частная и общественная молитва

Подробно: частная и общественная молитва - подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Частная и общественная молитва

Как часто на вопрос: «Почему Вы не посещаете церковь?» — дается ответ: «А зачем? — я дома молюсь. «. И ведь правда, они дома молятся: читают Псалтырь, акафисты. Так для чего тогда молиться в храме?

Как часто на вопрос: «Почему Вы не посещаете церковь?» — дается ответ: «А зачем? — я дома молюсь. «. И ведь правда, они дома молятся: читают Псалтырь, акафисты. Так для чего тогда молиться в храме?

Частная молитва незаменима ничем, но ограничиваться ей нельзя. Необходима еще молитва общественная, которая незаменима тоже. «Можешь молиться дома, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но эта молитва имеет не столь великую силу, как та, которая совершается вместе с сочленами, когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы всего народа».

Мы же дома молиться почти не можем. То одно мешает, то другое не дает, пока с работы придем, дела переделаем, — уже спать хочется. А в храм мы можем придти и хоть немного побыть самими собой. Перед Богом. В храме — священство, наши духовные старшие братья. У старших можно научиться. Священство хранит учение о спасении в том виде, в каком дал его Господь. Христианин пытается исполнить заповеданное Христом. Помощь тебе в этом — великие таинства покаяния и причастия. Их ты получишь только в храме.

Вспомним добрые семейные традиции: даже если у каждого члена семьи — по комнате, все равно обедать сходятся вместе (если дружат). А как мы празднуем, например, Дни рождения? Зовем гостей, устраиваем торжество, короче говоря, делим свою радость на всех. Самый лучший музыкант не сыграет за целый оркестр, а замечательный актер не заменит целый театр. Поэтому и существуют творческие коллективы, способные сотворить то, что не может создать одиночка. Но молящийся в церкви народ — это самый настоящий творческий коллектив (про молящегося человека раньше говорили — творит молитву), и если он скреплен любовью и общим вдохновением, он способен на великую молитву.

В молитве мы не только благодарим Бога, но и просим Его о чем-то. Есть нужды (в т.ч. духовные), так сказать, личного порядка. Но есть и такие, которые являются нуждами всей Церкви. Например, во время гонений на Церковь, христиане собирались вместе еще и для того, чтобы сплотиться, поддержать друг друга. Так было легче выстоять, преодолеть малодушие. Но и многие другие напасти легче переносить сообща.

Давая завещание ученикам, Иисус говорил: «по тому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Но какая была бы любовь, если бы мы просто не хотели видеться друг с другом? Еще Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое — там Я среди них». Поэтому совместная молитва в храме — условие присутствия в нас Самого Христа.

В храме как нигде ощущается единение христиан, преодолевается обособленность, если не сказать отчужденность, свойственная современному человеку. Здесь каждый начинает понимать, что мир вращается не вокруг него, а вокруг своего Создателя. Общая молитва также нужна человеку, как иногда нужна ему потаенная, с глазу на глаз, беседа с Богом. Тут не должно быть диллемы: или — или. Должно быть и то и это. Просто всему свое время.

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Молитва частная и общая

Серия книг «Ступени веры»

Вопрос о молитве ‒ основной в жизни человека: это вопрос о богообщении. Самое удивительное в земной жизни ‒ общение с Богом. Служения христианские, внешние проявления христианской веры могут у разных людей быть различными. Каждый христианин, как об этом говорил святой Серафим Саровский, должен делать духовно выгодное для себя дело: для кого-то это — дело милосердия, для другого — храмостроительство и благотворительность, для третьего — путь священства, пастырство. А вот молитва — это общий знаменатель. Без него никто не может: ни миссионер, ни сестра милосердия, ни преподаватель.

