Содержание
Что дает молитва?
Митрополит Питирим (Нечаев)
Слово в Неделю 2-ю Великого поста
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, во второе воскресенье Великого поста [1], мы вспоминаем одного из великих учителей нашей Православной Церкви архиепископа города Фессалоник Григория. Он был великим подвижником, и его труды посвящены внутреннему духовному опыту, молитве. О многих духовных вещах были споры и рассуждения в Церкви. Споры догматические, споры дисциплинарные, споры о почитании икон. И Церковь в суровой подвижнической борьбе формулировала и отстаивала истину православной веры. И вот, в частности, и о молитве тоже были споры: как молиться, какова сила молитвы и что дает молитва?
Григорию Паламе выпало на долю быть защитником подвига молитвы. И сегодня так пришлось на календарь, что мы вспоминаем и преподобных Печерских, наших родных славянских киевских угодников Божиих, которые прославились многими подвигами, но более всего молитвой. Поэтому я и хочу сказать совсем немного о молитве.
Молитва – это наша сила, молитва – это наша жизнь, молитва – это дыхание души, без которого душа человеческая умирает. Но молитва питает не одну только душу. Молитва создает то духовное общение людей, которое объединяет всех в одно. Вы вспомните, как Господь сказал, что когда двое или трое согласятся молиться вместе, то Он Сам будет среди молящихся, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Да, когда мы собираемся в храме, то Христос невидимо присутствует среди нас и слышит наши молитвы.
О чем же молиться нам, прежде всего? О мире всего мира и благостоянии Святых Божиих Церквей. С этого начинается наше богослужение. Вспомните, сегодня только за литургией и каждый день с чего начинается молитва наша общая? «Миром Господу помолимся», т.е. в мире души, примиренным духом Господу будем молиться. А второе прошение – «О мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся». Ибо там, где будет соединение, там и Христос, а где Христос – там не страшны никакие бедствия мира. Кто разлучит нас от любви Божией? – спрашивает святой апостол Павел. И отвечает: никто. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8, 38-39).
Вот так, братья и сестры, сегодня помолимся, пропоем величание святителю Григорию Паламе, а затем – преподобным Печерским угодникам, чтобы они научили нас молиться.
Есть древнее правило: заключай ум в молитву. Это значит не механически читать, это значит не о себе только молиться и составлять какие-то прошения своими словами, но привычными нам словами молиться, обращаться к Богу так, чтобы каждое слово было как от своей собственной нужды. Несколько времени тому назад мы с вами пели и учили псалом 90-й. Думаю, что вы его забыли и листочков этих у вас нет. Сейчас мы опять их вам дадим для того, чтоб вы опять вспомнили и выучили псалом 90-й наизусть. Мы сейчас готовим новое издание Псалтири, чтобы в каждом доме была эта книга. Псалтирь надо читать каждый день понемногу, хотя бы по одному псалму, потому что так душа заучивает слова молитвы. По Псалтири все русские люди получали свое первое образование – и духовное, и саму грамоту.
Итак, братья и сестры, наша первая заповедь, особенно в этот день, – помнить, что на нас лежит обязанность, данная нам Богом, обязанность, данная нам самой жизнью, жизнью нашей души, – непрестанно молиться. В дороге, в транспорте, на работе, дома – повсюду, все время в душе нашей должны, как лампада в темноте, теплиться слова молитвы. Вы слышали, как наши певчие поют молитву Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2). Словно благоухание кадила восходит к небу! Так и молитва наша, как теплая свеча, как лампада, как кадильный дым, должна постоянно овевать, согревать и просвещать нашу душу и души окружающих людей. Да поможет Господь нам за молитвы святителя Григория и преподобных наших киевских отцов. Аминь.
Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 70-72.
[1] Проповедь произнесена в храме Воскресения Словущего 14 марта 1993 г.
Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Сила молитвы
Дата публикации 04 июня 2012 . Опубликовано в Статьи по духовности
Задумывались ли вы, что такое молитва? Зачем она нужна? Как часто вы молитесь и с какой целью? Давайте поговорим о молитве и той силе, которой обладает молитва, произнесенная из сердца.Что же такое молитва?
Молитва (произнесенная вслух или безмолвная) — это установление связи с Богом, с высшей силой, со Вселенной или с Божественным Источником. Проще говоря, когда вы молитесь, вы находитесь с Ним в контакте. Для нас, человеческих существ, это способ соединиться с Источником и усовершенствовать отношения с Ним. Эта связь может не только исцелить нас, но и послужить на благо всей нашей жизни.
Большинство религий сходятся во взглядах, что существует один подлинный Источник, который заботится о вас независимо от того, кто вы и каковы ваши личные обстоятельства. Этот Источник стремится реагировать на ваши просьбы и нужды, но Он желает, чтобы вы взаимодействовали с Ним, — это должна быть двусторонняя связь, поскольку Он очень хочет помочь вам. Даже совершенно не веря в верховное божество или являясь последователем определенной религии, вы можете обнаружить себя возносящим короткую молитву благодарности независимо от того, осознаете ли вы, кого благодарите, или нет.
Молитва позволяет установить связь с чем-то, чего вы, может быть, не видите, но что действительно существует.
Какую молитву выбрать?
Когда я молюсь, я прошу о том, чтобы соединиться с Божественным Источником и почувствовать Его присутствие в своем сердце.
Вы можете выбрать любую понравившуюся вам молитву, любую известную вам молитву или же помолиться своими словами.Вы можете молиться, повторяя положительные утверждения. Повторяющийся ритм дает им силу и мощь и делает похожими на своего рода песнопение. Во многих культурах и цивилизациях песнопения — это способ обретения крепкого здоровья, они способствуют ощущению благополучия, просветлению и соединению с божественным. Повторение утверждений позволяет с помощью дыхания объединить разум, тело и душу. Вы можете создать собственные напевы, используя имена, слова, звуки, слоги или даже фрагменты текста. Дело не в том, что вы напеваете, а в желании этим заниматься, что поднимает ваши вибрации на более высокий духовный уровень. Эффект от этого необыкновенный, поскольку во время песнопения тело пронизывают волны энергии, а сердце наполняется чистой радостью.
Как форму молитвы, песнопения и барабанный бой используют в своих церемониях американские индейцы. В одних традициях молитвы могут распеваться под музыку, в других они повторяются с перебиранием четок — например, у буддистов. А кто-то устанавливает связь с Богом через медитацию.
Неважно, какой способ молитвы вы выберете, главное — начать. Не беспокойтесь о том, как это у вас получается на первых порах. Не задерживайтесь на попытках найти правильные слова или верное намерение — Бог не расстроится, даже если вам нечего сказать. Просто молитесь, благодарите Бога и устанавливайте контакт с Божественным Источником.
Зачем нужно молиться?
Молитва — это возможность высказаться, сообщить о своих проблемах, о том, что вы чувствуете и переживаете. Через молитву Источник соединяется с вашим сознанием, разумом и душой. Он хочет вашей любви. В конечном счете любовь есть высшая форма почитания.
Если вы молитесь перед сном, вы направляете все свое внимание на Божественное, очищая таким образом свой ум от ненужных мыслей. Если делать это регулярно, то вскоре вы заметите, насколько улучшился ваш сон и общее состояние. Это связано с тем, что ваш ум стал менее беспокойным.
С помощью молитвы вы можете освятить свою еду. К сожалению, эта древняя традиция наших предков почти утеряна, редко в каом доме услышишь молитву перед едой. Но люди духовные не должны забывать об этой традиции. Благословенная пища всегда пойдет на пользу.
Молиться можно не только за себя и близких, но и за все человечество. Есть практика всемирной молитвы в 21.00 по местному времени. Просто отложите все свои дела на 5-10 мин и присоединитесь к всемирному движению молитвы за все человечество. Закройте глаза и пожелайте этому миру и всем людям без исключения любви и добра.
