Содержание
Молитва Иисусова Николай новиков
Заметим, что копии наших книг можно найти и на других сайтах, однако
стоит учесть, что все они являются копиями пиратскими, то есть
изготовлены нелегально с нарушением законодательства об авторском
праве. Любое неправедное дело не бывает богоугодным, а пользуясь
услугами правонарушителей, мы в некоторой мере приобщаемся к их
деяниям. Надеемся, что желающие познакомиться с нашими книгами
отдадут предпочтение авторскому сайту и воспользуются официальным
первоисточником.
Проект серии «Путь умного делания» и состоявшиеся в рамках проекта
публикации были одобрены схимитрополитами Питиримом (Нечаевым)
и Ювеналием (Тарасовым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным),
схиархимандритом Илием (Ноздриным), архимандритами Кириллом
(Павловым) и Даниилом (Ворониным), протоиереем Георгием Бреевым
и другими уважаемыми пастырями.
Более подробные сведения о проекте и об изданиях, вошедших в серию
«Путь умного делания», можно найти на нашем сайте в рецензии
«Приближение к таинству», а также в материалах «Искусство молитвы»
и «Единственный путь».
Приобрести печатные издания наших книг можно в интернет-магазинах:
«Синопсисъ» www.knigipochtoi.ru | 8 800 511 79 72, +7 926 308 32 01;
«Храм книги» www.hramknigi.ru | +7 (495) 532-98-92, +7 (925) 532-98-92;
«Отчий дом» www.otdom.ru | +7 (800) 775-39-10, +7 926 926-04-27;
«Данилов монастырь» www.danilovbook.ru | +7 (495) 952-80-59.
Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.
Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.
О молитве Иисусовой. Аскетический трактат
Содержание
Слово к читателю
Дорогие братья и сестры!
Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.
Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.
Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.
Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.
Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском
От издателей
Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.
К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.
Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.
Предисловие
«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).
Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.
Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.
Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.
На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.
Николай Михайлович Новиков «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» — рецензия inoy
(Здесь конечно не место рецензировать подобные книги, но раз она есть на лайвлибе, может, кому-то нижеприведенная информация пригодится…)
Довольно давно я прочел книгу «О молитве Иисусовой и божественной благодати» изданную в 2000 г. Ее содержание можно разделить на две части. В первой находится трактат о молитве, составленный на основе келейных записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Владыка был делателем Иисусовой молитвы, за свою долгую жизнь (род. 1889 г.) пережил гонения, лагеря, а после освобождения до самой своей смерти в 1976 г. находился на нелегальном положении
Трактат владыки о молитве оставил у меня тогда приятное впечатление. Главным образом потому, что это рассказ практика, а не теоретика, начитавшегося святых отцов. Владыка пишет просто и понятно, при этом освещает все основные этапы молитвенного делания, начиная со словесной молитвы, затем переходит к описанию умной и т.д. В душе после прочтения данного текста появляется желание молиться.
Если говорить о второй части издания 2000 г., то она является развернутым комментарием к запискам о молитве с прибавлением в конце воспоминаний чад архиепископа Антония. Автор комментариев Николай Новиков собрал много любопытных цитат из творений святых отцов и подвижников. Комментарии весьма ценные, хотя служат они, в основном, пищей для размышления — в стройную систему они не складываются. Кроме того, по одному и тому же вопросу иногда приводятся различные точки зрения, так что после прочтения остается легкое недоумение – какого же мнения держаться?
Владыка Антоний
После выпуска издания двухтысячного года его составитель Николай Новиков выпустил целый ряд книг, которые явились продолжением, переложением, углублением, расширением, дополнением (нужное выбрать) заявленной темы. Они вышли в серии «Путь умного делания» и хорошо известны всем, кто интересуется данным вопросом.
Рецензируемая книга «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» является переработкой издания 2000 г. В целом содержание книги осталось прежним. Вначале трактат — потом комментарии, в последней части приведены биографические данные на владыку и кратенькие воспоминания его чад. Если не брать в расчет предисловие, в котором Новиков Н.М. упоминает о пиратских изданиях текста Антония Голынского и обрушивается с критикой на священника-мифотворца Владимира Панковца, главное отличие я усмотрел в комментариях.
Во-первых, сокращен их объем – сильно поредел перечень цитат, отсутствуют биографические справки на авторов. Из комментариев устранен плюрализм мнений, благодаря чему исчезла внутренняя противоречивость.
