Содержание
Молитва «Многая лета» и ее значение
Провозглашение «Многая лета» — это поздравительная молитвенная форма, применяемая во время престольных праздников. Каждый год эти слова звучат на богослужениях в церкви. Обычный человек скажет «Поздравляю», а православный — «Лета многое». Дословный перевод фразы — «Многие годы».
Отличие между ежедневными молитвами и провозглашением «Многие годы» кроется в том, что последний текст поет на богослужении православный хор. Прихожане повторяют эти слова, поздравляя друг друга.
Поздравления с престольными праздниками
Теплая атмосфера очень важна для поздравления с Днем Рождества. Все прихожане — братья и сестры, поэтому нужно собираться вместе и радоваться каждой минуте Рождества Христова. С Покровом тоже принято поздравлять людей — Господь приветствует подобные деяния, они полезны для православной души. Восклицание «Многая лета» предназначено для поздравления:
Услышать фразу «Лета многая» любому священнику будет приятно. В официальной обстановке диакон приветствуется словами «Ваше преподобие», архимандрит — фразой «Ваше Высокопреподобие». Многие прихожане этого не знают, так что учите свод церковных правил.
Во многих церквях организуются праздничные трапезы с участием священников и приглашенных гостей. Все священнослужители рассаживаются в порядке старшинства, дорогой гость при этом будет посажен ближе к головной части стола. Обычно проходит богослужение, поются «Многие годы», после чего гости удаляются в приходскую трапезную. В этой части мероприятия могут участвовать:
- председатель приходского совета;
- алтарник;
- чтец;
- псаломщик;
- члены совета;
- певчие;
- почетные гости.
Молитва «Многая лета» также поется и в ряде других торжественных случаев. Услышать текст «Многие годы» вы можете в период архиерейских богослужений и вседневной вечерни. Годами это песнопение обращено к священнослужителям, восславляющим в храмах Господа. У православных греков, на южной земле, этими словами священник может приветствовать паству. При поздравлении с Днем Ангела упоминаются имена святых. За праздничным столом должен читаться тропарь, посвященный конкретному православному имени.
Вне зависимости от года особое место у православных людей занимает таинство брака. Христе Сыне Божий всячески поощрял бракосочетания в пределах христианской церкви. Процесс православного бракосочетания может выглядеть следующим образом:
- Производится обряд церковного венчания, в ходе которого читается молитва «Многая лета».
- Молодые возвращаются в отчий дом, их встречают хлебом, солью да иконой.
- Шафер осуществляет сбор денег (средства идут на дела, угодные Господу).
- Проходит застолье, все тосты и поздравления должны быть духовными (многие годы браку, обязанности супругов, любовь и построение истинно христианской семьи).
Важный момент: церемония должна быть благочестивой. Гости и молодожены во всем соблюдают умеренность. Чтобы прожить многие годы в достатке, необходимо думать о Боге и строить христианскую, соблюдающую религиозные установления, семью.
Текст молитвы «Многая лета»
Молитвенный текст «Многая лета» провозглашается диаконом и имеет формат речитатива. «Многие годы» имеют и вторую (основную) часть, которую поет хор. Полный текст произведения мы приводим ниже:
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!
Многая, многая, многая лета! Многая, многая, многая лета! Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи! Многая, многая, многая лета! Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон! Многая, многая, многая лета! Многая лета!
Существует и видоизмененная форма прославления «Многая лета». Эта версия многолетия произносится после отпуста (в случае праздничной утрени), Первого часа и Литургии. Слова такие:
Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!
Исполнение молитвы православным хором
Как вы уже поняли, «Многая лета» исполняется православным хором. Первый фрагмент — сольный речитатив. Голос диакона усиливается постепенно — это достигается посредством длительной практики. Вторую часть Многолетия берет на себя хор. При этом прихожанам не возбраняется тихо подпевать, если они знают слова молитвы и не мешают окружающим.
