Содержание
Духовные дары, любовь и Воскресение
О Первом послании к Коринфянам апостола Павла, часть четвертая и последняя
Что такое духовные дары? Из текста 12-й и 14-й глав Первого послания к Коринфянам ясно видно, что под духовными дарами понимали проявления у верующих особых благодатных действий Божиих: говорение на иных языках, пророчества, исцеления и многое другое.
Дары Бога
Самый важный дар
Но все же среди разных духовных дарований есть единственный дар, к стяжанию которого должен стремиться каждый: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31).
Какой же это дар? Апостол пишет: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3). Дар говорения на иных языках, пророчества, чудотворения не принесут никакой пользы, если в нас нет любви. 13‑я глава Первого послания к Коринфянам обычно называется «Гимном любви». Здесь слова апостола звучат в буквальном смысле как поэзия, проникающая в самые глубины человеческого сердца и разума. В то же время они настолько просты, что их можно заучить наизусть: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4–8).
Наверное, на вопрос: «Что такое любовь?» — нет ответа более точного, чем тот, что дал святой апостол Павел. Любовь — это самоотречение, отказ от своего ради других. Поэтому любовь проявляется в терпении и милосердии (то есть милующем, любящем сердце). Любовь несовместима с завистью или гордостью, раздражением и злом. Но самое главное, любовь — бесконечна. В наше время слово «любовь» обесценилось настолько, что высокопарным — «заняться любовью» — попросту называют блуд. Вот так, до неузнаваемости, могут искажаться слова… А ведь апостол Павел писал, что любовь является для нас дорогой в вечность — когданастанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13, 10). Прекратятся пророчества, исцеления, знание — в вечности в этих дарах уже не будет необходимости. И останется только любовь, взаимная любовь Бога и человека. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 12–13). Поэтому и стремиться, прежде всего, нужно к тем дарам, которые будут пребывать всегда.
Дар языков
Стремление к любви не исключает получение и других даров. Например, дар пророчества или говорение на языках: Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание (1 Кор. 14, 5). О даре говорения на языках нужно рассказать подробнее. Если с пророчеством дело обстоит более или менее ясно (пророчество можно понимать и как назидательное слово о будущих событиях, и как увещевание к покаянию или призыв к подвигу), то с «языками» все гораздо сложнее.
Тема правильного понимания дара языков, или глоссолалии (это слово происходит от двух греческих слов: «глосса» — язык, «лалео» — говорить), становится особенно актуальной сегодня — среди многочисленных протестантских сект встречается немало таких, которые заявляют о наличии у них дара глоссолалии. При этом наличие глоссолалии понимается как свидетельство реального действия Духа Святого во время сектантских собраний. Обычно «дар языков» среди таких сектантов проявляется как бессвязное бормотание или крики, нередко сопровождаемые конвульсиями, плачем или безудержным весельем.
К сожалению, апостол Павел не оставил подробных описаний того, как проявлялся дар говорения на языках среди коринфских христиан. Но кажется весьма сомнительным то, что коринфяне бились в конвульсиях во время собраний (если бы такое действительно имело место, то, скорее всего, апостол Павел упомянул бы об этом и вряд ли похвалил коринфян за подобные «дары»; кстати, в конце 14‑й главы апостол пишет: братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 39–40)). И действительно ли этот дар должен сохраняться в Церкви и в настоящее время?
Как было сказано выше, единственным непреходящим даром является любовь. Все остальные дары — временные. К тому же в Священном Писании под глоссолалией могут пониматься совершенно разные вещи. Сам апостол Павел пишет о человеческих и ангельских языках (см.: 1 Кор. 13, 1), но опять без подробных объяснений (хотя в другом Послании апостол повествует о человеке, который был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4)). Подразумевается ли под глоссолалией способность говорить на иностранных языках без подготовки или способность понимать язык Ангелов? Неясно. Ясно только одно, однако: апостол Павел не считал этот дар необходимым условием спасения (спасительна в первую очередь любовь). Поэтому вряд ли конвульсии современных сторонников глоссолалии можно считать проявлением древнего дара языков, упоминаемого в Священном Писании.
Евангелие в кратком пересказе
В чем суть Евангелия — благовестия, проповедуемого по всей земле апостолами Христовыми, к которым принадлежит и Павел?
