Эти молитвы певчего могут стать настольными.

Я считаю, что певчие и могут и должны молиться не только за себя, но и за друг друга. Ведь певчие подражают ангелам, а ангелы любят друг друга так, как братья родные не способны любить. То есть, пламенно и свято. И мы, мои родные, должны подражать им, нашим небесным братьям.

Я надеюсь, что эти молитвы помогут Вам обрести силы в служении и пройти свой клиросный путь достойно.

Молитва ко Господу о пламенном служении

Господи, ныне я взываю к Тебе! Даждь мне сил, здоровья и святой жажды послужить Тебе достойно, подобно ангелам твоим. Дай сил и мне и братьям и сестрам моим по клиросному служению понимания сути, глубины и славы служения Тебе. Да прославят наши голоса Тебя и святую веру, а не наше тщеславие. Да обретут люди под наше пение радость глубокой молитвы к Тебе. Да будет вечно благословенно Твое Святое Имя на наших устах.

Дай нам сил достойно прославить и святых друзей Твоих, Твоих угодников и наследников Твоей вечности. Не лиши и нас благ Твоих трудов ради скромных наших во святое Имя Твое. Да будет Имя Твое благословенно и препрославленно во веки, аминь!

Молитва к Архистратигу Михаилу

Великий архистратиг Божий Михаил!

Как подражатели небесных ликов мы, певчие, взываем к тебе — сподоби нас послужить нашему Богу достойно. Направь и защити нас. Помоги нам стать певчими великого небесного хора, святым воеводой которого ты являешься.

Мы мечтаем о небесном клиросе. И к кому, как не к верховному вождю небесных ангельских ликов нам возносить наши молитвы. Мы хотим служить нашему Господу. И славный Архистратиг хочет того же. Наши цели и желания совпадают. Но — мы живем во мраке, продирая наши слабые души через дремучие заросли искушений и напастей.

И от того мы так нуждаемся в помощи небес. И от того мы молим ВАС, пресветлое небесное воинство! Не оставляйте нас. Пусть время от времени мы будем забывать про небо в силу собственной немощи, лишь бы ВЫ не забыли о нас, немощных. Явите нам свою божественную любовь. Подарите нам радость вместе славить нашего Бога. Мы уже вкусили этой сладости на земле. Помогите нам узнать и истинную радость небесного славословия. Мы очень хотим к ВАМ на небесный клирос.

Молитва Роману Сладкопевцу

О великий и пречудный Роман, по праву сладкопевец. Мы взываем к тебе, причастнику небесной славы и украшению ангельских ликов — очисти наши сердца, дабы достойно мы послужили нашему единому Господу. Тебе ведомы трудности земного пути и уже ведома ликующая святая радость небес. Ты знаешь, что многие из нас жаждут служить всей душой, силой и помышлением, но наши пораженные страстью души тянут нас на дно мрачной бездны.

Не оставь нас во мраке. Зная, чего мы можем лишиться, помоги нам достойно прославлять Господа, Его пречистую Матерь и всех святых. Помоги нам очиститься от страстей, направь наши уста, умоли сладчайшего Господа, да подаст Он нам верное разумение певческого служения. Да достойно встанем на единый святой небесный клирос и воздадим славу Господу нашему во веки веков.

Молитва регента о пламенном служении

О преблагий Господи, святый Творче небеси и земли. Сподоби мя, недостойного, стать истинным рабом Твоим и яви на мне святую волю Твою. Да поведу за собой в истине и правде воспевающих Тебе братьев и сестер моих к достойному славословию Твоему. Да прославит мое служение святую службу Твою и да укрепит и подаст наш певческий труд избранному народу Твоему жажду молитвы Тебе.

О преблагий Господи, подаждь братьям и сестрам моим по певческому служению умиленное сердце, благоугодное Тебе. Умягчи их сердца, ниспошли им понимание моих регентских трудов, да не впадут во искушение и не соблазнятся о мне, грешном. Подашь ми мудрость ангельскую, сердце пламенное и люботрудное, силы неиссякаемые и святую жажду служения Тебе, да укрепимся мы на певческие подвиги во святое Имя Твое. Тебе же слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.

Молитва Лаврентию Черниговскому

Преподобный отче Лаврентие!

Попроси Господа Бога о нас, поющих. Попросить как подобает, может лишь истинный угодник Божий, носитель божественной любви и монах, отдавший свое сердце небу.

Лишь у таких как ты, есть дерзновение сказать Господу «ребята там, внизу, в холоде и иногда голоде стараются, поют Тебе. не всегда идеально, но. уж как могут. Ты, Святый Боже, яви сокровища милосердия своего и прости их, неразумных. Да, не всегда и не всем удалось исполнить волю Святую Твою и стать проводником Твоего высшего промысла. Но да не одолеет наше человеческое неразумие бездну Твоего милосердия. Возьми их к себе на небесный клирос».

