преподобный авва Исайя (Скитский), отшельник (2-я пол. IV – 1-я пол. V в.)
Родился в Египте в бедной семье. Получил образование в основном из чтения Священного Писания. Жизнь проводил в Скитской пустыни в Нижнем Египте, где поселился около 431 года.
В начале своего монашеского пути Исаия пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого и включил ряд его изречений в свои сочинения.
Исаия Отшельник был крайне смирен и имел дар благодатного плача. Современные ему монахи почитали подвижника и пользовались его наставлениями. Тогдашний Александрийский патриарх также был знаком с аввой Исаией и считал его праведником.
На закате жизни подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание.
Обширная глава посвящена Исаие Отшельнику в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова.
Исайя авва, прп. Правила и советы новоначальным инокам
2. Правила и советы новоначальным инокам.
Брат, возлюбленный! Если уже оставил ты суетный мир сей и посвятил себя Богу, приноси покаяние о грехах своих и храни принятое тобою намерение. Не слушай помыслов своих, когда они начнут томить тебя, говоря: никак не простятся тебе прежние грехи твои. Но соблюдай следующия правила:
1. Не ешь с женщиною; с отроком не входи в содружество; с юным не спи на одной постеле. Когда скинешь одежду свою, не смотри на тело твое.
2. Если понудят тебя выпить вина, боле трех неболь-
ших чаш не пей. Этого правила не нарушай даже ради дружбы.
3. Не исполняй небрежно молитв, положенных в известные часы, чтоб не впасть в руки врагов своих. Трудись, сколько можешь, над размышлением о псалмах; ибо это сохранит тебя от нечистой жизни.
4. Люби труд и самостеснение, чтоб утишились страсти твои. Не считай себя чем-нибудь ни в каком отношении, и не перестанешь плакать о грехах своих.
5. Блюди себя от лжи, ибо она отгонит от тебя страх Божий. Не открывай всем добрых дел своих, чтоб не похитил их враг твой.
6. Открывай болезни свои отцам твоим, чтоб испытать помощь от советов их.
7. Принуждай себя к рукоделью; и возобитает в тебе страх Божий.
8. Не суди брата своего – согрешающаго, и не презирай его; иначе впадешь в руки врагов своих.
9. Не будь спорлив, настаивая на слове своем, чтоб не утвердилось в тебе зло.
10. Люби смирение, и не полагайся на свой совет. Приучи язык свой говорить: прости мне, и низойдет на тебя смирение.
11. Когда сидишь в келлии своей, о трех вещах имей заботу: о непрерывности в молитве, об углублении в псалмы и о рукоделии.
12. Думай сам в себе: не пребуду я в этом мире дале настоящаго дня; и исхищен будешь от греха.
13. Не будь объястлив, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не ленись работать; потрудись углубляться в псалмы, — и приидет к тебе мир Божий.
14. Принуждай себя к плачу в молитвах, и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхаго человека.
15. Знай, что труд, нищета, самостеснение и молчание приводят к смирению; смирение же доставляет прощение всех грехов. Смирение же состоит в том, чтоб человек
считая себя грешником и неправедным, не настаивал на своем слове, отсекал свои хотения, очи опускал долу, переносил обиду, ненавидел честь и покой, и всем говорил: прости мне. Силою же смирения враги обращаются в бегство.
16. Будь всегда печален; но когда придут к тебе братия, развеселись с ними, — да возобитает в тебе страх Божий.
17. Если идешь куда с братиями, отступай немного от них, чтоб хранить молчание. Не оборачивайся туда и сюда, но углубляйся в псалмы и молись Богу в уме своем. В какое бы место ни пришел ты, не слишком доверчиво обращайся с жителями его. Храни скромность и стыдливость во всем, и к тому, что предлагают тебе, не протягивай руки, пока не попросят тебя.
18. Не спи с другим под одним покрывалом. Долго молись пред сном, хотя бы ты утомлен был дорогою.
19. Не допускай, чтоб кто-либо намащал елеем тело твое, разве в тяжкой болезни.
20. Когда сидишь за столом с братиями, не ешь с услаждением, и руку твою протягивай только к тому, что находится пред тобою. Колена твои пусть будут сложены. Глаз твоих не подымай на другаго. Не пей воды с жадностию и с гурчанием в горле.
21. Если нужда придет тебе отхаркаться, когда сидишь среди братий, встань и сделай это подальше от них. Не потягивайся и не зевай, когда находишься в кругу других, и если нападет на тебя зевота, не открывай рта, и пройдет.
22. Не разевай рта для смеха; ибо это будет показывать, что нет в тебе страха Божия.
23. Не пожелай чужой вещи. Если приобретешь книгу, не украшай ея; ибо это обнаружит в тебе пристрастие к ней.
24. Если погрешишь в чем, не стыдись сознаться в том и не извиняй себя ложью; но преклонив колена, исповедуй грех свой и проси прощения, и оно дано будет тебе.
25. Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне.
26. Не стыдись обращаться с вопросами к твоему наставнику.