Практикуя молитву, вы начнете по-другому воспринимать свою жизнь. Вы обнаружите, что привлекаете в свою жизнь новых, энергичных людей, и испытаете обновленное чувство внутренней уверенности, зная, что ваши молитвы будут услышаны и не оставлены без ответа. Не нужно просто сидеть и ждать ответа на молитвы. вспомните о том, что на некоторые из них вам уже были даны ответы в прошлом. Мы не всегда получаем то, что хотим, но, как правило, получаем то, в чем нуждаемся.
Начните обращать внимание на то, как удовлетворяются ваши просьбы, содержащиеся в молитвах. Может, вам подарили новую книгу, показавшую нужный ответ? Или в вашей жизни появился совершенно незнакомый человек и снабдил вас замечательным руководством? Или синхронистичность взяла вас за руку и привела к решению? Теперь вы можете несколько лучше понять смысл поговорки «Неисповедимы пути Господни». Просто молитесь и не ждите, что ответ обязательно придет тем путем, о котором вы думаете. И поблагодарите Бога, когда это произойдет.
Притча в тему:
Один человек почти совсем не был встревожен, услышав, что на деревню надвигается буря и много дней будет идти дождь. Он верил в Бога и поэтому сказал себе: Не волнуйся. Бог обо всем позаботится. Потом началась буря, день за днем шел проливной дождь. Деревню уже затапливало, вода подбиралась к окну, но человек продолжал твердить: Не волнуйся. Бог обо всем позаботится.
В тот день группа людей ходила по деревне и искала тех, кто нуждался в помощи. Они предложили этому человеку перебраться вместе с вещами в безопасное место. Но он отмахнулся от них и сказал: «Я не волнуюсь. Бог обо всем позаботится».
Дождь продолжался, и на следующий день несколько человек приплыли к нему на небольшой лодке. «Давай поторапливайся! — сказали они. — Дождь не прекращается, вода продолжает подниматься. Деревню эвакуируют — бери необходимые вещи, в лодке ты будешь в безопасности». Но человек снова отказался со словами: «Не нужно беспокоиться. Бог обо всем позаботится».
Через несколько дней вода поднялась до самой крыши его дома. Он забрался на крышу, и в этот момент над ним появился вертолет. Пилот объявил по громкоговорящей связи: «Я опускаю подъемник. Забирайся в него, и я доставлю тебя в безопасное место». Но человек, конечно же, отмахнулся от пилота и крикнул в ответ: «Нет, спасибо, сэр. Бог обо всем позаботится».
Когда дом оказался полностью под водой, человек залез на трубу. Он воздел руки к небесам и обратился к Богу: «Я все время обращался к Тебе с молитвой, так почему Ты оставил меня?» И в тот же момент раскатистый голос ответил ему: «Оставил? А кто посылал тебе жителей деревни, человека в лодке и вертолет?»
Когда лучше молиться?
Не важно, когда и как долго вы будете молиться — главное, чтобы молитва была искренней и шла из вашего сердца, а не ума. То, что вы выучите наизусть «Отче наш» и будете повторять ее сто раз в день не даст нужного эффекта. Но единожды сказанная молитва от души,похожая на крик отчаяния, когда Он единственная надежда и единственное спасение и единственная цель, тогда молитва возымеют свою силу.
Я знаю, что жизнь полна трудностей и проблем, и очень многие молятся ради того, чтобы Бог помог им решить проблемы. Старайтесь молиться не только тогда, когда вы чего-то хотите; используйте это время для выражения благодарности и признательности.
Молитесь, когда вы спокойны. Молитесь, потому что вам хочется. Молитесь, чтобы поприветствовать Бога. Молитесь, чтобы понять, как молитва работает. Молитесь просто ради самой молитвы.