О какой молитве идет речь: общей или личной? Священное Писание говорит и о том, и о другом. С одной стороны, мы слышим слова Христа: «Войди в келью свою, затворись, и помолись Богу тайно», и этим утверждается ценность личного, уединенного духовного подвига. А с другой стороны, мы видим, что Христос вокруг Себя собирает общину: сначала это первые два апостола, потом их уже двенадцать, затем — семьдесят. И оказывается, что спасаться можно вместе, только вместе и рядом с другими: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Иногда человек говорит: «Хочу один молиться. Мне мешают: кашляют, разговаривают на службе; хочу один, меня это всё отвлекает!». Но Христос хотел иного: «Да будут все едино». Общность в христианстве осознается как сокровище Церкви. И поэтому так трагически переживается разделение Церквей. Единство — это цель, это блаженство, наслаждение для христианина, и единство в молитве ‒ высшее наслаждение, высшая радость.

О противопоставлении частной и общей молитвы нужно забыть: здесь нет никакого конфликта: и то и другое нужно, ценно, и то и другое угодно Богу.

Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».

Частная и общественная молитва

Человек волею Творца создан существом духовно-телесным. В силу двухсоставности своей природы человек должен прославлять Бога и душой, и телом. «Прославите убо Бога в телесех ваших и в Душах ваших, яже суть Божия», — говорит святой апостол Павел (1 Кор. 6, 20). В связи с этим и молитва может быть внутренней и наружной. В самом определении молитвы подчеркиваются именно эти две стороны: «Молитва есть возношение ума и сердца» — это внутреннее духовное состояние, «являемое благоговейным словом человека к Богу» — это внешнее ее выражение.

Читайте так же:  молитвы на любовь мужчины Матроны

1. Понятие о внутренней молитве
Внутренняя молитва — это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими — не опытными — может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями [1].
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14, 15).
Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

2. Понятие о наружной молитве
Наружною называется та молитва, которая «произносится словами и сопровождается другими знаками благоговения» [16].
Под словами нужно разуметь выражение молитвы голосом: чтение, произношение по памяти и пение.
Эта сторона наружной молитвы имеет особенное значение в церковном богослужении, поэтому вопрос в сущности сводится к рассмотрению того, каково должно быть церковное чтение и пение.
В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

Камень преткновения в Предании и святоотеческих трудах.

В среде протестантов и ряда сектантов (простых верующих) вполне может существовать (и существует!) тяга к иконопочитанию, которую наставники неуклонно пытаются уничтожить.

Общественная и частная молитва

Молитва, как обращение человека к Богу, является неотъемлемой частью христианства. Молитвенные собрания и частная индивидуальная молитва присущи всем христианским общинам, независимо от того принадлежат они к Церкви Христовой или нет.

Сами виды молитв, находящихся в молитвенниках и входящих в богослужебный устав, очень разнообразны, и мы не привыкли оценивать их с точки зрения классификации. Это мешает нам произвести сравнение с инославными и затрудняет разговор о молитвенной практике.

Существуют самые разные по форме и содержанию молитвы. У разных направлений христианства есть свои особенности. Само православие имеет отличия в молитвенной практике Поместных Церквей.

Мы не будем останавливаться на особенностях типикона, отметим только возможность, в исключительных обстоятельствах, совершать общественные богослужения, кроме литургии и Таинств, мирянами без священника. Такая практика имела место в малых монастырях, когда не было священника, а также во время гонений, когда люди совершали отпевания (без чтения разрешительной молитвы) в отсутствии священника. Такое отпевание часто совершали знающие женщины.

Нужно особо отметить, что в православии постоянно появляются новые молитвы. Одни из них прочно входят в обиход, другие, не нашедшие отклика в сердцах верующих, скоро забываются. Поэтому совершенно необоснованны утверждения, что у нас все мертво, застыло и формально. Просто православие, в основном, пользуется уже апробированными текстами молитв. Новые молитвы возникают постоянно, а время и народ совершают отбор. Мы имеем двухтысячелетний опыт Церкви и святых и пользуемся им. Очень важно отметить, что отбор молитв не носит, в основном, официальных запрещений, такие случаи возникают только при наличии в тексте неправильного вероучения. При рекомендации молитв для всеобщего употребления принимается во внимание не только соответствие текста православной традиции, но и литературный строй языка.