27. Если кто постучит в двери келлии твоей, когда ты, сидя, занят делом своим; оставь дело и успокой его.
28. Не говори ни с кем и словам другаго не внимай без пользы.
29. Если наставник твой пошлет тебя куда в дорогу, спроси у него, как тебе должно держать себя, и потом действуй по заповеди его. Не переноси слов. Если будешь хранить очи свои и уши, то не согрешишь и языком своим.
30. Если будешь жить с каким братом, будь с ним как странник; не приказывай ему ничего, и не показывай себя набольшим над ним; если он прикажет что тебе, чего бы ты не хотел, отсеки волю свою, и не оскорби его (отказом), чтоб не разстроился мир между вами. Знай, что кто повинуется, тот набольший.
31. Если будешь жить с братом каким, и он скажет тебе: свари; спроси: что хочешь? и если он предоставит тебе выбор, свари, что попадет тебе под руки, со страхом Божиим.
32. Когда встанешь от сна, твори молитву, прежде чем возьмешься за какое дело; затем углубляйся в Слово Божие; и тогда уже берись неленостно за дело.
33. Радостно встречай странника и приветствуй его, чтоб иначе свидание ваше не было вам обоим во вред. Когда войдет, не делай ему каких-либо пустых вопросов; но проси сначала помолиться; потом когда сядет он, скажи ему: как здоров брат мой? — и за тем дай ему какую-либо книгу для чтения. Если он утомлен от пути, дай ему отдохнуть, и омой ноги его. Если он начнет говорить пустыя речи, скажи ему: прости мне, брат мой; я немощен, и не могу слышать этого. Если расшились одежды его, зашей. Если он немоществует, и одежды его запачканы, вымой их. Но если он шатайка, а у тебя будут в ту пору святые, то не позволяй ему войти; но скажи ему должное приветствие, и
отпусти его. Если впрочем он беден, не отпускай его без утешения, но дай ему, что Бог послал.
34. Если брат положит у тебя что-нибудь, не разсматривай положеннаго, разве только в присутствии его самого.
35. Если кто оставит тебя в келлии своей и выйдет, не поднимай очей, чтоб посмотреть, что есть в ней; но когда он будет выходить, скажи ему: дай мне какое-нибудь дело, и я поработаю, пока воротишься; и что он тебе даст, делай то с усердием.
36. Не молись с леностию и небрежно; ибо этим, вместо того, чтоб угодить Богу, ты привлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не распуская ног, так, чтоб на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтоб была благоприятна молитва твоя.
37. Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства, и стой со страхом пред Богом Высочайшим, чтоб достойно принять тело и кровь Христовы, и уврачевать тем страсти свои.
38. Когда ты юн, не надевай хорошей одежды, пока достигнешь старости.
39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним, и стой, пока он не велит тебе сесть.
40. Когда войдешь в город, или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келлии твоей.
41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною, и не смотри на нее, — даже на одежды ея, если можешь.
42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несу-
щий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда уморившись сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним.
43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет; но кто убелен ведением и опытностию духовною, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились отрасти твои.
44. Понуждай себя долго молиться ночью; да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих, и молись о них Богу; и Он простит тебе их.
45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судимый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь; почему не могу этого слышать.
46. Предпочитай себе во всем других братий, и если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь.
47. Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай.
48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией; но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе.
49. Если, сидя в келлии своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог; таким образом скоро исчезнет страсть, — какую питаешь в отношении к нему.
50. Если хочешь причаститься Тела и Крови Христовых, смотри, чтоб никак не оставались в сердце твоем гнев или ненависть на кого; и если знаешь, что кто-либо гневен на тебя, испроси у него прежде прощения, как заповедал Господь наш.
51. Если ночью (в сновидении) потерпишь нападения от похоти, смотри, днем не повторяй в мысли видов тех
срамных, чтоб — услаждением не осквернилось сердце твое; но пади пред Господом, и Он помилует тебя: ибо ведает немощь человеческую.
52. Если возложишь на себя крайний пост, и станешь совершать продолжительныя молитвы, не подумай, что они спасут тебя; но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего, и поможет немощи твоей.
53. Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнию сею благо.
54. Живя в келлии своей, установи для пищи своей определенную меру и положенный час, и не отступай от того. Давай телу своему, сколько нужно, чтоб оно сильно было совершать молитвы и службы Божии. Если где вне келлии твоей будет тебе предложена деликатная пища, не до сыта принимай ее.
55. Если диаволы внушат тебе начать труд, котораго не силен ты подъять, — не слушай их; ибо обычно они наводят сердце человека на такия дела, которых одолеть он не в силах, чтоб потом ввергнуть его в уныние и посмеяться над ним. И все их начинания без меры и без порядка.
56. Ешь однажды в день, но не досыта. Давай телу своему сколько нужно по требованию природы (по сложению твоему).
57. Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, а другую на упокоение тела твоего. Прежде чем идти в постель, часа два поборствуй в молитве и Богохвалении (псалмопении), потом дай покой телу своему. Если разленится тело твое, когда придет время встать на молитву, скажи ему: ужели ты хочешь принять малый покой в это время, чтоб потом отойти в нескончаемую муку? Не лучше ли здесь немного потрудиться, чтоб там вкушать вечный покой со святыми? Тогда отступит от тебя леность, и приидет к тебе Божественная помощь.
58. Принимая чин монашеский, отпусти раба своего; если
он захочет последовать тебе и вступить в монашество, не допусти, чтоб он жил с тобою.
59. Если пойдешь продавать рукоделие; не спорь о цене, как делают миряне. Также поступай, когда что покупаешь. Знай, что скудость вещей приближает тебя к Богу.
60. Если брат положит у тебя какую вещь, — и она понадобится тебе, не трогай ее, разве с его позволения.
61. Если какой брат, попросит тебя что-нибудь купить, когда идешь в город, сделай то; но если будут с тобою и другие братия, сделай это в присутствии их.
62. Если дана тебе будет какая вещь, возврати ее, попользовавшись ею, сколько нужно; но не удерживай ее дотоле, пока потребуют ее от тебя обратно; если что попортится в ней, исправь. Если ты сам дашь кому какую вещь попользоваться, не требуй ея обратно, если видишь, что тот почему-либо возвратить тебе ее не может, особенно когда она тебе совсем ненужна.
63. Если, бросив келлию свою, после опять воротишься, и найдешь, что в ней живет уже какой-либо брат, поищи себе другой, а его ни за что не выгоняй, да не прогневается на тебя Бог. Но если тот сам добровольно захочет оставить ее, то ты прав. Если при этом тот возмет что из принадлежностей ея, не требуй того от него.
64. Если захочешь совсем выйти из келлии своей, не бери с собою ничего из принадлежностей ея, но отдай ее какому-либо бедному брату, и Бог ущедрит тебя, куда ни пойдешь.
65. Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовнаго своего наставника. Не думай уподобиться отцам, если не будешь подражать трудам их.
66. Блюди себя от богатства и любви к нему; ибо оно повреждает плоды монашества.
67. Если борешься с каким искушением, которое теснит тебя, не ослабевай; но простершись пред лицем Бога,
скажи; Помоги мне, Господи, потому что я немощный не силен выдержать эту брань; и Он поможет тебе, если молитва твоя будет исходить от чистаго сердца. Если поборовшись преодолеешь, не хвались тем, и не полагайся на себя; но больше еще блюдись, потому что враг не замедлит устроить тебе новую брань, сильнейшую прежней.
68. Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми от меня это, и дай мне то; но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно; помоги мне, и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешный — немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох; избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. — Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ИСАЙЯ
Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи, авве Нитрийском и его писаниях
1. Слова аввы Исаии. О словах сих сообщается к сведению, что в первом издании они предложены в переводе с латинского, на котором одном они и существуют в печати. Но потом, когда старцы Афонские нашли на Афоне греческий текст сих слов и список с них доставили в Москву, сделан новый их перевод с сего текста, в каковом переводе они и предлагаются теперь любителям чтения таких книг. – При сем переводе принимаем был во внимание перевод сих слов Нямецкого старца Паисия, каковым переводом обязательно одолжили старцы Оптиной пустыни. В нужных местах на него указывается в сносках.
2. Его правила для новоначальных монахов.
3. Изречения его.
4. Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми главах.
Видео (кликните для воспроизведения).
5. Главы о подвижничестве и безмолвии.
У нас в Прологе за февраль – под 27 числом.
Patr. Lat. t. CIII
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК
Авва Исаия говаривал о себе: «Вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника. Кто ни найдет его, садится на него и ездит на нем сколько угодно. Когда же этот оставит коня, другой поступает с ним точно также».
День памяти: 12 марта
ЖИТИЕ
Родился в Египте в бедной семье. Получил образование в основном из чтения Священного Писания. Жизнь проводил в Скитской пустыни в Нижнем Египте, где поселился около 431 года. В начале своего монашеского пути Исаия пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого и включил ряд его изречений в свои сочинения. Исаия Отшельник был крайне смирен и имел дар благодатного плача. Современные ему монахи почитали подвижника и пользовались его наставлениями. Тогдашний Александрийский патриарх также был знаком с аввой Исаией и считал его праведником. На закате жизни подвизался в полном отшельничестве, за что и получил свое прозвание.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Отечник
Авва Исаия, названный отшельником по избранному им роду иноческого подвижничества, жил в египетском Ските, в этой обширной и дикой пустыне, служившей пристанию для многочисленного сонма безмолвников в течении четырех столетий. Имя великого пророка иудейского носили многие великие иноки Скита, жившие в разное время. Исаия Отшельник, очевидно, жил в 5-м и 6-м столетиях. В новоначалии своем, он пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого, и некоторые из изречений Великого включил в свои сочинения. Вообще характер преподобного Исаии очень сходствует с характером наставлений преподобного Пимена и очень отделяется от характера наставлений, произнесенных первыми иноками Скита. На писания и изречения древних иноков Скита Исаия ссылается из книги Варсонофия Великого, сперва Египетского, потом Палестинского инока, жившего в 6-м столетии, заметно, что он знал лично святого Исаию, — даже можно догадываться, что пользовался его назиданиями. В книге говорится о преподобном Исаии, как о лице несомненной святости, известном по опытности и познаниям в монашеской жизни. Из повести преподобного Елисея видно, что преподобный Исаия жил после IV-го Вселенского Собора и был современником Александрийского патриарха святого Евлогия.
