Содержание
- 1 Блаженный Иероним Стридонский
- 2 Блаженный Иероним Стридонский
- 3 Преподобному Иерониму блаженному, Стридонскому.
- 4 Православная электронная библиотека
- 5 блаженный Иероним Стридонский
- 6 блаженный Иероним Стридонский
- 7 Блаженный Иерони ́ м Стридонский
- 8 Иероним Стридонский, св.
- 9 Православная молитва — Православная книга
Блаженный Иероним Стридонский
Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
Блаженный Иероним Стридонский
Память блаженного Иеронима Стридонского совершается в Русской Православной Церкви 28 июня по новому стилю.
Жизнеописание блаженного Иеронима
Блаженный Иероним Стридонский является одним из учителей Церкви, много потрудившимся над переводами Священного Писания. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений. Известно, что Иероним принял Крещение в Риме около 360 года. В этом же городе он получил прекрасное философское образование, обучаясь у известных преподавателей того времени и по праву назывался одним из самых ученых людей IV века. Блаженный Иероним владел греческим и латинским языками, а позже освоил и древнееврейский. О времени принятия им монашества ничего не известно, однако сохранились сведения о том, что покинув Рим, Иероним четыре года провел в Халкидской пустыне в полном одиночестве, предаваясь аскетическим подвигам. Позже он поселился в Святой Земле, где занимался переводом Священного Писания на латинский язык.
Переводческие и литературные труды блаженного Иеронима
Одним из основных трудов Иеронима Стридонского является полный перевод Библии на латинский язык, над которым он трудился более двадцати лет. Вначале он работал над книгами Нового Завета, которые переводил с древнегреческого языка, а после перевел с древнееврейского и древнегреческого все ветхозаветные книги. В XVI веке постановлением Триденского собора эти тексты были отредактированы и труд Иеронима Стридонского стал считаться основным переводом Библии, который использовался повсеместно на Западе, что и дало ему название «Вульгата», то есть «общедоступная Библия». Благодаря своим переводческим работам блаженный Иероним Стридонский считается покровителем и помощником всех переводчиков. Кроме того, перу блаженного Иеронима принадлежит несколько толкований на ветхозаветные книги, а также несколько жизнеописаний святых. Им было также создано несколько исторических трудов, в которых он писал о знаменитых людях и о событиях всемирной истории. Помимо этого до нас дошло около 120 писем Иеронима Стридонского, в которых он обсуждал со своими друзьями богословские, нравственные и научные вопросы.
Тропарь, глас 3:
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.
Кондак, глас 8:
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иерониме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.
Преподобному Иерониму блаженному, Стридонскому.
Тропа́рь, гла́с 3:
Вели́ка име́ет тя́ предста́теля, богому́дре, правосла́вных собра́ние, я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник, та́ко, пречу́дне Иерони́ме, Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Велича́ние:
Ублажа́ем тя́, преподо́бне о́тче Иерони́ме, и чте́м святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче Ангелов.
Кано́н свята́го. Гла́с 8.
Пе́снь 1.
Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
Тебе́, богопропове́днику, приношу́ похвалу́ и молю́ся сло́ву да́тися ми́ твои́ми к Бо́гу моли́твами, я́ко да возглашу́ вели́чия, богому́дре, честна́го жи́тельства твоего́.
От Далма́тския земли́ бога́тый благода́тию израсте́ и украси́ся доброде́тельми сла́вный Иерони́м, му́дростию же и разуме́нием веща́ний Ду́ха, я́ко преи́скренен Бо́гу бы́сть.
Глаго́лы боже́ственнаго Григо́рия носи́л еси́ в храни́лищи свое́м, я́ко того́ таи́нник, богатносве́тле, и я́ко после́дователь Христа́ и апо́столов Его́, я́ко прича́стник богосло́вия, блаже́нне.