Хор не во всех случаях бывает церковным. Так, в день Ангела молитва поется присутствующими на торжестве гостями — все они дружно славят именинника. Обычно это происходит в конце трапезы, когда виновник торжества благодарит гостей за внимание к себе и душевные поздравления. Как видите, учить слова данной молитвы придется в любом случае, поскольку текст имеет важное обрядовое значение.
Предлагаем вам послушать молитву «Многая Лета» в исполнении Александра Торчилина и хора Свято-Даниловского монастыря:
Александр Торчилин и Праздничный мужской хор Московского Даниловского монастыря. Многая лета
Благодарение за всякое благодеяние Божие
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь, глас 4-й 1
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 3-й 1
Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.
Богородичен 1
Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.
Песнь хвалебная святителя Амвросия Медиоланского 1
Молитва ко Господу 2
Благодари́м Тя, Го́споди Бо́же наш, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же от пе́рваго во́зраста до настоя́щаго в нас, недосто́йных, бы́вших, о и́хже ве́мы и не ве́мы, о явле́нных и неявле́нных, я́же де́лом бы́вших, и сло́вом: возлюби́вый нас, я́коже и Единоро́днаго Твоего́ Сы́на о нас да́ти изво́ливый. Сподо́би и нас досто́йны бы́ти Твоея́ любве́. Даждь сло́вом Твои́м му́дрость и стра́хом Твои́м вдохни́ кре́пость от Твоея́ си́лы, и а́ще что хотя́ще или́ не хотя́ще согреши́хом, прости́, и не вмени́ и сохрани́ ду́шу на́шу свя́ту, и предста́ви ю́ Твоему́ престо́лу, со́весть иму́щу чи́сту, и коне́ц досто́ин человеколю́бия Твоего́. И помяни́, Го́споди, всех призыва́ющих и́мя Твое́ во и́стине: помяни́ всех, бла́га или́ сопроти́вная нам хотя́щих: вси бо челове́цы есмы́, и всу́е всяк челове́к. Те́мже мо́лимся Тебе́, Го́споди: пода́ждь нам Твоего́ благоутро́бия ве́лию ми́лость.
Перевод: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за все благодеяния Твои, которые с самого детства до нынешнего дня над нами, недостойными, совершились: о тех, что мы знаем и не знаем, о явных и сокрытых, делом бывших и словом. Ты так возлюбил нас, что и Единородного Твоего Сына за нас отдать благоволил. Сподоби и нас быть достойными Твоей любви. Даруй нам словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы, и если мы в чём вольно или невольно согрешили, прости и не вмени. И сохрани душу нашу в святости, и поставь её пред Твоим престолом имеющей чистую совесть, и дай ей конец, достойный человеколюбия Твоего. И вспомни, Господи, всех призывающих имя Твоё во истине: вспомни всех, желающих нам доброго или враждебного: ибо все мы люди, и суетен всякий человек. Поэтому молимся Тебе, Господи: подай нам Твоего милосердия великую милость.
Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского 3
Иная молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского 4
Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.
Молитва ко Пресвятой Троице святого праведного Иоанна Кронштадтского 5
О, Троице, Боже наш, про́стое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троице, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троице! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забываешь и не забудешь нас; ибо Ты Сам сказал: если и женщина забудет чадо свое – Я не забуду тебя ( Ис.49:15 ), то есть не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя.
Как читается молитва многая лета
Провозглашается диаконом в форме сольногоречитатива с постепенным усилением и подъёмом голоса:
Бл҃годе́нственное и҆ ми́рное житїѐ, здра́вїе же и҆ спⷭ҇нїе и҆ во все́мъ бл҃го́е поспѣше́нїе, пода́ждь гдⷭ҇и рабꙋ̀ твоемꙋ̀, ны́нѣ тезоимени́томꙋ и҆́мⷬ҇къ, и҆ сохранѝ є҆го̀ на мнѡ́гаѧ и҆ бл҃га̑ѧ лѣ̑та!
(Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!)
Хор в ответ обычно поёт:
Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та!
Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та!
Сохранѝ є҆го̀, гдⷭ҇и! Да́рꙋй є҆мꙋ̀, гдⷭ҇и!
Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та!
Кр҃їе є҆ле́исон, хрⷭ҇тѐ є҆ле́исон!
Мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ, мнѡ́гаѧ лѣ̑та!
Мнѡ́гаѧ лѣ̑та!
(Многая, многая, многая лета!
Многая, многая, многая лета!
Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи!
Многая, многая, многая лета!
Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон!
Многая, многая, многая лета!
Многая лета!)
По указанию Типикона многолетие после Перваго часа или после отпуста праздничной утрени, а также после Литургии поётся в следующей форме:
Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!
На архиерейских богослужениях, в кафедральных соборах, в ставропигиальных храмах, монастырях и их подвориях к многолетию добавляются слова:
Чаще других в храмах и в концертах духовной музыки на эстраде звучат многолетия Д. С. Бортнянского, С. С. Прокофьева, В. Титова.
- Заболотная Н. В. Многолетие // Большая российская энциклопедия. Том 20. Москва, 2012, стр. 544.
ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРЕСТОЛЬНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ
В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан.
За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него — следующий по старшинству священник. По левую — священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.
На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.
Поздравления с днем Ангела.
Праздничный стол,
подарки
Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня — день тезоименитства, день Ангела.
Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.
Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.
Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.
На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.
Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.
Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.
Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана — иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.
Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.
При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное — помощи небесного заступника.
Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.
Свадебные поздравления и подарки
Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, — от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.
После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.
Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.
Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью — домашнюю церковь.
Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.
Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.
Поздравление может выглядеть так:
Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.
Мир и Божие благоволение да будет с вами.
Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!
Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.
Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!
Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.
С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.
Глубокоуважаемый отец Георгий!
Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.
Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом — предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!
Дорогие Константин и Анна!
Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.
- председатель приходского совета;
- алтарник;
- чтец;
- псаломщик;
- члены совета;
- певчие;
- почетные гости.
Вне зависимости от года особое место у православных людей занимает таинство брака. Христе Сыне Божий всячески поощрял бракосочетания в пределах христианской церкви. Процесс православного бракосочетания может выглядеть следующим образом:
Важный момент: церемония должна быть благочестивой. Гости и молодожены во всем соблюдают умеренность. Чтобы прожить многие годы в достатке, необходимо думать о Боге и строить христианскую, соблюдающую религиозные установления, семью.
Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение, подаждь Господи рабу твоему, ныне тезоименитому (имярек), и сохрани его на многая и благая лета!
Многая, многая, многая лета! Многая, многая, многая лета! Сохрани его, Господи! Даруй ему, Господи! Многая, многая, многая лета! Ки́рие эле́исон, Христе́ эле́исон! Многая, многая, многая лета! Многая лета!
Великаго господина и отца нашего Кирилла, / Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, / и господина нашего преосвященнейшаго (имя рек), / митрополита (или архиепископа, или епископа, егоже есть область), / богохранимую страну нашу Российскую, / настоятеля, братию и прихожан свята́го храма сего́ (или: всечестна́го игумена с братией святыя оби́тели сия́),/ и вся православныя христианы, / Господи, сохрани их на многая лета!
Хор не во всех случаях бывает церковным. Так, в день Ангела молитва поется присутствующими на торжестве гостями — все они дружно славят именинника. Обычно это происходит в конце трапезы, когда виновник торжества благодарит гостей за внимание к себе и душевные поздравления. Как видите, учить слова данной молитвы придется в любом случае, поскольку текст имеет важное обрядовое значение.