Вот ответ самого апостола Павла: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь… Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15, 1–2, 3–4). Бог стал Человеком, чтобы умереть и воскреснуть. Возможно, кто-то считал Христа просто мудрецом, или великим святым, или чудотворцем и целителем болезней (можно вспомнить вопрос Христа апостолам — за кого почитают Его люди и сами апостолы (см.: Мф. 16, 13–19)). Но Церковь верит не в мудреца или целителя, а в умершего и воскресшего Бога, ставшего ради нас Человеком.
Без веры в Воскресение Христово нет христианства: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Если Христос не воскрес, то мы лишаемся надежды на спасение, потому что нет избавления от смерти. Поэтому апостол Павел восклицает: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 20–22). Эти слова очень созвучны рассуждениям апостола Павла в 5‑й главе Послания к Римлянам, где он говорит о том, что как смерть и осуждение вошли в мир через одного человека, точно так же через одного Господа Иисуса Христа были дарованы оправдание и жизнь (см.: Рим. 5, 12–19).
Христос — это новый и последний Адам: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). Поэтому все мы — дети Нового Адама, призванные воздаватьблагодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15, 57).
Иллюстрация из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (521)
Что такое молитва?
Вы находитесь:
В чём смысл молитв и что такое молитва в понимании христиан? Зачем молиться Богу нужно в простоте без заученных фраз? Раскрываем секреты молитв.
Чтобы понять что такое молитва, для начала нужно разобраться в том, зачем она нужна, зачем вообще совершать молитвы Богу? Большинство христиан воспринимают пример молитвы “Отче наш” не как образец, а как дословную инструкцию к применению, то есть читают букву, думая, что тем самым совершают молитву Богу. На самом же деле это неверное понимание самой молитвы.
Почему читая молитву “Отче наш” христиане поступают не совсем правильно?
Давайте задумаемся на тем, что Бог — это наш Отец и это правильное понимание. Теперь задумайтесь над тем, как общаться с Отцом, как человек вообще общается со своим отцом по плоти? Разве вы общаетесь с ним по книжке заученными словами. Представьте такое, что вы общаетесь со своим отцом ежедневно на дню по несколько раз об одном и том же, говорите ему заученный текст. Какова будет реакция вашего отца? Думаю вы догадались, что отец отреагирует на такое общение не совсем хорошо, более того, он может усомниться в вашем душевном здоровье и умственных способностях.
Допустим вместо того, чтобы сказать отцу о своих проблемах или потребностях, вы говорите ему один и тот же текст, причём даже не по теме ваших потребностей или проблем. Например у вас случилась проблема в виде травмы ноги, а вы ему говорите: дай мне хлеба, при этом повторяя на дню по несколько раз. Глупо звучит не правда ли?
Делаем вывод о общении с отцом: общаясь с отцом, мы говорим то, что у нас на сердце, в душе, ведь разговаривая с отцом, мы как правило хотим получить какой то совет, помощь, понимание или просто делимся своими достижениями, впечатлениями. Таким образом общение с отцом становится продуктивным, взаимным между сыном/дочерью и отцом. По такому же принципу должно быть выстроено общение с Богом, ведь Он является нашим Духовным Отцом, следовательно и общение с Ним в духе о духовном.
Что же такое молитва Богу?
Молитва Богу — это разговор с Отцом Небесным, это живое общение с Богом. Поэтому читая заученный текст, ни как не может быть живым общением. Иисус дал образец молитвы, как некий этикет общения с Богом. Что это значит? Давайте посмотрим сам образец молитвы “Отче наш” и поймём, как следует молиться Богу.
Матф. 6 глава
9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Первое что идёт — это прославление Отца, Бога в молитве, о Его величии и славе.
Второе что мы говорим или просим — это о наших нуждах, о проблемах, которые имеем, что и просим помочь решить. Под хлебом подразумевается наше насыщение как духовного человека, приобретение мудрости и прочее.
Третье что говорим Богу — это просим прощения о своих грехах, неверных решениях, своём поведении и прочее, за что вы считаете себя виновным перед Богом.
И четвёртое о чём говорим — просим защиты у Отца, понимая, что во всём есть Его сила и воля.
Как видите по образцу молитвы мы выстраиваем общение с Богом в определённом порядке, но это так же не значит, что нужно выстраивать порядок разговора с Богом дословно по формату молитвы “Отче наш”
Молитва Богу совершается и просто как прославление, или в формате просьбы, прошения о чём то, в общем разговор с Богом выстраивается каждого человека индивидуально, ведь у всех свои радости, проблемы, трудности в жизни о которых и говорим Отцу, чтобы Он нам помог.