Богородичен: Неудержи́мыми на ны́ сме́рть устремле́нии напада́ше, но, Твоему́ Рождеству́ прибли́жившися, поги́бе и, прирази́вшися, упраздни́ся, Богоро́дице Де́во: Жи́знь бо, вои́стинну присносу́щную, воплоще́нну родила́ еси́.
Пе́снь 3.
Ирмос: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
Украша́яся добро́тою нра́ва, многолюбе́зен бы́л еси́ все́м, и уго́дник Бо́жий преподо́бен, и во отце́х сла́вен, преблаже́нне.
Умо́м чи́стым обогати́вся, е́ллинскую му́дрость, иуде́йскую и лати́нскую уве́дел еси́, халде́ев же и пе́рсов, но преда́л еси́ себе́ Самопрему́дрости — Христу́, сла́вне.
За любо́вь Христо́ву посту́ прилежа́л еси́ и вся́ческим воздержа́ния трудо́м, и́хже ра́ди бы́л еси́ богому́др, Бо́гови благоуха́ние и челове́ком утеше́ние.
Богородичен: Поро́ка в Тебе́ и скве́рны не́сть отню́д, Де́во, пребыва́лище же па́че яви́лася еси́ небе́сных доброде́телей: в Тебе́ бо всели́ся вся́кая святы́ня, Влады́чице.
Седа́лен, гла́с 5.
Иерони́ма пе́сньми, ве́рнии, почти́м, поче́тшаго де́лы Христа́ Го́спода и научи́вша на́с спаси́тельным стезя́м и е́же в Бо́га и́стиннаго ве́ровати благоче́стно: те́плый бо сы́й на́ш предста́тель мо́лится о ми́ре и спасе́нии ду́ш на́ших.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Ра́дуйся, свята́я горо́ и богопрохо́дная, ра́дуйся, одушевле́нная купино́ и неопали́мая, ра́дуйся, еди́на к Бо́гу ми́рови мо́сте, преводя́й ме́ртвыя к ве́чному животу́; ра́дуйся, нетле́нная Отрокови́це, неискусому́жно ро́ждшая Спа́са ду́ш на́ших.
Пе́снь 4.
Ирмос: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра Отча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
В Вифлее́м прише́л еси́, богоно́сне, и та́мо подвиза́лся еси́ до конца́ ева́нгельски, вселе́н бы́в с преподо́бными, я́ко преподо́бный, на небеси́, иде́же и мо́лишися о ве́рою пою́щих тя́.
Яко избра́нник, я́ко святы́х оте́ц собесе́дник, в Святе́й Земли́ пожи́л еси́, в не́йже Христо́с я́ко Челове́к поживе́ и я́ко Бо́г спасе́ на́с. Те́м, достоблаже́нне, почита́ем па́мять твою́.
Бо́жия уго́дника пе́сньми ублажа́ю, Иерони́ма терпеливому́драго, у́зкий пу́ть возлю́бльша и изгна́ние прие́мша, его́же, Го́споди, моли́твами грехо́в разреше́ние, я́ко Бо́г ми́лостив, пода́ждь на́м.
Богородичен: Неве́сту Бо́жию Тя́ и Ма́терь ве́мы, Богоро́дице, Тебе́ бо, я́ко мирово́нный шипо́к, обре́т Сло́во Бо́жие, цвету́щ во удо́лии смире́ннаго челове́чества, возжеле́ Твоея́ добро́ты, и, от Тебе́ Плотоно́сец произше́д, ве́рныя облагоуха́.
Пе́снь 5.
Ирмос: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́, окая́ннаго, но обрати́ мя и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Новососта́вленна е́сть твоя́ всечестна́я па́мять, преподо́бне, а́ще и дре́вня сия́ ле́ты. Те́мже, прехва́льне, я́коже от дре́вних бы́л еси́, и от но́вых бу́ди достохва́лен.
Превосхо́диши мно́жайших, всеизря́дне, богому́дрием, и исполня́еши весе́лия и сла́дости ве́рныя, и к высоте́ Боже́ственней возво́диши, я́ко благода́ти Бо́жией обита́лище.