Во-вторых, изменилась авторская интонация. Она стала очень уверенной. С одной стороны это понятно. Николай Новиков изначально выбрал себе роль комментатора записок владыки. Но в последующих его трудах (и в этом тоже) мнение автора-составителя начинает заслонять собой первоначальный трактат владыки Антония. Комментарии превращаются в самостоятельный текст, в котором Новиков излагает свое видение молитвенного подвига. Нельзя сказать, чтобы оно расходилось со святыми отцами, но все-таки составитель выступает здесь уже как самостоятельная величина. Он уже эксперт, специалист, равный многим отцам и подвижникам. Он дискутирует с ними, даже немного обличает: вскользь проходится по схиархимандриту Серафиму (Романцову), не соглашается с Рафаилом Карелиным, немного противоречит и дополняет отцов, призывавших к простоте в молитве. Впрочем, нельзя точно сказать, что является причиной данной уверенности автора, действительно ли он настолько преуспел в молитве, что может с легкостью находить и исправлять чужие ошибки? Но даже в этом случае, его опыт остается субъективным. С другой стороны, Николай Новиков иногда интересно рассуждает о некоторых моментах молитвенной практики. Поэтому читать его по-прежнему полезно.
Но есть и еще одна важная деталь. О ней Николай Михайлович почему-то не пишет о необходимости послушания, хотя на этом, например, настаивает архимандрит Рафаил Карелин. Последний ссылается на мнение схиархимандрита Серафима Романцова, что Иисусова молитва невозможна без послушания. Только в условиях послушания духовному наставнику возможно преуспеть в умном делании. (Конечно, бывали случаи, когда подвижники по милости Божией научались молитве, упражняясь в ней самостоятельно. Например, свт. Игнатий Кавказский или прп. Паисий Молдавский. Однако, нельзя исключительные действия Промысла Божия распространять на всех. По этой, кстати, причине прп. Паисий не обучал монахов своего монастыря Иисусовой молитве, поскольку получил ее как дар, и не мог из личного опыта научить, как стяжать молитву обычным порядком. Обучением же молодых иноков занимались у него отцы, научившиеся молитве путем долгого аскетического подвига, который совершался в условиях строгого послушания духовникам).
У Н. Новикова о необходимости послушании ничего не говорится. Напротив, у него очень много внимания уделено христианской антропологии, поиску сердечного места. Создается впечатление, что автор-составитель полагает, будто это и есть главное в молитвенном подвиге (я не хочу сказать, что он так думает, но впечатление именно такое). Мне показался такой подход очень рационалистичным. Словно бы автор по крупицам восстановил некое забытое знание, точную технологию, как следует правильно молиться, и теперь призывает всех строго следовать его рецептам. Автор утверждает, что Иисусова молитва умерщвляет страсти и очищает сердце. Да умерщвляет, но послушание умерщвляет быстрее и надежнее. Хотя и оно, без сомнения, невозможно без молитвы.
В общем, от книги остается двойственное впечатление. С одной стороны она, безусловно, очень ценная и Николай Михайлович Новиков заслуживает благодарности за свой труд. С другой стороны, названные выше моменты, снижают ее ценность, а настойчивая рекомендация и акцент на нахождение сердечного места могут внести определенную сумятицу в сознание молящегося.
Молитва Иисусова Николай новиков
Войти
Книга о том, как не должно проходить умное делание
Недавно к нам в руки попала книга Николая Новикова «Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и монаха» (М., 2013) из его авторской серии «Путь умного делания», состоящей из четырех томов. Как значится в рекламной страничке, помещенной в конце издания, «Книжная серия „Путь умного делания“ стала значительным явлением в церковной жизни наших дней, привлекшим пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. В цикле передач по радио „Радонеж“, посвященных книжной серии Н.М. Новикова, его обширная четырехтомная монография „Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий“ признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени» (Указ. соч. С. 276). Если верить написанному, то каждому православному человеку, а тем более монаху просто необходимо ознакомиться с этими книгами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Читать духовную литературу обязаны все христиане, без этого трудно, а в наше время уже практически невозможно преуспеть в духовной жизни. При этом в первую очередь нам следует изучать писания Святых Отцов. «Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей, – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству» (Аскетические опыты. Т. 1. О чтении Святых Отцов).