А мы с надеждой будем смотреть в небеса, вспоминать о тебе, размышляя о твоем светлом клиросном служении. Какое же это счастье — быть регентом, певчим и служителем Господу, подобным тебе. Помоги и нам быть хотя бы отчасти стать похожими на тебя.

Преподобный отче Лаврентие, ты не забывал певчих во мраке и сени смертной. Не забуди нас — поющих и в небесной славе у престола нашего Господа.

РЕАЛЬНО ЛИ ПЕВЧЕМУ ПОМОЛИТЬСЯ НА КЛИРОСЕ?

Это очень популярный и животрепещущий вопрос. Большинство благочестивых людей, приходя на клирос, ожидают увидеть нечто небесное. Но — разочарование врывается в душу очень быстро. Нет ни особой молитвы, да и времени на молитву нет. Какая-то постоянная суета с нотами отвлекает, не давая погрузиться в атмосферу молитвенного переживания. Какое уж тут средоточие духа, если тебя регулярно дергает то регент, то соседи по клиросу. Да и сам дух клироса (как ни странно), может и не быть молитвенным.

Под фразой про немолитвенный дух я понимаю так характерные для современного клироса легкие и милые шуточки, небольшие подколы друг друга, легкий стеб, и иногда (Боже упаси!) могут быть и ссоры и тогда атмосфера становится напряженной, как на сессии ООН. Вот хотите вы углубиться в молитву, а общее непринужденное веселье или грозовые тучи разлада как-то подхватывает вас, диктует вам — присоединяйтесь, мол.

Помню, у нас на клиросе читала одна из наших любимых прихожанок. Читать она ооочень любила и делала это охотно. Но всегда жаловалась — «с вами не помолишься». Общая атмосфера тут же вовлекала ее в какой-нибудь непринужденный разговор о чем-нибудь.

Читайте так же:  молитва приворот на любовь

И как вы думаете, почему так?

У меня есть своя версия и я вовсе не претендую на ее абсолютную правильность. Я лично думаю, что молитва — сама по себе очень сложная работа. И пение на клиросе — ОЧЕНЬ сложная работа. А мы не можем делать две сложных работы сразу. Что-то из двух (либо пение, либо молитва) неизбежно просядут в качестве.

Поэтому мы на клиросе, чтобы мозги окончательно не вытекли через уши, позволяем себе минутки отдыха. Когда мы можем перекинуться и легкими необязательными в работе фразами, и посидеть на скамеечке, или даже заглянуть в телефон.

У меня бывали периоды, когда я не пел на клиросе и просто стоял в пределе и молился. Я так скажу — разница разительна. В пределе молитва есть, а на клиросе — ты просто не успеваешь на ней сосредоточиться. Тебя постоянно выдергивают из благоговейного состояния те или иные рабочие моменты.

Молитва основана на погружении себя в молитвенное состояние. Ты — углубляешься в себя, мысленно успокаивая в себе все посторонние процессы. Начинаешь размышлять о том, как недостоин ты по грехам своим стоять в храме Божьем. Но — милосердный Господь сподобил. И ты — ищешь в себе чувства горячей благодарности, сердечного сокрушения, живой любви к Христу и Его святым.

Это дается далеко не сразу и на службе ты можешь войти в некое умиротворенное состояние молитвы лишь к концу службы или ее середине. И при этом ты именно занимаешься молитвенным процессом. Если тебя, скажем, взять и отвлечь (непреднамеренно толкнуть, например, или что-то спросить) — ты можешь утратить молитвенное переживание до конца службы.

Я за то, чтобы уважать слово «молитва». Я за то, чтобы уважать этот чудесный акт общения человека с Господом или Его святыми. Уважать — это значит, что и отдавать нужно все силы этому действу со всем вниманием и сердечным сокрушением. То есть, если ты молишься — то нужно ТОЛЬКО молиться, а не заниматься чем-то еще (если, конечно, это не Иисусова молитва). То есть, не стоит клирос воспринимать как келью, ожидая от него места молитвенного плача. Клирос — место послушания и труда. Но не только.

Так, значит, на клиросе не помолишься?

Я думаю, вопрос нужно поставить иначе. Молитва нужна как способ общения с Богом. Мы молимся, чтобы получить радость от прикосновения к тебе благодати Святого Духа. То есть, молитва — это форма общения с Богом и еще это форма получения духовной радости, божественной благодати. И потому нужно вопрос задать так — «можно ли получить на клиросе духовную радость, которая была бы не меньше радости от прямой молитвы»?