Блаже́нства удосто́ился еси́, достоблаже́нне, сострада́телен и ми́лостив бы́в, стра́нныя и безпокро́вныя упокоева́я, ни́щим помога́я и наги́я одева́я.
Богородичен: Украси́лася еси́, Де́во, я́ко красне́йшее Сло́во ро́ждшая, Его́же при́сно моли́ уще́дрити притека́ющия к Тебе́ и соблюсти́ от вся́каго де́монскаго вре́да на Тя́ упова́ющия.
Пе́снь 6.
Ирмос: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
На земли́ просла́ви тя́ Госпо́дь, свя́те, богому́дрыми бо писа́нии твои́ми све́тиши конце́м, я́ко со́лнце, Иерони́ме светоза́рне.
Умертви́в плотски́я стра́сти воздержа́нием, написа́л еси́, благоу́мне, кни́ги же и сви́тки, учи́тельныя и изъясня́юща сло́во Бо́жие.
Све́тлый в по́стниках и вели́кий в му́дрости бы́в, ти́тло наста́вника ве́рных прия́л еси́, ны́не благохвали́мый на́ми, богоглаго́ливе.
Богородичен: Зачала́ еси́ вои́стинну Бо́га Сло́ва во утро́бе Твое́й, и Сего́ па́че естества́, Пречи́стая, родила́ еси́, Его́же ми́лостива сотвори́ на́м в де́нь су́дный.
Конда́к, гла́с 8.
В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля, пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго, ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще: ра́дуйся, о́тче богому́дре.
Якоже други́й Ангел, Иерони́ме о́тче, ви́ден бы́л еси́, на земли́ живя́, и неве́рнии у́бо и злосла́внии лю́те вопия́ху на тя́, правосла́внии же, ра́дующеся, взыва́ху тебе́ такова́я: ра́дуйся, о́трасле Далмати́и боже́ственная; ра́дуйся, благи́й пло́д ея́ и сы́н; ра́дуйся, Земли́ Святы́я воспита́ние свято́е; ра́дуйся, благоче́ствующих похвало́; ра́дуйся, я́ко списа́ния твоя́ све́тят, я́ко све́т; ра́дуйся, я́ко по́стничество твое́ похваля́ется, я́коже ле́по; ра́дуйся, кра́йний дру́же му́драго Августи́на; ра́дуйся, проше́ния испо́лнивый сего́; ра́дуйся, ве́рных учи́телю; ра́дуйся, враго́в неве́рных сопротивобо́рче; ра́дуйся, узре́вый небе́сный гра́д; ра́дуйся, воспева́яй в не́м Бо́гу боже́ственную пе́снь. Ра́дуйся, о́тче богому́дре.
Пе́снь 7.
Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́ Бо́же, оте́ц на́ших.
Ума́ чистото́ю прия́л еси́ благода́ть бога́тную от Бо́га, твори́ти же и глаго́лати вся́ к по́льзе души́, богопропове́дниче, благословля́я Бо́га оте́ц на́ших.
Пчеле́ трудолю́бней поревнова́в, пи́сьменныя собра́л еси́ цве́ты, я́коже в со́те, се́рдцем и умо́м сие́ состроя́я и те́м услажда́я ве́рных.
Испо́лненный благода́ти Госпо́дней, я́ко вои́стинну избра́нник, бу́ди хода́тай о на́с, вопию́щих и пою́щих: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богородичен: Неве́стник пречи́ст, е́же па́че сло́ва Сло́ва воплоще́ния, и черто́г, и престо́л, правому́дрствующе, Тя́ Богороди́тельнице, имену́ем, сла́вяще Рождество́ Твое́.
Пе́снь 8.