Слышит ли Бог наши молитвы?
Многие из вас наверняка в своей жизни не раз обращались в трудную минуту к Богу с одной только просьбой, чтобы Бог избавил или помог выбраться из ситуации. И какждый говорил как мог на тот момент, а главное в этом было то, что каждый обращался искренно, на обычном языке. Для многих ситуация менялась не сразу, у кого то ситуация после обращения к Богу исправлялась сразу. Ну так или иначе решалась проблема, трудности.
Получается Бог вас услышал в простоте! Но как полегчало, не каждый дальше стал вспоминать себя, каков он был в момент обращения к Богу. Более того не каждый стал благодарить Отца, считая, что жизнь сложилась сама по себе, что Отец не быстро отреагировал на просьбу и многое другое. В общем наша искренность пропала и мы оставляем Отца, не вспоминаем Его в той искренности, в которой изначально обращались к Нему. Со временем и оставляет таких Отец наш Небесный за то, что мы стали неблагодарны и не искренни с Ним.
Какой должна быть молитва Богу?
Как бы вы не думали, кто бы вам что не говорил о молитвах, запомните одно! Отец Небесный наш родитель, Он живой и желает с нами общаться в живом разговоре, без заученных текстов. Общайтесь с Богом искренне, сердцем, своими словами, как можете. Но не забывайте образец молитвы: благодарение, прославление Отца, прошение о нуждах, покаяние в своих грехах перед Богом, и последнее о утверждении Его воли, силы, о Царстве Его и вере Ему, что Он совершит как обещал.
Естественно молитвы могут быть разными по характеру, например: радостные как песня, могут быть плачевные как плачь души, могут быть как прошение и так далее. Но суть должна быть одна — живое общение с Богом. Да, Отцу приятно, когда вы обращаетесь на родном, духовном языке, но для этого вам нужно чаще читать Писание, читать Псалмы и другие места из Писания, чтобы научиться духовному языку.
Напоследок приведу ещё один пример молитвы из книги Даниила 9 глава:
16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.
17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.
18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».
Учитесь молитвам, учитесь Божиему, духовному языку и ваши молитвы польются как благовонный фимиам, благоугодный Богу.
Как правильно молиться Богу?
Вы находитесь:
Для искренне верующих людей всегда встаёт вопрос, как правильно молиться Богу. Что нужно делать, чтобы Бог услышал нашу молитву и принял дары духа?
Если вы ищете ответ на вопрос: как правильно молиться Богу, то вы уже на правильном пути к Богу, радует что есть люди, которым не безразлично, слышит ли их Бог.
Что такое молитва для Бога — это наш дар сердца Богу в духе и истине, такие дары очень приятны Богу. Но вся суть в том, что молитва должна быть правильной, чтобы Бог призрел на наш дар духа. Если молитва не правильная, то дар будет отвергнут Богом. А если Бог отвергает наши молитвы, значит Он их и не слышит, а молитвы будут напрасны.
Чтобы молитвы были не напрасны, необходимо понять для чего и почему совершаются молитвы. На самом деле здесь нет ничего сложного, ибо молитва — это живое общение с Богом, Отцом. Теперь представьте как вы общаетесь с отцом в жизни? Разве читаете ему книжки? Или может говорите с ним по книге, заученными словами? Как, вы думаете должен проходить разговор между детьми и родителями — по книжкам?
Логично понять, что общение с родителями проходит в разговорном жанре, на родном языке между ребёноком и родителем. Родителем является в духовной жизни Сам Бог, а следовательно и общение с Богом должно быть на родном Ему языке.
На каком языке общаться с Богом.
Родной, Божий язык — это духовный язык, на котором написано Священное Писание, Библия. Когда мы общаемся с Богом на духовном языке, это самое приятное для Бога жертвоприношение уст наших. Иначе сказать, когда мы совершаем молитву, общение с Богом на духовном языке, мы приносим Богу благоугодную жертву духа.
В большинстве своём Христиане не придают этому значения, чем совершают грубую ошибку. Читают молитвы по книжке, но разве такая молитва исходит из сердца?
Притч 15:8 Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
Притч 21:27 Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
Прежде чем совершать молитву, верующий должен иметь в себе чистоту духа, а чистота духа происходит посредством очищения от слова Божия. Когда мы читаем Священное Писание, мы учимся духовному языку Божиему, тем самым и очищаем дух свой от плотских мыслей.
