Содержание
Как правильно молиться и читать молитву православным?
Невозможно представить себе верующего православного человека без молитвы. Это главная составляющая всей наше веры, потому что именно молитва способна соединить человека с Господом, возвысить к Нему нашу душу. К сожалению, на практике очень многие христиане не знают, как же правильно возносить к Богу свои мольбы. Так какой же должна быть настоящая православная молитва и как она читается? Попробуем разобраться в этой статье.
Молитва как встреча с Богом
Начиная практику церковной жизни, большинство новообращенных христиан воспринимают молитву как некий инструмент получения желаемого. Человек приходит к Господу и буквально требует различных благ для себя или своих близких. В ответ даются обеты вести благочестивую жизнь, соблюдать заповеди. И получается своего рода бартер — я себя хорошо веду, а Бог за это дает мне все желаемое.
Это очень распространенный подход, однако, он совершенно чужд православию. Молитва нужна не Господу, чтобы узнать о наших нуждах — Он и так всеведущ и знает все о душах человеческих. Она нужна самому человеку, чтобы познать Бога и соединиться с Ним. Именно это есть главная и основная цель чтения священных текстов.
Другими словами, можно сказать, что молитва ценна не фактическим результатом в виде получения просимого, а самим процессом, как возможностью побыть вместе с Богом. Мы своим небольшим умом не способны полностью понять всю сущность Бога, но у нас есть Христос — Бог Воплощенный.
Важно! Великое дарование нам Иисуса Христа в виде человека позволяет нам увидеть и конкретизировать необъятного Создателя. Человек знает, каким был и есть Бог, и может напрямую к Нему обратиться.
К сожалению, соединение со Всевышним нам доступно не всегда. Очень часто между человеком и Господом существует значительная преграда, из-за чего мы не чувствуем смысла в молении. Важно понимать, что эти барьеры ставит не Бога, а сам человек. Своими грехами, потаканием страстям, неблаговидной жизнью мы сами воздвигаем стену между собой и Христом. Господь всегда рядом с нами, но мы не всегда рядом с Ним.
Еще о православной молитве:
Молитва как общение
Православная вера учит, что Господь — это Живая Личность. В этом принципиальное отличие христианства от, к примеру, буддизма, в котором человек общается с безликим сверхбытием — непонятным и неконкретным. В таком случае невозможно наладить общение, поскольку для этого нужны две конкретных стороны.
В христианстве человек имеет нечто большее, чем сверхбытие, высший разум или абстрактная вселенная. Человек соприкасается с Живым Богом, конкретной Личностью, с которой можно общаться, говорить, которую можно любить.
Любое общение предполагает диалог, и молитва — не исключение. Кроме того, что посредством моления человек говорит с Богом, точно так же существует и обратная связь — Бог говорит с человеком. Не всегда ответы бывают быстрые и сразу понятные, но искреннее вопрошение никогда не останется без ответа.
Если нам кажется, что Господь совсем никак не отвечает на наши моления, значит, мы не до конца настроились на общение с Ним. Человек должен понимать — чтобы впустить Господа в свою жизнь, надо освободить для Него там место.
Очень часто вся наша жизнь настолько заполнена суетой, мелочной заботой о бытовых делах, погоней за богатством, что мы просто не способны услышать ответ Спасителя. Именно поэтому очень важно выстраивать свою жизнь согласно Божьему Промыслу. Помогает этом соблюдение Заповедей, чтение Евангелия и в общем практика православия.
Практика молитвы
С чего же начинать человеку, который только начинает свой путь воцерковления и еще не имеет молитвенного опыта? Для начала можно использовать самые простые короткие тексты, которые есть в любом православном молитвослове.
Важно! Отче Наш, Богородице Дево, радуйся, Символ веры, Иисусова молитва — это главные и основные тексты, которые должен знать наизусть и читать каждый день православный христианин.
Произносить священные слова нужно не спеша, без суеты, все мысли при этом должны быть обращены к Богу. Нужно постараться настроить свою жизнь так, чтобы ничто земное, мирское не мешало единению с Господом. Конечно же, простому человеку очень сложно будет сразу достичь подобного состояния — многие святые годами воспитывали в себе такое бесстрастие и чистоту молитвы. Однако стремиться максимально очистить свой разум и душу от всего, что мешает общению с Богом, совершенно необходимо.