Наставления преподобного отшельника, как и всех святых иноков Скита, относятся наиболее к безмолвникам. Имеем мы неполное собрание слов Святого. Некоторые и, вероятно, весьма многие из них утратились, как это должно заключать по отрывку, который помещен святым Иоанном Дамаскиным в его сочинениях, и отрывку о сокровенном поучении. Их нет в книге отшельника. Магометане, завоевывая страны христианские, уничтожали письменные памятники Христианства. С исступленным неистовством и особенным успехом совершили они это в Египте.
Поведали о авве Исаии, что он однажды пришел на гумно и сказал владельцу земли: «Дай мне пшеницы!» — «А жал ли ты, авва?» — спросил его владелец. «Нет», — отвечал старец. Владелец возразил: «Как же ты хочешь получить пшеницы, когда ты не жал?» На это старец сказал: «Разве не получает пшеницы тот, кто не жал?» — «Не получает», — отвечал владелец. Выслушав этот ответ, старец ушел с гумна. Братия, бывшие свидетелями поступка, поклонились авве и просили объяснить им поступок его. Старец сказал им: «Я сделал это с целию показать, что не получит от Бога награды тот, кто не будет подвизаться».
Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех, он не обличил его, сказав сам себе: «Если Бог, Который создал его, и видит это, милует его: то кто я, чтоб мне обличить его».
Однажды авва Исаия пригласил к себе брата. Он умыл посетителю ноги, всыпал горсть чечевицы в горнец, и, когда она немного поварилась, снял горнец с огня. Увидя это, брат сказал: «Авва! чечевица еще не уварилась!» Авва отвечал: «Разве не довольно для тебя, что она побыла на огне? и это великое утешение».
Поведал авва Исаия: «Случилось, что братия вкушали пищу в церкви на вечери любви. Они завели разговор между собою. Тогда пресвитер из Пелусии, бывший тут, остановил их, сказав: «Молчите, братия. Я знаю, что один из братий вкушает пищу с нами и пьет чашу наравне с прочими, но молитва его, как пламень огненный, восходит к Богу».
Авва Исаия говаривал о себе: «Вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника. Кто ни найдет его, садится на него и ездит на нем сколько угодно. Когда же этот оставит коня, другой поступает с ним точно также».
Он говорил: «Я подобен пленнику, окованному врагами и ввергнутому ими в ров, наполненный нечистотами. Когда этот пленник возопиет к Господу своему, тогда враги бьют его, чтоб он замолчал».
Говорил также: «Я подобен птичке, пойманной мальчиком и привязанной им за ноги на нить. Когда мальчик ослабит нить, птичка вспархивает, полагая, что освободилась, но мальчик натягивает нить и снова низвергает птичку на землю. Таким вижу себя. Говорю же это с целию показать, что никто не может предаться нерадению о спасении своем до последнего издыхания своего».
Тайное поучение
Тот же авва Исаия произнес и следующее учение: «Благоразумный богач хранит сокровища свои во внутренних отделениях дома: потому что сокровище, выставленное в наружу, подвергается хищничеству воров и наветуется сильными этого мира. Так и монах смиренномудрый и добродетельный утаивает свои добродетели и не исполняет пожеланий падшего естества. Он ежечасно укоряет себя и занимается тайным поучением, наследуя наставлению Священного писания, которое говорит: согреяся сердце мое, и «в поучении моем разгорится огнь»(Пс.38:4). О каком огне говорится здесь? О Боге: «Бог нашестьогнь поядаяй»(Евр. 12:29). Огнем растопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и сокровенным поучением иссушаются скверные помыслы и истребляются страсти из души, просвещается ум, уясняется и утончавается мысль, изливается радость в сердца.
Тайное поучение уязвляет бесов, отгоняет злые помыслы: им оживляется внутренний человек. Вооружающегося тайным поучением укрепляет Бог; Ангелы преподают ему силу; человеки прославляют его. Тайное поучение и чтение соделывают душу домом, отовсюду затворенным и заключенным, столпом неподвижным, пристанищем тихим и безмятежным. Оно спасает душу, доставляя ей состояние непоколебимости. Очень смущаются и молвят бесы, как инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в молитве Иисусовой и произносится так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня. Чтение в уединении содействует преуспеянию в поучении. Тайное поучение есть зеркало для ума, светильник для совести. Тайное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, уничтожает уныние.