Рекомендую ознакомиться со статьёй “Читаем Библию правильно” в этой статье подробно рассказано о правильном чтении Священного Писания, вам откроется понимание духовного языка.
Как совершать молитву, чтобы Бог услышал.
Мф 6:6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .
О чём говорит место Писания из Евангелия от Матфея? Прежде чем молиться необходимо войти в комнату свою — понятно, что речь идёт не о буквальной комнате. Комната на духовном языке — это наше сердце, душа. Затворить двери — это закрыть уста, то есть общение с Богом происходит при закрытых устах внутри вас. Далее понятно, что Бога никто не видит в вас, поэтому Бог внутри вас услышит сказанное и воздаст вам явно, чему многие из вас даже подивятся.
Если молиться нужно внутри и при закрытых устах, то какой должна быть молитва? Молитва — это простое общение с Богом, но в молитве обязательно нужно возблагодарить Отца, прославить Отца, а прежде воззвать духом сына: “Авва, Отче” что означает — Отец, Отец!
Мк 14:36 И говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты .
Рим 8:15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
Гал 4:6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
Какой должна быть правильная молитва, рекомендую прочитать статью “Что такое молитва” здесь поймёте структуру правильной молитвы, что тоже немаловажно при общении с Богом.
Молитве нужно учиться правильно
Как мы рождаемся и учимся разговаривать по плоти в жизни, где чаще нашими наставниками в общении становятся родители, бабушки, дедушки, родственники, так происходит и в духовной жизни. После первого обращения к Богу, вы начинаете рождаться, после того, как произошло ваше рождение, начинаете пытаться разговаривать с Богом.
В начале духовного рождения ваши молитвы больше похожи на детские звуки, пытающиеся сказать внятные слова, на языке духа они именно так звучат, как просто детский лепет. Но в этом нет ничего страшного, ибо Бог знает нужду вашу прежде и поэтому толкает вас к наставнику, чтобы научить разговаривать с Отцом на взрослом, духовном языке. Задумайтесь, почему вы читаете сейчас эту статью? Не Сам ли Бог вас привёл сюда! Если сомневаетесь, то всякое сомнение не от Бога. А вот проверить сказанное по Писанию, нужно, ибо много лженастваников стало в мире.
На первый взгляд служители Христовы стали очень сильны и мудры в отличии от нас, которые раскрывают правду от Бога, но как говорит Писание:
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
Вот так протекает жизнь тех, кто знает правду, несёт её братиям христианам, но в ответ получает в основном одно злословие. Поэтому никого не слушайте, разбирайтесь сами, молитесь Богу, чтобы Он открыл вам правду Свою, чтобы просветил очи сердца вашего. Читайте Писание, исследуйте Писание!
Ин 5:39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Но не укрывайтесь от общения с единокровными! Желаете узнать больше о молитвах и правде Божией, оставайтесь с нами. Добавляйтесь для общения по контактам на сайте.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Возникли вопросы, спрашивайте в комментариях, высказывайте своё мнение. Не забывайте поделиться с друзьями в своих социальных сетях статьёй, возможно им тоже интересно знать как правильно молиться Богу.
Благослови вас Бог в Духе Святом! Аминь.
Вера – дар Божий
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста, мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, великого подвижника, жившего за полтора тысячелетия до наших дней. Он был игуменом издревле славного монастыря на Синайской горе, там, где Бог говорил со Своим пророком Моисеем.
Встав на путь монашества в юности, преподобный Иоанн был игуменом этого монастыря всего четыре года, будучи поставлен после 40 лет отшельнического подвига на управление обителью уже убеленным сединами 75-летним старцем. Как начало подвижнического пути преподобного, так и его поставление в игумены Синайской горы сопровождалось по действию Божией благодати чудесными событиями.
Славный в то время духовный наставник авва Мартирий, взяв с собою еще юного Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал; и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».
А в тот самый день, когда поставили авву Иоанна игуменом, сам Боговидец пророк Моисей служил ему. Тогда сошлось около шести сот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу; и Иоанн увидел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда посетители разошлись и служители сели за трапезу, искали повсюду сего ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий преподобный авва Иоанн сказал: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».
Одним из плодов ученых занятий преподобного Иоанна Лествичника стала знаменитая книга о лествице добродетелей, где он раскрыл 30 ступеней восхождения по лестнице духовного совершенства.
Те, кто читал «Лествицу», могут справедливо подивиться как стройной логике, так и высоте преподаваемых в этом сочинении духовных наставлений. На Руси эту книги было принято читать за богослужением Великим постом.