Ирмос: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель, Богочести́вым неи́стовно разжже́; си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Свяще́нно плещи́ дне́сь, гра́де Дави́дов, пе́сньми Спа́су твоему́, и́бо со ины́ми твои́ми Иерони́ма богому́драго и́маши в гра́жданех свои́х, вопия́: лю́дие, превозноси́те Го́спода во вся́ ве́ки.
В се́рдце положи́в восхожде́ние, богому́дре, и Творцу́ вы́ну соединя́яся, возше́л еси́ от дея́ния в зре́ние духо́вне и, кра́ю жела́ний предстоя́, пое́ши: лю́дие, превозноси́те Го́спода во вся́ ве́ки.
Стра́нна, тобо́ю соверше́нная, преподо́бне, от за́пада бо устремля́ешися к восто́ку, подвиза́яся те́плейше в Вифлее́ме, иде́же дву́м оби́телем во́ждь быва́еши и по кончи́не сказу́еши небе́сная.
Богородичен: Све́т пе́рвый ро́ждшая, Ангелы, вторы́я све́ты, составле́й и све́т первонача́льный и свети́ла два́ произведы́й, ко все́м же ду́шу, я́ко све́т, вдохну́вый, просвети́ ума́ моего́ мра́к, Богоро́дице.
Пе́снь 9.
Ирмос: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Весели́тся Ангелов боже́ственный ли́к, прие́м тя́, всеизя́щне: Ангельски бо ты́ пожи́л еси́ на земли́, блаже́нне, свяще́нных учи́телей добро́то и по́стников похвало́.
Прославля́ется па́мять твоя́ благоче́стно на земли́, и ны́не обита́еши со Августи́ном на небеси́, о на́с моля́ся и о соиме́нных тебе́, почита́ющих тя́, богоно́се, и о́браз тво́й лобыза́ющих.
Яко у́тро, возсия́л еси́ и, я́ко со́лнце, заше́л еси́ к небе́сным, иде́же возжеле́л еси́ бы́ти, оста́вив писа́ния твоя́, чу́дне, я́ко сокро́вище, от ни́хже источа́ются благода́ть и весе́лие небе́сное.
Богородичен: Сохрани́в Тя́ Де́ву, от Твои́х возсия́вшее ложе́сн Невече́рнее Со́лнце ве́рнаго служи́теля Своего́ прича́стника Своего́ све́та и ра́дости неизрече́нныя сотвори́, с ни́мже моли́ся уще́дрити Тя́ велича́ющия.
Свети́лен:
Пло́ть покори́в ду́ху, подвиза́лся еси́ во пло́ти, а́ки безпло́тен, те́мже и вы́шший бы́в, сподо́бился еси́, Иерони́ме, хвали́ти все́х Влады́ку со Ангелы.
Сла́ва:
Труда́ми твои́ми и по́ты Вифлее́м умасти́вся, вопие́т ти́, богоно́сному: о Иерони́ме богому́дре, ты́ моя́ похвала́ и мона́шествующих удобре́ние!
И ны́не, Богородичен:
Сла́дость Ангелов, скорбя́щих ра́дость, христиа́н Предста́тельница, Де́во Ма́ти Госпо́дня, заступи́ на́с и изба́ви ве́чных му́к моли́твами Твои́ми.
Молитва преподобному Иерониму Стридонскому
Православная электронная библиотека
3765 Всего книг
67233374 Всего чтений
Библиотека на мобильном
Видео (кликните для воспроизведения). |
AppStore (IOS: Iphone, Ipad)
(QR-код в отдельном окне)
Play Google (Android)
(QR-код в отдельном окне)
блаженный Иероним Стридонский
Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматикоские, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание – набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
блаженный Иероним Стридонский
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
История Древней Церкви
Переводы Священного Писания
Труды на иностранных языках
блаженный Иероним Стридонский (
О первых годах жизни блаженного Иероннима Стридонского известно немного. Время покрыло забвением и точную дату его рождения, и даже его мирское имя (впрочем, есть основания думать, что он звался Евсевием). Место рождения Иеронима — Стридон (небольшой городок, располагавшийся в близ границ двух областей: Далмации и Паннонии). Родители Иеронима были христианами. Существует версия, что по своему социальному статусу они принадлежали к числу обеспеченных отпущенников.