Чтение других, не святоотеческих книг о духовной жизни Святыми Отцами, как правило, не одобрялось, даже, скорее, возбранялось. «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами Вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих», – говорит тот же святой. (Там же. Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение). Следовательно, святоотеческие писания для православных христиан были, есть и будут «исчерпывающим исследованием в области молитвы», которым без вреда, с пользой для души могут пользоваться все желающие преуспеть в умном делании. Творениям Святых Отцов по праву принадлежит первое после Евангелия и канонических сборников место в библиотеке христианина. И для обучения молитве этих книг вполне достаточно; вторичный труд Н. Новикова не является обязательным к прочтению. Таким образом, выявляется явное несоответствие хвалебных слов рецензента с истинным порядком вещей.
Другой момент. Молитва, молитвенное делание – это крайне сложная тема. Она требует чрезвычайной осторожности и точности не только от автора, но и от читателя, ибо даже неправильное чтение святоотеческих книг способно сбить христианина со спасительного пути. «Все книги и писания Святых Отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности писания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого, – говорит преподобный Никон Оптинский. – Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последовательность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние, самосмышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешности уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и последствия» (О чтении. Духовное завещание). И если это предостережение уместно даже в отношении святоотеческих писаний о молитве, то тем более оно справедливо касательно всех других книг на данную тему.
Отсюда вытекает обязательное требование к любому новому труду о молитве: он должен быть основан на святоотеческих писаниях и ни в чем им не противоречить, автор не должен ничего нового добавлять от себя или как-то по-своему толковать. Допустимо осторожное, рассудительное изложение молитвенного опыта современных подвижников и старцев, не замеченных в бесовском прельщении, но с непременной проверкой его на соответствие святоотеческому учению. Автором книги о молитве может стать не просто образованный христианин, проходящий путь умного делания, но человек, имеющий неоспоримое свидетельство об истинности и непрелестности своего духовного подвига. Лишь при соблюдении этих условий можно надеяться на появление какого-либо нового душеполезного труда о молитве.
К сожалению, сочинение Н. Новикова не отвечает вышеперечисленным высоким, но справедливым требованиям. Только около половины духовных писателей, на которых он ссылается, – Святые Отцы Православной Церкви. Другую группу составляют авторы, из которых очень немногих можно назвать настоящими старцами: это Иосиф Исихаст и Паисий (Эзнепидис). Остальные – либо просто верующие люди, дерзающие рассуждать на богословские темы, либо даже еретики. Например, Н. Новиков часто цитирует оригениста авву Евагрия, преданного анафеме на Пятом Вселенском Соборе. Между тем святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Действуют ли в ком хульные помыслы? Поколебался ли кто в доверенности к Православной Церкви, которая одна есть истинная Христова Церковь? Сделался ли кто универсальным христианином, принадлежащим, – по своему сердечному убеждению или, правильнее, по своему совершенному неведению христианства, – одинаково ко всем исповеданиям и потому не принадлежащим ни к какому? – Знай, что он приведен к этому состоянию чтением еретических книг или беседами с зараженными этим чтением» (Понятие о ереси и расколе).
Не реже в работе Н. Новикова встречаются выдержки из трудов выпускника иезуитского колледжа в Медоне (Франция) протоиерея Иоанна Мейендорфа и известного экуменического писателя, одного из основателей экуменического «Всемирного совета церквей» протоиерея Георгия Флоровского, которому в конце 1960-х годов папа римский Павел VI даже предлагал возглавить папский экуменический институт в Иерусалиме. Для книги о молитве, тем более для фундаментального труда об умном делании, такой подбор авторского состава как минимум не оправдан, а по большому счету просто недопустим.
Но больше всего в своей работе Новиков ссылается на схиархимандрита Софрония (Сахарова), именуя его Софронием Эссекским. В подстрочном примечании на странице 244 он указывает, что в настоящее время Элладская Церковь готовит материалы к его канонизации. «За тридцать четыре года руководства основанной им в Англии обителью старец Софроний взрастил плеяду учеников. От них, а отчасти из писаний самого старца, теперь известно, что за свою без малого столетнюю жизнь этот редчайшей силы духа подвижник, взойдя к вершинам совершенства, стяжал все возможные в этой жизни благодатные дарования» (С. 245). В заключение приводится тропарь, которым почитатели отца Софрония уже сейчас молятся ему.