Помните, что Богу — Вселенной, Божественному Источнику — все равно, как вы молитесь, на каком языке вы молитесь, главное, чтобы вы делали это из сердца и души. И тогда возникнут любовные отношения с Источником и душа соединится с ним в духовном союзе, что принесет благословенный покой, вдохновение и силу, которая будет вести вас всю оставшуюся жизнь.
Я надеюсь, молитва поможет вам в тяжелые времена, так что воспользуйтесь ее силой и мудростью.
Молитвы, которые помогают всем и всегда
Независимо от возраста, социального положения, в жизни каждого человека наступает момент, когда он остро нуждается в помощи. И именно в это время молитва становится его первым и надежным помощником – благодаря чудотворным текстам молитва поможет ему почувствовать себя защищенным, придаст силу и подарит надежду.
«Отче наш» — сила и тайна
В православном мире существуют молитвы, которые помогают всем и всегда.
Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим — из уст Божиих». (Мтф 4;4)
Молитва «Отче наш», подаренная человечеству из уст сына Божьего, помогает в любых ситуациях – в беде и горе, в момент, когда только надежда на чудо сможет спасти жизнь человеческую, остановить конфликт, исцелить от болезни, успокоить и вразумить.
Существует мнение, что человек, читающий до 40 раз в день «Отче наш», будет спасен от неминуемых страданий.
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Молитва ангелу- хранителю
К молитвам, которые обязательно помогутвам в любой жизненной ситуации относятся и те, которые обращены к вашему личному заступнику – ангелу-хранителю, невидимая связь с которым всегда убережет вас от бед и несчастий, а в трудную минуту принесет спасение и удачу. Ангел-хранитель сопровождает человека с момента рождения до самой кончины, и к кому, если не к нему обратить свои слова надежды?
Благодетель, святый ангеле, хранитель мой во веки вечные, покуда жив есть буду. К тебе взывает подопечный твой, услышь меня и низойди до меня. Как облагодетельствовал ты меня много раз, так еще раз облагодетельствуй. Перед Богом чист я, перед людьми ни в чем не провинился. Верой жил я прежде, верой буду жить дальше, а посему Господь оделил меня своей милостью и по воле Его ты меня охраняешь от всякой напасти. Так пусть же сбудется воля Господня и ты, святый, исполнишь ее. Прошу тебя о счастливой жизни для себя и домашних своих, и буде то для меня высшей наградой от Господа. Услышь меня, ангеле небесный, и помоги мне, исполни волю Божию. Аминь.
Молитва Николаю Чудотворцу
Один из самых почитаемых святых на Руси – Николай Чудотворец. Именно к нему в молитвах обращаются те, кто нуждается в помощи, кто надеется на разрешение трудных жизненных обстоятельств.
К чудотворным молитвам, которые помогают всем и всегда, обращаются родители, надеясь на удачное замужество дочерей, и начинающие предприниматели, открывающие новый бизнес, ибо благодаря своей чистой душе и святости, Николай помогает всем страждущим:
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва об удаче
В искреннем обращении к Богу и Святым можно просить все – и любовь, и деньги, и удачу. Единственное, о чем не должен забывать страждущий – это просить в молитвах сохранить силу духа и веру, чтобы суметь выстоять во времена тяжелые, не сломаться и не озлобиться. Молитвы, которые помогают всем и всегда, необходимо читать ежедневно, даже, если уныние и разочарование заполнили ваше сердце, и вы не видите выхода из жизненной ситуации. Слова молитвы помогут вам и станут лучом света в вашей жизни.
Молитва Пресвятой Богородице, оберегающая от отчаяния
Владычица, Пресвятая моя Богородица. Твоими всесильными и святыми мольбами перед Господом нашим отведи от меня, грешного и смиренного раба Твоего (имя), уныние, неразумие и все скверные, лукавые и богохульствующие помышления. Прошу Тебя! Отведи их от сердца моего грешного и души моей слабой. Пресвятая Богородица! Избавь меня от всяческих злых и недобрых помыслов и действий. Будь благословенна и да славится имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитва последних Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все то, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Что молитва дает человеку
Молитва: от теории к практике.