Первоначальное образование Иероним получил под руководством учителя, дома. Затем, по воле родителей, он отправился в Рим, где продолжил своё обучение. Среди прочих образовательных дисциплин изучал философию и красноречие. За время проживания в Риме испытывал много соблазнов, которые далеко не всегда преодолевал. При всём при этом он сумел сохранить тот огонёк веры, который, ещё в детстве, зажгли в его сердце мать и отец. По воскресным дням, например, он любил посещать гробницы христианских мучеников, впечатление от которых так сильно трогало его душу, что ему, по его личному признанию, представлялось, будто он сам, живой, сходит в могилу.
Находясь в Риме, Иероним решил изменить свою жизнь. Предположительно, в этот период он принял крещение. По удалении из вечного города, во время путешествия по Галлии, он всерьёз задумался о монашестве. Возвратившись в 372 году в родной Стридон, Иероним уже не застал своих родителей в живых. Необходимость попечения о сестре и младшем брате, а также о родительском наследстве заставила его отложить свои планы на отшельничество. Какое-то время он жил в Аквилее, общаясь с товарищами по «полумонашескому» кружку. Затем предпринял путешествие на Восток, имея в виду посетить Иерусалим, Сирию и Египет. Однако, достигнув Антиохии, он тяжело заболел.
После выздоровления, поселился в сирийской Фиваиде; как считается, в местном монастыре. Там он прожил, в подвигах и молитве, около пяти лет. В это же время изучал Священное Писание, еврейский язык. В Антиохии примкнул к общине епископа Павлина и был рукоположен во священника. Спустя непродолжительное время перебрался в Константинополь, где имел общение с двумя великими святителями: Григорием Назианзиным и Григорием Нисским. Оставив Константинополь в 381 году, направился в Рим. В это время там состоялся Собор, организованный по случаю мелетианского раскола. В Риме блаженный отец удостоился должности секретаря при папе Дамасе.
Не все принимали высоко духовную жизнь отца Иеронима: для многих он служил обличением. Против святого стали интриговать. Посыпались наветы. Ко всем прочим обвинениям добавилось обвинение в симпатии к Оригену.
Со смертью папы Дамаса, последовавшей в 384 году, давление на отца Иеронима только усилилось: новый папа, Сириций, его недолюбливал. Тогда блаженный, взяв с собой брата Павлиниана, оставил Рим и отправился на Святую Землю. Почтив святые места, предпринял паломничество в Египет. Здесь ему посчастливилось слушать Дидима Слепца, беседовать с нитрийскими пустынниками.
В 386 году Иероним возглавил монашескую обитель в Вифлееме. Помимо управления монастырем и аскетических упражнений он занимался литературным творчеством.
Вклад блаженного Иеронима в церковную письменность трудно переоценить. После него осталось обширное литературное наследие. Одной из его важнейших заслуг считается перевод Книг Священного Писания на латынь. 30 сентября 420 года святой отошел ко Господу.
Тропарь блж. Иерониму Стридонскому
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.
Кондак преподобному Иеронима Стридонскому, глас 8
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.
Блаженный Иерони ́ м Стридонский
День памяти
Житие
Житие блаженного Иеронима Стридонского
Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял Святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание – набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Богослужения
Молитвы
Тропарь блаженному Иерониму Стридонскому, глас 3
Вели́ка име́ет тя предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник/ и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости.
Кондак блаженному Иерониму Стридонскому, глас 8
В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.
Перевод: Преподобнейшего среди преподобных и блаженнейшего среди блаженных учителя, песнопениями восславим Иеронима достойного похвал, верующих учителя и защитника, с любовью к нему взывая: «Радуйся, отче Богомудрый».