Однако мы позволим себе усомниться в столь лестной характеристике подвига отца Софрония (Сахарова). Достаточно привести его высказывание из книги «Видеть Бога, как Он есть»: «Когда в умно-сердечной молитве „Бог входит в общение с духом человека“, то тот „начинает видеть Бога, как Он есть, в Самом Себе“». (С. 155). Но видеть Бога, как Он есть, не может никто. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «„Бога никтоже виде николиже. Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда“ (Ин. 1, 18). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо „никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец“ (Мф. 11, 27). Также и Дух Святый ведает Божие, подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке (см.: 1 Кор. 2, 11). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, – никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов. Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал» (Точное изложение Православной веры. Кн. 1. Гл. 1).
Потому никак нельзя говорить, что Господь наделил схиархимандрита Софрония всеми благодатными дарами, ибо, как ясно из процитированного отрывка из его книги, дара богословия он явно не сподобился. Есть сомнения и в истинности его молитвенного подвига. Потому ставить писания схиархимандрита Софрония во главу своего труда о молитве было неблагоразумно и весьма опрометчиво.
Те же, кто безрассудно берется за умное делание и сразу стремится взойти на вершину добродетели, падают. «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части [т. е. деятельной] переходит к сей второй [т. е. умозрительной], привлекаемый ее сладостию, не говорю уже – своею леностию, постигает гнев [Божий] за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (см.: Кол. 3, 5), т. е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. У кого ум осквернен постыдными страстями, и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста наказанием за то, что, не очистив прежде ума скорбями и не покорив плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами» (Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. Слово 2).
Подлинное умное делание настолько трудно и опасно, что даже подвижники, проходящие его под руководством опытного старца, и те день и ночь не могут чувствовать себя в покое и безопасности. «Ибо и те, у кого зрение здраво, – пишет преподобный Исаак, – будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной». (Там же).
Если же мы еще пребываем в новоначалии, тогда нам следует довольствоваться умеренным молитвенным трудом, чтобы, гонясь за подвигами, которые выше нашей меры, мы не потеряли и того малого, что имеем: веры и посильных дел. «Говорят: „Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь“. Это правда, – утверждает тот же святой, – но только если место чисто, а не осквернено. Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар [мысленный], чтобы не утратить тебе и сего малого луча, т. е. простой веры и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах» (Там же).
Из этого видно, что сам он малоопытен в молитвенном делании, а его познания в этой области в основном теоретические. Люди же духовные, знающие об Иисусовой молитве из собственной практики, свидетельствуют, что даже из правильно занимающихся молитвой не все достигают умно-сердечной ее степени. Великий делатель Иисусовой молитвы преподобный Макарий Оптинский пишет: «Из соображения всего учения Святых Отцов видно, что проходящие делание молитвы Иисусовой правильным и законным образом действительно сподобляются иногда от Господа великих дарований духовных и откровения таинств, и различных духовных утешений, благодатию Божиею промыслительно действуемых в душах смиренных и достойных молитвенников; но достигают сего весьма немногие» (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву). Об этом же говорит и преподобный Варсонофий Оптинский: «Не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают» (Духовное наследие).
Другое заблуждение автора связано с противопоставлением молитвенного делания любви к своей Родине и родному народу: «Приоритет внешней борьбы на общественном уровне – это еще одна подмена, уводящая от внутренней брани с реальным противником» (Указ. соч. С. 25), – читаем у Н. Новикова. Иными словами он считает и учит своих читателей, что мы должны молиться, молиться и молиться, не обращая внимания на окружающий нас мир, трудности нашей Родины, беды нашего народа. Но эта мысль не нова и сегодня нередко звучит из уст разного рода лжестарцев и проповедников, зараженных обновленческим духом.
Об авторе
Информация
Библиография
Книги
Ссылки
Рецензии
(Здесь конечно не место рецензировать подобные книги, но раз она есть на лайвлибе, может, кому-то нижеприведенная информация пригодится…)
Довольно давно я прочел книгу «О молитве Иисусовой и божественной благодати» изданную в 2000 г. Ее содержание можно разделить на две части. В первой находится трактат о молитве, составленный на основе келейных записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Владыка был делателем Иисусовой молитвы, за свою долгую жизнь (род. 1889 г.) пережил гонения, лагеря, а после освобождения до самой своей смерти в 1976 г. находился на нелегальном положении
Трактат владыки о молитве оставил у меня тогда приятное впечатление. Главным образом потому, что это рассказ практика, а не теоретика, начитавшегося святых отцов. Владыка пишет просто и понятно, при этом освещает все основные этапы молитвенного делания, начиная со словесной молитвы, затем переходит к описанию умной и т.д. В душе после прочтения данного текста появляется желание молиться.