В 30 словах «Лествицы» читатель познает, как страсти и добродетели связаны друг с другом, что полагает препятствие в деле спасения, а что способствует скорому духовному преуспеянию. «Лествица» погружает нас в глубины подвижнической науки из наук и искусства из искусств – деятельной борьбы с ветхим человеком, со страстями, с кознями духов злобы поднебесной – и, наоборот, указует, как, вооружившись рассуждением, с помощью Божией безопасно восходить в духовной жизни от силы в силу, от добродетели к добродетели. Вершиной совершенства, уподобляя его светлости солнечной, преподобный Иоанн полагает союз трех добродетелей: веры, надежды и любви. Вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Евангельское повествование о бесноватом отроке, исцеленном Спасителем, которое мы слышали за Божественной литургией, побуждает нас к размышлениям о вере. Вера, по слову Лествичника, все может творить и созидать, отсюда вывод: без веры все рискует подвергнуться уничтожению и разложению – векторам, преимущественно относящимся к действиям падших злобных духов.
«Один человек из народа обратился к Спасителю: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9: 17–19).
Перед этим, придя к ученикам, Господь увидел много народа и книжников, спорящих с ними. Книжники и фарисеи упорно не хотели поверить в Иисуса Христа как в Богом посланного Мессию. Ни исполнившиеся на Христе древние пророчества, ни чудеса Спасителя, ни Его преславное Воскресение не исправили их неверия. Наоборот, это только возгревало в них злобу и зависть. Гордость, злоба и зависть отсекли их от величайшего блага, данного роду человеческому, – дара общения с Богом. Так отпал некогда от Бога и верховный ангел.
Иисус сказал отцу бесноватого отрока: «“Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему”. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: “верую, Господи! помоги моему неверию”» (Мк. 9: 23–24).
Вера есть, прежде всего, дар Божий, и мы должны испрашивать этот дар в молитве
Исповедник Церкви Русской святитель Афанасий (Сахаров), проведший более 30 лет в ужасных страданиях в заключении и ссылках, указывал, что вера есть, прежде всего, дар Божий и мы, подобно апостолам, должны испрашивать его в молитве.
«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17: 5).
И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Слезы – спутники не только радости и горя, но и покаянного чувства.
Для получения дара веры, укрепления в вере мы должны предуготовить себя покаянием, перестать быть родом развращенным. Это слово «развращенный» в Евангелии обозначено греческим глаголом диастрефо, что значит не только «развращать», но и «поворачивать (с ног на голову), искажать, приводить в замешательство, опрокидывать».
Зачастую искаженное понимание того или иного явления нашей жизни укореняется в сознании, в духовном настрое человека и препятствует ему, подобно книжникам, уверовать в Евангелие. Люди могут настолько развратиться в своем разуме, что просто не хотят, чтобы Бог существовал. Потому что Бог мешает им жить свободно – по свободе диавола, а не той свободе, которую дарует нам Дух Божий. Родом развращенным могут стать и огромные группы людей, народы, цивилизации. Это мы узнаем из Священного Писания, да и реалии настоящего времени, когда крайние по своей мерзости формы греха возводятся в норму могущественными многомиллионными государствами, наводят на подобные размышления.
Но Господь, совершенная Кротость и Любовь, не отсекает никого от возможности прийти к Нему, а кротко увещевает: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).
Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что Бог каждому человеку предлагает дар веры. Но человек свободен принять или отвергнуть Божий дар.
Вера, основанная на рациональном опыте, имеет малую цену. Настоящая вера рождается из внутреннего порыва
Вера, основанная на рациональном опыте, имеет малую цену; она ближе к привычному для нас знанию.
«Ты поверил, потому что увидел Меня, – говорит Спаситель апостолу Фоме. – Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Настоящая вера рождается из внутреннего порыва, подобно парящей в небесных высях птице, возводит нас горе на крыльях поста и молитвы. Сам Спаситель учит нас, что избавиться от пленения действиями бесовскими мы можем не иначе, как через две эти добродетели: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29).
Внутренний порыв, исполненный решимости, питает веру и порой творит чудеса. Вспомним хотя бы решимость и веру хананеянки, дочь которой жестоко бесновалась. «О, женщина! велика вера твоя, – сказал ей Спаситель, – да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15: 28).