Тайное поучение просвещает ум, отгоняет леность. От тайного поучения рождается умиление, вселяется в тебя страх Божий, оно приносит слезы. Тайным поучением доставляется монаху смиренномудрие не лестное, бдение благоумиленное, молитва несмущенная. Тайное поучение есть сокровище молитвенное. Тайное поучение наставляет долготерпению, воздержанию, оно причастнику своему возвещает о геенне. Тайное поучение соблюдает ум немечтательным и приносит ему размышление о смерти. Тайное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелию, всякого скверного дела непричастно и чуждо».
От таких помышлений я начал снова видеть сны о старце, будто он играет с женщиною и скачет пред кумирами, вверившись снам, я утвердился в мысли, что старец — враг Божий и друг бесам. Вдали от Скита, расстоянием как бы в девяти стадиях, было Еллинское капище, среди которого стоял мраморный кумир. Старец имел обычай каждую субботу выходить из Скита и, сидя в капище, предаваться плачу, были там и гробы язычников. И показывалось мне во сне не однажды, но несколько раз, что старец приносит жертву и покланяется идолам, а я почитал сны эти истинными. Однажды, в час, в который старец обыкновенно уходил в капище, предупредив его, я вышел из келлии и спрятался внутри капища в кустарнике, вижу, идет старец, — впереди его женщина. Женщина вошла: вижу, она молится и поклоняется идолу, когда она окончила молитву, — вижу, старец пришел, поклоняется идолу, целует жену и впадает с нею в любодеяние. Потом старец возвратился в Скит, а жена — в луг. Это видел я семь раз ясно, и твердо уверившись в этом, начал садиться вне келлии и говорить братиям, приходившим к старцу пользы ради: «Братия! этот отец — блудник и идолослужитель, вы прельщаетесь, приходя к нему!» Таким образом я говорил инокам, приходившим к старцу, в течении четырех месяцев.
Но сколько я ни старался возбранить им приход к старцу, они, руководимые благодатию Божиею, продолжали ходить к нему. Видя это, я несчастный сокрушался и, воздевая руки на небо, восклицал: «Господи! даруй мне терпение!» Я, несчастный и страстный, думал, что терплю за правду, и, как делающий добродетель, говорил, воздыхая: «Слава Тебе, Боже! от какой чести в какое пришел я бесчестие, и чем сделался!» — и плакал. Старец, видя меня в таком положении, говорил: «Чадо доброе! очисти твое сердце, смири твои помышления, возлюби смирение Христово, гнушайся гордости, и внимай себе». Когда он говорил это, — я гневался, огорчался и смущался, слова его казались мне разженными стрелами, снедающими меня. Когда сидел я с ним за трапезою, то пища казалась мне смрадом, и я гнушался до того, что не однажды и не дважды, но и много раз отвергал ее. Помысл внутренне не преставал смущать меня, говоря: «Уйди из келлии старца, а если можно, и из Скита: смотря на этого старца, не возможешь спастись». Я говорил сам в себе: «За что терплю такие страдания? в мире я не впал ни в блуд, ни в прелюбодеяние, ни в воровство, ни в убийство».
Едва я произнес эти слова, как услышал голос, подобный грому. Голос проговорил: «Пагуба и всегубительство дому Прокопиеву!» Тотчас поднялся ветер, и дом загорелся с четырех углов. Я вскочил в смущении и едва успел со всеми бывшими в доме выбежать из него: огонь со всех сторон обхватил его. Стеклись жители Александрии, но не могли подать никакой помощи: пламя пожирало и самые камни. Я стоял посрамленный и стыдился, помышляя о случившемся; от великой печали и уныния пошел в церковь святого Мины и повергся на помост церковный. Опять бес, приняв подобие мученика, сказал мне: «Знай, что виною всего случившегося с тобою — отец Исаия». Пришедши в себя, я сказал: «Точно! этот обманщик — чародей, и послал бесов попалить дом мой».
Читаем Добротолюбие. Авва Исайя. Внимай себе!
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Персоны
Священник Константин Корепанов
Предыдущие выпуски
16 декабря 2019 г. Читаем Добротолюбие. Выпуск от 16 декабря
9 декабря 2019 г. Читаем Добротолюбие. Выпуск от 9 декабря
2 декабря 2019 г. Читаем Добротолюбие. Выпуск от 2 декабря
25 ноября 2019 г. Читаем Добротолюбие. Выпуск от 25 ноября
Время эфира программы
Понедельник, 23 декабря: 08:05
Понедельник, 23 декабря: 21:30
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
20 декабря 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
Этот день в истории. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)
Мульткалендарь. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Апостол. 20 декабря
20 декабря 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
20 декабря. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
20 декабря 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
20 декабря. Рождественский пост. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Исайя авва, прп. Заповеди аввы Исайи жившим с ним братиям
1. Слова преп. аввы Исаии к своим ему ученикам.
Слово первое. Заповеди аввы Исаии жившим с ним братиям.
1. Если желаете пребывать со мною, послушайте ради Иисуса.
2. Сиди каждый в келлии своей в страхе Господнем; и не небрегите о рукоделии вашем по заповеди Божией.