Использовать можно как готовые тексты из молитвослова, так и обращаться к Богу своими словами. Еще лучше будет совмещать эти два подхода — начинать и заканчивать день определенным молитвенным правилом, а после него и в течение дня говорить со Христом как есть, от души.
Пренебрегать молитвенным правилом и готовыми текстами из молитвослова не стоит — это важный элемент дисциплины, борьбы с ленью и рассеянностью. Очень часто человек просто не знает, как ему сформулировать свое обращение ко Всевышнему, какими фразами выразить все, что накопилось в душе. В этом случае также на помощь придут готовые тексты, которые были составлены святыми.
С другой стороны, не нужно бояться или стесняться говорить с Богом своими словами. Не стоит думать, что наши мысли какие-то недостаточно духовные или слишком приземленные, поэтому стыдно проговаривать их перед Господом. Наш Отец Небесный потому так и называется, что любит нас огромной отеческой любовью. Поэтому Он готов принять и услышать каждого, кто приходит к Нему искренне и с покаянием в сердце.
Молитва о ближних и о врагах
Православный человек не может желать благ себе, не желая их своим близким и родным. Это касается как чисто житейских вещей, так и духовных дарований. Поэтому совершенно естественно и даже необходимо для верующего человека молиться не только за себя, но и за близких ему людей.
Практически такая молитва сводится к чтению специальных текстов, где перечисляются имена всех тех, кого хочет помянуть молящийся. В храме можно подавать записочки с перечнем имен — такое церковное поминовение имеет большую силу.
Молитва за ближних нужна не потому, что Бог не знает их нужд. Она нужна для того, чтобы мы принимали участие в спасении душ друг друга. Обращаясь к Богу с искренними словами за своих родных, мы показываем, что нам небезразлична их дальнейшая участь, что мы желаем им спасения и вечной жизни. И Всевышний обязательно услышит такие воздыхания, если они будут искренни.
Отдельного внимания заслуживает молитва за наших врагов. Это прямое наставление от самого Господа нашего Иисуса Христа, записанное в Евангелии. Православный человек не должен отвечать своим врагам злом за зло, а должен, наоборот, просить у Господа прощения за их плохие поступки. Такое милосердие к врагам не всем под силу, порой очень сложно простить человека, который нанес глубокую обиду. Но самый минимальный уровень, доступный любому из нас — не мстить и не желать человеку зла.
Любовь к врагам не означает, что мы должны испытывать нежные чувства к тем, кто нас обидел. Остановить поток зла, не продолжить своей местью негатив — это уже немало. В храме можно поставить свечу за здравие обидчика, попросить у Бога сил простить его, не желать зла. И даже если изначально не будет получаться не испытывать обиду, все равно стоит рассказать об этом Господу. Он обязательно поможет.
Молитва личная, семейная и церковная
Все, что было сказано выше, относилось по большому счету к личной молитве — когда человек один на один обращается ко Всевышнему либо своими словами, либо готовыми текстами из молитвослова. Это важнейший вид общения с Богом, без него невозможно стать настоящим христианином .
Совет! Именно личное общение со Христом является целью жизни каждого православного человека. Для того чтобы услышать Его в своем сердце, нужно приложить немало усилий для очищения собственной жизни.
Но человек живет в семье, и совместное семейное обращение к Богу может очень положительно повлиять на взаимоотношения. К сожалению, современный ритм жизни таков, что родные люди очень мало времени проводят вместе — работа занимает львиную долю дня. Но если есть возможность собраться всем вместе хотя бы утром перед завтраком и вечером перед ужином — очень хорошо выделить несколько минут для совместной семейной молитвы.
В Евангелии сказано, что где двое или трое собрались во имя Господне, там и Он пребывает среди них. Из этих слов мы можем понять, что моления нескольких человек вместе имеют большую силу. Поэтому в сложных обстоятельствах, болезнях, несчастьях очень важно найти верующих людей, готовых поддержать молитвенный подвиг.