В безблагодатном инославии

Молитва, связанная с совершением таинств

есть, обязательно под руководством священника

нет, но может намеренно создаваться имитация таинств

Молитва, не связанная с совершением таинств

есть; в особых случаях может совершаться без священника

По каноническим или по традиционным текстам

может быть, но часто скрывают традиционность текста

По вновь написанным текстам

может быть в редких случаях

По молитвеннику или традиционным текстам

Может быть, но скрывается традиционность текста

Православие обращает особое внимание на содержание молитв. Мы имеем огромный молитвенный опыт святых — людей достигших высот духовной жизни. И почему нам от него отказываться? Среди составителей молитв образованнейшие люди своего времени — Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие. Если люди восхищаются творениями великих писателей и не согласятся их приравнять к сочинениям неизвестных авторов, то, тем более, ценен молитвенный опыт святых, достигших в своей жизни вершин святости и часто обладавших огромным литературным талантом. Каждый ли из нас обладает выдающимся талантом и образованием? Может ли недавний прозелит сравниться с человеком, прошедшим огромный путь духовной жизни? Ему самому для утверждения в вере нужен опыт святых, который он черпает в составленных ими молитвах.

Но мы почему — то забываем, что и у нас каждый христианин почти постоянно сам составляет молитвы — сколько раз в радостные дни или во время испытаний, бед, скорбей мы своими словами обращаемся к Богу, Божией Матери, святым. Мы просто не осознаем, что в нашем сердце создается новая молитва. Мы свои порывы души не выставляем напоказ и теряемся, когда нам говорят, что у православных нет молитв, составленных самими верующими!

Борьба с молитвами, находящимися в молитвенниках, является составной частью борьбы с авторитетом святых.

Многие православные молитвы, особенно связанные с литургией и совершением таинств, восходят к первым векам христианства и даже к апостольскому времени. Их сохранение вполне оправданно не только по причине древности, к которой так стремятся секты, но в них часто сохраняется Апостольское Священное Предание. Борьба с этими молитвами направлена против Апостольского Предания. Богословие, догматика, святоотеческие творения появились сравнительно поздно. Они в значительной мере фиксировали Предание. Первые христиане молились так, как их научили Апостолы, и это обеспечивало получение необходимых для спасения Духовных Даров в таинствах, несмотря на отсутствия самого богословия о таинствах. Именно поэтому мы тщательно соблюдаем и храним древние формы литургий и других чинопоследований.

Очень важным является содержание молитвы, ее характер. На этом необходимо остановиться подробнее.

Основанием православной молитвы, ее основной мыслью и целью должно быть покаяние.

Молитва является важнейшим моментом христианской духовности. Она определяется самим строем духовной жизни, ее направленностью. Содержание православных молитв определяется тем направлением духовной жизни, который мы унаследовали от многих поколений подвижников. Оно отличается следующими особенностями:

  • q осознанием собственной греховности;
  • q покаянием в соделанных грехах;
  • q цель духовной жизни не достижение высоких духовных состояний и подвиги, а очищение души;
  • q цель молитвы — покаяние;
  • q видения и сверхъестественные явления — редчайший дар Божий, исключительно редкое сопутствующее явление, а не цель;
Читайте так же:  читать молитву чтобы забеременеть

Совершенно недопустимые моменты с точки зрения православного строя духовной жизни:

  • q стремление к видениям и любым сверхъестественным явлениям, состояние исступления;
  • q возвышенно — мечтательная, эмоциональная, исступленная молитва;
  • q любые способы искусственного разгорячения молитвенного чувства;
  • q усиленное возбуждение в сердце любви к Богу, наслаждения, восторга.
  • (См. Л.6 т.1 стр. 228 — 256, а также раздел об аномальных явлениях в духовной жизни.)