Молитва блаженному Иерониму Стридонскому
Иероним Стридонский, св.
Иероним Стридонский (+ ок. 419-420), пресвитер, один из великих учителей Западной Церкви, блаженный.Славянин родом (из г. Стридона в Далмации), сын достаточных родителей, он в Риме получил лучшее образование своего времени и посетил другие научные центры Запада — Аквилею, Трир.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
В 373 г. он отправился на Восток, предварительно приняв крещение; два года оставался в Антиохии, где познакомился с ученым Аполлинарием, впоследствии еретиком, и слушал у него уроки по толкованию св. Писания; затем удалился в пустыню Халцидскую, где предался подвигам аскетизма и изучению языков еврейского и халдейского.
Переписка с друзьями сделала имя его известным всему тогдашнему ученому миру: многие стали обращаться к нему с научно-богословскими вопросами. Он старался преодолеть в себе пристрастие к языческим писателям, занятия которыми находил несовместными с обязанностями монаха: тяжелые галлюцинации мучили его; ему слышался откуда-то укорительный голос: «Ты не христианин, ты цицеронианец. «. Сочинения, написанные им в это время, наполнены, однако, цитатами из дорогих ему писателей.
После непродолжительного пребывания в Антиохии, где он сделан был пресвитером, и посещения Палестины, блаж. Иероним отправился в Константинополь, чтобы воспользоваться уроками Григория Богослова и Григория Нисского.
Отсюда он отправился, в обществе Епифания Кипрского, в Рим, где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником и, по выражению самого Иеронима, «говорил его словами». Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним, по смерти Дамаса (385), вынужден был навсегда покинуть этот город.
Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, слушал в Александрии известного Дидима, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.
Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Священного Писания (известный как Вульгата).
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год [1]. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
Иероним Стридонский признается у нас лишь блаженным — тогда как в Западной Церкви он канонизован в святые, — по условиям канонизации в древ. вселенской церкви, по которым даже вел. святые Востока и Запада были лишь местночтимыми, до времени Константина Порфирогенита (см. Канонизация). Иероним принадлежит всецело Западу, для которого он местный святой, в силу великих услуг, оказанных Западной Церкви. На Востоке, где он провел около половины жизни, его знали не столько как монаха-подвижника, вроде Илариона или Антония, сколько как ученого аскета, вроде Оригена. Полемика, которую он вел с Руфином и другими учеными и неучеными врагами, отличалась иногда страстностью, запальчивостью; гордый и самолюбивый, Иероним знал, по-мирски, себе цену и был чужд монашеского смирения. Все это, в связи с любовью его к языческим классикам, не давало ему, в глазах восточных людей, репутации святости.
Тропарь блж. Иерониму Стридонскому
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.
Из массы сочинений Иеронима Стридонского немногие (первые по времени) вызывали упреки критики: все остальные высоко ценились не ближайшими только к нему поколениями, но и в позднейшее время.
Они делятся на четыре главные группы: истолкования на св. Писание, догматические, нравоучительные и исторические.
Главный труд первой группы — латинский перевод св. Писания, известный под именем Вульгаты. Он исполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса, чтобы заменить прежние употреблявшиеся на Западе тексты Библии, которые все были испорчены переписчиками. До некоторой степени труд блаж. Иеронима был облегчен предшествовавшими работами Оригена; тем не менее Иерониму пришлось много трудиться самостоятельно. За его переводом Библии наука признает большие достоинства, хотя в некоторых местах и заметны неуместные отступления от перевода семидесяти. Он вызвал, однако, множество упреков, между прочим и со стороны Августина: но после данных блаж. Иеронимом объяснений все признали великую его заслугу. В начале VII в. перевод его на Западе был уже в общем употреблении, и хотя часто искажался переписчиками, так что до XVI в. потребовалось не менее 10 новых рецензий его, тем не менее Тридентский собор 1545 г. канонизировал этот перевод, как единственный церковный.
Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически.
Хотя и не чуждые ошибок, толкования Иеронима принадлежат к числу наилучших. В связи с ними написаны им два сочинения: о местах еврейских и об именах еврейских; первое составляет переработку сочинения Евсевия, второе — переработку Филона, при пособии Оригена.
Догматические сочинения блаж. Иеронима имеют преимущественно полемическое происхождение и содержание: в одних он обличает монтанистов, евионитов, пелагиан, валентиниан, оригенистов и многих других еретиков; в других разъясняет положительное учение церкви о главных догматах христологии, о таинствах, о почитании святых икон и т. д.
В полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви; в последнем его превосходят отцы Церкви Восточной.
Нравственное христианское учение, излагаемое им главным образом в его многочисленных посланиях и письмах, имеет своим предметом не выяснение и изложение общих начал, а лишь разъяснение частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п. Особенно много писал он в посланиях о достоинствах девства и об иноческой жизни (против Гельвидия). В полемике его много остроумия и блеска: особенно замечателен спор его с Руфином, в котором последний отстаивал консервативные, по его мнению, начала церковного учения, а Иероним защищал свободу наследования на пользу церкви.
Из исторических сочинений Иеронима особенное значение имеет книга «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), «Хроника» и «Жизнеописания отцов» («Vitae patrum»).
Первое содержит в себе драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков.
«Хроника» — в большей своей части — перевод сочинения Евсевия Кесарийского, но в последнем отделе (с 325 г. по 378 г.) составляет самостоятельный труд; все сочинение имеет задачей установить соответствие священной истории с сказаниями языческих историков.
«Жизнеописания отцов» имеют предметом жизнь египетских иноков. Дополнением к этому сочинению служит составленный блаж. Иеронимом «Мартиролог».
Главная заслуга блаж. Иеронима — в области изучения св. Писания. В этом отношении он стоит на той же степени исторического значения, как Василий Великий — в области христианского нравоучения, а Григорий Богослов — в области догматики.
Всех сочинений блаж. Иеронима, не считая мелких писем, около 180. Заслуживает внимания в мировоззрении Иеронима Стридонского его отношение к женщине. В то время, как его ученые друзья часто мучили его клеветой и сплетней, несколько благородных женщин (Павла, Агерухия, Евстахия, Маркелла) постоянно оставались неизменными его друзьями. Письма к ним блаж. Иеронима отличаются особенной задушевностью.
Прп. Иоанн Кассиан:
«Сочинения Иеронима сияют по всему миру как священные светильники; он — муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных».
Свт. Димитрий Ростовский:
«пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищаго духом, яко законника, нищету хранить присягавшаго, но духовным имением не убогаго, и яко не последняго в Церкви Христовой учителя. «.
Православная молитва — Православная книга
Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07
Преподобный Иероним Блаженный, Стридонский (330–420 гг.)
Преподобный Иероним Блаженный, Стридонский (330–420 гг.)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Иероним Стридонский родился в 330 г. (некоторые полагают, что в 342) в небольшом городке Стридоне в Далмации и Панонии. Отец его был благочестивым дворянином. По своей многосторонней учености, неутомимой деятельности и великим письменным трудам на пользу Церкви Христовой, по истинно подвижнической поучительной жизни Блаженный Иероним принадлежит к знаменитейшим отцам – учителям древней западной Церкви. Большую часть жизни он провел на востоке. Скончался в 420 г. в возрасте 90 лет. Его творения изданы при Киевской Духовной Академии (1894 г., 2-е изд.). Более всего Иероним известен как переводчик на латинский язык Библии. Пещера, где подвизался подвижник, находится в Вифлееме рядом с храмом Рождества Христова. Память Иеронима Стридонского 15/28 июня (ср.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. – М.: Синодальная типография, 1905, кн. 6, «февраль», с. 384–385; Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая. – М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2012, с. 89).
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.