Молитвословы включают в себя множество молитв на разные нужды. Они более угодны Богу?
Представьте себе, что маленький ребёнок говорит маме, что желает стать музыкантом. Он пытается импровизировать на фортепиано. Маме радостно его слушать, хоть он и не умел? Да. Но ребёнок никогда не станет музыкантом, если не обучится у учителя музыки, не приобщиться сокровищу великих классических мелодий.
Так и с молитвой. Христос радуется, когда мы с Ним говорим. Он ведь как Мама. Но, чтобы нам настроить свою душу на правильный, праведный лад, нам необходимы не только свои молитвы, но и составленные святыми людьми. Ведь святые искали и просили неба.
Вот отрывок из молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии прими меня. Господи, не оставь меня». Так молились святые. О подобном они просили.
Молитвы из молитвослова помогают настроит душу так, чтобы Бог нам был дороже всего.
А как писались молитвы?
Все молитвы рождались не в кабинетах, а в момент, когда святой молился. Живое ощущение присутствия Бога, покаянное чувство и благодарность – всё это рождало слова. Сама любовь святых помогала им найти лучшие слова для выражения своей любви. Молитва являлась песнью произнесённой любви, словом надежды там, где ждали утра, когда кругом простиралась ночь.
Как молитва связана с покаянием?
Путь православного человека к Царству Небесному, обожению, святости, — совершается только в православной церкви. Этот путь – не выдумка людей – его открыл Христос, сказавший о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».
Этот путь и называется духовной жизнью.
Чтоб ступить на этот путь надо сделать с собой 2 вещи:
Увидеть, что теперешнее состояние человека ненормально. Что вся твоя жизнь во многом представляет собой цепь измен даже тем, кто тебе дорог. Нет, человек не убил, не украл, жене не изменил. Но он раздражился, разозлился, поревновал, его сердце было холодным когда надо было посочуствовать горю ближнего. Все эти малые измены не дают людям быть вместе, не позволяют произойти онтологическому и глубинному сроднению сердец во Христе и Церкви.
Как любимую сделать несчастной
Знают все. Как счастливой – никто.
Нужно остро пережить, что состояние постоянных предательств любви и Бога ненормально.
Кто идёт без любви хоть минуту,
На похороны свои идёт
Завёрнутый в собственный саван.
Понять что я – грешен и захотеть научиться любить.
Честертон: «Самое трудное на свете по настоящему научиться любить то, что любишь».
Покаяться и никогда не оставлять покаяние.
Святой Исаак Сирин: «Покаяние – это трепет души пред вратами рая».
Нужно узреть во Христе такую красоту, ради которой можно и жить и умереть.
Христос нам отдал Всего Себя. Для Него, по слову святых отцов: «душа каждого одного человека так же дорога, как все души вместе».
Ради Него, ради верности Ему мы живём. Ради Него мы готовы оставить свой грех.
Именно покаянием святые восходили на высоту святости. Святой Иоанн Лествичник говорит, что, если праведник молится не ощущая себя грешником, его молитва не приемлется Богом.
Духовная дочь святого Амвросия Оптинского никак не могла покаяться как следует. Святой Амвросий встал с дивана, поднял руки к небу, — потолок келии раздвинулся и полился свет. Он ей сказал:
— Смотри, к чему может привести покаяние.
Каллист Уэр: «Как говорит св. Иоанн Лествичник, «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния». Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию.
Каяться — значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх — на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать
Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. «Каяться, — говорит св. Иоанн Кронштадтский, — значит знать, что в твоем сердце – ложь»; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5, 4): покаяние означает не просто оплакивание своих грехов, но утешение (paraklesis), которое возникает от уверенности в Божьем прощении. С особой силой покаяние переживается в таинстве исповеди».
Иоанн Кронштатский говорит, что Бог открывает грехи только тому, кто не отчается, но пойдёт по пути исправления. Остальным Бог, не желая их мучить, не показывает их грехи, и они потому уверены в собственной непогрешимости.