Все это находит выражение в содержании молитв. Прочтите утренние и вечерние молитвы, последование ко святому причащению и не увидите ничего возвышенного, никакого стремления к высотам духа, а лишь стремление к покаянию и смирению. Именно в этом отличительная особенность православной святоотеческой молитвы. Вдумайтесь в текст — может ли так молится новообращенный?

Само содержание православной молитвы является школой духовного воспитания христианина.

По своему духу православная молитва совершенно несовместима с инославной духовностью.

Таким же характером отличается содержание общественной молитвы. В богослужениях используется большое количество библейских текстов, а сами молитвословия, написанные православными авторами, отличаются направленностью на покаяние, прославление Бога, прославление подвигов святых (прославление подвигов святых носит, в основном, назидательный характер).

Сравните православную и инославную молитву. Чем дальше от православия, тем больше увидите того, что у нас недопустимо, с чем мы боремся.

Главный критерий отбора вновь написанных молитв — соответствие православному строю духовной жизни.

Выше мы рассмотрели основные виды молитв. Из сравнительной таблицы видно, что православие имеет все, что может быть в разных направлениях христианства.

Чаще всего мы сталкиваемся с фразой — “молиться можно по — разному”. Говорящий это имеет в виду, не только то, что возможны разные формы молитвы, не только отстаивает свою молитвенную практику, но, в подтексте, имеет в виду, что православные молятся не так, как надо, а молиться можно только так, как молится конкретная религиозная организация или секта!

От утверждающего о возможности разной молитвенной практики вы узнаете, что православные молятся не так, как нужно. Попробуйте предложить им молиться, используя, в том числе и наши молитвы. Пригласите их прийти к нам в храм и помолиться. Если человек, действительно ищет истину, он доброжелательно воспримет приглашение и придет, а это может стать началом его пути в православие. Мы должны общаться с инославными христианами, иначе, как мы выполним свой пастырский долг? Как найдем заблудшую овцу? Но очень часто реакция на предложение помолиться с православными бывает резко отрицательной.

Утверждение о допустимости разного вида молитв, на самом деле, прикрывает неприятие православной молитвы, борьбу с ней и фанатизм в этом вопросе.

Очень важно уметь показать простым инославным скрываемый смысл этой фразы, потому что их наставники, в том числе и ею, отталкивают людей от православия.

Они допускают только молитвы, содержание которых соответствует их образу духовной жизни.

У инославия сформировались свои виды молитв. Имеются очень строгие рамки, в которые они должны укладываться. С полной уверенностью можно говорить о наличии у них традиции и даже своего канона молитвословий, тщательно маскируемого под полную свободу молитвотворчества.

В подавляющем большинстве случаев, общественной молитвой руководит определенное лицо, чаще всего руководитель общины. Он же указывает авторам на ошибки, дает задания на составление молитв к следующему собранию.

Все это позволяет сделать вывод об отсутствии истинной полной свободы и о жестких канонических рамках. Не лишне отметить, что и у баптистов есть свои молитвенники, есть и традиционные песнопения. А это свидетельствует о фактическом наличии жестко соблюдаемого богослужебного устава со своим порядком молитвенных собраний. Просто об этом намеренно умалчивают, упрекая православных в строгой регламентации общественного богослужения. А ведь даже в храмах в одном городе их порядок отличается и, часто, довольно существенно.

Целесообразно ознакомиться с содержанием молитв конкретной секты, обращая внимание на наличие особенностей, известных нам, как признаков прелести. Такой анализ позволит аргументированно объяснить, почему мы не рекомендуем нашим духовным чадам такую форму молитвенной практики. Очень полезно на конкретных примерах, имевших место в православии показать печальные последствия ошибок (См. Л.6 т.1 стр. 228 — 256). Не нужно стесняться сказать, что и у нас бывают заблуждения, но мы имеем обобщенный на протяжении веков опыт и пользуемся им для блага наших духовных чад. Такое откровенное объяснение облегчит понимание православной точки зрения — нежелания повторять ошибки.