Александр Торчилин и Праздничный мужской хор Московского Даниловского монастыря. Многая лета
Вы можете оставить свою просьбу о молитве, на которую откликнутся Ваши братья и сестры, а так же поздравить их с праздниками и с причащением Святых Тайн.
Вспомните слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20-21).
«Будешь молиться за других, а за тебя все Небо будет ходатайствовать».
свт. Иоанн Кронштадтский
Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всем благое поспешение подаждь, Господи, рабу Твоему Владимиру и сохрани его на Многая и Благая лета!
Спаси и сохрани нашего президента Владимира Путина!
Какие еще «многая лета», когда мне в другую сторону?
Бабушка обладала характером, способным остановить танковую бригаду на марше. Ее боялся и уважал мэр города, которого она однажды укусила за палец в знак протеста против проводимой социальной политики, но которого раньше спасла, когда тот был при смерти и требовалась срочная операция на головном мозге. Ее боялся и уважал начальник полиции, которого она в свое время взяла из детдома и вывела в люди. Вообще ее все уважали и побаивались, но главное – любили.
Пришедшие на празднование 90-летия гости надеялись, что хотя бы в честь праздника она будет помягче. Она и тут не сдалась, снова всех поразила: взяла и расплакалась – не от умиления и благодарности за нежные чувства, а от «всей этой лжи, которую вы на меня тут выливаете со своим шоколадом и мармеладом. Зачем вы желаете мне гулять на свадьбах праправнуков, когда прекрасно знаете, что не доживу, а если доживу, то только из протеста? Какие еще «многая лета», когда мне в другую сторону? Желайте мне чего-нибудь другого, понятно?» В общем, озадачила растерянных гостей. Правильно и сделала, по ее словам: «За любовь и уважение, конечно, спасибо, но врать-то мне, старой, зачем? И себя еще обманывать?» Преподала урок.
– Батюшка, крики на юбилеях людей, которым 70, 80 лет: «Многая лета!», «Ты еще на моей свадьбе должен погулять!» — нет ли в этом фальши?
Протоиерей Александр Лебедев
– Праздничные здравицы лично у меня вызывают двоякое чувство: с одной стороны, чувствуешь явное несоответствие того, что говорят о тебе и тебе, с тем, что ты собой представляешь на самом деле. Думаю, ни один здравомыслящий человек не отнесет к себе всерьез ту похвалу, которая на нас выливается с самыми искренними чувствами в дни юбилеев и именин.
С другой стороны, невозможно не испытывать признательности к тем людям, которые выражают тебе самые лучшие чувства, выражают, повторюсь, искренне. Пусть и режет слух порой этакая залихватская заздравность пожеланий, но таковы особенности жанра. Безусловно, конструктивная критика полезней безудержной похвалы, но на застолье она как минимум неуместна и, соответственно, бесполезна. Так что положение, как говорится, обязывает: одних произносить, а других – слушать пожелания, сомнительные в своей содержательности, но несомненные в своей искренности.
Однако искренне желать весьма пожилому человеку многих лет, при полном обоюдном осознании несбыточности желаемого, трудно, если не сказать – невозможно. Вот это-то и удручает. Один кривит душой, желая жить столько и еще раз столько, другой неизбежно чувствует это двоедушие и лицемерие. Это не может не отравлять чувство праздничной радости.
Поэтому я посоветовал бы выбрать несколько другую тему для тоста. Например, благодарность. Это ведь замечательно, если мы можем с признательностью сказать человеку о том, как он нам дорог, о том, как много хорошего он вносит в нашу жизнь, и спасибо ему за это, и дай Бог, чтобы наше с ним общение длилось дальше и дольше – чем не тост?
Долголетие, здоровье, счастье в его сугубо земном значении – вот что ценно, вот на что направлены жизненные стремления собравшихся за столом. Поэтому пожелания в рамках этой тематики принимаются «на ура».
– Почему люди, прекрасно зная, что они смертны, тем не менее, старательно желают новых и многих лет?