Если говорить о второй части издания 2000 г., то она является развернутым комментарием к запискам о молитве с прибавлением в конце воспоминаний чад архиепископа Антония. Автор комментариев Николай Новиков собрал много любопытных цитат из творений святых отцов и подвижников. Комментарии весьма ценные, хотя служат они, в основном, пищей для размышления — в стройную систему они не складываются. Кроме того, по одному и тому же вопросу иногда приводятся различные точки зрения, так что после прочтения остается легкое недоумение – какого же мнения держаться?
Владыка Антоний
После выпуска издания двухтысячного года его составитель Николай Новиков выпустил целый ряд книг, которые явились продолжением, переложением, углублением, расширением, дополнением (нужное выбрать) заявленной темы. Они вышли в серии «Путь умного делания» и хорошо известны всем, кто интересуется данным вопросом.
Рецензируемая книга «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат» является переработкой издания 2000 г. В целом содержание книги осталось прежним. Вначале трактат — потом комментарии, в последней части приведены биографические данные на владыку и кратенькие воспоминания его чад. Если не брать в расчет предисловие, в котором Новиков Н.М. упоминает о пиратских изданиях текста Антония Голынского и обрушивается с критикой на священника-мифотворца Владимира Панковца, главное отличие я усмотрел в комментариях.
Во-первых, сокращен их объем – сильно поредел перечень цитат, отсутствуют биографические справки на авторов. Из комментариев устранен плюрализм мнений, благодаря чему исчезла внутренняя противоречивость.
Во-вторых, изменилась авторская интонация. Она стала очень уверенной. С одной стороны это понятно. Николай Новиков изначально выбрал себе роль комментатора записок владыки. Но в последующих его трудах (и в этом тоже) мнение автора-составителя начинает заслонять собой первоначальный трактат владыки Антония. Комментарии превращаются в самостоятельный текст, в котором Новиков излагает свое видение молитвенного подвига. Нельзя сказать, чтобы оно расходилось со святыми отцами, но все-таки составитель выступает здесь уже как самостоятельная величина. Он уже эксперт, специалист, равный многим отцам и подвижникам. Он дискутирует с ними, даже немного обличает: вскользь проходится по схиархимандриту Серафиму (Романцову), не соглашается с Рафаилом Карелиным, немного противоречит и дополняет отцов, призывавших к простоте в молитве. Впрочем, нельзя точно сказать, что является причиной данной уверенности автора, действительно ли он настолько преуспел в молитве, что может с легкостью находить и исправлять чужие ошибки? Но даже в этом случае, его опыт остается субъективным. С другой стороны, Николай Новиков иногда интересно рассуждает о некоторых моментах молитвенной практики. Поэтому читать его по-прежнему полезно.
Но есть и еще одна важная деталь. О ней Николай Михайлович почему-то не пишет о необходимости послушания, хотя на этом, например, настаивает архимандрит Рафаил Карелин. Последний ссылается на мнение схиархимандрита Серафима Романцова, что Иисусова молитва невозможна без послушания. Только в условиях послушания духовному наставнику возможно преуспеть в умном делании. (Конечно, бывали случаи, когда подвижники по милости Божией научались молитве, упражняясь в ней самостоятельно. Например, свт. Игнатий Кавказский или прп. Паисий Молдавский. Однако, нельзя исключительные действия Промысла Божия распространять на всех. По этой, кстати, причине прп. Паисий не обучал монахов своего монастыря Иисусовой молитве, поскольку получил ее как дар, и не мог из личного опыта научить, как стяжать молитву обычным порядком. Обучением же молодых иноков занимались у него отцы, научившиеся молитве путем долгого аскетического подвига, который совершался в условиях строгого послушания духовникам).
У Н. Новикова о необходимости послушании ничего не говорится. Напротив, у него очень много внимания уделено христианской антропологии, поиску сердечного места. Создается впечатление, что автор-составитель полагает, будто это и есть главное в молитвенном подвиге (я не хочу сказать, что он так думает, но впечатление именно такое). Мне показался такой подход очень рационалистичным. Словно бы автор по крупицам восстановил некое забытое знание, точную технологию, как следует правильно молиться, и теперь призывает всех строго следовать его рецептам. Автор утверждает, что Иисусова молитва умерщвляет страсти и очищает сердце. Да умерщвляет, но послушание умерщвляет быстрее и надежнее. Хотя и оно, без сомнения, невозможно без молитвы.