Молитвенными собраниями сектантов руководят особые люди. Не каждому разрешают выйти и управлять. Все заявления о том, что священники не нужны, сводятся не к тому, что нет необходимости в духовных руководителях вообще, а конкретно направлены против апостольского священства, которого у них нет. Нам же нелишне вспомнить, что священник необходим только для общественной молитвы, связанной с совершением таинств. При этом вполне можно привести несколько жизненных примеров, когда общественная молитва у православных была без священника, а потом поглубже рассмотреть вопрос о необходимости Апостольского преемства и таинств.

Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования

Содержание

От редакции

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поздравляя Константина Ефимовича Скурата с 40-летием педагогической деятельности, обратился к нему с такими словами: «Вы – действительно труженик и подвижник нашей богословской науки. Ваши ученики несут архипастырское, пастырское, педагогическое служение Матери-Церкви – от края до края Руси, ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо Вам за Ваш подвижнический, педагогический, богословский подвиг, который дал поколения тружеников нашей Святой Церкви, которым Вы передали свои богатые знания и воспитывали примером своей жизни».

В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.

Читайте так же:  молитва вечная память текст

Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.

В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), а в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Имеет многочисленные публикации.

За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.

Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.

В настоящее время преподает Катихизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».

Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).

ВВЕДЕНИЕ

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть.

Молитва – священная царица добродетелей.

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии.

Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы

Человек – великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, после падения в грех, стало немощным, подвергающимся множеству слабостей. Греховный человек настолько слаб, что, несмотря на все свои естественные усилия, не может приобрести здесь на земле истинного блага, постоянного внутреннего мира и покоя в своем существе. Ему часто помогают в этом искании ближние, друзья, соседи. Но что могут дать человеку такие же смертные, как и он! И только Господь может послать ему благо и дар совершен. «Бог есть единый источник всех истинных благ», – читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова) 1 . Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому.

Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.

Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам» 2 , «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом» 3 .

«Она перерождает душу, уготовляет ее к принятию благодати, приводит ее в общение с Богом, водворяет в ней мир» 4 . Она «есть канал, которым струя благословений с неба льется в томящееся сердце» 5 . Вся духовно-нравственная жизнь развивается в человеке при посредстве молитвы. Молитвою поддерживается и укрепляется в человеке ревность для борьбы с грехом и страстями; через молитву получаются от Бога благодатные силы на перенесение всякого рода жизненных испытаний и на преуспеяние в добродетели. С другой стороны, и все то, что относится к нашим телесным нуждам, может быть ниспослано от Бога только через посредство молитвы. Нет такой вещи, чтобы нельзя было испросить ее у Бога. Невозможное она делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ. 16, 32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав. 10, 12–14 ). Пророк Исаия – возвратил солнечную тень ( 3Цар. 20, 11 ; Ис. 38, 8 ).

Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью – игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх. 14, 22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан. 3, 94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только – силы молитвы ( Мф. 8, 25, 27 ). Молитва побеждает и злобу хищных зверей ( Дан. 6, 16–19 ), и истребляет страшные полчища врагов ( Ис. 37, 14–20, 36 ). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство ( Ис. 38, 1–5 ). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа ( Исх. 32, 10, 14 ). «Нет, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей» 6 .

Читайте так же:  можно ли читать молитвы на русском

Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам

Господь наш Иисус Христос, придя на землю для спасения человеческого рода, считал молитву главнейшей обязанностью Своего великого служения. Он не только Сам постоянно пребывал в молитвенном единении с Отцом 7 , но и нам заповедал молиться 8 и оставил образец молитвы («Отче наш. ») 9 .

Точно также смотрели на молитву и святые апостолы. Вместе с проповедью слова Божия они признавали ее главным своим делом. Избирая семь диаконов, чтобы вверить им попечение о бедных, они сказали о себе: «Мы же в молитве и служении слова пребудем» ( Деян. 6, 4 ). Нам они завещали со всем усердием молиться Богу, о чем святой апостол Павел неоднократно упоминает в своих посланиях 10 . Он заповедует даже «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5, 17 ), то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.

Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого

Тому же учат единогласно все святые отцы и учители Церкви как словом, так и собственным примером. Они признают молитву «священной и блаженной матерью всех добродетелей», «царицей их» 11 , «ликоначальницей» 12 , «главой всякой добродетели», «верхом добрых дел» 13 , «корнем, источником и матерью бесчисленных благ» 14 , пищей и светом души 15 , «пределом всех благ» 16 . В честь молитвы они составили целые панегирики, в которых указывают на ее великое значение и в нравственной жизни 17 .

Долг христианина – совершение молитвы

Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.

Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План

Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действенным средством к исправлению при нравственном падении, к отражению всех злоключений и напастей? Что значит, например, такое явление, когда христианину, при случившейся с ним какой-нибудь беде, подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, как будто бы дело идет о давно испытанном и не оказавшем пользы средстве? Это значит только то, что между христианами все еще мало таких, которые знают существо христианской молитвы, умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. «Кто умеет молиться, – читаем у святителя Феофана (Говорова), – тот уже спасается» 18 . Поэтому, прежде чем давать свои заключения о молитве, надлежит раньше научиться ей, познать, какая молитва угодна Богу и как она содействует в нравственном совершенствовании человека. Правильное и спасительное решение этого вопроса дает нам православное христианское учение. Изложение его и является задачей данной работы.

Дать полное православное христианское учение о молитве – труд очень большой. Это объясняется, с одной стороны, чрезвычайной широтой рассматриваемой темы. «Молитва, – говорит святитель Феофан, – есть наука из наук» 19 , «она все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, – делает вывод святитель, – о ней столь можно говорить, что и конца не будет» 20 . С другой стороны, – до сих пор этот обильный материал о молитве мало кем приводился в систему. Может быть причину сего надо видеть в том, что, по слову того же святителя Феофана, «учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения» 21 .

Настоящее сочинение построено по такому плану.

Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398.

Частная и общественная молитва

2. Определение общественной молитвы
Частная молитва сама по себе очень полезна, но только ей ограничиваться нельзя. Необходима еще молитва общественная. «Можешь молиться дома, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но эта молитва имеет не столь великую силу, как та, которая совершается вместе с сочленами, когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы всего народа» [126].
Общественной молитвой называется та молитва, которая совершается по определенным церковным правилам целым обществом верующих во главе со священнослужителями.
Господь наш Иисус Христос, советуя уединенную молитву, не только не отрицал общественной молитвы, но указывал на необходимость и ее. Он Сам молился не только в уединении, но и пред народом (Ин. 11, 41), и среди учеников Своих (Ин. 17), и в храме (Ин. 12, 27).
Он обещал духовно присутствовать на общественной молитве: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, — говорил Он, — ту есмь посреди их» (Мф. 18, 20). Спаситель указал на особенную успешность и угодность общественной молитвы, когда сказал: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех» (Мф. 18, 19) [127].
О том, что святые апостолы, следуя наставлению своего Господа, молились вместе, находим немало свидетельств в книге Деяний Апостольских. «Сии вси, — читаем в одном месте, — бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею — Материю Иисусовою, и с братиею Его» (1, 14; ср.: 2, 1). Первые христиане тоже постоянно пребывали в апостольском учении, «во общении, в преломлении хлеба и в молитвах» (2, 42; ср.: 46).

Читайте так же:  молитва в Свое день рождения

Предложения со словосочетанием «общественная молитва»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова анатомичка (существительное):

Неточные совпадения

Синонимы к словосочетанию «общественная молитва»

Значение слова «общественный»

ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). Общественное устройство. Законы общественного развития. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «молитва»

МОЛИ́ТВА , -ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Значение слова «общественный»

ОБЩЕ́СТВЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). Общественное устройство. Законы общественного развития.

Значение слова «молитва»

МОЛИ́ТВА , -ы, ж. 1. Действие по глаг. молиться (в 1 знач.).