Еще одной разновидностью общения с Господом является молитва церковная. Обычный верующий человек может приобщиться к ней на церковных богослужениях, которые желательно посещать хотя бы в праздничные и воскресные дни. Церковь — это земной дом Бога, и очень неправильно будет пренебрегать благодатью, которая там находится.
Как бы не решил молиться человек, главное помнить — Господь слышит всех и каждого, кто приходит к Нему с чистым сердцем, с желанием исправить свою греховную жизнь, стать лучше.
Что такое и какое бывает молитвенное правило
Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих — чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.
Для чего нужны правила
Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.
Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.
Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.
Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.
О важных церковных молитвах:
Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.
Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.
Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.
Как правильно вести себя при молитвенном общении
Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.
Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.
О молитвенных правилах:
Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:
- мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
- большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.
Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.
Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.
Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.
Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.
Молитвенное правило — закон или благодать
Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.
Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.
В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.
Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.
Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.
Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)
В помощь начинающему молитвеннику
Для православных верующих существует три молитвенных перечня.
- Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
- Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
- утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
- вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.
Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:
Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.
Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.
Моральная подготовка к совершению поклонения
Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.
Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.
Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.
По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.
Чтение молитв дома
Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.
Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)
Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.
- воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
- предоставьте под Его волю свою жизнь;
- по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
- попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
- провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.
Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.
Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.
По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.
Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.
Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.
Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.
Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.
Нужно ли читать молитвословие в течение дня
Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.
В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!» Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.
Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.
Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.
Утренние молитвы для начинающих
Важность утренних молитв для начинающих верующих сравнима с воином, выходящим на поле ратное для борьбы с врагом. Утренняя молитва в данном сравнении играет роль надёжных доспехов, защищающих души православных от злейшего врага и искушений.
Церковь сделала нам неоценимый подарок – возможность говорить с Богом посредством молитв. Поэтому каждый, кто решился выбрать путь к Господу, должен начинать свой день с короткой утренней молитвы.
Многие христиане заучивают тексты наизусть, но вначале можно воспользоваться «Молитвословом», где есть тексты утренних молитв для начинающих.
К примеру, «Отче наш» читается обязательно и утром, и вечером. Это воззвание к Господу наше озаряет наш день, внушает в нас веру и озаряет путь.
Главное – полностью погрузиться в смысл слов молитвы, забыть о суетных надеждах и тщеславии, остаться наедине с Господом нашим и излить ему душу свою. Молиться необходимо стоя, сидеть могут лишь немощные и старики. Если вы пришли покаяться в Церковь, то утренние молитвы могут совершаться в чередовании земных поклонов или стоя на коленях.
Тексты утренних молитв для начинающих
Для начинающих рекомендуют начать свой путь в православии с кратких утренних молитв.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
Песнь Пресвятой Богородице
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
Молитва ко Пресвятой Троице
От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 50
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва первая, святого Макария Великого
яко николиже сотворих благое пред Тобою;
но избави мя от лукаваго,
и да будет во мне воля Твоя,
да неосужденно отверзу уста моя недостойная
и восхвалю имя Твое святое,
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне
и присно и во веки веков Аминь.
Молитва того же святого
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю,
и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе:
помози ми на всякое время, во всякой вещи,
и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения,
и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное.
Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое,
и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва к Ангелу хранителю
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе;
укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела,
вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего,
и аще что согреших в прешедшую нощь сию,
покрый мя в настоящий день,
и сохрани мя от всякаго искушения противнаго,
да ни в коем гресе прогневаю Бога,
и молися за мя ко Господу,
да утвердит мя в страсе Своем,
и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице
святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего,
уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;
и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен.
И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий,
и от всех действ злых свободи мя.
Яко благословена еси от всех родов,
и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя),
яко аз усердно к тебе прибегаю,
скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Молитва о живых
отца моего духовнаго (имя),
родителей моих (имена),
начальников, наставников, благодетелей (имена их)
и всех православных христиан.
Молитва о усопших
благодетелей (имена их),
и всех православных христиан,
и прости им вся согрешения вольная и невольная,
и даруй им Царствие Небесное.
Окончание молитв
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».
Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.
Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.
Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.
Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.
На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.
То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.
А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.
После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.
Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».
То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.
Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.
Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».
Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.
О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».
Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».
То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.