И тут мой ответ — однозначно можно!

Более того, я редко когда мог получить такую радость от молитвы в храме, какую я время от времени получал в пении. Эта духовная радость немного иначе приходит и иначе держится в человеке. Но она — точно есть! А иначе с чего бы клирос становился образом жизни и каждый певчий уже не мыслил бы себя без пения Богу?

Ведь казалось бы. Стой в храме, молись. Вот тебе и радость, вот тебе и благодать! Но — певчий не может без клироса. Его попросту не удовлетворяет молитва так, как удовлетворяет пение молитв. Радость от пения — однозначно выше, полнее, мощнее и время от времени в душе возникают совершенно неземные переживания. Собственно, и опыт ангелов это подтверждает. Почему они имеют поют, а не говорят Богу слова молитв? Значит — пение более высокая и радостная форма контакта с Всевышним.

Я бы хотел рассказать об одном собственном переживании.

Это было на Пасху, когда мне было только 22 года. Я тогда вел службу, регентовал. Мы долго готовились к службе, потратили много сил. Устали — слов нет. Хотя было все более-менее ровно, я ощущал, что у меня буквально подкашиваются ноги в середине ночной пасхальной службы. А потом в следующее мгновение на светильне Пасхи по 9-й песни канона накатило нечто. Как будто окутало облако сладкого огня, какой-то неземной радости.

Ты — вдруг всем существом чувствуешь, что Господь — тобой доволен. Ты угодил и твоя душа раскрывается, получая дерзновение принять в себя всю эту радость. Ты как будто изнутри становишься огненным и по телу начинает струиться сладкий неземной огонь, делающий тебя одновременно и любящим и грозным, наделяя высокой небесной ответственностью.

Почти физически ты ощущаешь себя как на небе, рядом с небесными ликами. Они знают тебя, любят тебя, считают тебя братом и это не метафора, а некая форма эмоциональной убежденности.

Ты — их чувствуешь (как можно почувствовать стоящую за дверями толпу людей) Ты принимаешь в себя волны любви и нежности, исходящие к тебе от разных святых существ и как будто мыслью начинаешь обнимать всю вселенную. Страх от жизни уходит полностью. Ты вдруг понимаешь — чего, ну чего можно вообще бояться, если за тебя — ОНИ! И от этого ощущения в тебя вливается еще одна волна счастливого восторга — я свободен как никогда в жизни. Более ничто плохое не властно надо мной. Со мной — ОНИ! А я — с ними и принадлежу их братству.

Это чувство держалось примерно секунд 30, а потом еще пару минут плавно остывало. Самое интересное, что хотя у меня осталось воспоминание об этом, и я — могу это описать, я не могу вызвать само чувство из памяти. Небесный дар не поддается на эту уловку. Хотя я вижу, что описываю ситуацию точно, это не пробуждает в моем теле той радости. Потому что небесные переживания певчих — от Бога, и ты не можешь получить это по собственному желанию. Это дар, это награда.

Во время молитвы у меня столь сильных переживаний не возникало. И время от времени на службах на клиросе у меня возникает очень слабая тень того Пасхального переживания. Ничего схожего больше в моей жизни не было. Но даже тень — радостна и ради этого будешь ходить снова и снова на службы, ожидая возвращения вновь на небо — к ангельским ликам.

Радость — можно усилить

Есть простые принципы, позволяющие усилить радость от службы.

1. Самая большая радость — от славословий. На малом и великом славословии подключите весь свой ум к словам молитвы, подключив к этому процессу и сердце. Будем откровенны — мы не ангелы, и мы очень быстро устаем. Поэтому когда я слышу, что «всю службу певчий должен следить за каждым словом стихиры и мысленно пропускать через себя весь смысл» — ну. у меня сразу возникает вопрос «какой певчий такое выдержит». Я такое пытался делать и уже к середине службы был абсолютно осоловевший. Поэтому нужно найти особые участки службы, которым уделите сливки ума и сердца. Я для себя определил, что на Всенощном бдении — это Ныне отпущаеши и оба Славословия.

Читайте так же:  какую молитву читают по усопшему

2. Выделите в стихирах ключевые места (под выделите я не подразумеваю «забудьте все остальное или читайте невнимательно). Некий достаточный минимум ума должен работать постоянно, пропуская смысл стихиры через сознание. Но именно сердце, сердечный теплый импульс запускайте когда видите слова «Господи, Слава Тебе» или «Боже, помилуй нас» или «Молитвами твоими спаси души наша». Полностью отдать все силы ума и сердца можно и на троекратном пении тропарей после Трисвятого на вечерне.