Синонимы к словосочетанию «общественная молитва»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Домашняя молитва

Молитва, как известно, бывает общественная и домашняя. Первая возносится в храме всеми присутствующими, а домашняя – это частная молитва, которую человек возносит вне храма, но не обязательно в доме.

Обязательно ли молиться дома?

К Богу можно взывать везде, где бы человек ни находился:

Бог – есть Дух, Он пребывает повсюду и услышать нас может везде, на любом месте.

Святые учили часто повторять про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного».

Она создает правильный покаянный настрой, заставляет всегда помышлять о Боге. Ее можно творить везде, занимаясь различными делами.

Так ум не рассеивается, и Благодать Божия невидимо укрепляет человека. Конечно, общественная молитва ценится выше, чем частная. Но молиться надо обязательно вне храма, чтобы сохранить то чувство, что мы получаем в церкви.

Дома молиться удобнее, чем в других местах, потому что можно уединиться, успокоиться, настроиться на нужный лад. Можно зажечь свечку, прочесть акафист или канон. Но тем, у кого в доме есть дети, особенно маленькие, конечно, сделать это очень трудно. Но ведь Господь знает все особенности жизни данного человека и не взыщет строго с таких родителей. Важно понимать, что наши молитвы нужны нам более, чем Богу. Он, конечно, радуется, когда мы обращаемся к Нему, ждет этого от нас. Но Он – самодостаточен и не нуждается ни в чем.

Как нужно молиться дома?

Для людей более-менее незанятых на домашнем послушании, не имеющих детей и внуков, либо престарелых родителей, за которыми нужен постоянный уход, должны вычитывать утреннее и вечернее правило. Текст этих молитв можно найти в любом православном молитвослове.

Для особо ревностных христиан существует круглосуточный цикл, который состоит из:

Сейчас по причине большой занятости мало кто вычитывает это все, а совсем недавно еще, в прошлом веке, ревностные христиане совершали данный круг молитвословий.

Перед причастием надо обязательно вычитать положенное правило, которое тоже есть в молитвослове. Для унывающих и пребывающих в жизненных трудностях есть замечательный канон ко Пресвятой Богородице, читаемый в скорби.

Об усопших надо тоже молиться дома, в первые сорок дней после смерти желательно вычитывать акафист о единоумершем. Сразу после смерти человека надо прочесть последование на исход души. Если человек сам лишил себя жизни, то домашняя молитва о его несчастной душе становится единственным способом поминания, так как в церкви молиться о нем запрещено.

Конечно, важен не сам текст молитвы, а правильный настрой. Поэтому к молитве надо готовиться особым образом. Святой Антоний митрополит Сурожский советует перед началом любой молитвы просто сесть в одиночестве и помолчать, представляя себя пред очами Божиими. Так придет спокойствие, тишина, правильный настрой, и только после этого надо начинать молиться.

Также важно не только говорить к Богу, но и услышать Его ответ. Для этого после молитвы не нужно сразу бросаться на домашние дела, а опять же, помолчать несколько минут. Хорошо почитать Священное Писание, ведь через него Господь разговаривает с нами.

Какие иконы нужно иметь дома?

Каждый христианин должен иметь в своем жилище иконы:

К этому обязательному перечню можно добавлять любые иконы святых, на которых отзывается сердце. Также хорошо иметь венчальные иконы и молиться перед ними, с зажженными венчальными свечами, в тот момент, когда возникают семейные неурядицы и ссоры.

Если в доме есть ребенок и он плохо спит, можно молиться перед иконой св. Спящих Отроков во Эфесе. Болящим надо обязательно иметь дома образ святого Пантелеимона Целителя.

Говорят, что охраняет дом от пожара икона Божией Матери «Неопалимая Купина», а от нечистых духов – «Семистрельная».

Хорошо иметь в доме лампадку, которая бы горела перед образами. Этот древний обычай показывает наше горящее любовью к Богу сердце. Огнем «четверговой свечи» зажигали лампадки наши предки, и она горела вплоть до Отдания Пасхи.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here