3. Не нерадите о поучении вашем и о непрестанной молитве, и храните сердце свое от чуждых помыслов, чтоб ничего не помышлять — ни о человеке каком, ни о чем либо из вещей века сего; но всегда изследуйте, в чем претыкаетесь, и старайтесь исправиться, умоляя Бога в болезновании сердца, слезах и злострадании (измождении плоти), да простит Он вам, и прочее да сохранит вас от впадения в тоже.
4. Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выдти из тела, миновать власти тьмы, встречающия нас в воздухе, и безпреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последняго суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления. Ибо вся нага и объявлена пред очами Того, Кому нам предлежит давать слово ответное (Евр. 4, 13).
5. Без великой нужды не говорите ничего ни в трапезе, ни в церкви, и не поправляйте кого поющаго, если он сам не спросит вас о чем.
6. По одной неделе служите в поварне со страхом Божиим, не погубляя поучения своего.
7. Отнюдь не входи никто в келлию брата своего, и не желайте прежде времени видеть друг друга.
8. Не подмечайте за рукодельем друг-друга, — брат ли больше тебя сработал, или ты больше его.
9. Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать; но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети сердца).
10. Когда кончится церковное собрание, или когда встанете по вкушении пищи, не садитесь поговорить друг с другом, ни даже о словесах Божиих; но иди каждый в келлию свою и плачь о грехах своих.
11. Если же будет нужда переговорить с кем, говорите сколько можно меньше, со смирением и благоговением, потому что Бог всегда внимает вам.
12. Не спорьте друг с другом ни о чем, и никого не оглаголуйте; не судите никого и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите; да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, неполезное вам.
13. Не оставляйте в сердце своем ни злобы, ни ненависти, ни зависти к ближнему, и да не будет у вас иное в устах, и иное в сердце, ибо Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), но все видит — и тайное и явное.
14. Всякий помысл и всякую скорбь, и всякое желание ваше и всякое подозревание не укрывайте в себе, открывайте свободно авве своему, и что услышите от него, то с верою старайтесь делать.
15. Смотрите, не вознерадите блюсти заповеди мои, потому что — простите мне — в таком случае я не оставлю вас пребывать со мною. Если будете соблюдать их, я дам за вас слово пред Богом; а если не будете соблюдать, Он с вас потребует слова — и о вашем нерадении, и о моем безплодии. Кто будет соблюдать мои заповеди, и тайно и явно, того Господь Бог сохранит от всякаго зла и покро-
ет его во всяком искушении грядущем — тайном ли, или явном.
16. Молю вас, братия мои, помните, чего ради вышли вы из мира, и заботьтесь о спасении своем, чтоб не всуе было ваше от него отречение, и не постыдиться вам пред Богом и пред отрекшимися ради Его от мира и добре подвизавшимися святыми.
17. Нелюбопрительность, злострадание (подвиги и лишения во измождение плоти), смирение и то, чтоб с разумом отсекать волю свою во всем, и не верить в свою праведность, но всегда иметь пред очами своими грехи свои, — народят тебе добродетелей. Сие же ведай (всяк), что покой (плоти), широкость ( πλατυσμος — широкий путь, нестеснение себя ничем, своя воля) и тщеславие губят всякий плод монаха.
Читаем Добротолюбие. Авва Исайя. Чистота
Аудио
Курс ведет Корепанов Константин Владиленович.
Продолжаем читать преподобного авву Исайю. Напомню, мы остановились на первом «Слове». Читали о некоторых практических советах жизни, духовной жизни, монашеской жизни, о молчании. Обратимся к 9-му стиху «Слова первого»:
Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте себе вольничать, но каждый в страхе Божием да внимает себе и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети сердца).
«В клети сердца» – это вставка, то есть в глубине сердца, втайне, невидимо, что бы человек ни делал, он совершает молитву.
С одной стороны, эти слова продолжают ту же самую мысль о молчании, о внимании, которую мы уже обсуждали в прошлый раз. Здесь мы обратим внимание на одно маленькое замечание. «Не позволяйте себе вольничать», – говорит авва Исайя. Это «Слово» на самом деле очень значимое, очень важное для понимания всего строя духовного аскетического делания древних святых отцов, древних аскетов. Кто-то из их числа, кто-то из известных отцов, о которых написано в «Древнем патерике», как-то сказал, что вольность есть мать всех бед, всех катастроф, провалов, падений в жизни монаха. Именно с вольности все начинается. Вольность – это беда для монаха.
Почему так страшно? Почему такое замечание здесь вскользь (в других местах оно более подробно) у святых отцов? Что вообще можно понимать под вольностью?
Человек позволяет себе расслабиться. Это, конечно, иногда, исходя из того же «Древнего патерика», является необходимостью – не каждый может всегда пребывать в неослабном напряжении. И мы говорили уже (когда-то очень давно, когда только начинали читать «Добротолюбие») о том, что эта неспособность человека к постоянному напряжению, необходимость иногда и как-то ослабить свой подвиг привели к созданию общежительного монастыря – для того, чтобы как-то распределить эту нагрузку, бороться с унынием, создать некую ритмичность, цикличность жизни, так чтобы действительно чрезмерного напряжения не создавалось.