Братья и сестры, сегодняшнее евангельское повествование содержит в себе и поучительное указание на проблему отцов и детей. Без покаянного подвига, без живой веры, слезной молитвы родителей никакие воскресные школы, церковные курсы, формальные посещения богослужений не смогут воспитать детей. Не случайно говорят: нет проблем детей, есть проблемы родителей. И даже если дети уже отступили от ограды церковной, направили стопы в страну далече, пленены лукавыми бесами, вспомните отца несчастного отрока и, припав к Спасителю, возопите к нему не с малой, а великой верой хананейской жены: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
И пусть вера будет нашим неотлучным спутником, путеводителем и, по слову преподобного Иоанна Лествичника, лучом света на небосклоне.
Сто лет назад замечательный русский поэт великий князь Константин Романов (К.Р.) написал удивительное по своей силе и выразительности стихотворение, посвященное святой вере:
О, вера чудная, святая,
Ты чудоточная струя,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря!
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай!
Дай нам всем Господь совершить поприще Великого поста в лучах просвещающего всех Света Христова, верою и любовью достигнуть океана света – праздника Воскресения – не только здесь, на земле, через три недели, но и в невечернем дни Царствия Спасителя.
Дары Божии
. Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам, полагать душу свою за ближнего и подобное – суть дары Божии, ниспосылаемые произволяющим получить их от Бога, старанием, делати и хранити ( Быт. 2, 15 ), как сказано было Адаму; чтобы дары пребывали, (хранимые) благодарением к Благодетелю (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 174).
Дарования Божии приходят сами собою, если найдут место чистым и нескверным (прп. авва Исаия, 59, 48).
Каждому, но мере веры, даются от Бога дарования на пользу (свт. Василий Великий, 7, 365). Источник.
Поелику дарования Духа различны, и как один не может принять всех дарований, так и все приемлют не одно и то же дарование, то надобно каждому целомудренно и с благодарением пребывать в данном ему даровании, и всем быть согласными между собою в любви Христовой, подобно членам в теле. А потому низший по дарованиям, в сравнении с превосходящим его, не должен отчаиваться, а высший – презирать меньшего. Ибо разделившиеся между собою и восстающие друг на друга достойны погибели (свт. Василий Великий, 7, 368).
Кто какой бы то ни было дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант (свт. Василий Великий, 9, 206).
. Беду навлечет на себя тот, кто, получив от Бога телесную силу для пользы общей, не употребит ее в дело и скроет (свт. Василий Великий, 9, 386–387).
Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога ( 1Кор. 4, 7 ); и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему; и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила (при. Ефрем Сирин, 30, 182). Источник.
Господь дары Свои дает в меру, соразмеряя с силами приемлющего; дает Себя и видеть по мере сил нашего ока, и слышать по мере сил нашего слуха, и славословить по мере сил наших уст, дает Он и мудрость по мере сил нашего языка (прп. Ефрем Сирин, 34, 400). Источник.
. Хотя мы имеем благодать различных дарований, однако все они даются для служений Церкви (прп. Ефрем Сирин, 36, 50).
. Действие Божией благодати открывается в человеке, и приемлет он дарование Духа Святаго, какого сподоблена бывает душа верная, только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний, когда свободное произволение испытано будет всякими скорбями (прп. Макарий Египетский, 66, 74–75).
. Разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли Дающего (свт. Иоанн Златоуст, 44, 327). Источник.
. Когда Господь говорит: «Пошлю вам Святаго Духа», то это значит: дар Духа. Иное – сила, которая дается, и иное – Дух, Который дает (свт. Иоанн Златоуст, 44, 895).
(Господь) безотлагательно награждает нас великими дарами, только бы мы показывали в себе искреннюю веру. и никогда не колебались в помыслах, но имели дух постоянно твердый (свт. Иоанн Златоуст, 47, 406).
Не считай ничего своим. Обладаешь ли словом и даром учительства? Не думай, что ты чрез это имеешь что-нибудь больше других. Потому в особенности ты и должен смиряться, что удостоился больших даров (свт. Иоанн Златоуст, 52, 277).
В этом преимущественно и заключается действие Промысла Божия, что Бог предлагает дары Свои всем без различия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 504).
не только даровал нам честь, но и соделал нас сильными к принятию ее (свт. Иоанн Златоуст, 54, 370).
. Иногда не получали и люди, проводившие хорошую и чистую жизнь. Для чего же? Для того, чтобы они не преткнулись, чтобы не возгордились, чтобы не сделались нерадивыми, чтобы не стали слишком превозноситься (свт. Иоанн Златоуст, 55, 34).