3. Хорошая дикция усиливает духовную радость. Это может показаться странным, мол, несвязанные же вещи. Не скажите. Вялые губы, вяло произносящие слова — есть индикатор вялого настроя души на Славословие Христу и Его святым. Чеканно утрированная дикция — есть не только следствие хорошей хоровой исполнительской культуры, но еще и при горячем теплом отношении к Богу начинает давать духовную радость. Потому что по внутренним ощущением, пение с хорошей дикцией и подчеркнутой артикуляцией начинает восприниматься как «истовое».

4. Хорошо улучшает восприятие и радость от службы чтение канонов на службе. Молитвенные обращения к святому, чей день сегодня празднуется, очень сильно разогревают душу и дают ощущение живого диалога земли и неба. Вообще, чтение на клиросе очень благодатный и молитвенный процесс. Единственная беда — петь и читать на одной службе тяжело. Особенно на праздничном Всенощном, потому что от тебя требуется более мощный вокал, нежели на буднях, когда поют два человека.

5. Будьте приятны и милы со своими коллегами. Какой смысл пытаться стремиться на небо, если мы не любим брата по клиросу. Как мы можем рассчитывать на право быть братом ангелам (которые любят друг друга), если мы не в состоянии любить своих коллег. Ну, если пугает высота слова «любовь» — можно найти много вполне приемлемых заменителей — «тепло и с уважением относиться», «ценить и говорить теплые слова», «радостно приветствовать и тепло прощаться». Все это — усиливает радость от службы, так как создает особую сокровенную атмосферу братского единения. Часто вновь приходящий певчий, увидев такую атмосферу на клиросе, уже не может уйти, потому что его притягивает эта атмосфера любви.

Ранняя церковь не зная сотен молитв и не владела библиотеками акафистников. Но большинство ранних христиан с легкостью отдавали свои жизни за Христа. И у кого бы сейчас из нас повернулся язык сказать, что древние святые мученики далеко не всегда совершали молитвенные подвиги (в самом деле, где бы мог постоянно молиться христианский воин-мученик, который постоянно в походах и живет в казармах). У этих дивных Христовых воинов молитва была органичной, сами их дела и поступки были живой молитвой и акафистом Христу. Ведь воистину дивен Бог во Святых Своих.

А потому. Молитва — это не всегда и только слова по молитвослову. Иногда это еще и дела. И само наше клиросное служение — тоже есть молитва делом. Пусть иногда слабенькая, но — молитва! А потому на клиросе мы молимся.

Прошу обратить внимание, что данная статья относится к певчим (а не регентам). У регентов еще больше обязанностей и для регента структура его служения и молитвы на клиросе будет отличаться от певчего. Например, регенту еще сложнее сосредоточиться на молитве, если он занят разбивкой стихир для показа певчим. Но и у регента есть своя духовная радость, о которой — в отдельной статье.

КОМУ ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ РЕГЕНТ ИЛИ ПЕВЧИЙ?

У певчих , на первый и не искушенный взгляд, не так уж и много покровителей. Но если подумать, то может просто захватить дух! Ведь практически любой ангел небесный является покровителем певчего. Поэтому молитва вождю небесного воинства Архистратигу Михаилу, как и молитвы ангелу-хранителю кажутся очень и очень важным и нужным для певчего делом.

Пресвятая Богородица, по мысли Лаврентия Черниговского, очень любит певчих и является их покровителями. Да и сам Лавретий, будучи регентом и святым высокого ранга, является покровителем певчих.

Поэтому певчие и регенты должны молиться Богородице, Ангелу-хранителю, Архистратигу Михаилу, Лаврентию Черниговскому.

Молитва Дмитрия Сиверса Господу о ниспосылании помощи в клиросном служении:

Господи, ныне я взываю к Тебе! Даждь мне сил, здоровья и святой жажды послужить Тебе достойно, подобно ангелам твоим. Дал сил и мне и братьям и сестрам моим по клиросному служению понимания сути, глубины и славы служения Тебе. Да прославят наши голоса Тебя и святую веру, а не наше тщеславие. Да обретут люди под наше пение радость глубокой молитвы к Тебе. Да будет вечно благословенно Твое Святое Имя на наших устах.

Дай нам сил достойно прославить и святых друзей Твоих, Твоих угодников и наследников Твоей вечности. Не лиши и нас благ Твоих трудов ради скромных наших во святое Имя Твое. Да будет Имя Твое благословенно и препрославленно во веки, аминь!

Мученику Вячеславу Луканину, регенту, растрелянному в 1918 году

«Пою Богу моему дондеже есмь», / – купно с Давидом воспеваше новомученик Вячеслав; / «Господи, прими дух мой», / – яко Стефан воззва, / да возрастает семя Церкви, / юже Господь на кро́ви мучеников назда, / мы же с ними вопием: // «Прими, Господи, жертву хвалы и воскликновения».