Во-вторых, во время вольности и расслабленности человека уходит страх Божий. Даже у людей совершенных. Даже у людей действительно святых и твердо стоящих на аскетических традициях. Даже они остерегались себе позволять нечто, менять ритм жизни, расслабляться, какие-то вольности (лишний комфорт, лишний отдых, личное некое ласкательство, личное попечение о плоти). Хотя они уже были и стары, и мудры, они уже стяжали непрестанную молитву, но тем не менее опасались – как бы чего не вышло. А уж тем более когда речь идет о людях совсем не столь умудренных.
Очевидно, что вольность ослабляет страх Божий. Ведь в первую очередь вольность и противопоставлена страху Божьему. Если человек сосредоточен и внимателен, если он постоянно ведет себя так, как будто на него смотрит Бог, сознавая, что он находится в присутствии Бога и Бог ему внимает, как и он внимает Богу, если ходит перед Богом, ходит под Богом, если он постоянно весь во внимании, поучаясь Божественному слову в страхе и трепете, то в этом отношении вольность есть как раз установка, противоположная страху Божьему. Это трудно, это очень тяжело, особенно человеку, уже привыкшему к известным традициям нашего мирского бытия. Ему, конечно, трудно все время ходить в присутствии Бога, приучать себя к такому хождению. Очень трудно взять страх Божий за основной мотив своей жизни, чтобы он научил человека всему. Очень трудно! Гораздо легче об этом не помнить, об этом не думать и жить просто как придется.
Вольность и есть временная попытка (по крайней мере, человек так думает) снять с себя крест Христов. Выключить внимание, забыть о страхе Божьем и немного позволить себе делать то, что привык делать в миру. Невинные, в сущности, вещи. Невинные. Они поначалу невинные. Но если вольность не стеснять, то они становятся совсем не невинными. Они становятся страшными, ужасными, либо очень мерзкими, либо очень жестокими, потому что так устроен этот мир. Более говорить об этом мы не будем. Будут еще «Слова», которые дадут нам почву для дальнейших разговоров об этом. Нам важно пока обратить внимание именно на этот аспект: почему святые отцы так упорно говорят о том, что вольность вредна, что вольность надо отстранять, потому что, по существу, какой бы невинной она ни казалась, она есть явление, противоположное страху Божьему.
В этом отношении интересно, что чопорность прежних веков (как мы читаем о ней в разных воспоминаниях или художественных произведениях) есть как раз формализованное стремление оградить себя от вольного обращения других и каким-то образом наложить узду на потенциально вольное обращение с кем-то другим. То есть, конечно, это формализованная вещь. Конечно, она не жизненная и никакой жизненной силой не пропитанная, но общество прежних веков (и древнее общество в том числе) этой регламентированности уделяло большое внимание именно для того, чтобы не дать людям быть вольными друг с другом. Вольность разрушит все.
Самые древние описания разных потрясений, революционных событий (как, например, дошли до нас документы с Древнего Египта) как раз говорят о том, что именно вольность всех и вся потрясает и поражает. Именно вольность: молодой не уважает старого, бедный не уважает богатого, глупый превозносится над умным, жены смеются над мужьями – всеобщий бедлам, когда никто ни перед кем не трепещет, никто никого не уважает, никто никого не боится, нет никаких регламентированных способов общения… И мир рушится. Конечно, в современном мире торжествуют другие ценности, но нам важно отметить, что представление о вреде вольности – это не только мысль святых отцов. Было время, когда о таком вреде вольности знали и люди совсем не монашеского устроения. Тем не менее пользу от того, чтобы благоговеть перед другим человеком, и вред от отсутствия этого благоговения люди знали по опыту.
Далее мы обратимся к 12-му стиху из первого «Слова»:
Не спорьте друг с другом ни о чем, и никого не оглаголуйте, не судите никого и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам.
Конечно, в этом достаточно стереотипном, обычном (по крайней мере, на первый взгляд) суждении все, казалось бы, знакомо: спорить нельзя, судить нельзя, клеветать нельзя, уничижать никого не надо, роптать ни на кого не надо. Достаточно обычные советы. Мы с этим не раз встречаемся и на страницах Священного Писания (Нового Завета). Но вот на что стоит тем не менее обратить внимание?
Посмотрим самое начало изречения. «Не спорьте», говорит авва Исайя. Мы любим спорить. Причем мы оправдываем свое поведение тем, что подражаем древним святым отцам, которые заграждали уста нечестивых еретиков, били их по челюстям, вели разного рода полемику, устраивали диспуты и тем самым спасли православие от пленения ересью. И мы, конечно, разумеем себе, что мы и есть такие же ревнители правды, ревнители благочестия. Поэтому когда мы спорим со всеми, кто имеет иное мнение, чем мы, мы помышляем, что мы не просто словопрением занимаемся, а отстаиваем истину. При этом мы забываем некоторые вещи.