. Дары различны, и не всем дается одна благодать Святаго Духа, а к какой кто сделает себя своим усердием или старанием способным и достойным (прп. Иоанн Кассиан, 56, 82).
. Дарования даются не просто, ею по мере предуготовления разума в приемлющих (прп. Исидор Пелусиот, 60, 334).
Блаженна душа, чрез жаждание Бога истинно уготовившая себя к принятию даров Его, потому что Он ни в чем не оставляет такой души, но во всем покровительствует ей, даже и в том, о чем она по неведению не просит Его (прп. авва Зосима, 90, 120). Источник.
Кто имеет какое-либо духовное дарование и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар (прп. Марк Подвижник, 68, 8). Источник.
Не хвались много, о человек, богатством, которое ты без труда получил, но знай, что Раздаятель даров, предвидев великое твое повреждение, немощь и погибель твою, восхотел хотя как-либо спасти тебя превосходными оными дарованиями, не заслуженными тобою (прп. Иоанн Лествичник, 57, 181). Источник.
Некоторые, по непостижимому Божию Промыслу, получили духовные дарования прежде трудов; другие в самых трудах, иные после трудов, а некоторые уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее прочих? (прп. Иоанн Лествичник, 57, 191). Источник.
Некоторые больше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарования, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, которые сокровенны и потому безопасны от падения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 192). Источник.
Некоторые из братии думают, что они не могут иметь даров Духа Святаго, ибо по нерадению об исполнении заповедей не знают, что имеющий истинную веру во Христа имеет в себе сокращенно все дары Божии. Но поскольку мы, по безделью нашему, далеко отстоим от деятельной к Нему любви, которая показала бы нам Божественные в нас сокровища, то справедливо почитаем себя чуждыми даров Божиих (прп. Максим Исповедник, 90, 223).
. Живущий не для себя, а для Бога бывает исполняем Божественных даров, которые не всегда явны бывают по причине угрожающего нападения страстей (прп. Максим Исповедник, 90, 231).
Дух страха Пожил есть воздержание от злых дел; дух крепости есть усердное стремление и движение к энергичному исполнению заповедей, дух совета есть навык различения (добра и зла), по коему разумно исполняем заповеди, отревая от лучшего худшее; дух благочестия есть непогрешительное видение образов творения добродетелей, по коему действуя никогда не отступаем от здравого суждения разума; дух ведения есть верное понимание заповедей и разумных оснований их, на коих стоят и образы добродетелей; дух разума есть сосложение с образами и основаниями добродетелей (решимость исполнить первые и действовать по вторым) или, лучше сказать, претворение (себя по ним), по коему совершается срастворение естественных сил с образами и основаниями заповедей; дух премудрости есть восторжение к Причине сущих в заповедях духовнейших разумений, и соединение с Нею, в силу коего, неведомо как, посвящаемы бывая, сколько это доступно людям, в сущее в Боге разумение вещей, сообщаем его другим людям речью, бьющею из сердца, как из некоего источника (прп. Максим Исповедник, 90, 276–277). Источник.
. Получившие духовный дар от Бога долг имеют неоскудно передавать его прежде других детям своим духовным, потом друзьям, знаемым и слугам, а далее и сторонним, богаты ли они или бедны, слово ли премудрости кто получил, или слово разума, или дарование исцелений, или предстательство о душах, или силу помогательную, или рассуждение управительное. И вся кий из тех, которые учат или делают что-либо для других, пусть ведает, что никто из них не будет похвален и не получит воздаяния за то, что делает, но строго будет истязан, осужден и наказан за все, что пропустит сделать (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 95).
Пока естественные наши силы бесчинно держат себя между собою и распадаются на многие скопы, до тех пор мы не можем быть причастными и сверхъестественных даров Божиих. Оставаясь же непричастными их, мы далеко негде стоим и от таинственного священнодействия, совершаемого мысленным деланием ума на небесном жертвеннике. Когда же мы, ревностно проходя священные подвиги, очистимся от чувственных влечений и силою Духа соберем воедино образовавшиеся в нас скопы, тогда и неизреченных Божиих благ бываем причастны, и Божественные таинства таинственного священнодействия ума достойно возносим Богу Слову на пренебесный мысленный жертвенник Божий, как зрители и священнослужители бессмертных тайн Его (прп. Никита Стифат, 92, 159).
Не ищи преподания тебе дарований, если они не способствуют спасению и сохранению смиренномудрия. (прп. Феогност, 90, 388).