Кондак священномученику Вячеславу Луканину, гл 4

«Богу сердцем пойте», / научал еси. / И, услышав твоя молитвы, Господь, / испытуя же тя яко злато в горниле, / до конца очистил еси. / Да принесеши Богови священный дар / – сердце любокрасное, диаконство неподкупное, / святый священномучениче Вячеславе, // моли со други – мучениками спастися нам.

Разумеется, и Роман Сладкопевец является покровителем певчих и ему возносятся молитвы о даровании певческого таланта.

Приход храма Михаила Архангела г. Иркутск

официальный сайт

♫♪♫Библиотечная полочка для клироса ♫♪♫

Церковное пение всё состоит из молитвы: кто поёт духовную песнь, тот молится. Первые певцы пред престолом Божиим – Ангелы Божии и святые. Они день и ночь непрестанно славят всемогущего Бога, Творца Вселенной: «взывают – как читаем мы в одной молитве в чине литургии св. Василия Великого, – един ко другому непрестанными усты, немолчными славословленьми». В подражание ангелам и святым установлено пение и на земных богослужениях Святой Церкви, когда и «силы небесные с нами невидимо служат». И каждое богослужение неизменно сопровождается пением.
Читайте так же:  молитва Богородица короткая

Речь Святейшего Патриарха Алексия I,
произнесенная в Московской духовной академии 18 апреля 1948 г.(скачать)

Насущные вопросы церковных хоров.

Какие же трудности возникают при организации церковного хора, и как их можно попытаться преодолеть?

НА ВАШИ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ МАРИНА ТРЕМБОВЛЕВА

Первая и основная проблема, на мой взгляд, – это незнание нотной грамоты. Наверняка в каждой общине есть люди с неплохим музыкальным слухом, которые любят и умеют петь. Хорошо, если среди них есть хотя бы один человек, который прежде пел в церковном хоре и знает богослужебные песнопения на память. За ним могут подпевать и другие. Во многих хорах так и происходит. Но когда поют не отдельным хором, а всем миром, как придется, – такое пение трудно назвать благолепным.
А ведь от пения очень зависит атмосфера службы, ее молитвенный настрой. Горе тому хору, который своим пением мешает молиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другой насущный вопрос – как организовать певчих?

Ситуация, конечно, везде разная. Прежде всего, нужно обязательно собираться на спевки. Это иногда бывает трудно сделать, потому что все, как правило, заняты на работе, у многих семьи, а отсюда и недостаток свободного времени. Но для развития хора, особенно начинающего, спевки необходимы хотя бы раз в неделю.

В тех хорах, где нет ни одного человека, умеющего читать ноты, можно изучать песнопения по учебным аудиопособиям или просто по записям. В Интернете я обнаружила замечательное мультимедийное пособие для изучения осмогласия, в котором партии каждого голоса записаны на разных дорожках. Благодаря этому можно выделить или приглушить изучаемую партию. Выделить для того, чтобы выучить, а приглушить – чтобы потренироваться петь свой голос, слыша остальные партии. Таких учебных аудиоматериалов сейчас довольно много.

Чтобы хор звучал слаженно, нужно научиться петь ритмично, интонационно чисто и с хорошей дикцией, тогда содержание богослужебных текстов будет донесено до прихожан ясно и отчетливо.

Можно петь всю службу в унисон, как это делается при знаменном пении, или на 2 голоса в терцию. Прекрасно, если есть возможность петь в 3-4 голоса. Для хорошего звучания хора важно поручить партии альта (2-й голос) и баса тем, кто чище поет, потому что бас дает основу гармонии, а альт поет основную мелодию. Тогда сопрано пристраивается к альту, а тенор к басу.

На практике же ведущим голосом часто бывает именно верхний, поэтому пристраиваться приходится нижним голосам к сопрано. А для этого им также необходим хороший слух.

По плотности, т.е. силе, голоса лучше выстраивать от баса к сопрано. То есть, чем ниже партия, тем плотнее голос. Сложнее выстроить 3-голосный однородный хор, когда есть тенор, но нет баса. Такой хор интонационно неустойчив, поскольку нет основы гармонии. Поэтому очень важно тенору научиться держать свой тон и не «уплывать» вверх или вниз.

Хорошо, когда сопрано поют легко, как бы опираясь на плотное звучание других голосов, и не выделяются из ансамбля резким звучанием. Часто бывает, что певчие подбираются с голосами в одной тесситуре, как в нашем случае. Тогда необходимо выбирать оптимальную для хора тональность песнопений, в которой партии сопрано было бы не очень высоко, а тенору не слишком низко. Если певчие вынуждены петь не в своей тесситуре, сопрано может звучать резко, а тенор – гудеть на слишком низких для него нотах, петь вяло и невыразительно.