В общем, от книги остается двойственное впечатление. С одной стороны она, безусловно, очень ценная и Николай Михайлович Новиков заслуживает благодарности за свой труд. С другой стороны, названные выше моменты, снижают ее ценность, а настойчивая рекомендация и акцент на нахождение сердечного места могут внести определенную сумятицу в сознание молящегося.
(Здесь конечно не место рецензировать подобные книги, но раз она есть на лайвлибе, может, кому-то нижеприведенная информация пригодится…)
Довольно давно я прочел книгу «О молитве Иисусовой и божественной благодати» изданную в 2000 г. Ее содержание можно разделить на две части. В первой находится трактат о молитве, составленный на основе келейных записок архиепископа Антония (Голынского-Михайловского). Владыка был делателем Иисусовой молитвы, за свою долгую жизнь (род. 1889 г.) пережил гонения, лагеря, а после освобождения до самой своей смерти в 1976 г. находился на нелегальном положении
Трактат владыки о молитве оставил у меня тогда приятное впечатление. Главным образом потому, что это рассказ практика, а не теоретика, начитавшегося святых отцов. Владыка пишет просто и понятно, при… Развернуть
Новиков — Молитва Иисусова — том 3 — ПУД
Видео (кликните для воспроизведения). |
Николай Новиков — Путь умного делания — 3 — Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней
Николай Новиков — Путь умного делания — 3 — Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней — Содержание
- Первое благо
- Изгнание диавола
- Свобода от насилия
- Стрелы врага
- Преодоление раскола
- Триединство сил
- Пресечение зла
- Центр жизни
- История болезни
- Неуязвимость бесстрастия
- Три периода
- Деятельная жизнь
- Древо созерцания
- Молитва в двух мирах
- Христос обожает мя
- Аз рех: бози есте
- Тайновидцы истины
- Ступени и степени
- Пределы молитвы
- Мы молимся не сами
- Сокровищница богословия
- Содержание
- Вне храма угасает дух
- На каменном основании
- Тяжела десница Его
- Покаянный труд
- Избави мя от кровей
- Разум истины
- Помяни мя, Господи
- Огнь закона
- Аскеза
- Жертва живая
- Третьего не дано
- Отступи от земли
- Странничество духа
- Сердечный затвор
- Болезнь к смерти
- Барьер самости
- Не верь плоти своей
- Ангельское бдение
- Безмолвное житие
- Возрастание в молитве
- От слова к мысли
- Нет другого имени под небом
- Учение Откровения
- Только Духом Святым Прп. Симеон Новый Богослов
- Посильная жертва
- Царь Давид молился лучше
- Глаголы Духа
- Из глубины воззвах
- Прп. Иосиф Волоцкий
- Огненное ограждение
- Наша азбука
- Язык должен потрудиться
- Привитие навыка
- Неисчерпаемые слова
- На устах и в сердце
- Свт. Игнатий Кавказский
- Овладение умом
- Буква убивает
- Дух животворит
- Высокий путь
- Молитва частая станет чистою Прав. Алексий Московский
- Таинство слова Прот. Георгий Бреев
- Ангелы не молятся о себе Иеромон. Порфирий Афинский
- Припадай умно к Богу Архим. Харалампий Дионисиатский
- Остров молитвы Иеросхим. Иероним Эгинский
- Тень Варлаама
- Три образа молитвы
- Молитва умно-сердечная
- Молитва мечтательная
- Законный порядок
- Лествица на небо
- Ум и сердце
- Путь к сердцу
- Богословие Духа
- Управление вниманием
- Художники молитвы
- Место сердечное
- Начальная исихия
- Не подобает праздну стояти
- Низвержение в чресла
- Отеческие запреты
- Предел, егоже не прейдут
- Держись преданий древнеотеческих
- Не торопись языком твоим
- Да не внидете в напасть
- Взыскуя священного трезвения
- Едино же есть на потребу
- Предочистительное действо Прп. Василий Поляномерульский
- Плен прелестебоязни Свт. Игнатий Кавказский
- Хождение пред Богом Свт. Феофан Затворник
- Углубляясь в сердце Прав. Иоанн Кронштадтский
- Умное ремесло Схимон. Иосиф Исихаст
Николай Новиков — Путь умного делания — 3- Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.