Святый Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов. (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 83). Источник.
Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 167). Источник.
После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится». Утром, по Промыслу Божию, приходит к нему человек с больной женой, страдавшей раком груди. Муж неотступно просил авву о ее исцелении. Тогда святой возложил руку на женщину, осенил грудь ее крестным знамением, и она тотчас получила исцеление. С тех пор Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и по смерти его (102, 73). Источник.
В стране Саворской жил некий инок – христолюбивый, нищелюбивый и милостивый; молодой возрастом и старый разумом. Этот инок носил имя Мартирий и проводил святую жизнь. Он имел обычай ходить в соседний монастырь к своему духовному отцу, чтобы вместе с ним изливать молитвы пред Господом. И вот, когда однажды, по обычаю, Мартирий шел к своему духовнику, он встретил на пути лежащего нищего, всего покрытого струпьями. Нищий намеревался идти туда же, куда шел и Мартирий, но сил у него не было. Мартирий сжалился над ним, разложил на земле свою мантию, положил на нее нищего и понес его на своих плечах. Когда он, со своею ношею, пришел к монастырю, духовник встретил его и, как прозорливец, исполненный Духа Святаго, громко воззвал к бывшим с ним монахам: «Спешите скорее, отворите врата монастырские! Ведь Мартирий грядет, Бога неся!» Мартирий же, подойдя к вратам, снял с себя свою ношу и хотел поднять нищего с земли, но оказалось, что на мантии никого не было. И вдруг послышался голос: «О, Мартирий, ты не презрел Меня на земле, а Я не презрю тебя на небесах! Ты ныне на Меня воззрел милостиво, а Я тебя во веки помилую!» Подняв голову Мартирий увидел возносившийся на небо образ Господа нашего Иисуса Христа.
Когда Мартирий вошел в монастырь, духовный отец спросил его: «Брат Мартирий, где же Тот, Которого ты нес на раменах своих?» Мартирий отвечал: «Если бы я знал, отче, кто Он, я бы простерся у ног Его». Весть о чудном видении тотчас же разнеслась по монастырю. Духовник же еще спросил Мартирия: «Тяжело ли тебе было, чадо, нести нищего на плечах твоих?» «Нет, – отвечал Мартирий. – Когда я нес, то никакой тяжести не чувствовал, ибо нес Носящего меня и Того, Который словом Своим все содержит» (112, 386).
Авва Милисий, проходя по одному месту, увидел, что люди содержат монаха, как совершившего убийство. Старец, подойдя, расспросил брата и, узнав, что он оклеветан, сказал держащим его: «Где убитый?» Те показали ему мертвого. Авва повелел всем молиться. Когда же он сам простер руки к небу, мертвый воскрес. И спросил его старец: «Скажи нам, кто убил тебя?» Тот рассказал: «Войдя в церковь, я дал деньги пресвитеру, а он задушил меня и бросил в монастырь аввы. Но я прошу вас взять у него деньги и отдать их моим детям». Тогда сказал ему старец: «Ступай, спи, пока не приидет Господь и возбудит тебя». И он тотчас опять почил (97, 440–441).
Некая женщина была больна раком и, узнав об авве Лонгине, захотела встретиться с ним. Он жил в девяти милях к западу от Александрии. Когда же искала его женщина, случилось сему блаженному собирать дрова. Увидев его, женщина спросила: «Авва, где живет раб Божий, авва Лонгин?» Он же сказал: «Чего ты хочешь от него? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что тебе нужно?» Женщина же показала больное место. Старец, перекрестив его крестным знамением, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя, авва Лонгин же не может помочь тебе». Женщина ушла, поверив слову, и вскоре была исцелена. Источник.
Когда же она рассказала о своем исцелении и указала приметы старца, то все поняли, что это и был сам авва Лонгин (97, 437–438).
В иной раз еще принесли к авве Лонгину бесноватого. Он же сказал принесшим: «Я не могу ничего сделать вам, но лучше идите к авве Зенону». Авва Зенон стал на молитву и начал теснить демона, изгоняя его. Демон же вскричал: «Может быть, думаешь ты, что ради тебя выхожу? Вот авва Лонгин молится, говоря на меня Богу, и, страшась его молитв, я выхожу, а тебе и ответа не дал бы я» (97, 438).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Говорили об авве Макарии, что, идя из Скита и неся корзины и утомившись, он сел и молился, говоря: «Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет силы». И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел (97, 439).
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.