Для певческого ансамбля необходимо соблюдать баланс между голосами, чтобы ни один из них не выделялся и не проваливался.

Люди, которые приходят и на клирос очень разные люди. Некоторые — совсем неофиты, кто-то несколько воцерковлен, меньшинство давно и глубоко воцерковленных. Бывают и разные ситуации: какого-то регента певчие слушаются, какого-то регента не очень. Иногда одного и того же регента слушаются или не слушаются.

Причины самые разнообразные, имеют один корень — страсти. Основополагающим условием для поющего на клиросе, и как оружие против страстей должна стать молитва.

По словам Игнатии Брянчанинова, тот кто не приучает себя к внимательной молитве частным образом, тот и в храме не сможет молиться, а тем более на клиросе.

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

ПЕНИЕ — это искусство, для которого надо иметь голос и музыкальный слух. Господь каждого наградил своими талантами. Если человек не умеет рисовать, не дерзнёт же он писать икону.

ПЕНИЕ должно помогать молитве, создавать гармонию, а не разрушать молитвенное состояние.

Если у человека нет слуха, а он хочет петь, потому что «душа поёт», то это беда для окружающих.

Он запоёт, а все разбегутся, а если и не убегут, но будут терпеть, то молитву потеряют.

Упаси нас Бог от такого народного пения.

Желающий стать певчим должен обладать тремя качествами:

1. Религиозность в определенном смысле — как минимум, желание служить Господу своим пением. Не для красивой музыки и не для зарплаты.

2. Минимальные музыкальные способности — чтобы «медведь на ухо не наступал».

3. Колоссальная ответственность за свое участие в богослужения на клиросе.

А те кто хочет получить помощь в церковном пении, молятся св. Роману Сладкопевцу. Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески «Кондакион»), повелела съесть.

Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы — песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).

За усердное служение святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

О молитве на клиросе

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

Читайте так же:  молитва против сглаза

Святитель Игнатий Брянчанинов

В статье пойдет речь об отношении клиросных певчих к молитве. Адресована статья всем прихожанам и церковнослужителям православных храмов, а также, дерзаем предположить, обратят внимание к нашим доводам и священники.

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время многие регенты и певчие считают, что молитва – это само их пение, при этом индивидуальное молитвенное участие певчих на клиросе, в ряде случаев, исключается.

Основная мысль, которую хотелось бы вынести на обсуждение: если человек не молится дома, в спокойной обстановке, то можно предположить, что он не будет молиться и на клиросе, где много искушений. Общий вывод, который авторы желают сделать из данной статьи, состоит в том, что на клиросе целесообразно пение лишь тех певчих, кто знает полностью, или близко к тому, вечернее и утреннее правило, или же, по крайней мере, некоторый минимум молитв, входящих в домашнее правило.

Первый вопрос, который следует рассмотреть в рамках поставленной темы, заключается в том, существуют ли какие-либо установления Русской Православной Церкви, определяющие необходимость домашнего молитвенного правила для православного христианина?

Среди множества книг, адресованных мирянам, следует остановиться на «Христианском катехизисе», составленном митрополитом Филаретом (Вознесенским). В главе XXVIII этого катехизиса говорится о важности и необходимости молитвы для православного христианина.

Таким образом, мы видим, как велико значение молитвы в духовной жизни православного христианина: «Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни… Человек, не молящийся Богу, в духовном отношении – мертвец». Вот каково значение молитвы!

Однако, в «Христианском катехизисе» ничего не говорится о содержании домашнего молитвенного правила.

Ответ на этот вопрос содержится в «Настольной книге священнослужителя», том 4, с. 736.

«Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» – для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие». (Конец цитаты).

Должны ли клиросные певчие следовать данным установлениям?

Вопрос этот совсем не праздный. Молитва есть общение человека с Богом. Отношение к молитве, по сути, отражает духовное состояние человека.
Не секрет, что сейчас к певчим не предъявляется почти никаких требований духовного плана. «Лишь бы пел» – так рассуждают регенты церковных хоров. Нередко в церковных хорах можно встретить даже некрещёных людей.
Об этом уже говорилось в нашей предыдущей статье «Некоторые особенности клиросного послушания» (http://www.rusk.ru/st.php? >

Ещё в IV веке святитель Василий Великий в одном из своих посланий, признанных Церковью каноническими, писал: «По обычаю, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители Церкви приемлемы были по испытании со всякой строгостию, и всё поведение их прилежно исследуемо было: не злоречивы ли, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою».