Во-первых, мы забываем, что те самые святители, о которых мы помним и знаем, которые защищали православие, некоторое время своей жизни пребывали если не в совершенном, то в очень великом молчании. То есть они обуздали свой язык, обуздали свое желание говорить. Кто-то из них был в затворе, кто-то из них был просто монахом, кто-то был отшельником, перед тем как стать епископом. Разные случаи бывали. Тем не менее те святители, о которых мы думаем, что мы им подражаем, когда ведем спор, по преимуществу выходцы или из отшельничества, или из очень суровых монашеских общин. Очень часто. Даже такие люди, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, которые известны своим замечательным образованием, перед тем как они стали епископами (хотя они вовсе не собирались быть епископами), занимались отшельнической жизнью, жили в уединении. Кто-то несколько лет, кто-то больше. Но они думали, что так вся их жизнь и будет продолжаться в этом уединении, другого они не искали. Промысл Божий судил иначе. Но эта способность молчать, сдерживать свой язык очень характерна для святителей IV – начала V века. Такого рода святители тогда были.
Второе, о чем мы забываем, это то, что эти люди не только научились молчать, они научились послушанию, они научились молитве, они познали истину, в духовном аскетическом подвиге они познали Бога, они прикоснулись к этому Свету, этой Тайне. Сам факт,что они способны были жить в уединении и приносить там духовные плоды, говорит о том, что они вступили за завесу неведения, вступили в некое тайное богообщение и, как истинные боголюбцы и мудрецы, не искали ничего другого. И никто бы из них никогда не стал тем, кем стал, если бы не особенный на это Промысл Божий.
Кроме того, они действительно говорили об истине. А мы, не научившись сдерживать язык, не научившись послушанию, не научившись молчать, не научившись слушать и не зная Бога, просто любим спорить. Нам кажется, что мы отстаиваем истину. Но ведь интересно – тот человек, с которым мы спорим, тоже ведь отстаивает истину. И мы не можем его упрекнуть в том, что он сознательно сопротивляется церковному учению. Просто он исходит из одних установок, а мы из других, он читал преимущественно одних отцов и учителей, мы читали преимущественно других отцов и учителей. Поэтому взгляд на некоторые проблемы несколько разный. Если бы пришел какой-нибудь третий человек, более мудрый, и больше знающий, и более вдохновенный, он бы показал нам и рассказал, что на самом деле мы оба правы, просто мы не слышим друг друга, не способны эти связи друг с другом наладить.
По сути дела, часто наш так называемый спор за истину есть всего лишь спор о мнениях. Что такое, в самом хорошем смысле слова, мнение? Когда мы что-то знаем об истине, но знаем ее с какой-то одной стороны, с какого-то одного бока. Мы ее подглядели, мы прочитали что-то о ней в какой-то хорошей книге, и нам это легло на сердце. Но то, что другую часть истины прочитал другой человек в другой хорошей книге, мы как-то не можем понять и принять. А чтобы овладеть истиной вполне, хотя бы какую-то объемность истины, рельефность, полноту представлять, для этого надо жить внутри Церкви, именно сознавая свою внутрицерковную жизнь. Надо жить в Боге и с Богом, надо иметь Богом просвещенный разум. Надо, как те отцы, войти за внутреннюю завесу, чтобы уметь отличить, что человек действительно возлюбил ложь и его действительно надо (как это делали и святые мужи), если он не способен отвлечься ото лжи, отсечь от Церкви, или это человек просто в силу разных причин не способен истину понять и поэтому сопротивляется, хотя никакую ложь он не возлюбил. Просто человек немощный по разуму или каким-то образом не может разобраться в сложностях высоких материй.
Например, как Василий Великий: чтобы не потерялись люди, не умеющие признать Святого Духа Богом, чтобы их не смущать и не отсекать от Церкви, он настоял на том, чтобы слово «Бог» в «Символе веры» по отношению к Духу не стояло. Он знает, что они правильно понимают, но в силу немощи своего ума не могут постичь, что Дух Святой тоже Бог. И многих других так же жалели. Кого-то Иоанн Златоуст, кого-то Григорий Богослов, кого-то Василий Великий. То есть всегда находились люди, которых они покрывали, видя их немощь, а не вражду против истины.
Видео (кликните для воспроизведения).
А мы не можем так рассуждать, потому что мы не знаем Бога, мы не познали истину. А не познали истину мы потому, что мы еще живем, возлюбив страсти. Как может человек, любящий страсти, любящий грех, познать истину? Для того чтобы действительно познать истину, надо стать свободным от дел плоти. Они это и делали, когда уходили в пустыни, когда накладывали узду на свой язык, на свою плоть. Когда овладевали всеми своими чувствами, то они учились вот этому. И Истина, видя их стремление совлечься греховных дел плоти, открывалась им, они прикасались, причащались ей. Не узнавали ее, а питались ею. И это напитывание и помогало им отличить по-настоящему, в Боге, в истине, человека, который противится истине, от человека, который не может ее вместить. Это совсем не одно и то же.