– Это же очевидно: человек боится смерти. А смерти мы боимся, потому что воспринимаем ее в первую очередь как потерю. Мы обрастаем привязанностями, зависимостями, пусть мы и постоянно чем-то недовольны, но эта земная жизнь нас устраивает, мы ею дорожим и боимся потерять.
Говорят, что ожидание неприятностей хуже самих неприятностей, поэтому мысли о том, что нам когда-то предстоит расстаться с этой жизнью, способны отравить существование человека. Вот и срабатывает защитный рефлекс – человек просто предпочитает не задумываться об этом, поступает подобно страусу, прячущему голову в песок. Как только ты опасности не видишь – ее как бы и нет. Для страуса это, может быть, и нормальное поведение, но не для людей.
О смерти надо думать, к ней нужно готовиться – это отдельная и большая тема, которая должна разрабатываться каждым человеком в течение всей жизни.
Движение человека только тогда можно назвать осмысленным, когда он знает цель, к которой идет, и этой целью выверяет свой путь. Жизнь наша только тогда имеет смысл, когда мы осознаем, что движемся к смерти, и этой мыслью поверяем качество наших поступков.
Смерть каждым человеком переживается дважды. Первый раз – когда мы после девяти месяцев пребывания в материнской утробе рождаемся на свет. Мы теряем при этом все, к чему привыкли – тепло и уют нашего мира исчезает, мы рождаемся в мучениях: яркий свет нас ослепляет, а воздух разрывает легкие, мы кричим далеко не от радости – от боли. И все же это не конец, а начало. Начало новой жизни, во много раз более богатой и насыщенной, нежели та, которой мы жили до того.
Вторая смерть нам предстоит в будущем, она тоже нас лишит того мирка, к которому мы привыкли. Но она также дарует нам возможность новой жизни. Апостол Павел, для которого Бог как-то приоткрыл завесу будущего, сказал о ней так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
– Как вести себя на подобных юбилеях – и «тостующим», и «тостуемому»?
– У привычных для нашего слуха юбилейно-именинных благопожеланий есть большой недостаток – они пусты и бесполезны. Хоть сто, хоть тысячу лет пожелай жить человеку, хоть кучу денег, хоть вагон здоровья – от твоего пожелания не изменится ничего. Наши пожелания – пустышки, не подкрепленные реальной возможностью улучшить или продлить жизнь кому бы то ни было. Они ласкают слух, и только.
Однако христианские здравицы совершенно не такие: они обращены к Тому, в чьих руках жизнь каждого человека, к Тому, в чьей власти подать и долголетие, и «во всем благое поспешение». По крайней мере, они должны быть обращены к Богу, если мы – христиане. Мы не только желаем, мы можем реально содействовать тому, чтобы наши пожелания воплотились, – мы молимся Тому, Кто сказал: «Просите, и дастся вам».
Поэтому – как вести себя? Я думаю, искренне радоваться и благодарить Бога за то, что Он свел тебя с таким человеком, и молиться о нем, искренне молиться. Улыбка и радость в этом случае будут помогать молитве. Не повредят и шашлык с тортом и прочие земные радости, если в меру, конечно.
Достойно есть. Молитва
Молитва «Достойно есть»
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
«Достойно есть» на церковнославянском языке
- Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
- Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке
Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.
История молитвы «Достойно есть»
Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.
Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.
После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.
В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».
В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.
Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.
Икона Богородицы «Достойно есть»
Видео Молитва «Достойно есть»
Многая и благая лета текст молитвы на русском языке
Многая Лета (исполнитель: С Днем Рождения. )
Видео к песне:
Войти в Tekstovoi.ru
Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.
Многая и благая лета текст молитвы на русском языке
Многая лета вам на земле (Кикта), соло Евгений Зайчиков (исполнитель: Хор МДА, регент игумен Никифор )
Войти в Tekstovoi.ru
Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.