Неужели все приведённые установления Церкви – пустые слова? Разве не нужно певчим воспитывать в себе потребность к молитве и понуждать себя к ней? Разве это пережиток прошлого, не актуальный в наше время? Разве возможно заменить дар общения с Богом, который даётся каждому из нас, одним лишь пением слова молитвы, без понимания и принятия их?

Возможно ли пение на клиросе не молящихся певчих?

Вот что говорится на сайте межепархиальной Спасо-Преображенской общины (http://www.spo.orthodoxy.ru/library/05_Kutuzov_01.html):

«В древности в Церкви пели все молящиеся, и идеал православного Богослужения заключается именно в соборности молитвенного делания. И если со временем церковное пение, усложнившись и обогатившись, стало уделом профессионалов, когда поёт только клирос, то ещё более возрастает нужда в том, чтобы каждый певчий прилежно молился во время пения. Но если певчие на клиросе не молятся во время пения, то это уже профанация Богослужения. И принципиально неверна та установка, что хор, мол, поёт для прихожан, а молятся певчие или нет, это их личное дело. Только при молитвенной атмосфере на клиросе возможно истинно церковное пение, способное создать молитвенное настроение у прихожан.

Церковный правый клирос всё более превращается в подобие светского хора с наёмными певцами, приходящими «на работу», – молиться здесь они не научатся, если и была у них малая молитва, здесь они потеряют и её.

Многие современные христиане подтверждают эти слова делом – они не хотят слушать правый хор с его «профессиональным» пением и предпочитают в праздник сходить на раннюю литургию, когда поёт левый (обиходный) хор».

Клирос перестал быть местом служения и, для многих, постепенно превратился в работу. В наше время люди, много лет поющие в церковных хорах, иногда не представляют себе элементарного хода церковной службы. Те, кто видит всю остроту вставшей проблемы, понимают, что и регент, и церковный певчий должны быть, в первую очередь, носителями подлинной православной культуры, должны быть реально включены в литургическое служение, «общее дело». А «для того, чтобы осуществился церковный замысел об этом служении, оно должно быть осознанно, воспринято, выстрадано и реализовано именно как соучастие в Богослужении, – то есть, оно требует подлинной веры, молитвы, нравственной, духовной жизни. Иначе вместо подлинного церковного искусства получится, всего лишь, подделка-стилизация», указывает Е. Резниченко в книге «Высшее регентское образование в России» (М.: «Композитор», 2000).

Таким образом, каждый певчий должен прилежно молиться во время пения. Не зависимо от того, считает ли он сам себя обязанным к этому.

На известной картине В. Маковского «Придворные певчие» (1870), которая находится в Государственной Третьяковской галерее, изображены пять придворных певчих в красивых кафтанах (так называемых стихарях). Выражение лиц тружеников клироса одухотворённое, певчие всем телом и душой проникаются Богослужением, исполняя своё послушание. Уже даже сама одежда обязывала их к благочестивой жизни.

В те времена певчие носили домашнюю одежду той же формы, что и диаконы, – рясы и подрясники, а для Богослужений облачались в стихари: «золотые», «серебряные» или чёрные парчовые.

Читайте так же:  молитва ричард фостер

Певец и чтец были низшими степенями церковного клира, которые, как приготовительные, должен был пройти всякий, готовящийся к принятию священного сана. Посвящение в певца (чтеца) называлось хиротесией и, по сути, являлось выделением наиболее достойных по благочестию из среды мирян для прислуживания при храмовом Богослужении.

По мнению авторов статьи, в связи с вышеописанным, было бы целесообразно попытаться воплотить в жизнь древнюю, проверенную временем практику, когда певчими становились прихожане, а пение в церкви не воцерковлённых людей не допускалось.
Прихожанин, желающий стать певчим, должен участвовать в Богослужении, в жизни общины, до тех пор, пока не обретёт НАВЫК к молитве. И лишь после этого он может быть допущен на клирос, при наличии музыкальных способностей. Именно так: сначала молитва, и только потом музыкальный талант и прочие способности.

Оценить наличие навыка к молитве у певчего, достаточно легко, можно на основании знания им утренних и вечерних молитв, или, по крайней мере, минимума их, определённого в «Настольной книге священнослужителя» (правило Серафима Саровского, как указано там, читается в случае крайнего утомления или нехватки времени, поэтому весьма странно, если при отсутствии времени на молитву мирянин будет посвящать это время пению на клиросе). Если придерживаться этих правил, как положено, то они останутся в памяти, без особых усилий, уже через год или два. Это совсем не большое время. И ни один хор не обеднеет от этого. И ни один певчий, также, ничего не потеряет, если попадёт на клирос только спустя этот небольшой промежуток времени, в течение которого он будет участвовать в жизни общины, наравне с остальными прихожанами.