Что даёт молитва человеку?
Многие беды, скорби и несчастия происходят оттого, что человек забывает о Боге.
Святой Амвросий Оптинский: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
Святой Силуан Афонский говорил, что все его падения были оттого, что в минуту искушения он не молился…
Утром и вечером необходимо читать правило. В течении дня вспоминать о Боге, и обращаться к Нему. В течении дня что бы с вами не происходило – обращать это в молитву.
Молится нужно так, как если бы ты разговаривал со своей мамой или просил её о чём-то. Даже если вы не веруете, молитесь: «Господи, я не верю. Помоги, дай мне веру». Молитесь просто, не изображайте себя кем-то на молитве, а в простоте открывайте своё сердце Богу.
Бог жаждет нашего сердца. Если будем обращаться к Нему от сердца, то непременно получим ответ.
Молитва сопряжена не только с радостью, но и с кропотливым трудом. Часто не хочется молиться, но нужно понуждать себя к молитве и молиться через силу. Мы не хотим молиться потому что душа мертва. Молитва же оживит её.
Молясь мы освящаемся, но молитва – это труд.
Святой Силуан Афонский: «молится, — кровь проливать».
Святые жили как молились и молились как жили. Их молитвы – плод Святого Духа жившего в их сердцах, и мы можем соприкоснуться с этим.
Цель молитвы – соединить душу с Богом.
Святой Иустин Сербский, опытно знающий молитву говорит, что мы должны омолитвить всю свою жизнь. Молитву он называет просфорой замешанной из слёз и сердца. Когда он учился в Оксфорде, с ним в комнате жил студент англиканин. Иногда студент заставал Иустина за молитвой и поражался, как тот плачет перед Богом и кается, и студент принял православие. Когда святой Иустин жил в женском монастыре Челие, монахиня, которая убирала у него в комнате, каждое утро находила несколько платков совершенно мокрых от слёз. Он же говорит, что молитва – очиститель мысли. Удивителен и прекрасен его совет подходить к каждому человеку с молитвой, творимой тайно об этом человеке и о том, чтоб встреча ваша прошла как одновременное предстояние Богу. «Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу» — его слова
Почему человеку скучно молиться?
Однажды епископ Митрофан Никитин сказал на проповеди, что часто подходят к нему люди и говорят: «батюшка, в храме скучно. Когда поют — ещё ничего, а когда читают – совсем тогда невыносимо». И владыка Митрофан сказал: «Я объясню, почему так бывает, и для того, чтоб понять это, не надо оканчивать академию. Скучно в храме человеку тогда когда содержанием его жизни является не Бог». И наоборот – когда человеку Бог нужен, тогда он молится с желанием молиться, и чем больше человеку Бог нужен, тем желание молится больше. Ведь когда мы любим кого-то, то не можем с ним наговориться. То же и в отношении к Богу.
Но без Его помощи мы не сможем по настоящему сделать Его центром и смыслом своей жизни, поэтому владыка Митрофан говорит: «Нужно у Бога просить сил помолиться Богу».
Какое расположение души важно иметь молящемуся человеку кроме покаяния?
Очень важно в молитве доверие. Доверие Богу, Богородице и святым. Что они действительно видят всего тебя и ты им до последней глубины нужен. Бог не над нашим страданием, а в самой глубине нашего страдания. Он крестом доказал, что мы Ему нужны. И такому Богу можно доверять. Как говорит Антоний Сурожский: «мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».
Интересно, что когда святой Иоанн Кронштатский стал священником и однажды пришёл о ком-то молиться, ему одна старушка сказала, что он не так молится, что нужно просить у Бога и верить, что Бог даст. Он стал так молиться и с тех пор иначе не молился никогда.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святой Иоанн Кронштатский: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Её, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».
Добрый день! Собираю с целью сохранения — священные тексты. Считаю что эта информация должна быть общедоступна. Очень рад Вас видеть на своем портале.