Основное возражение, которое здесь возможно: «Петь будет некому».

В данном случае, количество не заменяет качество. Зачем на клиросе нужны певцы, если они не считают нужным молиться? Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая». Это же сравнение представляется возможным употребить по отношению к таким певцам. Ведь такое пение, по сути, ничем не отличается от механического воспроизведения. Место не воцерковлённых певчих не на клиросе, а в храме с прихожанами. До тех пор, пока не станут воцерковлёнными. Пока не обретут навык к молитве, пока не научатся понимать предназначение и смысл Богослужения.

Дело в том, что и два человека могут красиво спеть службу. Ещё более красиво звучит, когда на два голоса поют много людей (верующих), даже любителей. Именно с одноголосного и двухголосного пения начиналось Богослужение в нашей Церкви. Именно при таком пении были понятными слова и смысл молитв, даже если пели любители, а не профессионалы. Поэтому, хочется осторожно высказать предположение, что в небольших храмах, четырёхголосное пение, ради которого приходы часто несут существенную финансовую нагрузку, с успехом и даже пользой могло бы быть заменено двухголосным.

Другое возражение, которое может прозвучать в ответ на тезис о нецелесообразности пения на клиросе только что пришедших в Церковь людей, может быть таким: «Человек может в процессе приобщения к церковному пению становиться верующим».

Действительно, теоретически это возможно, но, к сожалению, очень часто всё бывает наоборот. Если человек, недавно пришедший в церковь, начинает петь на клиросе, (авторы полагают, что так происходит в большинстве случаев), то видит он не молящихся прихожан, а видит обычных певчих, которые, как уже упоминалось, иногда даже не считают нужным молиться. Молитва на клиросе слишком часто выглядит, как тягостное сидение в паузах между пением, заполненное посторонними делами.

Почему на клиросе принято считать, что во время шестопсалмия, 1-го часа, паремий, кафисм и т.д., то есть, в то время, когда хор не поёт, возможно заполнять эти «паузы» каким-то делами? Ведь Храм Божий – это дом молитвы. Если певчие воспринимают перерывы между пением, как «паузы», то это есть пустота духовная. Разве Богослужебные чтения читаются просто так, ради сотрясания воздуха, разве мы не должны их слушать с великим тщанием и внимать тому, о чём там повествуется?

Некоторые певчие скажут, что они молятся во время пения. Но будет ли молитва во время пения лучше, чем сидя, во время «пауз»? Увы, навыкнуть молитве при подобном отношении сможет далеко не каждый из нас. Чтобы всего этого не происходило, нужно учиться молитве и понуждать себя к ней.

Неисповедимы пути Господни, – бывает и так, что певчие, пришедшие в храм изначально ради подработки или простого интереса, по прошествии времени становятся достойными православными христианами. Помимо того, что эти люди навыкают молитве, послушанию, Таинствам Церкви и т.д., они ещё научаются жить со всеми в мире, меньше раздражаться, меньше осуждать и обижать своих ближних, сожалеют о своём прошлом, о своих былых делах, плачут о своих грехах, искренне раскаиваются в них, и сожалеют о том, что не смогли придти к Богу раньше… Но, к сожалению, – это исключения. Не стоит идти по такому пути, успокаивая себя тем, что когда-нибудь всё это придёт само.

Первое и главное, что требуется от певчих (будущих певчих), – наличие навыка к молитве. Пока прихожанин не приучил себя вычитывать домашние молитвы, хотя бы некоторые из них, пока у него не выработался навык к этому, ему рано (!) петь на клиросе.

Совсем странным и неуместным выглядит участие в выполнении клиросного послушания тех певцов, кто вообще не был прихожанином.

Видео (кликните для воспроизведения).

Избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе можно, изначально воспитав в себе устойчивые отношения к святыни, к молитве, и оградив себя от искушений определёнными правилами духовной жизни. Для человека, который хочет нести клиросное послушание, на наш взгляд, крайне желательна приходская подготовка, или, проще говоря, срок, в течение которого воцерковляющийся человек, посещая храм Божий, приобщаясь к таинствам Церкви, навыкая молитве (как церковной, так и келейной) и прочим добродетелям, получает благодать Божию, которая даёт человеку возможность и силы для духовного роста. Этот срок индивидуален для каждого из нас и может длиться от нескольких месяцев до десятилетий, поэтому довольно сложно однозначно сказать, сколько лет приходской практики для подготовки к исполнению клиросного послушания будет достаточно тому или иному человеку. Но, на наш взгляд, этот период должен быть никак не меньше 1-2 лет регулярной и полноценной приходской практики.

молитвы для клироса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here